Полная версия
Дерзновенная любовь
Я лично знаком с некоторыми из его обвинителей. Они хорошие люди; у них есть мудрость и понимание. Однако они избрали заслуживающий сожаления способ обвинения и процедуры, которые нарушали указания, данные в 18-й главе Евангелия от Матфея, о том, как поступать с теми, кто совершил проступок. Мой друг не был абсолютно невиновен в том, что касается общения с людьми и принятия решений. Временами он бывал открытым и милым, а затем – сдержанным и отчужденным. Он неоднократно говорил за глаза о своих сотрудниках с другими членами команды. Он мог совершить акт самопожертвования, но вскоре после этого жаловаться, что его использовали. Он был (и остается) нормальным грешником. Он также человек с необыкновенно добрым сердцем, желающий возрастать в мудрости и искренне заботящийся о благополучии других.
В комнате, наполненной сердитыми и обиженными друзьями, пошатываясь от переутомления и принятых лекарств, он чувствовал себя не лучшим образом. Никто бы не чувствовал себя хорошо в подобной ситуации. Один человек сказал ему, что к нему относятся с «дерзновенной любовью» для его же блага. И снова я не сомневаюсь в искренности и добрых намерениях его обвинителей, но есть что-то нелепое в событии, в котором я не хотел бы принимать участие. Его обвиняли в том, что он защищался на собрании и был жестким, и это для меня звучит также абсурдно, как и обвинение тонущего человека в том, что он ненадежен, когда судорожно бьет по воде, снова скрываясь под ней.
Что же такое происходит с нашим желанием быть честными и открытыми? Наши дни настолько полны лицемерия, притворства и обмана, что мы страстно желаем установить искренние отношения с другим человеком. Но прискорбный побочный продукт этого вполне обоснованного желания заключается в том, что когда мы обижены или раздражены, мы стремимся сообщить об этом другим людям. Очевидно, что здесь есть место для упреков, но не в качестве основания для построения или поддержания взаимоотношений любви. Мой друг был атакован, по крайней мере отчасти, из-за неверного использования или злоупотребления того, что я имел в виду, говоря о «дерзновенной любви». И я боюсь, что могу выпустить на волю такой стиль общения, который будет ранить других.
Дерзновенная любовь не бездумна и не жестока. Она не будет ранить другого ради вмешательства или желания поделиться своим мнением. Дерзновенная любовь бесстрашно откладывает в сторону наши личные дела и смиренно вступает в мир других людей, думая об их благополучии, соглашаясь пойти на риск и впустить в наши души чужую боль, чтобы стать жизнью для одних и смертью для других. Дерзновенная любовь к другому человеку, проявленная с силой Христа (Кол.1:8,9), никогда бы не породила разрушительного противостояния, навязанного моему другу.
Злоупотребления настоящей любовью может быть достаточно для того, чтобы заставить ранимое сердце навсегда испугаться любви, и он не сможет быть чем-то большим, чем просто милым и внимательным человеком. Хотя любовь и не требует меньшего, чем доброта, но она определенно нуждается в чем-то большем. Кажется, что любовь часто терпит крушение из-за нашей бесчувственности или недостатка мудрости, но это никогда не может служить причиной для того, чтобы не отважиться полюбить вновь. Это однако должно сделать нас осмотрительными и заставить взвешивать и обдумывать наши мотивы, выбор времени и отношение к другому человеку прежде, чем мы решим, как справиться с его или ее неприятностями. Однако никакое количество ограничений, объяснений и новых формулировок не удержит некоторых людей от того, чтобы взламывать вход в Царство с помощью насилия, выраженного словами. Я могу только надеяться и молиться о том, чтобы ограничить возможные злоупотребления.
Читатель может удивиться, как с моим чувством неадекватности, в котором я признался, беспокойством и опасениями, я все-таки хочу, чтобы эта книга увидела свет. Частично потому, что мне никогда не давал покоя вопрос, что это значит – простить. Кроме того, я работал над этой книгой вместе с другом, с которым я дружу в течение двадцати пяти лет. Доктор Тремпер Логман 3-й и я познакомились на музыкальных занятиях в восьмом классе. И вскоре стали лучшими друзьями. Наша дружба продолжалась и углублялась во время учебы в старших классах, в колледже и в семинарии. В течение всего этого времени его спокойное, но неослабевающее стремление к Богу открыло дверь и моему обращению. Мы остаемся неразлучными друзьями.
