Полная версия
Человек с предрассудками. Загадки дуэли А. С. Пушкина
Соломон, обеспокоенный исчезновением Архитектора Храма, посылает на розыски сначала 3 Мастеров, а затем 9 Мастеров. Хирама ищут сначала во Храме, потом вне оного. На седьмой день разыскивается его могила, отмеченная ветвью Акации <…>. Для извлечения тела из могилы царь посылает 15 мастеров и вместе с тем поручает им переменить мастерское слово из опасения, что оно было исторгнуто у Хирама его убийцами. За новое слово они должны принять первое из тех, которые будут ими произнесены при извлечении тела из могилы. Откопав тело, мастера пытаются прикоснуться к указательному и среднему пальцам его руки. При этом вследствие разложения плоть отделяется от костей, что побуждает мастеров воскликнуть Mak benach (<…> иногда переводят – тело истлевает).
В большинстве версий засим следует описание погребения Хирама во Храме в присутствии всех Мастеров, украшенных своими запонами и другими атрибутами, в числе которых отмечаются белые рукавицы, свидетельствующие о невиновности мастеров в происшедшем злодеянии. На гроб, по повелению царскому, возлагается серебряная треугольная бляха с изображением старого мастерского слова в знак благодарности покойному за оказанную твердость в хранении тайны.
Главного убийцу находят благодаря собаке, выдающей его убежище (пещеру близ источника), и умерщвляют.
Остальные два преступника кончают жизнь самоубийством, низвергаясь в каменоломню, над которой они нашли было себе приют.
Головы убийц доставляются Соломону»[36].
В этой легенде, так подробно нами приведенной, поразителен символизм, он явно используется в печати, которой запечатан конверт с анонимным пасквилем. Два столба Соломонова Храма: Jakin и Bohas – означают мужское и женское начало. Правая колонна – Якин – в так называемом 2-м аркане Таро изображается красным цветом, и над ним часто рисуется знак Солнца (мужское начало), а левая – Боаз – синяя (или черная), она увенчана Луной (женское начало). Среднее пространство между колоннами (см. выше легенду о Хираме) задернуто завесой (символ тайны, недоступной профанам, но только Мастерам). Внутри этих колонн восседает Жрица (или Папесса) со свитком на коленях, символизирующая собой высшее знание (другое название аркана – Gnosis (Познание)) и зовущая во врата храма Познания[37]. Все это достаточно высокий смысл. А в печати на пасквиле смысл издевательски извращен. Печать построена как ребус: А. П. – Александр Пушкин. Пушкин, мол, это врата Храма. А что в этих вратах? Опять А. Р. Только уже по-французски. И вовне, и внутри – Александр Пушкин. Дескать, этакий «пуп земли». Врата Храма щиплет птица (допустим, Геккерн-старший). Внизу под буквой «П» (или вратами кощунственно осмеянного Соломонова Храма) лежит то ли перо птицы, то ли, что больше похоже на издевательство, лист акации (опять возможная связь с символизмом легенды о Хираме). Символ бессмертия (зеленая ветвь акации) поруган, валяется на земле, у порога Храма, то есть Александра Пушкина (вспомним евангельский символ: тело Христа – Храм, разрушенный и построенный в три дня).
Наконец, еще два масонских символа: циркуль, изображенный опять-таки двусмысленно – в виде буквы «А», и слезы, над буквой «П», вратами Храма. Известная исследовательница масонства Тира Соколовская в статье «Обрядность вольных каменщиков», описывая ритуалы иоанновского масонства, объясняет эти символы следующим образом: перед учеником расстилался ковер с изображением «совершенной» ложи (если ковер отсутствовал, то «совершенная» ложа чертилась мелом, а по окончании собрания чертеж смывали)[38]; на некоторых коврах вышивались золотые или серебряные слезы: «Все иероглифы оной (степени мастера. – А. Г.) представляют под покровами смерти будущую жизнь; взгляд на все, что являет нам мастерская ложа, должен произвести смятение, а сие смятение – первоначало Премудрости; смятение, как золотые слезы пробиваются на мрачном ковре, должно пробиться сквозь нашу чувственность и возродить падшие духовные силы»[39]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
13
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1937–1949. Т. I – ХVI (далее том и страница указываются в тексте без дополнительной ссылки на это издание).
14
Абрамович С. Предыстория последней дуэли Пушкина. СПб., 1994. С. 75.
15
Последний год жизни Пушкина. М., 1988. С. 340.
16
Чагин Г. В. Федор Иванович Тютчев. М., 1990. С. 59.
17
Последний год жизни Пушкина. М., 1988. С. 343.
18
Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. М., 1977. С. 221, 405.
19
Последний год жизни Пушкина. М., 1988. С. 341–342.
20
Вересаев В. Пушкин в жизни. М., 1984. С. 488.
21
Последний год жизни Пушкина. М., 1988. С. 340.
22
Греч Н. И. Записки о моей жизни. СПб., 1886. С. 456.
23
Последний год жизни Пушкина. М., 1988. С. 340.
24
Там же. С. 319.
25
Там же. С. 318.
26
Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. М., 1977. С. 419.
27
Ахматова А. О Пушкине. Статьи и заметки. Л., 1977. С. 126–127.
28
Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. М., 1977. С. 436–452.
29
Аринштейн Л. М. Пушкин. Непричесанная биография. М., 1998. С. 182.
30
Там же. С. 189.
31
Там же. С. 190.
32
Там же.
33
Последний год жизни Пушкина. М., 1988. С. 311.
34
Трубецкой Б. А. Пушкин в Молдавии. Кишинев, 1990. С. 157.
35
Соколовская Т. Обрядность вольных каменщиков // Масонство в его прошлом и настоящем. Репринт. изд. М., 1991. Т. 2. С. 101.
36
Прямин-Морозов В. М. О символических степенях масонства // Изида. 1910. Дек.; 1911. Янв. // Курс энциклопедии оккультизма, читанный Г. О. М. в 1911–1912 годах в городе С.-Петербург. Вып. 1. СПб., 1912. С. 116–117.
37
Курс энциклопедии оккультизма, читанный Г. О. М. в 1911–1912 годах в городе С.-Петербург. Вып. 1, СПб., 1912. С. 6; Семира и Веташ В. Астрология и мифология. Воронеж, 1994. С. 560–561.
38
Соколовская Т. Обрядность вольных каменщиков // Масонство в его прошлом и настоящем. Репринт. изд. М., 1991. Т. 2. С. 96.
39
Там же. С. 102.