bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2
Дверь, в которую можно постучаться

Одна самостоятельная женщина жила в своем доме.

Это была сильная и самодостаточная женщина; потому и жила в своем доме. Сама по себе, полагаясь только на себя. Этому учит жизнь.

И к этой женщине приходила кошка, тоже самостоятельная. Ничейная кошка. Бродячей назвать ее язык не поворачивается; красивая кошечка. Кошка приходила несколько раз в неделю.

Женщина кормила ее. Кошечка аккуратно ела и не пыталась остаться, разжалобить хозяйку мурлыканьем, зайти в дом… Поест на крыльце и тихонько уходит. Чтобы не мешать. Это же была самостоятельная кошка, которая жила сама по себе.

Женщина не хватала кошку руками, не лезла к ней, чтобы погладить. И в дом не пыталась пригласить, заманить. Она выносила еду в тарелочке и ждала, пока кошка поест.

Вот такие сложились отношения между самостоятельной женщиной и самостоятельной серой кошечкой.

Женщина придумала кошке имя. Жозефина – красивое имя. Но как-то странно называть по имени не свою кошку. И женщина так звала кошку в уме; мысленно. Иногда позовет мысленно – и кошечка приходит. Такое совпадение. Но вслух женщина ничего не говорила. И кошечка тоже молчала. Поест и уйдет…

А потом пришла зима. Хозяйка дома поставила маленькую елочку на каминную полку. Просто символически. Она никуда не собиралась на праздники, ей и одной было хорошо.

И она услышала, как кто-то скребется в двери. Выглянула – а там Жозефина. Но что с ней? Бедная кошечка еле приползла к дверям. Она смотрела на женщину умоляюще янтарными глазами. А в зубах держала крошечного котенка…

Кошка погибала от болезни, она была истощена и слаба, шерсть свалялась. Но ей хватило сил доползти до женщины и принести своего котенка. Попросить спасти его. Потому что даже самые самостоятельные и сильные кошки иногда просят о помощи…

Женщина пыталась помочь кошке. Давала воду, лекарства, позвонила ветеринару и попросила приехать… И звала кошечку: «Жозефина! Моя Жозефина!» – но кошечка умерла. А котенок был совсем не самостоятельный. Он разевал ротик и громко пищал, хотел есть! И хозяйка, обливаясь слезами, кормила его молоком из пипетки. Свой странный рождественский подарок…

Потом этот кот вырос и стал огромным и пушистым. И ни на шаг не отходил от хозяйки, спал с ней в постели, сидел на коленях, терся об ноги… И женщина тоже не представляла себе жизни без своего кота Жозефа. Хотя она оставалась самостоятельной. Самодостаточной. И по-прежнему полагалась только на себя.

Но она стала налаживать отношения с другими людьми. Чаще и теплее общаться. Ходить в гости и к себе приглашать иногда. Дарить подарки соседям и получать подарки от них на Рождество…

Потому что даже самым самостоятельным людям и кошкам нужен кто-то в трудную минуту. Кто-то, кто поможет. И от того, что такие люди есть где-то рядом, наша самостоятельность не убавится и не исчезнет. Просто станет немного теплее и безопаснее, если есть дверь, в которую можно постучаться холодной зимней ночью.

Или тихонько поскрестись лапкой…

Брак или дружба будут счастливыми, если они основаны на духовном родстве.

На общей системе высших ценностей.

Встретить, узнать «своего человека» можно благодаря этим высшим ценностям.

Например, мусору.

Это странно звучит, да? Помойка и высшие ценности. Надо в театре искать, в картинной галерее, на собрании духовно развитых людей или на эзотерическом форуме! Нет. Мало ли кто пришел в театр удовлетворить свои эстетические потребности. Или толкует о нравственном совершенствовании. Это еще не определяет человека.

А вот одна моя знакомая встретила своего будущего мужа благодаря мусорному черному пакету, битком набитому бутылками, костями, консервными банками и разной гадостью.

Эта девушка жила в деревне в Башкирии. И каждое лето на берег прекрасной реки приезжали туристы из разных областей. Место чудесное! И некоторые приезжие оставляли среди медовых ярких цветов в изумрудной траве всякую пакость. И костры иногда не тушили.

Девушка каждые выходные на своей старенькой машине приезжала на берег и собирала мусор. Мешки грузила в багажник. И увозила на свалку. Вот такая она была. Ей до боли было жаль природу.

Она ругалась, совсем не духовно. И услышала такую же ругань в адрес плохих людей, которые портят природу. И увидела симпатичного мужчину в очках с большим черным пакетом. Он тоже мусор собирал.

