Полная версия
Заметки об удаче
Возможно, самый лучший путь – это делать что-то, что зависит только от тебя. Другие люди – это самый слабый фактор, самый ненадёжный. Я тут не всё рассказываю про свои упражнения на ниве архитектуры, почему сложенное мною важное отраслевое дело не было доведено до конца, об этом я подробно пишу в “Записках прохиндея”. Если вкратце, то дело в следующем. Оно застопорилось на том моменте, когда архитектурному сообществу нужно было заплатить 500 тысяч рублей, на тот момент это было 17 тысяч долларов, по хозрасчётным работам Институту законодательства и сравнительного при Правительстве РФ правоведения за экспертизу существующих законов и формулировку необходимых поправок. С колотушкой этого учреждения все необходимые поправки были бы внесены в законодательство без всякого сопротивления и критики со стороны всех ветвей власти. Но это же дело было нужно всем архитекторам сразу и никому из них конкретно; для многих маститых мэтров это была карманная мелочь. Но никто из них не дал. Разве я идиот, что они пожалели денег на лечение своего профессионального геморроя? Он так и остался невылеченным, просто они за 15 лет приспособились жить с ним.
В Америке жизнь тоже была насыщенная, интересная, познавательная, но и там я не сделал себе состояния, хотя придумал, как решить в Америке проблему доступного жилья, которая там стоит не менее остро, чем в России. Я уже рассказывал в “Записках прохиндея”, как карабкался, начинал опять с нуля, в другой стране, без языка, без денег, без связей, без друзей, долез до уровня, когда все стали разговаривать, когда уже вот-вот, дело на мази, о моих затеях пишут американские газеты, я уже вовлекаю серьёзные политические силы в решение поставленных проблем (организацию Americans for Prosperity, “Американцы за процветание”, детище Чарльза и Дэвида Кохов), а потом мои компаньоны вдруг продают свой бизнес в Техасе, покупают марихуановые поля в Калифорнии и привет горячий! А ты, наш русский дружок, живи теперь как хочешь, хотя была проделана колоссальная работа по созданию дилерского центра фабричных домов, заключены соглашения с фабриками, получены все лицензии и разрешения – и всё мною, моими ножками и моими колёсами, намотаны тысячи миль и потрачены сотни дней. А удача была вот-вот уже рядом, я уже обдумавал строительство модульных фабрик, чтоб ставить их в Техасе, Флориде и Калифорнии, чтоб там производить фабричные дома нового типа, ультратехнологичные, с солнечными батареями вместо крыш и энергонакопителями в стенах, чтоб электричество было бесплатным, ибо оборудование входило бы стоимость дома как его элементы, тогда люди бы покупал электромобили и не тратили бы на бензин, это была бы революция для американских домохозяйств. Я писал уже людям Илона Маска в SolarCity, я писал его людям в GigaFactory, я предлагал закупать их оборудование PowerWall в промышленных масштабах, я нанял бюро, которое должно было создать новый облик домов в американской субурбии, привести к новым возможностям расселения и градостроительства. Я находил новые материалы для облицовки домов, искал производителей новых теплоизоляционных материалов. Думал об IPO такой вертикально интегрированной компании по скоростному строительству доступного жилья, думал строить не меньше чем по миллиону квадратов в год, а миллиарды как будто уже сами плыли мне в руки. В общем, проделал большую работу, после чего мой американский партнёр Марк Уиллис бросил всё, продал свою фирму, на вырученные деньги купил конопляные поля в Калифорнии и свалил из Техаса. А я оказался предоставленным сам себе и вынужден был начинать по новой, зарабатывая тем, что создавал тексты и сайт для конторы Houston EB5, строивший небоскребы в Хьюстоне и Сан-Антонио на инвестиционные взносы иммигрирующих в США по программе EB-5. Не знаю, удачно ли всё сложилось, потому что после моего отъезда в Россию в Америке начался ковидный дурдом; возможно, неудача обернулась удачей, а то от тамошних прививок можно было бы и кони двинуть. В Америке всё жёстко, куда жёстче, чем в России. Ничего нельзя сказать наперёд. Столько в моей жизни было умных, продуманных и просчитанных решений, которые вели в тупик, и столько было странных, вроде бы абсурдных и нелепых, которые в перспективе оказывались выигрышными. Попробуем поразмыслить над этой темой ещё, как и над Божьим промыслом в наших жизнях.
