Полная версия
Счастливые к счастью не стремились
Внимание на себя они, конечно, обращают, однако правильно ли при этом его соискательницы прогнозируют формируемое таким их внешним видом отношение к себе со стороны окружающих? Представляется, что, независимо от ожиданий, в действительности женщины с неумеренным макияжем и прочими атрибутами лицевого украшательства не получают удовлетворения от формируемого ими столь желаемого внимания к ним, способного вызвать ощущение счастья. В таком случае к ним со стороны других людей возникает, как правило, утилитарное отношение в виде кратковременного использования их женских физиологических особенностей. В конечном итоге это приводит к разбитому корыту, у которого счастьем и не пахнет.
Тело и его части тоже являются объектом внешних преобразований. У мужчин – это, в основном, татуировки. По мнению автора, здравомыслящие мужики – хомоцентристы и социоцентристы, этими глупостями не занимаются. Но мужское здравомыслие у представителей сильного пола очень разниться. Некоторые мужчины ограничиваются нанесением на свое тело (руки, ноги) небольших тату, представляющих для них некие значимые символы. В их самовыражении и в обретении счастья они особой роли не играют.
Однако последнее время интенсивное татуирование получило широкое распространение, как среди мужчин, так и женщин, уродующих свой внешний вид, покрывая татуировками всю поверхность тела, рук, ног, а в отдельных случаях лица и головы. Как правило, подобные «художества» в этом случае выполняют ту же роль, что и «павлиньи» прически, а также яркий макияж и другие «прибамбасы» лицевого украшательства – обратить на себя внимание, выразив таким образом их «незаурядность», а точнее, эгоцентризм. Что эти субъекты будут делать в пожилом возрасте, когда кожа на их теле начнет стареть и все их картинки «сожмурятся»? Своим внешним татуировочным видом они привлекут внимание к себе, но вот отношение к ним со стороны окружающих, на взгляд автора, будет выражать не восхищение, а смешанное чувство удивления с пренебрежением, непониманием того, что заставило этих людей так поиздеваться над своим внешним видом, превратив себя в первобытных папуасов. Поможет ли обильным «татушникам» их «клеймение» приблизиться к удовлетворению собой и ощущению счастья, особенно, когда они посмотрят на себя в зеркало? Вряд ли. Вот только избавиться от татуировочного кошмара почти невозможно без негативных последствий.
Несколько слов о косметических операциях. В жизни бывают случаи, когда люди попадают в аварии и получают травмы лица, других частей тела, деформирующих их внешне, оказываются пострадавшими от ожогов на пожарах и т.п. В таких ситуациях врачам-косметологам порой удается возвращать жертвам несчастных случаев приемлемый внешний вид, принося им радость восстановления порушенного. Такие операции оправданы и вызывают у «исправленных» чувство благодарности к «исправившим» их.
Однако некоторые женщины к уродованию своего тела татуированием добавляют косметически-хирургическую «коррекцию» некоторых здоровых частей своего тела, например, груди и ягодиц в целях изменения их формы и размеров. Довольно часто в этой коррекции не хватает меры, прежде всего, у женщин-эгоцентристок, и после подобных «улучшений» внешний вид прооперированных телес становится уродливым, а подчас из-за этих операций возникают осложнения и для здоровья в целом, порой имеющих катастрофические последствия. Вместо счастья обладания идеальными формами получают несчастье с последующей необходимостью долгого и с большими осложнениями «выкарабкивания» из создавшегося положения. Так и хочется сказать – природу не надо править, в ней все взаимосвязано, стройте счастье, развивая свое тело естественным, а не хирургическим путем. Это единственный надежный вариант движения к счастью, не уродуя себя как личность и не причиняя вреда своему здоровью.
Макияж и косметически-хирургическая коррекция лица и тела, осуществляемые эгоцентристами, свидетельствует еще о том, что, как и в случае с прическами, у них не все в порядке с интеллектом и волей.
