Полная версия
Из истории художественных промыслов Нижегородской области. Сборник статей
О сундучной мастерской И. П. Аникина (г. Макарьев Нижегородской губернии, вторая половина XIX – начало XX века)
Город Макарьев Нижегородской губернии относится к числу самых крупных очагов русского сундучного производства. Макарьевские сундуки продавались не только в разные регионы страны, но и в государства Средней Азии. Крупнейшим местом сбыта была Нижегородская ярмарка.
Литература по истории производства сундуков в городе Макарьеве и уезде бедна, но при этом весьма разнообразна. Она состоит из путевых записок, газетной заметки, земских изданий, публикаций, связанных с Нижегородской ярмаркой, и современных научных статей64. При этом мастерской И. П. Аникина не было посвящено специальных публикаций, хотя краткие упоминания о ней встречались в статистической литературе начала XX века. В монографии Г. А. Пудова, посвященной истории макарьевского сундучного промысла, также встречаются сведения о «фабрике» И. П. Аникина65. Однако в задачи автора не входила характеристика этой крупной мастерской, поэтому он ограничился общей информацией.
Цель настоящей статьи – характеристика сундучного заведения И. П. Аникина, определение его роли в общей истории русского сундучного производства. В круг задач входит введение новых сведений в научный оборот и художественный анализ конкретных произведений. Хронологические рамки исследования: II половина XIX – I четверть XX века. Это время расцвета промысла, в том числе мастерской И. П. Аникина. Материалом стали произведения из частных коллекций.
Из истории сундучного промысла г. Макарьева
Точное время зарождения в Макарьеве производства сундуков неизвестно. Возможно, это произошло еще в XVII веке66. Значительную роль здесь сыграла деятельность старообрядцев. Н. В. Пивоварова писала: «Со второй половины XVII и особенно в XVIII веке Нижегородское Поволжье становится одним из ведущих старообрядческих центров, что во многом определило тенденции развития изобразительного и прикладного искусства региона, их стойкую приверженность древним образцам»67. По информации Н. Ф. Филатова, в конце XVIII века в Макарьеве было много сундучных мастеров, производивших ежегодно до 1250 сундуков и подголовников «с железными приборами» и секретными замками68. В ведомости товаров, привезенных в 1812 году на Макарьевскую ярмарку, уже значатся макарьевские сундуки69. В описании Макарьева 1842 года производство сундуков называется «главной промышленностью города»70. В 1859 году макарьевских сундуков привезли в Нижний на 130000 рублей, продали на 10820071. В. М. Федоров писал в 1890 году: «мастерство это существовало за долго до начала настоящего столетия: 70 – 80-тилетние старики не помнят его начала…»72.
Во второй половине XIX века Макарьев был уже одним из самых крупных сундучных центров в России. В 1853 году в записках Павла Небольсина подчеркивались прекрасные качества изделий мастеров Макарьева73. Сундуки делились им на «простые, штучные, большие, одиночные, имеющие особое назначение, и продающиеся отдельно, и сундуки „станами“, сундук в сундуке, в каждом стане по осьми сундуков, вложенных один». В Памятной книжке Нижегородской губернии (1865) отмечено: «Главный промысел жителей города Макарьева – делание сундуков, занимающий слишком 100 человек. Сундуки сбываются на нижегородской ярмарке, где преимущественно скупаются армянами и бухарцами для складки в них товара»74.
Со временем макарьевский промысел приобрел широкую известность. В 1889 году в газете «Вятские губернские ведомости» неизвестный автор писал: «Главным занятием некогда славного своею ярмаркой города Макарьева… является изготовление разных видов и размеров деревянных с железной обивкой сундуков… Рисунки и разные украшения на сундуки приготовляются… самими мастерами. Технических приспособлений, в виде машин,… не было и нет»75. Мастера работали на хозяев крупных мастерских. В год делалось до 14 000 сундуков! В. М. Федоров подсчитал, что на 1890 год в промысле было занято 150 человек76. По состоянию на 1895/96 год в Макарьеве насчитывалось уже до 200 мастеров. Годовой доход промысла составлял 60 – 70 тысяч рублей, делалось приблизительно 15 000 сундуков, было 6 хозяев – «фабрикантов», которые выдавали материалы мастерам77.
