bannerbanner
Дивный Серафим. Из жития святого. Пересказ
Дивный Серафим. Из жития святого. Пересказ

Полная версия

Дивный Серафим. Из жития святого. Пересказ

Текст
Aудио

0

0
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Александр Катеров

Дивный Серафим. Из жития святого. Пересказ




Эпиграф:


Он был и именем, и духом СЕРАФИМ;

В пустынной тишине весь Богу посвященный:

Ему всегда служил, и Бог всегда был с ним,

Внимая всем его молитвам вдохновенным.

Летопись Серафимо- Дивеевского монастыря.


Имя Серафима (с еврейского языка) значит; пламень, горение. Это собственно, ангельское имя, каким именуются светлые духи, принадлежащие к одному из ближайших к Богу чинов небесной иерархии, занимающие перед престолом Всевышнего первое место в первом лике. С принятием языческого сана само значение нового имени постоянно напоминало Прохору Мошнину о чистоте и пламенном служении Богу Ангелов, что и составляло всю его земную жизнь.


Уповал на небеса


Видавшие на своем веку много страданий саратовские старцы Иосиф, Исайя и Пахомий прониклись особым уважением к юному подвижнику Прохору Мошнину Начиная с 1780 года, он от постоянного пребывания в церкви и стояния на ногах заболел водянкой, испытывая жестокие страдания, но за три года болезни никто из них не слышал и слова жалобы на нездоровье. Опасаясь за его жизнь, отчаявшись, старец Пахомий однажды с самым решительным видом сказал, что вызовет врача. Однако блаженный с прежним упорством отверг его предложение:

– Святый отче, я предал себя истинному врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Матери Его. – Вас об одном прошу – причастить меня.

По просьбе больного и по собственному усердию старец Иосиф отслужил о его здоровье всенощную и литургию, потом Прохор исповедовался и… во время причащения святых Христовых Тайн к нему явилась Пресвятая Дева Мария в сопровождении апостолов Иоанна Богослова и Петра.

– Сей – нашего рода, – указала Она перстом на Прохора, затем возложила руку на его голову, и тотчас через образовавшееся у него в боку углубление стала вытекать вода. И Прохор выздоровел. Только на боку осталась рана. Так с юных лет Прохор, в скором времени инок Серафим, был отмечен Божественной печатью, которой был удостоен во все последующие годы и дни.


Неизреченное


Не раз инок Серафим удостаивался небесных видений в образе то ангелов, то молниеносных юношей в сияющих златотканых одеждах, которые пели во время Божественной службы вместе с братией Саровской обители. А однажды во время литургии на стастной седмице его озарил необыкновенный свет, и блаженный увидел окруженного ангелами, херувимами и серафимами Самого Господа Иисуса Христа. Идя по воздуху от западных ворот храма, Он остановился против амвона и, воздев кверху руки, благословил служащих и молящихся. Серафим при этом сильно изменился внешне, лицо его отражало свет небесной благодати. И не мог он ни сойти с места, ни словом обмолвиться. Потом, когда его ввели в алтарь, он около двух часов оставался в неподвижности. Наконец, блаженный пришел в себя, старцы стали расспрашивать его о случившемся с ним, а он, улыбаясь, только разводил руками: как, дескать, объяснить неизреченное: что он увидел мир иной?!..


Миг, равный вечности


Когда представлялось, что за келлией собирается несметное скопище недовольных людей, что они ломятся в двери, что стены разваливаются на четыре стороны, пустынножитель Серафим, впоследствии Саровский, догадывался, что это проделки сатаны, и преодолевая жуть, продолжал стоять на молитве. Однажды ему выбили косяки дверей и бросили к ногам березовый кряж, которым потом с трудом вынесли из келлии восемь человек. Старец и тут решил, что это действия злых духов. Но когда в лесу подошли крестьяне (он заготавливал дрова), отец Серафим, конечно, принял их за натуральных, живых людей. Крестьяне, подступив к нему, потребовали, к его удивлению, деньги.

– Сколько к тебе ходит паломников!.. И все денежки несут, – откровенно ухмыльнулся один из них.

– Я ни от кого ничего не беру, – спокойно ответил пустынножитель.

Вдруг один из крестьян набросился на него сзади: все-таки старец стоял с топором. Но позорно свалился с плеч, ушиб в падении ногу о бревно. Разбойники на миг оробели, и это видел отец Серафим. Стоило ему броситься на них (такая мысль шевельнулась в нем), и он бы поверг их в бегство, но вовремя вспомнил слова Спасителя: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущий убить» и разгадал бесовский замысел. Затем опустил топор на землю, скрестил руки на груди и сказал:

– Делайте, что вам надобно.