Бижутерия и ювелирные украшения. Этими атрибутами украшения пользуются мужчины и женщины. Первые в меньшей степени, ограничиваясь, в основном, золотыми цепями на шее, перстнями на пальцах, вычурными часами и атрибутами культа. У женщин этот набор гораздо богаче и включает в себя: серьги, клипсы, бусы, колье, ожерелье, кулоны, кольца, перстни, часы, браслеты на руках и ногах, атрибуты культа. Здесь имеются ввиду бижутерия и ювелирные украшения, которые представители обоих полов носят, а не хранят в ларцах или в других заветных местах исключительно в качестве драгоценностей, составляющих материальное благосостояние владельцев.
Бижутерия и ювелирные украшения в значительной мере определяют социальный и материальный статус человека, а также его художественный уровень и способность разбираться в том, когда и какую вещь уместно надеть на себя.
Автору приходилось принимать на работу специалистов мужчин, повседневно носивших толстые золотые цепи на шее. Как правило, они оказывались склонными к воровству и недобросовестному отношению к своим обязанностям, стремящимися преувеличить результаты своей деятельности и «пустить пыль в глаза». Почти всегда со временем обладатели цепей на чем-то нехорошем попадались, и их приходилось увольнять. Кто носит очень дорогие часы, обычно использует их не по прямому назначению, а для демонстрации своего материального положения. С той же целью осуществляется и ношение перстней. Некоторые индивиды любят демонстрировать на себе наличие у них золотых крестов и других атрибутов культа в драгоценном обрамлении. Настоящий верующий крест и различные религиозные образки носит под нательной рубахой и не выставляет напоказ. Данная демонстративность скорее говорит о лицемерии псевдоверующего.
Короче говоря, подобные предметы украшения мужчин не украшают, а показывают их претензии на особый статус. Особое внимание к названным ювелирным украшениям отвлекает внимание таких особей мужского пола от других целей, достижение которых могло бы принести им больше удовлетворения и счастья в жизни. Почти всегда они оказывались эгоцентристами. Социоцентристы и хомоцентристы из числа мужчин этим, как правило, не балуются.
У женщин адекватное использование бижутерии и ювелирных украшений придает им определенный шарм, повышает их привлекательность, что дает возможность иметь больший успех у мужского пола, чем увеличиваются их шансы по выбору достойного партнера, например, для создания семьи. Этими женщинами чаще всего оказываются хомоценнтристки и социоцентристки. Но не все женщины используют бижутерию и ювелирные украшения адекватно. Некоторые из них, прежде всего, эгоцентристки напоминают новогоднюю елку, обильно увешанную «игрушками» из бижутерии и ювелирных украшений. С их помощью они стремятся обрести определенную экслюзивность, ослеплять поклонников, выделиться из среды остальных женщин. За подарки в виде бриллиантов дамы нередко дарят свою благосклонность дарителю, оценивая его достоинства через призму качества и стоимости этих подарков.
Радость обладания данными украшениями, на взгляд автора, напоминает мыльный пузырь, который быстро лопается, так как владелица «побрякушек» после их покупки или дарения ей вскоре привыкает к ним и жаждет новых. Страсть непрерывно получать очередные украшения у неравнодушных к ним женщин ненасыщаема. Короткая, пусть и бурная радость по каждому случаю их обретения может создать некую видимость счастья, но вряд ли способна вызвать его глубокое и долговременное ощущение.
Определенную роль в выражении личности, в основном, женщин, играет парфюмерия. Приятный аромат, исходящий от дамы, создает благоприятную атмосферу для общения с ней. Но резкие и сильные запахи являются очередным средством дополнительного привлечения подобными представительницами слабого пола к себе внимания, как правило, эротического характера, побуждающие окружающих мужчин действовать соответствующим образом. Данная форма женского эгоцентризма вряд ли вызовет устойчивый интерес у представителей сильного пола, действительно способных осчастливить дам, источающих такие ароматы.
