bannerbanner
О любви к Богу и ближнему. Сборник Слов святителя Тихона Задонского
О любви к Богу и ближнему. Сборник Слов святителя Тихона Задонского

Полная версия

О любви к Богу и ближнему. Сборник Слов святителя Тихона Задонского

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Четвертый. Любовьне превозносится, не гордится (1 Кор. 13, 4). Любовь высшим повинуется, равных почитает, меньших не презирает, всем уступает, никого не осмеивает, не укоряет, не ругается, не бесчестит, не осуждает, но себя и свои пороки видит, всякое зло – себе, а что доброе – не себе, но Богу приписывает; всякое обличение и наказание с радостью принимает. Итак, гордость, высокоумие, осуждение и презрение – это плод не любящего сердца, но от духа злобы дьявола.

Пятый. Любовьне бесчинствует (1 Кор. 13, 4–5), ибо знает, где и что говорить или делать, рассуждает о месте и времени, бережется того, чтобы подать и принять соблазн, а потому все с рассуждением и говорит, и делает, везде себя чинно и благоговейно ведет. Итак, всякое бесчиние не есть плод любви.

Шестой. Любовьне ищет своего (1 Кор. 13, 4–5). Радость и веселье истинной любви в том, чтобы ближнему добро сделать даром, без всякого ожидаемого прибытка. Она в том подражает Создателю своему, Который всем благодеяние творит даром, повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Она не щадит и себя для пользы ближнего, трудится, потеет, бдит, чтобы ближний созидаем был. Для нее нет ничего не удобного, она из невозможного возможное с помощью Божией делает. Во всем же она ищет не своего, но пользы ближнего, по наставлению апостола. Итак, кто ближнему добро делает ради своего прибытка, нет в том любви к ближнему, но самолюбие.

Седьмой. Любовьне раздражается (1 Кор. 13, 4–5). Она великому гневу возгореться не попускает, не открывает уста свои на клятву, злословие, укорение ближнего. Итак, клятва и всякое злословие не суть плод любви.

Восьмой. Любовьне мыслит зла (1 Кор. 13, 4–5). Она не только не делает ближнему никакого зла, но и не мыслит. Любовью горящее сердце всегда в том и поучается, чтобы добро было любимому. Итак, злопомнение не есть плод любви, но плод злобы.

Девятый. Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине (1 Кор. 13, 6). Истинная любовь, видя, что ближний его, неправду делая, наносит обиду другому и тем оскорбляет величество Божие и праведному Его подпадает гневу, печалится по трем причинам. Во-первых, потому что неправдой заповедь Божия нарушается. Во-вторых, потому что ближний его, будучи обижаем, в неблагополучии находится. В-третьих, потому что делающий неправду подлежит гневу Божию. И напротив того, веселится, когда видит кого-то в истине пребывающим. Итак, радость о неправде не есть плод любви.

Десятый. Любовь все покрывает (1 Кор. 13, 7), то есть злых и добрых, чтобы союз мира был неразрушим и общее благополучие процветало.

Одиннадцатый. Любовь всему верит (1 Кор. 13, 7). Поскольку сама простосердечно со всеми обходится и обмануть и обольстить никого не хочет, так и о лукавстве других не помышляет. Из-за этого от хитрых и лукавых людей козни терпит.

Двенадцатый. Любовь всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 7), уповая и ожидая, чтобы ближнему какая польза и выгода сделалась.

Тринадцатый. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 8). Ибо крепка, как смерть, любовьБольшие воды не могут потушить ее (Песн. 8, 6–7). Вера и надежда здесь только в верных пребывает, а любовь и вовеки пребудет в избранных Божиих. Она здесь начинается, а в оном веке совершится.

Таковы плоды христианской любви к ближнему, святым апостолом описанные.

Причины же, по которым ближнего нашего, то есть всякого человека, мы должны любить, следующие.

