Полная версия
Заметки об удаче
Котляр Август, Август Котляр
Заметки об удаче
Предисловие
Книга выстроена необычным образом. Она будет вести читателя вверх по спирали, чтобы он мог постепенно подниматься от частного к общему, и, постигнув общее, смог заново, по-иному, взглянуть на частное, но уже понимая место частного в общей картине. У читателя в голове сложится такой же когнитивный гештальт, который складывается у студента при получении высшего образования. По итогам обучения в высшем учебном заведении студент не просто знает предмет, он его понимает и им владеет. Знание и понимание – это разные вещи. Владение предметом – это высшая степень и знания, и понимания, то есть уровень, когда знание становится практическим инструментом влияния и воздействия на действительность, а понимание даёт возможность точного предвидения, к каким последствиям это влияние или воздействие приведёт.
Пусть читатель не удивляется и не раздражается, если ему покажется, что мы повторяемся или прыгаем с предмета на предмет. Дело в том, что истина – это как бриллиант со множеством граней. Во-первых, чтобы его рассмотреть и оценить, его надо повертеть со всех сторон, осмотреть все грани. Во-вторых, надо понимать, что грани связаны меж собой определенным, а не произвольным, образом. Надо понимать ещё одну вещь: чтоб наслаждаться игрой спектральных цветов, за что и мы ценим бесцветный бриллиант, надо принять этот огранённый камень как целокупность свойств: размер, вес (каратность), чистота, качество огранки. Равно как и яблоко одновременно и круглое, и красное, и сладкое, и червивое, и ни одно из этих свойств не характеризует яблоко как именно яблоко, но в совокупности параметров оно даёт нам вполне точное описание предмета, и мы понимаем, что оно, скорее всего, спелое и экологически чистое, раз его делит с нами безобидный червячок.
Здесь не будет рекомендаций по магическим заклинаниям, по приметам и суевериям. Возможно, какие-то из них и могут сработать, только вот непонятен механизм такого воздействия на реальность, нет уверенности в правильности, безопасности и долгоиграющих последствиях таких действий. В вещи, которые мы не понимаем, лучше не влезать, мы же не чиним часы и не делаем хирургических операций, лишь услышав от кого-то, как это делается. С высокой долей вероятности, в мире существуют незримые силы, не поддающиеся измерительному контролю приборами, но которые могут как-то улавливаться другими живыми существами, например, кошками или особо чувствительными людьми. В мире происходят необъяснимые вещи, это факт, но они настолько редки, что рассчитывать на их обязательное проявление и содействие мы не можем, это всё равно что бегать по полю с сачком и ждать, когда в него попадёт метеорит.
Поэтому мы подходим к вопросу удачи с предельно прагматической точки зрения: если удача – это неожиданное или маловероятное стечение благоприятных обстоятельств, то как бы нам самим тогда взять дело в свои руки и способствовать формированию благоприятных обстоятельств, а не ждать и надеяться на милость теории вероятностей и сопутствующую её статистическую погрешность.
Мы не отрицаем существование Бога, но допускаем, что он тоже допускает всякие неожиданности в наши жизни, как приятные, так и не особо. Полагаться на Божью помощь и споспешествование в любом богоугодном деле правильно, но рассчитывать, что Господь Бог будет за нас проделывать всю работу, это неверно. Такого он нам никогда не обещал. Он обещал, что нам придётся трудиться, и слово своё Он держит: порою приходится очень тяжко и много трудиться. В Его замыслы мы проникнуть никак не можем, но вести с Ним внутренний диалог и научиться получать от Него ответы может каждый, кто этого захочет и обратится к Нему за поддержкой.
Жизненный опыт автора подсказывает, что Божье благословение с собой не приносит печалей. Если же вам что-то досталось, и стало приносить проблемы, то это не от Бога. И опять-таки, если смотреть на жизнь с таких позиций, то лучше щепоть с покоем, чем пригорошни с трудом и томлением духа (Екклесиаст 4:6). Каждый должен сам определить, чего он хочет и что готов заплатить за желаемое. Наша же задача – помочь читателю во всём этом разобраться.
Многие события, коим я был свидетелем или участником, с которыми наш читатель мог уже ознакомиться в “Записках прохиндея”, здесь могут проживаться ещё раз, но уже будут восприниматься с позиций везения или невезения.
