Полная версия
Табак в Сибири. XVII – начало XX веков
Археологические материалы из Тувы еще раз подтверждают, что процессы распространения табака, адаптация его к местным условиям и восприятие местными культурами шли в Южной Сибири синхронно и по единому пути. Широкое распространение в Южной Сибири трубок китайского типа в этот период свидетельствует о том, что форма трубок была заимствована из Китая и на первом этапе существовала у всех южно-сибирских народов практически без изменений. Могильники XVIII – начала XIX века в Хакасии и Туве демонстрируют поразительное сходство употребления курительных принадлежностей в погребальном обряде. Курительные трубки в могилах находились в длинных кожаных чехлах-кисетах очень похожей формы. Там, где погребения не были потревожены, их обнаруживали с левой стороны у груди, что свидетельствует о четко закрепленном в традиционной культуре месте на одежде, отведенном для курительных принадлежностей. Тувинцы обычно хранили кисет за пазухой, так его и помещали в могилу. Тюрко-язычные кочевники представляли себе загробный мир подобным миру земному, поэтому снаряжение покойного должно было соответствовать тому, в чем он нуждался при жизни. Его одежда и утварь располагались так, как использовалась в быту.
Народы Южной Сибири издавна имели прочные торговые связи с Китаем. На протяжении многих столетий Китай, как ближайший высокоразвитый сосед, был для них источником различных влияний и новшеств. Торговля с Китаем временами сокращалась под давлением различных политических коллизий, как, например, это случилось в XVII веке, но всегда возобновлялась при стабилизации обстановки в регионе. Видимо, во второй половине XVII – первой половине XVIII веков табак и курительные принадлежности попадали в Южную Сибирь еще очень нерегулярно. Только с середины XVIII века после вхождения большей части Южной Сибири в состав Российского государства и стабилизации ситуации на границе регулярные торговые сношения с Китаем восстановились. Именно в это время табак начинает особенно широко распространяться среди местного населения. В XVIII веке табачная торговля уже не возбранялась в России. На сибирских окраинах она процветала, сами аборигены быстро втягивались в нее. Во второй половине XVIII века табак был уже широко распространен у всех народов Южной Сибири. Об этом свидетельствуют археологические находки и письменные источники.
Еще одна любопытная деталь: на протяжении XVIII века у народов Южной Сибири сложился целый комплекс курительных принад-лежностей. В него входили обычно трубка, кисет и ковырялка. Кисеты для табака, обнаруженные в южно-сибирских памятниках, очень похожи между собой. Это длинный узкий кожаный мешочек, немного расширяющийся книзу. На дне его хранился табак, а верхний конец завязывался узлом и подвешивался на груди под одеждой или к поясу. Табак из него брали, опуская внутрь трубку, чтобы отмерить нужное количество, не рассыпая ценный продукт. В кисете иногда хранили и курительные трубки, как это было у погребенного в могильнике Ортызы-оба. Ковырялки представляли собой металлические, чаще всего, железные крючки для чистки трубок. Эти предметы, видимо, были чисто сибирским изобретением. У народов Южной Сибири практически каждый имел свою ковырялку. Носили ее обычно при себе, чаще всего в кисете с табаком. Появление всего комплекса курительных принадлежностей относится, судя по всему, к XVIII веку. В полном составе этот комплект обнаружен в погребении женщины из кургана МТ-57-II в Туве XVIII в. (Дьяконова,1975, с.23). Любопытно, что точно такой же комплекс сложился также у бурят и монголов, у которых, кстати, в настоящее время он наиболее развит. Поэтому не исключено, что в формировании его на самом раннем этапе существенную роль сыграли именно монгольские племена, террито-риально ближе других расположенные к Китаю. Это может служить признаком того, что кочевые монгольские роды каким-то образом участвовали в ретрансляции табака и, соответственно, оказали влияние на культуру потребления его народами Южной Сибири.
Комплекс аксессуаров курильщика, состоявший из трубки «ганза», кисета и ковырялки определенных форм, оказался очень устойчивым. Без существенных изменений он просуществовал до середины XX века. Бронзовые трубки «ганза» – изящные, с длинным тонким чубуком, миниатюрной головкой и чашечкой на 2—3 затяжки – были первыми, с которыми познакомились кочевники. Но они были дороги, и позволить себе такую роскошь мог далеко не каждый. В Туве, например, такими трубками пользовались только мужчины. Женщины, также пристрастившиеся к табаку, но в имущественном положении зависимые от мужчин, вынуждены были довольствоваться имитациями из дерева. Такое различие вошло в традиционную культуру. Позже, когда курительные трубки стали более дешевыми, ситуация не изменилась. Для женщин по-прежнему вырезали трубки из корня карагальника (Дьяконова, 1960, с. 252). Таким образом, курительная трубка приобрела особый статус, стала маркером социальных отношений и заняла совершенно определенное, только ей свойственное место в довольно замкнутом, очерченном устойчивой традицией, вещном мире тувинцев.
