Полная версия
История буддизма в Индии
3
Выделяют тридцать два основных признака Будды и восемьдесят второстепенных. – Примеч. ред.
4
К шести украшениям Джамбудвипы (Индии) относят Нагарджуну, Арьядеву, Асангу, Васубандху, Дигнагу и Дхармакирти. – Здесь и далее, если не указано иное, примеч. Васильева.
5
Буддистский университет в Магадхе в эпоху династии Пала, религиозный и образовательный центр средневековой Индии. Викрамашила была основана императором Дхармапалой (783–820) в ответ на предполагаемое снижение качества образования в Наланде. – Примеч. ред.
6
Джаябхадра с Ланки, или Цейлона. – Примеч. пер.
7
С тиб. «Одаренный благоприятным видением».
8
Шарипутра и Маудгальяяна, которые ушли раньше Будды.
9
У Шарипутры было восемьдесят тысяч учеников, у Маудгальяяны – семьдесят тысяч, а у Будды – восемнадцать тысяч последователей.
10
Стадии – сротапаннака, сакридагамин, анагамин и архат.
11
Последователи Будды в самый ранний период делились на четыре класса: 1) бхикшу – монах, 2) бхикшуни – монахиня, 3) упасака – мирянин и 4) упасика – мирянка. В более поздний период: 1) шравака – слушатель, 2) пратьекабудда – постигающий в одиночку, 3) бодхисаттва – устремленный к Просветлению, 4) притхакджана – домохозяин, простой человек. – Примеч. ред.
12
В трипитаку (санскр. «три корзины», канонические собрания буддийских текстов) входят виная-, сутра- и абхидхарма-питака. – Примеч. ред.
13
Это может быть северный город Кимпила (вероятно, искаженное Кампилья).
14
Лазурит. – Примеч. ред.
15
Ходьба, стояние, сидение, лежание. – Примеч. ред.
16
Древнеиндийские племена, обитавшие к северу от долины Ганга; вели длительные войны с царями Магадхи. – Примеч. ред.
17
Полуденники (достигшие архатства в полдень, то есть в середине дня).
18
Островитяне (достигшие архатства на середине реки).
19
Букв. «вступивший в поток», то есть поток или тропу, ведущую к нирване. – Примеч. ред.
20
Благорукий.
21
В винае рассказывается, что Будда, перед смертью оставивший Ананду в Рохитаке, сам отправился с Ваджрапани на север, и первой, еще издалека, их взорам предстала гора Ушира. Будда предсказал, что через сто лет после него в лесу Тамаса на этой горе будет место сбора духовных людей. У Сюаньцзана говорится уже о монастыре Тамасавана в царстве Чинабхукти. См. Сюаньцзан (с. 113).
22
О распространении буддизма в Кашмире см. L. Peer, Journal Asiatique, декабрь 1865. Мы не думаем, что нужно считать прибытие сюда Мадхьянтики подлинным историческим фактом. Принятие религии во всех странах всегда описывается раньше, чем это было на самом деле. Например, в этой истории мы находим упоминание о существовании мистицизма в то время, когда его еще не было в Индии. В Китае, в Тибете, Цейлоне – везде появление буддизма приписывают более ранним временам.
23
Тиб. lhag mthoṅ, медитация глубинного видения.
24
В это время монахи должны были где-либо укрываться и не могли выходить. Поначалу за неимением монастырей они селились у местных жителей, в пещерах или на кладбищах. О сезоне дождей в винае есть особый раздел.
25
Праздник по окончании сезона дождей, когда монахам разрешалось покинуть обитель.
26
Представление себя, всего окружающего и, наконец, всего мира в виде трупа, который чернеет, гноится и т. п., всего в девяти состояниях. Эти представления бывают трояки: первоначальное, очистительное и заключительное, поэтому здесь и говорится о соответствующих представлениях.
27
Единица измерения в индийской системе исчисления, равная ста тысячам. – Примеч. ред.
28
Букв. «богатый птицами (курами)».
29
Завиток в межбровье, одна из отличительных особенностей будды.
30
Букв. «восемь освобождений». Они представляют последовательные уровни медитации, которые с каждым этапом становятся все тоньше и тоньше. Восьмое из этих освобождений соответствует Просветлению. – Примеч. ред.
31
В буддийских книгах есть предсказание Будды о том, что через сто лет после его смерти чакравартин по имени Ашока, носящий фамилию Павлин (Маурья), распространит реликвии Будды, построив восемьдесят четыре тысячи монументов. Следовательно, это предсказание относится к Ашоке Благочестивому, которого европейские ученые считают вторым Ашокой. Но он-то и мог жить не позже ста, ста десяти или ста шестнадцати лет после Будды.
32
От санскр. Ашока – прекращение печали.