Полная версия
50 мифов о Торжке: история города сквозь призму вымыслов и легенд
Главным аргументом в пользу Николая Александровича как архитектора церкви служил анализ О. И. Брайцевой, который она провела и издала в коллективной монографии «Архитектор Н. А. Львов» в 1961 году. В ходе работы исследователь нашла сходства проекта Надвратной церкви с другими постройками зодчего. Похожее заключение делает Л. В. Андреев
в книге «Торжок».
РАССЛЕДОВАНИЕ Н. А. ЛОПАТИНОЙ
В монографии «Н. А. Львов» написано, что архитектор действительно мог являться автором церкви, так как еще при его жизни, в 1803 году, у архимандрита монастыря Никанора уже имелись план и фасад новой церкви, которую планировали поставить на месте старой. Но при проверке ссылок в книге Нина Аркадьевна замечает ряд опечаток, в корне меняющих смысл текста. Как оказалось, у архимандрита Никанора проекта в 1803 г. не было. Подписанные архитектором фасады и планы Никанор выслал в Тверскую консисторию на имя епископа Тверского и Кашинского Мефодия 31 марта 1804 года, гораздо позднее смерти Львова. То есть, даже теоретически Николай Александрович подписать их не мог.
Несмотря на то, что в донесении не указано имя архитектора, подготовившего чертежи, его имя значится в Приходно-расходной книге монастыря за 1804 год, в которой сказано, что за разработку планов на новую колокольню архитектор Андрей Фомин получил 50 рублей.
Андрей Васильевич Фомин – архитектор, который работал на Львова с 1782 по 1797 гг. После 1797 г. Фомин также сотрудничал с Николаем Александровичем. Поэтому вполне возможно, что Андрей Васильевич мог использовать за основу своего здания эскиз, составленный его
прошлым начальником.
ПРИЧЕМ ТУТ АНАНЬИН?
Всё бы ничего, но причем здесь Федор Федорович Ананьин, который изображен на фоне Надвратной церкви? А притом, что именно он являлся главным подрядчиком проекта (ни автором, ни архитектором). Доказательством служат нам всё те же Приходно-расходные книги монастыря, в которых Ананьин многократно упоминается. О том, вносил ли какие-либо коррективы Федор Федорович в проект Андрея Васильевича, мы можем только догадываться.
Резюме
Анализ О. И. Брайцевой показал невероятную схожесть Надвратной церкви с прочими проектами Николая Александровича Львова. Возможно, он и был автором идеи, но воплотили ее в жизнь совершенно другие люди, а именно:
А. В. Фомин и Ф. Ф. Ананьин.
Миф
Опровержение
Николай Александрович Львов/ Федор Федорович Ананьин является архитектором Надвратной церкви в Торжке.
То, что идея многоярусного храма принадлежала Львову, мы можем только догадываться. Ананьин был главным подрядчиком, о внесении его коррективов в проект мы тоже ничего не знаем.
Подлинный архитектор А. В. Фомин.
МИФ №5 СВЕЧНАЯ БАШНЯ 1809 Г. И КАРАМЗИН
«СВЕЧНАЯ БАШНЯ, ПОСТРОЕННАЯ В 1809 ГОДУ, ВЫДЕЛЯЕТСЯ СРЕДИ ДРУГИХ СООРУЖЕНИЙ МОНАСТЫРЯ ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ И БОГАТСТВОМ ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ. ФОРМАЛЬНО ОНА ЯВЛЯЕТСЯ БАШНЕЙ ОГРАДЫ, НО И ПО РАЗМЕРАМ, И ПО АРХИТЕКТУРЕ ВЫГЛЯДИТ ЧУЖЕРОДНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ В СКРОМНОЙ ОГРАДЕ СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА С МАЛЕНЬКИМИ КРУГЛЫМИ БАШЕНКАМИ. МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО СТРОИЛАСЬ БАШНЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ДЕКОРАТИВНЫХ ЦЕЛЯХ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПОЛУЧИВ ЕЩЕ ОДНУ ВЫСОТНУЮ ДОМИНАНТУ, ФАСАД МОНАСТЫРЯ, НАПРАВЛЕННЫЙ К ДОРОГЕ МОСКВА-ПЕТЕРБУРГ, СТАЛ ВЫГЛЯДЕТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТНО И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО. В СВЕЧНОЙ БАШНЕ РАНЬШЕ НАХОДИЛАСЬ БИБЛИОТЕКА, В КОТОРОЙ, ПО НЕПОДТВЕРЖДЕННЫМ ДАННЫМ, ПИСАТЕЛЬ Н.М. КАРАМЗИН РАБОТАЛ НАД СВОЕЙ "ИСТОРИЕЙ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО"».
Самое молодое, а вместе с тем и самое загадочное здание в ансамбле Новоторжского Борисоглебского монастыря – Свечная башня. В связи с недостаточной информацией о здании в интернете, гидам частенько приходиться додумывать. Самое основное из заблуждений – это дата постройки (некоторые датируют башню 1809 годом), и то, что Николай Михайлович Карамзин писал в ней «Историю Государства Российского».
ЧТО МЫ О НЕЙ ЗНАЕМ ТОЧНО?
Историография Свечной башни крайне скудна. Единственная более-менее полная достоверной информации работа – это статья Ирины Бочкаревой «Свечная башня Борисоглебского монастыря: к истории строительства». До неё о сооружении писали подробно разве что Шамурины в работе «Калуга. Тверь. Тула. Торжок»:
«В 40-х годах XVIII столетия монастырь был обнесен существующей до нашего времени каменной оградой с двумя башнями на углах. Одна из них расположенная на северо-восточном углу, была переделана при архимандрите Антонии (1864 – 87 гг.) и приспособлена для помещения в ней монастырской библиотеки. К сожалению, нет никаких указаний на то, когда башня приняла свой современный оригинальный облик. Строитель ее, по-видимому, задался целью воспроизвести для торжковского монастыря замысловатые формы московских построек конца XVII века, устроить из башни сооружение, напоминающее нарядную Красную башню Троицкой Лавры и другие современные ей башни и колокольни. В результате получилось здание довольно красивое, но только отдаленно, только разве общим впечатлением напоминающее произведения «московского барокко». Мало старомосковского в отделке окон, в островерхих арках, заканчивающих два нижних этажа, в узкой круглой башенке, образующей верхний ярус».
Подтверждением относительной новизны башни можут служить фотографии ансамбля монастыря 1867-го года, взятые из альбома «Виды Торшка 1867 года» (рис. 2, 3).
На фотографиях видно совершенно другую башню, точно такую же, которая стоит в наши дни на юго-востоке.
Рисунок 2. Борисоглебский монастырь (снято от церкви Дмитрия Солунского).
Но когда же была построена Свечная башня? Точной даты мы не знаем, но Ирина Александровна нашла в книге приходов и расходов Борисоглебского монастыря (1871 г.), запись о тратах на 20 рам в окна строящейся башни, что является одним из самых последних этапов строительства.
Рисунок 3. Борисоглебский монастырь (снято с бульвара).
Резюме
Ни современная Свечная башня, ни ее предшественница не могли быть построены в 1809 году, так как проект Свечной башни архитектора Степана Ивановича Гребенщикова был утвержден в 1868 году, а прошлая северо-восточная башня строилась совместно со стеной монастыря в период с 1734-1747 гг.
Николай Михайлович Карамзин творил свою «Историю Государства Российского» два десятилетия, но не в Свечной башне Торжка, которая была построена спустя 50 лет после смерти великого историка. Карамзин умер в 1826 году.
Миф
Опровержение
Свечная башня, в которой Карамзин творил «Историю Государства Российского», была построена в
1809 году.
Свечная башня была построена в 1860-70 гг., спустя полвека после смерти Николая Михайловича.