Его ударили обухом топора по голове, его изувечили, но это был тот самый миг, который доказал, что он вышел из поединка с бесом победителем, что он – великий дух.

Себя увидя


Однажды Саровскую обитель посетил генерал Л-н со многими орденами на груди. Ехал мимо и решил: отчего не заглянуть? Пообедал, затем с рассеянным любопытством прошелся по территории монастыря, зевнул. Обитель как обитель, храм как храм, подумал он. Собрался дальше ехать, как вдруг в воротах монастыря встретил знакомого помещика Прокудина, и тот посоветовал ему:

– К старцу Серафиму непременно зайди.

Генерал пожал плечами.

– Да что, я монахов не видел? Ну, старец, эка невидаль!

Нетерпеливо повернулся, несколько выпятив грудь и звякнув орденами.

– Зайди, не пожалеешь, – интригующе повторил помещик, и Л-н, по привычке пожав плечами, направился к затворнику, ладно, мол, сделаю такое одолжение.

Как только вступил в келлию, отец Серафим первым вышел навстречу и поклонился генералу. Низко в ноги. Л-н в недоумении остановился: солдаты и те не почитали его с таким смирением.

Тактичный Прокудин остался в сенях. Решил подождать приятеля. Минут через десять, надеялся, Л-н выйдет, но беседа затянулась на полчаса. Вдруг он услышал, как генерал плачет, навзрыд. Через минуту старец вывел его под руки, Л-н и в сенях продолжал плакать, не отрывая рук от лица. Фуражка, ордена почему-то тоже остались в келлии. Они оказывается, свалились с груди, когда под конец беседы старец хоть и мягко, но прямо сказал, что награды генерал получил незаслуженно. Прежде он до мелочей, со всеми личными тайнами пересказал Л-ну его жизнь. Оттого и сделалось горько. Оказывается, Бог глазами согбенного затворника видел всю его подноготную, вот вывернул ему душу на изнанку. А он-то мнил о себе!.. Всю жизнь гляделся в зеркало, любовался на бутафорию свою, и ни разу не удосужился заглянуть себе в душу. Индюк!


В порыве угрызения


6 апреля 1826 года дворовая Варфоломея Лебедева из Ардатовского уезда Нижегородской губернии, крепкая, здоровая женщина 22-х лет, в день сельского праздника, придя из церкви, пошла с мужем гулять. Вышли за ворота, и вдруг с ней сделалось дурно, закружилась голова, муж едва смог довести до избы. В сенях она упала на пол, помертвела, затем начались судороги, рвота, наконец, она потеряла сознание, а когда очнулась, вдруг заскрежетала зубами, начала грызть все подряд, что попадало ей на глаза. Выбившись из сил, Варфоломея заснула, но спустя месяц страшные припадки стали повторятся. И где, у кого только ни лечили бедную женщину! Светило – иностранец «с большой привилегией», какой практиковал на чугунных заводах в Выксе, и тот развел руками.

– Положитесь на Всевышнего, потому что из людей уже никто вас не вылечит.

Его приговор поверг Лебедевых в отчаяние. Но в ночь на 11 июня 1827 года больная увидела сон: явилась к ней незнакомая старая женщина с впалыми глазами и с упреком сказала:

– Что ты страдаешь и не ищешь себе настоящего врача?

Варфоломея испугалась, осенила себя крестом, принялась читать молитву: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…».

Женщина продолжила:

– Встань с одра и поспеши в Саровскую обитель к отцу Серафиму.

Утром запрягли господских лошадей, приехали в Саров, и старец вылечил Варфоломею, а на прощание посоветовал:

– Сходи в Дивеево на могилу рабы Божьей Агафьи и сотвори, сколько можешь, поклонов. Это она о тебе сожалеет и желает исцеления тебе. Варфоломея, всплеснув руками, невольно воскликнула: – А мы-то, люди, о чем заботимся!.. Почему же о святых вспоминанием только по случаю страшной болезни?! Воткнемся в корыто и только этим дворовыми интересами живем!..




Невозможно?!


Летом 1830 года в Диееве окончили строительство церкви во имя Рождества Богородицы, и батюшка, отец Серафим поручил благоговевшей перед ним помещице из Арданского уезда Елене Васильевне Мантуровой, и священнику, отцу Василию съездить в Нижний Новгород за разрешением Архиерея освятить новый храм.

«Куда, как поедем?» – терзался отец Василий, потому что год был холерный, в Нижнем объявили карантин, весь город оцепили войсками, да и Владыка велел никого не принимать. Вышел даже соответствующий Указ из Консистории. Но ослушаться батюшки тоже как? Вот такая стала дилемма: с одной стороны – вера великого старца, для которого чего-то невыполнимого не существовало, с другой – суровая действительность, абсолютная невозможность осуществить задуманное.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу