bannerbannerbanner
О любви к Богу и ближнему. Сборник Слов святителя Тихона Задонского
О любви к Богу и ближнему. Сборник Слов святителя Тихона Задонского

Полная версия

О любви к Богу и ближнему. Сборник Слов святителя Тихона Задонского

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

С Тобою быть – блаженство, без Тебя быть – окаянство.

С Тобою быть – утешение, радость и сладость, без Тебя быть – скорбь и горесть.

С Тобою живущие истинно живут, без Тебя живущие живыми умерли: перед людьми живут, но перед Твоими очами мертвы, в смерти пребывают. Мертв тот, кто от жизни удаляется, так же, как тот во тьме, кто от света удаляется. Рассуждая об этом, трепещу и боюсь от Тебя, жизни моей, удалиться. Стремлюсь и стараюсь при Тебе быть, недостойное Твое создание. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Свята-го не отыми от мене. Воздаждъ ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя (Пс. 50, 13–14). Ты мой Создатель, Ты и моя жизнь, «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование» [13]. Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогло тело мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, вовек. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя погибнут; Ты истреблял всякого прелюбодействующего от Тебя. А мне благо соединяться с Богом, полагать на Господа упование мое (см. Пс. 72, 25–28).

Прилежно, весьма прилежно внимай, душа моя, слову Писания: вот, удаляющие себя от Тебя гибнут (Пс. 72, 27). Берегись удалиться от жизни, да не будешь в смерти! Берегись удалиться от света, да не пребудешь во тьме!

Грех от Бога удаляет и с ним разлучает. Согрешили Ангелы – и от Бога удалились и погибли. Согрешили прародители в раю – и удалились от Бога и умерли. Согрешают и ныне люди и удаляются от Бога и в смерти пребывают.

Берегись, душа моя, да не пострадаешь так же и ты.

Приближайся к жизни, да будешь жить в Нем и с Ним.

Держись света, да будешь иметь в себе свет жизни.

Приближайся к блаженству, да будешь блаженна.

Приближайся к благому Богу, да будешь благой.

Держись радости и сладости существенных [14], да пребудешь в утешении, радости и веселье. Умри для греха и суеты мира сего, да будешь жить для Бога. А мне благо соединяться с Богом! (см. Пс. 72, 28).

Вижу я в слове Твоем святом, что Ты имеешь святость несравненную и непостижимую, которой избранные и святые Твои Ангелы удивляются и ужасаются, так что с трепетом и ужасом побуждаются взывать: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6, 3). И знаю, что с Тобою быть – жизнь, без Тебя быть – смерть. Страшно от Тебя отлучиться, но невозможно опороченному и оскверненному быть с Тобою. И тот, кто с Тобою, Светом жизни, в Котором тьмы нет никакой, желает иметь общение, должен во свете быть и ходить (см. 1 Ин. 1, 5–7). Это рассуждение учит меня бояться всякого греха и удаляться от него, и быть в покаянии и сокрушении за прежде бывшие грехи, и со смирением и покаянием молиться Тебе. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти (Пс. 50, 11). Отними, Господи, беззакония мои от меня – и буду Твой, и буду с Тобою. Ибо для меня благо соединяться с Богом.

Вижу я в слове Твоем святом, что Ты есть везде и на всяком месте и нет такого места, где бы Ты существенно не присутствовал; и где я ни хожу и ни бываю – пред Тобою хожу и пребываю, и что ни делаю, говорю, мыслю, начинаю – пред Тобою делаю, говорю, мыслю и начинаю. Ты все видишь и знаешь, и гораздо лучше видишь и знаешь, нежели я сам знаю, и все, что ни делаю, говорю, помышляю и начинаю, в Книге Своей записываешь и воздашь по делам, мыслям, словам и начинаниям моим.

Так как Ты повсюду, то все видишь и знаешь. Потому нигде и ни в чем скрыться от Тебя не могу. Все пути мои пред Тобою, Господи (Пс. 118, 168). Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли во ад – и там Ты. Если подниму крылья мои поутру и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. И сказал я: может быть, тьма скроет меня. Но и ночь есть свет в услаждении моем. Ибо тьма не будет темна от Тебя, и ночь будет светла, как день (Пс. 138, 7–12).

