Полная версия
Журнал «Юность» №08/2023
– Гляди мне! Лёньку, кровиночку мою, в обиду не дам!
И у Лёньки по щеке сбегает скупая мужская слеза…
Лёнчик лежит с закрытыми глазами и притворяется спящим. Он слышит, как сердито шкварчит масло на сковороде, как закипает на плите чайник, как о стекло бьется муха…
Бабушка Домна, не скрывая плохого настроения, гремит на кухне посудой. Лёнька знает наверняка причину плохого бабушкиного настроения, и причину эту зовут «Циля».
Циля за эти дни похудела так, что напоминает узницу концентрационного лагеря. Кажется, дунь на нее крымский ветер – и улетит Циля на небушко, вслед за Лёнькиной мамкой… И все-таки, несмотря ни на что, она идет на поправку!
Лёнчик, отодвинув занавеску, осторожно выглядывает в окно, наблюдая, как Циля идет в сад. Циля садится на скамью подле винограда и закуривает папиросу. Тонкие длинные пальцы ее дрожат, а кашель не дает вдохнуть полной грудью. Циля комкает в руках папиросу и бросает в рыжую сухую траву.
Кажется, Лёнька понимает, почему Циля не хочет оставаться в доме: рядом с бабкой Домной Циле некомфортно.
С Лёнчиком Циля тоже говорит мало и лишь по острой нужде:
– Принеси водички… кушать хоцца…
Где-то совсем рядом бродит осень, и Лёнчик чувствует ее необратимое приближение.
Бабушка варит компоты из яблок и айвы, солит помидоры на зиму.
Однажды Лёнчик заметил, как Циля что-то прячет под подушкой. Выбрав момент, когда женщины не было в комнате, он нашел то, что искал, – пожелтевшую от времени и потрескавшуюся на углах старую фотографию. Лёнька присмотрелся: с фотоснимка на него пристально смотрел незнакомый мужчина. Рядом, притулившись, сидел мальчишка. Малыша за руку держала молодая женщина с копной черных вьющихся волос. Лёнчик с трудом узнал в женщине Цилю – так сильно она изменилась. Была Циля и моложе прежней, и красивее…
– А ну, поклади, где взял!
Лёнчик вздрогнул и обернулся – прислонившись к косяку, в дверях стояла Циля…
Потом Лёнчик так и не смог объяснить самому себе, почему поступил так, а не иначе. Мальчишка бросил фотографию Циле в лицо и, прокричав «дура», выскочил вон. Он и сам не мог понять, что с ним такое случилось. В эту минуту он ненавидел и отца, и Цилю, и себя, и даже… бабушку.
Лёнька плакал так безутешно, как не плакал никогда в жизни, даже на похоронах мамки. Он чувствовал себя чужим и никому не нужным ни в этом доме, ни в этом саду… Охватив колени руками и вздрагивая худым телом, Лёнчик с головой погрузился в собственное горе.
Будто дуновение легкого ветерка коснулось Лёнькиных волос – он замер, прислушиваясь… Тонкие нежные пальцы, перебирая мягкие пряди волос, приятно щекотали Лёнькину макушку. А теперь эти пальцы легко спустились вниз, по тонкой Лёнькиной шее, пробежали по спине между лопатками, точно капли летнего дождя – по стеклу. Лёнька боялся пошевелиться и не смел поднять головы. Близко-близко от своего лица он ощутил знакомый горьковатый запах табака. Лёнька задохнулся…
Вдруг неведомая сила бросила его в объятия той, что была рядом. Он обвил руками Цилю за шею и всем трясущимся тельцем прижался к ее груди. Циля, обняв Лёньку, закачалась так, будто хотела убаюкать. Женщина тихо приговаривала:
– Тшш, все хорошо, мальчик мой, все хорошо…
И тогда Лёнчик наконец осмелился поднять на Цилю глаза: женщина плакала, но взгляд ее был светел…
– Не забирай у меня Лёньку, слышишь? Сына ты уже забрала.