МИФ №6 ПОДЗЕМНЫЙ ХОД МЕЖДУ МОНАСТЫРЯМИ
«ЕСТЬ ПОДЗЕМНЫЙ ХОД МЕЖДУ МУЖСКИМ И ЖЕНСКИМ МОНАСТЫРЯМИ ПОД ТВЕРЦОЙ. МОЙ НАПАРНИК С РАБОТЫ В ДЕТСТВЕ ТАМ ЛАЗИЛ (ЩАС ЕМУ 40 ЛЕТ). ОНИ ПРОЛЕЗАЛИ ДОВОЛЬНО ГЛУБОКО, ДО МЕСТ, ГДЕ ХОД СУЖАЛСЯ И С ПОТОЛКА КАПАЛА ВОДА, ТАМ ОТ НЕДОСТАТКА КИСЛОРОДА СВЕЧКИ ТУХЛИ. ГОВОРИТ, ВИДЕЛИ ТАМ СКЕЛЕТЫ МЛАДЕНЦЕВ, ВИДИМО МОНАШКИ "ЗАЛЕТАЛИ" И ОТ ГРЕХА ПОДАЛЬШЕ ДЕТЕЙ УБИВАЛИ. ХОД В НЕГО БЫЛ НЕДАЛЕКО ОТ ГОРОДСКОЙ БАНИ, НО ЕГО ЗАКРЫЛИ В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА ВО ВРЕМЯ ПРОКЛАДКИ ГАЗОВЫХ ТРУБ ПО ДНУ ТВЕРЦЫ»4.
В своё время этот архитипичный сюжет про проход между двумя монастырями вызвал огромную дискуссию на просторах социальной сети «ВКонтакте». В Торжке суть мифа проста как и в любом другом городе, где имеются одновременно мужской и женский монастырь: между двумя обителями существовал подземный ход, в котором девушки прокопали две трети, в то время как мужчины, мягко говоря, халтурили. В одной из вариаций этого мифа у нас еще приплетают колокольный звон. Дескать, колокол Борисоглебского монастыря звучал как: «Боммм, боммм, боммм», созвучно с «ждём, ждём, ждём», а колокола женского монастыря звучали как «Динь-динь-динь», что звучит как «бежим, бежим, бежим». Якобы, монахи таким способом зазывали к себе девушек из женского монастыря.
Цитата из начала статьи придает легенде кровавые, мрачные краски. Как принято в лучших традициях одного знаменитого телеканала, фото-доказательств существования подземного хода, равно как и скелетов младенцев, у нас не имеется. Чем лучше камера на смартфонах, тем меньше стало НЛО.
Для того чтобы развеять эту легенду, приведу ряд цитат Натальи Алексеевны Сарафановой, в спорах со сторонниками этой, если можно её так назвать, теории:
«Вот А**** говорит, что монашки "от греха подальше детей убивали". Смысл-то этой фразы вообще понятен? Что значит от греха подальше? Убивать человека – это величайший грех, а тем более младенца. Как будто монашки только и делают, что грешат, а потом собственных детей убивают, т.е. еще больше грешат. И это в нашем разуме считается нормальным? То есть мы верим, что все монашки грешат и убивают детей? И что потом обязательно ищут подземный ход и там складывают трупы младенцев5?
А еще мы верим, что какой-то мальчик со свечкой по этому подземному ходу шел и этих младенцев нашел. Может это был не мальчик, а девочка из женского монастыря, ну должна же она была подземный ход прокопать, чтобы там оставить младенца. И не просто прокопать, а в скале выдолбить. Ведь Торжок стоит на известняковой скале.
А если серьезно говорить, то очень часто жители города, особенно дети, находят старые белокаменные подвалы. Дома уже давно нет, а подвал остался. Он в земле, потолки у него сводчатые, из белого камня построен. Подвалы имеют несколько помещений, часть которых может быть засыпана землей. В некоторых подвалах может стоять вода, так как водосточные трубы перерезаны современными коммуникациями. Кстати, один из таких подвалов расположен недалеко от бани во дворе дома № 2 на Водопойной ул. Можете зайти посмотреть. Еще такой же "подземный ход"-подвал мы обнаружили во время раскопок на ул. Кирова, д. 9. Он состоял из нескольких помещений, был построен из известняка, потолки имел сводчатые. Мы бы его и не нашли, если бы один из сводов не обрушился.»
«Школьники, которые работали у меня на раскопках, в один прекрасные день прибегают ко мне с криками, что они нашли подземный ход. Все это происходило в 10 м от моего раскопа на ул. Кирова.
