Полная версия
Философия Сократа
Как справедливость отличить?
Пойду к нему и я учиться,
Хочу, как ты, учёным быть».
– «Нет, справедливости не учат,
Я, видно, сам к тому пришёл».
– «Я помню, что ещё мальчишкой
Ты знал, что плохо, хорошо».
– «Так значит, я узнал от многих.
Что справедливо, знает свет».
– «Но многие лишь знают точно,
Что это – лошадь, а то – нет.
А вот ответить про породу,
Про виды бега лошадей,
То многие совсем не могут.
То важно и насчёт людей.
У многих, справедливо ль дело,
Ответ получишь разный ты.
И часто от ответов этих
Зависит весь исход войны.
Ты вспомни споры о Елене,
Их нам Гомер всем рассказал.
Иль споры вокруг Пенелопы(12),
Где Одиссей чужих прогнал.
А если мнения у многих
Разнятся не по пустякам,
Они в вопросах сих невежды.
У них учиться стоит ль нам?
Мой вывод – ты не обучался
И сам не смог то разыскать.
Зачем же ты учить желаешь тому,
Что ты не можешь знать?»
– «Но афиняне сами знают,
Что справедливо, а что нет.
Я научу их, как узнать всем
Про пользу, дам им в том совет».
– «Ты, значит, различаешь пользу
И справедливость, милый мой?
Тогда ответь, что значит польза,
Мою ты душу успокой».
– «Заносчив ты, Сократ, однако,
Не буду я здесь речь держать».
– «Ну что ж, смогу я, если хочешь,
Тебе иное доказать.
В бою ты мужество проявишь
И друга ты в бою спасёшь,
Но жизнь свою, на горе близким,
Ты сам себе не сбережёшь.
Спасеньем ты приносишь благо,
А смертью – зло, вот парадокс.
Одно и тоже дело часто -
Добро и зло, ведь много слёз.
Поступишь хорошо – то благо,
А благо – польза для людей.
И справедливость – то прекрасно,
Прекрасно – хорошо везде.
Мой вывод – справедливость также
И пользой можем мы назвать.
Похоже, ты со мной согласен -
Не знаешь, что мне и сказать.
Колеблются тогда лишь люди,
Когда неведом им предмет
Или когда они невежды,
У тех на всё готов ответ.
Невеждам дело дать опасно,
Чем больше де'ла, больший вред.
И как всё это не ужасно -
Не нужен людям твой совет.
Не знаешь ты про справедливость,
А сам в политику идёшь,
Что очень часто происходит,
Достойных мало в ней найдешь».
– «Согласен в том, Сократ, с тобою,
Но смысл в ученье не пойму.
Учиться мне, Сократ, не стоит -
Природных качеств сыщешь тьму».
– «Тебя те речи недостойны.
Соперников здесь не найдешь,
Но в Персии, Лакедемоне
Соперники получше всё ж.
Бороться с тем тебе придётся,
Кто доблестью не отличён,
Они к нам прибыли не править,
А черни угождать во всём.
Но если мыслишь ты о славе
Персидских иль других царей,
Усвой, что родовитость, знанья,
Богатства – всё у них мощней.
Таким противникам представить
Придётся многое тебе –
Важны искусства, прилежанье,
Познанье самого в себе».
– «А что такое прилежанье?
Сократ, на мой вопрос ответь».
– «Учиться надобно, мой милый,
Ты сбрось с себя всю эту спесь.
Годами разны мы с тобою,
Но я всегда всему учусь.
Учитель твой – перед тобою,
Мой – бог, и мудростью горжусь.
Нельзя в ученье колебаться.
Теперь скажи, что хочешь ты?»
– «Хочу я лучшим стать в Афинах,
Где добродетельны умы».
– «Что значит – «лучший»? -
Коль сапожник тачает ловко сапоги,
Не значит, сшить мне плащ сумеет,
Пример осмыслить ты смоги.
Выходит человек и лучший,
И он же худший может быть.
Чему учиться ты желаешь?»
– «Как государство укрепить».
– «А что нам важно в государстве?»
– «Согласие всегда во всём».
– «Но это качество, однако,
В одном мы доме не найдём.
Жена всё знает о домашнем,
А муж – о том, как воевать.
Что ж получается – то плохо,
Коль каждому своё лишь знать?
