Полная версия
Новая эра в IT
Это вроде и не страшно, поэтому вы тоже можете для начала смотреть только на пятую ступень. Однако упражнение по попыткам взглянуть на картинку целиком, может вам дать много интересных мыслей и помочь даже просто по жизни.
Что теперь делать с этими знаниями? Берем от коллег посчитанную юнит экономику и идем тестировать каналы трафика. Пишем статьи на разные площадки (vc, pikabu, dzen, adpass и т.д.). Делаем таргет в VK, делаем контекст в Яндекс. Директе, закупаем рекламу в Telegram, у блогеров на ютуб, обзоры у нишевых блогеров со своими площадками т. д. Делаем е-мейл рассылку, WhatsApp рассылку, рассылку по VK… Ну, вы поняли. Мне осталось просто перечислить все возможные способы продвижения.
Внутри каждого из пунктов мы помним и про лестницу Ханта, и про проблемоцентричность контента, и про HADI циклы. Если какой-то из каналов не дает результат, который у вас написан в юнит экономике, то тестируем пару раз идеи внутри канала, и если за все три раза никакого эффекта, то меняем канал. Если вас не разорвет от резонанса, то можно бить сразу в несколько мест и заставлять их работать как единое целое.
Кульминация
А кульминации как таковой в этих вопросах и не бывает. Целей создания стартапа существует не так много т в природе: либо дивидендный бизнес, либо экзит (продажа). Ну либо закрытие и банкротство, но мы его с вами не рассматриваем, правда же? Если вы двигаетесь в любом из форматов дальше, то вам остается просто поддерживать все созданное ранее и экспериментировать с новыми форматами. Надеюсь, материал был полезен. На вопросы с радостью отвечу в комментариях у себя в Telegram-канале.
Будков Денис
Так получилось, что всю сознательную жизнь я в том или ином виде занимаюсь бизнесом, связанным с интернет-технологиями. Когда у меня появился компьютер, мне быстро надоели интернет-игры, и я переключился на создание мультфильмов и анимаций, а затем быстро открыл возможности, которые предоставляет интернет.
В те далёкие времена он позволял казалось бы немыслимое: ты получал доступ к безграничной аудитории и мог с небольшими затратами взаимодействовать с ней. Моими издержками были компьютер, моё время и карточки доступа к интернету, которые я покупал в газетных киосках. Простор для творчества был бескрайним.
Свои первые деньги я заработал на партнёрских программах ещё в те времена, когда контекстная реклама не была так популярна. Я производил сайты, привлекал туда людей и размещал рекламу партнёрских компаний.
Сегодня и на протяжении многих лет я руковожу компанией “Denero», которая профессионально занимается веб-разработкой, интернет-маркетингом, аналитикой, автоматизацией и управлением этими процессами при помощи собственных технологий.
В основном мы работаем с интернет-магазинами и производителями, а результат своей работы измеряем в приросте прибыли наших клиентов, с которыми мы выстраиваем многолетние партнёрские отношения.
В нашем портфолио есть как небольшие компании, так и крупные холдинги с многомиллиардными оборотами. В каждой компании мы отвечаем за высокоуровневые показатели эффективности.
Мы пришли к этому не сразу: долгое время мы были классической веб-студией, которая делает сайты и продвигает их. В те времена не было возможности полностью оценить, как наши действия влияют на рост компаний.
Сегодня же мы с достаточно высокой точностью можем определить, какие действия повлияют на рост продаж и прибыли наших партнёров. И это касается не только интернет-рекламы, но и процессов в веб-разработке. Как показывает наша практика, правильное управление разработкой, которое сейчас называют «продуктовым подходом», способно кратно увеличить эффективность веб-разработки.
Новая нефть
В последнее время IT-сфера стала новым золотом для людей и «новой» нефтью для государств. Внимание к этому тренду был подогрето локдауном в 2020 году: в это время значимость IT-процессов в условиях изоляции резко выросла, что привело к росту акций компаний, которые обеспечивали работу дистанционных служб. На этом умело спекулируют образовательные компании, раздувая огонь интереса к IT-сфере.
Действительно во многих случаях в IT можно заработать больше, т.к. действует принцип рычага, который отсутствует в большинстве других сфер. Продуктом, который разрабатывается и поддерживается небольшой командой, которая умещается в одной комнате, могут пользоваться миллионы.
