
Полная версия
Корни и кроны. Откуда есть пошла русская культура
Трифонов в своем романе использует технику повествования, типичную для его московских повестей[158], то есть оно всегда ведется трусом и подлецом, пытающимся оправдать свои предательства и моральные компромиссы, перекладывая ответственность на других людей или просто на «такое было время». Но внимательный читатель без труда может воссоздать ужасающую картину злодейств, совершаемых вождями красных во имя революции.
При чтении романа Трифонова возникает впечатление намеренной переклички текста с текстом «Доктора Живаго». К такому прочтению приводит сходство некоторых сюжетных ходов и характеристик[159]. Можно заключить, что Трифонов «дописывает» книгу Пастернака. Та правда о революции, которая у Пастернака лишь намечена как символическая, философская ипостась смерти России в историческом цикле «рождение – жизнь – смерть – воскресение», у Трифонова реалистически представлена в убийственных подробностях. Тем не менее никаких критических нападок на Трифонова по поводу «Дома на набережной» и «Старика» не последовало. Объяснить это можно лишь тем, что, в отличие от Пастернака, которого на Западе подняли на щит как гениального автора антисоветского романа, Трифонов был там известен лишь узкому кругу славистов и небольшому количеству читателей, прочитавших переводы его книг и, скорее всего, не знающих контекста, не понявших повествовательной техники писателя, а значит, и полной глубины нравственных проблем в его произведениях. Во всяком случае, его произведения не вызвали такого резонанса, как книга Пастернака, поэтому выметенный Трифоновым «мусор» остался не замеченным западными «злопыхателями» и, как следствие, не существующим. Отсутствие выражения означает и отсутствие содержания, так что наказывать писателя было не за что. Что же касается внутреннего потребителя, Трифонов мастерски отвлек внимание цензоров, сбалансировав описания злодеяний большевиков симметричными описаниями таких же или еще более страшных злодеяний, совершенных их врагами. Так что попытки главного «героя» Летунова успокоить на старости лет мучающую его совесть тем, что во всем виновато «свирепое время», вполне могли усыпить бдительность блюстителей идеологической чистоты советской литературы.
Аксенов – братья СтругацкиеПодобное сопоставление можно сделать, сравнив литературные судьбы Василия Аксенова и братьев Аркадия и Бориса Стругацких.
В 1963-м году как Аксенов, так и Стругацкие сменили жанр своих политически безобидных произведений на эзопову сатиру. Думается, что яростная атака советских руководителей на либерально настроенных писателей в марте 1963 года сыграла в этой метаморфозе не последнюю роль. Стругацкие, писавшие раньше чистую научную фантастику о покорении иных миров, начали производить литературу, описывающую тоталитарные режимы; это подавалось под соусом той же научной фантастики, но было гораздо ближе к советской действительности, чем к жизни на других планетах.
Аксенов в первых четырех повестях[160], хотя и демонстрировал некоторое фрондерство обращением к запретным темам – сексу, рок-н-роллу, абстракционизму, хотя его юные герои и отрицают прежние ценности (без особой конкретизации, но понятно, что речь шла о сталинизме), тем не менее за рамки не выходил: романтика труда и идеи социализма сомнению не подвергались. Но в 1963-м он также переключился на фантастическую сатиру, только не в жанре научной фантастики, а скорее в жанре гротеска. О причине этой своей метаморфозы он сам недвусмысленно рассказывает: «Пьеса „Порк Кабанос“ изображает некую латиноамериканскую страну, но инспирирована она событиями 1963 года в Советском Союзе, знаменитой мартовской встречей в Кремле, когда партия издевалась над молодым искусством»[161]. Так вот, все произведения Стругацких, включая «Улитку на склоне» и «Сказку о тройке», в которых явственно потарчивают уши советского тоталитаризма и бюрократического произвола, были опубликованы в Советском Союзе. Исключение составляют лишь «Гадкие лебеди», написанные в 1967 году и впервые изданные на родине писателей только во время перестройки. Аксенов же не мог найти советского издателя для пяти пьес[162], двух повестей[163], нескольких рассказов и двух больших романов[164] – произведений, написанных в период с 1963 по 1980 год, когда его выпустили в США для чтения лекций и быстренько лишили советского гражданства. За все эти годы активно пишущий писатель смог издать только сборник замечательных, но традиционных рассказов (1965), пару детских книжек и повесть про революционера Леонида Красина в серии «Пламенные революционеры» (чистая «халтура» ради денег, к которой многие «непечатные» писатели прибегали, чтобы заработать на кусок хлеба с маслом). Единственными по-настоящему «аксеновскими» произведениями были повести «Затоваренная бочкотара» («Юность», 1968), «Рандеву» («Аврора», 1971), «Круглые сутки нон-стоп» («Новый мир», 1976) и «Поиски жанра» («Новый мир», 1978), вышедшие только в журнальных вариантах, но не в книжном формате.
Причина та же. В начале 1960-х Аксенов принадлежал к когорте молодых талантов «новой волны» советской литературы и был, пожалуй, самым ярким ее представителем, во всяком случае в прозе. В качестве такового он был любимцем западных критиков; его все и всюду приглашали для чтения лекций и участия в писательских конференциях, и, самое главное, его выпускали – он был выездным. Но, естественно, власти не спускали с него глаз и пристально следили за его продукцией. Поэтому с переменой жанра и с полным разрывом с соцреализмом отношение к нему изменилось. Его знали на Западе, и его антисталинские[165]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Эта книга была закончена осенью 2021 года, поэтому в ней никак не отражены события последнего времени. Однако в первом приближении можно сказать, что и сами события, и отношение к ним большинства населения не противоречат историческому «ландшафту» русской культуры, представленному в моем исследовании.
2
Взаимоотношения русской, украинской и белорусской культур в книге не рассматриваются.
3
Интеллигенция – условное обозначение людей, составляющих тонкий слой российского населения, которые усвоили какие-то европейские ценности, в основном неприятие тоталитаризма и стремление к истинной демократии. Следует также заметить, что на протяжении двух веков существования интеллигенции она почти всегда находилась в оппозиции к существующему режиму, что вполне естественно, поскольку российский режим никогда не был демократическим. Для того, чтобы по праву занять место среди представителей этой социальной группы, начитанность и вообще гуманитарные знания необходимы, но недостаточны.
4
Дмитрий Петрович Кончаловский (1878–1952) – родной брат известного русского художника Петра Петровича Кончаловского, деда А.С. Кончаловского и Н.С. Михалкова по материнской линии.
5
У евреев цементирующим фактором сохранения целостности нации была не общая территория проживания и даже не общий язык, а религия, но это исключение.
6
Harrison L., Huntington S., eds. Culture Matters. n.p.: Basic Books, 2000.
7
Harrison L. Jews, Confucians, and Protestants: Cultural Capital and the End of Multiculturalism. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2013.
8
Henry W. In Defense of Elitism. New York: Doubleday, 1994. (За семьдесят шесть лет до выхода этой работы Николай Бердяев написал книгу «Философия неравенства», в которой предвосхищал идеи Генри.)
9
King S. D. Grave New World: The End of Globalization, the Return of History. New Haven and London: Yale University Press, 2017.
10
Подобные идеи бытовали среди российских народников в XIX веке. С целью образования крестьян они «ходили в народ», который почему-то отказывался оценить их благие намерения; нередко такие хождения заканчивались физическим насилием по отношению к наивным идеалистам.
11
Двоюродный брат писателя В. Набокова.
12
Hanawalt B. Growing Up in Medieval London. New York: Oxford University Press, 1993. P. 82. (Здесь и далее перевод на русский мой, если не указано иначе. – К. К.)
13
Ibid.
14
Пастернак Б.Л. Заметки к переводам из Шекспира // Пастернак Б. Л. Воздушные пути. М.: Советский писатель, 1982. С. 404.