Лёнька слышал, как бабка шмыгает носом и громко сморкается.
– Ну шо вы такое говорите, Домна Галактионовна!
Циля старалась подобрать нужные слова, но не находила. Хлопнув дверью, она, раздосадованная, уходила в сад…
4По улице, переваливаясь, словно утка, шла бабка Домна, за ней – Лёнчик. Замыкала процессию Циля. До прибытия поезда оставалось пятнадцать-двадцать минут, поэтому нужно было торопиться.
– Шибче поспешайте! – торопила Домна.
– Циля, можно с вами немного побалакать?
К Циле подступил незнакомый прыщавый мужичок.
Лёнька заметил, как побледнела Циля, как проступила испарина на ее высоком, обрамленном черными волосами лбу.
Бабушка Домна обернулась и недовольно пробурчала:
– Чего от Цили надо, соколик?
Мужичок заулыбался, ощупав цепким взглядом и ту и другую. Во рту незнакомца блеснула золотая фикса.
– Не бойтесь, мамаша, пару слов – и все дела! Вашу цыпу отпустим на все четыре стороны.
Домна, развернув тело-баржу, сделала шаг в сторону прыщавого:
– Таки шо вы хотели перетереть с чужой жинкой?.. Циля, ты знаешь этого мелкого паскудника?
В лице Цили – ни кровинки.
– Всего-то на два слова, тет-а-тет, – не унимался мужичок.
– Я твои «теты-атеты» знаешь где видала?.. Во где!
Бабка Домна сложила фигу, «снялась с якоря» и пошла на мужика с таким видом, словно дрессировщица – в клетку с тигром.
– Да пошла ты, карга старая. – Мужичок смачно сплюнул под ноги…
Лёнчик вначале ничего не понял – слишком быстро все случилось. Мальчишка услышал звонкий короткий щелчок. Такой Лёнька слышит почти каждый день, когда сосед, пощелкивая кнутом, выгоняет корову Зорьку на пастбище.
Лёнька увидел, как прыщавый схватился за ухо и гадко выругался:
– Ах ты, старая ведьма!
А потом что было силы ударил бабушку Домну кулаком в грудь. Домна охнула, схватилась за сердце и покачнулась, еле удержавшись на ногах.
– Ба-ба-а! – заорал Лёнька и повис на руке, занесенной для следующего удара…
Мужика чуть не забили насмерть: Циля вцепилась в жидкую шевелюру прыщавого, Домна скрутила руки так, что послышался хруст суставов.
Вокруг собралась толпа, кто-то истошно кричал:
– Милиция! Милиция!
Лёнька вдруг сразу как-то устал и опустился на грязный асфальт. Вокруг него, источая ароматы, валялись пирожки – с капустой, с картошкой… Лёнька подобрал лежащий рядом пирожок, сжал в кулачке и горько заплакал.
– Где болит, мальчик?
– Где милиция?
– Где этот чертов Потапов?
И никто не догадался, что плачет Лёнька не от боли, а от того, что не смог защитить бабушку и спасти ее вкусные пирожки…
* * *– Мамо, может, куриного бульону хотите? – Циля в десятый раз спрашивает об этом свекровь.
Домна второй день лежит среди высоких взбитых подушек и встает только по нужде.
Потапов, не дождавшись приглашения, сам явился в гости. Не снимая грязной обуви, он бесцеремонно ступил на разноцветный самотканый половичок, лежащий у порога. Лейтенант, не скрывая любопытства, обвел глазами комнату:
– Так-так, пристроилась, значит… к хорошим людям – под крылышко?
Потапов нехорошо улыбнулся. Циля выдержала его наглый и цепкий взгляд.
– Никшни, Потапов! – крикнула из-за занавески Домна. – Не смей забижать Цилю!
Потапов недовольно крякнул и опустился на табурет:
– Давай, Циля, рассказывай, что ты видела в тот день, а вернее – ночью.
Циля молчала.
– Хорошо, я тебе помогу… Ты видела кражу гастронома – ведь так?
Циля недоверчиво кивнула.
– Вот за это тебя как свидетеля и хотели убить, – удовлетворенно, будто и сам об этом давно мечтал, сказал Потапов.
Циля вдруг заметно занервничала:
– Гражданин Потапов… товарищ дорогой, их нашли? Всех нашли?
– Нашли бандитов, в городскую тюрьму вчера отправили.
– Слава тебе, господи, – подала голос Домна.
– Скажите, а Чека жив ли?
– Шо, старая любовь не ржавеет? – подмигнул Потапов и засмеялся.
Женщина как-то неумеючи размахнулась и ударила Потапова по щеке.
Лёнчик зажмурился от страха…
Потапов вдруг сник, достал платок:
– На самой окраине нашли вашего Чеку. Мертвым. Пять ножевых ранений.
– Как же так?.. Нет-нет… Как же так? – залепетала Циля.
Потапов впервые по-доброму взглянул на женщину:
– Может, побоялись, что он видел… Может, Чека и сам на след напал. Не знаю…
– Царствие небесное, – вздохнула Домна. – Жалко как – хороший был мужик.
– Повезло тебе, Циля Иосифовна, что в живых осталась: видно, спугнул кто-то… Так что надолго не прощаюсь – придется давать показания.
И Потапов ушел, а на столе остался лежать забытый им кипенно-белый носовой платок…
* * *Вот она, окраина города! Где-то здесь нашел свое последнее пристанище Чека, а по паспорту – Иван Петрович Черкасов. Бурьян да крапива, дикая алыча и терн… Лёнчик кладет в рот несколько черных ягод и морщится, кисло – до горечи!
– Мамо, – цепляется Лёнька к Циле, – а когда мы поедем на море?
– Скоро, сыночек, скоро…
– В отпуск уйду – и поедем, – обещает Микола и обнимает жену за плечи.
– А я хочу, чтобы сестренка родилась! – набравшись храбрости, кричит Лёнчик в лицо матери и бежит в сторону дома.
Босые ноги его поднимают с грунтовой дороги легкое облачко пыли… Там, дома, Лёньку ждет бабушка, новая книга со сказками и вкусные бабушкины пирожки.
Со стороны вокзала, навстречу Лёньке, летит южный горячий ветер, донося знакомые с детства слова:
– Граждане… жиры! Поезд… осторожны… счастливого… пути.
Доброго тебе пути, Лёнька!
Полина Щербан
Родилась в 1991 году в Республике Казахстан. По специальности преподаватель иностранных языков и культур. Со школы работала внештатным корреспондентом в городских и региональных СМИ, вела авторскую колонку в газете «Челябинский рабочий». Участница региональных и итоговых «Мастерских – молодым писателям» от Ассоциации союзов писателей и издателей России (2022, 2023).
Финалист «Национальной премии молодых писателей» (2020), полуфиналист конкурса «Новая детская книга» (2022). Один из победителей конкурса «Твист» от издательства «Астрель-СПб» (2023). Живет в Челябинске.
Три дела джентльмена с улицы Роз
(«Настольное преступление», «Однажды в темной-темной библиотеке», «Мутно-зеленое дело»)
Публикация в рамках совместного проекта журнала с Ассоциацией союзов писателей и издателей России (АСПИР).
Настольное преступление
Глава 1, в которой появляется усатый незнакомец– Она разве должна так мигать? – спросила Розовая Ручка и покачала пучком из сиреневых и серебристых перьев. – Может, Сосиска ей провод перегрызла?
Такса по имени Сосиска, шустрая и вездесущая, действительно грызла все, что оказывалось на полу, отчего в квартире у Солнцевых в пределах ее роста всегда был идеальный порядок.
– Высота Сосиски – двадцать пять сантиметров и три миллиметра, она до провода не достает, – ответила, не глядя на нее, Линейка. – А вот ты мне мешаешь работать. Сделай-ка пару отрезков в сторону. – И, подвинув Ручку, продолжила замерять фигуры на изрисованном папой Лизы тетрадном листе.
Старый потрепанный Томик историй про Малыша и Карлсона аккуратно спустился с полки-надстройки – она стояла прямо на Лизином письменном столе и представляла собой три этажа из аккуратных квадратов, таких же белых, как сам стол и выдвижной ящик под ним. Том медленно зашаркал в сторону колонки, и при каждом движении скотч, которым был несколько раз проклеен его корешок, тихо шуршал.
– Кто эту молодежь поймет, – несколько раз пожал плечами он. – Вот во времена моей молодости совсем все было по-другому. Помню, когда у мамы Лизы появился фильмоскоп…
– Да уже сто раз слышали, – оборвал его Красный Фломастер. – Что с колонкой-то? Она, похоже, того.
В подтверждение его слов умная колонка снова вспыхнула и тут же погасла.
– Вывод один – не такая уж она и умная, – усмехнулся Учебник по Литературному Чтению за второй класс, который до появления на столе колонки считался здесь самым умным.
Официально он жил с другими школьными книгами на верхнем третьем квадрате полки, но в последнее время мама заставляла Лизу читать каждый день вслух и тренироваться для проверки техники чтения в школе. Поэтому Учебник практически все время проводил внизу на столешнице.
– Завидуй молча, – кинул Красный Фломастер.
– Это я, учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации! Завидую какой-то колонке? – прогремел Учебник.
Зеленый Фломастер поднял колпачок из позы «собака мордой вниз», с которой он обычно начинал утренние занятия йогой, и протянул:
– Давайте лучше успокоимся.
Но Учебник уже двинулся в сторону обидчика.
Розовая Ручка взвизгнула и затрясла перьями, Томик «Малыша и Карлсона» отступил назад. В этот момент колонка снова вспыхнула и произнесла:
– Ошиб… ошибка… неизвестная… ошиб…
На рабочем столе воцарилась тишина. Даже Линейка отвлеклась от своей работы:
– Зигзаги-конусы! – нахмурилась она. – Это еще что значит?
– Все очень просто, дорогие друзья, – раздалось вдруг из-за настольной лампы. – Мы с вами имеем дело со злым умыслом.
Все повернулись на голос и уставились на незнакомца. На синей обложке небольшого тома красовалась загадочная надпись «Джентльмен с улицы Роз», а ниже были эти самые кусты роз нарисованы – они слегка загибались вправо и влево в форме пышных усов. От незнакомца пахло свежей типографской краской и новой бумагой, между страницами краснела тонкая атласная ленточка-закладка.
– А вы, простите, кто будете? – нарушил молчание Учебник по Литературному Чтению.
– Мое имя – детектив Маркюль Вуаро! Гроза преступного мира, главный…
– Да, поняли, поняли уже, – перебил Красный Фломастер. – Мама Лизы купила его в книжном и оставила на столе.
– Вы что-то говорили про преступника, – напомнил старый Томик.
Детектив несколькими быстрыми шагами пересек стол и указал на кнопку включения колонки.
– Видите это?
Жители стола переглянулись.
– Под кнопкой застрял инородный предмет. Моя интуиция подсказывает, что это неспроста! – Детектив поднял вверх указательный палец. – Кто-то умышленно вывел колонку из строя.
– Ну и что с того? – подал голос старый Томик. – К чему весь шум? Что нам до куска пластмассы?
– Порча имущества – тоже преступление, – возмутился Маркюль Вуаро.
Он встал в гордую позу и слегка усмехнулся, как всегда делал персонаж его книги, а затем с чувством произнес его коронную фразу:
– И я даю вам свое слово – преступник не уйдет от правосудия!