Все занимаются там делом.
Что благоденствия там нет?
Ошибка в наших рассужденьях,
Давай искать другой ответ.
Вопрос рассмотрим о заботе,
Ты молод – важно то в судьбе.
Забота может о себе быть
Или о том, что на тебе.
Гимнастика нужна для ног нам,
Сапожник нужен для сапог.
Что «сапоги», когда не знаем,
Сапожник выйдет за порог.
Как можем становиться лучше,
Когда не знаем мы себя?
Заботу мы о чём проявим,
Когда в потёмках – что есть «я»?
Ведь человек – не только тело,
Мы знаем, есть ещё душа.
Когда общаемся мы с кем-то,
Душа для этого нужна.
Ведь «тело» – это чем владеешь,
Но «ты» – «душа», и в том ответ:
Что если только тело правишь,
Тебе в том пользы много нет.
Мой вывод – чтоб познал себя ты,
То надо душу познавать.
Когда лишь тело тебе важно,
Душе заботы не достать.
Вот и поклонники отстали -
Ведь телу скоро увядать.
Я душу у тебя всё ж вижу,
А ей сейчас и расцветать.
И чтоб душа не огрубела,
Пригубив яду от толпы,
В политику иди, лишь только
Достигнув совершенства ты.
Познать себя – такое дело,
Его то сразу не поймешь.
И в зеркале себя глаз видит,
Но и в зрачке другого тож.
Так и душе – себя увидеть -
То в душу мудрого взглянуть.
Чтоб свойства мы свои узнали,
Иди к душе – огромный путь.
Себя познав, других познаешь,
И то позволит управлять,
В делах домашних, в государстве
Ошибок меньше совершать.
Но в управленье государством
Свобода властвовать вредна.
И если нет ума у власти,
Судьба печальная видна.
Тиран погубит добродетель.
Тираном ты не хочешь быть?
Так научись сперва науке,
Как добродетельным прослыть.
Приобретёшь ты эти знанья,
Коль Бог захочет нам помочь.
Хотя всё может приключиться,
Наш город нам не превозмочь».
__________
(11) кифара – древнегреческий музыкальный инструмент
(12) Пенелопа – персонаж древнегреческой мифологии, жена Одиссея царя Итаки, главного героя «Одиссеи» Гомера
***
Стих 8. Лахет
В Афинах был турнир в доспехах,
На лошадях тяжёлый бой.
Когда закончилось сраженье,
Возник вдруг диспут непростой.
Там Лисимах, известен всем он,
К Лахету с Никием пристал.
У них он попросил совета -
В чём сыновей учить бы стал?
Отец оставил с ним занятья,
Когда он несколько подрос,
В делах он города был занят.
Как поступить ему? – Вопрос.
– «Борьбе в доспехах обучать их?
Иль это дело – ерунда.
Советов жду от вас разумных,
Чтоб в дом мой не пришла беда».
– «Зачем у нас ты вопрошаешь,
Когда Сократ средь нас стоит?
Пусть он моложе, то не важно,
Всегда он мудро говорит».
Сократ сказал: «Хочу послушать
Сейчас известных мудрецов -
Учить ли бою сыновей вам,
Исполнив главный долг отцов».
«В доспехах бой» – ответил Никий –
«Приносит мужество и стать,
Учить ему, конечно, надо,
Чтобы стратегом лучшим стать».
Лахет же возразил на это -
«К науке то не отнесёшь,
А если это не наука,
То и учить не надо всё ж.
Такой бой – и в Лакедемоне -
Про то им хочется узнать?
Но нет героев в битвах этих
И славы в этом не сыскать».
«Не понял» – Лисимах сказал им –
«Сократ, кто прав? Ты рассуди».
– «Совета жди от тех, кто знает,
Голосованьем не вреди.
Когда мы ждём совета в чём-то,
Мы ищем всё же знатока.
О чём же спор мы здесь имеем,
Ещё не поняли пока.
Понять должны мы наше право
На врачеванье душ младых.
Науки эти знаем ль точно,
Кто сделал нас учёных в них?»
«Сократ всегда в любой беседе» -
На это Никий говорит –
«Речь поведёт о нашей жизни,
О сыновьях же он молчит.
Но я готов к его ученью,
Хоть он гораздо младше нас».