Одежда. Одной из причин развала СССР некоторые эксперты называют желание многих советских людей превратить страну в заморский «шмоточный рай». Вывод далеко не бесспорный, но доля правды в этом есть. По отношению к одежде и обуви все люди, по мнению автора, делятся на следующие категории:
– безразличные к тому, во что и как они одеты, не считаясь с мнением окружающих, одевают на себя все то, что требуют климатические условия, соблюдая минимум приличий;
– стремящиеся одеваться достойно, придерживаясь моде, но без фанатизма, избегая излишней дороговизны, в соответствии с имеющимся материальным достатком; одежда в их жизни играет определенную, но не главную роль;
– исповедующие культ одежды, стремящиеся одеваться по последней моде, с особым изыском, если позволяют средства – дорого;
– пытающиеся выглядеть ярко, броско, эпатажно, порой «крикливо», стремящиеся обратить на себя повышенное внимание.
О первых можно сказать, что они, скорее всего, счастьем обделены, что и выражают через свою манеру одеваться. Они встречаются среди бомжей и просто асоциальных личностей. Если у них когда-нибудь появятся значимые цели и задачи, достижение и решение которых сможет вызвать у них чувство большого удовлетворения, то, возможно, они станут счастливыми и изменят свое отношение к одежде. Однако последнее маловероятно, потому они, как правило, являются асоциальными личностями и страдают безвольным эгоцентризмом.
Вторые к одежде относятся, в большей степени, утилитарно, хотя и с пониманием того, что живут в обществе, в котором нужно представлять себя приемлемо. Но, судя по всему, они озабочены более значимыми целями и задачами, достижение и решение которых для них играет более важную роль. Представляется, что у людей с такой манерой одеваться и обуваться, предпосылки для обретения счастья имеются. Такого стиля в одежде обычно придерживаются ученые, конструкторы, занимающиеся публичной деятельностью и т.д. В личностном плане они, как правило, оказываются хомоцентристами и социоцентристами.
Третьи возможно и довольны своим внешним видом, но, судя по манере одеваться и обуваться, отдают предпочтение форме перед содержанием, для них оболочка важнее сути. Из этого следует, что цели и задачи, которые они перед собой ставят, ориентированы больше на внешний эффект, производимое впечатление. Такие индивиды вряд ли способны на серьезные переживания и ощущения глубокого счастья. Особенно это характерно для современных нуворишей. В личностном плане они скорее всего оказываются эгоцентристами
Четвертые стремятся всех удивить своим внешним видом, который по манере одеваться свидетельствует об отсутствии у них высокого интеллекта и наличии примитивных желаний. Из-за отсутствия реальных достоинств, они пытаются производить впечатление несуразными одеждами и обувью. Некоторые субъекты, таким образом, демонстрируют свою сексапильность или нетрадиционную сексуальную ориентацию. В целом данная категория лиц просто неспособна на серьезные переживания, истинное удовлетворение жизнью и глубокое ощущение счастья.
Четвертые могут быть отнесены к явным эгоцентристам.
Итак, телосложение, прическа и цвет волос, макияж и косметически-хирургическая коррекция лица и тела, бижутерия и ювелирные украшения, одежда являются информативными характеристиками внешнего самовыражения человека, прежде всего, как личностей с эгоцентрической направленностью. Что касается хомоцентристов и социоцентристов, то по внешнему виду личностей этого однозначно определить невозможно. Для этого требуется изучение других аспектов жизнедеятельности человека. Тем не менее некоторые рекомендации по формированию человеком своей внешности, которые могут способствовать обретению им счастья, все-таки предложим:
– не нужно быть толстяком и превращать чревоугодие в главное удовольствие жизни;
– к прическе, макияжу и косметике, бижутерии и ювелирным украшениям, одежде следует относиться с пониманием того, что человек живет в обществе, в котором важно представлять себя приемлемо, но без чрезмерности, для обретения счастья свои природные внешние данные (без веских на то оснований) улучшать хирургическим путем не следует.
Б) Самовыражение через отношение к собственному здоровью
Академик Н.М.Амосов (советский и украинский учёный-медик, торакальный хирург, кибернетик, писатель) говорил, что здоровье ему нужно не для счастья, а для того, чтобы не испытывать несчастья, не болеть (болезни порой приносят огромные беды, превращающие жизнь индивида в сплошной кошмар).