Глава 9. Где живёшь, Господи? Пальцем покажи!
Избегая ненужного и лишнего, и беря на себя смелость заглянуть сразу в бездну неподтвержденного, но вероятного, сделаем следующее предположение, базирующееся на недостоверных фактах. Источники, утверждающие, что имели контакты с внеземным разумом, сообщают, что все разумные формы жизни, вступавшие (предположительно (!)) в контакт с человеческой расой, на вопрос о вере в Бога заявляют (с чужих слов записано верно (!)), что они верят в разумное созидающее начало Вселенной, то есть в Творца, на представлении о котором и на вере в которого зиждутся иудаизм, христианство и ислам.
Возможно, я несколько передёргиваю, и инопланетяне, независимо от степени удалённости от нас по развитию и постижению законов физики, химиии и пределов математики, имеют в виду иного Творца, что-нибудь вроде индуистского Брахмана, каббалистического Эйн Софа, древнегреческого Нуса, древнекитайского Дао, а то и австралийского Змея-Радугу. Возможно, они вкладывают что-то своё. По неподтверждённым сведениям, в видимой Метагалактике есть около 150 миллиардов обитаемых миров; достаточно продвинутые цивилизации, старше нашей на несколько тысяч лет, обитают примерно в 37 световых годах от земли, и доезжают от себя до нас примерно за полгода. Каким образом они нарушают известные нам законы Вселенной о скорости света как пределе скорости движения материальных объектов, непонятно. Но уже известно, что гравитационные волны распространяются в полторы тысячи раз быстрее скорости света. Но о природе гравитации нам ничего не известно, и деньги никто на изучение фундаментальных законов Вселенной разбазаривать не собирается, когда есть более важные вещи, например, освоение бюджета военно-промышленным комплексом или борьба с потеплением. Эти же инопланетные цивилизации каким-то образом изыскали в своё время средства на изучение гравитации и теперь обращаются с ней вольготно, произвольно – то включают, то выключают, то настраивают силу тяжести по своему настроению на своих космических судах. А ещё говорят, что другие цивилизации у нас кислород подворовывают: высасывают, сжижают и увозят на юпитерианский спутник Каллисто, перегружая баллоны с жидким нашим кислородом с мелких пиратских транспортников на большие грузовые корабли. То-то дышится уже не так вольготно, как прежде! Но галактическая Конфедерация, типа вселенской ООН, их осуждает. И выносит резолюции – хорош кислород тырить у малышни, она и сама, того и гляди, себя уничтожит!
Допустим, это правда, что кто-то где-то сообщался с иными мирами. Сильно ли это нам помогает в постижении удачливости? Увы. Оказывается, природа Творца лежит в области непостижимого даже для цивилизаций, старших нас на порядки. Никому и в голову не пришло из этих контактёров спросить у инопланетян, привинчивают ли они к своим звездолетам конские подковы на счастье, кладут ли пятак под пятку, сдавая экзамены в своих учебных заведениях, носят ли они обереги и амулеты из метеоритов, гадают ли на кофейной гуще и боятся ли чёрных котов, перебегающих космические трассы? Но, выжимая суть из россказней, все эти инопланетяне большие зануды, не пьют, не курят, в карты не играют, по бабам не шляются, анекдоты не рассказывают, то есть контактировать с ними смысла никакого нет, если только продать им матрёшку и валенки на сувениры. Полагаю, что о счастье, удаче и везении у них представлений – в нашем понимании – нет совсем или нет вообще, потому что откуда им взяться? Ведь везение – это благоприятный исход наших действий в рискованных обстоятельствах. А они сознательно мало чем рискуют, у них всё продумано и просчитано заранее, хотя иногда они, по слухам, нарываются на российских лётчиков, которые их приветствуют ракетой “воздух-воздух”. То есть хоть Земля и считается – предположительно – у них заповедником, но он становится опасным, наш обезьянник с серпентарием.
