Полная версия
Рациональное общество. Том 5
Указанная книга с первых строк раскрывает значение информации в живой природе. Благодаря этой невидимой субстанции обеспечивается не только жизнь, ее сохранение и благоприятное развитие, но и генетическое воспроизводство ее в прежних формах и в том же качестве (с возможной мутацией). Сразу можно заметить, что в этом видится эволюционный системный образец организации общества как живой в своем базисе формации (эволюционно высшей живой организации). Читатель этой книги настраивается, таким образом, на понимание того, что и в обществе, от самих начал его формирования происходили информационные процессы аналогичные естественной живой природе.
Из опыта живой природы и мысленного моделирования первых взаимодействий гоминидов можно предложить такую дефиницию: информация в обществе – это немеханическое средство взаимодействия живых объектов и машин. Благодаря научному познанию информационных процессов, информационные принципы взаимодействия живых объектов (людей) были перенесены и в электронные машины (различные устройства), в человеко-машинные системы и комплексы. Вникая в физику информационных взаимодействий (которые, в отличие от механических, могут осуществляться на предельно большом расстоянии) мы видим, что эти взаимодействия осуществляются только посредством генерации так называемых сигналов, линии связи (транслирующей сигналы) и приемников сигналов, которые преобразуют (декодируют) сигналы во внутренние процессы объектов.
Теперь полезно, думается, ознакомиться и с достаточно полным (для данного очерка) определением в «Новой философской энциклопедии» (НФЭ) [3]:
«В общенаучном (нематематическом) плане информацию обычно связывают с получением новых сведений об объекте, явлении или событии. Считают, что сообщение ценно для получателя тогда, когда оно изменяет его предыдущие знания об объектах и их взаимоотношениях с другими объектами. Поэтому важнейшей составной частью теории информации в ее нематематической интерпретации является изучение информационных взаимодействий. Информационные взаимодействия можно рассматривать (Н. А. Кузнецов) как взаимодействия трех классов систем: 1) искусственных (технических) – от простейших регуляторов до глобальных компьютерных сетей; 2) естественных (живых) – от генов до социальных сообществ; 3) смешанных, напр., взаимодействие искусственного органа и живого организма или системы „человек – машина“. Исследования информационных взаимодействий предполагают широкое использование лингвистических и семантических подходов и процедур (поскольку участники информационного взаимодействия должны обладать согласованной информацией об используемых кодах, языках и их семантиках), а также аксиологических, когнитологических и психологических подходов и методов к большому количеству факторов, обусловливающих информационные взаимодействия между людьми (В. 3. Коган). Концепция информационного взаимодействия представляет значительный интерес для гносеологии и социальной философии, педагогики, политологии и социологии, так как позволяет понять закономерности развития многих природных и социальных процессов».
Как в живой природе, так и в человеческом обществе основная, действующая информация возникла и получила стремительное развитие на основе звуковых колебаний и их комбинаций, производимых живыми существами, в том числе человеком. Эти комбинации как последовательности звуков отображали окружающую реальность, ее предметы и процессы, и запоминались в сознании человека. Устанавливались и закреплялись так называемые теперь слова, речь и правила речи. Через некоторое время установилась и письменность. Все эти процессы формирования основных информационных средств в древнем обществе, завершившихся в основном текстами на различных носителях, изучены и представлены современными науками, лингвистикой и прочими. Теперь, как показывают проблемы общественного развития перед учеными и писателями стоят задачи определения и производства общественно прогрессивных текстов, что вызывает соответствующие сложные задачи организации адекватной деятельности указанных и прочих производителей текстов, – как основных форм информации действующей в развитии жизнедеятельности человека и общество.
Современное развитие сознания человека, с детских лет, осуществляется таким же образом, как и у древнего человека, но уже предельно ускоренно, с быстрым переходом к речи и текстам. Тексты формируют в сознании образы, произведенные (составленные) писателем, – близкие к реальности и иные, которые остаются в памяти читателя (слушателя) в том или ином составе. При восприятии других образов внешней реальности (из текстов или/и реальной жизни) в сознании действуют ассоциативные процессы, осуществляющие избирательное восприятие и запоминание образов, ассоциативно близких предыдущим в жизни и жизненным целям человека в текущий период.
