bannerbanner
Магия шнуров: Сила нитей, пряжи, скручиваний и узлов. Практическая магия для начинающих: Техники и ритуалы для фокусирования энергии
Магия шнуров: Сила нитей, пряжи, скручиваний и узлов. Практическая магия для начинающих: Техники и ритуалы для фокусирования энергии

Полная версия

Магия шнуров: Сила нитей, пряжи, скручиваний и узлов. Практическая магия для начинающих: Техники и ритуалы для фокусирования энергии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

Какое значение все это имеет при выборе цветов нитей для веревочных талисманов? Вам нужно будет заказывать материалы у разных поставщиков. При заказе шелка для вышивания или пряжи через интернет вы будете искать цвета по номерам, и это надежный способ раз за разом приобретать то, что вам нужно. Заказать пряжу ручной работы нужного цвета несколько сложнее, поскольку натуральные красители делают каждый моток совершенно неповторимым – и в данном случае эта вариативность становится частью магии!

Магическая цветовая палитра

Магическая цветовая палитра состоит из цветов радуги: красного, желтого, оранжевого, зеленого, синего и фиолетового либо пурпурного.

Вот несколько замечаний по поводу цветовых терминов, используемых в этой книге. В школе вы наверняка узнали, что в радуге семь цветов. В списке выше отсутствует еще один, индиго. Исаак Ньютон увидел эти цвета, когда использовал призму, чтобы разложить солнечный свет на цвета спектра. Он хотел добавить к радуге еще один цвет, чтобы получить магическое число семь (семь планет и семь музыкальных нот), и, обнаружив оттенок между синим и фиолетовым, присоединил к спектру. Он выбрал для описания этого цвета слово «индиго», по названию растения индиго, которое дает глубокий синий цвет (этот краситель имеет богатую историю и свое собственное значение). В рамках этой книги мы будем соотносить индиго с синим.

Какая разница между фиолетовым и пурпурным? Ньютон выбрал слово «фиолетовый», а не «пурпурный». Сегодня «фиолетовый» обычно используется для описания цвета в световом спектре. Дизайнеры интерьера применяют фиолетовый наряду с красным, оранжевым, желтым, зеленым и синим. Однако художники и модельеры чаще говорят «пурпурный», нежели «фиолетовый». В контексте пигментов и красителей пурпурный – это производный цвет, получаемый при сочетании равных частей красного и синего. Поскольку создание магических веревок связано с красителями для ткани, в этой книге обычно употребляется слово «пурпурный», а не «фиолетовый».

Существует такое множество оттенков цветов, что было бы невозможно перечислить здесь их все. Каждый из цветов, описанных ниже, на самом деле является целым цветовым семейством, мы же будем рассматривать эти цвета в общем и целом. А в следующем разделе обсудим некоторые природные красители и то, как они повлияли на культурное значение цвета.

Красный

Красный – это цвет жизни. Он сам привлекает взгляд – трудно не обратить на него внимания: одна красная точка на сером фоне немедленно бросается в глаза. При виде чего-то красного наше внимание концентрируется на этом, именно поэтому сигнал светофора, означающий «стоп!», красного цвета.

В природном мире мы окружены зеленью растений и синевой неба, и красный выделяется на их фоне. Природа тоже использует красный, чтобы привлечь наше внимание к чему-то важному[42]. Такой сигнал может означать что-то опасное или, наоборот, полезное – ядовитый красный гриб или вкусное красное яблоко. Многие фрукты красного цвета, и уже сами их названия вызывают в памяти их вкус: вишня, клюква, клубника, малина, арбуз, персик.

Красный свет повышает артериальное давление и выработку гормонов. Красный – цвет страсти! Когда нас влечет к кому-то, наш пульс учащается. Жизнь и секс, жизнь и любовь, секс и любовь – все это тесно связано. «Розы красные», гласит поговорка, и мы дарим красные цветы, чтобы показать любовь, а красное платье демонстрирует сексуальный настрой. Когда мы злимся, наши глаза застилает алая пелена – и мы буквально, как говорится, «видим все в красном свете». Все ощущения, ассоциируемые с красным, неизменно сильные.