Возможно, что некоторую роль в истории промысла сыграл Торгово-промышленный склад-музей, открытый Нижегородским губернским земством в 1896 году. Работники этого учреждения занимались посреднической и комиссионерской деятельностью по сбыту кустарных изделий, а также пытались улучшить технику производства78. В музее были коллекции, характеризующие все главные виды кустарных промыслов Нижегородской губернии. В каталоге указывалось: «Производством сундуков занимаются в двух местах Нижегородской губернии: в Нижегородском уезде и в городе Макарьеве. В единичных случаях можно встретить выделку сундуков и во многих других уездах»79. Сундуки подразделялись на следующие виды: «глушниковые» (4, 5, 6 четв. по цене от 3 р. до 5 р. 50 коп.); «пробочные» (от 3 до 6 четв. по цене от 1 р.15 коп. до 4 руб.80 коп.); «чеканные глушниковые» (5 и 6 четв. по цене от 4 руб. 50 коп. до 6 руб. 50 коп.); «с бронзой» (4 и 5 четв. по цене от 2 руб. 25 коп. до 3 руб. 50 коп.); «брусковые» (5 и 6 четв. по цене от 1 руб. 80 коп. до 3 руб. 25 коп.); с «морозом» (3, 4 и 5 четв. по цене от 75 коп. до 2 руб.). Указывалось, что «по заказам выделываются сундуки всевозможных размеров и отделки»80.
О сундучной мастерской И. П. Аникина
«Макарьевский мещанин» и «почетный гражданин» Иван Петрович Аникин был одним из самых известных макарьевских сундучных «фабрикантов», который основал свое заведение в 1875 году (существовало при лесопильном заводе). Оно располагалось в Макарьеве на улице Гостиннодворская81.
Известно, что в 1897 году на него трудились 15 наемных рабочих и 13 мастеров «на стороне», которые работали 220 дней в году и делали сундуков на 15 000 рублей82. В 1890-е годы торговал на Нижегородской ярмарке сундуками и другими товарами (Александро-Невская ул., №№151 и 153)83. Сведения на 1903 год: годовое производство на 4 000 руб., число рабочих – 1084.
В настоящее время известно два варианта рекламных этикеток заведения И. П. Аникина. Первый вариант имеет рамку овальной формы, по краям которой нанесен растительный орнамент, состоящий из изображений цветов и листьев. В центральном поле – надписи (одна под другой): «Сундучный», «фабрикантъ», «Аникинъ.», «Въ г. Макарьевъ.», «Нижегородской губ.». Слева и справа расположены изображения выставочных медалей. Второй вариант оформлен несколько иначе. У него также овальная форма, однако большее внимание уделено декоративному оформлению: мотивы классического искусства (меандр, розетки, лист аканта, растительные завитки) не только заполняют рамки, но и декорируют буквы. Надписи следующие: «Сундучная фабрика», затем – изображения тех же медалей, ниже – «Аникина» и «г. Макарьев Нижегородской губ.».
Ил. 2. Рекламная этикетка сундучного заведения И. П. Аникина (вариант 1).
Ил. 3. Рекламная этикетка сундучного заведения И. П. Аникина (вариант 2).
В левом изображении медалей – профильный портрет императора Александра III (годы правления: 1881 – 1894). На время его царствования приходятся две крупные выставки: Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве (1882) и Научно-промышленная выставка в Казани (1890). Поскольку медали последней выставки не имеют ничего общего с изображениями на этикетке И. П. Аникина, то остается обратить внимание на московскую выставку. Действительно, на аверсе медали этой выставки изображен император Александр III. Однако реверс не соответствует изображению на этикетке.
Следует указать на несколько особенностей этикеток заведения И. П. Аникина по сравнению с этикетками других сундучных «фабрик»: они более декоративны и менее информативны. Мастера, создававшие их, следовали основным стилевым направлениям того периода. Кроме того, они сознательно использовали различные средства для привлечения покупателей: разницу шрифтов, их размер, изображения медалей. Однако они не сообщили ни инициалов владельца сундучной фабрики, ни ее точный адрес, ни написали каких-либо рекламных фраз (например, «цены умеренные», «исполнение скорое и в лучшем виде», «аккуратное исполнение заказов», «лучший товар, недорогие цены» и проч.). Возможно, это свидетельствует об известности сундучного заведения И. П. Аникина, о достижении «фабрикантом» высокого уровня промышленной деятельности. Однако не исключено, что в таком оформлении существует и некий момент игры с покупателем: загадочность, как известно, увеличивает интерес.
Несмотря на впечатление солидности, которые производят рекламные этикетки И. П. Аникина, в них есть особенность: изображение медалей – лишь декор и средство привлечения покупателей: это заведение не участвовало в московской выставке 1882 года и, тем более, не получало на ней наград. Хотя аверс медали именно этой выставки должно было заменить изображение, размещенное слева на этикетке.
На действительной медали указано: «АЛЕКСАНДРЪ III ИМПЕРАТОР ВСЕРОССИЙСКИЙ» (в центре – профиль императора), а на изображении этикетки написано (также вокруг профиля Александра III): «БМ АЛЕКСАНДР III ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖ. ВСЕРОСС.» Следует также обратить особое внимание на буквы «Б.М.» и зубчатую полоску, которая обрамляет все изображения и надписи. Именно они встречаются на золотых и серебряных монетах времени Александра III, точнее в 1886 – 1894 годы (5 рублей, 10 рублей и рубль соответственно). Золотые монеты выпускались ежегодно. Если же образцом для изображения на этикетке послужил серебряный рубль, то это был вариант под названием «рубль с малой головой императора». Он отличался от варианта «рубль с большой головой императора» расстоянием между изображением головы Александра III и надписью. Следует указать, что надпись на этикетке сокращена сознательно, поскольку на аверсе выставочной медали существует расстояние между первым и последним словами (внизу).
Остается выяснить, что послужило образцом для правого изображения на этикетке. Вероятно, это реверс медалей выставок, проходивших в более ранний период, в царствование Александра II. На медали наносилась надпись: «ЗА ТРУДОЛЮБIЕ И ИСКУСТВО». Ниже указывалась фамилия награжденного экспонента в дательном падеже.
Наряду с этой версией происхождения изображений на этикетке И. П. Аникина существует и другая. За их основу могла быть взята медаль какой-либо выставки времени Александра II (текст изображений медалей на этикетке в таком случае полностью совпадает с надписями на аверсе и реверсе «действительных» медалей), однако профиль одного императора заменен на другой, т. е. Александра II на Александра III. В период с 1875 (год основания заведения И. П. Аникина) по 1881 (дата смерти Александра II) год в России, в частности, в Нижегородской губернии, не проводилось крупных выставок.
Как бы то ни было, на этикетке сундучного заведения И. П. Аникина изображена медаль никогда не проходившей выставки. Вернее, эти изображения представляют либо комбинации изображений на медалях действительно организованных выставок, либо – если предположить более «криминальный» вариант – воспроизведение монет периода царствования Александра III.
В данном контексте следует указать, что многие металлические детали, которыми изнутри укреплялись сундуки заведения И. П. Аникина, напоминают силуэт двуглавого орла. Не исключено, что это должно было намекать на высшую выставочную награду России – право изображения государственного герба на изделиях.
Впрочем, изображения медалей на этикетке заведения Аникина могут быть медалями нижегородской выставки 1885 года, которая упоминалась выше. Однако известные автору медали отличаются от изображений на рекламной этикетке. Так или иначе, случаи не честного использования изображений медалей в русском сундучном промысле известны85.
* * *
Известно несколько видов сундуков заведения И. П. Аникина. Даже среди знаменитых своим качеством макарьевских сундуков они удивляют высоким уровнем технического исполнения. Каждая частность конструкции и декоративного оформления тщательно продумана. В отличие от сундуков других центров, в них нет ничего «слишком», ничего вычурного, аляповатого. Для примера рассмотрим два изделия.