Согласившись с данным умозаключением академика, следует добавить, что крепкое здоровье непосредственно влияет и на обретение счастья человеком. Оно обеспечивает его физическими силами, энергией и самочувствием, необходимыми для достижения поставленных целей и вытекающих из них задач.
Обобщенным средством, определяющим состояние здоровья, обычно называют ОБРАЗ ЖИЗНИ. Его составляющими являются:
– режим жизни;
– рацион питания и сохранение здоровья;
– привычки и наклонности;
– двигательная активность.
Режим жизни. Принято считать, что человек укрепляет свое здоровье посредством соблюдения здорового образа жизни, а разрушает его, соответственно, ведя нездоровый образ жизни. Но в реальности все не так однозначно. Образ жизни, здоровье и счастье зачастую образуют противоречивый комплекс. Это можно увидеть при раскрытии содержания названных составляющих образа жизни.
Режим жизни формируется на основе распорядка дня, традиционно включающего в себя: зарядку, питание, труд, активный отдых, покой и сон. Основным элементом режима дня у всех нормальных людей является труд.
У трудоголиков, которыми, как правило, оказываются социоцентристы, практически полностью время дня заполняется работой при отказе от зарядки, сокращении времени на питание (при максимальном упрощения самого питания), отдых (включая отпуск) и даже сон. Им всегда некогда, они не контролируют состояние своего здоровья и личного счастья с ним не связывают. Одна надежда – на возможно имеющийся у них потенциал природной физической энергии, которого порой не хватает. Их режим жизни можно охарактеризовать – работа на износ. О здоровье вспоминают лишь с возникновением каких-либо острых заболеваний. Короче, режим жизни трудоголиков путь к здоровому счастью не прокладывает.
Большое количество людей, преимущественно, хомоцентристы живет по другому режиму: а) проснувшись, делают зарядку с разной интенсивностью; б) нормально (вовремя, в приемлемом количестве и ассортименте) питаются; в) достаточно отдыхают (совмещая различные формы отдыха: активную, пассивную и культурную в приемлемых пропорциях), г) спят установившееся годами время. Работе отводят времени столько, сколько требуется. Собственным здоровьем занимаются, но, как сейчас принято говорить, без фанатизма. Главное, чтобы во всем была стабильность, не отягощенная каким-либо проблемами – ни материальными, ни обусловленными состоянием здоровья. В такой стабильности они и видят счастье.
Разнообразные формы образа жизни могут вести эгоцентристы. Среди них имеются субъекты, просто плохо организующие проведение своего дня, живут по принципу: как бог на душу положит. Они собственный дневной режим не планируют, за них это дома делает супруг или супруга, а на работе – начальник. Каким образом такой режим дня отразиться на их здоровье, этих индивидов не особенно волнует. Как-нибудь все устроится само собой. Они нередко испытывают проблемы со здоровьем, что порождает у них негативные переживания, раздражительность, а в итоге недовольство вся и всем, появлением ощущений, далеких от счастья.
Ленивые эгоцетристы свой режим дня стараются свести преимущественно к отдыху, причем пассивному, и сну. Такой распорядок бытия далеко не всегда им удается установить. От этого «пассивщики» испытывают определенный дискомфорт, препятствующий возникновению у них ощущения счастья. Но даже, если им удается построить желанный режим дня, большой радости данным субъектам это не приносит, потому что ни укреплению здоровья он не способствует, ни возникновению сильных положительных переживаний, на которые они чаще всего не способны. Им нужен покой, который и олицетворяет собой их суррогатное счастье.
Рацион питания и сохранение здоровья. Здесь хотелось бы обратить внимание на образ жизни двух категорий индивидов-эгоцентристов: первые во главу угла своих жизненных целей ставят собственное здоровье, а вторые стремятся к максимальному удовлетворению своих физических потребностей, но разрушающему их здоровье. При этом и те и другие обрекают себя на несчастье. Тех, кто дорожит своим здоровьем и в этом видят главный смысл жизни, назовем фанатами сохранения и укрепления здоровья. Других, фактически разрушающих собственное здоровье стилем питания, как чревоугодников и «фигуристов».