Аналогичные процессы протекали и у других кочевых народов Южной Сибири. И.Г.Георги так описывает курительные трубки кыргызов XVIII века: «Они употребляют как маленькия Китайския, так и из сучьев вырезанныя трубки; но как те и другия надобно им получать от своих соседей, то большая половина Киргизцов курит табак из пустых овечьих или бараньих костей. Отрезав с одной стороны у берца шишку, вынимают мозг, и провертывают неподалеку от другой шишки в боку дыру. Когда хотят курить, то кладут с открытаго конца в сию трубку шерстяную затычку, которую вжимают почти до самой поперечной дыры, дабы табак, которым они потом наполняют сию трубку или кость, оной не засыпал. При курении кладут они с открытаго конца горящий трут и тянут сквозь поперечную дыру дым так крепко, что и глотают и сквозь нос излишний выпускают» (Георги, 2, с.133—134). Как видно, у киргизов трубка тоже была предметом роскоши. Беднейшая часть населения вынуждена была удовлетворять потребности в курении более простым и доступным способом, изготовляя трубки из подручного материала, в частности из кости. Трубок, аналогичных описанным у И.Г.Георги, в погребальных памятниках Южной Сибири не найдено, да и вряд ли они встретятся в дальнейшем, поскольку в погребения обычно клали вещи «парадные». Простые же костяные трубки, изготовленные за несколько минут, использовали всего несколько раз, а затем, по-видимому, просто выбрасывали и тут же вырезали новые.
Говоря о проникновении табака в Южную Сибирь нельзя обойти вниманием и вопрос о роли русского населения. Ведь большая часть свидетельств о табаке относится к тому периоду, когда контакты с русскими были постоянными, а русские уже населяли эти территории. В указанных археологических памятниках XVII – XVIII вв. находят множество предметов русского происхождения. Бесспорно, в это время русские тоже участвовали в табачной торговле на юге Сибири. Однако ни на манеру курения, ни на форму курительных принадлежностей они влияния не оказали. Нужно отметить, что трубки русского типа нигде не встречаются и не упоминаются на юге Сибири на протяжении всего XVII и первой половины XVIII вв. Дело в том, что на юге Сибири они встретили уже сложившуюся традицию (что кстати, является косвенным свидетельством довольно раннего появления здесь табака), и вынуждены были адаптироваться к ней. Русские торговцы в Южной Сибири прекрасно знали пристрастия инородцев к определенным формам вещей и быстро реагировали на потребности местного рынка. Это касается и курительных трубок. Во второй половине XVIII века, когда караваны с китайскими товарами перестали приходить в Сибирь, и вся восточная торговля сосредоточилась в руках русских, они сами стали закупать трубки «ганза» и продавать их местному населению по всей Сибири. И. Л. Вагнер отмечал, что русские «наибольшую выгоду делают с китайскими трубками и табаком» (Зиннер, 1968, с. 221). Однако, значение русских в распространении табака в Южной Сибири не стоит преуменьшать. Русская торговля активно осваивала рынок Южной Сибири, особенно после заключения Нерчинского мирного договора, когда вся торговля с Китаем должна была вестись через Дальний Восток, что уменьшило количество китайских товаров, поступающих в Южную Сибирь. В XVIII в. контакты местных народов с Китаем и Монголией не прекратились полностью, но, несомненно, они стали менее значимыми. Как результат – расширилась торговля с русскими.
К этому периоду относятся и первые курительные трубки русского типа в археологических памятниках, правда их совсем немного. Судя по всему, курительные трубки русских плохо приживались в Южной Сибири. Так, костяная курительная трубка русского типа известна в Барабе только в одном месте – на могильнике Абрамово – 10 (Молодин и др., 1990, с. 86—87). Она очень показательна: головка и чубук цельные, Г- образной формы, чашечка крупная овальной формы, чубук длинный шестигранный в сечении, в его верхней части вырезан тамгообразный знак в виде косого креста. В чубук вставлялся круглый в сечении, бронзовый мундштук, сужающийся на конце (Рис. 4/ 8). К сожалению, этот экземпляр происходит из подъемного материала на площади могильника и не может быть достоверным свидетельством. Судя по форме, она относится скорее всего, к концу XVIII – началу XIX вв., как и аналогичные ей по форме трубки из подъемного материала в Хакасии, выставленные в экспозиции Абаканского музея. Их появление связано с периодом безраздельного господства русской моды в Сибири, что произошло только в конце XVIII – начале XIX вв., когда политическая и экономическая власть русских окончательно утвердилась в Южной Сибири.