Здесь надо пояснить важные понятия цели и цельности (см. словарь психологии [2, С. 809] и филос. словари): «Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата (состояния человека по результату действия, деятельности, – А.В.), определяющий целостность и направленность поведения». «Цельность (целостность) – интегральная функциональная характеристика целого, характеризующая единство целей и средств их достижения, обеспеченная повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого». То есть образ цели связывается со средствами ее достижения (из опыта, или непроверенных знаний). В то же время из великого опыта хорошо известно, что во многих случаях тексты (как информационные формы) способствуют, или непосредственно формируют и жизненные цели человека.
Здесь надо вспомнить (а молодым читателям узнать) политические задачи для писателей СССР, относительно формирования человека «коммунистического будущего», и задуматься о формировании сознания современного человека. Если в СССР ориентиры (задачи производителей информации) были общественно полезными, то в современный период они, к сожалению, определяются преимущественно рынком, – на что спрос, на то и ориентиры. Приходится констатировать, что рынок проник и в общественное сознание, в мышление общества о самом себе (о самости), о своей организованности и развитии, что препятствует, – как показывает современный рыночный хаос литературной продукции, прогрессивному развитию общества, – которое возможно лишь при адекватном развитии человека (через развитие его сознания).
Множественное значение сознания человека в развитии общества, – как в положительных, так и отрицательных направлениях, убедительно подтверждается всем историческим опытом, литературными и научными его обобщениями. Вспоминаются в этом плане «Фауст» И. Гёте, и его слова: «Нет ничего страшнее деятельного невежества». Вспоминается и великолепная литературная серия «Жизнь замечательных людей» в СССР и многие другие примеры. Особенно важны в этом плане и примеры новейшей истории: агрессивные для России и всего Мира информационные преобразования (перерождения) многих государств, развитие во всем мире криминальных и террористических структур, но в то же время и развитие общественно благоприятных, креативных и патриотических сообществ в России и многих других странах, информационно-функциональное единение народов в движении к общим целям. То есть великий исторический опыт показывает, что общество может совершенствоваться и достигать высокого уровня жизни и могущества в окружающем мире лишь посредством адекватной, целесообразной организованности процессов производства, распространения (трансляции) и использования информационной продукции в образовании молодых поколений и текущей жизнедеятельности. Попытаемся далее раскрыть и пояснить, утвердить этот тезис с привлечением соответствующей научной литературы (хотя он и подтверждается в значительной мере великим опытом СССР). Но прежде надо сделать краткое пояснение, с позиций автора, по отношению к такому распространенному понятию как знание.
Заглянем для начала в НФЭ. В соответствующей статье рассматривается развитие понятий знания в истории философии. Но надо тут же заметить, что рассматриваются понятия, возникшие и получившие распространение и использование вплоть до современности в те периоды когда понятий информации и сознания человека вовсе не существовало. Тем не менее, понятие знания было существенно развито, как отмечает НФЭ, еще Аристотелем:
«От Аристотеля ведет начало целый ряд представлений о знании, в том числе о знании как умении. Знать нечто (ремесло, язык, обряд) означает уметь практиковать, пользоваться, воспроизводить его. Знание рассматривается как схема деятельности и общения, как функция всякой человеческой активности (функционализм)».
Надо тут же заметить, что знание это понятие, относящееся к памяти, то есть сознанию («собранию знаний») человека. Соответственно, умение – это реализация человеком запомненной программы действий основанной на знаниях. «Схема деятельности и общения» – память алгоритмов и программ, подпрограмм действий и поведения в окружающей среде, во взаимодействии при общении (вспомним правила этики и пр.). Когда человек что-то «узнает», – из текстов, или из речи других, при общении, он (его сознание) сразу же сопоставляет языковый образ, отражающий ту или иную часть реальности, с имеющимися уже знаниями и, если он ассоциативно близок им или близок актуальным целям жизнедеятельности, то запоминается как новое знание, или идентифицируется как уже имеющееся (я это уже знаю, – говорим мы). Мы говорим: знания получают, сохраняют, распространяют, а в действительности имеют место информационные продукты, выраженные текстами на том или ином языке, или графически, на тех или иных «носителях» (носителях информации, как уже принято говорить).
НФЭ отмечает также: «Уже Аристотель фактически признавал многообразие типов знания (эпистеме, докса, пистис, техне, эмпейриа и т. п.). Не только обыденное суждение, эмпирическое протокольное предложение или научная теория, но и философская проблема, математическая аксиома, нравственная норма, художественный образ, религиозный символ имеют познавательное содержание. Все они характеризуют исторически конкретные формы человеческой деятельности, общения и сознания, связанные с адаптацией, ориентацией и самореализацией во внешнем и внутреннем мире».