Это был художник из города, не очень молодой, но очень известный. Он приезжал на пленэр, но не мог спокойно смотреть на безобразие. Поэтому брал с собой мешки. И с пленэра увозил не только этюды, но и чужой мусор.

Вот они познакомились при таких обстоятельствах. И живут очень счастливо. И по-прежнему берегут природу и защищают животных. У них общие ценности оказались, что сразу было понятно.

Или другая счастливая пара. Они познакомились в сети, когда защищали от травли известного человека. Или еще одни мои знакомые; они вместе сбитую кем-то собаку отвозили в ветклинику. Вместе заплатили за нее. Вместе пристроили в частный дом – это большая сторожевая собака! И с тех пор они вместе.

Духовные ценности так просто распознать по поступкам человека. По мусорному пакету в его руках. Или по выжженной загаженной поляне, на которой он отдохнул.

Это касается и отношений. Отношений с людьми и с миром. Надо просто быть наблюдательным. Так и найдешь своих…

Когда все вместе

В одном доме неподалеку уже давно стоит елка.

Видно, как вечером мерцают разноцветные лампочки, ярко так! И на самом окне тоже горит, меняя цвета, гирлянда лампочек. От этого уютно на сердце; там, в домике, всегда праздник. Всегда Новый год! Хотя странно, конечно; еще была промозглая осень, когда в домике нарядили елку и зажгли синие, зеленые, красные и золотистые лампочки…

А дело вот в чем. В домике живет Альфия. У Альфии три дочки, три маленькие девочки. Старшая уже в первом классе, младшие еще в садике. А их папа работает на вахте, на Крайнем Севере. Он зарабатывает деньги. Они хотят строить большой дом. И машину купить хорошую. В деревне очень нужна хорошая прочная машина. И дать девочкам наилучшее образование они тоже хотят.

А поблизости нет хорошей работы. Вот папа девочек и работает на вахте. А осенью он приехал домой. Время быстро пролетело! И уже пора возвращаться на работу.

Девочки спросили: приедет папа на Новый год? Будет елка? Как без папы праздновать-то?

И предприимчивая Альфия сказала, что ничто не мешает елку нарядить прямо сейчас. И подарки под нее положить прямо сейчас. И гирлянды зажечь вместе с папой. И хоровод вместе водить вокруг елки. А что такого-то? Нет никаких для этого помех! Папа дома. И каждый день будет праздник.

Они достали из сеней свою искусственную любимую елку и нарядили ее радостно. И гирлянду папа укрепил на окне. И подарки друг другу сделали; и делали каждый день. Это же семейный праздник, правильно? Вот и надо праздновать его, когда семья вместе.

Так они начали праздник с конца октября. А потом папа поцеловал девочек, жену и уехал. Уехал из радостного светлого дома с елкой и гирляндами, с подарками и поцелуями.

И это счастливый домик и счастливая семья. У счастливой семьи и у счастливого дома свои правила. И длинные-длинные праздники.

Потому что праздник – это когда все вместе. Когда все счастливы. И можно обнять друг друга и подарить подарки – просто так. В честь счастья быть вместе в этом году и в новом; как можно дольше. Просто быть вместе…

Пора выходить

Мы ехали в поезде с мамой.

Мне было лет шесть, наверное. Ночью в купе зашла девочка с мамой. Мама девочки легла на верхнюю полку и уснула. А мы с девочкой стали разговаривать шепотом. Про все. И девочка показывала мне книжку с картинками; это была длинная сказка. Мы вместе читали; жил мальчик, у него была мачеха. Мальчик ушел в волшебную страну.

Разные ему встречались люди, плохие и хорошие. И разные создания, добрые и злые. Он шел, шел…

Было темно. Только в изголовье горели синие лампочки. Был тихий синий свет от них.

Потом проводница заглянула в купе. И сказала, что подъезжаем. Пора!

Мама девочки слезла. Достала чемодан, потом они ушли. Девочка забрала книжку; мама ей напомнила. И девочке было очень грустно. Она не хотела уходить от меня. И я не хотела. Но был город Пермь. И фонари вокзала светили.

Я так и не дочитала сказку. Я не знаю, чем кончилась история.

И с девочкой не наговорилась.

И я никогда не видела больше такую книжку. И такую девочку тоже.

В жизни не успеваешь наговориться с теми, кто интересен. И не успеваешь дочитать сказку. Человек только зашел – и уже пора выходить. Город Пермь. Или другой пункт назначения. Или тебе пора выходить. А ты ничего не успел…

Но все равно это было хорошо. И запомнилось.

А мальчик просто продолжает идти в волшебную страну. И сказка не кончается никогда. Вот в чем секрет.