Годы учебы Тремпера в Вестминстерской богословской семинарии, а затем в Йельском университете сделали его одним из выдающихся ученых-евангелистов, изучающих Ветхий Завет, ученым с мировым именем. Его сотрудничество при работе над книгой (особенно его вклад в написание пятой главы) дает читателю уникальную возможность увидеть, как библейские знания высочайшего уровня не только могут быть полезны при консультировании и воспитании учеников, но и совершенно необходимы, если образ мышления Царства должен быть внедрен в современную культуру. Участие Тремпера в этом проекте – ни с чем не сравнимая для меня честь.
Дерзновенная любовь – могущественная сила, влияющая на процесс изменений, который преобразует обоих: и того, кто любит, и того, кто принимает эту любовь. Дерзновенная любовь – это дар, который ставит человека с ожесточившимся, полным гнева сердцем перед лицом спасительной доброты. Тремпер и я обладаем привилегией вдохновить вас на желание заглянуть в глаза Бога.
Часть I
Поле битвы – сердце
Глава 1
Противоречивые чувства любви: что движет человеческим сердцем?
Отец Шерри ненавидел женщин. Каждый раз, когда она была с ним, ей приходилось выслушивать тирады о ее «фригидной мамаше» и его «лесбиянках»-покупательницах. Только она была его единственной «прелестной девочкой», и она с чувством вины несла на своих усталых плечах бремя его жестокости. Когда же, пробыв более двадцати лет его суррогатной супругой, она наконец высказала предположение, что его отношение к женщинам, в том числе и к ней, может ранить ее, его тщательно подобранные слова полоснули по ней как холодный кинжал: «Я думал ты заботишься обо мне. А ты всего лишь такая же дрянь, как и все остальные».
Что для Шерри значило бы простить своего отца за все эти годы оскорблений? Иисус сказал «подставь другую щеку». Она уже делала это сотни раз, но он продолжал наносить словесные удары, и она постоянно ходила избитой до неузнаваемости. Она хотела бы забыть, что у нее вообще когда-нибудь был отец. Но Библия говорит, что ей положено любить его.
* * *Для Патрика жена все еще была главной любовью его жизни (любимейшей из женщин любовью на всю жизнь). После пятнадцати лет брака она могла заставить его смеяться так, как никто другой; и когда она устраивала вечеринки для его клиентов, все внимание было направлено на нее. Вечеринка нравилась всем, если на ней была Пенни. В ней было что-то волшебное, и Патрик так гордился ею. Но всякий раз, когда он пытался поговорить с ней о своих действительных чувствах – что она обижала его и детей этими бесконечными публичными представлениями, которые воровали ее внимание у них, она выходила из себя: «Не будь смешным! Чего ты в конце концов от меня хочешь? Ты бываешь иногда таким ребенком». Иногда она потом извинялась, но в действительности ничего не менялось. Боль все глубже и глубже входила в сердце Патрика.
Патрик знал все об идее «простить и забыть». Это было единственным решением. Он любил свою жену. Но мог ли он продолжать так жить до конца своих дней? А дети? Становилось все труднее не замечать язвительных замечаний Пенни и презрения, от которого холодело сердце. Прощение и возможность забыть не делало их нормальной семьей. Так чего же Бог ожидал от него? Как любить жену, которой все безразлично?
* * *Телефон на столе у Джейн зазвонил снова. Это, должно быть Кэрол. Кажется, будто бы это всегда Кэрол. У нее сейчас проблемы – у нее всегда проблемы, сколько Джейн ее помнила. Ей нужен кто-то, с кем можно поговорить, а Джейн действительно любила ее. Кэрол могла быть такой милой, и она всегда внимательно слушала то, что Джейн говорила ей, и пыталась следовать ее советам. Но внутри Джейн росли возмущение и обида. «Как она может быть настолько зациклена на себе? Все, о чем мы говорим, это ее проблемы. А я? Как насчет отношений, когда не только берут, но и дают? Нет, мне действительно это все надоело».