Рис. 5. Курительные трубки из археологических памятников Бурятии. 1—2 – Тодакта XII (Прибайкалье), бронза, дерево, конец XIX в.; 3 – Дерентуй-Дабан (Прибайкалье), бронза; 4—5 – Усть-Талькин (Прибайкалье), бронза; 6—7 – Хагун I (Прибайкалье), бронза. 6 – нач. XIX в., 7 – вторая половина XVIII в.
В памятниках XIX в. курительные трубки русского типа встречаются чаще. Появляются они и на Алтае. В кургане на берегу р. Катунь в погребении алтайца-теленгита под левой кистью погребенного найдены остатки кожаного кисета плохой сохранности, у левого локтя – остатки деревянной составной курительной трубки с Г- образной головкой и большой овальной чашечкой для табака (Мыльников, Масумото, 1994, с. 94—96) (Рис. 5/ 1). В погребении №4 могильника Тодокта XII в Бурятии была найдена курительная трубка, которую можно считать переходной формой от китайской к русской (Харинский, 1995, с. 208) (Рис. 5/ 2). Причем последний экземпляр, как и курительный набор с Алтая демонстрируют только частичное влияние русской традиции на более раннюю китайскую.
Говоря обо всех возможных путях, которыми табак проникал в Южную Сибирь, следует упомянуть и о возможном культурном влиянии с территории Западной Сибири. Именно об этом свидетельствует хорошо датированная XVII в. единичная находка в кургане 32 могильника близ д. Балагачево в Причулымье (Дульзон,1953, с. 146) Это головка курительной трубки, аналогичная находкам в селькупских могильниках. Учитывая единичность находки, а также территориальную близость чулымцев и селькупов, можно утверждать, что чулымские тюрки в XVII в. только начали первые опыты с табаком, и знакомство с ним произошло через их ближайших соседей – селькупов. Причулымье, однако, не является типичным примером распространения табака на юге Сибири. Оно является пограничной зоной между лесостепью и тайгой. Население этого района по типу хозяйства и социально-политическому устройству занимает промежуточное положение между народами Южной и Западной Сибири. Русские освоили Нижнее Причулымье тоже очень рано, уже к середине XVII в., уже в 1641 г. был построен Ачинский острог на южной границе Причулымья (Резун, 1984, с. 42). Поэтому здесь проходили культурные процессы, аналогичные проходящим у народов Западной Сибири. Это касается и проникновения табака. Можно считать, что влияние народов Западной Сибири было узколокальным.
Таким образом, можно утверждать, что народы Южной Сибири впервые познакомились с табаком во второй половине XVII в. непосредственно из Китая, откуда они переняли манеру курения, форму и названия курительных трубок. В распространении табака в Южной Сибири на первом этапе приняли участие бухарские торговцы и монгольские племена, при влиянии последних в Южной Сибири появляется целый комплекс аксессуаров курильщика – трубка, длинный кожаный кисет и ковырялка. Второй этап связан с усилением русского присутствия на этих территориях в конце XVIII в. Русское население активно включилось в торговлю табаком, но их влияние не было решающим, культура потребления табака к этому времени уже стала традиционной, исторически ориентированной на Китай.
У Тихого океана
На границах российского Дальнего Востока табак появился еще конце XVI в., а в начале XVII в. его потребляли уже во всей Восточной Азии – в Японии, Корее, Маньчжурии и Китае. Здесь пограничная торговля с народами Приамурья и Приморья никогда не прерывалась. Судя по скорости, с которой табак завоевал Восточную Азию, на Дальний Восток он мог проникнуть также очень быстро. По Дальнему Востоку табак распространялся двумя потоками: по морю на Сахалин и Курилы; и по суше на Амур. Первый поток шел непосредственно из Японии через айнов о. Хоккайдо, которые познакомились с табаком в ходе войн с японцами. Дальше на Сахалин и, видимо, в Приморье среди родственных групп табак распространяли сами айны. Известно, что в 1643 г. айны уже выращи-вали его. К тому же, судя по японским источникам, в это время табак активно перевозят морские торговые суда, он становится одним из важнейших предметов внешней торговли Японии с северными варварами – эдзо (Баба, 1942, с. 31).