Глава 10. Господи, напиши мне на WhatsApp
Некоторые особо продвинутые искатели Божественного, уплывая за границы Каббалы, говорят, что Господь Бог предстаёт им в виде лица, очень правильные черты которого свидетельствуют о зрелости мужчины лет сорока. Рассказывают о клубах золотого цвета, окружающих Его лицо – это как бы Шхина, Божье присутствие, она же Божья слава, суть которой – любовь. Как говорил Удав Каа: “Когда-то и я знавал, что такое любовь”… Что такое любовь? Библейская цитата существует такая – Бог есть любовь. Проблема понимания в том, что любовей несколько – любовь-агапэ, любовь-филия, любовь-сторге, любовь-эрос. Есть ли у Бога такое имя, как любовь? У Бога же – одной и той же Сущности – много имён: Яхве, Сущий, Ветхий днями, Саваоф, Элохим, Эль-Шаддай, Адонай, Всемогущий, Вседержитель, Творец и ещё несколько. Мне Он открыл своё ещё одно имя, почтил мои неистовые поиски Его. Дело было так: я сидел и читал книгу мессианского иудея Симхи Полонского “Имена Бога”. Вёл учёт, так сказать, Божьей ономастике. И тут мне на телефон приходит эсэмэска на английском языке: “my name is explode. can i gals you”, что означает “меня зовут взрываться. могу ли я направить тебя”. То есть для обозначения Себя Господь употребил отглагольное существительное explode, которое означает не только “взрываться”, но и “распускаться бутону”, “мгновенно заполнять собой всё пространство”. Слово gals означает курс судна по отношению к курсу ветра. Скажем, меняя галсы попеременно, с правого на левый, и наоборот, можно идти против ветра. Господь знал, что я бывший яхтсмен, и точно обозначил именно то, что Он хотел сказать. Разумеется, я проверил, с чьего телефона мне пришло сообщение, перезвонил туда. Какой-то грубиян на суржике обматерил меня и сказал, что ничего не посылал и языка английского не знает. Некоторые товарищи могли бы тронуться умом, вступив в живой чат с Господом Богом, но нам, неистовым искателям Бога в двух сотнях поколений, со времён праотцов наших Авраама и Моисея, это нормальный диалог с живым Отцом, который заключил завет и с Авраамом, и с нашим народом на горе Синай, и вообще клялся отцам нашим, что никогда не оставит и не кинет нас, добавляя, что Он – не человек, чтоб ему изменяться, то есть передумывать и отказываться исполнять обещанное.
Как оказалось, в продвинутой среде искателей Божьих подобные вещи, именуемые в простоте человеческой “чудесами”, есть дело обычное и фактически обыденное. Я исследовал больше иудаику и выросшее из неё учение о Машиахе, Мессии, то есть о Христе в греческой орфографии. Лично мне фигура Христа казалась странной; возможно, как для человека, дистанцированного от этого ребе, это простительно. Правда, саддукеи и фарисеи, с которыми Он вступал в теологические диспуты, перешедшие в неприязнь и организацию убийства, мне тоже не казались шибко симпатичными. Мне нравились такие люди как Авраам, Иаков, пророк Илия и пророк Елисей. Ветхозаветные пророки, верившие Богу безоговорочно, истово и неистово. К Богу я, сказать по правде, тоже относился с подозрением. Мне не нравилось, что Господь выпер Адама с его тёткой из сытного райского местечка. Мне не нравилось, что Господь угробил всё человечество во время потопа. Мне не нравилось, что Бог потребовал у Авраама прирезать позднего и единственного сына Исаака. Мне не нравилось, что во время драки с Иаковом Господь провёл запрёщенный и подлый приём, сломав шейку бедра уже немолодому дядьке. Мне категорически не нравилось, как Господь обошёлся с Иовом. Приличный и тихий человек, боголюбивый и богобоязненный, и тут за просто так, по чистому беспределу, жизнь Иова превращается в полное дерьмо, и сам он становится полным дерьмом – больным, в язвах, гниющим заживо, осиротевшим, нищим нищебродом, немощно валяющимся к куче дерьмища. Опустив Иова под плинтус, Господь Бог начинает с ним вести беседы и рассказывать, какой Иов дурачок глупенький, ничего в этой жизни не понимающий. Потом Иову всё вернули, и новых детей наделали, но каково? А ведь Книга Иова – это самая древняя книга Торы, то есть ветхозаветной части Библии.
Книга Екклесиаста вообще отбивает желание жить и работать: всё суета сует, всё равно все умрём, ничего нового нет и не будет, кранты, ребята! Царь Давид, наше еврейское солнце, мне категорически не нравился. Может, он был парень по сердцу Божьему, но мне он был мало симпатичен: кровавый упырь, насильник и убийца. Господь это, в общем-то, тоже признавал, что местами царь был неправ. Соломон, сыночек Давидов, был поумнее папаши, но деньги и бабы сгубили его. Такое бывает даже с очень умными людьми.