Конечно, любой лаз или полость в земле можно назвать подземным ходом. Школьники так и считают. Однако, взрослый человек понимает, что подземный ход должен куда-то и откуда-то вести, он предназначен для перемещения из одной точки в другую, т.е. по нему можно пройти под землей. Давайте посмотрим на современную городскую ливневую канализацию. У нее, в принципе, есть вход под землю, в виде колодца, есть тоннель, в виде трубы (если это центральная ливневка в крупном городе, то там спокойно может проползти ребенок). Однако мы, почему-то, ливневку не называем подземным ходом.
Так вот, возвращаюсь к ул. Кирова, где школьники нашли "подземный ход". Что мы увидели, когда пришли на место? А увидели мы каменную конструкцию, сложенную из белого камня – известняка, часть свода которой рухнула, образов дырку или лаз. Заглянув внутрь можно было подумать, что это подземный ход, затопленный водой, потому что конца этому ходу видно не было. Откачать воду нам сначала не удалось, как потом выяснилось, рядом просто разорвало водопровод, и вся вода поступала и к нам в раскоп и в эту полую подземную конструкцию. Мы подняли довоенные планы Торжка, на них этого объекта не было. Как здорово, да? Можно сразу всех оповещать о подземном ходе. А потом еще и каменную лестницу, ведущую под воду, нашли. Так вообще уже сенсация, так и представляются заголовки газет и интернет-сайтов «В Торжке найден подземный ход и …», в общем, фантазия у всех богатая можно что угодно написать. При дальнейшем исследовании оказалось, что этот интересный архитектурный комплекс является подвалом, имеет 3 помещения, все со сводами. Таких подвалов в Торжке еще много сохранилось. К сожалению, наземная часть нашей конструкции не сохранилась. Хотя бревна, зафиксированные на фундаменте, указывали на то, что над таким подвалом стоял деревянный дом».
Резюме
Из приведенных выше цитат видно, что все «подземные ходы» всего лишь подвалы. В Торжке подземных ходов найдено не было, а уж тем более, между монастырями.
Миф
Опровержение
В Торжке есть подземный ход между женским и мужским монастырем, полный скелетами младенцев.
Все найденные «подземные ходы» в городе являются старыми подвалами.
МИФ №7 СТЕНА ВРЕМЕН ГРОЗНОГО
СТЕНА БОРИСОГЛЕБСКОГО МОНАСТЫРЯ НАСТОЛЬКО ДРЕВНЯЯ, ЧТО ЕЕ ВИДЕЛ САМ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ
Стена вокруг Борисоглебского монастыря своим ветхим состоянием способна ввести неопытного рассказчика в заблуждение. Если не знать особенностей строительства оград монастырских ансамблей, можно действительно подумать об относительной древности стены.
Данный миф можно разрушить, просто показав штамп «1741», выложенный под бойницами на стене (рис. 4).
Рисунок 4.
Штамп «1741» под бойницей.
Но если бы штампа не было, как тогда определить «на глаз» дату постройки ограды? В 2006 году в журнале «Проект-Классика» Седов Вл. В. опубликовал свою статью под названием: «Стена Борисоглебского монастыря в Торжке».
Он пишет, что стена обители является «ярким примером целого направления в русской архитектуре XVIII в.».
В одно время ограды монастырей выполняли функции кремля, то есть у них должны были быть соответствующего размера стены. В некоторых городах подобные укрепления были градообразующими. Например, в Звенигороде монастырь и был кремлем. С приходом бастионных оборонительных сооружений функция монастыря как кремля отпала. Но так как ставить деревянные заборы уже не солидно, то стены обителей стали строить как игрушечные, сохраняя все видимые признаки фортификации: стена не такая высокая, имеются бойницы подошвенного и среднего боя, аркада с внутренней стороны, венчающие зубцы и так далее.
В Торжке «аркада изнутри, и боевой ход, и зубцы, и членящие стену на прясла лопатки, на которых помещены интересные барочные «фартуки», – читаем мы у Вл. В. Седова
Резюме
Всё, что мог видеть Иван Грозный – это тесаные нижние камни. Как известно, многое из нового ставилось на месте старого. О новизне стен свидетельствует штамп «1741» на западном фронте, но и без штампа, прочитав статью Седова, можно понять, почему стена не такая древняя.
