Полная версия
Рациональное общество. Том 5
Заключение
В рамках статьи невозможно даже кратко очертить основные достижения на великом пути философского, религиозного и научного самопознания. О них говорят книги, найденные автором в научно-философском наследии по ходу исследований в направлении решения поставленной задачи. Выше были представлены главные, на взгляд автора, переходы в организации общественного развития. Второй переход, затянувшийся до начала 20 века, был обусловлен накоплением базы эмпирических, научных и прочих знаний, и великими обобщениями опыта всего человечества, выполненными Гегелем, К. Марксом, Ф. Энгельсом и другими мыслителями. Положительный опыт общественного развития на основе принципиально новой парадигмы, представленный Советским Союзом и системно осмысленный в некоторой мере многими учеными и автором, – на базе научных достижений в самопознании, показывает приближение «социалистических основ» этого развития к общесистемным закономерностям живой природы, человека и первичных естественных форм общественной жизни в качестве метаорганизмов. Они были кратко представлены в начале статьи и более подробно в предыдущих публикациях автора [15]. Соответственно, надо акцентировать внимание на необходимости развития научно-философского направления названного «органицизмом», – на основе интеграции прошлых системных исследований, – например, [21; 45; 56; 70]; Ежегодник издательства «Наука» (в СССР) «Системные исследования» и авторских, – то есть развития его на системном уровне исследований.
Обращение автора к интегральным понятиям ноогенеза, ноосферы и ноосферогенеза акцентирует внимание современных исследователей на необходимости достижения высокой, общественно адекватной, целесообразной и рациональной (по общественным целям развития) организации информационного содержания общества, всех процессов функционирования общественного сознания, – называемых нами в совокупности наукой, системами образования, управления и прочими системами, функционирующими посредством информационных связей и продуктов человеко-машинного мышления (достигнутого в результате многовекового ноогенеза).
Обзор научных источников социальной памяти, представленный выше, показывает существенную зависимость развития экономики не только от ноогенеза и определенного им научного ноосферогенеза, – выраженных развитием наук, но и от развития иерархически высшего (сильнодействующего) комплекса управления названного в древней истории государством, – от политогенеза [5; 6; 23; 50; 51; 61; 73]. Обзор в этом плане показывает сильную детерминацию политогенеза традициями властвования и процессами борьбы за власть. Лишь в современный период приходит осознание необходимости научного формирования государственного комплекса и использования в его функционировании высших достижений самопознания, – то есть осознание необходимости информационного обеспечения государства (как системного комплекса управления воспроизводством и развитием общества) со стороны высокоорганизованных научных структур социальной ноосферы (адекватных мыслительных структур общественного сознания, включающих экспертные системы). Появились уже научные работы по теории организации и теории государственного управления, – например [65; 66].
Современные призывы со стороны государства и активных общественных деятелей к единству, справедливости, всесторонней защите (сохранению) и увеличению народных ресурсов страны, и прочим положительным для общественной жизни характеристикам есть, в сущности, призывы к системной организованности совместной жизнедеятельности. Она свойственна всем живым организациям (организмам) нашего мира. Надо понимать, что ввиду необозримости современного общества оно осознается социально необразованными индивидами в качестве пространства для развития по личным целям (интересам). Поэтому всем молодым поколениям необходимо с детских лет прививать знания и устремления к общественно необходимому единству, к обеспечению функциональной целостности общества в разнообразных деятельностях по общим целям развития страны. Общественно необходимая социализация в этом плане рассмотрена, например, С. Д. Бодруновым [11].
Данная статья завершает многолетний авторский поиск и системную интеграцию знаний (исследований), согласно приведенной во введении сверхзадаче. Думается, при современном сетевом IT-обеспечении проектирование перехода страны к функционально целостной организованности метаорганизменного характера [16] может быть научно ускоренным. Однако, поиск источников знаний выявил и блокирующие в этом плане, и даже опасные для общества процессы, обусловленные рыночной экономикой, – процессы тотальной коммерциализации всего информационного производства. Начиная с навязчивой рекламы в СМИ, они проникли уже во все общественное сознание, вплоть до блокирования общественно необходимого научного и прочего мышления, – например, коммерциализацией издательской деятельности, блокированием распространения знаний, доступа к общественно полезным продуктам мышления. Даже в типовом предупреждении Издателей: «Любое использование материалов данной книги полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается» (подч. – А.В.) права Издателя недопустимо завышены «коммерческим интересом», в ущерб обществу. Более того, многими издательствами необоснованно присваивается функционал высшего эксперта по использованию книги в общественном сознании и мышлении. В этом плане вспоминается успешное использование с древних времен принципов взаимопомощи и дарения [7; 12; 13; 38], – начиная, конечно, с материальной сферы, но в последующем и в информационной. В современном обществе их значение трудно переоценить. Хорошо виден и положительный опыт всех развитых стран, России и СССР, особенно в сфере научного производства, – который всё еще требует системного обобщения [18; 24; 33; 39; 44; 46; 52; 54; 60; 72].
В плане организации общественно целесообразного и целерационального мышления видятся особо полезными концепция «глобального мозга» и другие взгляды на коллективное мышление, представленные Б. Б. Славиным [54; 60]. Однако развивая, по сути, идею органицизма (метаорганизма) в интеллектуально-информационном плане, Славин не рассматривает проблемы объективно необходимого перехода общества от финансовой к общецелевой экономике, – рациональной для общества и граждан. Как показывают исследования истории экономики, во всем мировом сообществе произошло, в сущности, глобальное развитие так называемой (при Аристотеле) хрематистики [26], – от примитивного ростовщичества [50] до современных высот финансовой экономики [76, c. 28—36, и др.]. То есть имеет место проблема осознания и преодоления общественно ложного понимания денег и свободы (см. выше). Внутренние деньги, как показывает положительный опыт СССР и отрицательный опыт современной России, не должны быть производительным ресурсом (с системных позиций они видятся средством учета общественной стоимости целевых процессов, – использующих общественные ресурсы).
В плане построения специализированных структур коллективного мышления, думается (по итогам авторских работ), полезна системная аналогия активных структур целесообразно цельного общественного сознания с полноценно и успешно функционирующим человеческим сознанием, добивающимся целей развития человека в различных средах жизнедеятельности. В этом плане видится полезной работа В. А. Лукова [41], в которой он не только развивает социобиологический подход Э. Уилсона, но и рассматривает формирование ноосферы на основе общественно рационального тезауруса в общественном сознании, начиная с образования молодых поколений. Указанные и другие научные работы позволяют видеть, что современная проблема общественно прогрессивной идеологии должна решаться на базе интеграции и систематизации научных достижений в самопознании, чему содействуют представленная и предыдущие работы автора, история ноогенеза – [10; 15—17; 21; 25;.27; 28; 31; 32; 35; 36; 40; 46; 51; 54; 57; 59; 60; 69; 71; 72; 77] и другие источники.
Опыт новой России и других стран приводит, однако, и к констатации того, что современному обществу все еще нужны, к глубокому сожалению, человеческие жертвы, большие потери для ускорения совершенствования, основой которого, несомненно, должна являться общественно целесообразная ноосфера. Представленные и прочие исследования ученых показывают ведущее, определяющее значение информационного развития страны во внутреннем социально-природном плане и внешнем, во взаимодействиях с мировым сообществом. Соответственно, всё информационное производство требует общественно целевой организованности в качестве человеко-машинной, эффективной и целерациональной ноосферы общества как социотехнического метаорганизма.
Литература
1. 1991 год: Взгляд на события 30 лет спустя // Социологические исследования. 2021. №8. С. 3—81.
2. Абрамсон И. Г., Линке П., Офицеров В. А., Славин Б. Ф. (ред.). Социалистический идеал и реальный социализм: Ленин, Троцкий, Сталин. М.: URSS, 2011. 613 c.