Праотца Авраама мне почему-то особенно жалко. Человек с добрейшим сердцем, милейший, тишайший, смиренный, видит трёх мужиков, идущих по полю. Выскакивает, волнуется, что вот, люди живые, бредут по пустыне, голодные небось, жаждущие, просит оказать ему милость – чтоб зашли и он мог их приютить, обогреть, накормить. Представляем себе картину – дряхлый девяностолетний дед бежит по камням и колючкам, обдирая ноги, хватает трёх здоровенных лбов за рукав, и просит их быть его гостями, не отказать в милости отужинать. Это оказываются ангелы, то есть Господь Бог, представленный ангелами. Бог обещает бездетному Авраму сына на старости лет. Аврам, человек чистый сердцем и доверчивый, верит. Сара, жена его, смёется – у нее уже лет сорок, как климакс. Бог заключает с Аврамом завет – и Аврам сам себе срезает крайнюю плоть с пениса для активации этого завета. Боль адская – без анестезии, без стрептоцида и антибиотиков, без бинтов, Аврам калечит свой вивимахер, и несколько дней потом не находит себе места. Мне это знакомо не понаслышке, поэтому я ему так сопереживаю. Согласно еврейскому преданию, к Авраму, ставшему Авраамом, прилетает архангел Рафаил и снимает боль. Интересно, каким образом? Дует на ранку или колет в вену морфины? Проходят ещё годы. Сара, ставшая Саррой, не беременеет, и подсовывает Аврааму служанку свою Агарь. Та рожает сына Исмаила, от которого потом пойдут все арабы, обречённые на вечную вражду с евреями. Агарь теперь стебется над Саррой. Сарра рыдает и стенает, жалуется. Наконец, беременеет, рожает Исаака. И требует выгнать Агарь с ребёнком. Авраам рыдает, но прогоняет Агарь в пустыню, где она взывает к Богу и Он посылает ей ангела. Исаак растёт, вот он уже юноша прекрасный, и тут Господь Бог требует от Авраама, чтоб он принёс Исаака Ему в жертву – то есть перерезал горло и сжёг. Авраам, убитый горем, раздавленный, потерянный, уже заносит нож над сыночком, и тут его останавливает ангел Божий и сообщает, что это была шутка юмора, просто проверка на вшивость, а на самом деле жертва вот она – и показывает на животное, запутавшееся рогами в кустиках рядышком. Вот же как смешно подшутили над старичком! И над мальчиком! Какое тонкое чувство юмора.
У Исаака тоже всё не слава Богу. То есть вроде всё хорошо, но вот младшенький, плутоватый Яшенька, объегоривает старшенького Исава, выменивает первородство у того за тарелку нажористого борща, и обманом выманивает у страдающего глаукомой и катарактой папаши Исаака благословение, после чего, боясь, как бы его не прибили за подобные проказы, сбегает из отчего дома и батрачит у своего дядьки полжизни, где его самого нажухивают, подсовывая сначала не ту тётку, на которой он хотел обжениться. Потом дают ту, но ещё он отпахал за неё как на каторге, и так далее, пока его Господь не искалечил на всю жизнь. А под конец его собственные сыновья продают его любимого младшенького сыночка Иосифа в рабство, потому что тот, с подачи Исаака, большой пижон и выпендрёжник. Мало-помалу евреи перекочевывают в Египет, где сначала они живут в своё удовольствие, а потом их заставляют работать. Приходится Господу посылать Моисея, который в бегах и в международном розыске за убийство египетского чиновника при исполнении там должностных обязанностей. Моисей должен пойти к своему сводному брату фараону забирать евреев. Моисею восемьдесят лет, он, возможно, уже помочиться нормально не может, но Господь настаивает, и Моисей тащится в Египет. А фараон не хочет увольнять и отпускать персонал; пришлось взбодрить Египет – всех заразить оспой, отравить воды, уничтожить запасы продовольствия и урожай, а потом истребить всех малышей-первенцев у этнических египтян. Вой и плач стоял великий по Египту; фараон сказал – проваливайте. Напоследок евреи набрали у соседей золота и серебра, сказали, что в долг, а сами с концами. Фараон погнался за ними, но Господь Бог утопил все египетские вооружённые силы в море, в районе Шарм-эль-Шейха. А евреи, вместо работы, сорок лет играли в Зарницу в Синайской пустыне, это где сухость абсолютная и плюс шестьдесят по Цельсию. Бухтели, требовали усиленного гастрономического питания. Бог вынужден был обеспечить их диетическими перепёлками. А кончилось затянувшееся приключение тем, что Бог осерчал на стодвадцатилетнего Моисея за какую-то мелочь, и Моисей помер, так и не войдя в Землю Обетованную. В общем, какие там “Игра престолов” и “Карточный домик”? Читаем Библию. И сами ищем ответ: можно ли библейских персонажей, близко знающих Бога, слушающих Его, назвать удачливыми и везучими? Я думаю, что проще ответить на вопрос Остапа Бендера: можно ли назвать Паниковского нравственным человеком?