О распространении табака в Приамурье сообщает Л. Шренк, который утверждает, что в распространении табака «главная роль… конечно принадлежит Маньчжурии», которая являлась главным распространителем табака и в северный Китай, и в Приамурье. Особенно активно табак стал распространяться с приходом к власти в Китае Маньчжурской династии в 1644 г. (Шренк, 1899, с.155). В Корее и в Маньчжурии разводить табак стали очень рано, видимо, еще в начале XVII в. и там эта культура получила широкое распространение. Табак из Гирина и из долины Сунгари высоко ценился не только в Маньчжурии, но и импортировался в Китай и в районы севера. Дауры на р. Сургари научились разводить табак у маньчжуров, далее с ним знакомятся китайские гольды (нанайцы), живущие по нижнему течению Амура между Сунгари и Уссури, которые тоже разводили табак (Шренк, 1899, с.156) Отметим, что это произошло ранее 1654 г., когда дауры были переселены вглубь Маньчжурии. Чуть позже табак приходит к другим нижне-амурским народам – правобережным нанайцам, орочам, негидальцам, ульчам и нивхам. От последних он попадает к родственным народам Сахалина – сахалинским нивхам и орокам (Шренк, 1899, с. 157). На Сахалине два табачных потока сливаются: айны к тому времени уже знали табак из Японии, к нивхам и орокам приходит китайская традиция.
Таким образом, народы Дальнего Востока познакомились с табаком еще до появления первых русских – в первой половине XVII в. Практически сразу здесь его начали культивировать и торговать с соседними народами как привозным китайским, так и собственным табаком. Первые русские попадают на Амур в середине XVII в. Отряд Василия Пояркова появился здесь в 1643 г., но поход закончился крайне неудачно, т.к. жители оказали ожесточенное сопротивление. Когда в 1651 г. на Амур пришел Ерофей Хабаров, он нашел только покинутые городки, так как местное население оставило свои дома, не желая вступать в контакты с русскими (Зуев, 1998, с. 55—58). К тому же, эти территории традиционно входили в сферу влияния Китая, который считал Приамурье своей зависимой территорией. Маньчжуры стоявшие в это время у власти в Северном Китае стремились не допустить русских на Амур. Они послали против Хабарова войско. После осады маньчжурами Ачанского острога Хабаров был вынужден уйти. Но после его похода русские продолжают осваивать Амурский край, здесь возникают русские укрепленные пункты, а в 1653 г. Приамурье официально включено в состав России. При этом, русские владели только верховьями Амура, а в низовьях господствовали маньчжуры, к тому же они увели отсюда почти все даурское и дючерское население. Следующая попытка проникнуть в Приамурье – строительство в 1665 г. Албазинского острога (Артемьев, 1992, с. 9). Сюда вновь потянулось русское население. Однако это вызвало новую серию конфликтов с маньчжурами за Албазинский острог, закончившихся только к 1689 г., когда в Нерчинске был подписан русско-китайский договор. Судя по характеру первых контактов русских в Приамурье, вряд ли можно серьезно говорить о широких торговых и культурных контактах первопроходцев с местным населением. Сведение о торговле табаком в Приамурье русскими в это время нет, как нет и данных о его потреблении. Скорее всего, регулярные связи устанавливаются только в самом конце XVII в, после подписания Нерчинского договора, когда основной торговый путь в Китай стал проходить через Приамурье. И. Идес в 1693 г. наблюдал, что дауры выращивают табака и торгуют им с тунгусскими племенами. Судя по всему, Приамурье так хорошо знало табак, что именно местное население влияло на русских, а не наоборот. Весьма вероятно, что именно русские переняли табакокурение у местных народов. Они, видимо, включились в торговлю табаком, но в основном выполняли посреднические функции, провозя табак из Китая и Маньчжурии в Нерчинск, но до середины XVIII в. существенного влияния на традиции потребления табака у народов Дальнего Востока не оказали. Русская табачная торговля широко развернулась на этих территориях только во второй половине XVIII в., когда сюда начали привозить дешевый черкесский табак.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Наиболее ярким примером служит «Энциклопедия табака и курильщиков», изданная в Париже (Encyclopedie du tabac…, 1975), и «История табака и его потребления» (Histoire du tabac…, 1992), вышедшая там же в 1992 г.
2
Судьба статьи очень показательна для своего времени и во многом объясняет невнимание историков и этнографов к табачной тематике. Работа так и не была издана при жизни автора, она увидела свет только в 1995 году (Антропова, 1995).
3
В XVII в. слово «курение» еще не применялось к табаку. Дым табака считался напитком, а способ его потребления называли «дымопитьем».
4
Около 1608 г.
5
Среди некоторых исследователей бытует мнение, что курение из трубок было известно китайцам задолго для нашей эры, только курили они не табак, а какую-то другую траву, поэтому курительная трубка была для них не новшеством. Для меня этот вопрос до сих пор остается спорным.
6
Этот запрет наверняка связан и с подготовкой Уложения 1649 г.
7
В данном случае речь идет об английском табаке. На Руси в это время всех иностранцев именовали немцами.