Глава 2, в которой помогают шагнуть навстречу опасностиДетектив скрестил руки на груди и посмотрел на остальные предметы.
– Итак, что мы имеем?
Он прошел по белой столешнице в сторону принтера, затем вернулся обратно, обогнув гору разноцветных обрезков.
– Орудием преступления наверняка послужил пистолет.
– Какой пистолет? – испугалась Розовая Ручка.
– Пистолет, как в моей истории!
– Это точно был не пистолет, – констатировал Учебник по Литературному Чтению.
Маркюль Вуаро задумался на секунду, а потом воскликнул:
– Тогда отравленный кинжал!
– Очень маловероятно, – снова отозвался Учебник.
– Что ж. – Детектив наконец подошел к колонке. – Ага! Орудие преступления – это тонкий светлый предмет под кнопкой включения! Предмет, похожий на…
– На бумагу, – сказал Красный Фломастер.
– Совершенно точно, на бумагу! – обрадовался детектив. – Я так и думал! Итак, бумага. Наверняка отравленная!
– Не смешите мои деления, – на секунду оторвалась от работы Линейка. – У нас тут нечем травить.
Детектив остановился и задумался.
– Что ж. Тогда просто бумага. И из этого следует…
Он замолчал и стал накручивать на палец свою красную закладку-ленточку.
– Что преступником может быть кто угодно, – закончил за него Учебник по Литературному Чтению. – Потому что Лиза с завидным постоянством оставляет на столе обрезки бумаги и черновики. Вот, полюбуйтесь.
Он указал на разноцветную горку.
– Это она вчера делала аппликацию для школы.
– Хм, да… Это верно, верно, – протянул Маркюль. – Тогда будем искать, у кого имелся мотив! – вспомнил он. – Мотив – это ключ к загадке!
– Кто-кто? – скривился Красный Фломастер.
– Не кто, а что, – закатил глаза Учебник по Литературному Чтению. – Это значит, кому колонка могла помешать.
Розовая Ручка, поблескивая стразами на тонких боках, сделала шаг вперед.
– Никто не желал ей зла, – захлопала она своими длинными ресницами. – Мы здесь живем очень дружно.
– Снимите розовые очки, – усмехнулся Учебник. – Колонку все терпеть не могут!
– Какие очки? – почесал колпачок Красный Фломастер, а Учебник продолжил:
– Вот ты, Ручка. Завидуешь, что колонка умеет менять цвета, а ты пишешь только розовым.
Ручка опустила глаза.
– Или фломастеры. Лиза за последнюю неделю ни разу не села рисовать.
– Ты на что намекаешь? – вскинулся Красный Фломастер, а Зеленый тут же возразил:
– Не надо ссориться, не нужно настраиваться на негатив.
– А что, фломастеры, – вспомнил Красный. – Почему все забыли про Линейку? Колонка ей работать мешала.
Жители стола как один уставились на Линейку, которая, не обращая внимания на споры, продолжала делать замеры, лишь изредка останавливаясь и подсчитывая что-то в уме.
– Мадемуазель Линейка, – обратился к ней детектив. – У нас есть основания полагать, что вы – преступница!
Линейка подняла на него взгляд и вздохнула:
– А мне, знаете ли, параллельно. У меня на всякие там колонки нет ни сантиметра времени. Мы с Простым Карандашом уже неделю работаем от зари до зари, от периметра до окружности – делаем для папы Лизы чертежи. А сегодня утром, стоило мне прилечь, Карандаш исчез, и теперь я не успею все сделать вовремя!
– Знаете что, – вдруг подала голос Ручка.
Она стояла рядом с колонкой и разглядывала торчавший из-под кнопки обрывок.
– А там ведь что-то написано…
Фломастеры, Учебник и Маркюль тут же окружили колонку.
– Это верно, – кивнул Учебник. – Похоже на букву «зэ» или «тройку».