Лахет то тоже подтверждает,
Учиться он готов сейчас.
Сократ же начал размышленье,
О чём они хотят учить.
Чтоб проще выявить им мненье,
Предмет, мол, надо разделить.
– «Что добродетель для сраженья?
Наверно, – мужество в бою.
Рассмотрим «мужества» понятье.
Лахет, ответь, а я пойму».
Лахет ответил: «Это стойкость,
Чтоб не бежали от врага».
– «Но бегство скифов помогало
И побеждать им иногда.
А мужество бывает также
Не только в битвах, но в быту -
В борьбе со страхом или горем.
Ответ такой твой не приму».
Лахет сказал: «Наверно, стойкость
Души, что с разумом в ладу».
– «Но разве те, чьи силы меньше,
Не больше мужества кладут?»
Давайте спросим у Никия,
Что может нам о том сказать».
Никий ответил: «Это мудрость -
Опасность в чём – всем надо знать».
Сократ на это возразил, мол:
«И зверю мужество дано.
Но разум разве зверь имеет?
Тогда не в мудрости оно.
Мы мужество всем объявили
Как добродетели лишь часть,
К ней также можем отнести мы,
Средь прочего, рассудка власть.
Когда мы знаем что о вещи,
Она для нас всегда одна –
Что в прошлом, то и в настоящем,
И в будущем та вещь видна.
А значит, «мужество» не может
Лишь знаньем о грядущем быть.
Его и в прошлом, в настоящем
Должны мы также обсудить.
Опасность знать сегодня, в прошлом -
Наука о добре и зле.
Итак, мы к выводу приходим,
Что мужество – оно везде.
А значит, «мужество», мы скажем,
И «добродетель» – в этом всё.
Но, как же так? Ведь начинали,
Что мужество лишь часть её».
«Как я, и Никий не ответил,
Что «мужеством» мы можем знать» -
Лахет сказал так Лисимаху -
«В учителя не надо звать.
А лучше попросить Сократа
Учителем быть сыновей».
Сократ ответил: «Я согласен,
Коль бог допустит до дверей».
***
Стих 9. Евтифрон
У царского дворца однажды
Сократ и Евтифрон сошлись.
Что привело туда обоих,
Они при всех разобрали'сь.
Сократ сказал: «Мелет судиться
Вдруг вздумал во дворце со мной.
Мол, молодежь я развращаю
И рвётся он со мною в бой.
Не почитаю я богов, мол,
Богов я новых привожу
И проповедую бесплатно,
Обычаи не так сужу».
А Евтифрон поведал тоже:
«Хочу отца я осудить,
Смерть причинил он человеку -
Велел связать и не кормить.
Тот человек убил раба лишь,
Отец в ров сбросить приказал.
Гонца судьи он не дождался,
Во рву том мёртвым вскоре стал».
«Ты не боишься стать бесчестным,
За это осудив отца?» –
Сократ спросил у Евтифрона,
Дождавшись речи той конца.
«Я знаю все законы наши» -
Промолвил славный Евтифрон.
– «Ты научи меня такому,
Чтобы Мелета послать вон».
Сократ добавил: «Ты поведай,
Что благочестие, что нет,
Раз знаешь все законы наши,
То знаешь и на то ответ».
«Все преступленья нечестивы» -
Ему ответил Евтифрон,
Не важно, кто бы совершил их –
Отец иль мать, таков закон.
Ведь Зевса(13) мы за то не судим,
Что Крона(14) заковать велел,
Хотя ведь Крон отец богам всем,
Но Зевс так рассудить посмел».
«Не нравятся мне эти речи,
Не верю я в вражду богов» -
Сократ сказал – «Причина в этом
Мелета иска, спор таков».
Еще раз просит Евтифрона:
«Скажи, что «благочестье», нам».
Тот отвечает: «Благочестье –
То, что угодное богам».
– «Но если боги могут спорить,
Как ты изволил утверждать,
То можем мы одно деянье
«Угодным», «нет» богам признать.
Ты скажешь, «благочестье» – это
Угодное богам лишь всем.
Но значит, эти два понятья
Не равнозначные совсем.
Мы любим вещь не потому что,
Она любимая для нас,
Она любимая – раз любим.
Почувствуй разницу сейчас.