15
Голубинский Е. Е. История русской церкви: в 2 т., 4 ч. М.: Университетская типография, 1900–1904. (Reprint. Slavistic Printings and Reprintings. Ed. C. H. Van Schooneveld. The Hague – Paris: Mouton, 1969.) Т. 1, ч. 2. С. 831.
16
Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж: YMCA-Press, 1937. С. 1.
17
Там же.
18
Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 1, ч. 1. С. 701.
19
Карамзин Н. М. История государства Российского. Собр. соч.: в 12 т. М.: Наука, 1989. Т. 1. С. 154. Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 1, ч. 1. С. 711–712.
20
Fedotov G. The Russian Religious Mind. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1946. P. 38. (Перевод на русский здесь и далее мой, если не указано иначе. – К. К.)
21
Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 1, ч. 1. С. 871–880.
22
См., например: Fedotov G. Op. cit. P. 40.
23
Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 1, ч. 2. С. 832. См. также: Мельников-Печерский П. Записка о русском расколе // Сборник правительственных сведений о раскольниках. London: Trübner & Co., 1860. С. 176.
24
Fedotov G. Op. cit. P. 48.
25
Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 2, ч. 2. С. 143.
26
Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч.: в 9 т. М.: Мысль, 1987. Т. 1. С. 47–48.
27
Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 2, ч. 2. С. 717–718.
28
Fedotov G. Op. cit. P. 39.
29
Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб.: Типография Стасюлевича, 1914. С. XXXVII. (Репринт: М: Индрик, 2003.)
30
Wallace D. Russia. London: Cassell and Company, 1912. P. 66.
31
Haxthausen A. Studies on the Interior of Russia. Ed. S. Starr. Tr. E Schmidt. Chicago: The University of Chicago Press, 1972. P. 261.
32
Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 2, ч. 2. С. 151–152.
33
Haxthausen А. Op. cit. P. 270.
34
Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. 2, ч. 2. С. 151.
35
Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. М.: Тетра, 1992. Т. 2. С. 246.
36
Ключевский В. О. Указ. соч. Т. 3. С. 278.
37
Карташев А. В. Указ. соч. Т. 1. С. 411–412.
38
Можно провести параллели со схожими конфликтами, происходящими в это время на Западе, но их рассмотрение не входит в задачи данного исследования.
39
Карташев А. В. Указ. соч. Т. 1. С. 411.
40
Иван III время от времени назывался царем (от слова «цезарь»), но только Иван Грозный стал первым русским монархом, формально венчанным на царство.
41
Карташев А. В. Указ. соч. Т. 1. С. 447.
42
Там же. С. 147. Факт и способ убийства Филиппа не были документально подтверждены, но, основываясь на различных сообщениях, большинство российских историков принимают их как истину.
43
Ключевский В. О. Указ. соч. Т. 3. С. 247–249.
44
Ключевский В. О. Указ. соч. Т. 3. С. 259.
45
Там же.
46
Карташев А. В. Указ. соч. Т. 2. С. 243.
47
Ключевский В. О. Указ. соч. Т. 3. С. 265.
48
Uspensky B. The Schism and Cultural Conflict in the Seventeenth Century // Seeking God. Ed. S. Batalden. DeKalb, IL: Northern Illinois University, 1993. P. 111.
49
Ibid. P. 108. (Курсив Успенского.)
50
Ключевский. В. О. Указ. соч. Т. 3. С. 273.
51
Там же. С. 274.
52
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ея главнейших деятелей: в 3 кн. СПб.: 1873–1876. (Репринт. М.: Книга, 1990–1992.) Кн. II. С. 430.
53
Ключевский В. О. Указ. соч. Т. 3. С. 275.
54
Ключевский В. О. Указ. соч. Т. 3. С. 275.
55
Там же. С. 279.
56
Там же. С. 291–292.
57
Карташев А. В. Указ. соч. Т. 2. С. 171.