Но «любовь покрывает множество грехов». Кэрол, возможно, и эгоистка, но у нее действительно сейчас трудные времена. Не должна ли Джейн быть немного терпимей? Она не хотела обижать Кэрол, но было все труднее прощать эти ежедневные звонки. Она уже больше не чувствует такой уж большой любви. Чего в конце концов Бог от нее хочет? Она просто оставляет все это.
Противоречивые чувства любвиВсе мы иногда хотим оставить «все это». Любить слишком трудно; простить кажется невозможно. Зачем пытаться, если наши попытки любить только все портят? Даже при самых лучших взаимоотношениях раны, полученные в боях, едва ли их стоят. Но человеческое сердце так устроено, что ему трудно долго жить без любви.
Любовь дает жизнь. Она облегчает тяжелые моменты жизни и поддерживает надежду. Любовь – это чудесный друг, но она может быть и причиной ужасных разочарований. Сегодня она приносит радость, а завтра, оставляет сердце беззащитным перед ледяным ветром предательства. Если мы будем честны, то признаем, что часто испытываем противоречивые чувства по отношению к любви.
Одна женщина, которую я консультировал, сказала мне со слезами: «Я ненавижу любовь. Я не могу жить без нее, но я не могу выносить и горечь предательства». Ее жизнь не была очень уж трудной или полной ужасных потерь. Она замужем, у нее двое взрослых сыновей; муж – человек не жестокий, но он не слишком интересуется ее жизнью. Она вполне здорова, у нее достаточно средств, чтобы жить, как она хочет, – и ощущение растущей боли в душе.
Пустота, едва ощутимая в течение всей ее жизни, стала пронзительной после довольно ординарного события, происшедшего в церкви. Многие годы она помогала во всем, начиная от детского служения для самых маленьких и кончая конференциями, которые проводили миссионеры. В течение последних двух лет она была вице-президентом женского служения и совершенно естественно ожидала, что примет на себя руководство женским служением, как только теперешний президент уйдет в отставку.
Когда президентский пост освободился, лучшая подруга моей клиентки, которая не слишком интересовалась служением и помогала только время от времени, но была прирожденным лидером (и пользовалась благосклонностью жены пастора), избирается президентом. В течение всей церковной службы, на которой было объявлено, что ее подруга возглавила женское служение, моя клиентка ощущала холод и пустоту. Это было похоже на дорожно-транспортное происшествие, виновник которого скрылся. Минуту назад она еще болтала и смеялась с друзьями, вовлеченная в дружеские отношения, а минуту спустя она уже сидит, оглушенная ударом, истекающая кровью, одинокая, покинутая, без друзей. Сколько ни пыталась она говорить себе, что ничего страшного не произошло, что нельзя быть мелочной и неразумной, тем не менее она чувствовала, что ее предали.
Ее подруга предала ее. Она не уступила эту должность человеку, который делал большую часть работы в течение многих лет. Все последующие дни моя клиентка колебалась между чувством вины и гнева. Каждый раз, когда она думала о том вечере, когда ее подруга согласилась принять – скромно, но со скрытым волнением – эту должность, она чувствовала приступ тошноты. Быть доброй, продолжать любить свою подругу и простить ее казалось невозможным. А что ей делать с мятущимися внутри чувствами? Она знала Слово Божье: «любите врагов ваших», но она никогда и представить себе не могла, что ее призовут любить врага, который еще вчера был ее близким другом.
Надежда на любовьЛюбовь или даже надежда на любовь приводит всех нас на поле боя. Любовь это или потеря любви, но она заставляет нас поставить вопрос о желании жить. Мы оказываемся между двух огней. Мы хотим, чтобы нас любили, и сами хотим любить, но часто относимся к любви с недоверием и подозрением – она может привлечь и предать. Тем не менее большинство из нас упорно продолжают двигаться вперед, надеясь, что следующий опыт любви будет другим.