Первая. Есть заповедь Бога нашего, которая велит ближнего любить, как самого себя: Люби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19, 19). И еще Христос говорит:

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34). Итак, не любящий ближнего противится Божию повелению.

Вторая. Любовь к ближнему соделывает любящего учеником Христовым. Ибо Сам Христос говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Ибо как дерево от плода познается, так и истинный христианин – от веры, которой помогает любовь, ибо вера без дел мертва (Иак. 2, 20, 26). Что пользы христианином называться, Христа устами исповедовать, а воли Его не исполнять, Ему не следовать?

Третья. Так как и Божия любовь без любви ближнего не может быть, то говорит святой Иоанн Богослов: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4, 20–21). Итак, если кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. А кто ближнего не любит, тот на него враждует, ибо сердцем человека или вражда, или любовь обладает. А кто на человека враждует, тот враждует и на Бога, потому что Бог человека любит, как выше сказано.

Четвертая. Апостол Павел говорит, что все дарования без любви – ничто. Чудеса творить, много таинств знать, на многих языках говорить – нет в том никакой пользы без любви (см. 1 Кор. 13, 1–3). Ибо многие, – говорит Христос, – скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 22–23). Но знамение истинного христианина – вера, любовью подкрепляемая, как говорит тот же апостол (см. Гал. 5, 6).

Пятая. Общее для всех благополучие происходит от взаимной любви. О, как благополучно жили бы все, если бы друг друга взаимно любили! Не было бы тогда воровства, разбоев, хищений, убийств, обманов. Не укрепляли бы для сохранения имений кладовые. Не нужны были бы сторожа, не нужны были бы замки. Не было бы столько плачущих и проливающих кровавые слезы. Не слышались бы жалобные голоса вопиющих на небо вдовиц, сирот, бедных и беззащитных людей. Не отягощены были бы суды жалобными челобитными. Не скиталась бы по улицам и площадям алчущая братия, не тряслись бы от холода и мороза полунагие члены Христовы. Не были бы наполнены темницы узниками, сидящими за долги, за векселя и недоимки. Не было бы, наконец, нищих и убогих, а все жили бы безопасно, спокойно и мирно, и все были бы равны.

По этой причине Господь Бог, отечески сожалея о роде человеческом, дал такую заповедь: Люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19, 18). О любовь, любовь, совокупность совершенства (Кол. 3, 14)! Любовь, сколь многих благ мы лишаемся, когда тебя не имеем! С тобою все хорошо и благополучно, а без тебя все плохо и неблагополучно!

Шестая. Истинная христианская любовь – это предвкушение вечной жизни. Она здесь начинается, а в вечной жизни совершится. Ибо в вечной жизни избранные Божии взаимно друг друга будут любить, друг о друге радоваться, друг другом духовно наслаждаться. Не великое ли благополучие было бы в том доме, в котором муж и жена, дети их и рабы в надлежащей христианской любви пребывали бы? Воистину не погрешил бы тот, кто этот дом назвал бы земным раем. Итак, если кто хочет некое предвкушение вечной жизни иметь, тот любовь христианскую должен стяжать.

Седьмая. Истинной любовью приближаемся к Богу, потому что Бог есть любовь, как апостол говорит (1 Ин. 4, 8). И чем чище, теплее и усерднее любовь, тем ближе она к Богу. Чем более и усерднее человек любит Бога и ближнего, тем более уподобляется Богу или даже с Самим Богом соединяется. Ибо пребывающий в любви, – говорит святой Иоанн Богослов, – пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4, 16).

О, сколь великое блаженство человеку с вечным и блаженнейшим Божеством соединиться! Что сего союза желаннее и радостнее может быть? Пребывающий в любви христианской удостаивается такого великого блаженства.

До этого я приводил причины, которые побуждают нас любить ближнего нашего. Из всего этого следует, что мы и врагов наших любить должны, по заповеди Христовой: Любите врагов вашихблаготворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 44–45). Ибо и язычники, не знающие истинного Бога и не верующие во Христа, любящих любят; но не любящих любить – это дело одних христиан.