Фанаты сохранения и укрепления здоровья оценивают все продукты питания с точки зрения их полезности или вредности, а также необходимым количеством потребления. Чаще всего это деление оказывается очень субъективным. Автору нередко приходилось сталкиваться с диаметрально противоположными мнениями крупных специалистов на одни и те же виды продовольствия. Например, одни считали молоко и молочные продукты полезными, но были и такие, которые признавали их вредными. Вегетарианцы полагают неприемлемым для здоровья использование в качестве пищи мясо и едят только растительную продукцию. А мясоеды убеждены, что без употребления мяса страдает развитие человеческого интеллекта. Распространено мнение о вредности мучных изделий, сахара, соли и т.п.
Такой подход к еде вряд ли можно признать конструктивным, способствующим реальному укреплению здоровья. Он лишает фанатов здорового питания удовольствия еды, и тем самым одного из элементов счастья. Так называемая полезная пища нередко оказывается невкусной. А, например, вегетарианцы, не получают возможности насладиться замечательным грузинским шашлыком или бесподобным узбекским пловом.
Такое отношение к еде создает проблемы в общении с другими людьми при проведении совместного досуга, связанным с поеданием еды, например, на пикниках.
Люди, для которых здоровье имеет большое значение, в своем дневном режиме уделяют значительное место активному отдыху и полноценному сну. Они редко отступают от такого режима дня в пользу работы. Собственное самочувствие играет для них самую важную роль в удовлетворенности своей жизнью, которая вряд ли дотягивает до ощущения личного счастья. С особым тщанием данные фанаты занимаются различного рода физическими оздоровительными процедурами, в частности, шведской ходьбой, отдавая этому все свое свободное время, в ущерб другим аспектам своей жизнедеятельности, например, культурному досугу. Порой становятся «помешанными» на гигиене, без конца все дезинфицируют. Не здороваются с другими за руку, боясь получить таким образом вредные микробы.
«Зацикленность» на здоровье, ведет к тому, что данная категория людей может испытывать постоянный страх за него, который их угнетает. Непрерывное беспокойство по любому, даже незначительному поводу, связанному с каким-либо даже небольшим недомоганием, вызывает у них негативные эмоции и превращает жизнь в тягостное ожидание серьезных болезней, побуждает их употреблять всяческие препараты, укрепляющие иммунитет (например, БАДы – биологически активные добавки). Из-за этого возможность обретения счастья фанатами здоровья, являющиеся, как правило, эгоцентристами, практически исключена.
Но есть люди, в основном, социоцентристы, оказавшиеся очень больными или инвалидами по независящим от них причинам, не смотря на свалившееся на них несчастье, которые все же смогли стать… счастливыми. Н.Островский словами Павла Корчагина в книге «Как закалялась сталь» сказал: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной». Сам он так и поступил, оказавшись прикованным к постели. А вот пример из нашего советского прошлого: «17 февраля 1943 года в бою К.П.Орловский был тяжело ранен, в результате чего лишился кистей обеих рук (руки ампутированы партизанским врачом без наркоза обычной пилой). После выздоровления продолжил командовать отрядом. 20 сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, ему присвоили звание Героя Советского Союза. В июле 1944 года обратился с письмом к И.В.Сталину, в котором попросил назначить его председателем колхоза в одном из освобождённых районов Белорусской ССР, обещал восстановить хозяйство и вывести его в передовые. С января 1945 года бывший партизанский командир – председатель колхоза «Рассвет» Могилёвской области Белорусской ССР. Всего за несколько послевоенных лет ему удалось возродить хозяйство. 18 января 1958 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития сельского хозяйства по производству зерна, картофеля, льна, мяса, молока и других продуктов, внедрение в производство достижений науки и передового опыта, К.П.Орловскому присвоили звание Героя Социалистического Труда».