Скажи же нам о благочестье.
Богам любимо оно в чём?
Благочестива ль справедливость,
Иль это только часть во всём?».
– «Благочестивость – часть, конечно,
От справедливости, Сократ.
И эта часть – служенье богу,
В котором каждый, знаем, рад».
– «А что такое – служба богу?
Здоровье – дело то врача,
Искусство зодчих – для строений.
Не рассуждай ты сгоряча.
Ты говоришь, служенье богу –
В молитвах, да и в жертвах то ж.
Но вывод в этих рассуждениях
Он для богов то – не хорош.
По твоему, всё благочестье –
За плату у богов просить.
Могу назвать торговлей это,
В другом меня не убедить.
Дают нам боги блага мира.
Какая польза от людей?»
– «Как жертвы мы богам вручаем
Угодных для богов зверей».
– «Замкнулся круг, однако, милый,
Мы начали с тобой с того,
Что «благочестье» и «угодность»,
Сказать не можем, что – одно».
– «О, Евтифрон, я не отстану,
Хочу о благочестье знать.
Ведь, если ты отца так судишь,
То можешь, в чём оно, сказать».
– «Сократ, заговорился здесь я,
Дела меня давно уж ждут.
Потом поведаю об этом,
Быть может, времена придут».
– «Обидно, не узнал сегодня,
Что благочестие, что нет,
Не избежать в суде мне иска,
Придётся там держать ответ».
__________
(13) Зевс – в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, главный из богов-олимпийцев
(14) Крон (Кронос, Хронос) – в древнегреческой мифологии отец богов-олимпийцев, пожирающий своих детей
***
Стих 10. Лисид
Зазвали как-то раз Сократа
В палестру(15) – время провести
В беседах с молодежью знатной,
Ума им в чём-то привнести.
Лисид и Менексен там были,
Известны дружбою они.
Лисид – и статный, и красивый,
Сократ повел речь о любви.
Любви – родительской, заботе,
Всё ль разрешают мать, отец.
«Конечно, нет» – Лисид ответил -
«За всё ругают, наконец.
Не допускают к колеснице,
На это, мол, возничий есть.
Упряжку мулов не доверят,
Твердят, что дорога им честь.
Собою управлять нельзя мне –
Есть воспитатель-раб в дому».
– «Под властью ты людей различных.
Лисид, скажи, а почему?»
– «Наверно, ждут, чтоб повзрослел я».
– «Не так ответил на вопрос -
Не повзрослел, а научился,
Чтоб пользу дому ты принёс.
Не станешь сведущ ты во многом,
Не будешь нужен никому».
Так заронил в душе красавца
Сократ стремление к уму.
Теперь он обратился с речью
И к Менексену, час пришел.
Сказал, что с детства искал друга,
Но зря искал – так не нашёл.
– «С Лисидом вы дружны, все знают.
Но что есть – «дружба»? Разберём.
Ответ надеюсь получить я,
Мы размышления начнём.
Ты если любишь человека,
Он друг тебе иль ты ему?»
«Не вижу разницы» – ответ был –
«Вопрос пока я не пойму».
– «Тот, кто любим тобою,
Может и не любить нас иногда
И даже ненавидеть может.
Так, кто же друг у нас тогда?
Не называем мы друзьями,
Когда нет нам любви в ответ?
Друзья – то те, кого мы любим,
Враги – то те, кого же нет?
Ведь часто в жизни происходит,
Что мы – любимые врага,
Иль кого любим – ненавидят».
– «Теперь запутался уж я».
– «Известно также изреченье –
Подобное к подобным льнёт.
Но между подлыми, однако,
Вражда, конечно же, придет.
Наш вывод – дружбу можем видеть
Среди хороших лишь людей?
Но жизнь сей факт опровергает,
Дружить ведь может и злодей.
И мнение ёще я слышал,
Что тянет разности к себе.
Друг друга, мол, те дополняют
И пользу принесут в беде.
Но справедливость ведь не может
С несправедливостью дружить?
Опять запутались, друзья, мы,
Что в дружбе с чем могло бы быть?
Наш вывод, что в хорошем деле
Быть может дружба только с тем,
Не хорошо что и не плохо?
Ты спросишь – им дружить зачем?
К примеру – мудрость ищут люди,
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.