Вам может показаться, что здесь много отвлечённых и ненужных экскурсов в разные темы, непосредственно как бы не связанные с темой удачи и везения. Мы будем говорить и об обществе, и о стране, и о мире, и разных группах людей, и вообще о многих вещах, которые, казалось бы, не имеют отношения к вашей личной удаче, везению, фартовости, достижению целей. Позвольте вас заверить, что это не так. Мы вплетены в многомерную паутину человеческих, социальных, экономических и прочих связей. Потянули за кончик в одном месте – вся конструкция заколебалась. Пусть слабо, но отреагировала, и некоторые особо чувствительные особи ловят сигнал.
Полагаю, что мне удалось развить в себе за 57 лет жизни некоторую чувствительность, и даже в какой-то степени овладеть предметом, именуемым “быть собой в этом мире”. Я делал и делаю достаточно точные прогнозы, этого я не скрываю, всё в открытой печати, в открытом доступе, но этим и не горжусь, потому что в этом мне нет ни особой чести, ни славы. Сначала мне не верят, а потом, когда всё сбылось, либо не помнят, кто всё спрогнозировал, либо утверждают, что и так всё было очевидно. Но тщеславия во мне вытравлено, в признании своих заслуг я не нуждаюсь, ничьего общества я не ищу, поэтому моя жизнь сильно упрощена.
О вещах, не имеющих, по мнению простого обывателя, отношения к вашей персональной удаче, лучше всё же знать: вы действуете внутри общества, ваши устремления нацелены на получение от общества повышенных благ, будь то внимание и/или деньги, а это может проявляться в самых разных сферах: признание вас как какой-либо выдающейся личности (вот уж странное дело), повышенная оплата ваших трудов или потраченного времени, усиленные попытки сблизиться с вами повышенного количества лиц противоположного пола, льстивые речи и заискивание перед вами в надежде урвать кусочек вашего счастье, будь то власть, деньги или связи, и так далее. И мы об этих вещах, не имеющих отношения к счастью и удаче найти потерянный старушкой кошелёк с пенсией, будем писать здесь, а вы уж читайте или не читайте, как хотите, дело ваше, как и удача ваша тоже дело исключительно ваше.
Гибнет мой народ от недостатка ведения (Осия 4:6)
И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достаётся успешный бег, и не храбрым – победа, не мудрым хлеб, и не у разумных богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их. (Екклесиаст 9:11)
ЧАСТЬ 1. ПРО ЧЕЛОВЕКОВ
Глава 1. Свет мой, зеркальце, скажи, кто на свете всех фартовей
Феномены везения и невезения всегда интриговали и интересовали человечество. Существует множество обрядов на удачу и множество обрядов на проклятие и неудачу у врагов и соперников. Существует множество суеверий, отмечающих признаки, по которым обстоятельства могут споспешествовать или препятствовать исполнению задуманного. Всегда процветала и ещё будет процветать индустрия по оказанию сверхъестественных услуг, стимулирующих благоприятный исход замыслов. Но как удача и неудача работают на самом деле?
Чтобы подступиться к осмыслению феномена везучести, удачливости, фартовости, следует определиться с методологическим и мировоззренческим подходами. Можно исходить из сугубой материалистичности нашей Вселенной, что она-де возникла как результат неизвестных процессов, именуемых Большим взрывом; в результате процессов расширения и трансформации неизвестной изначальной субстанции в вещество, сопровождающихся возникновением пространства и времени, появилось два триллиона галактик со ста пятьюдесятью миллиардов звёзд в каждой. Мы, интересанты, живущие на задворках галактики Млечный путь, представляем собой результат случайной игры углерода с водородом, кислородом и азотом. По неизвестным причинам химические элементы выстроились в такие комбинации, которые стали обладать свойствами самоподдержания и самовоспроизводства. А дальше эти комбинации стали усложняться – непонятно, зачем – и разнообразиться. Таким образом, пока человечеству известны три формы жизни – флора, то есть растения, фауна, то есть животный мир, и грибы. Грибы сами по себе. Фауна, то есть живность, дошла до того, что стала использовать подручные или специально изготовленные предметы для повышения эффективности своей деятельности; итогом усложнений и трансформаций фауны стало появление упорядоченного мышления и речи. Текущим итогом развития сначала неживой, потом живой материи является голое и беспомощное в течение многих лет после рождения существо, именуемое homo sapiens sapiens. Выжить оно может только в сообществе себе подобных. Не очень понятно, как расходятся гены и почему у очень схожих по сути животных разные наборы хромосом. Например, очень похожие кролик и зайчик не дают совместного потомства, хотя очень похожи и по строению, и по повадкам – у них разное количество хромосом. У человека иногда появляются особи с дополнительной хромосомой – их называют даунятами, то есть носителями синдрома Дауна. У человека нет монополии даже на языковое общение – оказалось, что высшие приматы обучаются языку глухонемых, им свойственно понимание красоты и сопереживания, и они могут языку глухонемых обучать потомство. О чём это говорит? Да по большому счёту, ни о чём. Человек – это животное? Да. Разумное? Это смотря какой человек. Потому что не очень даже понятно, что такое разум. Способность к целенаправленной деятельности? Так это есть у муравьёв, у пчёл, у птиц, особенно ворон. Вроде бы даже муравьи умеют считать до десяти и сообщать друг другу полезную информацию. То есть это существа в достаточной степени разумные, что наводит на мысли – а разумен ли человек, который тратит запредельно большие средства на танки, крылатые ракеты и системы залпового огня для убийства себе подобных, вместо того, чтобы использовать ресурсы для проникновения в тайны материи, жизни и этологии, то есть в исследование поведения систем из живых существ? Ответ скорее отрицательный, потому что даже проблески разума у homo sapiens sapiens приводят к непродуманным и крайне тяжёлым последствиям, как, например, проведение социалистических преобразований или создание новых вирусов типа Covid-19. Многочисленные безвинные жертвы есть результат торжества человеческого разума и самых благих намерений – от разработки средств быстрого и массового уничтожения до создания новых лекарств, от которых рождаются дети-уроды. То есть при осуществлении задуманного в силу вступают самые нелепые стечения обстоятельств, начинают действовать неведомые векторы силы, случайности и непредсказуемости. Удачливость в таком случае есть лишь редко выпадающая и случайная фишка, результат наступления события малой вероятности. Это тот самый случай, описанный в анекдоте про блондинку, которую спросили, какова вероятность её встречи с динозавром на Невском проспекте. Она отвечает: пятьдесят на пятьдесят – либо встречу, либо нет. Это относится к разряду случаев, когда пытаются оценить шансы выжить пассажиров развалившегося в небе самолёта. Есть случаи, когда люди падали без парашюта и выживали. Единичные. На тысячи убившихся.
Глава 2. Прикуп знаю, но в Сочи не хочу!
Но если посмотреть с другой стороны… Один весьма неглупый и знающий человек, климатический эмигрант Евгений Гильбо, рассказывал про такой случай. Дескать, страховые компании ведут статистику по страховым, то бишь несчастным случаям, и знают про своих клиентов гораздо больше, чем те знают о себе. Страховщики знают, что беда часто приходит не одна, и что в жизни людей бывают чёрные полосы. И знают, что, если собрать объективно невезучих людей в одном месте, то быть там чему-то ужасному. И вот Гильбо рассказывал про случай на каких-то авиалиниях. На один рейс собралась куча невезучих людей. Расформировать этот рейс уже не было никакой возможности, и тогда решили подсадить туда очень везучего авиамаршала, которому всегда и во всём везло. Решили, что если он полетит, то ничего не будет. Ну и что бы вы думали? Самолёт упал прямо на взлёте. Все убились. Кроме этого авиамаршала, у которого не было ни единой царапины.
Есть люди, которым везёт феноменально. Которые по два раза снимают многомиллионные джекпоты. Которые выживают в самых немыслимых обстоятельствах. Которых возносит на вершины власти и богатства без всяких выдающихся способностей. И есть люди фатально невезучие. Которые ломают ноги на ровном месте. Которым на голову падает всякое дерьмо. Которые ухитряются принять самое нелепое и идиотское решение из всех возможных. Была такая комедия французская в начале 1980-х годах – “Невезучие” с Пьером Ришаром и Депардье. Глава крупной корпорации посылает чертовски нефартового героя Пьера Ришара по следам своей пропавшей в джунглях дочери, приставив к нему суперкрутого парня в исполнении Депардье. Расчёт делался на то, что что только клинически нефартовый придурок вроде героя Ришара может проделать столь же непредсказуемый в своей нелепости путь, что и пропавшая девица такого же личностного склада. Интересно, как подтверждают нефартовость персонажа Ришара на отборочном этапе – его приглашают в переговорную комнату и предлагают сесть за круглый стол, вокруг которого стоят две дюжины стульев, у одного из которых подпилены ножки. Ясное дело, что именно этот стул и выбирает герой Ришара.