Это поучение и размышление учит меня всегда бояться Тебя и трепетать, со страхом и опасением жить и поступать, делать, говорить, мыслить и начинать так, как дети пред отцом своим и как рабы пред господином своим, как подданные пред царем своим ходят и к нему обращаются, ибо все пред Тобою бывает и все пред всевидящим Твоим оком открыто и ничто не утаится. От этого учусь везде и на всяком месте колени мои преклонять перед Тобою, и со смирением призывать Тебя, и милости искать у Тебя, и надежду мою возлагать на Тебя: Аще… пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс. 22, 4). Помощник мой еси, Тебе пою, яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя (Пс. 58, 18).

Вижу я в слове Твоем святом, что Ты Дух невещественный, Которого ни оком видеть, ни ухом слышать, ни руками осязать и никаким чувством чувствовать не возможно, но только оком веры и умом Ты видим и познаваем. Бог есть дух (Ин. 4, 24). От этого учусь почитать Тебя не веществом, а духом (ибо Дух духовно почитается) и кланяться Тебе в духе и истине (Ин. 4, 24). Господи, научи меня почитать Тебя и поклоняться Тебе духом и истиною!

Вижу я в слове Твоем, что Ты там находишь способ спасения нам, где не видится, и все промыслительно и к доброму концу ведешь. И от этого познаю непостижимую премудрость Твою и удивляюсь ей. И вижу, что Ты как все премудростию сотворил (Пс. 103, 24), так всем премудро и управляешь. И от этого учусь во всем, в благополучии и неблагополучии моем, полагаться на премудрый и дивный Твой Промысл. Всё, что ни посылается мне от Тебя, на благо для меня и для блаженства моего посылается, как от источника всех благ (см. Иак. 1, 17). Возносишь ли меня – благо мне. Смиряешь ли меня – благо мне. Радость ли мне сотворишь – благо мне. Опечалишь ли меня – благо мне. Слава Тебе, Боже, за всё! Ибо всё творишь, чтобы сделать меня блаженным. Благословлю Господа на всякое время, и печальное, и радостное (Пс. 33, 2).

Так от слова Твоего святого учусь познавать Тебя, Создателя и Бога моего, и, познавая, почитать и от того великую и неизреченную душе моей получаю пользу. Чем бы я был, если бы слово Твое святое не руководило мною? Непременно бы ходил и блуждал, как слепой и как ходящий во тьме. Как все народы, не имеющие светильника – слова Твоего – и ему не внимающие, ходят и заблуждаются, и Тебя, Создателя своего, не знают, и, Твоими благами, которые Ты им подаешь, довольствуясь, Тебя, Благодетеля, не познают, но почитают тварь вместо Творца, и честь, которую Тебе, Создателю и Благодетелю своему, должны воздавать, твари Твоей воздают. Слово Твое святое от такого душепагубного заблуждения отвращает меня, и на Тебя, Создателя моего, указывает, и к Тебе ведет Тебя и познавать, и единого почитать как Бога и Творца моего, и Тебе единому поклоняться и служить, и Твою Тебе честь воздавать учит. Много я тебе за этот небесный Твой дар должен, Господи, и никак и ничем не могу воздать.

Благодарю Тебя, человеколюбивый, что Ты возжег этот Божественный светильник Твой и как перед всеми, так и передо мною, бедным, поставил его. На него взирая, озаряюсь и просвещаюсь и Тебя, Создателя и Бога моего, понимаю и познаю и на путь истинный наставляюсь.

В слове Твоем вижу я, чего Создатель от разумного создания Своего, Господь от раба Своего, высочайший Благодетель от того, кому делает благодеяние, – Бог от человека требует, то есть такого почитания, покорения, поклонения, послушания и любви, какое никакой твари воздавать не дóлжно. И от того учусь Тебя так почитать, как вера моя и слово Твое святое учит. Это и совесть моя мне подсказывает и к такому почитанию меня побуждает.