58
Никольский Н. М. Реформа Никона и происхождение раскола // Никольский Н. М. Три века: Россия от Смуты до нашего времени: в 6 т. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1912–1913. Т. 2. С. 5–6. (Репринт. М.: Патриот, 1991–1995.)
59
Никольский Н. М. Указ. соч.
60
Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви: в 5 кн. М.: Спасо-Преображен. Валлам. монастырь, 1994–1996. Кн. 4. Ч. 2. С. 151. Цит. по: Кураев А. В. В защиту не-простоты или о ереси гносеомахии. [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://azbyka.ru/v-zashhitu-ne-prostoty-ili-o-eresi-gnoseomaxii#_ftn20 (дата обращения: 22.06.2021).
61
Синявский А. Д. Иван-дурак. М.: Аграф, 2001. С. 239.
62
Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: МГУ, 1982. С. 114, 182–183.
63
Никольский Н. М. Указ. соч. С. 4. (См. также: Olearius A. The Travels of Olearius in Seventeenth-Century Russia. Stanford: Stanford University Press, 1967. P. 256.)
64
Успенский Б. А. Указ. соч. С. 114.
65
Синявский А. Д. Указ. соч. С. 261.
66
Никольский Н. М. Указ. соч. С. 4–5.
67
Uspensky В. Op. cit. P. 113.
68
Ibid.
69
Ключевский В. О. Указ. соч. Т. 3. С. 296.
70
Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2001. С. 491.
71
Там же.
72
Несмотря на то, что Лотман и Успенский не называют конкретные национальные культуры, внимательное прочтение статьи и примеры, взятые в основном из русской истории, позволяют заключить, что они имеют в виду именно русскую культуру как культуру, направленную на выражение. Поскольку эта статья была впервые напечатана в Советском Союзе в 1971 году, авторы не могли открыто высказать свои мнения и выводы.
73
Костомаров Н. И. Указ. соч. Т. 1. С. 580.
74
Крижанич Ю. Политика. М.: «Наука», 1965. С. 514.
75
Wallace D. Op. cit. P. 70.
76
Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Указ. соч. С. 487. (Курсив авторов.)
77
Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Указ. соч. С. 498.
78
Интеллигенция, понимаемая как часть населения, обладающая специфическими духовно-нравственными качествами, в это время в основном была представлена дворянами, но во второй половине XIX века эта социальная группа стала все больше разбавляться разночинцами.
79
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1876 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990. Т. 22. С. 114.
80
Там же.
81
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1880 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 151.
82
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1876 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 130.
83
Там же. С. 102. (Очевидно, имеются в виду формальное закрепощение крестьян в XVII веке, падение крестьянских нравов после отмены крепостного права, а также некоторые неформализованные послабления, данные российским евреям Александром II.)
84
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1877 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 25. С. 167–168.
85
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1876 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 46.
86
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1880 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 152.
87
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1880 год // Достоевский Ф. М. Полн.
собр. соч. Т. 26. С. 150.
88
Карякин Ю. Ф. Две войны за небытие, или О службе последней черты // Иностранная литература. 1988. № 5. С. 223–231
89
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1876 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 132.
90
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1877 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 22. С. 113.
91
Там же. (Курсив мой. – К. К.)
92
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1876 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 104.
93
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1880 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 152.
94
Там же.
95
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1880 год // Достоевский Ф. М. Полн.
собр. соч. Т. 26. С. 150.
96
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1880 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 165.
97
Там же. С. 166.
98
Там же. С. 167.
99
Достоевский Ф. М. Идиот // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 276.
100
Там же. С. 246.
101
Зоркая Н. А. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 2 (100). С. 83. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/28973135.html (дата обращения: 22.06.2021).
102
Там же. С. 80–81.
103
Эпштейн М. Н. Из Америки: Все эссе. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 379.
104
Там же. С. 379–380.
105
Там же. С. 380.
106
Яковлева Е. Основы православной культуры в школе займут больше часов // Российская газета. 24.01. 2018. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 22.06.2021).
107
См.: Кураев А. В. Указ. соч.
108
Ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководитель Центра педагогических исследований «Покров».