Интересно, как учил своё окружение Шарль-Морис Талейран-Перигор, один из умнейших людей в истории человечества. Он говорил: “Бойтесь невезучих. Избегайте невезучих. Невезучесть заразна”. Примечателен путь самого Талейрана. Брошенный родителями, служившими при дворе, Талейран по недосмотру няньки был покалечен, он сломал во младенчестве ногу, которая неправильно срослась. Он хромал всю жизнь, ходил на костыле. Из-за увечья он оказался негоден к военной службе, и к придворной. Его пустили по духовной линии, он стал епископом, хотя страшно не любил это поприще. Его интересовали больше деньги, азартные игры и женщины. Как я его понимаю! Но всё же он был дипломированным теологом, никогда этого не надо упускать из виду. И его настоящий талант – это талант коммуникатора, который иногда называют талантом интригана. Талейрана все обвиняли в продажности и предательствах. Но Талейран учил всегда прямо и честно: “Главное – не быть бедным. Что касается меня, то я всегда был богат…” А про предательство он говорил, что предать – это значит вовремя предвидеть и вовремя позаботиться о себе. Возможно, если бы Талейран не умел распознать, какой его начальник начал упарывать косяки и навлекать беду на себя и на своё окружение, то потерял бы жизнь вместе со своим начальником, будь то король или император. А так он вполне в своё удовольствие дожил до преклонных лет, окружённый роскошью и прекрасными женщинами, и умер на 85-м году своей смертью в 1838 году, чего не скажешь о некоторых его начальниках, том же Наполеоне, которому англичане на острове Святой Елены втирали в голову мышьяк.
Наполеон Бонапарт, удивительный феномен мировой истории, был ли везучим человеком? Сам про себя он говорил: “Пока я нужен Провидению, ничто мне не повредит. Если нужда во мне отпадёт, то будет достаточно атома, чтобы уничтожить меня”. Наполеон много раз подвергал свою жизнь опасности, создал для себя и получил императорский титул, потерял его и вновь обрёл, чтобы потерять окончательно. Жизнь выдающихся людей полна взлётов и падений, ежедневных адских трудов и интриг, опасностей, подлостей, хитростей, подстав, разочарований и помощи с неожиданной стороны. Взять путь товарища Сталина. Семинарист, должный стать священником, а стал бандитом и налётчиком, грабил банки и инкассаторов. Потом политический авантюрист, военачальник в шайке политических гангстеров, устроивших госпереворот. Потом главный по национальным отношениям, потом главный кадровик власти, наращивающий влияние за счёт расстановки лично ему преданных людей. Глава исполнительной власти и одновременно глава политической партии, подменившей собой любую власть – исполнительную, законодательную, судебную. Потом верховный главнокомандующий, собирающий самых эффективных полководцев и хозяйственников, что обеспечило разгром мощнейшей немецкой армии. Затем восстанавливающий страну из пепла за несколько лет, и, наконец, отравленный и умирающий в луже мочи, одинокий жалкий старик, преданный всеми на вершине, казалось бы, такой власти и могущества, какими не обладали ни Македонский, ни Цезарь, ни Чингисхан, ни Тамерлан. И вот он лежит, описавшись, в мокрых штанах на холодном полу, и мычит нечленораздельно. Везучий ли был товарищ Сталин, когда сидел по тюрьмам и сбегал из ссылок, когда умерла его первая любимая жена – Сталина еле вытащили из могилы Като Сванидзе, куда он прыгнул, помутившись рассудком от горя, и застрелилась – либо была убита – вторая? Повезло ли ему, когда его сын от первого брака Яков сгинул в немецких концлагерях, а сын Василий оказался дрянным человеком? Светлана Аллилуева, любимая дочь, так и не нашла счастья и места в жизни, а её дочь, внучка товарища Сталина, Крис Эванс, получилась оторвой, странной тётенькой, ненавидящей и деда, и всё русское. На этот ли итог своей жизни и трудов рассчитывал лучший друг железнодорожников и велосипедистов, корифей всех наук, прочитывавший по 300-500 страниц текста еженощно, делая пометки красным карандашом и чиркая на полях свои достаточно дельные соображения?
Глава 3. Шариков, что вы можете сказать по поводу прочитанного?
Если же исходить из предположения, что мир создался не сам по себе, а есть следствие целенаправленной работы некой сущности, то бытие начинает обладать свойствами и закономерностями, которые могут быть вычислены, осмыслены, вербализованы и использованы в практической деятельности.
