bannerbanner
Депрессия и травма: Как преодолеть?
Депрессия и травма: Как преодолеть?

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
12 из 14

Чтобы из этого состояния выйти, человеку следует сначала хотя бы ходить в храм. Там же, в ответе, приводятся слова схиархимандрита Авраама (Рейдмана), что «когда благодать присутствует в душе, в уме человека, ему кажется, что он нечто для себя открыл и теперь может и другим объяснить, все для него становится ясным, четким, определенным. Но благодать оставляет, и вновь возникает недоумение, опять все путается, прежние убедительные доводы теперь кажутся совершенно неубедительными, легковесными, и человек пытается найти новые. Но он их не найдет до тех пор, пока снова не начнет действовать в его душе благодать, тогда, может быть, те первоначальные доводы вновь покажутся убедительными или же (от действия благодати, а отнюдь не собственных умственных усилий) появятся в его уме иные рассуждения, новые доказательства. Не от собственных усилий, подчеркиваю, а от действия благодати»[114]. Благодать же вернется, когда человек смирится.

Бывает, что человека, пока он работает, все устраивает – притерпелся, адаптировался. И вот где-то однажды не смирился, либо проявил невоздержание (например, в еде), допустил действие в себе какой-то страсти, не проследил за собой и где-то душевное равновесие утратил. От этого его сознание тут же начинает «рассыпаться», и вновь ему становится непонятно, для чего он работает, для чего он воспитывает детей, вновь его мучает множество вопросов. Возникают обычные для таких состояний вопросы: «Кто мне за всё это ответит – почему, зачем?». Надо, чтобы вернулась благодать.

Человек должен понять, где он утратил благодать, должен сделать обратный шаг (если ушел не туда), провести работу над ошибками, чтобы благодать вернулась.

На данную тему в заключении статьи «Горение сердца» (подготовленной на основе одноименного цикла), в главе «Вместо постскриптума» приводятся слова преподобного Иоанна Лествичника. Он писал, что, если душа, изменив себе, погубит теплоту, то пусть исследует прилежно, по какой причине она лишилась теплоты. И да обратит человек на ту причину весь труд свой, «ибо прежнюю теплоту нельзя иначе возвратить, как теми же дверьми, которыми она вышла»[115].

Тогда, может быть, эти вопросы улягутся сами собой или появятся какие-то ответы на них. Конечно, нужно и беседовать с опытными людьми.

Опасность доверия себе в состоянии депрессии

Теперь – о состоянии, при котором у человека меняется восприятие реальности. Человеку, который оказывается в этом состоянии, ситуация, в которую он попал, кажется тупиковой. Так ли это?

Дело в том, что когда у человека меняется восприятие мира, то он принимает свое ложное восприятие за чистую монету и пытается найти ответы там, где их найти невозможно. Скажем образно: бессмысленно, когда ты попал в компьютерную игру, пытаться найти в этой игре свой дом или какие-то книги, полезные тебе, потому что ты не там находишься.

Из литературы по психиатрии можно взять некоторые моменты, которые в связи с данным вопросом можно озвучить.

Понятие «шизофрения» не стоит воспринимать исключительно как заболевание, свойственное лишь пациентам психиатрических больниц, так как к шизофрении предрасположен практически каждый. Существуют тесты на определение наличия склонности у человека к шизофрении. Один из вопросов: ощущаете ли вы воздействие постороннего мышления на вас? Положительно ответят те, кто хотя бы раз пытался бороться за чистоту сердца. Эти люди определенно испытали воздействие постороннего сознания. Ведь демоны существуют, и они пытаются овладеть сердцем человека. То, что человек такого воздействия никогда не ощущал, говорит о том, что человек не пытался бороться за чистоту своего сердца. Кто-то из старцев говорил, что человек, который не борется с собою, напоминает дом, в котором вынесены двери на все четыре стороны, и любой всадник заезжает в этот дом, делает, что пожелает, волки заходят, гиены живут в этом доме. Но как только человек запрет двери и перестанет впускать посторонних, то он сразу поймет, что снаружи есть люди, разные животные и гады, и они ломятся в эти двери.

