bannerbanner
Правовой статус личности
Правовой статус личности

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 8

3

В частности, формами реализации прав считаются: соблюдение запретов; реализация прав; выполнение обязанностей; применение норм легитимными органами государственной власти, а также их должностными лицами для защиты нарушенных прав.

4

См.: Арутюнян Г. Г. От Конституции к конституционализму. Ереван: Изд. «Нжар», 2004. С. 28–30 (на арм. яз.); Капицын В. М. Права человека и механизмы их защиты. М.: Изд. «Юркнига», 2003. С. 140; Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 195–196; Нуркаева Т. Н. Личные (гражданские) права и свободы человека и их охрана уголовно-правовыми средствами: вопросы теории и практики. СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2003. С. 102.

5

Данную точку зрения см.: Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 195–196.

6

Подробнее см.: Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе / Под ред. Л. Д. Воеводина. М., 1987. С. 91 и др.

7

В частности, статья 55 Конституции Российской Федерации закрепляет, что не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

8

Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996. С. 196.

9

Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Изд. «Городец», 1999. С. 58.

10

Права человека / Отв. ред. чл. – корр. РАН, д. ю. н. Е. А. Лукашева. М.: Изд. НОРМА, 2003. С. 214.

11

Буржуазно-либеральная доктрина в ее классическом варианте развивалась в учениях Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Б. Спинозы, В. Гумбольдта и др., однако однородной по своему содержанию ее называть нельзя. В основе этой доктрины была положена естественно-правовая концепция прав человека, основными принципами которой выступали свобода и неотъемлемые права человека (как представитель человеческого рода), принадлежащие ему от рождения. В дальнейшем либеральная доктрина была представлена и в юридико-позитивистских версиях. Однако ее классический вариант неотделим от естественно-правовой школы, от идеи свободы и прав человека.

12

Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 108.

13

Так, в Древней Индии с позиции признания нравственно-духовного равенства всех людей выступал Сиддхартха (прозванный Буддой (560–480 гг. до н. э.). Будда и его последователи критиковали идеологию брахманизма и неравенство сословий. Впервые в буддизме человек выступает как нравственное лицо, а не представитель социального слоя, касты (см.: История политических и правовых учений: 2-е изд. М., 1999. С. 17).

14

Там же. С. 31.

15

Нуркаева Т. Н. Личные (гражданские) права и свободы человека и их охрана уголовно-правовыми средствами: вопросы теории и практики. СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2003. С. 14.

16

См.: Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 400.

17

Цит. по: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 375.

18

Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 406.

19

«По природе, – сформулировал Антифонт, – мы все во всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары, и эллины… у всех людей нужды от природы одинаковы» (Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 321).

20

Нерсесянц В. С. Сократ: Жизнь и учение / Ред. Л. Г. Нерсесян. Ереван: Изд. «Айастан», 1989. С. 46–47 (на арм. яз).

21

См.: Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998. С. 171.

22

Подробнее см.: Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Изд. Литература. 1998. С. 616–623.

23

См.: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 210–237.

24

Принцип и критерий справедливости, согласно концепции Эпикура, применимы лишь в отношениях участников договорного общения (людей и народов). Конкретное содержание понятия справедливости изменчиво – в зависимости от характерных особенностей той или иной страны, изменяющихся обстоятельств и т. п.

25

Права человека / Отв. ред. чл. – корр. РАН, д. ю. н. Е. А. Лукашева. М.: Изд. НОРМА, 2003. С. 50.

26

Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 433.

27

Товмасян А. Древнее и средневековое армянское уголовное право. Ереван: ЕГУ, 1962. С. 134 (на арм. яз.).

28

Цит. по: Права человека / Отв. ред. чл. – корр. РАН, д. ю. н. Е. А. Лукашева. – М.: Изд. 2003. С. 58.

29

Папаян Р. Христианские корни современного государственного права: Библия и основные права человека. Ереван, 2000. С. 9.

30

Так, в вводной части Священной книги говорится: «Бог святости, любви и жизни желает приобщить к святости свой народ, чтобы последний, в свою очередь, стал носителем жизни, любви и святости» (Библия. Священно-престольный Святой Эджмиадзин, 1994. С. 117).

31

История политических и правовых учений. 2-е изд. М., 1999. С. 117.

32

Так, в работах «Права человека» и «Здравый смысл» Т. Пейн трактовал права человека как необходимое свойство его социального бытия и как принцип организации государства и государственной власти (Цит. по: Права человека / Отв. ред. чл. – корр. РАН, д. ю. н. Е. А. Лукашева. М.: Изд. НОРМА, 2003. С. 68).

33

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956.

34

Об этом см.: Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 2. С. 261, 300–303.

35

Подробнее см.: Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 31–123.

36

Так, особенно интересны рассуждения Канта о правовом государстве, хотя он не употребляет понятие «правовое государство». По его мнению, правовое государство характеризуется как объединение множества людей, подчиненных правовым законам или «идеологически таким, каким он должен быть» (Цит. по: Коваленко А. И. Правовое государство: концепции и реальность. М.: Изд. «Знание», 1993. С. 73).

37

Кант отмечал: «Истинная политика не может сделать шага, не присягнув заранее морали… Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти» (Кант И. К вечному миру. Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 72).

38

У Гегеля в отличие от Канта, правовое государство – действительность, то есть оно выступает как практическая реализованность разума в государственно-правовых формах наличного бытия людей.

39

Гегель. Философия права. М., 1990. С. 89.

40

Подробнее см.: Нерсесянц В. С. Гегель. Ереван, 1986. С. 61–72 (на арм. яз.).

41

«Западня для тщеславных» состоит из двух частей. Первая часть посвящена основным положениям и принципам национально-политической концепции авторов, их историческому и теоретическому обоснованию, вторая – государственному законопроекту освобожденной Армении, то есть проекту целостной и завершенной конституции // Западня для тщеславных. Ереван: Изд. «Айастан», 2002 (на арм. яз.).

42

Для реализации указанного, особое внимание обращалось на возможность осуществления народом контроля над деятельностью государственной власти, замена правительства, не выражающего интересы общества (см.: Западня для тщеславных. Тифлис, 1913. С. 19) (на арм. яз).

43

Так, Мовсес Хоренаци, Г. Нарекаци, О. Имастасер (Оцнеци), Н. Шнорали, М. Гош, С. Спарапет (Гундстабль), А. и Ш. Шаамиряны и другие в армянских исторических и правовых памятниках обращаются к вопросам, касающихся проблем правового государства, прав человека (см.: Акопян В. Армянский Законник. Т. 1. Ереван, 1964 (на арм. яз.); Т. 2. Ереван, 1972 (на арм. яз.); Самуельян Х. История древнего армянского права. Т. 1. Ереван: Изд. «АРМФАН», 1939 (на арм. яз.); Князь Смбат, Судебник Князя Смбата (Гундстабля), (Киликийский Судебник XIII века). В соответствии с рукописью опубликовал Арсен св. Клтечян. Эджмиадзин. 1918 (на арм. яз.); Нерсес Шнорали. Жизнь и литературная деятельность (сборник статей) / Ред. кол. Хачикян Л. С. и др. Ереван, 1977 (на арм. яз.); Мхитар Гош и Вардан Айгекци. Басни. Ереван, изд. Айпетрат), 1951 (на арм. яз.); Мхитар Гош. Судебник / Под ред. Х. Т. Торосяна. Ереван: Изд. Академии наук АрмССР, 1975 (на арм. яз.); Сафарян Г., Хачатурян Г. Памятники армянского права (V–XIII вв.). Ереван: Изд. «Арег», 1994 (на арм. яз.) и другие).

44

Хабеас корпус – это судебный приказ, который направляется должностному лицу, ответственному за содержание арестованного под стражей (подробнее см.: Нуркаева Т. Н. Личные (гражданские) права и свободы человека и их охрана уголовно-правовыми средствами: вопросы теории и практики. СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2003. С. 23).

45

Нормы этой Декларации были направлены не только на установление демократической государственности, а также на защиту естественных неотчуждаемых прав человека. Указанный документ содержит первое государственное определение прав человека. Анализируя данную Декларацию, К. Маркс писал, что Америка – это страна, «где возникла впервые… идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан толчок европейской революции XVIII века» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16. М., С. 17).

46

Так, во втором абзаце Декларации предусматривалось: «…все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: Жизнь, Свобода и стремление к Счастью. Для обеспечения этих прав Людьми учреждены правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых» (The American Revolution 1763–1783. A Bicentennial Collection (Doc. History of the United States). N. Y., 1970. С. 305; Федералист (Политическое эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея) / Пер. с англ. под ред. с предисл. д. ист. наук Н. Н. Яковлева). М.: Изд. «Прогресс», 1993. С. 5; Конституция США, американская демократия. Джеймс К. Вильсон. Из книги: Американское правительство, учреждения и политика / пер. с англ. А. Эмина, Ереван: Изд. «Фюник», 1993. С. 4–5).

47

Так, все поправки указанного правового документа посвящены ограничению государственной власти по отношению к индивиду. Согласно первой поправке Конгрессу запрещалось издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний, вероисповедания. Третья, четвертая и пятая поправки закрепляли неприкосновенность жилища, право тайны переписки, запрещали незаконные обыски, разрешали гражданам отказываться от дачи таких показаний, которые могли навредить им (См.: Права человека накануне XXI века. М., 1994. С. 224–445).

48

Однако либеральная эпоха существенно не расширила перечень этих прав и свобод, например, бельгийская Конституция 1831 г. в более сжатой форме закрепила перечень прав французского образца.

49

См.: Радищев А. Н. Избранные философские сочинения. М., 1949. С. 130, 176–177, 437.

50

Подробнее см.: Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1900.

51

См.: Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901. С. 200.

52

См.: Новгородцев П. И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. XVI–XIX вв. 3-е изд. М., 1914. С. 110.

53

Там же.

54

См.: Новгородцев П. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 388.

55

См.: Соловьев В. С. Нравственное право // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. С. 98.

56

См.: Соловьев В. С. Нравственное право // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. С. 99.

57

См.: Там же. С. 108.

58

Соловьев В. С. Оправдание добра. М., 1996. С. 338.

59

Там же. С. 40.

60

Там же. С. 40–41.

61

Подробнее см.: Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.

62

Подробнее см.: Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

63

Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. С. 311–314.

64

Там же.

65

Так, на стадии своего возникновения (вторая половина XIX века) естественно-правовой доктрине прав человека противостоял позитивизм. Свою основную задачу он видел в систематизации действующего законодательства. Согласно позитивизму, источником права и прав человека признавалось государство, которое стоит выше общества и формирует общеобязательные законы. Кроме этого, в XIX веке формируется марксистское учение, которое своей главной задачей считало установление нового порядка, основанного на принципах демократии, справедливости, освобождение людей от эксплуатации и угнетений.

66

См.: Права человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Изд. НОРМА, 2003. С. 22.

67

Так, в конституциях Италии, Испании, США, Франции свое юридическое закрепление нашла естественно-правовая концепция прав человека, в конституциях Австрии, ФРГ – позитивистская. Однако различия в закрепленных нормах не имеют существенного значения, поскольку основные законы этих стран основаны на принципах защиты прав человека.

68

Так, права и свободы человека не закрепляясь в законодательных правовых актах государства, выступают достаточно неопределенно и затрудняют реализацию государством функции их обеспечения и защиты.

69

В частности, в России любая дискуссия по конституционным правам граждан и их защите содержит борьбу различных концептуальных подходов (монистическая, дуалистическая, фундаментальная и др.). (См.: Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б. С. Эбзеев. М.: Норма, 2008; Лазарев Л. В. Конституционный Суд России и развитие конституционного права // Журнал российского права. 1997. № 11. С. 1–13; Пашин С. Новые возможности развития судебной системы России // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1997. № 2. С. 16–23; Малышева А. Интервью с судьей Конституционного Суда Российской Федерации Тамарой Морщаковской // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1997. № 3–4. С. 14–18; и др.).

70

Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Изд. Спарк, 2000. С. 160.

71

Чиркин В. Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2. С. 5–13.

72

В частности, свобода совести относится к личным (гражданским) свободам, однако в некоторых странах она носит явно политических характер. Или право обращения (петиции). В конституциях некоторых стран оно закрепляется как субъективное право гражданина данного государства, в другой группе стран им наделяется каждый, включая иностранцев (например, Федеративная Республика Германии).

73

Так, в настоящее время понятие «гражданство» применяется в странах с республиканской формой правления, а «подданство» – в основном в государствах с монархической формой правления. В содержательном смысле они тождественны.

74

Как институт внутреннего права каждой страны, гражданство – это совокупность правовых норм, регламентирующих критерии, которые определяют принадлежность лица к данному государству; способы и процедуры приобретения и утраты гражданства; особенности правового положения, обусловленные способом приобретения гражданства или фактом двойного (множественного) гражданства (Права человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Изд. НОРМА, 2003. С. 105–106, 108).

75

См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Изд. «Норма», 2001. С. 161.

76

Из этого вытекает, что Российская Федерация, ее дипломатические и консульские представительства и их должностные лица обязаны защищать права и свободы граждан Российской Федерации, выезжавших из России, а также принимать меры по восстановлению нарушенных прав последних в соответствии с законодательством страны их проживания и нормами международного права.

77

См.: Права человека и судопроизводство (сборник международных документов) / Редактор-специалист В. Айвазян. Ереван: Изд. Арег, 1996. С. 256 (на арм. яз.).

78

В частности, см.: Конституцию Болгарии (ст. 25), Конституцию Польши (ст. 34), Конституцию Эстонии (ст. 8) и соответствующие статьи конституций других государств.

79

В ряде стран, например, в Алжире, Бельгии, Франции, действуют специальные Кодексы гражданства, в другой группе стран (Испания, Румыния) вопросы гражданства регулируются органическими законами или законами, при принятии которых требуется специальное большинство, например, в Венгрии – 2/3 голосов присутствующих депутатов парламента.

80

Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.06.02. № 22. Ст. 2031.

81

Так, гарантией защиты прав человека является то важное обстоятельство, что законы государства о гражданстве признаются членами-государствами международного сообщества в том случае, если они соответствуют международным конвенциям, международным обычаям и общепризнанным принципам права. В частности, положениям Конвенции о статусе апатридов (лиц без гражданства) (принята 28.09.1954, вступила в силу 06.06.1960); Конвенции о сокращении безгражданства (принята 30.08.1961, вступила в силу 13.12.1975); Конвенции о гражданстве замужней женщины (принята 20.02.1957, вступила в силу 11.08.1958); Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята 13.12.1985); Европейской Конвенции о гражданстве (принята 14.12.1997) и других документов.

82

«…В отдельных случаях обнаруживается, что зафиксированные в Конституции Российской Федерации основные гражданские права принадлежат всем людям, в том числе тем, которые не являются гражданами России (ч. 3 ст. 62, ст. 63)» (Лейбо Ю. И, Толстопятненко Г. П., Экштайн К. А. Права и свободы человека и гражданина. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации. М.: Изд. «ЭКОМ», 2000. С. 54).

83

Согласно Основному закону: «Немцем… является… каждый, кто обладает германским гражданством или кто нашел убежище на территории Германской империи по состоянию ее на 31 декабря 1937 г. в качестве беженца или перемещенного лица немецкого происхождения или его супруга либо потомка» (абзац 1 статьи 116 Конституции ФРГ 1949 г.) (Конституции зарубежных государств: Великобритания, Германия, Италия, США, Канада, Франция, Япония. (Составитель, автор введения, вступительных статей к конституциям – д. ю. н., проф. В. В. Маклаков). 2-е изд., исправ. и доп. М.: Изд. БЕК, 1997. С. 217).

84

См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Т. 1. / Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: Изд. БЕК, 1993. С. 67–68.

85

Например, «народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и освобождать их от должности» (часть 1 статьи 15 Конституции Японии 1946 г.) (Конституции зарубежных государств: Европейский союз, США, Великобритания, Германия, Испания, Япония, Швейцария, Бразилия, Италия / Составитель В. В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп., М.: Изд. БЕК, 2002. С. 442).

86

Такой подход по отношению к лицам конкретной этнической группы применяется не только в Республике Армения. В частности, в ФРГ предусматривается достаточно сложная процедура приобретения гражданства не для немцев. Например, внесенный правительством ФРГ в ноябре 1998 г. законопроект, предусматривает возможность приобретения немецкого гражданства детьми иностранцев, родившимися в Германии, если хотя бы один из их родителей родился в Германии или приехал в страну в возрасте до 14 лет.

87

Подробнее см.: Белов А. В. Международно-правовые аспекты двойного гражданства. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб, 2002.

88

Задача в том, что по сей день многосторонние и двухсторонние международные соглашения о двойном гражданстве создают ряд неопределенностей, в частности, не регулируя вопрос воинской службы бипатридов во время вооруженных конфликтов (Подробнее см.: Белов А. В. Воинская обязанность в случаях двойного (множественного) гражданства // Правоведение. 2003. № 4. С. 161–165).

89

Подробнее см.: Айвазян Н. А. Конституционная характеристика современного государства. Ереван, 2000. С. 54–55 (на арм. яз.); Апиян Н. А., Петросян А. Г. Правовое государство и законность. Ереван: Изд. «Тигран Мец», 1999. С. 34, 46 и др. (на арм. яз.); Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. заслуженный деятель науки Российской Федерации, д. ю. н., проф. В. В. Лазарев. Издание второе. М.: Изд. Спарк, 2002. С. 106–108; Права человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Изд. НОРМА, 2003. С. 97–98; Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Изд. «Норма», 2001. С. 161–162; Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Т. 1. / Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: Изд. БЕК, 1993. С. 66; Конституционное право зарубежных стран. Юнита 1. Общая характеристика конституционного права зарубежных стран. Основы теории конституции. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина. Гипертекст. М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2001. С. 38, и др.

90

См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З. М. Черниловского. М.: Изд. Юридическая литература, 1984. С. 208.

91

См.: Права человека и судопроизводство (сборник международных документов) / Редактор-специалист В. Айвазян. Ереван: Изд. Арег, 1996. С. 4 (на арм. яз.)

92

Российская Федерация, став членом Совета Европы, присоединилась к Уставу последнего, подписанного 5 мая 1949 г. в Лондоне.

93

Согласно Уголовному процессуальному кодексу Республики Армения в ходе уголовного судопроизводства никто не должен подвергаться унижающему его достоинство обращению, содержаться в унизительных условиях. В то же время запрещается принуждать личность к участию в следственных действиях, унижающих его достоинство (статья 9). // Официальный вестник Республики Армения. 21 сентября 1998 г. № 22 (55).

94

Так, Гражданский кодекс Республики Армения предусматривает судебную защиту права чести, достоинства, как при жизни, так и после смерти (статья 19). // Официальный вестник Республики Армения. 10 августа 1998 г. № 17 (50).

95

О защите чести, достоинства личности подробнее см.: Анисимов А. Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. М.: Изд. «Юрист», 1994; Жуйков В. М. Права человека и власть закона. М., РПА МЮ Российской Федерации, 1995; Нуркаева Т. Н. Личные (гражданские) права и свободы человека и их охрана уголовно-правовыми средствами: вопросы теории и практики. СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2003. С. 147–170.

На страницу:
6 из 8