К.П.Орловский безусловно сумел обрести свое главное жизненное счастье, потому что сумел по примеру Н.Островского, стать полезным, поставив перед собой новую социально-значимую цель и успешно ее реализовав как личную, несмотря на свою физическую ущербность.
Чревоугодники и «фигуристы» ставят вопросы здоровья на последнее место. У них две страсти: одни любят вкусно и много есть – гурманы, а другие – все время пытаются похудеть, считая самым большим злом лишние килограммы своего тела.
Гурманы-«обжоры» стремятся получить максимальное удовольствие и наслаждение от трапезы. Однако у такого подхода есть один недостаток. В этом случае едоки, как правило, стремятся есть как можно чаще именно любимые блюда, к которым постепенно происходит адаптация. Из-за этого возникает потребность в новых изысках, и гурману все тяжелее удается порадовать себя очередным продовольственным шедевром. Удовольствие от трапезничания, а с ним и ощущение счастья, со временем снижается.
В свое время в Древнем Риме долгие приемы пищи и «обжорство» среди патрициев было нормой. Они могли помногу есть в течение многочасовых групповых застолий. Чтобы процесс еды превратить в длительный процесс, после насыщения эти чревоугодники даже принимали рвотное для освобождения желудка в целях потребления новых порций яств. В наше время «обжорами» и гурманами обычно становятся с детства, преимущественно благодаря неумеренно заботливым мамам и бабушкам, а также в семьях, в которых сложился культ еды, созданный «тяжеловесными» родителями.
Поскольку «обжоры» потребляют пищи больше, чем это им необходимо для нормальной жизнедеятельности, в их организме происходят патологические изменения, порождаемые неизбежным ожирением. У них появляются хронические заболевания: сердечно-сосудистые, печени, почек, желчного пузыря, селезенки, желудочно-кишечного тракта, суставов и другие. Мускулатура становится явно недостаточно развитой для управления отяжелевшим телом. В результате имеющихся болезней, порождаемые излишним весом и недоразвитой мускулатурой, «обжоры» нередко обращаются к врачам. Порой можно услышать, что многие толстяки и толстячки стали таковыми в результате ранее сформировавшейся у них болезни или генетической предрасположенности. Но смеем заметить, что в Бухенвальде (немецком концлагере) толстых не было. По мнению автора, гурманы-«обжоры» больными становятся уже после того, как стали толстыми. Заболевания у них появляются из-за приобретенного лишнего веса, а «генетической предрасположенностью» у них оказывается, как уже отмечалось выше, с детства принятый в семье режим питания.
Толстые (обжоры), чаще всего, оказываются эгоцентристами, слабовольными и порой не очень умными в силу своей лености. «Толстяки», не считающие свою полноту недостатком, постоянно испытывают различные неудобства в жизни, им везде тесно, получают критические замечания в свой адрес, которые воспринимают, как правило, с обидой, за общим столом не обращают внимания на достаточность еды для других сотрапезников. Им главное насытить свой ненасытный желудок. А хватит ли угощения другим – их не интересует. Окружающим с ними затруднительно на равных совместно работать, дискомфортно сообща питаться, неприятно общаться (в ходе беседы порой перекусывают между традиционными приемами пищи), они часто ссылаются на свои недомогания, не считая их следствием собственного порока чревоугодия и т.п. «Обжоры», как типичные эгоцентристы, часто оказываются всем и всеми недовольными, поэтому им затруднительно испытывать ощущение счастья.
Иногда толстые, уставшие от неудобств, создаваемых им в повседневной жизни их полнотой, пытаются стать «фигуристами» – похудеть, стараясь быстро решить эту проблему за счет рекламируемых суперэффективных диет. В результате в процессе предпринятой акции они ходят голодные и… злые, так как постоянно пребывают с неутоленной жаждой в еде. Часто из-за слабой воли срываются и останавливают акцию приведения своего веса в порядок, наедаются от «пуза», чем вызывают прилив саморазочарования. Когда ряд попыток заканчиваются неудачей, то и вовсе прекращают процесс самостоятельной нормализации габаритов своего тела, возвращаясь в «отряд обжор» со всеми вытекающими последствиями для счастья.