Разумеется, эта Сущность сама по себе есть большая загадка, не могущая быть разгаданной обычными приёмами умозрительной логики. Если эту Сущность по привычке называть Богом, то следует определиться, каким именно. Самым долгоиграющим на текущий момент оказался тот самый Бог, который явился Моисею на горе Синай в виде объятого пламенем куста, из недр которого слышался голос. Тот, который говорил с Моисеем, определил себя как “Аз есмь” (Я тот кто есть, Я есть Сущий, то есть существующий). Это несильно помогает пониманию, потому что в каких понятийных координатах следует размышлять о Том, кто есть, очевидно, причина Самого Себя?
Для прояснения сделаем небольшой экскурс в параллельные представления о божественном. Древние египтяне верили в зооморфных богов типа Зухоса, крокодилочеловека, Анубиса, шакалочеловека, Бастет, кошкоженщины, и так вплоть до Амона, воздухочеловека, и Ра, солнцечеловека. В Шумере и Аккаде верили в Инанну (Иштар), Нергала и Набу, а Вавилон, преемник шумеро-аккадской цивилизации, верил в Мардука. Персы верили в Ахурамазду, который за всё хорошее, и в Аримана, который за всё плохое. Индусы и все население Индокитая верили во всякое разное, у них была куча божеств, и не только такие всеобъемлющие, похожие на христианскую Троицу, состоящие из Шивы, Брахмы и Вишну, вместе образующие триаду “тримурти”, отвечающую за создание и сохранение миропорядка. У них была и есть такая свиреповесёлая тётенька как Кали, добродушная многорукая Лакшми, или мудрый слоноголовый Ганеша. Но в основе индуистских религий и буддизма лежит представление о жизни как бесконечном колесе сансары, бесконечном круге перерождений, к которому привязан человек и который вынужден страдать от привязанностей. Самая главная задача человека – с помощью особой интуиции праджни достичь состояния самадхи, получить просветление бодхи, и тогда карма, то есть бесконечная запись всех деяний и помыслов, привязывающая к колесу перерождений, отвалится, и человек войдёт в состояние нирваны, бесконечного блаженства, и его персональный дух, атман, сольётся в экстазе со всеобщим духом, Брахманом. Все разновидности йоги, от хатха до раджа, посвящены именно этой цели. У китайцев, тоже людей некогда тонких, чувствительных и наблюдательных, появилось понятие Дао, которое есть Путь, естественный – но в основе сверхъестественный – путь вещей. Дао невыражаемо, как писал главный идеолог даосизма Лао-цзы, и пояснял, что говорящий не знает, а знающий не говорит. На стыке основ даосизма и развитого буддизма появилась практика дзэн, когда просветление достигается путём внезапного озарения. Например, дать подзатыльник размышляющему ученику, когда он выламывает себе мозг над какой-нибудь парадоксальной загадкой, типа звук двух ладоней есть хлопок, что есть звук одной ладони? Эти озадачивающие головоломки назывались коанами; их можно решить только внезапными озарением, или, как сказали бы англоязычные люди, thinking out of the box, то есть мысля за пределами привычного и очевидного.
Какая из всех этих представлений южных и дальневосточных азиатов может быть практическая польза? Если вдуматься в сущность их представлений о невидимых законах мироздания, то суть будет следующей – надо в себе развивать особые качества и особый настрой, который позволит в предложенных обстоятельствах действовать безошибочно. В даосизме человек с подобными качествами называется человеком высшего дэ и совершенномудрым. То есть совершенномудрие сводится к постижению Дао и следованию Дао. У индуистов же всё сводится к ненанесению вреда окружающему миру и к полному избавлению от привязанностей к чему бы то ни было. Но и понятие судьбы у них тоже есть. Китайцы уже несколько тысяч лет определяют благоприятные и неблагоприятные обстоятельства и линию своего поведения в них по пиктограммам И-цзин, что мы переводим как Книгу перемен. Там 64 пиктограммы, как клеток на шахматной доске, каждая из которых имеет несколько расплывчатое толкование, как астрологический прогноз. Но люди что-то находят для себя.
Глава 4. Жребий брошен, а Рубикон не найден.