То, что толкает большинство людей в водоворот работы, домашних дел, бесконечных поездок, пикников с соседями, – это надежда, что однажды жизнь изменится и вся неразбериха, состоящая из одиночества, предательства и страхов, улетучится как морщинки под действием молодильных яблок. Мы все знаем, что молодильные яблоки – сказка, а Эдем – утерянное воспоминание, но желание жить в мире, в котором правит любовь, или, по крайней мере, наполненном любовью, ведет нас в заботы следующего дня. Надежда на это существует, даже когда я знаю, что мне нужно вставать только затем, чтобы идти на работу. Позвольте мне проиллюстрировать это утверждение о надежде, которая борется за любовь, рассказом об одной женщине.
Мать-одиночка встает в 5:30 утра и собирается на работу; одевает детей, отвозит их в школу; преодолевая пробки на дороге, разыскивает место для парковки; пробравшись через шумную толпу, проглатывает чашку кофе; проскальзывает за свой рабочий стол для того, чтобы, воюя с мелочными офисными сплетнями, намеками на секс, мужским самолюбием, провести там весь день и заработать деньги для своей семьи. Зачем? Почему она делает это день за днем?
Первым ответом матери-одиночки может быть «Я одна. Я должна работать, чтобы прокормить семью». Она может чувствовать эту ответственность, но есть нечто большее. Она бы не выстояла в ежедневной гонке, если бы мотивом ее действий не была любовь. Да, она должна кормить и одевать детей. Ей нужна учительница для старшей дочки, чтобы учить ее играть на флейте, и новые кроссовки для младшего сына, чтобы он мог участвовать в своем первом бейсбольном матче. Иногда основанием для такого изматывающего труда становится гнев – яростное «я сделаю это сама», – но в глубине ею движет любовь. Без любви она бы зачахла и ослабела.
Хотя ее жизнь и вращается вокруг любви, но, похоже, действительно ведет ее вперед хронический отказ любить. Допустим, она была вовлечена в несколько случайных сексуальных связей. Далее допустим, что сердце ее полно ненависти к бывшему мужу, бросившему ее ради более молодой женщины. Болезненный развод ожесточил ее сердце и закрыл ее глаза для Евангелия. Она не пускает в свою душу нежность. Жесткость внутри нее все растет, и она все меньше склонна выслушивать неуклюжие признания дочери-подростка и повторяющиеся истории о бейсболе младшего сына. Ее сердце ненавидит того, кто разбил его, и закрывается от тех, кто отчаянно нуждается в ее сочувствии. Она – загадка, состоящая из жесткости и нежности, равнодушия и сострадания. Она страдает от одиночества, она одна, и она стремится к чему-то. Значит ли что-нибудь для нее любовь?
Скажет ли эта женщина, что любовь – причина ее существования? Служит ли любовь категорией для оценки качества жизни? В каком-то смысле любовь – это то, что манит ее, но и то, что ожесточило ее, заставив испытать разочарование. Любовь для нее – причина, чтобы жить, но она редко размышляет о значении любви или о том, что любовь требует от нее.
Что мы могли бы сказать ей о любви? О Божьей любви? О том, что значит быть преобразованным силой любви и любить других Божьей любовью? Задача гораздо значительнее, чем большинство из нас могли бы подумать. Что я должен сказать своей клиентке – матери-одиночке, которая воюет с одиночеством, безнравственностью, изнеможением и жесткостью? Многие годы назад, можете быть уверены, я был бы более многословен, чем сейчас. Но я по-прежнему советовал бы ей сторониться аморальных поступков. И тогда, и сейчас я настаивал бы на библейской заповеди простить бывшего мужа. Я бы уговаривал ее отказаться от жесткой обороны и самозащиты.
Мой совет основателен, но я думаю, что меня бы не услышали. Боюсь, что мои советы (хотя и верные) оказались бы неуместными, так как они не касаются ее ежедневных забот. Какое отношение любовь к другим, особенно к тем, кто ее ранил, имеет к мукам раннего подъема по утрам, выплатам за дом и смягчению ударов, которые наносит ей окружающий мир?
