bannerbanner
Всё о мисофонии. Как жить, когда окружающие звуки сводят с ума
Всё о мисофонии. Как жить, когда окружающие звуки сводят с ума

Полная версия

Всё о мисофонии. Как жить, когда окружающие звуки сводят с ума

Текст
Aудио

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

«На прошлой неделе я писала о соседях, которые меня сильно раздражали… Из-за этого мой брак окончательно разваливается. Мой муж начинает обижаться на меня, и это так обидно… Но я его ни в чем не виню. Во время ссоры с супругом – ссорились по смс, плохая идея, знаю – он написал следующее: “Тебе это не понравится, но я просто устал слушать, как соседи, живущие своей жизнью, беспокоят тебя. Я не могу тебе сочувствовать. Да, они раздражают, но ты перебарщиваешь. Ты буквально специально выходишь к ним, чтобы послушать, как они разговаривают на подъездной дорожке. Ты ничего не сделала, чтобы помочь себе. Я советовал тебе обратиться за помощью. Даже если это стоит денег, твое благополучие того стоит. [Звуки] – это буквально все, о чем ты говоришь”. Он не ошибается, всё верно. Просто больно читать, насколько сумасшедшей я была последние несколько месяцев. Мне не хочется уезжать из нашего прекрасного дома. Я обращалась за помощью (несмотря на то, что мой муж говорит, что я ничего не сделала, чтобы помочь себе). Я пробовала методы, рекомендованные терапевтом, но безрезультатно. Я еще не пробовала EDMR, это может быть мой следующий шаг, но, честно говоря, я думаю, что готова сдаться. Я несчастна. Мой супруг несчастен. Мы больше не счастливы из-за моего состояния. Мой может не хочет снова переезжать, и это вызывает много беспокойства. Мисофония действительно разрушает жизни. Извините за долгие разглагольствования, я просто чувствую себя такой одинокой и не знаю, куда обратиться. Никто меня не понимает. Хотела бы я просто проглотить таблетку, чтобы все это исчезло и снова стало нормальным» (А., участница одной из групп поддержки мисофонов в социальных сетях).

Кстати, о соседях. Многие задаются вопросом: почему соседи сверху постоянно катают металлические шары? Оффтоп, который может позволить вам изменить контекст и по-другому воспринимать шум от соседей сверху, известный как вечернее и ночное «катание металлического шара» – это звуки, которые похожи на стук падающих металлических шаров, которые после падения продолжают катиться по полу. Есть мнение, что на самом деле этот звук издают не соседи, а … здание. Некоторые инженеры объясняют этот феномен так: днём здание нагревается, поэтому и каркас здания деформируется – арматурные штыри сжимаются или изгибаются. При снижении температуры вечером и ночью бетонные конструкции охлаждаются, и арматура возвращается в исходное положение. Именно этот процесс сопровождается звуком, похожим на катание железного шарика. Железобетон – хороший проводник звука, а пустоты между плитами и перекрытиями усиливают громкость. Строители, правда, эту версию не поддерживают и считают, что перепад температуры слишком мал, чтобы вызывать какие-либо деформации в строении.

Другая инженерная версия (соседи тоже не виноваты) – причиной звуков может быть усадка дома: одна из стен здания может немного просесть. Это будет никак незаметно внешне, но конструкция и перекрытия все же изменят положение, образуя пустоты, вызывающие шум. Вопрос – почему тогда звук идёт с потолка и не слышен с пола? Это объясняется тем, что пол более защищен: напольные покрытия и ковры прекрасно поглощают шум. Кстати, на «эффект металлического шара» чаще жалуются жильцы именно «панелек», тогда как в кирпичных домах такой эффект возникает намного реже. А в деревянных домах не до шара – к нему добавляется скрипение, гудение и прочий шум, который люди могут принять за проявления потустороннего и мистического. На самом деле, просто дерево – чувствительный к температурным изменениям материал (Hi-Tech Mail.ru, 2022).