Время есть только в поезде. На самом деле времени нет…

Без комментариев

Есть вещи, которые лучше оставить без комментариев.

Они излишни. И надо спасибо сказать тем, кто не стал комментировать, пусть даже самыми добрыми и сочувственными словами.

Одного хорошего сотрудника начальник выругал за небольшую оплошность последними словами при всех. А сотрудник хотел оправдаться, но вместо слов оправдания громко всхлипнул и расплакался. Он сам не ожидал такого. Но вот покраснел, открыл рот и не смог сказать ни слова. Слезы навернулись на глаза.

Это было публичное оскорбление и унижение. И потом начальник ушел. И все приступили к работе. Кто-то кофе приготовил. Кто-то звонил по делу. Кто-то за компьютером сидел…

Никто не подошел к молодому сотруднику и не утешил его. Хотя с ним говорили, как обычно. На разные темы. Но о происшедшем ни словом не обмолвились.

Оставили без комментариев и ошибку, и публичную брань, и слезы.

Вот и хорошо. Люди сделали вид, что ничего не было. Потому что иногда утешения, поддержка и обсуждение растравляют рану. Еще больше унижают и ранят. Ставят человека в позицию жертвы. Делают его мишенью сочувствия. Сочувствие тоже иногда ранит, вы заметили?

Сотрудник успокоился. И через несколько дней, исправив ошибку, сказал начальнику, что работа выполнена. Но поднимать на себя голос он больше не позволит.

Он справился. Он понял, что его поддержали вот так – сделав вид, что ничего не случилось. Без комментариев.

А потом начальника сняли. Коллективное письмо написали вышестоящему начальнику. Да и там самодуром давно были недовольны. Кто кричит и унижает других, тот, как правило, не справляется с работой.

Иногда нам не высказывают сочувствия и не обсуждают наш провал не из равнодушия. Это форма деликатности – не комментировать рану, не ковырять ее, не говорить на неприятную и болезненную тему. Потом все уляжется и забудется.

Комментарии иногда излишни и болезненны. Как ты расплакалась! Как подло с вами поступили! Как вас вытолкали взашей, как вы упали прямо в грязь! Какой гад этот предатель, вот что он про вас говорит! Мы так вам сочувствуем, это надо же так, извините, обделаться при всех!

Высшая деликатность – оставить иногда без комментариев провал человека. Не напоминать и не делать его жертвой. Но помочь, чем можете, если это возможно и нужно.

Уменьшительная магия

Один взрослый, солидный, успешный мужчина приехал к своим родителям в гости.

И снова почувствовал себя маленьким.

Трогательное начало, да?

С каждым днем и даже часом он чувствовал себя все более маленьким. Уменьшался на глазах. Он чувствовал себя все более маленьким, слабым, жалким и ничтожным. Так что к концу выходных превратился в гаденького такого карлика. Вернулся в детство.

Родители давно звали его в гости. А он все медлил. И вот приехал, наконец, сподобился вспомнить о тех, кто его родил в муках и выкормил. Воспитывал и учил. Такого тупого учить – сущее наказание. Но выучили на свою голову.

Хотя что толку в учебе? Все равно ничего не добился. Вот у соседей сын – у него хорошая должность. Он огромные деньги зарабатывает, не то что ты. И женился на хорошей женщине, не с панели взял, как ты. И дети у него прекрасные. Не то что твои бестолочи, которые не ценят бабушку и дедушку.

Я все пересказывать не буду. Но через два дня этот бывший сильный мужчина не мог встать с дивана. Силы иссякли. Сердце болело. Давление поднялось.

Он же с детства привык симулировать. Слабак и тряпка. Впрочем, может, это его жена отравляет, чтобы имуществом завладеть.

Этот крупный человек действительно как-то съежился, уменьшился. Когда его провожали добрыми бранными напутствиями, он был совсем маленьким. Карлик Нос, а не мужчина.

Есть такие люди, которые могут заставить нас уменьшиться. Стать неловкими криворучками, лгунишками, слабачками, неудачниками. Они превращаются в великанов, а мы – в жалких гномов. В ничтожество. А что следует за ничтожным числом? Ноль. А потом – небытие. Смерть. Тебя уменьшают, пока ты не исчезнешь.

Но это только если вы поверите в уменьшительную магию. Скорчитесь на диване и будете слушать злые заклинания. Или читать их.

Мужчина вернулся в город, где жил с семьей. Пару недель лечился у врачей и налаживал дела, которые пришли в ужасный упадок. Обнимал детей и жену. И снова вырос до нормальных размеров. Седины только прибавилось.