Вот интересный момент, который ставит под сомнение утверждение, что шизофрения является исключительно органическим поражением мозга. Польский психиатр А. Кемпинский описывает три этапа шизофрении (фазы овладения, адаптации и деградации), однако, по словам автора, «это не значит, что всегда все три периода обязательно должны выделяться в каждом случае шизофрении; иногда после первого или второго периода больной полностью выздоравливает, и трудно найти в его личности следы деградации»[116]. А. Кемпински, ссылаясь на швейцарского психиатра Е. Блейлера (ввел в научный оборот понятие «шизофрения»), приводит данные, что были пациенты, которые испытывали приступ шизофрении в течение лишь нескольких часов («в общем, необходимо отметить, что среднее время длительности шизофренического процесса установить достаточно трудно. Иногда он длится годами вплоть до смерти больного, в других же случаях – кончается через несколько месяцев, недель или дней, а по мнению Е. Блейлера, даже через несколько часов»).

Если шизофрения – только лишь психическое нарушение, то как же она может начаться и закончиться через несколько часов, да еще и не оставив после себя следов деградации?

Как начинается шизофренический процесс? Человек оказывается захваченным новым способом видения самого себя и того, что его окружает. То есть, у него начинаются какие-то странные мысли. Этому состоянию подвержены очень многие из тех, кто, например, проводит много времени в социальных сетях. Люди, живущие в постоянном хаосе, вообще не замечают этот поток странных мыслей. Если же человек старается держать себя в духовном тонусе, он этот момент замечает. В ходе летнего цикла бесед приводилась история об одном человеке, который работал поваром. Какой-то период времени он старался выделять в течение дня время для молитвы, но спустя время он оставил молитву. Стал на форумах обсуждать какие-то фильмы и заметил, что спустя примерно две недели у него начались странные мысли. Он увлекся просмотром фильмов про параноиков и психически больных. В результате его начали посещать видения, появились мысли, что все кругом его подозревают, и он начал всех подозревать в чем-то. То есть, несмотря на поток этих странных мыслей, человек, по крайней мере, ещё понимает, что это мысли бредовые.

Но дальше, когда эта идея овладевает человеком, он уже с этим новым типом мышления свыкается и его уже не поражают странные мысли, чувства и образы. Бред и галлюцинации уже не изумляют его, а становятся частью его повседневной жизни, и, более того, становятся более подлинными, чем сама действительность. При этом его жизнь в реальном мире продолжается. Тогда появляется именуемое в психиатрии состояние «двойной ориентации». Человек может продолжать считать людей дьяволами, но одновременно знать, что это врачи, медицинские сестры. Себя он может считать богом, однако это не мешает ему приходить за рецептом.

Об инфернальном «захвате» сознания человека и о том, с чего он начинается. Опыт Афонских подвижников

Особый интерес представляет то, как в психиатрии описывается процесс захвата человека. Один из участников беседы провел аналогию этого процесса с тем, как он описан в фильме «Прибытие». Действие фильма развивается следующим образом: рядом с Землей стоят космические корабли, люди пытаются войти в контакт с инопланетянами. Для этого выбирают женщину-лингвиста. Она понимает, что язык пришельцев очень сложен и то, что пришелец за минуту может написать, человеку нужно расшифровывать в течение 40 лет. Какая идея здесь могла бы нас заинтересовать?

Игумен N. в книге «От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги», опираясь на утверждения ученых, говорит о том, что пришельцы с НЛО не являются представителями неземных цивилизаций. Эти объекты существуют параллельно, рядом с землянами, но в невидимом спектре.

Ученые, изучая те сообщения, которые пришельцы давали людям, пришли к выводу, что эти сообщения несли в себе полную дезинформацию. То есть эти пришельцы хотят ввести людей в состояние заблуждения. Игумен N., опираясь на многочисленные изыскания, считает, что ведется некая огромная PR-кампания в средствах массовой информации. Идеи преподносятся следующего характера: что человечество находится на грани катастрофы, что у человечества нет ресурсов для преодоления этой катастрофы и что ресурсы нужно искать в какой-то неземной цивилизации. То есть внимание людей как бы направляется в космос, чтобы ждать пришельцев, которые ответят на все наши вопросы.