– А вдруг это… – затряслась Ручка и покачнулась.
– Тот, у кого много бумаг с цифрами и буквами, – закончил за нее Учебник, понизив голос.
– Назовите имя негодяя, и я тут же призову его к ответственности! – воскликнул детектив, но на него зашикали со всех сторон.
Даже дерзкий Красный Фломастер с опаской посмотрел куда-то вниз и сказал тихо:
– С ним надо быть начеку. Настоящий псих.
Маркюль Вуаро нахмурился и обвел окружающих взглядом.
– Видите ли, – вздохнул Учебник. – Раньше Канцелярский Нож во всем помогал папе Лизы. Он и из картона вырезал, и из пленки специальной клеящей… Вся работа была на нем. А потом у папы Лизы появился специальный принтер.
– Он и со мной-то чертит теперь только наброски, – вставила Линейка. – По старой привычке. Остальное – на компьютере.
– И Канцелярский Нож так и не смог пережить этот удар, – сказал Томик «Малыша и Карлсона», который до этого молча наблюдал за происходящим. – Сказал, что его предали, и ушел. Это, знаете ли, очень непросто – найти свое место в мире, который постоянно спешит вперед.
– От него что угодно можно ожидать, – тихо сказала Розовая Ручка. – Но вы-то с ним поговорите.
Все уставились на Маркюля Вуаро.
– Я? – опешил детектив.
– Точно! – воскликнул Красный Фломастер. – Это по-любому Канцелярский Нож! Уж вы-то ему зададите жару.
Жители письменного стола одобрительно зашумели.
– Конечно, – неуверенно ответил детектив. – Давайте его позовем.
– Позовем? – усмехнулся Красный Фломастер. – Да его уже больше года никто не видел.
– Но вы не переживайте, – сказала Розовая Ручка. – Мы знаем, где он живет. Вам только нужно спуститься в Темный ящик.
– Темный ящик? – округлил глаза Маркюль.
Жители стола подвели детектива к краю, затем Линейка свесилась вниз и схватилась за выпирающую ручку. Учебник по Литературному Чтению и Красный Фломастер дружно подтолкнули ее, но выдвижной ящик не поддался. Тогда подналегли остальные, и ящик стола наконец отъехал на несколько сантиментов.
– Вам туда. – Старый Томик указал на темную мрачную щель.
Маркюль неуверенно заглянул внутрь.
– Настраивайтесь на позитив, посылайте ему лучики добра! – подбодрил его Зеленый Фломастер.
Детектив снова посмотрел вниз и в нерешительности занес ногу над краем столешницы. В этот момент несколько пар рук помогли ему бесстрашно шагнуть навстречу опасности.
Глава 3, в которой появляется тот. кто «способен на все»Ящик оказался глубже, чем казалось снаружи, и Маркюль пролетел расстояние почти в два своих роста, прежде чем приземлился на что-то пружинистое и скользкое. Он посмотрел под ноги – в подложке от бумаги для принтера лежали разноцветные обрезки пленки-самоклейки. Треугольники, кружочки, буквы… В небольшом серебряном квадрате детектив увидел косое отражение своего испуганного лица.
Маркюль отклеил от ноги красный ромб и с опаской посмотрел вглубь ящика. Там было темно, в беспорядке лежали старые чертежи вперемешку с набросками и кусками картона. На большинстве листов были буквы и цифры, так что любой из них мог быть использован как орудие преступления. Повторяя себе, что он – представитель закона и ему нечего бояться, Маркюль осмотрел ближние из бумаг и, к своему облегчению, не нашел ни одной подходящей.
Сделав пару шагов, детектив наткнулся на циркуль и старый, затвердевший от времени ластик. Он попытался растолкать их и спросить, где найти Канцелярский Нож, но они спали так крепко, что даже не пошевелились во сне, – значит, рука человека не касалась их уже очень давно, возможно, несколько лет.