Миф
Опровержение
До наших дней дошла стена времен Ивана IV.
Не дошла. Штамп на стене гласит, что ограда построена гораздо позднее.
МИФ №8 ДЁМА-БУРЛАК
«БЫЛ НА ТВЕРЦЕ ДЁМА-БУРЛАК СИЛЫ НЕОБЫКНОВЕННОЙ. ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ МОГ ОДИН БАРЖУ ТАЩИТЬ, ДВА ЯКОРЯ ОТ БАРЖ МОГ ВЗЯТЬ НА ПЛЕЧИ И НА ВЫСОКУЮ ГОРУ ЗАНЕСТИ, ЕСЛИ ХОЗЯИН ЕГО ЧЕМ-НИБУДЬ ОБИДЕЛ. БУРЛАКИ ВСЕГДА ОСТАНАВЛИВАЛИСЬ НА ЭТОМ ОСТРОВЕ. ПОЛЮБИЛА ДЁМУ ОДНА ДЕВУШКА, ЖИЛА ОНА НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ ТВЕРЦЫ И КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА БУРЛАКИ НА ОСТРОВЕ ОСТАНАВЛИВАЛИСЬ, НОЧЬЮ ПЛАВАЛА К ДЁМЕ. ДОЛГО ЭТО ПРОДОЛЖАЛОСЬ, НО В ОДНУ МРАЧНУЮ ОСЕННЮЮ НОЧЬ ДЕВУШКА НЕ СМОГЛА ОДОЛЕТЬ РАЗЛИВШУЮСЯ РЕКУ И УТОНУЛА. УТРОМ ЕЁ БЕЗЖИЗНЕННОЕ ТЕЛО ВОЛНОЙ ПРИБИЛО К ОСТРОВУ».
Предание, которое местные краеведы гордо называют «древнейшим в Торжке». Сюжет легенды прост: есть на Тверце остров, который называется Дёминым островом или Островом любви. Считается, что бурлаки останавливались на этом острове отдыхать. В рабочей бригаде числился Демьян – человек необычайной силы. На островок ночью приплывала барышня красоты не меньшей, Деминой мощности. Девушка осенью не справилась с быстрым течением Тверцы и утонула. Демьян же, по первой версии, не справился с горем и утоп сам. Во втором варианте, Дема ушел в Борисоглебский монастырь, где и провел остаток своих дней, которых, к слову, было не так много.
«Сейчас напротив этого острова, на левом берегу Тверцы, т.е. на том месте, с которого несчастная девушка плавала к своему возлюбленному, находится городской пляж. И современные молодые люди частенько переплывают на остров, не подозревая о том, что воспроизводят тем самым сюжет этого предания».
Замечательная история, которая имеет несколько «но».
Во-первых, какой смысл девушке было плавать к острову осенней ночью? В конце августа вода уже достаточно холодная, чтобы просто так в нее нырять. Неужели у девушки не было элементарного плота или лодочки какой-нибудь? Почему именно девушка приплывала на маленький островок, а не мужчина Дёма плыл к ней? Да и на какой островок она приплывала, когда его регулярно затапливало, как раз-таки в период навигации, когда «бурлаки тянули баржи»?