Не нужно считать, что эти демонические существа так уж нематериальны. Они достаточно явным образом могут воздействовать на материальный мир. Можно привести в пример так называемые «круги на полях», когда на огромных пшеничных полях в какое-то время колоски могут лечь в виде определенной пентаграммы. Когда эти колоски начали исследовать, то было установлено, что они не были согнуты. Во-первых, за одно мгновение на таком пространстве люди бы этого не смогли сделать. Во-вторых, эти колоски не сломаны, они переплавлены.

И вот когда эти демонические существа явятся в виде «спасителя», тогда они дадут некую информацию, которую люди воспримут, как спасительную. Но эта информация станет окончательной катастрофой для человечества. И вот этот язык, которым пользовались пришельцы в приведенном выше фильме, напоминает язык, на котором происходит общение за пределами действительности.

Можно привести историю, рассказанную протоиереем Михаилом Овчинниковым, который попал в страшную автокатастрофу (приводится в его небольшой книжечке «Между жизнью и смертью»). Физиологически у него не было шансов на выживание (столкновение было такой силы, что тело его оказалось в багажнике автомобиля). Состояние его было несовместимо с жизнью, он испытал несколько раз клиническую смерть, однако ему было сказано жить дальше, выполнять свою какую-то функцию. Как он рассказывал, «там» он встречался с одним священником, общение к которым «шло весьма активно, но не через нашу обычную речь». Они «общались, обмениваясь информацией мысленно».

Способность при определенных условиях принимать информацию не посредством языка может раскрываться по-разному. Человек может воспринять информацию от мира ангельского, а может – и от мира падших духов (человек, зараженный грехом, не способен к общению с миром ангельским; существует колоссальный риск того, что человеку, не знающему законов духовного мира и жаждущему откровений, демоны подсунут нечто свое, выдавая свое за ангельское, о чем более подробно см. в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о чувственном и духовном видении духов»).

С человеком, открытым для внушения, может случиться то, что на языке психиатрии можно обозначить как «шизофреническое озарение». За доли секунды в сознание человека как бы закачивается новая картина мира, в которой протянуты иные смысловые и причинно-следственные связи. По-иному начинает видеться как своя жизнь, так и жизнь мира.

Подробнее на данную тему см. главу «Игра и "шизофреническое озарение" из упомянутой третьей части статьи «Преодоление игрового механизма»). А также – главу «"Пробоина" и соединение с миром падших духов» из статьи «Брешь в стене (часть 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания»[117].

Психиатр А. Кемпински приводит в качестве примера, комментирующего тему шизофренического озарения, слова одного мистика, который говорил, что ему диктует информацию «его дух»[118]. Этот человек утверждал, что «пишет начисто» и является «лишь секретарем».

Идея – в том, что этому человеку передавались большие объемы информации. По словам А. Кемпински, «эти формулировки точно определяют переживания молниеносного "познания истины" при шизофреническом озарении (то есть, человек эту картину мира воспринимал как истинную. – Прим.) либо родственные ему "космические впечатления" при экспериментальных психозах, вызванных препаратом ЛСД-25»[119].

Как это выглядит в духовной жизни? Старец Клеона (Илие), цитируя святителя Василия Великого, писал, что «воображение – это мост для демонов, через который они пробираются в душу человека. <…> Бесы принимают образ огорчившего тебя человека и вводят его в твою душу через воображение и показывают его тебе: «Вот посмотри, он сказал тебе то-то, он ненавидит тебя!». Затем ум начинает обманываться, предполагая, что тот тебя ненавидит, что тот тебе говорит так-то, что тот ещё что-то делает. <…> Это обманы ума, которые бесы во время искушения вводят в душу через воображение, чтобы разрушить её. Это предположения, обманчивые мнения. Предположения, будто такой-то говорит тебе то-то, такой-то питает злобу, такой-то ещё что-нибудь делает. А ничего из всего этого не верно»[120].