Можно сделать такой вывод: слово-термин знание удобное для речи и текстов отражает информационные формы, возникшие и развитые в обществе, от его начал, на основе физиологических и прочих свойств человека, его сознания. Знания, как специфические формы информации в обществе и в общественной жизни человека (вспомним «Маугли») отражают (в согласованных с природой, физиологией и нейропсихологией человека информационных формах) всю окружающую реальность, в том числе научную, писательскую и прочую деятельность, и продукты познания (отражения) этой реальности в человеческом, а затем (через письменность и прочие средства) и в общественном сознании.
Содержательному (сущностному) определению знания способствует системная аналогия общественного сознания и человеческого. Человек запоминает и использует в своем развитии (пополняя сознание) только те знания, которые ассоциативно и прочим образом связываются с теми, которые приближают (обеспечивают) достижение им жизненных целей. В этом информационном развитии он обнаруживает и вредные знания, то есть информацию о средствах, которые препятствуют достижению тех или иных целей, или наносят вред, ущерб. Таким образом, возникают и накапливаются знания о «вредном» в жизни, в достижении целей. Возникают в сознании и неопределенные, не выверенные опытом знания, то есть отложенные задачи их проверки на пригодность в жизнедеятельности, на эффективность в достижении тех или иных целей. Теперь, с позиции этой системной аналогии, хорошо видна вся обширность и сложность распределения знаний в обществе по полезности, вредности и пустой значимости (нейтральности). И видна объективная необходимость, – с позиции высшего разума общества, жизненной мудрости (что в любом обществе еще отсутствует в необходимом содержании), выверять и перепроверять (по новым целям) все знания по общественной ценности и эффективности в достижении текущих и стратегических целей. Возникает, таким образом, – как и у человека, задача организации специализированных экспертных систем, соответствующих всему «целевому древу» общества (см. ниже).
Остановимся далее на кратком рассмотрении истории открытия этой невидимой и непонимаемой многими людьми до сих пор, информационной субстанции нашего мира. С современных научных позиций видится удивительным, что «открытие» информации (которая видилась ранее божественной волей и духовными силами) началось лишь с середины 20 века, благодаря К. Шеннону (см. ниже), Н. Винеру и другим ученым [4]. Думается, вряд ли кто-то из ученых интересовался ранее истинным источником движений и управления движениями в живой природе и в человеке, тем более что в мире господствовали именно божественные взгляды, а в научном сообществе и энергетические (на основе изучения тепловой и прочих видов энергии в физике).
Поскольку Винер был математиком и физиком, то его дальнейшие исследования получили техническую направленность, то есть относились к использованию информации в технике, в управлении техническими устройствами, машинами и в машинном (автоматическом) управлении различными объектами. На основе этимологии слов, связанных с управлением в жизни общества, он ввел для обозначения своего нового научного направления (новой науки) термин кибернетика. В аннотации к соответствующей книге [5], изданной им вслед за первой, говорится:
«В своей классической работе „Кибернетика и общество“ Норберт Винер утверждает, что управление любой системой – будь то живой организм, техническое устройство или общественная формация – подчиняется одним и тем же универсальным законам».
Думается, у многих активных ученых сразу же появлялось желание выяснить эти «универсальные законы» на основе современных для них научных и практических, исторических знаний. Появляется оно, возможно, и у читателя данного очерка. Однако не будем спешить. Прежде всего, надо еще раз отметить, что Н. Винер был математиком и физиком, и общественная жизнь, ее организация, процессы управления в ней (связанные с государством), судя по публикациям, не интересовали его в научном плане. Тем не менее, он вскрывал все же общие закономерности «живых организаций», соответственно и общества, – например, такой фразой [5]:
«Информацией мы называем сведения, которыми мы обмениваемся с внешним миром в процессе приспосабливания к последнему и улавливания того воздействия, какое оказывает на внешний мир наше приспосабливание. Процесс получения и использования информации есть фактически процесс нашего приспосабливания к контингенциям внешней среды и процесс нашей жизнедеятельности в этой среде».