3. Александров И. О. Формирование структуры индивидуального знания. М.: Институт психологии РАН, 2006. 560 с.
4. Андрианов В. Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции. М.: Экономика, 2008. 326 с.
5. Анри Мишель. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. 536 с.
6. Аристотель. Политика / Аристотель; пер. с греческого С. А. Жебелева, Т. А. Миллер. Москва: Изд-во АСТ, 2018. 320 с.
7. Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине (по австралийским этнографическим данным). М.: Наука, 1987. 200 с.
8. Байдаров Е. У. и др. Ноосферный проект социоприродной эволюции: поиск алгоритмов устойчивости. Коллективная монография / Отв. ред. проф. Д. Е. Муза. – Донецк: ДонНТУ, Технопарк ДонНТУ УНИТЕХ, 2014. 288 с.
9. Белик А. А. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие. М.:РГГУ, 2009. 613 с.
10. Богданов А.: 1) Падение великого фетишизма. Вера и наука. М.: Издание С. Дороватовского и А. Чарушникова, 1910. 347 с.; 2) Наука об общественном сознании. Книгоиздательство писателей в Москве. 1914. 221 с.
11. Бодрунов С. Д. Социализация: тернистый путь к ноономике / Материалы международного научного семинара ИНИР им. С. Ю. Витте «Социализация экономики: человек как продукт и как активный субъект исторического процесса» // Экономическое возрождение России. 2020. №4. С. 5—12.
12. Бромлей Ю. В. (ред.) История первобытного общества. Том 2. Эпоха первобытной родовой общины. М.: Наука, 1986. 574 с.
13. Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. У истоков человеческого общества (Поведенческие аспекты эволюции человека). М.: Наука, 1993. 256 с.
14. Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 176 с.
15. Васильев А. И.: 1) Единый системный комплекс живых организаций // «Академия Тринитаризма», М., Эл №77—6567, публ.16905, 22.10.2011; 2) К осознанию системности антропосоциогенеза // Там же. Эл №77—6567, публ.26275, 04.04.2020; 3) Так вы за теорию или за науку? К осознанию научного самопознания // Там же. Эл №77—6567, публ.28411, 01.04.2023. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/01/0972-00.htm
16. Васильев А. И. Современные метаэкономические взгляды ставят важнейшую цивилизационную задачу // Философия хозяйства. 2023. №2. С. 105—120.
17. Васильев А. И. Об экономическом развитии в системно-историческом обзоре / А. И. Васильев. – Текст: электронный // Теоретическая экономика. – 2023 – №4. – С.31—47. URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.04.2023)
18. Венда В. Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990. 448 с.
19. Воейков М. И.: 1) Политическая экономия: очерки и этюды. СПб.: Алетейя, 2014. 310 с.; 2) Экономика Победы: уроки истории и современность (К 75-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне) / Сб. ст., отв. ред. М. И. Воейков. М.: Институт экономики РАН, 2020. 158 c.
20. Вормс Рене. Общественный организм. Пер. с фр., под ред. и с предисловием А. С. Трачевского. Изд. 2-е. М.: Либроком, 2012. 249 с.
21. Галушка А. С., Ниязметов А. К., Окулов М. О. Кристалл роста. К русскому экономическому чуду. М., 2021. 360 с.
22. Глушков В. М. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС. М.: Статистика, 1975. 161 с.
23. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс: Политический срез исторического процесса. М.: Либроком, 2009. 264 с.
24. Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. Историко-публицистическое издание. Пер. с англ. М. Д. Ахундова и В. Н. Игнатьева. М.: Политиздат, 1991. 480 с.
25. Дорога к свободе. Критический марксизм о теории социального освобождения. Под ред. Б. Ф. Славина. URSS. 2013. 688 с.
26. Железнов В. Я. Экономическое мировоззрение древних греков. Изд. 2-е. М.: Либроком, 2012. 257 с.
27. Идеология: социальная теория и практика. Монография. / Под ред. А. В. Жукоцкой. М.: ООО «Социальный проект», 2017. 208 с.
28. Идеология и наука. Дискуссии советских ученых середины XX века. Коллективная монография / Отв. ред. А. А. Касьян. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 288 с.
29. Кальной И. И. 1917—2017: Россия в поисках будущего. Коллективная монография / Отв. ред. И. И. Кальной. Симферополь: Ариал, 2018. 436 с.
30. Канарш Г. Ю. Современный капитализм: факторы трансформации // Знание. Понимание. Умение. 2021. №1. С. 83—97.
31. Карачаровский В. В., Шкаратан О. И. Разные цели одного общества // Социологические исследования. 2019. №1. С. 5—17.
32. Карл Баллод. Государство будущего. Перевод со 2-го перераб. издания А. и И. Рубиных. Издание Всероссийского Центрального Союза Потребительных Обществ. Москва, 1920. 192 с.
33. Кнорринг В. Г. История и методология науки и техники. Информационная сфера человеческой деятельности с древнейших времен до начала XVI века. Учебное пособие. СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2013. 352 с.
34. Колганов А. И. Советское планирование: что и почему актуально в XXI в. // Экономическая наука современной России. 2021. №4 (95). С. 127—132.
35. Кононов И. Ф. Социология в СССР (конец 1920-х – 1980-е гг.): смена конвенций и экзегеза ленинского теоретического наследия // Социологические исследования. 2020. №5. С. 90—101.
36. Конт Огюст. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении. Пер. с фр. И. А. Шапиро. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 256 с.
37. Концепция «общества знания» в современной социальной теории: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2010. 234 c.
38. Кропоткин П. А.: 1) Взаимопомощь как фактор эволюции. М.: Самообразование, 2007. 240 с.; 2) Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. 496 с.
39. Лейбниц Готфрид. Труды по философии науки. М.: Либроком, 2010. 178 с.
40. Либерализм и социализм. Запад и Россия. К 200-летию со дня рождения А. И. Герцена / Сб. ст. под ред. М. И. Воейкова. М.: Ленанд, 2013. 338 c.
41. Луков Вал. А. Биосоциология молодежи: теоретико-методологические основания. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. 430 с.
42. Майнцер Клаус. Сложносистемное мышление. Материя, разум, человечество. Новый синтез. Пер. с англ. Берков А. В. Под ред. и с предисл. Г. Г. Малинецкого. М.: Либроком, 2009. 464 с.
43. Малиновский Б. Научная теория культуры / Бронислав Малиновский; Пер. с англ. И. В. Утехина; сост. и вступ. ст. А. К. Байбурина. 2-е изд. М.: ОГИ, 2005. 184 с.
44. Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки. М.: РОССПЭН, 1997.
45. Маркарян Э. С.: 1) Вопросы системного исследования общества. М.; Знание, 1972; 2) Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ). М.: Мысль, 1983. 284 с.
46. Моисеев Н. Н.: 1) Социализм и информатика. М.: Политиздат, 1988. 285 с.; 2) Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия. 1990. 351 с.
47. Олейников Ю. В. К истории становления современной мировоззренческой парадигмы // Знание. Понимаие. Умение. 2021. №1. С. 114—124. DOI: 10.17805/zpu.2021.1.8
48. Осипов Ю. М. (Гл. ред.) Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. 2002. №4. 304 с.
49. Осипов Ю. М. Опыт философии хозяйства. Хозяйство как феномен культуры и самоорганизующаяся система. М.: Изд-во МГУ, 1990. 382 с.
50. Пасынков А. Феномен ростовщичества: от Вавилона до глобальной финансовой системы. История, экономика, антропология. СПб.: Диля, 2014. 448 с.
51. Поланьи К.: 1) Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. Пер. с англ. А. А. Васильева, С. Е. Федорова и А. П. Шурбелева. Под общ. ред. С. Е. Федорова. СПб.: Алетейя, 2002. 320 с.; 2) Избранные работы. М.: Территория будущего, 2010. 199 с.
52. Поспелов Д. А., Фет Я. И. (ред.) Очерки истории информатики в России. Новосибирск: Научно-издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1998. 663 с.
53. Прангишвили И. В. Системный подход и общесистемные закономерности. М.: СИНТЕГ, 2000. 528 с.
54. Рождение коллективного разума: О новых законах сетевого социума и сетевой экономики и об их влиянии на поведение человека. Великая трансформация третьего тысячелетия / Под ред. Б. Б. Славина. М.: ЛЕНАНД, 2014. 288 с.
55. Российское системное перестроение как стратегическая неизбежность: неоэкономика, неоиндустриализация, неодирижизм. Сборник тезисов выступлений участников Международной научной конференции. Под ред. Ю. М. Осипова, С. С. Нипа, Т. С. Сухиной. М.: Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. 160 с.
56. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. Е. С. Романова. М.: Военное издательство. 2004.
57. Савка А. В. Основы философии хозяйства: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Академкнига», 2010. 480 с.
58. Салинз М. Экономика каменного века. Пер. с англ. О. Ю. Артёмовой, Ю. А. Огородновой, Л. М. Огороднова. М.: ОГИ, 1999. 296 с.
59. Седлачек Т. Экономика добра и зла. В поисках смысла экономики «от Гильгамеша до Уолстрит». М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.
60. Славин Б. Б. Эпоха коллективного разума: О роли информации в обществе и о коммуникационной природе человека. URSS. 2019. 318 с. (и др.) URL: www.elibrary.ru
61. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ., науч. ред. П. Н. Клюкин. М.: Эксмо, 2016. 1056 c.
62. Соловьёв А. В. Культура информационного общества. Учебное пособие. Рязань: Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2013. 276 с.
63. Субетто А. И., Махатма Шанти, Лукоянов В. В. Историческое призвание науки, культуры, искусства и образования в XXI веке – ноосферная революция в мировоззрении, ценностях и разуме человека и преобразование основ его бытия на Земле // «Академия Тринитаризма», М., Эл №77—6567, публ.28491, 02.06.2023.
64. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 242 с.
65. Теория государственного управления. Челябинск: ЧелГУ, 2008. 297 с.
66. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под общ. ред. В. Г. Алиева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003. 431 с.
67. Туган-Барановский М. И. Очерки из новейшей истории политической экономии. СПб: Издание журнала «Мир Божий», 1903. 464 с.
68. Урсул А. Д. Феномен ноосферы: Глобальная эволюция и ноосферогенез. М.: ЛЕНАНД. 2015. 336 с.
69. Ханин Г. И. Экономическая история России в новейшее время. Том 1. Экономика СССР в конце 30-х годов – 1987 год. Монография. Новосиб. гос. техн. ун-т. Новосибирск, 2008. 516 с.
70. Хвостов В. М. Социология. Исторический очерк учений об обществе. Изд. 2-е. М.: Либроком, 2011. 354 с.
71. Черныш М. Ф. Концептуальные основы социальной политики: Достоинство, справедливость, равенство // Социологический журнал. 2020. Том 26. №1. С. 8—30.
72. Шереги Ф. Э., Стриханов М. Н. Наука в России: социологический анализ. М.: ЦСП, 2006. 456 с.
73. Шумпетер Й. А. Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса. История становления науки экономики: Квинтэссенция теорий основных экономических школ конца XIX – начала ХХ в. Пер. с англ. Изд. 2. URSS. 2023. 312 c.
74. Экономическая система современной России: пути и цели развития. Монография / под ред. А. А. Пороховского. М.: Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. 896 с.
75. Экономическая социология: Теория и история / под ред. Ю. В. Веселова, А. Л. Кашина. СПб: Нестор-История, 2012. 759 с.