В книге «Великая стража» в разделе «Собственноручные келейные записки» есть интересный рассказ. Предварим его несколькими словами о духовнике Свято-Пантелеимонова монастыря, иеросхимонахе Иерониме (Соломенцеве) (почил в 1885 году). Он ещё в те давние времена считался на Афоне самым рассудительным духовником. Был случай, когда в Божественном видении он увидел святого апостола Иоанна Богослова. Апостол Иоанн спросил его, что бы тот себе испросил, какой дар? И он попросил себе дары рассуждения и слова. И эти дары ему были даны. Подтверждением того, что это не было галлюцинацией, является сама жизнь: Афонские духовники признавали о. Иеронима рассудительнее всех. И в разделе «Собственноручные келейные записки» он делает свои записи относительно аскетов, отшельников, подвижников, о том, как они попадали в состояние прелести, когда у них начинались с точки зрения психиатрии галлюцинаторные образы. Он объясняет, почему это началось, как это развивалось. А также приводит случаи, когда человек выздоровел, почему выздоровел. Смирился ли, или что-то ещё.

В одной из заметок – «Повесть о брате, пострадавшем от совета другого брата» – описывается интересный случай (который можно в каком-то смысле отнести и к современным радикалистам) про одного прельстившегося насельника, который пришел к духовнику и с гордостью заявил: «Отец духовник, меня прислала к тебе Божия Матерь и приказала сказать тебе, чтобы вы оставили идолопоклонение». Духовник с удивлением спросил у него: «Какое же у нас есть идолопоклонение? Где же эти идолы, которым мы кланяемся?» «Самовары, – отвечал он, – они наши идолы, которым мы кланяемся, и вот Божия Матерь сказала мне, чтобы я сказал тебе, дабы вы истребили самовары, ибо они – идолы. Так сказала Божия Матерь». «А каким образом Божия Матерь сказала тебе о сем? – спросил его духовник. – Явилась ли Она тебе явно или иначе как? Скажи мне о сем». «Нет, не явилась Она мне, – отвечал он, – а гласом с неба чрез икону Свою сказала мне об этом». <…> Если правда, что Божия Матерь говорила тебе те слова и послала тебя сказать мне о том, то пусть Она при тебе скажет о том мне». «Хорошо, хорошо, пойдем в церковь, – отвечал он, – и Она при мне скажет тебе о том же». Пришедши в церковь, старец Виссарион стал пред иконою Божией Матери, поднял руки и начал говорить вслух: «Божия Матерь, скажи духовнику то, что Ты мне сказала». Но ответа не последовало. <…> Таким образом он молился четверть часа и, не дождавшись ответа, опустил руки <…>. «Да, при нас не смеет ничего сказать тебе тот, который обманывает тебя, – сказал духовник, – и ты теперь должен увериться, что прелесть говорила тебе от лица Божией Матери, а не Сама Она»[121].

Бредовость в данном случае состоит в том, что человек поверил, что самовары – это идолы, и в келье у каждого монаха стоит самовар, потому что монах – идолопоклонник. Себя этот человек считал спасителем всего монастыря, потому что он должен был освободить монастырь от идолопоклонничества. Но мы прекрасно понимаем, что человек был неадекватен.

Другой рассказ, который хотелось бы упомянуть, помещен в разделе «Рассказы из жизни духовной». Называется «Рассказ иеросхимонаха Нона о старческом вразумлении и спасении его жизни»[122]. Приведем только основные идеи этого рассказа.

Где-то отец Нон узнал и в начале своей жизни в обители приучил себя к тому, чтобы других представлять святыми, подобными небесным Ангелам, а себя – грешнее всего мира. Действительно, преподобный Антоний Великий, услышав из уст башмачника слова о том, что «все спасутся, один я погибну», почитал их мыслью, рожденной от Духа Святого, и ведущей к спасению. И святые аскеты так говорили.

Но нужно обратить внимание на следующее. Многие из нас хотят найти быструю форму духовного роста. Духовное возрастание и фразы, которые вследствие духовного роста написаны святыми, – в том числе фраза «все спасутся, один я погибну», – все это происходило и достигалось ими постепенно.