Глава 11. Камо грядёши?
Вот я думаю – если наш Господь, Бог Авраама, Исаака и Иакова, так порезвился на нашей планете, что же Он творил в иных мирах? Там тоже любят пожёстче? Как-то же Он должен был там проявиться, каким-то образом должен был вызвать к Себе интерес, потом страх Божий, потом любовь и поклонение? Требовал ли Он там приносить в жертву местных млекопитающих и летающих, как у нас, овечек и голубок, козликов и бычков? И менялись ли на других планетах путеводные вехи к познанию Его и установлению отношений с Ним, как это, считается, было сделано в Солнечной системе, на третьей планете, где углеродная жизнь и приматы с членораздельной речью с каменными и бронзовыми орудиями радостно резали друг друга по поводу и даже без?
Неустановленным способом зачатый и традиционным способом рождённый в свинарнике, Бог, создатель Вселенной, всех этих мегапарсековых расстояний и необъятных чёрных дыр, решил самолично явиться к разумным обитателям планеты Земля для перезаключения Договора (Завета) с ними. Верующие и набожные евреи, которые сами-то были люди не особо прошаренные, от слов плотского человека без определённого места жительства и без определенных занятий, что, дескать, Я и Бог одно, и кто видел Меня, то видел и Отца Моего, визжали и лезли на стенку плача. Поскольку у каждого нормального раввина есть три мнения по любому вопросу, у самозванного Богочеловека спрашивали, чем Он может подтвердить свою правоту? Чудеса не производили большого впечатления, их и без Иисуса было полно. Набожные евреи хотели ссылок на закон и цитат из текстов, они хотели творческой дискуссии, типа “можно ли детям собирать конструктор Lego по субботам”, где каждый мог бы проявить себя, выказать учёность и гибкость ума, продемонстрировать набожность и верность общееврейскому дискурсу. То есть не только сохранить лицо себе и Иисусу, но и вписать его в рамки, и, возможно, сделать из него первого хасида, первого любавичского ребе Шнеерсона. Дело в том, что иудаизм может быть очень гибким, и если надо будет для спасения жизни, то ребе разрешит пить свиную кровь и закусывать её копчёным угрём на сале. Хотя в иудаизме 613 заповедей, он в основе имеет здравый смысл, и веками отточен для сохранения статус кво. Суть иудаизма – веди себя прилично, Бога бойся и заповеди Его соблюдай, а с людьми поступай так, как бы ты хотел, чтоб они поступали с тобой.
В реальности, Бог Израиля хоть и свиреп бывает, но Он вменяемый и договороспособный. Есть целый набор обещаний во Второзаконии и набор правил в Книге Левит. Соблюдай их, и будет тебе хорошо. Будешь благословен, то есть удачлив. Хотя слово “удача” и слово “везение” в Библии – в обоих заветах – не встречаются ни разу. Бог не оперирует, казалось бы, такими категориями. Чтоб человеку было по-настоящему хорошо, он должен следовать прописанным в Писании правилам, верить Богу, надеяться на Бога, а не на человека, и тогда всё будет хорошо. Правила житейской мудрости прописаны в Притчах, а правила обращения к Богу – как действующие образцы – прописаны в Псалмах. Царь Давид, бывалоча, накосячит, а потом плачет перед Господом, валяется в грязюке, канючит, чтоб его не били и не наказывали. И Господь смягчается, и так, пожурит и отпустит, если в самом деле человеку стыдно.