76. Экономическая теория на пороге XXI века: Финансовая экономика / Под ред. Ю. М. Осипова, В. Г. Белолипецкого, Е. С. Зотовой. М.: Юристъ, 2001. 704 с.
77. Юнь О. М. Планирование: уроки истории и перспективы. М.: РГНФ, 2014. 654 с.
Информация человека и общества: Размышления о главном*
«Жить плодотворно, достигать жизненных целей
это значит жить, обладая информацией»
Норберт Винер
Введение. Общие сведения
Фраза Н. Винера, приведенная в эпиграфе (запомнилась автору из учебного пособия 80-х годов по машинописи, среди других цитат, – первоисточник пока не найден), указывает на особое, невидимое ранее (до исследований Н. Винера) средство достижения жизненных целей и плодотворной жизни, но не указывает на то, что обеспечивает это в действительности. «Обладать информацией» – это неточное выражение в принципе, поскольку человек и общество всегда обладали информацией, – в формах образов реальности, в формах знаний. Суть видится в том, что надо не «обладать» и не просто «информацией», а подчинять жизнедеятельность «адекватной информации», – адекватной целям, ведущим к плодотворной, успешной и благоприятной для человека и общества жизни. Системные взгляды на жизнедеятельность естественных организмов, человека и общественных формаций, во всей их эволюции и многовековой истории показывают полное соответствие реальности именно такого отношения человека и общества к информации. В современном интернет-поиске наиболее близких цитат Н. Винера мы находим лишь такие (из книги «Кибернетика и общество»): «Чтобы жить эффективно, надо жить с адекватной информацией». «Жить действенно – значит жить, располагая корректной информацией». Он говорил о человеке, а не об обществе в целом, но и в этом плане сразу же возникают вопросы – эффективно для кого, чего, каковы критерии, адекватной чему? Возникают вопросы и ко второму высказыванию (вероятно, неточен и перевод с англ. языка, с учетом контекста).
Здесь надо заметить, что Н. Винер, будучи математиком приближенным к технике не углублялся в проблемы использования информации обществом для своего совершенствования, и видел общественный прогресс в технологическом прогрессе его сфер, в развитии соответствующих наук. Тем не менее, многие его высказывания, особенно в современном издании сборника работ «Кибернетика и общество», видятся полезными при системном рассмотрении общества в целом, как социотехнической организации (см. ниже и работы Н. Винера, цитаты в интернете).
В данном очерке (эссе) автор предпринимает попытку приоткрыть читателям то неведомое еще для многих, что движет человеком в общественных условиях жизни, – от древних времен до современности, а для читателей уже достаточно образованных в этом плане и интересующихся вопросами «почему?» и «каким образом, каким путем?», – в общественном развитии, раскрыть исторически сложившиеся и сущностные основы информационных процессов, как средств движений и деятельностей в обществе. Эта предварительная часть необходима для достижения главной цели – показать на основе богатого научно-исторического материала основы движения человеческого общества к современному информационному и прочему могуществу, и судьбоносное значение как самой информации (знаний) в общественном сознании, так и общественно рациональной организации всего информационного производства. В этом плане представляется актуальным и важным анализ современной концепции «информационного общества» и российской стратегии развития такого общества на 2017—2030 гг., – по Указу Президента (этим анализом планируется завершить данный очерк).
Думается, заинтересованному вхождению в рассматриваемую тематику поможет популярная и полезная, – в том числе для современных писателей, книга «из СССР» [1]. Она способствует пониманию значения информации в обыденной и производственной деятельности человека, в нормативной и творческой деятельности всего общества, а следовательно и в публицистической, писательской деятельности. Уже своим появлением в общественном сознании она показывает, кроме прочего, общественное значение, в тот период, самого издательства «Молодая гвардия», – как ведущего Производителя информации, направленной на формирование общественно полезного сознания молодых поколений. Деятельность его обеспечивала и формирование полезных целей в молодых поколениях, общественно полезное их саморазвитие, то есть образование общественно ценных деятельных Единиц для всего общественного производства.