Противно это, признаюсь я, естеству нашему растленному, но в том состоит слава христианская, чтобы естество побеждать, плоть духу покорять, зло добром побеждать (см. Рим. 12, 21). Это христианское благородство – над самим собой господствовать. Сыном Отца Небесного быть – какое может быть большее благородство? Но об этом ходатайствует любовь к врагам.

«Как, – скажет кто, – любить мне врага моего?» И я говорю, что сие естеству нашему растленному противно, но новому человеку, во Христе возродившемуся, удобно. Ветхий человек не терпит этого, но новый, во Христа крестившийся и облекшийся (см. Гал. 3, 27), с радостью это приемлет. Ибо заповедь Христова и пример Христов велят это. И Сам Христос врагов любил и молился за них: Отче! прости им (Лк. 23, 34).

Так и ты вражду и злобу в ближнем своем, как дело диавольское, не люби, но самого его люби, поскольку он есть Божие создание и раб Божий. Требует того от тебя повеление Христово: Любите врагов ваших (Мф. 5, 44). Побуждает к тому высокое обещание: Да будете, – говорит, – сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 45). Устрашает прещение смерти: Не любящий брата пребывает в смерти, – говорит святой Иоанн Богослов (1 Ин. 3, 14). Ободряет высокое христианское благородство, которое от любви к врагам познается. Поощряет высочайшая эта добродетель, которой человек самого себя побеждает.

Итак, не человека гони, но злобу и вражду в человеке старайся истребить как диавольское изобретение. А о человеке, как о ближнем твоем, как о брате твоем, как о мысленном члене единого тела, единой с тобою веры, единым крещением просвещенном, единого Бога и Отца имеющем, сожалей и соболезнуй. Потому что он, когда на тебя враждует, более на себя враждует. Когда тебя обижает, более себя обижает. Когда тебя проклинает, сам Божией подпадает клятве. Когда тебя судит, сам Божию Суду себя подвергает: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Когда тобой гнушается, сам перед Богом в омерзение приходит. Тебя временных благ лишает, а себя – вечных. У тебя временную отнимает честь, а у себя – вечную. Твое тело убивает, а свою – душу. Ибо тем прогневляет Бога, Который велел ближнего любить: Люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19, 18). Аминь.

Что есть человек без Христа[9]

Ныне рассуди, христианин, что есть сам по себе человек без Христа, если ни помыслить, ни хотеть, ни делать чего богоугодного не может без благодати Его, как и Сам Христос сказал: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Он как розга иссохшая, которая только к сожжению годна. А так человек не иное что перед Богом, как мерзость и смрад, от которого святейшие Его отвращаются очи, а посему не иному чему подлежит, как проклятию, осуждению и мучению вечному.

В это зло и бедствие Адам нас ввергнул своим грехопадением, но Христос, Сын Божий, пришел в мир от всего того зла нас избавить. Он, явившись во плоти, сделался Ходатаем и стал Посредником между Богом, прогневанным нашими грехами, и людьми, Его прогневавшими, закон Божий и волю Божию исполнил совершенно, так что не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2, 22). Грехи мира на Себя взял, чтобы, как Агнец непорочный, очистить их. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, – показывал на Него всему миру Предтеча святой (Ин. 1, 29). Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5, 21). И Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2, 2), и прочее. Взяв наши грехи на Себя, взял и казнь, за грехи нам должную, ибо грехи без казни не бывают. Господь возложил на Него грехи всех насОн изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис. 53, 6, 5).