Глава 12. У Христа за пазухой
Я слышал про то, что Бог Израиля не просто вменяемый и договороспособный, а просто дисциплинированно исполнительный в вещах, которые Он сам установил. Вот пример, о котором я недавно лишь узнал. Бог сказал, что трудящийся достоин пропитания, и что уповающий на него и верный ему ни в чём не будет нуждаться, и много ещё чего обещал. И вот, в Белоруссии, в начале 20 века, в местах компактного расселения евреев, случился недород, и цены сильно выросли, и трудящиеся евреи, а также изучающие Тору, не могли обеспечивать свои семьи, перестало хватать денег. И тогда инициативная группа смышлённых евреев обратилась в местный Раввинский суд. Судьи, рассмотрев и обмозговав дело со всех сторон, вынесли постановление, что Господь Бог неправ и предписали Ему исправиться. И кто бы мог подумать? Через несколько дней в местечке появились неизвестно откуда подводы с недорогим продовольствием, и ситуация нормализовалась – заработков снова стало хватать на содержание семей.
Бог очень чувствительно относится к нашему отношению к Нему. Если человек молится, то есть говорит с Богом, общается как с родным папашей, то есть доверительно и искренне, жалуется на обиды и несправедливость, и сам при этом не косячит, прежде всего не обкрадывает Бога десятиною и приношениями, то он вправе требовать – именно требовать – защиты и благословений.
По идее Евангелия, то есть Благой вести, Иисус идёт дальше, выходя за рамки кругозора учёного раввината того времени. Иисус уже предлагает просто веровать в Себя как в Господа и Спасителя, и тогда все благословения, что распространялись на соблюдающих Моисеев закон, будут распространяться и на верующих в этого человека, про которого Евангелие от Иоанна говорит, что в начале было Слово, Слово было у Бога и слово было Бог, и что Бог настолько возлюбил мир, что отдал сына Своего единородного, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ранее в наших публикациях мы разбирали теологическую суть жертвы Христовой, суть же сводится к следующим тезисам: Бог велел с самого начала не грешить, и наказание за грех есть смерть (Адам и Ева не должны были умирать); искупить грех можно только кровью, в которой содержится жизнь. Способами, которыми искупались грехи, были убийства и сожжения животных, а также символическое переложение грехов на козлика, которого отпускали в пустыню на погибель. Во время сорокалетнего бродяжничества по пустыне евреев жалили и убивали ядовитые змеи, и Бог сказал Моисею сделать из меди змеюку и водрузить её на высокий шест, чтоб издалека было всем видно. Любой ужаленный должен был успеть просто посмотреть на медную змейку и от этого исцелялся. И при этом евреи всегда ждали Машиаха, Мессию, который придёт и после этого будет очень хорошо.
Такого Мессию как бродячий проповедник, живущий подаяниями тётечек, фарисеи и саддукеи не ожидали. Не узнали, наверно, в гриме. Согласно замыслу, Иисус должен был умереть, не согрешив ни разу. Поэтому всё было подчинено провокации, чтоб Его убили ни за что, безгрешного такого. И вот, наконец, случилось, приколотили мужика хорошего гвоздями к штакетнику ни за что, он помучился и помер, для верности ткнули пикой в сердце. Поскольку Он не имел права умереть, так как безгрешные не умирают, то пришлось Богу воскресить и тем самым подтвердить Свою правоту. А когда Иисус испускал дух, то в Храме, который был потом снесён, толстая кожаная занавеска лопнула, и с алтарной части, где хранились святыни и обреталась Шехина, Божье присутствие в виде Духа Святого вышло в мир и с тех пор тут у нас живёт, утешает человеков. Иудеи не верят в эту историю, хотя изначально это была иудейская история для иудеев. Но потом стали вовлекать в движение почитателей Иисуса греков и прочих гоев и варваров, и так это учение распространилось среди всех, кроме иудеев. Некоторая часть иудеев тоже в это поверила, но большинство осталась при своих консервативных представлениях о Машиахе и всё ещё его ждёт, равно как и поклонники Иисуса ждут, когда Он заглянет к ним ещё разок. Как нам известно из преданий, большая часть учеников и последователей Иисуса тоже плохо кончила: кому отрубили голову, кого распяли вниз головой, кого растянули на крестах сикось-накось, кого скормили живьём диким зверям. Только Иоанн умер своей смертью на греческом острове Патмос лет в восемьдесят. Учение о Троице иудеям неизвестно, оно было развито в эллинистической традиции; идея сложносоставности Бога из трёх неслитных и нераздельных ипостасей иудеям чужда. Но у христиан работает, и во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа много было чего сделано: и жалели людей, утешали, и заживо на кострах сжигали. Нет такого зверства, которое не было бы сотворено во имя добра и милосердия.