Возможность любитьМожет быть, любовь и необходима для того, чтобы выжить, но, похоже, ежедневное существование делает любовь невозможной. Любовь необходима, но она кажется раздражающе неразумной. Это то, чего мы жаждем и то, что мы презираем; ожидаем и пренебрегаем, к чему стремимся и что саботируем.
Правда ли, что любовь без Божественного вмешательства невозможна? Старая поговорка «заблуждение – дело человека, а прощение – Бога» намекает на то, что не следует ожидать чего-то большего, чем сумятица, состоящая из грехов и проблем; если только не появится нечто, выходящее за рамки обычных человеческих отношений, то, что перевяжет раны, нанесенные неудачной любовью. Любовь невозможна, по крайне мере, в течение долгого времени, без исцеляющего прощения.
Если моя клиентка находит дискуссию о любви бесполезной, что она может подумать о моем совете простить тех, кто ранил ее и разбил ей сердце изменой? Я так хотел бы, чтобы любовь Бога затронула ее и темный туман ненависти был бы пробит непобедимым светом Евангелия. Но боюсь, что любое обсуждение прощения и любви только увеличит и без того уже длинный список причин, из-за которых она отвернулась от Евангелия и вместо этого она скорее примет дешевую, но быстро утешающую подделку в объятиях любовника.
Наверняка одна из причин, по которой она ощущает указание простить как тяжелое бремя, заключается в ложных представлениях о том, что на самом деле означает прощение в контексте взаимоотношений, которые ранят ее сильнее всего. Прежде чем мы начнем длинное путешествие в страну прощения, позвольте мне поразмышлять о некоторых неверных представлениях, которые иногда связывают с прощением.
Я разговаривал с женщиной, чья дочь, не посоветовавшись с ней и не подумав об оплате за обучение, бросила школу в середине учебного года и присоединилась к христианской рок-группе. В тоже самое время ее муж потерял большую часть своих пенсионных средств из-за проекта, сулившего быстрое обогащение; этот проект был выдвинут одним христианским бизнесменом. После того как все это стало известно, она рассказала о своей огромной боли и гневе пастору.
И получила еще один сокрушительный удар – он упрекнул ее, сказав: «Горечь – это даже большая проблема, чем все, что вы испытали. Вы должны научиться прощать и забывать; оставьте этот печальный опыт позади вас и продолжайте служить Богу и другим людям». Его совет был катастрофой, потому что в нем звучал отзвук правды, и он беспрепятственно, не вызывая возражений, вошел ей в сердце. Такой подход – «простить и забыть» – не оставлял ей никакой надежды.
Она пыталась покаяться, но по-прежнему чувствовала себя обиженной. Она сердилась и хотела, чтобы люди понесли ответственность за свои грехи. Она считала, что христианское служение, принявшее ее дочку в музыкальную группу, должно быть разоблачено за то, что они берут молодых людей к себе, не посоветовавшись с их родителями. Она хотела, чтобы бизнесмена призвали к ответу за то, что он показывал дурной пример того, как обманывать, другим людям в церкви. Она хотела, чтобы пастор серьезно отнесся к сложным проблемам в ее семье. Вместо этого пастор сказал ей, что прощение всегда подразумевает, что тяжкое событие нужно оставить в прошлом, и настаивал на том, чтобы забыть то, что осталось позади.
У большинства из нас, если мы ходим в церковь достаточно долго, есть, вероятно, похожий опыт. После того как нам в течение долгого времени вбивались в голову советы других людей, которые находились в заблуждении, а также из-за нашего собственного неверного понимания прощения, сейчас мы чувствуем себя слишком усталыми, нерешительными или рассерженными для того, чтобы начать настоящую битву за прощение, несущее жизнь. Прощение Бога значит для нас так мало, а прощение других кажется похожим на прыжок в пропасть с еще большей болью.
Как мы в действительности смотрим на идею прощения? Что мы сделали, что потерпел крушение тот вид любви, который умеет прощать и который воюет с предательством и надломленностью; воюет при помощи бесстрашного желания такого примирения, которое делает бесполезными все попытки лукавого разрушить любовь?
