Полная версия
Русское масонство. Символы, принципы и ритуалы тайного общества в эпоху Екатерины II и Александра I
М. Как вы могли знать, что тут была дверь, когда у вас были завязаны глаза?
О. Потому что я нашел сначала задержку, потом вход или допуск.
М. Как получили вы допуск?
О. Тремя сильными ударами.
М. Что вам сказано было изнутри?
О. «Кто там?»
М. И что вы отвечали, брат?
О. «Человек, который желает иметь и просит участия в благах (benefit) этой достопочтенной ложи, посвященной святому Иоанну, как это сделали до меня многие братья и товарищи».
М. Почему вы надеялись получить это участие?
О. Потому что я родился свободным и имею добрую славу.
М. Что сказали вам на это?
О. «Войдите».
М. Как вы вошли и по чем?
О. По острию меча, или копья, или другого военного оружия, которое приставили к моей обнаженной груди.
М. Что сказали вам после этого?
О. Меня спросили, не чувствую ли я чего?
М. Что вы отвечали?
О. «Я чувствую нечто, но видеть не могу ничего».
М. Вы рассказали мне, как вы были приняты; скажите теперь, кто принял вас?
О. Младший надзиратель.
М. Что он сделал с вами?
О. Он передал меня мастеру, который приказал мне стать на колени и получить благо молитвы.
Следует молитва, обращенная к Великому и Всеобщему архитектору (каменщику) мира и Строителю человека[27], о благословении для всех их предприятий, о том, чтобы новый друг стал их верным братом, чтобы им послана была милость и мир, чтобы, как он (т. е. друг) простирает руку на божественные слова писания, так бы простирал ее и на служение брату, «если только это не будет вредно ему или его семейству», и, наконец, чтобы они могли сделаться участниками Его божественной природы… Молитва заключается прошением о ниспослании всеобщей братской любви, чтобы масонство под Божьим благословением распространилось во всем мире и чтобы все соединились тогда как один человек.
Затем новый брат, по вопросам мастера, продолжает рассказ о приеме: «Когда я получил эту молитву, меня спросили, на кого я возлагаю свое упование; я отвечал: на Бога. Потом меня взяли за руку, и один брат сказал: «Встаньте и следуйте за вашим водителем и не бойтесь никакой опасности»[28]. Меня провели три раза кругом ложи. Первое препятствие я встретил в спине младшего надзирателя на юге, я постучал в нее тремя ударами, как в дверь, он сказал: кто там? Я отвечал то же, что при двери (повторяется ответ). Второе сопротивление я встретил в спине старшего надзирателя на западе, где я повторил то же, что при двери (повторяется вопрос и ответ). Третье сопротивление встретил я в спине мастера на востоке, где я повторил то же. Мастер послал меня назад к старшему надзирателю на западе, чтобы получить наставления[29]. Он велел мне сделать шаг на первую ступень прямоугольного продолговатого четырехугольника[30], причем левое колено было обнажено и согнуто, тело оставалось прямо, а правая нога составляла прямой угол, моя обнаженная правая рука лежала на Библии, на которой лежали наугольник и циркуль, а левая рука поддерживала ее; тогда я принес торжественное обязательство или присягу масона».
На вопрос мастера новопринятый встает и повторяет присягу. После того мастер произносит тост за сердце, которое скрывает, и язык, который никогда не рассказывает, и все братья принимают тост с известными обрядами.
Ученик по вопросам мастера отвечает снова: «Когда обязательство было принято, у меня спросили: чего я желаю всего больше? Я отвечал: быть приведенным к свету. Меня привели к свету мастер и остальные братья. Когда я был приведен к свету, то первые вещи, которые я увидел, были Библия, наугольник и циркуль; мне сказали, что они означают три великих светильника масонства (Lights in Masonry): это Библия, чтобы управлять и руководить нашей верой; наугольник, чтобы делать прямыми наши действия; циркуль, чтобы соединять нас в известных границах со всеми людьми, а особенно с братом. Потом мне показали три свечи, о которых сказали, что это три меньших светильника в масонстве; они представляют собой солнце, луну и мастера-масона, потому что солнце управляет днем, луна управляет ночью, а мастер-масон управляет, или по крайней мере должен бы был управлять, своей ложей[31]. Затем мастер взял меня за правую руку и дал мне прикосновение и слово новопринятого ученика».