И все народы мира бросают жребий и гадают, чтоб узнать будущее и скорректировать своё поведение. Гаданий несколько десятков разновидностей. Можно (но совсем не нужно) гадать на кофейной гуще, по ладони, по косточкам животных, по камушкам, по любым картам, по той же И-цзин, по радужной оболочке глаза, по капающему в воду воску, по внутренностям животных, по полёту птиц, по случайно выпадающим наборам чисел типа шаров спортлото и тому подобному. Помогает ли это? Не особо. Как и не особо помогают корректирующие судьбу обряды. Вот случай из собственной практики. Мне доводилось обращаться и знаться со многими видящими, знающими, ведающими и прочими лицами, якшающимися понарошку и всерьёз с потусторонним миром. Я бывал у Лилианы и её ведьм, бывал у Джуны, бывал у некогда известного экстрасенса Бориса Иванова, бывал у гадалок и тёток, считавших себя светлыми феями. Не особо это меня впечатляло и не особо помогало. И когда я уже соприкоснулся со светом Торы, наставившей меня на путь Истины и жизни, я как-то дал слабину. А дело было так. Сидел я в Москве в кабаке и бухал с тогда ещё живым Романом Трахтенбергом, человеком смышлёным и остроумным. Это был, наверно, самый конец 2008-го. Сошлись, что называется, два еврейских одиночества, и после третьей рюмки коньяка пошли разговоры не о бабах, футболе и политике, а о вечных ценностях – деньгах и судьбе. И Роман мне рассказал, как у него была совершенно чёрная полоса в жизни, как он проиграл, будучи пьяным, 120 тысяч долларов в казино, все свои сбережения, и как внезапно пропали все заказчики, кто его звал на концерты и корпоративы, и как он буквально голодал и побирался. И тут ему попался один маг из-под Питера, Рома заплатил ему что-то около 500 долларов, тот произвёл какие-то манипуляции, и жизнь внезапно наладилась, и земля снова понеслась ему навстречу. Я, конечно же, тут же потребовал телефон этого мага, позвонил, пояснил, что я от Трахтенберга, и в ночь умотал в Питер. Маг жил где-то около Комарова, я приехал в лютую стужу, ранним утром, ехал на каких-то битых ледяных электричках, чуть не околел. Маг принял меня не шибко радушно, и сразу сдрючил с меня бабло, что-то под косарь зелени. Он мне попенял, что я слишком рано приехал, он же сказал приехать к одиннадцати утра. Я подумал, что за штуку баксов я могу приехать и пораньше. Он отвёл меня в какой-то холодный магический сарай и велел ждать. Потом пришёл часа через полтора, я уже задубел там. Он стал за спиной у меня проделывать какие-то пассы, потом сказал, что на мне что-то паразитировало, и была ещё какая-то неблагоприятная фигня, потом меня крутил на стуле, бормотал, и обносил вокруг меня свечку, сжигая негатив. Минут, думаю, за сорок управились. После чего вручил мне памятный подарок – два медных цилиндра, соединённых двумя проводками, чтоб я их держал в руках и заряжался жизненной энергией. И решил угостить меня чаем, повел в дом к себе на кухню. Магу было уже за 80 лет, он меня познакомил с молодой крепкой и чувственной пышногрудой дамой лет сорока – это была его молодая жена. Маг похвастался, что он её не просто удовлетворяет, но даже балует. Меня чуть не стошнило от пошлости, но сдержался и посмотрел на его жену со значением. Она покраснела и сказала, что очень уважает своего мужа и верна ему. Я не возражал, и хотел уже на выход, спросив, как добраться до могилы Ахматовой. Она вызывалась меня отвезти на только подаренном ей мужем Сузуки Джимни, а потом на электричку. Поехали. Я почтил Ахматову, Ивана Ефремова и свежую могилку Натальи Бехтеревой. На обратном пути, выезжая с кладбища, нам попался завязший в снегу седан. Тётенька, жена мага, решила бедолаг – семейную немолодую пару – вытащить. Привязали трос, она сдала задом, вытаскивая седан на дорогу и остановилась. А седан продолжил движение задним ходом и с размахом въехал ей в морду, побив фары, разбив решетку радиатора, смяв и оторвав левое крыло. “О, фарт уже начинает действовать,” – подумал я. В общем, поехали к магу обратно уже с этими людьми оформлять ДТП и страховку. На вокзал поздним вечером меня уже отвозили эти виновники аварии. Интересный получился расклад. Трахтенберг потом страшно веселился, когда я рассказывал ему про эти приключения. Но что интересно. Мне было сложно после этого, явных улучшений не было, приходилось заниматься неизвестно чем ради заработка. Но, как ни смешно, через три месяца после описываемых событий я уже выступал в Конгрессе США с речью (обличительной, поясняя, что в Америке ничего в России не понимают), ходил по вашингтонским инстанциям, тусовался с сильными мира сего, а ещё через полтора года я уже жил в Хьюстоне.