Удар рынка
Но на практике всё обстоит совершенно иначе и продуктов, которыми пользуются миллионы, не так и много. Кроме того, в 22-м году акции многих технологических компаний начали падать и не восстановили прежние значения до сих пор, число сотрудников стало сокращаться, и многие заговорили о новом «пузыре», вспоминая кризис доткомов на рубеже веков. В действительности IT-гиганты в условиях надвигающегося дефицита начали не просто сокращать сотрудников, а повысили требования к эффективности и дисциплине в целом. Несмотря на это, IT-рынок всё ещё остаётся привлекательным как для потенциальных сотрудников, так и для предпринимателей.
Как поймать свою рыбку в IT.
Бизнес будет успешным, если вы решаете решаете задачи на рынке, у которого есть потребность в вашем продукте, и делаете это лучше других. Эта незамысловатая формула работает и на IT-рынке.
Преимущества бизнеса в IT заключаются в том, что здесь, как правило, проще запустить новый продукт, так как временные и материальные издержки на запуск MVP (минимально жизнеспособной версии) несоизмеримо ниже, чем в других секторах бизнеса. Несмотря на это, многие попадают в «ловушку перфекциониста», пытаясь бесконечно улучшать свой продукт, доводя его до идеала, «сжигая» инвестиционные деньги.
Это то, от чего в первую очередь отучают в стартап-инкубаторах, например, в американском Y Combinator, который является колыбелью множества известных интернет-компаний, или нашем Российском ФРИИ. Главный принцип – отсечь всё лишнее, оставить только самое важное и получить обратную связь от пользователей. Лучше всего, финансовую – это подтверждение востребованности продукта. Доработать/переделать – и так до победного.
Обратная связь от пользователей может сильно изменить продукт относительно изначальной задумки, вплоть до полной смены концепций, и вы наверняка постоянно пользуетесь такими сервисами, не подозревая о том, что изначальная задумка была совсем иной.
Главный миф в IT
Миф о том, что работа в IT лёгкая – действительно, зачастую, миф. Во многом этому мифу обязаны авторы IT-курсов, которые обещают большие зарплаты через полгода-год прохождения обучения. Мы регулярно сталкиваемся с большим потоком выпускников данных курсов, но редко кто из них является достойным кандидатом.
Здесь встаёт вопрос: почему для получения специальности нужно потратить несколько лет обучения в университете, а программисту достаточно нескольких месяцев обучения на онлайн-курсах? Да, онлайн-курсы устраняют пробелы «неповоротливой» системы образования, не успевающей за высокоскоростным поездом IT-сферы и не может стать базой, формирующей специалиста, готового приносить пользу. Несмотря на это, кадровый голод в IT-сфере, порой, «пожирает» и таких специалистов, но, как показала практика, это явление временное.
Отсюда можно сделать вывод, что для того чтоб стать серьёзным специалистом и работать над значимыми проектами, необходимо отнестись к этой профессии также серьёзно, как и к профессии юриста, врача или строителя и не рассчитывать на быстрые результаты. Например, врачу, прежде чем приступить непосредственно к лечебному делу, необходимо получить высшее медицинское образование, потом пройти интернатуру и клиническую ординатуру по выбранной специальности, на всё это может уйти несколько лет. Возникает вопрос, почему предполагается, для IT-специалистов этот срок должен быть меньше? К чему это приводит на практике?
Следствием сложившихся обстоятельств является дефицит квалифицированных кадров как на рядовых, так и на топовых позициях. Это является проблемой, особенно для небольших компаний, у которых нет внутренних компетенций как на найм, так и на сопровождение сотрудника внутри компании.
Нам регулярно приходится иметь дело с IT-системами, которые отказываются выполнять свои задачи и имеют серьёзные проблемы не только с развитием, но и поддержкой, что приводит к проблемам в бизнес-процессах компаний. В том случае, если бизнес сильно зависит от этой системы, это может нанести ему серьёзные убытки и такие случаи в реальной практике не единичны.
Другая проблема заключается в том, что бизнес может тратить достаточно много средств на разработку систем с низкоэффективным результатом. За длительное время объём таких издержек может измеряться в миллионах рублей. Как правило, такие издержки незаметны в крупных компаниях, особенно, если IT не играет ключевую роль в бизнесе (например, бизнесы, завязанные на оффлайн-продажи, b2b сектор и пр.) и являются «дырой утечки» ресурсов из компании, делая её более уязвимой для более умных конкурентов в долгосрочной перспективе.