В слове Твоем вижу я, кто я и кто ближний мой и что я ему должен, то есть как себя люблю, так и его должен любить, как человек человека и родственное себе естество и Тобою возлюбленное и почтенное; и ничего ему не делать, чего себе не хочу, и всё ему делать, чего себе хочу. Это ему должен я, и этому от слова Твоего святого учусь я.

В слове Твоем вижу я, что Ты, как Создатель, о всём создании Своем промышляешь так, что и птичка малая не упадет на землю без воли Твоей (Мф. 10, 29), – и тем более о человеке, которого по образу и по подобию Твоему сотворил. В том вижу я, что Ты дивный и уму нашему непостижимый Промысл человеколюбиво показал о бедном человеке. Подлинно человек в создании своем почтен Тобою, Создателем своим, больше всей твари Твоей особенным Твоим советом: Сотворим человека (Быт. 1, 26). Сотворен по образу Твоему и по подобию Твоему, сотворен святым, чистым, непорочным, премудрым и для вечного блаженства сотворен. Но, прельщенный обольстительным советом лукавого змия, всей своей чести и блаженства лишился и так, отвратившись от Тебя, Создателя своего, погиб.

О пагубный совет! О лютое падение! Пал человек, и погиб тот, который по образу Божию и по подобию Божию сотворен, и для вечного блаженства сотворен. Адам! Где ты? (Быт. 3, 9). Ах, любезное Мое создание, руками Моими сотворенное, по образу Моему и по подобию Моему сотворенное, где ты? С какой высоты в какую низость, с какой славы в какое бесславие, с какой чести в какое бесчестие, с какого блаженства в какое окаянство пал ты! Змий лукавый прельстил создание Мое почтенное; разбойник похитил и отвел в плен человека, руками Моими сотворенного; зверь лютый растерзал чадо Мое любезное! (см. Быт. 37, 33). Человек, будучи в чести, не уразумел ее, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им (см. Пс. 48, 13, 21).

Так погиб человек первозданный; погибли и мы, сыны его. Ты же, благой, милосердный и человеколюбивый Боже, не потерпел видеть бедного человека в погибели, но умилосердился над ним. Подал было ему закон Твой, чтобы его, отпадшего от Тебя, обратил и привел к Тебе. Но он только показывал ему немощь его, а не исцелял; обличал его и устрашал, а не утешал; показывал погибель его, а не спасал, и не мог спасти, так как человек, так сильно уязвленный и немощный, не мог его исполнить. Послал Ты к падшему человеку избранных рабов Твоих – пророков; и те только обличали человека, а не помогли человеку, но указывали на Грядущего спасти человека и Того возвещали и тем отраду некую подавали бедному человеку: Вот, Он идет (Мал. 3, 1), грядет Спаситель твой (Ис. 62, 11); Грядущий (Пс. 117, 26) скоро идет и не умедлит (Ис. 14, 1).

Наконец пришло время, и святейшим благоволением Твоим послал Ты к нам Самого Единородного Сына Твоего, Тебе со-естественного, и соприсносущного, и собезначального. И Он в подобострастную[15]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Поездка в Задонск во время открытия мощей епископа Воронежского и Елецкого Тихона 1-го. М., 1861. С. 21.

2

Воздыхания грешной души ко Христу, Сыну Божию.

3

Об истинном христианстве, § 10.

4

Христос грешную душу к Себе призывает.

5

Христос грешную душу к Себе призывает.

6

Сокровище духовное, от мира собираемое. Гл. 138.

7

Иоанн Маслов, схиарх. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. C. 142.

8

Слово о любви к Богу и о любви к ближнему.

9

Об истинном христианстве, § 339. В сокращении.

10

Сокровище духовное, от мира собираемое. Гл. 106.

11

Выражение из Великого канона прп. Андрея Критского (см. песнь 2).

12

12-й член Символа веры.

13

Слова из воскресного ирмоса 8 гласа (песнь 4).

14

По природе. То есть настоящих, а не мнимых радости и сладости.

15

То есть в подобную нам, подверженную страданиям.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3