Любовь, умеющая прощать, не просто проводит человека через тяжелые времена или придает осмысленность ежедневной гонке жизни. Любовь, умеющая прощать, – это невероятное, необъяснимое притяжение обиженного к обидчику ради восстановления отношений с Богом, с самим собой и другими. Это вид любви, который приходится на трудные времена в нашем себялюбивом, эгоистичном веке. Немногие, если вообще такие есть, сомневаются в важности любви, но мысль о том, что нам нужно любить других больше, чем себя, охотно воспринимается как симптом заболевания, называемого созависимостью.
Женщинам часто говорят, что они любят слишком сильно или любят не того мужчину. В наше время любовь – критерий, диагностирующий степень психического здоровья. Если вы любите тех, кто не вызывает симпатии, позволяете желаниям другого человека превалировать над вашими собственными или, того хуже, любите, тех, кто причинил вам боль, то вы, вероятно, обладаете дурными наклонностями, созависимы или эмоционально нездоровы.
Без сомнения, широко распространенное превратное представление о любви делает ее обусловленной, требовательной, не умеющей давать, так, что фактически она перестает быть любовью. Что за странная вещь – любовь, которая не любит. Очевидно, то, что мы называем любовью, оказывается чуть большим, чем слегка завуалированное, эгоистичное требование признательности и уважения. А то, что мы называем прощением, – это стремящаяся к самовозвеличиванию или саморазрушению (его трагической противоположности) попытка избежать обиды скорее для того, чтобы достигнуть какой-то другой цели, а отнюдь не библейского примирения. Разница между любовью и прощением и их подменой, несомненно, сбивает с толку и приводит в замешательство.
Исходная предпосылка этой книги проста: я не буду жить полноценно и радостно, если не полюблю; я не смогу любить, если не прощу; и я не смогу простить, если моя ненависть не будет постоянно растворяться истиной и благодатью Евангелия. Настоящее библейское прощение – чудесный дар как для обидчика, так и для обиженного. Немногие из нас поняли, что же действительно имеет в виду Библия, говоря о прощении. И полное понимание не придет немедленно после прочтения первых глав этой книги. Но продолжайте читать. Прощение даже труднее, чем мы его себе представляли, но оно обладает животворящей силой. Если любовь предлагает жизнь, то прощение дает возможность любить.
Характеристики любвиЛюбовь: добродетель, превосходящая все
Без сомнения, любовь – величайший призыв, которому человек может следовать. Любовь – это исполнение закона. Иисус привел в состояние шока своих опытных в богословии собратьев, подведя итог всему закону двумя заповедями: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:30,31). Затем Он утверждает: «Иной большей сих заповеди нет» (ст. 31). Одним махом Он поставил любовь выше традиций и системы жертвоприношений и привел все Божьи заповеди в подчинение величию любви. Не удивительно, что Его противники не задавали Ему больше никаких вопросов. Он их поразил. Я тоже ошеломлен.
Я ошеломлен тем, что все слова, все истории Ветхого Завета, все законы, все заповеди, все до последней йоты истины находит свое завершение в одном слове – любовь. Павел тоже смотрел на любовь как на обобщение ветхозаветного закона: «Ибо весь закон в одном слове заключается: „люби ближнего твоего, как самого себя“» (Гал. 5:14). Павел дальше уточняет, что весь закон, включая Десять заповедей, находит свое исполнение в одном повелении: люби ближнего твоего, как самого себя.
Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. (Рим. 13:8,9).
Любовь не делает ближнему зла, следовательно, любовь есть исполнение закона. Это изумительно просто и грандиозно – все необходимые условия жизни сведены воедино в наставлении любить Бога и своего ближнего. Действительно, любовь не только обобщение закона, но и мера, которой можно оценить мою жизнь.
Что такое любовь? Какова природа того, что называют любовью; того, что мы хотим воспроизвести в наших взаимоотношениях с другими людьми и даже с Богом? Иисус косвенно ответил на вопрос, что такое любовь, указав на Себя. Он сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34,35). Любовь описывается (1 Кор.13), иллюстрируется (добрый самарянин, Лк. 10:25–37) и требуется (Лк. 6:27–36), но нигде нет определения любви. Смысл любви находится в личности Иисуса Христа и воплощен в Его смерти и воскресении.