bannerbanner
Новенькая
Новенькая

Полная версия

Новенькая

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

– Эту фразу знает каждый советский школьник, – засмеялся Александр. – Даже двоечник. А ты сама что думаешь?

– Думаю, что учиться надо. Для того, чтобы в дальнейшем найти хорошую работу и устроиться в жизни. Но, учиться не всегда интересно. И потом, некоторые предметы не пригодятся в дальнейшем.

– Какие, например?

– Ну-у, математика геометрия или химия.

– Понятно, – Александр кивнул. – Тебе, судя по всему, не нравятся точные науки?

– Да, я по складу – гуманитарий. Но математика тоже бывает занимательной. Особенно, если относиться к предмету не как к процессу действий над числами, а как к системе, помогающей развивать логическое мышление. Ну и, многое зависит от темы урока, конечно.

– Только от темы? Или может, есть ещё какие-то факторы, определяющие интерес к предмету?

– Если честно, то интерес пропадает, когда я не могу разобраться и понять сути вопроса.

– Понятно, – психолог что-то записал в планшет. – Перейдём к следующему блоку. Ты с кем-то уже подружилась?

– Я со всеми стараюсь нормально контактировать. Подружилась только с Варей. Ещё с Лукой часто общаюсь, мы сидим вместе за одной партой. Нельзя сказать, что мы друзья. Хотя, смотря, что вкладывать в понятие «дружба».

– Если следовать строгому определению, то дружба – это личные отношения между людьми, на основе симпатии, уважения или общих интересов. Кстати, возраст первой детской дружбы, примерно, три – пять лет.

– Прикольно, – улыбнулась Маруся. – Но что может понимать ребёнок в три года? Он эмоции ещё не умеет полноценно выражать.

– Не согласен, – Александр мягко возразил. – Например, ребёнок начинает осознанно улыбаться уже к двухмесячному возрасту. Он копирует мамину улыбку и таким образом выражает свое удовольствие. Чтобы улыбнуться, нужно задействовать семнадцать мышц. Представляешь, какую он проделывает работу.

– Удивительно, но плакать дети начинают с момента рождения, с первых секунд жизни. А смеяться – лишь спустя некоторое время и этому им, оказывается, надо учиться и задействовать семнадцать мышц. Получается, что печаль к нам приходит раньше, чем радость?

– Это не так, Маруся, – Александр покачал головой. – Просто, в первые месяцы жизни плач является основной реакцией младенца и, практически, единственной доступной формой взаимодействия с внешним миром.

– Как Вы всё понятно и доступно раскладываете по полочкам. Наверное, можете ответить на любой вопрос и не испытываете никаких проблем в жизни?

– Нет, Маруся, я обычный человек. У меня тоже есть вопросы, на которые я ищу ответы и есть проблемы, которые я пытаюсь решить. А помочь пациенту разобраться в сложных ситуациях – это часть моей работы. С тобой приятно общаться. Ты очень умная и ответственная девочка.

– Спасибо, – Маруся вздохнула. – Вообще, я одна в семье и не знаю, как это, когда у тебя есть брат или сестра. Но очень хочется попробовать быть старшей и нужной. Может быть, поэтому, в дружбе стараюсь опекать, заботиться и всё прощать?

– Возможно. Пусть это будет следующей темой нашей встречи, – психолог снова что-то записал в планшет. – А как ты выражаешь свои эмоции?

– Какие?

– Любые. Разве есть разница?

– Я думаю, что есть. Гнев или досаду нужно попытаться скрыть. А радостью можно поделиться с окружающими.

– А почему нужно сдерживать гнев, Маруся?

– Я ещё не до конца сформулировала это для себя, но думаю, что это негативная эмоция, которую следует научиться контролировать. Я бы предложила людям, для общего мирного сосуществования, надевать футболки, надписями и цветом информирующие окружающих о настроении владельца. Например, если человек злится, то надевает чёрную футболку с рисунком: «Не подходи!».

– Забавное предложение, – улыбнулся Александр. – А для чего это надо?

– Чтобы не пришлось притворяться, обманывать окружающих или делать вид, что у тебя всё прекрасно. Мне кажется, что сейчас люди подавляют в себе искренность. Все хотят просто казаться добрыми и милыми, и требуют от своих оппонентов, чтобы им отвечали такими же эмоциями. Но в большинстве случаев человеку наплевать, искренне ему улыбаются и сочувствуют или обманывают. Главное сейчас – это потреблять. И хорошее настроение потреблять в том числе. Я даже где-то читала, что в настоящее время очень востребованы люди, работа которых состоит в том, чтобы выслушать собеседника и разделить с ним его чувства и настроение. И подобная работа хорошо оплачивается.

– Очень интересное наблюдение, – психолог сделал пометку в планшете. – Хорошо. Я вот ещё о чём хотел спросить: ты в классе или школе не подвергалась буллингу?

– Буллинг? Что это?

– Это агрессивное преследование одного человека другим. Проще говоря, травля.

– Я что-то слышала про кибербуллинг.

– Кибербуллинг – это то же самое, что и буллинг, но с использованием цифровых технологий.

– Ну, нет, я с этим не сталкивалась в школе. И даже не предполагала, что существует такая проблема. Если кто-то это делает, то мне не понятно – зачем?

– Цель буллинга: напугать, разозлить, опозорить, унизить, отомстить. Как правило, это делается анонимно. Чтобы была возможность избежать последующего наказания.

– А что это даёт тому, кто занимается травлей?

– Чаще всего, к буллингу прибегают ради завоевания признания внутри коллектива, избавления от скуки или преодоления личностного кризиса. Говоря на доступном языке: для борьбы с собственными монстрами.

– Жесть какая- то, – Маруся поморщилась. – Что и правда, ради мифического превосходства над подобными себе особями надо обязательно кого-то травить? Мы же люди, а не животные. Нам не нужно завоёвывать место в стае.

– Иногда, люди ведут себя хуже, чем животные. Но представителям фауны это может быть простительно, потому что они живут инстинктами. Человек – существо разумное и высокоинтеллектуальное. Он должен руководствоваться правилами и законами общества, в котором существует. А на счёт места в стае, мне кажется, ты не совсем права, Маруся. Человеческая стая гораздо опаснее, чем стадо животных. Человек скрытен и коварен. Порой думаешь, что рядом с тобой верный друг, а на поверку выходит, что тот, кому ты полностью доверяла, оказывается злейшим врагом и предателем.

– Да, наверное, так бывает. Я ещё с подобным не сталкивалась, – Маруся задумалась, наморщив лоб. – Тогда получается, что у животных всё проще и честнее: вышли два самца на поединок перед своим прайдом и начали биться. Кто победил – тот и главный. Всё открыто и справедливо, в рамках законов стаи.

– Да, но это очень упрощённый вариант межличностных отношений и решения спорных вопросов, – засмеялся Александр. – Существуют, конечно, системы, в которых подобные установки работают, но это исключение из правил.

– Хорошо. Вот Вы говорили про законы и правила социума, а я подумала: ведь в обществе людей всегда существовали преступники и антагонисты. Я хочу сказать, что те, кто нарушали установленные нормы и существующий порядок. Они тогда кто?

– Они – возмутители спокойствия, бунтари и, возможно, преступники. Я понимаю, что и в твоём окружении, наверное, есть революционеры или те, кто пытается прогнуть этот мир под себя. Но всегда нужно помнить, что преступников настигнет неминуемое наказание, а бунтарей, как пели в известной песне, ожидает тюрьма.

– Давайте сменим тему, – вздохнула Маруся.

– Нет проблем. Как скажешь, – согласился Александр. – Переходим к следующему блоку вопросу. Предположим, что в процессе поиска ответов ты не находишь их и зашла в тупик. К кому обратишься за помощью?

– К маме.

– Она хороший советчик? И, вообще, она кто для тебя: подруга, строгий учитель или наставник?

– Она мама. Я знаю, что если возникнет дерьмовая ситуация, то она бросит все дела и примчится ко мне даже среди ночи. Она будет сидеть у моей кровати, когда я болею, даже если сама будет недомогать. Она пожертвует всем, что ей дорого ради меня одной. И я твёрдо уверенна, что я для неё самый главный человек во всём мире. Она никогда не ругает меня, а всё старается объяснить; не заставляет делать, а пытается договориться; старается устроить так, чтобы мне было интересно жить. Она самая лучшая и я её очень люблю.