Во-вторых (что для нас самое главное), по Тверце бурлаки не ходили, а были коноводы. О судоходстве по Тверце писал как-то А. Н. Островский в «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода»:
«Коноводы нанимаются лоцманами: тянуть барки от Твери до Вышнего Волочка. Коноводы обыкновенно торгуются на пару лошадей, но приходят на работу – кто с одной, кто с двумя, кто с тремя и т. д. и потом складываются для одной барки (10 лошадей). Средняя цена на пару от Твери до Волочка 15 руб. сереб.; харчи держат артельные, а корм для лошадей обыкновенно покупают у хозяев барок по цене, разумеется, высшей. В каждый караван коноводы делают одну путину (от Твери до Вышнего Волочка), итого три путины в лето. Из Вышнего Волочка возвращаются по шоссе на телегах, в которые запрягут и кругом которых увяжут свои десять лошадей, и гонят очень скоро, чтобы даром не проедаться на дороге. На каждую барку требуется десять лошадей при четырех коноводах: двое больших и два мальчика. Ранней весной коноводы тянут только по левому берегу Тверцы, на котором сделан искусственный бичевник, а когда обсохнет – то по обоим берегам, разделив пополам и лошадей и рабочих. Промысел этот доставляет занятие крестьянам Тверского, Корчевского и Новоторжского уездов. Коноводы часто из тех же деревень, откуда и лоцмана, а иногда и из одной семьи; бывает и так, что отец коновод, а сын лоцман. Об этом ходит следующий анекдот по Волге. Когда произойдет такой случай, что на одной и той же барке лоцман и коновод в ближайшем родстве, то выходят некоторые затруднения, впрочем не очень важные и легко устраняемые. Лоцмана, по должности старшего, имеют привычку ругать подчиненных, и надобно заметить, что никто на всей Волге, а может быть и во всей вселенной, не ругается так, как лоцмана, хотя сами по себе они, без исключения, честнее и нравственнее всех прочих судорабочих. Должность такая! Да и притом же вся ответственность за целость судна лежит на них одних. Но как же обругать ближайшего родственника? А не обругать иногда никак нельзя! Лоцман в таком случае поступает следующим оригинальным образом: он сначала крикнет на коновода: "Эй ты, шуба!" да и потом уж шубу и ругает. И не обидно, и должное не упущено!».
Таким образом, мы имеем следующий состав судна и обязанности членов команды:
1. Лоцман – человек, который управлял рабочими и рулем;
2. Коренные (водоливы) – ответственные за сохранность товара и чистоту судна.
3. Коноводы – главные по работе с лошадьми, тянущими судна вверх по Тверце.
Резюме
В период навигации через Торжок проходило свыше трех тысяч барок, на которых работало свыше двадцати тысяч человек, но, к сожалению, Демы-бурлака среди них не было (как и просто бурлаков).
Миф
Опровержение
Жил Дема-бурлак, чья девушка утопла в Тверце. Дёма от горя утоп сам. Остров в Торжке назвали в честь несчастного бурлака Демьяна.
В период навигации остров регулярно затапливается, а по Тверце судна тянули не бурлаки, а коноводы, поэтому существование Дёмы крайне сомнительно.
МИФ №9 РУСАЛОЧИЙ КАМЕНЬ
«НА БЕРЕГУ ТВЕРЦЫ У ПОДНОЖИЯ ГОРЫ, НА КОТОРОЙ СТОИТ БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ, ЛЕЖИТ БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ. ЕГО НАЗЫВАЮТ РУСАЛОЧЬИМ ИЛИ ЕКАТЕРИНИНСКИМ. С НИМ СВЯЗАНО ДВЕ ЛЕГЕНДЫ. СОГЛАСНО ПЕРВОЙ ИЗ НИХ, В ЛУННЫЕ НОЧИ НА НЁМ ПОЯВЛЯЛАСЬ ДЕВУШКА В ДЛИННОЙ БЕЛОЙ ОДЕЖДЕ И ГРЕБНЕМ РАСЧЁСЫВАЛА СВОИ ВОЛОСЫ. ВСЕ СЧИТАЛИ, ЧТО ЭТО РУСАЛКА. ПО ВТОРОЙ ЛЕГЕНДЕ НА КАМНЕ СТОЯЛА ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II, ОБОЗРЕВАВШАЯ С НЕГО ПАНОРАМУ РЕКИ».
Завершающий главу миф мы приводим больше для забавы и как показатель того, насколько велика человеческая фантазия. Каких-либо доказательств в пользу этой байки нет.
Резюме
С Борисоглебским монастырем в Торжке связано много интересных легенд. Миф про русалочий камень слишком очевиден, чтобы мы тратили на него время.
Миф
Опровержение
У подножия Борисоглебского монастыря стоит камень, на который по ночам выплывает русалка/призрак Екатерины Великой.
Доказательств этой байки мы не имеем.