Прикосновение, которым братья ученической степени узнают друг друга, состоит в том, что надо ногтем большого пальца правой руки прилагать к первому суставу правой руки брата. Слово есть Jachin, произносимое братьями раздельно и по очереди: первый говорит «Ja», второй «chin», первый «Ja-chin» – или же каждый говорит поочередно по одной букве слова, которое потом выговаривается вполне[32]. По Причарду, ученик должен знать и другое слово «Боаз». «Иакин и Боаз» были названия двух мифических столбов в Соломоновом храме, к которым относятся различные легенды, масонские и средневековые предания, вероятно послужившие источником или поводом для масонских. Наконец, знак ученической степени: надо правой рукой горизонтально провести у шеи.
Когда мастер испытает на примере, знает ли новопринятый прикосновение, слово и знак, новопринятый отвечает на новые вопросы: как он оделся снова по-прежнему, как принес мастеру и всем братьям благодарность за принятие в «постойное общество» (worthy society), как мастер, призвав его на «северо-восток ложи», подарил ему запон, «знак невинности, более старый, чем золотое руно или римский орел, и почетнее звезды и подвязки или какого бы то ни было другого ордена под солнцем»[33]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Лишь некоторые примечания справочного характера помещены в виде подстрочных сносок. (Примеч. ред.)
2
Лонгинов М.Н., в исследовании «Новиков и московские мартинисты». М., 1867. (Примеч. ред.)
3
В.В. Сиповский считает тайными иллюминатами Шварца и Новикова – едва ли, впрочем, его мнение достаточно убедительно. См. статью его: Новиков, Шварц и Московское масонство // Н.М. Карамзин. СПб., 1899. Возражение на это у В.И. Семевского в статье: Декабристы – масоны // Минувшие годы. 1908. № 2. (Примеч. ред.)
4
Английский журнал Athenaeum (1869. Сент. С. 404) извещает о новом масонском журнале, который основывается в Англии, и, между прочим, обещал статью под названием: «Истинная история масонства, проводящая его основание до царей-пастырей». Критик журнала замечает: «Принимая в соображение, что другие масонские исследователи едва могут (в объяснении происхождения масонства) добраться до средневековых гильдий, и что относительно царей-пастырей теперь д-р Бек (ученый путешественник в Африку) и другие ученые стараются разыскать, кто они были, – попытка упомянутой истории очень смела. Еще недавно – один почтенный брат связывал масонство с клинообразными письменами; но так как эти письмена упорно противились быть прочтенными им и никто умевший читать их не давал им желаемого толкования, это открытие оказалось неудачным. В прошлом столетии Иосиф Бальзамо, называвший себя графом Калиостро, мог без труда уверить некоторых невежественных масонов во Франции, что он имел египетские масонские документы, – еще до того времени, когда начали читать иероглифы. Поучительное свидетельство того, как живучи обманщики и легковерные между полуобразованными людьми, представляет тот факт, что в нынешнем столетии во Франции возникло другое египетское масонство, которое не исчезло и до сих пор». Лонгинов в своей книге о Новикове придал серьезное значение баснословию о происхождении ордена. (Здесь и далее примеч. авт., если не указано иного.)
5
Для тех, кто хотел бы ближе ознакомиться с действительной историей масонства, мы сделаем следующие указания. Настоящая критическая история его начинается только после того, как в конце XVIII столетия лучшие масоны стали заботиться о том, чтобы освободить орден от шарлатанского мистицизма и мифологических выдумок. Таковы были стремления Боде, известного «просветителя», книгопродавца Николаи, Фесслера и др. (Лессинг еще принимал происхождение масонства от храмовых рыцарей). Вместе с этим желанием очистить самый орден явилась и критическая мысль о его истории. Таковы были прежде всего труды Фридр. Людв. Шредера, Шнейдера, Краузе и Гельдмана. Этот последний доказал, между прочим, подложность Кёльнской грамоты 1535 г., которую масонские историки выдавали за историческое доказательство существования ордена в то время. Но в особенности имеют значение труды Клосса. Клосс вообще есть лучший из историков масонства; он в первый раз определительно указал связь его с средневековыми цехами. См. также сочинения Келлера и Финделя.
6
Выписки сделаны по тексту, напечатанному в книге Финделя, в приложениях. Другой памятник этого старого масонства, «Общие постановления» Джорджа Пайна (1720 г.), заключает только подробности чиноначалия и управления лож.
7
В позднейшей редакции «Конституций» такой мятежник исключается из ложи.
8
Потому что в старину несвободных, крепостных, в цехи не принимали.
9
Apologie pour l’Ordre dos Francs-maзons. Par Mr N*** membre de l’ordre avec deux Chansons composйs par le frиre Amйricain (Клосс № 276).
10
Так как тамплиерство играет известную роль в нашем масонстве, то мы приведем несколько не лишенных интереса подробностей об этом ордене, рассказываемых Мовильоном (который сам был в числе посвященных) в его «Истории Фердинанда Брауншвейгского»: «Гунд показал полномочие, будто бы полученное им от истинных хранителей и преемников тайны тамплиерства и назначавшее его провинциальным гроссмейстером всей Германии и севера. Он сам составил себе орденский совет из членов, которых содействие считал особенно нужным и полезным для достижения своей цели. Этим способом и некоторыми другими средствами дело приобрело большой успех. В самом тайном кружке этого союза был введен весь церемониал и все устройство рыцарского ордена… при раздаче степеней он соображался с происхождением, связями, богатством… Эта система отделилась от всех ветвей масонства, и правители ее требовали от подчиненных им лож, чтобы они не допускали в свой состав никаких других братьев из других лож, – как делают люди, ожидающие и надеющиеся получить большие богатства, относительно всякого, кто желал бы получить долю вместе с ними… Видя, что множество богатых и знатных людей ревностно предавались этой отрасли масонства, очень многие стремились попасть в их общество. Но доступ был не легок и открыт далеко не каждому: особенным затруднением были огромные издержки и правило, по которому принимались в члены почти только богатые люди, чтобы их приношениями покрывались расходы и составлялись капиталы. Разумеется, с первого взгляда видно, что вся эта проделка была обманом».
11
Этот оракул тогдашнего модного света отличался самым нелепым легковерием; он не только находился в сантиментально-мистической переписке с Гаснером, но и верил в шарлатанские чудотворения Калиостро. «Кто был бы выше его, – восклицал Лафатер, – если бы он понимал простоту Евангелия!» В 1781 г. он посетил Калиостро в Страсбурге, но Калиостро принял его довольно жестко и сказал ему следующее: «Если из нас двоих больше знаете вы, то я вам вовсе не нужен; если же больше знаю я, то вы мне вовсе не нужны». Лафатер должен был понять, на какую доску ставил его Калиостро; но он не исправился и после.
12
Шлоссер. История восемнадцатого столетия. Т. III.
13
Р. арх. 1864. С. 598. Есть известие, что, за отсутствием письменных «актов» английских, Елагин заимствовал ритуалы иоанновских степеней шведской системы у Рейхеля. Если это действительно и было, то можно думать, что в этих степенях тогда еще не было большой разницы с английскими.
14
Прежние масонские историки, как Краузе, придавали первостепенное значение именно «Подлинному ключу» и «Трем сильным ударам». Новые приписывают им более позднее происхождение и осуждают Краузе, действительно преувеличивающего дело; но люди беспристрастные, как Финдель (с. 188), считают этот ритуал по-прежнему достойным уважения памятником нашему братству и заслуживающим тщательного изучения. Разница состоит, например, в числе вопросов (у Причарда 92, в «Иакине и Боазе» 108) и в том, что ответы в «Иакине и Боазе» несколько подробнее. Но, во всяком случае, ритуал «Иакина и Боаза» несравненно ближе к ритуалу Великой ложи, чем ритуалы новейших систем, хотя и в этих последних первые три степени вообще сохранились в своей старой форме; и в самом этом различии скорее нужно, кажется, видеть варианты действительно существовавших обычаев, чем простое изобретение старых масонов; первое объяснение кажется нам гораздо более сообразным с историческими вероятностями. Наконец, для нашей настоящей цели – указать общие черты старого английского ритуала и его историческое положение в развитии масонского содержания и обрядности, – разница старого и нового английского масонства теряет большую долю своего значения.
15
В следующем изложении мы вообще удерживаем, сколько возможно, подлинные слова источников.
16
«Масон без маски» также дает кандидату название «дворянина» и замечает при этом: «Так называют кандидатов, хотя бы они были и самые подлые».
17
Этот брат назывался обыкновенно приготовителем (preparateur – также и у немцев), у нас «провожатым» или «водителем»; должность его соединялась также с должностью оратора, обязанность которого состоит
18
Впоследствии стал употребляться так называемый «ковер» (tapis, toppich), вошедший вместе с изобретением высших степеней: рисунок делался на клеенке; потом употреблялись и готовые живописные «ковры». В английских ложах ковер не употреблялся и вошел наконец уже не раньше XIX в.
19
«Бывший мастер» и веревка являются только у старых масонов; масоны Великой ложи не принимали этих подробностей.
20
Это, вероятно, так называемая речь ритора; «Подлинный ключ» замечает, что слова бывают различны, что и естественно; образчики этих речей приводятся в разных ритуалах, между прочим, у Престона, а также в «Масоне без маски».
21
Эти формулы, несомненно, обычные; оне повторяются и в ритуале Великой ложи, и в других позднейших ритуалах.
22
Первые вопросы мы приводим вполне, но затем, для краткости, будем пропускать вопросы.
23
В наших ритуалах вместо «вы», постоянно «ты»; по-английски, напротив, форма постоянно более вежливая, в вопросах прибавляются: pray и т. п.
24
В ритуалах Великой ложи вставлен еще вопрос: М. Почему я могу узнать, что вы масон? О. Посредством знаков, примет и полных пунктов моего вступления.
25
По смыслу лекции старых масонов главным символом каменщичества и его тайны являются (дальше) «три светильника»: Библия, наугольник и циркуль. В ритуалах Великой ложи содержанием масонства ставится «братская любовь, помощь и верность», и разговор о тайне ведется так: М. Почему сделались вы масоном? О. Для тайны (for the sake of secrecy) и чтобы из мрака тотчас перейти в свет. М. Есть ли у масонов тайны? О. Есть много и высокой цены. М. Где сохраняют они их? О. В своих сердцах. М. Кому они доверяют их? О. Никому, кроме братьев и товарищей. М. Как открывают они их? О. Посредством знаков, примет и особенных слов. В другой редакции ритуала Великой ложи этот последний вопрос передан так: М. Что такое тайна масона? О. Знаки, приметы и многие слова. В другом месте того же ритуала: «Брат скрывает все секреты и тайны» (all secrets and secrecy). Едва ли можно сомневаться, что под всеми этими оборотами скрывался именно первоначальный цеховой секрет, состоявший в особых условных знаках, словах и т. п., а вместе и в известных нравственных положениях братства.
26
В ритуале Великой ложи веревка не упоминается, но может быть, что и это не было здесь произвольной прибавкой.
27
Это выражение было потом всеобщей принадлежностью ритуалов, потому что сравнение нравилось масонам.
28
В ритуале Великой ложи: «Что вы отвечали?» – «На Бога». – «Что сказал мастер?» – «Если я доверяюсь такому верному вождю, то я должен встать, следовать за моим водителем и не бояться никакой опасности».
29
Так что обязательство приносилось на западном конце чертежа: вероятно, мастер подходил к принимаемому. В ритуале Великой ложи принимаемый приближается тремя шагами к мастеру на востоке и вопросы идут так: «Что сделал тогда с вами младший надзиратель?» – «Он приблизил меня к достопочтенному мастеру на востоке и научил меня подходить к нему тремя правильными шагами». – «Из чего состоят они?» – «Из прямых линий и углов». – «Чему они научают нас в нравственном смысле?» – «Честной (прямой) жизни и правильным понятиям».
30
Т. е. упомянутого выше чертежа, или «ковра», – к которому вели три (начерченные) ступени.
31
В ритуале Великой ложи в этом изложении есть некоторая разница: великими светильниками прямо называются солнце, луна и мастер; а объяснение Библии, наугольника и циркуля отнесено в истолкование украшений (furniture) ложи; впрочем, в том же самом общем смысле, как здесь.
32
Кроме того, дается еще так называемое «проходное слово» для предварительного осведомления. Число знаков масонских было очень велико, и между ними, конечно, были варианты. В «Масоне без маски» пересчитываются четыре разряда знаков: ручные, ножные, шейные и грудные, которые описываются уже в Grand Mysitery of Free-Masons, 1724, и у Причарда.
33
То же сравнение повторяется и в ритуале Великой ложи.