В действительности информация (заключенная в сообщении, сигнале) имеет для человека и общества то или иное функциональное содержание, – она может активировать те или иные действия, останавливать, перенаправлять их, предупреждать о последствиях тех или иных действий. В человеческом обществе информация реализовалась и стала действовать (функционировать), – как отмечалось выше, на основе физиологии звукоизвлечения, слуха и зрения (рецепции), распознавания звуковых и визуальных сигналов, знаков, их последовательностей как сообщений. Разные народы (этносы), жившие обособленно, выработали свои языки речи и письменности, – как полноценные множества сигналов и знаков, которые физиологически появились, развились и использовались первично с целями установления и расширения, развития взаимодействий между людьми, и лишь позже для обозначения и отражения в социальной памяти (познания человеческим и общественным сознанием) предметов, объектов и процессов окружающего мира, в том числе самого человека и общества (см. Язык, Язык науки и пр. в НФЭ).
По поводу термина кибернетика Н. Винер заметил в указанной выше книге, что «…совершенно случайно выяснил, кстати, что данный термин ранее употреблял Андре Ампер применительно к политической науке, а в другом контексте он был введен одним польским ученым; оба этих употребления термина „кибернетика“ относятся к первой половине XIX века6». В сноске указывается: «Ампер в сочинении „Опыт о философии наук“ (1834—1843) определял кибернетику (cybernetique) как науку об управлении государством, призванную обеспечить гражданам различные блага; „польский ученый“ – педагог и философ Б. Трентовский, автор сочинения „Отношение философии к кибернетике, или Искусство управления государством“ (1843)».
Надо заметить, что в этой сноске и даже в современной литературе смешиваются понятия общества и государства. Государство – это комплекс управления обществом, его развитием. Оно, по функциональному назначению, не нуждается во внешнем управлении, даже со стороны народа (разве что в процессах «выборных» обновлений и по «аварийным случаям», в допустимых рамках демократии). Поэтому кибернетика является наукой об управлении вообще и, несомненно, об управлении обществом, главным образом со стороны государства и отчасти, по установленным нормам демократии – со стороны народа, достаточно образованных граждан, обладающих адекватными знаниями.
Таким образом, видится необходимым предложить читателю ознакомиться с общественно важной темой кибернетики применительно именно к обществу, поскольку, как отмечалось выше, Винер и его последователи развивали кибернетику, которая называется теперь «технической», а государства руководствовались иными знаниями. То есть развитие общественной кибернетики все еще требует значительных научных усилий, – прежде всего, в преодолении политических традиций в управлении общественным развитием. Однако, даже при положительном движении в этом направлении надо, кроме изучения истории кибернетических идей А.-М. Ампера [6; 7], изучить и осознать сущность информационных процессов, движущих человеком и обществом. Начальные размышления автора в этом плане, в том числе о движении общества в целом, названного «экономикой» (от рассуждений Аристотеля) были изложены в брошюрах (около 20 лет назад), – под псевдонимом, взятым под влиянием тектологии А. Богданова (Малиновского), – общенаучное и общественное значение которой раскрыл А. Л. Тахтаджян, выдающийся ученый-биолог конца 20 века [8—10].
Рассмотрим далее общую информационную организованность процессов движения человека. Как известно, в качестве генераторов сигналов выступают естественные голосовые органы и части тела, – для производства так называемых жестов (с древних времен), затем производство письменных знаков и текстов, а теперь еще и электронных сообщений. Линии связи хорошо понятны, а в качестве приемников используются органы и системы рецепции человека (см. физиологию). Здесь надо заметить, что ввиду популяризации термина информация, он понимается и используется часто ошибочно. По линиям связи передаются так называемые сигналы. Совокупность сигналов, отображающих (посредством кодирования), к примеру, слово и текст мы называем сообщением. То есть мы передаем и получаем не информацию (мн. числа нет), а сообщения. Слово информация может употребляться, на взгляд автора, лишь в словосочетаниях – ценная инф., много (немного) инф., важная инф., – подчеркивая значение сообщения для получателя. Общенаучная сущность информации, как математического понятия, связанного с количественным отображением меры неопределенности приоткрывается определением теории информации в НФЭ (часть его была приведена выше):
«ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ – специальная научная дисциплина, обычно представляемая как раздел кибернетики, анализирующая математические аспекты процессов сбора, передачи, обработки и хранения информации. Главная особенность теории информации состоит в широком использовании методов теории вероятностей и математической статистики, поскольку процесс извлечения информации связывают с уменьшением неопределенности наших сведений об объекте. Теорию информации часто используют как синоним теории передачи информации, изучающей оптимальные или близкие к оптимальным методы передачи информации по каналам связи. Возникновение теории передачи информации связывают с именем К. Шеннона, который в 1948 предложил
решение задачи нахождения оптимальной скорости передачи информации (пропускной способности канала), при которой вероятность ошибки при передаче информации будет
сколь угодно мала. Шеннон ввел понятие количества информации, выражающее сложность строения объекта через понятие энтропии. Существуют и другие формальные методы определения количества информации – алгоритмический, комбинаторный, подход, основанный на теории формальных логических систем и пр., которые не предполагают наличия априорной вероятностной меры на множестве сигналов.
Многочисленные попытки рассматривать информацию как инвариантную по отношению к видам человеческой деятельности форму представления идеального объекта (знание, художественный образ, естественный или искусственный языки и т. п.) и использовать понятия, принципы и формальный аппарат теории информации в широком культурном, языковом или науковедческом контекстах (А. Моль, В. В. Налимов, Ю. А Шрейдер и др.) не привели к сколько-нибудь значительным успехам. Не удалось, в частности, построить строгую семантическую теорию информации, а также формализовать концепции, базирующиеся на понятии «ценность» информации. Однако эти работы существенно расширили теоретико-познавательное значение теории информации».
То есть словосочетание «передача информации» используется лишь в случаях заведомо известной меры неопределенности, которую раскроет передаваемое сообщение.
Можно сделать и такой общий вывод, применительно к живым объектам. Информационные взаимодействия объектов устанавливают отношения между ними в последующем движении, которые можно распределить по трем категориям – сближающие их (в совместном движении), отталкивающие (разъединяющие ранее сближенные) и нейтральные. То есть информацию можно определить в этом плане как меру неопределенности в отношениях объектов и в развитии дальнейшего их взаимодействия, что является важным для социологических и прочих исследований процессов общественного развития.
Здесь, в связи с возросшей популярностью этого термина, надо обратить внимание на то, что информация это не какая-либо физическая субстанция нашего мира, а общенаучное (в основном математическое), системное понятие, введенное для исследования процессов организации / дезорганизации (см. идеи А. Богданова и научную литературу). Информацию часто путают с физическими воздействиями на мышление и сознание человека. Психологические воздействия связаны обычно с целевой передачей человеку определенных сообщений (знаний), как «ценной информации» о том или ином объекте, о тех или иных процессах. Термин информация часто используется и для обобщенного отражения «рабочих знаний», сведений, – как когнитивных средств человека, цифровых данных, – функционирующих (действующих) в тех или иных комбинациях, в системах деятельности и разнообразных процессах, процессах достижения целей (см. закл. часть очерка). Думается, на уровне общего образования достаточно знать, что сущность информации состоит в том, что она обеспечивает взаимодействия и односторонние действия без физических контактов, – в отличие от физических и химических взаимодействий, в больших множествах объектов, процессов и систем различной природы. Это средство образования и устойчивого сохранения, развития связей между элементами, объектами и системами, с образованием систем и более сложных, многосвязных систем. То есть это всеобщее средство организации сложных объектов и систем. В их анализе информационные связи и отдельные элементы, части, как и сами системы, принято называть функциональными (см. теорию функциональных систем П. К. Анохина и др. ученых). Функциональные системы человека изучаются, исследуются и лечатся в медицине. Исследования общества и его развития посредством формального (абстрактного) выделения и анализа функциональных связей и систем принято называть структурно-функциональным и системным анализом (прим. с середины 20 века, – Т. Парсонс, Р. Мертон; в СССР – П. К. Анохин, М. И. Сетров, Э. С. Маркарян, В. Г. Афанасьев и мн. др.).
Полезные статьи об информационных связях функционально-общественного значения, как коммуникаций дает «Новая философская энциклопедия» [3]. Вот начальные абзацы двух статей:
«КОММУНИКАЦИЯ в науке – совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов; необходимое условие развития науки. Уже в Средние века были предприняты усилия по процедурному оформлению процесса научной коммуникации. В десятках европейских университетов трактат или критические заметки, подготовленные одним из схоластов, переписывались и отправлялись всем заинтересованным в дискуссии коллегам. Тем самым были заложены основы системы оперативной связи, согласованных действий и самоорганизации научных сообществ.