Когда подвижник очищает свою душу от всякого греха и начинает при помощи Божией видеть бездну своего падения, то, насколько он откликается на вкусную еду, настолько он продолжает раздражаться. Тогда он понимает, что при всех его усилиях он не может справиться с раздражением, хотя внешне это святой человек. Но он-то сам знает, что хоть на миллиграмм, но он раздражался. Он действительно понимает, что перед Богом его сердце не чисто. Как профессиональный певец понимает, несмотря на овации в зале, что где-то, на сотую долю, он в ноту не попал. И слова «все спасутся, один я погибну» тот подвижник, который видит глубину своего падения, произнес бы их с великой болью и искренней убежденностью в этом.

Но бывает, что эти слова произносит человек, который без году неделя в Православии, где-то вычитал слова «все спасутся, один я погибну» и хочет быстро достичь высоты. Это равносильно тому, как если подойти к 150-килограммовой штанге, решить три недели её покачать и стать за короткий срок чемпионом Европы. Психика человека может сломаться, поскольку в этом случае духовное делание не будет сопровождаться правильным духовным состоянием.

Преподобному Силуану Афонскому Господь сказал подобные слова: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». То есть важно понимать, что у святых аскетов всё-таки была надежда.

Подробно и применительно к пониманию мирян слова, воспринятые преподобным Силуаном Афонским, не раз на страницах книжечки «Живямя по словеси Твоему» разбирал иеромонах Рафаил (Нойка) – ученик архимандрита Софрония (Сахарова) (отец Софроний был учеником преподобного Силуана). Некоторые мысли отца Рафаила и самого преподобного Силуана Афонского приводятся во второй части данной работы, в главе «Опыт преподобного Силуана Афонского»[123].

Вернемся еще раз к рассказу о брате Ноне. «Брат этот в начале своей жизни в обители приучил себя в уме своем уничижать и осуждать самого себя пред всеми другими, а других представлять святыми, подобно небесным Ангелам, а себя – грешнее всего мира. Но враг, подметивши это, по своему древнему лукавству этим случаем воспользовался и начал ему влагать помыслы, что и на самом деле он есть грешнее всего мира и что все здесь спасутся, а он один только погибнет».

Тогда применительно к теме данной статьи, можно сказать, что отец Нон оказался под колпаком «шизофренического озарения». Или можно мысль выразить на ином языке – это «колпак» прелести, вызванный демоническим воздействием.

«Спустя время, не вдруг, брат Нон помысел открыл, но уже допустил ему вкорениться и войти в силу души его, и, когда он уже стал угнетать его душу, тогда только он и открыл старцу этот помысел, сказав: "Отче, мне говорит помысл, что я здесь не спасусь, я здесь погибну". Услышав это, старец и говорит ему: "Не принимай этих помыслов: это диавол по зависти тебе их влагает, хочет этим от доброго целомудренно-постного начинания тебя отторгнуть и вовлечь в отчаяние" и "старайся всеми силами освободиться от сего душегубительного помысла, а иначе много пострадаешь чрез него".

И так как от излишне налагаемых им на себя подвигов и трудов (испросил благословение старца спать только четыре часа в сутки) брат Нон начал изнемогать и ослабевать телом, то через это враг и вложил ему в ум страх смертный, что он скоро помрет и не успеет никаких добродетелей достигнуть, и не только, как желал, соделаться подобно великим святым древним отцам не сможет, но даже и спасения своего не получит, а чрез это и вверг его в отчаяние.

И чрез несколько времени в уме его представил Бога несправедливым и грозным, немилостивым и нечеловеколюбивым, воздвизая при этом хулу на Бога, и при отчаянии навел на него страшную тоску и неизъяснимую печаль, так что брат этот стал не рад своей жизни и не знал, куда скрыться от нее.

Брат приходил к духовнику и вновь повторял: "Вижу себя слишком далеким от Бога и не имею даже надежды на свое спасение". Старец, сколько мог, старался утешить брата Нона и со многими слезами молился Богу за него».

Действительно, беседа со старцем давала немалое утешение брату Нону, но стоило пройти времени, как он забывал слова духовника и вновь оказывался в унынии и отчаянии.

В психиатрии этот феномен называется «парциальная амнезия». Когда люди уже захвачены демоническим воздействием, им можно долго объяснять правильные вещи, и они будут со всем этим соглашаться и понимать, но если спустя час затронуть эту же тему, то окажется, что человек из сказанного уже ничего не помнит. Это частое явление в духовной жизни и у духовников, которые пытаются помочь своим пасомым, порой руки опускаются, хотя надо, конечно же, надеяться на Бога.