Витковский Кир
Основатель, идеолог и CEO онлайн-сервиса автоматической верстки печатных и электронных изданий «Метранпаж», архитектор алгоритмов внутри проекта. Уже более 18 лет Кир работает в дизайне и креативных индустриях, оптимизирует и автоматизирует рутинные процессы. Уверен, что современный дизайн и бизнес невозможны без IT, кодинга и аргументации любых действий в работе. Автор популярного дизайн-сообщества Design Hack и обучающего курса для дизайнеров на самом популярном видеохостинге.
Автор-эксперт федеральных изданий. Выступал спикером в рамках более чем 20 деловых и отраслевых форумов, конференций, круглых столов и паблик-токов, подкастов, акселераторов. Соавтор книги «Бизнес на увлечениях».
Метранпаж – онлайн-сервис автоматической верстки печатных и электронных изданий. Продукт на стыке искусственного интеллекта и издательского бизнеса, позволяющий автоматически сверстать любое многостраничное издание без участия человека. Сохраняет своим пользователям до 90% времени и 80% средств на предпечатных процессах в издательском деле. Метранпаж – один из первых участников Реестра стартапов Москвы. Резидент инновационного центра передовых технологий.
Про IT-бизнес
Компания, претендующая на звание IT, должна либо создавать IT-продукты с нуля – кодить, либо создавать новые решения на базе других IT-продуктов. Ключевое слово – «кодить». Разумеется, в компании должны находиться программисты: frontend-, backend-разработчик – они являются главными создателями продукта, логику которого в свою очередь продумывают product-менеджер, аналитики и топ-менеджмент компании. Иными словами, IT-продукт – это некая идея, решение, которые удовлетворяют потребности рынка и самое главное имеют свое воплощение в коде.
В отличие от традиционного бизнеса в IT-бизнесе значительно выше фактор неопределенности. Особенно в тех проектах, которые создаются в отрыве от трендов и действительно с нуля. Неопределенность может неблагоприятно сказаться на сроках реализации и, соответственно, скорости окупаемости проекта. По моему личному опыту, этот пресловутый фактор неопределенности является главным риском в моем настоящем проекте – онлайн-сервисе автоматической верстки печатных и электронных изданий «Метранпаж». Все идеи и гипотезы, которые были сгенерированы в самом начале, подвергаются в 80% случаев переосмыслению и переоценке. На стартаперском языке это называется «пивот» – разворот, который наступает в тупиковой ситуации. Однако безвыходных ситуаций не бывает: эти тупики позволяют активизироваться креативным частям мозга и находить неординарные решения.
Что касается конкуренции, среди IT-компаний она достаточно высокая, и работа над новым продуктом напоминает длительный марафон: в конце концов будет преимущество за тем, кто выпустит релиз быстрее.
Кто должен быть в команде IT-проекта?
Наша командная структура, признаюсь, далека до идеала. Я лично несколько обесценивающе относился к позиции тестировщика до погружения в аналитику наших процессов. Оказывается, мы примерно половину, а иногда и больше времени тратили на стихийное и хаотичное тестирование. Им занимались все: я, команда разработчиков, product-менеджер и даже стратег. Негативно ли это сказалось на прогнозировании? Конечно! Впредь я принял решение увеличивать команду, основываясь на показателях разработки и скорости выпуска новых релизов. Аналитика – — наше все, позволяет локализовать неочевидные бреши и инициирует быстрое решение проблем.
Конечно, состав команды должен соответствовать разрабатываемому продукту. У нас в команде: UI/UX-дизайнер, frontend- и backend-разработчики, devops, тестировщики, product-менеджер и… PR-команда. Неожиданно, правда? Я в начале тоже так считал, до первых рекламных активностей. Выходя с абсолютно новым и местами непонятным для рынка проектом, мы столкнулись с большим количеством непонимания самого продукта и отсутствия лояльности со стороны пользователей. К чему нас это привело? К быстрому отказу от классических рекламных инструментов в пользу развития PR-коммуникации с рынком. Это помогло повысить лояльность к бренду, найти честных ранних последователей и выйти на новые целевые аудитории. И вместе с этим развить устойчивую медийность: теперь не только мы ищем возможности «подсветиться» в медиаполе, но и к нам стали приходить СМИ, премии и крупные отраслевые мероприятия. Это имеет значительно больший вес в долгой перспективе, чем традиционная рекламная кампания.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.