Мы достойны были вечного от лица Божия отвержения, осуждения и в аду с дьяволом и злыми его ангелами мучения как отступники и разорители святого Его закона, но Христос, Сын Божий, Царь славы и Господь наш, эту нашу казнь взял на Себя и за нас, рабов Своих непотребных, так ужасно хулим, осмеян, обесчещен, поруган, уязвлен, мучим и такою поносною смертью умер и так от вечного наказания, которого мы достойны, избавил нас и Божие благословение, милость, благодать и вечную жизнь, которой мы недостойны, у Небесного Своего Отца заслужил нам. Так Он стал для нас совершеннейшим врачевством против всякого нашего бедствия и окаянства и живым и известнейшим источником всякого истинного блаженства.

Он Освободитель наш от пленения и власти дьявольской. Он Исцелитель язв наших, которыми мы от врага того, как от разбойника, смертельно уязвлены. Он Свет против тьмы нашей. Он Врач против немощей наших. Он нам Премудрость против безумия и недоумения нашего. Он Утешение против всякой печали нашей. Он Жизнь и жизни Источник против смерти нашей. Он Оправдание против грехов наших. Он Заступник против клеветников наших. Он Мир и Покой против злой совести нашей. Он Победа над врагами нашими. Он Помощник нам в брани нашей против дьявола, плоти, мира, греха и прочих врагов наших. Он Ходатай наш против гнева и суда Божия. Он Укрепление нам в слабости, изнемогании и малодушии нашем. Он Путь и Вождь к вечной жизни, блаженству и Царствию Небесному. Словом, Он сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1 Кор. 1, 30).

Слепы мы были – Он нам стал премудростью. Грешны мы были – Он нашим стал оправданием. Скверны мы были – Он нам сделался освящением. Пленены мы дьяволом были – Он нашим стал избавлением.

Это высочайшее Его благодеяние и милость как всему миру, так мне и тебе, человек, подались. Мой и твой Он есть избавитель, искупитель, заступник, помощник, утешитель, оправдание, освящение, мир, воскресение, надежда в жизни и при смерти, по смерти вечная жизнь, вечная радость, слава и блаженство, если истинно, сердечно и нелицемерно веруем в Него. О сем да будет Ему с Отцом и Духом Святым благодарение и слава от нас, недостойных. Аминь.

За что христианская душа благодарит Бога[10]

Слышишь, что люди людям говорят: «Много я тебе должен»? И такие слова показывают благодарность сердца. Говорят это люди тем, от которых немало добра, благодеяния и помощи даром получили. Правильны такие слова и от благодарного сердца исходят, когда говорят подобное не лицемерно, но от искренности сердечной. Ибо и люди людям, своим благодетелям, должны быть благодарны.

Христиане! Нам тем более прилично со смирением и искренностью сердца благодарить Бога нашего и говорить Ему: «Много я Тебе, Господи, должен». И благословлять Его мы должны каждый день, час и минуту, так как постоянно даром от Господа блага получаем. Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих (Пс. 33, 2)!

Не было меня – и вот я есть и живу, как и прочие люди. Ты, Господи, благоволил мне быть и между делами рук Твоих считаться, и видеть дела рук Твоих – небо и землю, море и все, что в них (Пс. 145, 6), и от созерцания великих и преславных дел Твоих Тебя, великого и преславного Создателя, познавать, и благами Твоими довольствоваться и утешаться. Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118, 73). Много я Тебе за это должен и ничем не могу воздать.

Сотворил Ты меня не бездушною тварью – не скотом, не птицей, не рыбой, ни иным каким-нибудь бессловесным животным, которые все живут, но блаженства своего не понимают, а сотворил разумным человеком, поэтому я могу познать и разуметь, что я от Тебя начало бытия и жития своего имею, я Твое создание, Ты мой Создатель. Много я Тебе за это должен и никак не могу воздать. Так сотворенный Тобою, быть и жить без Тебя и благ Твоих не могу. Рука Твоя, Господи, содержит меня и блага Твои подает мне (см. Пс. 103, 28).