Кратко:

– тяжелая степень мисофонии может серьезно снижать качество жизни человека;

– мисофония может влиять на отношения в семье, на работу и учебу – приводить к разрыву отношений, увольнению, ухода из школы/университета

– мисофония может приводить к отказу от посещений некоторых мест, сложностям с концентрацией внимание и снижать способность выполнять рабочие и социальные задачи.

Мисофония – это «семейное» расстройство или нет?

В некоторые исследованиях были выявлены случаи, когда мисофония развивалась сразу у нескольких членов семьи. Например, в исследовании, которое провели в Бразилии, изучалась семья из 15 членов, страдающих мисофонией. Эти 15 человек (10 женщин, 5 мужчин) принадлежали к трём поколениям одной семьи. Их возраст колебался от 9 до 73 лет. Анализ показал, что у 10 человек (83,3 %) первые симптомы появились в детстве или в подростковом возрасте. Средний балл раздражения от 0 до 10 составил 7,3. Люди сообщали о ненависти/гневе, раздражительности и беспокойстве в ответ на триггеры. Когда они сталкивались с триггерной ситуацией, они просили прекратить звук, уходили и даже дрались. Сопутствующими симптомами, о которых сообщали сами пациенты, были тревога (91,3 %), шум в ушах (50 %), обсессивно-компульсивное расстройство (41,6 %), депрессия (33,3 %) и повышенная чувствительность к звукам (25 %) (Sanchez and da Silva, 2018).

В другом исследовании с участием 779 человек, 33 % участников сообщили о положительном семейном анамнезе мисофонии (Jager et al., 2020).

В исследовании, проведенном в Великобритании в 2021 году с участием 828 мисофонов, 61 % процент участников заявили, что другой член их семьи также страдает чувствительностью к звукам, включая родителей (21 %), братьев и сестер (18 %) и детей (11 %) (Vitoratou et al., 2021).

Вместе с тем, исследователи считают преждевременным говорить о том, что мисофония является «семейной» и «передающейся по наследству» – наличие мисофонии у нескольких членов одной семьи может быть объяснено не биологическим фактором, а, например, тем, что дети могут «учиться» у своих родителей испытывать неприязнь к определённым звукам.

Вот как описывает жизнь с человеком с мисофонией один из участников тематического форума: «У меня нет мисофонии, но я тоже начинаю замечать звуки, которые триггерят мою жену. Я начинаю ожидать её реакции и поэтому слежу за звуковым фоном. У меня ощущение, что я начинаю перенимать у неё отношение к звукам и постоянно ожидаю их появления».

Кратко:

– мисофония может встречаться у нескольких членов семьи;

– рано утверждать, что расстройство «передается по наследству» – члены семьи могут «учиться» друг у друга негативно воспринимать некоторые звуки.

В каком возрасте возникает мисофония

Хотя симптомы мисофонии обычно впервые наблюдаются в детстве или раннем подростковом возрасте, ученые пока изучают, в каком возрасте действительно возникает расстройство. Нет также достоверных данных о «типичном» течении мисофонии в течение жизни человека – например, остаётся она стабильной или ухудшается с возрастом (Swedo et al., 2022).

В 2017 году в одном из исследований с участием 300 участников результаты выявили закономерность в развитии мисофонии: симптомы начались в детстве/раннем взрослом возрасте и усиливаются при повторном воздействии триггеров (Brout et al., 2018).

Аналогичные результаты были получены в исследовании, проведённом в Великобритании в 2021 году с участием 828 мисофонов. Участники заявили, что они заметили мисофонические симптомы в среднем в возрасте 12,8 лет. Фактически, 65 % участников заметили свой первый триггер в детстве (до 12 лет), ещё 23 % – в подростковом возрасте (до 18 лет), и только 12 % были старше 18 лет на момент начала расстройства. Большинство (83 %) заявили, что звуки еды были одними из их первых триггеров, за которыми следовали носовые звуки (40 %), горловые звуки (29 %) и звуки постукивания (28 %). Более 73 % заявили, что за последние пять лет их симптомы усилились по частоте и интенсивности (Vitoratou et al., 2021).