Сундук средних размеров, с петлей типично макарьевской формы (их было три, но сохранилась одна), находится в частном собрании. Он имеет прямые стенки и слегка покатую крышку, поставлен на невысокие ножки простой формы. Снизу – узкий цоколь, придающий четкость форме сундука. На его боковых сторонах – по две кованые ручки. Мануфактурная конструкция (она доминировала в русском сундучном промысле XIX – XX веков), укреплена изнутри металлическими полосами и вырезанными из металла многочисленными фигурами разной формы (при этом одна из фигур по форме соответствует пластине, защищающей отверстие для ключа). Те же функции имеют профилированные деревянные планки, прикрепленные к каждой стороне сундука (изнутри). Справа расположен приголовок86, состоящий из трех отделений равной длины, каждое из которых закрывается отдельной крышкой. Даже на внешней поверхности крышки прибиты две металлические полосы, укрепляющие конструкцию предмета и не снижающие его художественных качеств. Все поверхности сундука, кроме задней, декорированы листами «мороженой» жести. Немалую роль играет орнамент, нанесенный в технике тиснения на жестяные листы разной формы. Он состоит из растительных и геометрических фигур, некоторые из которых соответствуют форме металлических накладок, расположенных внутри сундука. Возможно, это сильно стилизованное изображение двуглавого орла. Таким образом, в декоре рассматриваемого сундука доминирует одна тема, связанная с государственной символикой. Не исключено, что она намекает на успешное участие заведения И. П. Аникина в выставках, а также на его лидирующие позиции в макарьевском сундучном промысле.
Второй сундук также находится в частной коллекции. Он во многом подобен вышерассмотренному. Отличие состоит лишь в худшей сохранности, отсутствии цоколя и форме пластины на лицевой стенке, которая к тому же декорирована фигурными металлическими накладками. Эти накладки явно первоначальные, поскольку находят соответствия среди декоративных мотивов орнамента, выполненного в технике тиснения. Широкие жестяные полосы с таким орнаментом прикреплены на краях сундука и на середине его лицевой стороны и крышки.
В произведениях «фабрики» И. П. Аникина просматриваются элементы импровизации, призванной разнообразить внешний вид сундуков. Это встречается редко в русских сундучных изделиях XIX – XX веков (имеется в виду поточная продукция). Кроме того, им не свойственна скучная «конвейерность», ставшая характерной чертой крупных очагов сундучного производства того периода. Для изделий мастерской И. П. Аникина типичны логичность конструкции и декоративного оформления, их равновесие, гармоничность. Кроме того, часто обнаруживается продуманность в декоре, расчетливость в выборе орнаментальных мотивов. Все названные черты делают изделия И. П. Аникина узнаваемыми на фоне остальной сундучной продукции: их можно выделить даже при отсутствии рекламных этикеток, обычно прикрепляемых к внутренней стороне крышки.
Макарьевский сундук на Нижегородской ярмарке (конец XIX – начало XX века)
«… А тут железом все обиты
Стоят надувшись сундуки.
Блестящей краскою покрыты,
Богатой свадьбы ждут они».
(А. Эйхель. Нижегородская ярмарка)
В 1805 году врач О. О. Реман (1797 – 1831) с восхищением описывал продающиеся на Нижегородской ярмарке сундуки: «на полверсты длиною ряд лавок с сундуками, ларцами, баулами разных родов и видов. Сия домашняя утварь …здесь украшается с великой роскошью… Самые обыкновенные сундуки почти всегда обиты русскою красною кожею, а по углам украшены жестяными скобками; за сими следуют сундуки обитые кругом жестью и украшенные разными фигурами, красивые ларцы и сундуки, назначенные для того, чтобы хранить драгоценные вещи и приданое российских купеческих дочерей, или восточных принцесс, также обделаны жестью, но только богато испещрены снаружи живописью, позолотою, полированной сталью, зеркальными стеклами и самой блестящей лакировкой, что необходимо должно иметь другой ящик попроще, который бы мог служить вместо футляра такому дорогому ларчику. 98 лавок наполнены подобными ларцами снизу до верху, и позади сих лавок находится столько же кладовых, которые также полны сим товаром. Каждый сундук, длиною от двух до двух с половиною аршин, содержит в себе обыкновенно от шести до осьми сундучков меньших, которые вкладываются один в другой. Какое необъятное множество сундуков и ларцов!..»87
Среди сотен предметов, изготовленных в разных регионах России и привезенных для продажи, одно из главных мест занимали макарьевские сундуки. Очевидно, что они продавались на ярмарке уже с XVIII столетия и к XIX веку были уже вполне привычным товаром88. В ведомости товаров, привезенных в 1812 году на Макарьевскую ярмарку, значатся макарьевские сундуки89. В 1814 году в Сундучный ряд привезли изделий на 179500 рублей, а продали на 154750 рублей90. После переноса ярмарки сундуки привозились на судах по Волге на пристани Нижнего Новгорода и ярмарку с 15 июня по 1 сентября.