Не могу я без света жить и передвигаться – светила Твои, солнце, луна и звезды, светят мне. Не могу я без огня жить – огонь Твой согревает меня и варит пищу мою. Не могу я без воздуха ни живым, ни здоровым быть – воздух Твой оживляет меня и сохраняет жизнь мою. Не могу я без пищи быть – щедрая Твоя рука, Господи, подает мне пищу. Не могу я без воды быть – благость Твоя, Господи, произвела ради меня источники, реки и озера, и водой из них я утоляю жажду и омываюсь. Не могу я, обнаженный одежды боготканной [11], без одеяния быть – от щедрой Твоей руки и это получаю. Не могу я без дома быть – подаешь мне и дом ко упокоению немощного и многобедного тела моего. Не могу я быть без скота – твари Твои служат и работают мне. Эти и прочие бесчисленные блага как прочие люди, братья мои, так и я получаю от Тебя. Много я Тебе за все это должен. Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Пс. 115, 3).

Что было бы со мною, если Ты хотя бы одно из этих благ отнял у меня? Была бы мне польза от очей моих, если бы свет Твой мне не светил? Непременно блуждал бы я, как слепой. Как бы я мог жить, если бы Ты не подавал мне пищу Твою? Без воздуха и малейшей минуты я жить не могу.

Так всякое создание Твое хорошо весьма (Быт. 1, 31) и мне, бедному, служит. Но, эти блага получая от Тебя, ожидаю я будущих и лучших благ, по неложному обещанию Твоему, и от видимых к невидимым, и от настоящих к будущим, и от временных к вечным, и от земных к небесным стремится дух мой. Если в изгнании и ссылке такие блага подаешь нам – какие подашь в отечестве и доме Твоем! И если знающим Тебя и не знающим, почитающим и не почитающим, друзьям и врагам Твоим так щедро открываешь руку Твою – каких же благ в вечной жизни сподобятся любящие Тебя! Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Да будет милость Твоя, Господи, над нами, так как мы уповаем на Тебя (Пс. 32, 22).

Слеп я, как и прочие, без благодати и просвещения Твоего: грех мой меня ослепил. Поэтому и в этом отношении благость Твоя как о всех, так и о мне, недостойном, человеколюбиво позаботилась. К просвещению как всех, так и меня ниспослал Ты нам слово Твое святое через избранных рабов и служителей Твоих. Оно для меня, как свеча для сидящих во тьме, сияет и показывает вред и пользу, зло и добро, грех и добродетель, ложь и истину, неугодное Тебе и угодное, неверие и веру и так прогоняет мою слепоту и просвещает разум мой. Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118, 105). Много я за все это Тебе, Господи, должен и ничем не могу воздать.

Во свете Твоем познаю Тебя, Бога и Создателя моего. Я вижу, что Ты сотворил и творишь преславные и чудные дела, каких рука человеческая и никакое создание сотворить не может. И из слова Твоего познаю, что Ты всегда Тот же (Евр. 13, 8), дивно и славно творишь чудеса в созданном Тобой мире, который Ты из ничего создал (2 Мак. 7, 28), – и из всего этого познаю всемогущую силу Твою. Как вещи из ничего создать, так и созданные переменить – всё в Твоей силе. Реки преложить в кровь, воду из камня источить и огонь в росу претворить, слепого от рождения просветить, мертвого воскресить и другие тому подобные дела делать кому иному, как только всесильной руке Твоей, свойственно? Об этой всемогущей Твоей силе рассуждая, убеждаюсь, что дóлжно трепетать и смиряться перед Тобою (см. Ис. 66, 2), смиряться под крепкую Твою руку (1 Пет. 5, 6). Как я могу не трепетать и не смиряться перед Тем, у Кого в руках и я, и все концы земли? И смерть и жизнь моя в руках Его. Боже преблагой и милосердный! Пощади меня, бедного грешника!