Кратко:

– пока достоверно неизвестно, в каком возрасте возникает мисофония и как она развивается в течение жизни человека;

– предполагается, что мисофония обычно впервые наблюдаются в детстве или раннем подростковом возрасте и усиливается, если триггеры повторяются;

– первыми триггерами чаще всего являются звуки еды, которые издают близкие люди.

Мисофония у женщин и мужчин

Некоторые исследования говорят о том, что признаки мисофонии встречаются чаще у женщин, чем у мужчин, а также о том, что женщины чаще имеют более тяжёлую степень расстройства.

Так, в исследовании Университета Британской Колумбии в ответ на вопрос о чувствительности к звукам из 2751 участников в общей сложности 1118 женщин (или 55,1 %) и 280 мужчин (или 39,9 %) ответили утвердительно (Jaswal et al., 2021).

Женщины также могут по-другому переживать мисофонию – в исследовании с участием 828 мисофонов, проведённом в Великобритании, женщины набрали значительно больше баллов, чем мужчины, в пунктах «не люблю себя» и «я плохой человек внутри». Общий балл мисофонии женщин также был на девять единиц выше по сравнению с мужчинами. Женщины также сообщали о более высокой интенсивности реакции на все триггеры, чем мужчины, причём самые большие различия проявлялись в звуках «заложенного носа» и «звуках поцелуев». Женщины также сообщали об эмоциях отвращении значительно чаще, чем мужчины (Vitoratou et al., 2021).


Кратко:

– мисофония может встречаться чаще у женщин, чем у мужчин;

– женщины часто страдают более тяжелой формой расстройства, чем мужчины.

Проблемы со слухом и мисофония

Исследователи считают, что мисофония не связана с потерей слуха, однако важно понимать отличия мисофонии от других схожих расстройств для того, чтобе не ошибиться в диагнозе.

Мисофонию нередко путают – и пациенты, и врачи, когда к ним приходят с жалобами на неприязнь к звукам – с гиперакузией, тиннитусом и фонофобией. Несмотря на то, что между этими расстройствами, действительно, есть некоторое сходство и они могут встречаться вместе, они отличаются друг от друга (Jastreboff and Jastreboff, 2014).

В одном из самых больших исследований мисофонии, которое прошло в Амстердаме с участием 575 мисофонов, из общей выборки у четырёх человек (0,7 %) ранее диагностировали только гиперакузию, у десяти человек (1,7 %) – только тиннитус («шум в ушах»), а у одного пациента – и то, и другое. Только 3,5 % (или 20 человек) участников сообщили о потере слуха или других проблемах со слухом. Таким образом, исследователи сделали вывод, что в целом у людей с мисофонией нормальный слух, в отличие от слуха при тиннитусе. Например, распространённость потери слуха среди мисофонов даже ниже, чем среди взрослого населения Нидерландов (Jager et al., 2020).

В другом исследовании, проведённом во Франции, из 253 участников 22 %, 19 % и 71 % мисофонов сообщили о проблемах со слухом, тиннитусе и гиперакузии соответственно (Enzler et al., 2021).

Гиперакузия

Гиперакузия – это непереносимость определённых повседневных звуков, вызывающая значительный дистресс и ухудшение социальной, профессиональной, развлекательной и другой повседневной деятельности. Звуки могут восприниматься как неприятно громкие, неприятные, пугающие или болезненные.

Есть несколько подтипов гиперакузии (они могут возникать по отдельности или в комбинации), например:

– болевая гиперакузия – ощущение боли в ответ на определенные звуки;

– гиперакузия страха – страх, вызванный определенным звуками.

Часто гиперакузия возникает одновременно с тиннитусом: одно из исследований показало, что 55 % пациентов, у которых был тиннитус, также страдали гиперакузией. Основные механизмы гиперакузии не изучены, и в настоящее время не существует универсального протокола лечения. Однако обнадеживающие результаты показала когнитивная терапия.

Предполагается, что механизмы мисофонии и гиперакузии разные – в случае мисофонии слуховая система у человека работает в пределах нормы. При гиперакузии неприятный звук вызывает чрезмерную активацию нейронной активности в слуховых путях, тогда как у мисофонов задействованы другие механизмы.