109
Писаревский В. Г. Православный курс «молодого бойца». Интервью с руководителем Центра педагогических исследований «Покров» иеромонахом Киприаном (Ященко). [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://pravoslavie.ru/4649.html (дата обращения: 22.06.2021).
110
Там же.
111
Там же.
112
Зачем освящают ракеты? // Медуза. 12.04.2015. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 22.06.2021). (На данный момент источник включен в реестр Министерства юстиции РФ как лицо, выполняющее функции иностранного агента.)
113
Частица мощей Серафима Саровского, побывав в космосе, вернется в храм. РИА Новости. 12.04.2017. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 22.06.2021).
114
Открытое письмо президенту Российской Федерации В. В. Путину. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 22.06.2021).
115
Россияне о религии // Левада-центр. 24.12.2013. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 22.06.2021) (На данный момент источник включен в реестр Министерства юстиции РФ как лицо, выполняющее функции иностранного агента.)
116
Не вытащить из проруби // Газета. Ru. 19.01.2017. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 22.06.2021).
117
Не вытащить из проруби // Газета. Ru. 19.01.2017. [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://www.gazeta.ru/comments/2017/01/19_e_10482827.shtml (дата обращения: 22.06.2021).
118
Мужчина с последней стадией рака исцелился после поклонения поясу Богородицы в Москве // Интерфакс. 27.11.2011. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=43262 (дата обращения: 22.06.2021).
119
Вот и обещанные чудеса! Екатеринбургская прихожанка благодарит монахов за пояс Богородицы: после молитвы с ней случилось невероятное // URA.RU. 09.12.2011. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 22.06.2021).
120
Пояс Богородицы принес в Россию всплеск рождаемости спустя 9 месяцев // Комсомольская правда. 24.09.2012. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 22.06.2021).
121
Там же.
122
В Калининграде Наталья Кузьмина умерла в очереди к Поясу Богородицы // Комсомольская правда. 21.11.2011. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 22.06.2021).
123
Пояс Пресвятой Богородицы // Азбука паломника. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 22.06.2021).
124
Ситуация с наплывом паломников к Поясу Богородицы в главный храм Москвы под контролем мэрии // Символ Веры [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://simvol-veri.ru/xp/situaciya-s-naplivom-palomnikov-k-poyasu-bogorodici-v-glavniie-xram-moskvi-pod-kontrolem-merii.html (дата обращения: 22.06.2021).
125
Малянов Д. Набраться мужества и включить мозги // Газета. ru. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 22.06.2021).
126
Там же.
127
Частицы мощей святителя Николая Чудотворца в храмах и монастырях Санкт-Петербурга и Ленинградской области // [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://nikola2017.moseparh.ru/2017/07/27/chasticy-moshhej-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca-v-xramax-i-monastyryax-sankt-peterburga-i-leningradskoj-oblasti/ (дата обращения: 22.06.2021).
128
25 московских храмов, где есть мощи святителя Николая Чудотворца // Правмир. 23.05.2017. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 22.06.2021).
129
Татарников О. В. [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 22.06.2021). (На данный момент источник включен в реестр Министерства юстиции РФ как лицо, выполняющее функции иностранного агента).
130
Зоркая Н. А. Указ. соч. С. 72.
131
Там же. С. 74.
132
Там же. С. 75–76.
133
Нагибин, будучи заядлым охотником, поездил по России и пообщался с народом, с настоящим народом, а не со столичными коллегами по литературным и другим творческим делам. Часто его высказывания о населении и обобщения, основанные на многолетних наблюдениях русской глубинки, крайне нелицеприятны.
134
Нагибин Ю. М. Дневник. М.: Книжный сад, 1996. С. 424. Алла Сергеевна – шестая и последняя жена писателя; они прожили с 1968 по 1994 год.
135
Зоркая Н. А. Указ. соч. С. 80.
136
Дубин Б. В. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов) // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 3 (71). С. 39. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/18959424/ (дата обращения: 22.06.2021).