– Да-а, – взгляд Александра потеплел. – Как я отметил в начале нашей встречи, всё сказанное здесь остаётся в этом кабинете. Но я бы очень хотел, чтобы эти слова твоя мама обязательно услышала. Она будет просто счастлива.

– Наверное, получилось эмоционально, но я сказала от чистого сердца, – смутилась Маруся.

– Это было сказано искренне и с любовью, – психолог шумно выдохнул. – Хорошо. Если не мама, то кто твой советчик «номер два»?

– Если не мама, – Маруся закатила глаза. – Тогда дедушка. Но мы с ним общаемся по-другому. Он меня никогда не ругает и не воспитывает, в прямом смысле слова. Он рассказывает какие-то житейские истории, по теме нашей беседы, а я потом их расшифровываю и решаю, как можно применить в жизни его законспирированные советы. Вот так.

– Интересный педагогический метод, – усмехнулся Александр. – Продолжим?

– Может, сделаем паузу в нашей встрече? – Маруся с мольбой посмотрела на психолога. – Мне надо осмыслить всё услышанное и разложить по файликам.

– Конечно, конечно. Согласен. На сегодня хватит. И даже благо пресыщается собой и от избытка веса погибает. Это Шекспир, – уточнил Александр. – Да, прошу тебя, Маруся, если возникнут проблемы – сразу ко мне. Ну и просто так заходи. Поговорим. Ты очень приятный собеседник.

– Спасибо, – Маруся встала, с радостью оставив неудобный стул. – До свидания.

2

Мария Ивановна царственно шла между рядами учебных столов, громко и чётко произнося слова:

– Время неумолимо движется вперёд. Кажется, что ещё только вчера наряжали ёлку, а сегодня уже можно начинать паковать вещи на летний отдых. Не за горами, долгожданные для вас летние каникулы. Но, перед этим, вам предстоит основательно потрудиться. А точнее, написать несколько контрольных работ, которые покажут степень вашей вовлеченности в учебный процесс.

Мария Ивановна остановилась у стола ученика, что-то увлечённо рисующего, и, преодолевая сопротивление, медленно вытащила у него из рук листок с картинками.

– Гоша. Что это за гадость ты нарисовал? – учительница брезгливо смотрела на рисунок.

– Это монстры, Мария Ивановна.

– Гоша, перед тем, как что-то сделать – надо обязательно подумать. Для чего тебе голова, Гоша?

– Головой я ем, – Гоша встал.

Смех в классе прозвучал, как взрыв хлопушки с конфетти.

– Гоша, головой обычно думают, – Мария Ивановна хохотала так, что на её глазах выступили слёзы. – Всё довольно веселиться. Я продолжу. На чём это я остановилась?

– Вы говорили о предстоящей контрольной работе, – подсказала Ева.

– И вовлеченности в учебный процесс, – добавила София.

– Ах, да, спасибо, мои милые, – похвалила девочек Мария Ивановна, благодарно улыбнувшись. – Учебный процесс погружает вас, дорогие мои, в изумительный мир – мир знаний, которому нет равных. И если пофантазировать, то можно представить себе этот мир, как огромную комнату с бесчисленным количеством окон и дверей, которые мы открываем на каждом уроке, получая информацию из учебников и, естественно, от преподавателей. Кроме того, расширять познания и духовно расти, нам помогают: наука, культура, искусство, спорт, путешествия и… прочее.

– Интернет, – подсказала Маруся.

– Что интернет? Не поняла, – растерянно посмотрела на неё Мария Ивановна.

– Сейчас ещё интернет помогает, – повторила Маруся.

– Деточка, интернет развращает и отупляет, – к Марии Ивановне вернулась уверенность и она погладила Марусю по голове. – Ваше поколение панически боится толстых книг и длинных предложений. Даже отправляя друг другу текстовые сообщения, вы перестали употреблять слова, а используете какие-то рожицы и картинки, как пещерные люди в эпоху неолита. И в этом заключается парадокс.