Тиннитус

Тиннитус (шум в ушах) – это восприятие звуков при отсутствии внешней акустической стимуляции. Проще говоря, человек слышит звуки при их отсутствии. Люди с тиннитусом описывают шум в ушах как «жужжание», «высокий шум», «шипение», «свист», «водопад», «шлифовальный круг», «звон», «белый шум», «шум ветра», «пузыри», «щелчки», «гудки», «статический шум» и «гудение». Около 20 % пациентов не могут описать, как звучит их шум в ушах.

Большинство людей с тиннитусом также имеют некоторую степень потери слуха, но не все люди с потерей слуха имеют шум в ушах. Недавнее исследование показало, что воспринимаемая громкость шума в ушах связана с тяжестью потери слуха. Патофизиология шума в ушах до конца не изучена, и в настоящее время от него нет «лекарства». Однако, так как в создании дистресса, связанного с тиннитусом, участвуют когнитивные (мыслительные) процессы, то предполагается, что когнитивная терапия помогает и при тиннитусе.

Разница между тиннитусом и мисофонией заключается в начальном сигнале (внутренне генерируемая нейронная активность в случае шума в ушах и нейронная активность, вызванная внешним звуком, при мисофонии), но остальные предполагаемые механизмы одинаковы.

Фонофобия

Фонофобия – это страх перед громким шумом. При фонофобии страх перед звуком является доминирующей эмоцией. Фонофобия признаётся в клинической психологии, где её лечат так же, как и другие виды сенсорных фобий, а также в неврологии, где это один из симптомов, связанных с мигренью, и лечится как часть хронического неврологического расстройства, характеризующегося периодическими головными болями.

Фобии от обычных страхов отличают три характеристики.

1. человек постоянно боится объекта или ситуации в течение длительного периода времени;

2. человек знает, что страх не обоснован, но это знание не помогает избавиться от него;

3. человек избегает вызывающей страх ситуации.

Люди с мисофонией не испытают страх перед звуком. Кроме того, громкость звука при мисофонии, а также его интенсивность, могут влиять на реакцию мисофона меньше, чем контекст и личное отношение к источнику триггера.


Кратко:

– мисофония не связана с потерей слуха;

– мисофонию часто путают с гиперакузией, тиннитусом и фонофобией – несмотря на некоторые сходства, они отличаются от мисофонии.

Причины и механизмы мисофонии

В настоящее время нет однозначного ответа, почему возникает мисофония. Предполагается, что в ее развитии играет несколько факторов:

– наследственность;

– наличие или отсутствие сопутствующих расстройств (например, тревожного расстройства);

– сложности с регуляцией эмоций;

– депрессия;

– стресс;

– негативные события в жизни, в ходе которых мозг человек мог создать в процессе обусловливания связь между раздражителем и звуком.

При этом доказано, что мисофония не является физиологическим расстройством, например, расстройством слуха, и что в её основе лежат когнитивные – мыслительные – процессы, которые можно корректировать с помощью, например, когнитивно-поведенческой терапии.

Роль центра «сети заметности» в мозгу

В 2017 году учёные выполнили функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), а также исследование частоты сердечных сокращений и кожной[12] в двух группах – среди мисофонов и в контрольной группе[13]. Участников попросили прослушать три набора звуков: триггерные звуки, неприятные звуки (аверсивные немисофонические звуки) и нейтральные звуки. Триггерные звуки вызывали сильную мисофоническую реакцию у мисофонов. Неприятные звуки, хотя и воспринимались как раздражающие, не вызывали мисофонической реакции, что указывает на отличие между общим раздражением и мисофоническими реакциями.

Самое важное открытие этого исследования – это то, что реакция была самой сильной в билатеральной передней островковой коре мозга (AIC) – именно она считается ответственной за формирование сознания, а также играет роль в образовании эмоций и поддержке гомеостаза[14]. У людей с мисофонией во время прослушивания триггерных звуков в этой зоне была повышенная активность; для неприятных и нейтральных звуков различий между мисофонами и контрольной группой обнаружено не было.