МИФЫ ОБ АРХИТЕКТУРЕ И АРХИТЕКТОРАХ
«Торжок лишился древнейших архитектурных памятников «благодаря» двум уроженцам Новоторжского края, двум великим архитекторам XVIII века. Один – Савва Иванович Чевакинский, а другой – Николай Александрович Львов, которые считали, что на малой родине они обязаны построить модные или барочные или классицистические памятники на местах знаменитых древних храмов. Львов с удовольствием снес храм XII века с фресками и построил огромную самую большую свою постройку – Борисоглебский монастырь. А по чертежам Карла Ивановича Росси снесли Спасо-преображенский собор, который первоначально строился в камне в XII веке, потом перестраивался в XIV веке».
В Торжке более 260-ти памятников архитектуры. Здесь и провинциальное барокко, и классицизм, грандиозный ансамбль монастыря, купеческие дома и множество церквей. Естественно, экскурсоводы знают далеко не о всех памятниках, но даже в тех, которые у них на слуху, они, бывает, путаются. Карл Иванович Росси не имеет отношения к собору в Торжке, как и Екатерина Великая так и не удостоила чести посетить собственный путевой дворец; деревянная Тихвинская церковь горела, да и вообще она 1625 года и так далее.
Истинно то, что в Торжке действительно не сохранились здания раньше XVII века из-за многочисленных захватов и разорений (см. Миф №41), но то, что осталось – удивительно. Например, Борисоглебский монастырь или Спасо-Преображенский собор.
Мифологема архитектурного ансамбля Торжка связанна часто с заезжими гидами, которые черпают информацию из путеводителей, а сам город видели только на бумаге экскурсионного текста и на фотографиях в интернете.
В этой главе мы не будем разбирать каждую лепнину в соборах, а поговорим о самых распространенных ошибках и мифах, об архитекторах и их биографиях, о датировках зданий. Мы продолжим развивать начатую в Мифе №1 тему, которая касается истории тех или иных построек.
МИФ №10 ДАТА РОЖДЕНИЯ Н. А. ЛЬВОВА
ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ЗОДЧИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЬВОВ ПРОЖИЛ НЕДОЛГУЮ ЖИЗНЬ, ВСЕГО 52 ГОДА. НО ЗА ЭТО ВРЕМЯ ЭТОТ НЕЗАУРЯДНЫЙ ЧЕЛОВЕК ОСВОИЛ МНОЖЕСТВО ПРОФЕССИЙ И ОСТАВИЛ ПОСЛЕ СЕБЯ МНОГО ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ.
Николай Львов в Торжке – персонаж излюбленный, его не упоминает только ленивый, но качественно о нем говорят лишь единицы. Каждый год в городе проходит Львовская неделя, где завсегдатаи: Лопатина Н. А., Бочкарева И. А., Морозов П. А. и другие выдающиеся личности выступают с докладами о великом зодчем. В России его незаслуженно обделяют вниманием. Многие до приезда в Торжок и вовсе о Львове никогда не слышали. Даже петербуржцы, у которых он строил ворота Петропавловской крепости, Троицкую церковь «Кулич и Пасха», Приоратский дворец в окрестностях, как-то позабыли его имя. А ведь он за свою жизнь брался за множество профессий. Помимо архитектурной деятельности, он еще и поэт, рисовальщик и гравер, собиратель народных песен, изобретатель, деятель горной промышленности и так далее. Один из немногих, кто при царствовании Павла Первого не потерял свой статус.
С именем Н. А. Львова связано множество мифов и неточностей, например, ему приписывают авторство больше двух сотен построек, но из тех, которые точно его, можно насчитать около 80-ти.
Рисунок 5. Запись о рождении Н. А. Львова, опубликованная И. А. Бочкаревой
С датой рождения тоже оказалось не всё гладко. Так, изначально считалось, что Николай Александрович родился 4 марта 1751 года, но исследователь его жизни Ирина Александровна Бочкарева нашла подлинную дату рождения архитектора и впервые опубликовала запись о его рождении, приложив фотографию метрической книги церкви Св. Николая села Арпачёва в своей книге «Н. А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб»
(рис. 5).
Год 1751 взят из текста его надгробной плиты в храме-усыпальнице. Сама плита до наших дней не дошла, но текст плиты скопировал Борис Иванович Коплан – советский ученый, литературовед: