bannerbanner
История России в рассказах для детей и взрослых
История России в рассказах для детей и взрослых

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

её восточных границах огромной империи». За 28 лет великий князь Василий III закрепил достижения отца, продолжил собирание земель, поднял авторитет великокняжеской власти. Именно централизация власти стала основой будущих успехов России.




Святой Николай с фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре.



В сильной стране расцветают ремёсла и искусства. При Василии III достроены соборы Московского Кремля. На фото – Благовещенский, Успенский, Архангельский соборы и колокольня Ивана Великого (слева направо).


Интересные факты

Почему именно Москва стала центром объединения средневековой Руси? Ответ на этот вопрос – в 40летней «великой тишине», которую сумели создать на Москве Даниил Московский и его потомки. Завоевательные и междоусобные войны – обычное дело для тех времён. А на Москве было сравнительно тихо. И люди, спасаясь от войн и набегов, потянулись к Москве. Но не каждый решится сняться с насиженного места. Переселенцы были людьми смелыми, энергичными. Смешиваясь с коренными жителями, они образовали пассионарный, жизнестойкий социум, сумевший объединить и возглавить страну.

Москва достигла лидерства благодаря поддержке православной церкви. При Иване I Калите патриарший престол был перенесён из Владимира в Москву. А затем Святитель Алексий и Сергий Радонежский сделали всё возможное для объединения Руси под властью Москвы. Когда увещевания не помогали, строптивых удельных князей отлучали от церкви и закрывали храмы в непокорных городах. Русь была оазисом чистоты и гигиены. Наши предки мылись в бане, как минимум, раз в неделю – по субботам, а также перед праздниками. Для сравнения – в средневековой Европе мылись гораздо реже.

Сказывалась католическая этика, считавшая греховным любое обнажение тела. Во Франции для борьбы со зловонием тел изобрели духи. Средневековая Русь лидировала в Европе по трезвости. Крепкие напитки не употреблялись. Курение табака не приветствовалось,

а временами законодательно запрещалось.


Глава 3. РУСЬ СВЯТАЯ

В школьных учебниках рассказывается о деяниях правителей, сражениях и других событиях, но гораздо меньше говорится о том важнейшем, что определило не только жизнь Руси в те далекие годы, но и само чудо её выживания, сохранения государственности и в итоге величия. А ведь наша страна спаслась после страшного нашествия, окрепла и утвердила себя в веках как Великая держава, прежде всего, благодаря православию.

В современной России, наряду с православными, десятки

миллионов верующих других конфессий. Но в те века жизнь россиян от рождения до кончины была неотделима от православной церкви. С крестным знамением и благословением православного батюшки шли под венец, в бой, на любое важное дело. Закрытие церквей воспринималось как величайшее несчастье – ни покрестить, ни обвенчаться, ни отпеть умершего.

Что же это за сила такая – православие, которое в современной России исповедуют 50 миллионов, а во всем мире более 300 миллионов человек?





В первом тысячелетии центром христианства был Рим —

«город Святого Петра». В 1059 году единая Христова церковь разделилась на Западную (Римско-католическую) и Восточную (православную) с центром в Константинополе, основанном императором Константином Великим в 330 году. Противостояние церквей стало необратимым, когда в 1204 году рыцари-крестоносцы, посланные Римским папой Иннокентием III освобождать гроб Господень в Иерусалиме, изменили маршрут и штурмом взяли Константинополь. Они разграбили этот богатейший город и оставались в нём более

50 лет. После этого разгрома Константинополь не смог восстановить своё могущество. Между восточным и западным христианством не было согласия в вопросе о природе Фаворского света, который видели апостолы во время Преображения Христа на горе Фавор.

Католики утверждали, что Фаворский свет имел вещественную природу, а православные философы считали его проявлением божественной энергии. Самым известным выразителем этой точки зрения был греческий богослов Григорий Палама (1296–1359).





По учению Паламы человек может прикоснуться к Божественной энергии через чистоту жизни и «умную молитву». Этим путём достигается сверхъестественное действие веры, совершаются чудеса. Говоря коротко, католический взгляд на христианство более приземлённый, а православный – более возвышенный. Этот одухотворённый взгляд воплотился в жизни и молитвенных подвигах «лесных отшельников» Владимирской Руси и прежде всего Сергия Радонежского и его учеников. Их служение начиналось на землях Московского княжества. Отсюда, из Свято-Троицкого монастыря, Сергий благословлял своих иноков на подвиг строительства монастырей по всей Руси. В 1439 году византийцы заключили с католическим Римом Флорентийскую унию – религиозный союз, пошатнувший авторитет греческой церкви как хранительницы православия. Когда в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами, многие увидели в этом Божью кару. И если в пору расцвета Византии Константинополь считался «вторым Римом», то захват его мусульманами, а также падение нравов в городе лишило Константинопольскую патриархию лидерства в православном мире. На смену уходящему с исторической сцены Константинополю шла Москва. Эти события совпали с княжением Ивана III Великого, когда Московское княжество, благословляемое православной церковью, окрепло и обрело независимость. Москву стали называть третьим Римом. Этому способствовала женитьба Ивана III на Зое (в крещении – Софье) Палеолог – племяннице Византийского императора Константина XI Палеолога. Византийский двуглавый орёл стал гербом России.

Борьба за лидерство Московского православия началась ещё при князе Василии II. В 1448 году на Соборе в Москве без одобрения Константинополем избрали митрополита Иону. Он именовался митрополитом Киевским и Всея Руси, но постоянно пребывал и нёс служение в Москве. Таким образом, русская православная церковь «отложилась» от греческой, а в 1467 году, по настоянию католиков, её и вовсе отделили от Константинопольского патриархата.

Через 17 лет уния с католиками была осуждена на церковном соборе в Константинополе. Но даже это не помогло греческой церкви восстановить своё главенство в православном мире. И с тех пор знамя православия несёт Русская православная церковь. Официально патриаршество на Руси было утверждено только в 1589 году при царе Федоре Иоанновиче. Жернова истории

вращаются медленно… При митрополите Ионе были причислены к лику святых митрополит Алексий и Сергий Радонежский, совершавшие свои подвиги в XIV веке. Благодаря самоотверженному труду и святости этих великих людей и их учеников стал формироваться образ Святой Руси.




А. Простев. Святой Алексий митрополит Московский.

Н. Рерих. Сергий Радонежский.

А. Васнецов. Троицкий монастырь Сергия Радонежского.

Святость – это постоянное присутствие Бога в жизни человека. Православная церковь учила жителей Руси жить по христианским заповедям, по правде Божией. Для этого много сделал Алексий – крестник Ивана Калиты, ставший в 1354 году митрополитом Киевским и всея Руси. Своё служение он исполнял в Москве и в богослужебных текстах именовался Святителем Московским и всея Руси.

Святитель Алексий – чудотворец и строитель монастырей. Монастыри во все века были обителями святой жизни, хранилищами икон и книг. Монахи писали летописи, переписывали старинные книги. В трудную годину монастыри вставали на пути врага. Возвращаясь из Константинополя после поставления в митрополиты, Алексий попал в жестокий шторм. Молился о спасении и дал зарок построить монастырь. Прибыв в Москву, распорядился о строительстве монастыря на высоком берегу Яузы недалеко от её впадения в Москвуреку.

Стать настоятелем нового монастыря Сергий Радонежский благословил своего ученика Андроника, монаха СвятоТроицкой обители. Сохранившийся до наших дней Спасский собор (на фото) помнит Андрея Рублёва, который, как и Даниил Чёрный, возможно, похоронен на территории Андроникова монастыря. Наряду с церковным служением, святитель Алексий был советником московского княжеского дома, а после смерти Ивана II фактически руководил княжеством до возмужания князя Дмитрия Ивановича. Сообща им удалось закрепить за Москвой великое Владимирское княжение.





Божественный дар чудотворца сочетался у митрополита Алексия с талантом государственного деятеля и дипломата. Он благословил князя Дмитрия Донского на строительство первого на Москве каменного Кремля. И белокаменные стены не раз спасали город при набегах врагов. Стремясь упрочить лидерство Москвы, св. Алексий властью главы православной церкви принуждал удельных князей к повиновению. Уберечь Русь от ордынских набегов помогло чудесное исцеление царицы Тайдулы (ТайтуглыХатун) – жены хана Узбека и матери его

сына, хана Джанибека.




Н. Климова. Митрополит Алексий исцеляет Тайдулу.


По молитве св. Алексия ханша прозрела и повелела убрать из Кремля «татарское подворье» – постоялый двор для ордынцев. На его месте был построен Чудов монастырь (снесён в 1930 году).




Чудов монастырь в Кремле.


Митрополит Алексий оказал Руси неоценимую услугу тем, что в дремучих подмосковных лесах заметил скромную монашескую обитель и поддержал её игумена Сергия.

СвятоТроицкий монастырь основан в 1337 году. Братья Стефан и Варфоломей, из ростовских бояр, срубили маленькую церковь в лесу, на горе Маковец. Стефан не выдержал отшельнического бытия и ушёл в Москву, а Варфоломей остался и принял монашеский постриг с именем Сергий. Прослышав о святой жизни Сергия, к нему потянулись люди, жаждавшие духовного спасения.

Обитель крепла, в ней установили общежитийный устав, лишающий монахов личной собственности. Запретили принимать подаяния, дабы братия жила своим трудом. Игумен трудился наравне со всеми. Все много молились и работали с молитвой. С годами исходившее от Сергия сияние святости и его мудрые советы сделали СвятоТроицкую обитель центром духов-

ной жизни всей Руси.




С. Кириллов. Сергий Радонежский.


Русь, униженную ордынским игом, бедствующую от набегов и поборов, митрополит Алексий и Сергий Радонежский готовили к борьбе за независимость. Условием успеха было единение русских земель. Духовные властители Руси убеждением, а порой и принуждением внушали удельным князьям необходимость единения для борьбы с врагом. Через два года после кончины митрополита Алексия игумен Сергий благословил князя Дмитрия возглавить русскую рать в битве с Мамаем. И отправил с ним двух монахов своей обители – Пересвета и Ослябю.




С. Ефошкин. Благословение Сергия.


В поединке, которым началась Куликовская битва, Пересвет получил смертельное ранение, но выбил из седла ордынского богатыря Челубея. Сам Пересвет остался в седле, что по повериям того времени было предвестием победы русского войска.




П. Рыженко. Победа Пересвета.


Много раз Сергию Радонежскому приходилось наставлять удельных князей, когда они совершали опасные ошибки. Нелепой и трагичной была вражда Дмитрия Донского с князем Олегом Рязанским. Дмитрий подозревал рязанского князя в сговоре с ордынцами, что не было правдой. И в 1382 году, после сожжения Москвы ханом Тохтамышем московская рать разграбила Рязань. В ответ Олег Рязанский собрал сильное войско, разбил московские полки и готовился к походу на Москву. Сергий Радонежский убедил князей прекратить братоубийственную войну. Княжества жили в мире до кончины игумена. Около сорока монахов СвятоТроицкой обители стали настоятелями общежитийных монастырей, из которых, в свою очередь, вышли подвижники, строившие православные обители по всей Руси. И было Сергию видение: явились ему сотни прекрасных птиц. И услышал он голос: «Так умножаются ученики твои, и после тебя они не оскудеют».



А. Простев. Чудо с птицами.




Собор Радонежских святых


Монастырское строительство на Руси и труды монахов‑

просветителей привели к тому, что образ Святой Руси как

нравственного идеала проник в массовое сознание русско- го народа. Личный пример святого преподобного Сергия Радонежского имел важное значение. Сергий пешком ходил из своей обители в Москву (60 верст!) и обратно, был прост в быту и общении и лишён честолюбия. В 1378 году отказал святителю Алексию в просьбе стать митрополитом после его смерти. Понимал, что огорчает своего друга и наставника, но ответил: «Прости меня, владыка, я с юности не был златоносцем и впредь не буду».




С. Ефошкин. Преподобный Сергий Радонежский. По Руси.


Святой преподобный Сергий Радонежский по сей день шагает по Святой Руси. А миллионы россиян приходят в Свято Троицкую Сергиеву Лавру поклониться Его памяти.




Сергиев Посад. Свято-Троицкий собор. Место упокоения Святого преподобного Сергия Радонежского.


Верность православию помогла Святой Руси, а затем России выстоять и не утерять независимости при попытках католического запада лишить нашу страну самостоятельности. Эти попытки продолжались на протяжении веков. Не прекращаются они и сегодня. Но формы агрессии изменились, они стали более изощрёнными и жестокими. Как эстафету, властители России и обычные граждане передавали своим потомкам завет: «Дело православия, дело Руси, дело Москвы не должно погибнуть!» Русская история богата примерами героического, самоотверженного, порой ценою жизни служения идеалам патриотизма и православия. На следующих страницах мы встретим целый ряд героев. В том числе увидим, как в Смутное время героические защитники СвятоТроицкой Сергиевой Лавры, обороняя монастырь от польсколитовских захватчиков, стояли на смерть и мысли не допускали о том, чтобы предать поруганию врагам православной веры гроб Великого Чудотворца – святого преподобного Сергия Радонежского.


Интересные факты

В России более 500 православных монастырей. К святому преподобному Сергию Радонежскому восходит традиция благодатного влияния православных обителей на нравы россиян. Здесь зарождалась молитвенная поэзия. Молитва последних оптинских старцев на начало дня:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя. Во всех слова и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым

членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3