Добавим, что у отца Нона это состояние сопровождалось сильной депрессией, полным отчаянием, не было у него сил ни молиться, ни держать пост. Он рассуждал, наверное, так: «Раз я все равно погибну, зачем поститься, зачем какие-то заповеди исполнять?..» Отец Иероним, предложив брату немало увещеваний, уже не видел никакого выхода, чтобы вразумить отца Нона.

«Тогда отцу Иерониму было Божественное откровение, и он, будучи исполнен дерзновения, в хорошем смысле этого слова, подняв руки к иконам, сказал отцу Нону: “Вот тебе от имени невидимого Бога, зде посреди нас Сущаго, даю тебе десять лет жизни в твое распоряжение и власть с настоящего часа и до скончания десяти лет. И ежели ты хотя бы даже и одним днем раньше назначенного мною от Бога тебе срока, то есть десяти лет, помрешь, то я за душу твою своею душою отвечу Богу, тогда от руки моея Он да взыщет душу твою. Вот моя порука, и присяга, и данный мною обет за тебя Богу… Хотя я сам и недостоин, но по любви Божией к тебе и, собственно, для спасения твоего, так как в настоящее время ты в сем имеешь необходимую нужду, то поэтому я сию власть себе испросил у Бога, которую и получил ради тебя. Итак, будь ты теперь покоен в этом и благонадежен. Теперь веришь ли ты всему этому, что я тебе сказал и обещал от лица Божия?” Брат ответил: “Вполне верю”».

Отец Иероним дал наставление отцу Нону заниматься Иисусовой молитвой. И однажды во время занятия Иисусовой молитвой к его сердцу прикоснулась благодать и всё это состояние его оставило.

Как распознать приближение депрессии и что с этим делать?

Депрессия, если она возникла, она призывает задуматься человека, признаться себе: «Где я упустил? Где я проиграл?». Если бы у человека депрессия не возникла, то может быть он бы и не понял, что где-то, когда-то он близкого человека обругал. Списал на то, что он, человек, мол, вспыльчивый, с кем не бывает? А депрессия призывает подумать, набрать номер телефона, сказать: «Прости, брат, погорячился».

Депрессивные состояния нередко начинаются после того, как пришла в движение какая-то страсть (переели, нахохотались, ещё что-то; не говорим, что не надо собираться на день рождения, но одно дело – поговорить, а другое дело – когда отмечание выходит за рамки приличий). Тогда – или тем же вечером, когда в человеке появилась «пробоина», или на следующий день, у него издалека появляется какой-то непонятный помысел. Как будто появляется точка на горизонте. Вглядывается человек, а там – КамАЗ с бородатыми боевиками. И когда уже человек видит его вблизи, дело плохо.

Так же и помысел, он всё приближается, приближается и приближается, а потом начинается «артобстрел мозгов». И, соответственно, после того, как было утрачено равновесие, может быть, если человек не будет впадать в апатию, лежать на диване, глушить виски и т. д., а начнет молиться, «шевелиться» духовно, может быть, с помощью Божией дня через два-три тяжелое состояние отступит.

В момент самой атаки, находясь в здравом уме, человеку, может быть, и удастся понять, из-за чего было утрачено равновесие, и тогда постараться это исправить.

Бывает, что в момент атаки человек ничего здраво рассудить не может, потому что ум его парализован и ничего не видит. Но когда это состояние отойдет, тогда надо в состоянии смирения постараться понять, с чего всё началось, и опустить «находку» в копилку своего опыта, чтобы на будущее понимать, что за определенными состояниями чаще всего следуют такие-то последствия. Для того чтобы в будущем себя от этого хранить.

Запомнить, как это состояние появляется, просто. Вначале несется поток ваших мыслей, потом поток ваших мыслей ослабевает из-за какой-то страсти. Или ваши мысли становятся неблагообразными, особенно после просмотра большого количества каких-либо фильмов, новостей, не имеющих к вам лично никакого отношения. Они внимание человека расслабляют.

На страницу:
12 из 14