Также оказалось, что у мисофонов наблюдалась гиперсвязь между передней островковой коры мозга AIC с сетью пассивного режима работы мозга (DMN, default mode network), который активен во время внутренних мыслей и воспоминаний. Предполагается, что процессы, связанные с ассоциативным обучением и памятью, могут играть важную роль в повышенной активации передней островковой коры при возникновении триггеров (Brout et al., 2018).

Это исследование подтвердило гипотезу, которую в 2014 году выдвинули американские учёные. Они исследовали связь мисофонии с другими расстройствами и заболеваниями и влияние мисофонии на жизнь человека. В этом исследовании симптомы мисофонии значительно положительно коррелировали с сенсорной сверхчувствительностью в других сенсорных областях – обонятельной, тактильной и зрительной. Это говорит о том, что симптомы мисофонии могут быть связаны с сенсорной сверхчувствительностью в целом, а не со слуховой сверхчувствительностью в частности. Учёные предположили, что связь между симптомами мисофонии и сенсорной чувствительностью может указывать на то, что симптомы мисофонии связаны с более общей защитной мотивационной реакцией сенсорных систем (Brout et al., 2018).

Механизм синестезии и мисофонии

В 2018 году было проведено исследование, в котором началось изучение того, реагируют ли мисофоны особым образом на триггеры по сравнению с другими аверсивными (способными вызывать неприятную эмоцию, отвращение) звуками.

Ученые измерили реакцию проводимости кожи (SCR) у мисофонов и контрольных участников с использованием как унисенсорных, так и мультисенсорных стимулов. Исследователи использовали разные звуки (например, детский смех, пение птиц, жевание жвачки и причмокивание губами) и просили участников оценить каждый по воспринимаемому уровню отвращения. Эти самоотчёты сравнивали с физиологическими данными. Как рейтинги отвращения, так и данные реакции проводимости кожи показали повышенную реакцию только на слуховые стимулы у мисофонов по сравнению с контрольной группой, в то время как в отношении только визуальных стимулов не было получено существенной разницы.

Учёные предположили, что потенциальные механизмы, лежащие в основе мисофонии, могут иметь некоторое сходство с механизмами синестезии, и предполагают, что эти два состояния могут влиять друг на друга. Синестезия – это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве. Это объясняет, почему люди с мисофонией сообщают, что буквально чувствуют звуки.

Разница между синестезией и мисофонией заключается в том, что синестеты имеют более специфический и сложный набор ассоциаций (например, у синестета буква-цвет буква «А» может быть синей, а буква «R» – фиолетовой).

Кроме того, синестетические реакции остаются постоянными на протяжении многих лет, и пока неясно, относится ли это к мисофоническим реакциям. Тем не менее, знания, полученные за последнее десятилетие о механизмах синестезии, позволяют предположить, что у мисофонов между слуховыми и лимбическими областями (лимбическая область мозга отвечает за возникновение и обработку эмоций) могут лежать аномальные анатомические и функциональные связи (Brout et al., 2018).

Психологическая модель мисофории

Доктор психологии Эзра Коуэн из США и его коллеги считают, что в основе мисофонии, так как она не является ни нарушением слуха, ни связана с другими физиологическими особенностями, лежит психологическая модель и предполагают, что мисофония в значительной степени связана с психологическими факторами и, в частности, с ригидностью.

Психологическая ригидность – это черта личности, которая характеризуется сильным сопротивлением или неспособностью к изменению поведения, мнения или отношения. Ригидных людей могут называть «упрямыми»; ею в той или иной степени могут обладать большое количество людей. Формы ригидности могут отличаться:

1. Когнитивная – человек оказывается не готов построить новую картину окружающего мира, когда получает дополнительную информацию, которая противоречит его старой картине мира. В этом случае человек может настаивать на своем, вопреки новым фактам, и демонстрирует неспособность договориться с окружающими – это, в свою очередь, может приводить к конфликтам.

2. Мотивационная – человек не готов отказаться от уже сформированных потребностей и тем, как он их удовлетворяет, отказывается принять новые условия. Пример такой ригидности – одержимость какой-то целью.