Ил. 4. Макарьевская ярмарка. Главный дом (фото).
Ярмарка имела огромное значение для развития сундучного промысла Поволжья. Особой популярностью русский «сундучный товар» пользовался в государствах Средней Азии, Индии, западных областях Китая, Турции. Известно также, что макарьевские сундуки отправлялись в Казань, Симбирск, Астрахань и другие приволжские города, а особым спросом они пользовались у жителей Персии и Армении. Следует отметить, что сундуки продавались не только в Сундучном ряду. Как писал В. П. Безобразов, «весьма ошибся бы тот, кто вздумал бы исчерпать статистику сундуков в Сундучном ряду… Как ни изумительны массы сундуков в Сундучной линии, однако не меньшие массы их можно встретить и в разных других местах»91. Как отмечали исследователи ярмарки второй половины XIX века, на сбыт сундуков влияли не только экономические условия, но и политическая обстановка92.
Ярмарка верно отражала действительность. И. Канделаки указывал: «ярмарки служили прямо и косвенно тем большим зеркалом, в котором в значительной степени отражалась наша культурно-экономическая действительность. Это были своего рода учетные камеры и статистические бюро по торговле и промышленности как по отдельным районам и целым областям, так и в масштабе всероссийском»93. Кроме того, как верно отмечала Н. А. Богородицкая, «Нижегородская ярмарка ускоряла процесс вовлечения патриархального нижегородского крестьянства в товарно-денежные отношения, а это в свою очередь вело к экономической перестройке крестьянских домашних промыслов, переходу от мелкотоварного производства к капиталистической мануфактуре, углублению социальной дифференциации промыслового населения на „хозяйчиков – предпринимателей“ и наемных рабочих»94.
Необходимо отметить и другой аспект ярмарки: «Макарий служит сборным местом для двигателей многих идей, вращающихся в нашем народном быту»95. Мастера могли видеть изделия разных регионов и перенимать те или иные художественные решения. Кроме того, они должны были учитывать пожелания заказчиков, зачастую принадлежавших к совершенным иным культурным традициям (особенно мусульманским)96.
О популярности макарьевских сундуков свидетельствуют произведения Б. М. Кустодиева (1878 – 1927), например, «Сундучник» (1920) и «Купец» (1923)97, где изображены многочисленные сундуки, поставленные в виде «горки». Несмотря на то, что изображения сундуков достаточно условны, особенности их внешнего облика угадываются: можно отметить использование мастерами «мороза» по жести, росписи и металлических накладок с гравированным орнаментом.
Одним из самых известных макарьевских сундучных «фабрикантов», торговавших на ярмарке, был Иван Петрович Аникин, который основал свое заведение в 1875 году. Известно, что в 1897 году на него трудились 15 наемных рабочих и 13 мастеров «на стороне», которые работали 220 дней в году и делали сундуков на 15 000 рублей98. В 1890-е годы он торговал на Нижегородской ярмарке сундуками и другими товарами (Александро-Невская ул., №№151 и 153)99. Сведения на 1903 год: годовое производство на 4 000 руб., число рабочих —10100. В настоящее время известно два варианта рекламных этикеток заведения И. П. Аникина. Сохранились крупные сундуки его заведения, покрытые жестяными и железными листами с трафаретными узорами101. На лицевой стороне и крышке листы разной формы образовывали квадраты с размещенными в них ромбами. В произведениях «фабрики» И. П. Аникина просматриваются элементы импровизации, призванной разнообразить внешний вид сундуков. Это редко встречается в русских сундучных изделиях XIX – XX веков (имеется в виду поточная продукция). Кроме того, им не свойственна унылая «конвейерность», ставшая характерной чертой всех крупных очагов сундучного производства. Для изделий мастерской И. П. Аникина типичны логичность конструкции и декоративного оформления, их равновесие, гармоничность. Часто обнаруживается продуманность в декоре, расчетливость в выборе орнаментальных мотивов.
Среди макарьевских сундучников также известны А. М. Баранов, А. А. Кобылина, В. Ф. Носов, А. Л. Суворова, А.Н. и Е. Я. Суворовы (мать с дочерью), Т. М. Фомина. Их фамилии часто встречаются среди хозяев мастерских, торговавших сундуками на Нижегородской ярмарке в 1860 – 1890-е годы102.
В литературе, связанной с ярмаркой, указывалось, что в ту пору в Макарьеве было три основных вида сундука: «русский» (6 – 9 четвертей, обит белой жестью с «морозом», продается в Нижегородскую губернию, Поволжье, Москву), «донской» (6 – 9 четвертей, обит желтой жестью, продается на Дон и по Волге) и «персидский бурлак» (4, 5 и 6 четвертей, обит красным листовым железом, сбыт – в Персию)103. При этом все виды изделий изготавливались из ели (из ольхи – только сундуки крупных размеров). Со временем «персидский бурлак» стал наиболее популярным видом макарьевских сундуков. Его покупали торговцы из Персии и упаковывали в него стекло, щепной товар и посуду104.
Начало Первой мировой войны стало предвестником больших перемен в истории макарьевского сундучного промысла, которые ярче всего проявились после революции 1917 года. Этот период (с 1914 до 1917 года) лучше всего просматривается по «Отчетам о ходе торговли на Нижегородской ярмарке», в которых не только указывались цифровые данные о привозе и продаже сундуков, но и описывалась ситуация в промысле.
В Отчете за 1914 год указывалось: «Привоз в этом году был невелик, т. к. вздорожание леса привело к сокращению производства во всех районах, тяготеющих к Нижегородской ярмарке. Привоз исчислялся в сумме около 200 тысяч рублей»105. Поначалу торговля пошла хорошо, но с объявлением мобилизации резко упали цены на «русский» тип сундука, в то время как на «персидский» оставались прежними. Это произошло вследствие того, что война на западных границах не затрагивала восточное направление, к тому же водный путь по Волге оставался свободным. К 25 июля возобновилась торговля и «русским» сундуком.
Макарьевские сундуки начали поступать на рынок с самого начала навигации, т. к. они имели значительный сбыт в Поволжье. На ярмарку 1914 года приехало 9 торговцев с «товаром» на сумму 30 000 рублей – менее прошлогодней суммы на 15000. Особенно хорошо продавался такой тип макарьевского сундука, как «персидский бурлак». Цены в ту пору были следующие: «персидский бурлак»: 3 руб.20 коп. – 3 руб.30 коп. (5 четв.); ольховый сундук: 7руб.50 коп. – 8 руб. (7 четв.), 11 руб. – 12 руб. (8 четв.); «дубовая одиночка»: 7руб.50 коп. (5 четв.), 11 руб. (6 четв.)106.
Ил. 5. Торговые суда, прибывшие на Нижегородскую ярмарку (фото).
В 1916 году «падение» сундучного производства продолжилось. Немалое значение здесь имели призыв мастеров на военную службу и переход к работам на военное ведомство. Однако спрос на сундуки оставался хорошим. В зимнее время сбыту препятствовали затруднения с отправкой сундуков по железной дороге. С открытием навигации сбыт пошел активней. С 15 июня по 1 сентября на ярмарочный берег прибыло 3162 «места»107 макарьевских сундуков108. В это время продолжалось повышение цен на рабочие руки, лесные материалы, жесть и гвозди. Это вызвало повышение стоимости сундуков: «персидский бурлак»: 5 руб. (4 четв.); 6 руб.50 к. (5 четв.), 8 руб. (6 четв.); «осиновая парочка»: 7 руб. (5 четв.), 8 руб. (6 четв.); «дубовая одиночка»: 12 руб. (5 четв.), 16 руб. (6 четв.)109.