В слове Твоем вижу я, что всемогущая рука Твоя защищает, сохраняет и спасает боящихся, любящих и почитающих Тебя, своевольных же, не боящихся и не чествующих Тебя смиряет, наказывает и казнит; награждает добродетель, казнит грех. И от того познаю правду Твою, которая всем воздаст по делам их, и боюсь Суда Твоего – и так побуждаюсь к покаянию за прежде бывшие грехи, я понуждаюсь вопить к Тебе из глубины сердца моего: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18, 13). И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142, 2). Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? (Пс. 129, 3). Это предостерегает меня и от прочих грехов, к которым слабость моя меня склоняет.

В слове Твоем вижу я, что Ты всех отвратившихся от Тебя и нечестивых призываешь к Себе, и обратившихся и с покаянием приходящих и милости от Тебя ищущих и просящих, как Отец чадолюбивый заблудших сынов, человеколюбно приемлешь, и милость Свою им являешь, и грехов их и беззаконий не поминаешь, и к числу любящих и почитающих Тебя присовокупляешь. Из этого познаю благость и несравненное Твое милосердие к бедным грешникам и поэтому не отчаиваюсь и сам за грехи мои, но с надеждою к Тебе, благому и милосердному Богу, прибегаю и милости прошу. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс. 50, 3).

Благость Твою являют собой все создания Твои, везде проповедуется слово Твое (см. Пс. 18, 2), даже и животные на поле взывают к Тебе (Иоил. 1, 20), удивляются Ангелы и люди, лобызают грешники кающиеся и чувствуют праведники, не лишаются и нечувственные грешники, как благость Твоя их долготерпит и на покаяние ведет (см. Рим. 2, 4). Чувствовал, чувствую и лобызаю и я, бедный грешник, благость Твою и с пророком Твоим взываю: Вкусите, и увидите, как благ Господь! (Пс. 33, 9). И сколько раз ощущаю благость Твою в сердце моем, столько раз возбуждается и возжигается сердце мое к любви Твоей.

Слава благости Твоей, слава щедротам Твоим, слава милосердию Твоему, слава долготерпению Твоему, слава человеколюбию Твоему! Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него; защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой (Пс. 17, 2–3).

В слове Твоем вижу я, что все, что Ты ни открываешь нам, точно так и есть, и что предсказываешь, то сбывается, и что обещал и обещаешь, то все исполняешь, ибо верен Господь во всех словах Своих (Пс. 144, 13). И вижу, что небо и земля прейдут, но слова Твои не прейдут (Мф. 24, 35). И оттуда познаю истину Твою, и утверждаюсь в вере моей, и без сомнения верую святому и милостивому обещанию Твоему, и в надежде моей непоколебим бываю. Милость Твоя, Господи, и истина Твоя оживляют меня, содержат меня, сохраняют и укрепляют меня и ведут меня к будущим и вечным обещанным благам Твоим.

Знаю я, что храмина тела моего разорится и тело мое, как земля, земле предастся. Но милость Твоя уверяет меня, что то же самое тело, в котором ныне живет душа моя, силою всемогущего гласа Твоего восстанет (см. Ин. 11, 43) и благодатью Твоею в лучший и прекраснейший вид преобразится. Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 43–44, 53). И так с Церковью Твоею Святой «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века, аминь» [12].

Вижу я в слове Твоем святом, что Ты как начала, так и конца не имеешь. Все вещи, созданные Тобою, как начались, так могут и скончаться и как не были, так могут и не быть. Что пребывает, то зависит от святой воли и всемогущей силы Твоей. Ты же, как без начала пребываешь, так без конца будешь и не можешь не быть. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты существуешь (Пс. 89, 3).

В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся (Пс. 101, 26–28). И от этого вижу, что Ты один имеешь бессмертие и живешь в неприступном свете (1 Тим. 6, 16); один имеешь присносущие, один имеешь житие неизменяемое, и Ты есть вечность присносущная и присносущие вечное, вечная жизнь, без Которого жить и живы быть не можем, у Которого источник жизни (Пс. 35, 10).

С Тобою быть – жизнь, без Тебя – явная смерть.

На страницу:
2 из 3