3. Аффективная – человек не готов связать те или иные события с определенными аффективными реакциями – своим эмоциональным откликом в ответ на какое-то воздействие или резкой переменой эмоционального состояния. Проявляется в том, что человек может излишне фиксироваться на какие-то объектах или состояниях – например, никак не может забыть о грубости в общественном транспорте или негативном комментарии коллеги и обдумывает возможные ответы.

Ригидность может быть чертой человека, а может развиться в результате психических расстройств или после черепно-мозговых травм. Она развивается при двух ключевых группах факторов – при невротизме и трудностях с регуляцией эмоций и при отсутствии эмоциональной осознанности. (“Ригидность – Википедия”).

Предполагается, что одно из возможных препятствий на пути к выздоровлению от мисофонии связано с межличностным характером ригидности. Именно поэтому один из подходов к лечению мисофонии – протокол, основанный на принятии. Коуэн считает, что мисофония возникает из-за жёсткого стиля характера в сочетании с контекстом и классическими процессами обусловливания[15]. Сторонники психологической модели мисофонии принимает, что мисофония имеет неврологический компонент (то есть является неврологическим состоянием с нарушением работы мозга, которое вызывает чрезмерную реакцию на определённые типы триггеров), однако считают, что мисофония имеет очень сильный психологический компонент и, таким образом, при правильном понимании её можно лечить с помощью психотерапии.

Он считает, что мисофония – это психологическое состояние, на основании ряда наблюдений:

1. Выборочное срабатывание: мисофоны склонны испытывать мисофоническую реакцию в ответ на определённых людей, которые «запускают» триггер. Например, очень часто людей провоцируют только близкие члены семьи – родители или брат и сестра. Это явление, иногда называемое избирательным триггером, ставит вопрос о том, почему только некоторые люди могут «запускать» триггеры, а другие – нет. По мнению Коуэна, избирательное срабатывание можно объяснить с точки зрения психологии следующим образом: если кто-то раздражается на человека по определенной причине (не связанной с триггерами), то он, скорее всего, найдет другие вещи в нём раздражающими.

2. Наличие и звуковых, и визуальных триггеров у большого количества мисофонов: люди с мисофонией могут одинаковым образом реагировать на звуки и визуальные образы. Это может быть связано с общим отношением человека к другим людям, и тем, как он справляется с вещами, которые ему не нравятся.

3. Связь мисофонии с другими расстройствами, связанным с ригидностью. Существует множество исследований, в которых обнаружилось, что мисофония часто встречается у людей с признаками обсессивно-компульсивной личности, перфекционизма и других личностных и тревожных состояний – все они связаны с ригидностью. В одном из исследований 97 % участников с мисофонией сообщили о значительном уровне клинического перфекционизма. Отличительной чертой перфекционизма является негибкость – человек считает, что всё идет не так, как он ожидает и каких стандартов придерживаются. Этому есть возможное психологическое объяснение – возможно, что мисофоны с относительно негибким характером считают повседневные раздражающие звуки более раздражающими, чем другие люди, из-за того, что им трудно просто позволить звукам быть такими, какие они есть, и они проявляют мало терпимости к вещам, которые отклоняются от ожидаемых правил.

При этом Коуэн отмечает, что ригидность и негибкость являются характеристиками, которые в разной степени присущи каждому. В контексте мисофонии люди проявляют большую степень ригидности, которая как черта проявляется, когда человек сталкивается с какой-то болью, что также включает в себя желание защитить себя от этой боли, обычно межличностного характера.

Ригидность может пролить свет на то, почему люди с мисофонией находят повседневные раздражающие звуки более раздражающими и негативными, чем другие люди. Если объединить избирательное срабатывание и ригидность, то можно увидеть психологический контекст, объясняющий мисофонию: в частности, когда человек-источник триггера совершает неприятные действия, у мисофона с ригидностью будет усиливаться ощущение, что звук «не в порядке» и «неправильный». Человек с мисофонией формирует своего рода предубеждение и начинает считать неприемлемым повседневные явления – и, например, жевание превращается из незаметного или слегка раздражающего в отвратительное. Звук считается менее приемлемым и, следовательно, более угрожающим.

На страницу:
3 из 4