– Простите, Мария Ивановна, вообще то, слово «парадокс», в широком смысле, означает мнение, которое расходится с общепринятым и кажется нелогичным.

– Не поняла, – Мария Ивановна медленно краснела, наливаясь злобой. – Ты что, поправляешь педагога? Очень умная, да?

Маруся медленно встала. Спокойно и чётко произнесла:

– Я думаю, что в школу за тем и приходят, чтобы стать умными.

– Это у тебя такое мнение? – Мария Ивановна язвительно усмехнулась.

– Платон сказал, что мнение – это дебри между знанием и невежеством, – спокойно парировала Маруся.

– Общаясь со старшими по возрасту и положению, моя дорогая, надо быть учтивее и хотя бы казаться чуточку лучше, чем есть на самом деле, – Мария Ивановна походила на закипающий чайник.

– Я не хочу быть лучше. Я хочу быть такой, какая есть. А нагромождение речевых оборотов создаёт лишь видимость интеллекта.

– Вон из класса! – крикнула Мария Ивановна, указав рукой на дверь. – Немедленно марш отсюда!

– Ты просто Жанна Д’Арк, – завистливо прошептал Лука, восторженно глядя на Марусю. – Я бы так никогда не смог.

Маруся спокойно собрала вещи в рюкзак и направилась на выход. В притихшем классе её шаги звучали, как удары метронома из динамиков репродуктора.

Она быстро прошла по безлюдному коридору и завернула в туалет. Плотно прикрыв за собой дверь, вскинула руки вверх и закричала, выбрасывая наружу распиравший её гнев. Шумно выдохнула. Постояла несколько минут, стараясь успокоиться. На стене чем-то острым было нацарапано: «Учителя – лохи». «Согласна», – кивнула Маруся. Затем спустилась в гардероб; забрала верхнюю одежду и направилась на выход. Охранник дремал на своём посту, блаженно улыбаясь. Наверное, ему снилось что-то хорошее и доброе.

На улице полной грудью вдохнула свежего воздуха. Стало легче. Домой идти было рано, к тому же, внеплановое возвращение могло вызвать ненужные мамины вопросы, на которые сейчас не хотелось отвечать. Решила погулять и развеяться. Завернула за угол в арку и резко остановилась. Огромная собака, оскалив клыкастую пасть, пыталась схватить кошку. Та, шипела, выгнувшись дугой, ощетинив шерсть и выпучив глаза. Собака сделала попытку укусить кошку. Но, получив острыми когтями по морде, завизжала и бросилась прочь, поджав хвост. Кошка подошла к Марусе и потёрлась о её ноги. Маруся взяла на руки тёплый «шерстяной комочек». Кошка заурчала, успокаивая себя и человека.

3

В парке в эту пору было безлюдно. Маруся села на свободную скамейку, достала телефон и наушники, решив послушать музыку. Современный телефон – это сказочный монстр-волшебник. Стоит его разбудить, как он тут же увлекает в невероятное путешествие по страницам интернета и социальных сетей; отрывает от внешнего мира и реальной действительности; бессовестно крадёт драгоценные минуты твоей короткой жизни.

– Рядом с вами можно присесть? – услышала Маруся незнакомый голос.

Напротив неё стоял парень лет пятнадцати: среднего роста, худощавый, симпатичный, в свободном спортивном костюме. Светлые волосы на его голове торчали в разные стороны, делая похожим на ёжика. Однако, очки с затемнёнными стёклами и белая трость в руке резко диссонировали с обычностью его облика, делая нестандартным и вызывая удивление. Первый ответ, молниеносно пришедший на ум: «Тебе что, других скамеек мало?», Маруся подавила в себе, поняв, что перед ней стоит слепой.

– А как Вы узнали…

– Я слышу Ваше дыхание, а значит рядом, есть скамейка, на которой кто-то сидит, – ответил незнакомец, предвосхищая вопрос Маруси. – Мне проще сориентироваться в пространстве, когда рядом есть точка отсчёта. Извините, если помешал.

– Нет, нет. Всё нормально совсем не помешали.

– Меня зовут Семён. Можно просто Сеня.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2