– Мсье Канцелярский Нож, – позвал детектив, и его голос зазвучал неестественно высоко, будто он собрался распеться.
Раздвигая бумаги, Маркюль стал медленно пробираться вглубь ящика. Вдруг он явно ощутил на себе чей-то взгляд. Том попытался повернуться, но в этот момент тонкое лезвие коснулось его обложки.
– Стой. Где. Стоишь. – За спиной у детектива раздался холодный, как металл, голос, от которого у Маркюля по страницам пробежал мороз.
– Я всего лишь…
– Молчать, – отрезал Канцелярский Нож. – Один лишний звук – и от тебя останутся жалкие клочки.
Маркюль зажмурился и притих, Канцелярский Нож тоже не говорил ни слова. Так они простояли несколько минут, пока Нож наконец не подал голос:
– Я знаю, о чем ты думаешь. Но я не трогал колонку. И поэтому я сейчас медленно уберу лезвие, и мы поболтаем.
За спиной у детектива раздался щелчок, затем еще три один за другим.
– Иди вперед, только без резких движений.
Когда Маркюль прошел больше половины ящика и сделалось совсем темно, сбоку от него вдруг включился свет – он шел от маленького беспроводного ночника-уточки. В этой части ящика вместо бумаг лежали одна на другой объемные фигуры из картона и самоклеящейся пленки: домики с детально выполненными окошками и дверьми, многоугольники, буквы, мебель.
– Впечатляет? – спросил Канцелярский Нож.
Он вышел вперед, и детектив наконец смог разглядеть того, кто, по словам обитателей, стола, «был способен на все». Нож был ростом ниже, чем детектив, с прочным корпусом из яркого желтого пластика. Но, несмотря на жизнерадостный цвет нового знакомого, Маркюль еще явственнее почувствовал, что с ним лучше не связываться: сверкнувшее идеально острое лезвие было тому лучшим подтверждением.
– Вы сами сделали? – Маркюль надеялся, что разговор о фигурах хоть немного разрядит обстановку.
– Это еще ерунда, – горько усмехнулся Нож. – Видел бы ты, какой я однажды вырезал макет города. Но это все равно уже в прошлом. Давай к делу. Они сказали тебе, что это я испортил колонку?
Детектив нехотя кивнул.
– Так вот передай им, что не получится спихнуть на меня вину. Обрати внимание, с каким трудом открылся ящик. Он заедает уже больше месяца, и открыть его можно только снаружи. Я не могу выйти сам, даже если захочу.
– Ну что ж, спасибо за уделенное время. – Маркюль сделал два небольших шага к выходу.
– Торопишься? – усмехнулся Канцелярский Нож. – Не хочешь, чтобы я рассказал, что знаю?
– Но вы ведь были в ящике? – нахмурился детектив.
– И здесь прекрасная слышимость, – ответил Нож с улыбкой. – Я не видел преступника, но я его слышал. Садись.
Он указал на большой картонный диван, и Маркюль послушно сел.
– Колонку испортили утром, – заговорил Нож.
– Почему вы в этом так уверены?
– Потому что в последний раз она работала вечером – Лиза слушала перед сном сказку. Ночью шуршали бумаги и тихо стучали – думаю, это работали Линейка с Простым Карандашом. К Колонке они не подходили. Утром у стола был папа Лизы, но он приблизился всего на пару секунд и к другой стороне. Зато после него кое-кто ходил к колонке…
Маркюль весь напрягся, и Канцелярский Нож это явно забавляло. Он выждал еще несколько секунд, а затем продолжил:
– Я слышал троих. Сначала – тихие глухие шаги и шелест. Через некоторое время – цокающий звук.
– А третьи?
– Шорох у принтера.
– У принтера? – удивился детектив. – Но это далеко от колонки.
– Далеко, – согласился Нож. – Но та, что живет у принтера, могла видеть преступника.