Как мы уже знаем, единственная красная нить – один из старейших и самых распространенных магических веревочных талисманов. Красный – это цвет крови: деторождения, крови, связывающей мать и дитя, и крови, которая проливается при порезах на теле. Кровь содержит железо и снабжает им организм, что придает ей металлический вкус, который можно даже слегка ощутить, глядя на кроваво-красный цвет.

Красный – это секс, гнев, война, любовь, кровь. Пока мы живы, в наших телах циркулирует кровь; потеряв слишком много крови, можно умереть. Кровь – это жизнь, и красный – это цвет жизни.

Оранжевый

Оранжевый – цвет возбуждения. Находясь в промежутке между желтым и красным, он имеет многие характеристики того и другого цвета. Если вам предложить «подумать о чем-то оранжевом», что первое придет на ум? Наверняка апельсин – и это неудивительно, поскольку этот цвет назван в честь этого фрукта – а корень «оранж» («orange») является укороченной формой персидского слова наранж (narange) и испанского наранья (naranja). Из слова наранж вполне могло бы получиться «аранж», но «оранж» звучит более приятно, поскольку отсылает и к испанскому слову оро (oro), означающему «золото»[43].

В английском языке «orange» – относительно новое слово, поэтому у оранжевого цвета радуги меньше всего синонимов. Кроме того, не так уж много вещей, оранжевых от природы. Современные технологии позволяют производить стекло, краску и ткани любого цвета, поэтому есть оранжевые вазы и оранжевые рубашки, но где этот цвет можно найти в природе? Есть ряд действительно оранжевых цветов: маки, тюльпаны, лилии и маргаритки имеют ярко-оранжевые разновидности. Другие цветы, называемые оранжевыми, также можно считать имеющими оттенки желтого или красного.

Чаще всего в природе встречается неяркий оранжево-коричневый цвет[44]. Есть множество слов, описывающих его оттенки, среди которых такие как «коньячный», «янтарный» и «бронзовый». Это цвет корицы, какао, кофе и лесного ореха. Среди светлых вариаций коричневого – бежевый и цвет загара.

Если ассоциировать оранжевый с временем года, то это осень: листья становятся всех оттенков красного, желтого и коричневого, и созревшая пшеница превращается из зеленой в золотистую.

Можно сказать, что оранжевый – это менее огненный красный. Подобно красному, он тоже является сигнальным цветом в природе – он не такой яркий, сексуальный и страстный, как красный, но все равно привлекает внимание. Веб-дизайнеры используют оранжевый для подсветки кнопок и важных слов, чтобы они бросались в глаза. Оранжевый, таким образом, можно назвать цветом волнения, возбуждения.

Желтый

Желтый – цвет солнечного света. Обычный солнечный свет бесцветен и лишь проявляет цвет того объекта, на который падает. Однако наше солнце – это желтая звезда, которая выглядит желтой на небе, поэтому солнечный свет тысячелетиями ассоциировался с золотом в магическом контексте[45].

Жизнерадостного человека называют солнечным. Когда солнце выходит из-за туч после бури, мы знаем, что все будет хорошо. Как вам уже известно, нашим телам необходим солнечный свет, и само пребывание на солнце может улучшить настроение. Радость солнечного света передается желтому цвету.

Помимо радости, желтый считается цветом удачи во многих культурах, возможно, в силу его ассоциации с ценным золотом[46]. Одно время ценность американской валюты выражалась в золотых слитках в системе «золотого стандарта»[47]. Золотом торговали как ценным металлом на протяжении всей истории. Сегодня можно приобрести нити из золота, но, как вы понимаете, они достаточно дороги – даже нити, просто имитирующие его металлический блеск, стоят дороже, чем обычные желтые, поэтому их стоит сохранять для повторного использования.

Зеленый

Зеленый – это цвет земли: из космоса земные материки выглядят покрытыми зеленью. Плотные массивы лесов, поля, засаженные овощными культурами, и степи, заросшие травой, окрашивают ландшафт в зеленый цвет.

Возможно, из школы вы помните, что растения имеют зеленый цвет благодаря хлорофиллу – этот пигмент позволяет им синтезировать солнечный свет для преобразования воды и воздуха в сахар для получения энергии. В ходе этого процесса растение выделяет кислород, который необходим многим живым существам для трансформации пищи в энергию. Те, кто дышит кислородом, в свою очередь выделяют углекислый газ, используемый растениями для фотосинтеза[48]. Животные и растения живут в симбиозе, обеспечивая друг друга необходимыми веществами.

Мы обладаем научным знанием о том, что растения нужны людям для выживания, но ощущаем это и бессознательно, на уровне тела: гуляя в лесу, вдыхая свежий воздух и купаясь в окружающей зелени, мы успокаиваемся и восстанавливаем силы – зеленый исцеляет.

Красный, оранжевый и желтый – возбуждающие цвета, синий и фиолетовый – успокаивающие, а зеленый находится посередине, сочетая оптимизм желтого и спокойствие синего. Зеленый также символизирует процветание – отчасти потому, что американские банкноты печатаются на зеленой бумаге, но эта ассоциация намного глубже: зеленый является самым распространенным цветом в природном мире и уже поэтому подразумевает плодородие и изобилие. Он имеет настолько стойкие ассоциации с природой, что мы называем «зеленым» все экологичное, тем самым укрепляя ассоциацию зеленого с землей.

Синий

Синий – цвет покоя. Синий свет успокаивает физически, понижая артериальное давление. Синие стены окружают нас приятным ощущением безопасности.

На синий цвет можно положиться, как на хорошего работника, и на самом деле история синего – это история труда. Средневековые европейские женщины и мужчины были очень ограничены в цветах одежды, которые могли носить. Пурпурный был прерогативой знати, а ткани, окрашенные в багряный цвет или карминово-красный, были слишком дороги для обычных людей, поэтому крестьяне не имели яркой одежды, ограничиваясь темной, черной и коричневой. Единственным цветом, который было позволено носить не только знати, был синий, и он был крайне популярен.

Сегодня все носят синие джинсы, но вплоть до 1930-х годов одежда из денима была униформой рабочего класса[49]. Эта прочная ткань изначально производилась в городе Генуя, или Джинз, поэтому брюки из этого материала стали называть «джинсами»[50]. В 1874 году американский портной Джейкоб Дэвис разработал прочную ткань для брюк с укрепленными швами и вместе с бизнесменом Леви Строссом запатентовал эту идею. Компания «Леви Стросс» и сегодня продолжает производить джинсы.

Синий – это также цвет рядовых полицейских. Во время Гражданской войны в Америке офицеры носили красные мундиры, а обычные солдаты – синие. Выйдя в отставку, эти солдаты в тех же мундирах составили самые ранние полицейские дружины[51]. В Англии первые полицейские также выбрали синий своим цветом, поскольку ткани этого цвета были дешевы и форма из них отличалась по цвету от красной униформы солдат.

До изобретения синтетических красителей джинсы красили индиго, и не просто для красоты – этот краситель делал ткань прочнее. Большинство красителей химически воздействуют на ткань, а индиго связывается с ее молекулами физически[52]. Ткань, покрашенная индиго, не выцветает на солнце, цвет будет стираться только от механического воздействия, придавая ткани заметно потертый вид, ассоциируемый с физическим трудом.

Самая печальная ассоциация синего цвета с трудом – это его историческая связь с рабством. Когда британцы колонизировали Индию, они стали сами руководить местным производством индиго. В период колонизации ранее независимые индийские красильщики тканей работали под неусыпным взором надзирателей, получавших всю выгоду от их труда. Растения индиго перевозились на острова Карибского моря и разводились там тоже. Таким образом индиго стал одним из основных факторов работорговли[53]. Европейские землевладельцы покупали цветные ткани в Индии и продавали в Африке племенам, которые взамен похищали других африканцев для продажи в рабство. Этих африканцев перевозили на острова Карибского моря для выращивания индиго на плантациях вместе с рабами-аборигенами.

Несмотря на то что солнце, что светит на безоблачном небе, видится нам желтым, само по себе небо синее. При этом атмосфера Земли тоже выглядит синей при взгляде из космоса[54], и вот почему: солнечный свет содержит все цвета радуги и, проникая в атмосферу, рассеивается во всех направлениях. Волны синего цвета короче, чем волны других рассеянных цветов, поэтому мы видим преимущественно синий. Крупные водоемы, такие как озера и океаны, тоже синие: вода поглощает цвета с большей длиной волны, например красный и оранжевый, так что наших глаз снова достигают волны синего цвета[55].

Синий цвет успокаивает, и так же действует нахождение рядом с водой: отчасти это все тот же эффект самого цвета, но дело еще и в том, что люди всегда тянутся к воде, в которой нуждаются почти так же, как в кислороде. Будучи цветом неба и воды, синий считается цветом покоя и умиротворения.

Пурпурный

Пурпурный – это цвет власти. Во дворце Византийской империи была комната, полностью построенная из пурпурного камня, и женщины императорских семейств удалялись в эту комнату для родов, чтобы наследники империи буквально рождались «в пурпуре»![56]

Пурпурный считался королевским цветом в силу невероятной дороговизны пурпурной ткани. В Риме и Византии только очень состоятельные люди могли себе позволить носить этот цвет. Пурпурный краситель добывался из улиток, и, чтобы произвести всего один его грамм, требовалось 10 000 моллюсков. Получить этот краситель из улиток было так сложно и занимало столько времени, что он был ценнее золота[57].

Что касается самих моллюсков, их собирали в древнем городе Тире. Жители Тира рассказывали прекрасную историю, объясняющую открытие этого красителя: как будто бы Геракл прогуливался по берегу моря с нимфой Тирой. Его собака убежала вперед и съела улитку, от которой ее пасть окрасилась в пурпурный цвет. Тира потребовала у Геракла ткань, окрашенную в такой же цвет, и Геракл собрал столько улиток, сколько нужно было, чтобы покрасить ткань для своей возлюбленной[58].

Тир торговал окрашенной в пурпурный тканью по всему Средиземноморью. Финикийский пурпур уже упоминается в угаритских и хеттских текстах 1400 года до н. э. Само название народа, производившего краситель, финикийцы, происходит от греческого phoinios, что значит «пурпурный». По имеющимся сведениям, финикийский пурпур мог представлять из себя любой оттенок от светло-красного до темно-красного и цвета, близкого к тому, что мы называем пурпурным сегодня, обычно «насыщенный пурпур».

С изобретением синтетических красителей пурпурный утратил связь с сильными мира сего, но до сих пор имеет ассоциации с богатством и даже духовностью и остается символом власти.

Белый и черный

Белый и черный – это нейтральные цвета. В истории цвета комбинация белого, красного и черного – одна из самых древних[59]. Добавление красного к черному и белому вызывает резонанс всех значений, когда-либо присвоенных цвету.

В культуре черному и белому присвоены определенные и далеко не нейтральные значения. Белый ассоциируется со светом, а черный с тенью; белый – с добром, черный – со злом. Эти ассоциации сформировались в колониальную эпоху для оправдания рабства утверждением морального превосходства белокожих людей над темнокожими.

Исаак Ньютон продемонстрировал, что, проходя сквозь призму, солнечный свет превращается в радугу; до расщепления он лишен цвета. Однако Ньютон не назвал свет бесцветным – он назвал его белым. Друг Ньютона, Роберт Бойл, был одним из основателей самой первой научной организации, Королевского общества Лондона. Также он был управляющим Ост-Индской компании, которая активно занималась работорговлей. Оба этих рода деятельности соединились в экспериментах Бойла со светом. Он решил, что белые предметы отражают свет, в то время как черные его «гасят». Белый – это изначально чистый цвет, а черный уничтожает его. На основе этого открытия Бойл объяснил, почему белокожие европейцы имеют основания для превосходства, а темнокожие, очевидно, должны быть их слугами. Ньютон разделял определение света как «белого», и с тех пор в науке свет называют «белым»[60].

Проще говоря, «белый свет» – это расистский термин, как и «черная магия». Последний описывает методы целительства и религиозные ритуалы, практикуемые темнокожими рабами и их потомками. По этой причине в данной книге открыто отвергается ассоциация добра и зла с белым и черным.

В то время как дневной свет обычно имеет позитивные ассоциации, а ночь, как правило, считается опасной, в других культурах черный и белый воспринимаются иначе. В Америке белый – это цвет свадеб, а черный – похорон, но во многих культурах Африки и Азии белый исторически является цветом смерти, хотя это и меняется в силу влияния европейской и американской культур на остальной мир[61].

В области дизайна интерьера можно увидеть иное значение белого и черного: они оба могут сочетаться с любыми цветами радуги, и поэтому хорошей идеей будет включать белые либо черные нити в веревки, чтобы избежать смешивания, – например, сочетание красного и синего может выглядеть пурпурной. Черные или белые нити, таким образом, обеспечивают контраст других цветов, не привнося свой собственный, что делает и тот, и другой цвета нейтральными.

Планетарные цвета

В магии стихии и планеты имеют свои цвета. Довольно легко догадаться, откуда берутся цвета стихий, поскольку стихии похожи на свои цвета: воздух желтый от солнечного света, вода отражает синее небо, огонь оранжевый и красный, а растения земли окружают нас зеленью. Но как объяснить цвета планет?

Изначально значение планет было магическим. Первые вавилонские астрологи считали любой движущийся по небу объект планетой, поэтому добавили Солнце и Луну к другим видимым планетам – вот почему в списке магических ассоциаций мы видим семь «планет». Сегодняшнее астрономическое оборудование позволяет видеть гораздо дальше, чем может человеческий глаз, поэтому внешние планеты – Нептун, Уран и Плутон – также были добавлены в список. Затем астрономы начали спорить о том, какие объекты заслуживают звания планеты, и лишили этой привилегии Плутон. Некоторые астрологи включают Нептун и Плутон в классический перечень планет.

Магические планеты получили свои нынешние цветовые ассоциации, во-первых, благодаря своему физическому цвету, во-вторых – цвету, который определяли для них древние люди, строившие планетарные храмы, а также эзотерической связи планет с цветами спектра.

Планеты имеют физический цвет, видимый невооруженным глазом. Вавилоняне наблюдали планеты в чистом небе пустыни. Они строили храмы, называемые зиккуратами, которые выглядели как многоуровневые пирамиды, и каждый уровень ассоциировался с цветом той или иной планеты[62]. Астролог Румен Колев пишет о таких вавилонских соответствиях планет и цветов: Венера – белый; Сатурн – серый; Марс – красный; Луна – синий; Юпитер – оранжевый; Меркурий – может менять цвет; Солнце – желтый[63].

Алхимики, астрологи и оккультисты долгое время пытались увязать семь планет, известных древним, с цветами радуги, учитывая при этом физический облик планет. Цвета, ассоциируемые с планетами в западной магической традиции сегодня, были определены Герметическим орденом Золотой Зари. Его Верховный адепт, Флоренс Фарр, работала с цветами спектра. Ричард Дудхус и Дэвид Следзински составили список на основе заметок Фарр: Луна – синий; Меркурий – желтый; Венера – изумрудно-зеленый; Солнце – оранжевый; Марс – ярко-красный; Юпитер – фиолетовый; Сатурн – индиго[64].

Когда Алистер Кроули составлял свою «Энциклопедию 777», он поменял некоторые ассоциации цветов. В силу популярности этой книги новые ассоциации получили широкое распространение в магической практике: Луна – фиолетовый; Меркурий – оранжевый; Венера – изумрудный; Солнце – желтый; Марс – красный; Юпитер – синий; Сатурн – черный[65]. В данной книге мы будем придерживаться классификации планетарных цветов Кроули.


Для справки

Планетарные цвета

Красители

Как мы уже выяснили ранее, краситель – это тело цвета. До того как в 1857 году были разработаны синтетические цвета, пигменты и красители получали из конкретных физических источников – камней, растений, насекомых, земли. Художники до сих пор используют такие краски, и их названия напоминают об ушедшей эпохе. Это цвета земли: сиена натуральная и жженая, умбра натуральная и жженая, охра золотистая. А вот красные: краплак, киноварь, венецианский красный. Также к ним относится индиго, добываемый из растений, и ультрамарин, изначально получаемый из толченого лазурита. Некоторые из этих веществ до сих пор фигурируют в качестве красителей, но не в промышленных масштабах, а ограниченно – некоторыми племенными народами и художниками по ткани.

История этих красителей тоже определяет культурное значение их цвета. Во многих случаях цвет самого материала совпадает с цветом красителя: кошенилевые тли имеют ярко-красный цвет, а куркума очень желтая. В иных случаях цвет красителя проявляется только в конце процесса – индиго меняет цвет с оранжевого на зеленый и лишь потом становится синим.

Давайте познакомимся с некоторыми природными веществами, используемыми для покраски тканей.

Палитра натуральных красителей

Красные красители

Кармин, киноварь, кардинал – все эти цвета добывали из физических материалов. До изобретения синтетических красителей красный получали из растений и одного насекомого[66].

Краплак, полученный из растения марена (Rubia tinctoria), продавали как стойкую краску и лекарственное средство с третьего тысячелетия до н. э. Это растение обильно произрастает по всей Европе, Азии и Африке, и его так легко выращивать, что до сих пор его можно встретить в частных садах тех, кто занимается производством тканей вручную. Красный пигмент марены называется ализарин – так же называется и один из цветов в палитре художественных красок.

Краплак дает ярко-красный цвет, но есть и еще более выразительный его оттенок: от названия средиземноморского насекомого Kermes vermilio произошли такие слова, как «кармазин», или кармин (crimson), и «вермильон», или киноварь (vermilion). Первое происходит от турецкого kirmiz, а второе – от латинского vermiculus, которое само по себе является производным от vermis, «червь». Карминовый краситель дает еще более яркий красный, нежели краплак, но необходимость собирать насекомых для его производства всегда делала его существенно дороже краплака.

Такой кармин был самым ярким красным до того, как было сделано одно открытие в Новом свете: карминовый краситель, получаемый из кошенилевой тли, способен дать как карминовый красный (синевато-красный), так и алый (желтовато-красный)[67]. Сегодня кошенилевый краситель до сих пор используется для окраски еды, из-за чего в интернете периодически появляются тексты с взволнованными заголовками вроде: «Красный пищевой краситель делают из ЖУКОВ!»

Красный, который дают краплак и кармин, символизирует военную и национальную мощь. Испанская империя очень разбогатела на продаже кошенилевого красителя, производимого рабами на плантациях в Новом свете. Британских солдат называли «красными мундирами» за их униформу: краплаком красили мундиры пехотинцев, а кошенилевым кармином – форму офицеров[68]. Красный на ранних американских флагах – то либо краплак, либо смесь краплака и кошенили[69].

Красные красители также ассоциируются с религиозной властью. Католические кардиналы традиционно носят головные уборы, покрашенные в алый составом, полученным из кошенилевой тли, поэтому такой красный известен под названием «кардинал».

Сегодня эти красители производятся только ремесленным способом. Если вам хочется погрузиться в историю цвета непосредственно, можете вырастить собственную марену из семян и сделать собственный краситель. Краплак и кармин, произведенные вручную, можно купить в небольших количествах у мастеров, как и мотки пряжи, ими окрашенные.

Оранжевые красители

Среди красителей, как и среди цветов спектра, оранжевый находится между красным и желтым. Мы уже поговорили о красном красителе из марены, но из марены можно получить разные цвета, в зависимости от закрепителя цвета – от темно-красного до ярко-оранжевого и нежно-розового. Одним из цветов этого ряда является коричневый хаки, используемый для окраски униформы, включая даже брюки, которые носят работники корпораций! Многие из красителей, продуцирующие желтый, также могут давать оттенки оранжевого или золотистого.

Насыщенный оранжевый проявляется в оттенках коричневого. Такие красители получают из коры деревьев и орехов. Индийский краситель катеху производится из коры акации. Американский черный орех дает темно-коричневый раствор, используемый для окраски ткани и волос[70]. Прямо у себя на кухне можно сделать простой коричневый краситель из луковой шелухи – он дает оттенки от бежевого до темно-бурого.

На страницу:
5 из 7