Но это ему повезло. Некоторые просто не успевают вырасти и спастись. Так и остаются маленькими. А некоторые исчезают…

И это не только о родственниках. Если вас начали уменьшать, надо спасаться и защищаться. Уходить туда, где вы нормального роста. И можете еще расти духовно и умственно…

Мера терпения

Одна женщина узнала, что муж ей изменяет. Банальная история; ей позвонили с анонимного номера и рассказали. Может, знакомые. Может, с работы мужа. А может, подруга той девушки, с которой муж встречался. Чтобы ускорить развитие событий и заставить жену развестись.

Потом жена в телефоне мужа нашла переписку. И узнала, что по четвергам муж встречается с девушкой в маленьком отеле на окраине города.

Главное, эта жена думала, что с ней такого никогда не случится! У нее был сильный характер. А с мужем они жили хорошо, во всех смыслах. Неправда, что к измене всегда приводят проблемы в отношениях. Иногда нет никаких проблем. Просто изменяют, и все. Ради ощущений, впечатлений, удовольствия… А что такого-то?

Муж любил жену. И говорил ей об этом. И сына любил, помогал ему, – сын учился в другом городе. Оканчивал университет. Все было хорошо. Дом строили. Отдыхать ездили. По душам говорили. Всегда и во всем были заодно.

Жена приехала тайно к невзрачному зданию. Взяла машину напрокат. И стала ждать. Увидела машину мужа; потом – как он идет с девушкой, смеется, рассказывает что-то… У девушки цветы в руках. Тоже хихикает. Привычно зашли…

Жена хотела зайти тоже и застигнуть мужа на месте преступления. В груди был раскаленный камень обиды, гнева, тоски… В глазах темно, дыхания не хватает.

Она никуда не пошла.

Потому что какой смысл? Он сначала начнет оправдываться. Потом перейдет в нападение. Потом начнутся тоскливые мрачные дни с постоянным гневным обсуждением, извинениями, просьбами, обещаниями… Еще к психологу можно походить. Чтобы там найти причины того, что случилось. Нехватка любви в детстве, кризис среднего возраста, надо учиться прощать, надо начать с чистого листа… В измене виноваты оба… Токсичная мать и либидо…

Да, это полезно, наверное. Но вот в чем штука; все это будет продолжаться и пожирать жизнь. И муж будет знать, что она знает. Знает про измену. Но при этом осталась с ним. Ноет, жалуется, обвиняет, но продолжает с ним жить. Значит, терпит. Значит, так можно. Она никуда не денется, поголосит и перестанет. И даже будет уделять больше внимания. Бояться, что он уйдет.

И придется с этим жить. Вот так.

Или надо сразу подавать на развод. Поделить имущество и остаться одной. Но мысли путаются, она не готова принять решение, ей больно!

Женщина уехала домой. А вечером пришел муж, цветы принес, начал про работу рассказывать и показывать образцы обоев для гостиной в доме. Улыбается. Совершенно спокоен. Она спросила: «Ты меня любишь?» – он с жаром ответил: «Конечно!» и обниматься полез. Ласковый такой. Хороший добрый муж…

Она ничего не сказала. Зачем отравлять жизнь скандалами, допросами, обвинениями – и продолжать жить вместе? Не доверять ни слову, шариться в телефоне, прислушиваться к разговорам, требовать клятв, изобличать и дальше жить вместе? И знать, что он знает, что она знает. И ничего, живет с ним. Значит, так можно. Это ничего страшного; только надоели эти допросы и истерики…

…Она подала заявление на развод. С юристами проконсультировалась. И через месяц спокойно все объяснила обескураженному и потрясенному мужу. Свой ход мыслей.

И сказала: «Давай не будем ссориться! Просто разъедемся. А потом когда-нибудь поговорим обо всем, хорошо?»

Она не вернулась к мужу. Она любила его. И стала как мертвая на какое-то время; постарела, поседела, все сидела в кресле после работы и молчала, глядя в окно.

А потом ожила. Постепенно, не сразу. И объяснила так: она бы погибла, если бы осталась с мужем. Она простила. Но жить вместе не могла; это была бы отравленная жизнь. А потом она уехала в другую страну по работе; и там началась новая жизнь. Она смогла.

Это не совет и не рецепт. Просто эта женщина знала себя. Понимала себя. И она приняла то решение, которое ей подходило. Она сохранила себя, свою личность и самоуважение. И спаслась. Хотя пережила страшное страдание.

Никто не примет за нас решение. Могут поддержать. Посоветовать. Дать рекомендации или своим мнением поделиться. Но во время крушения жизни каждый спасается сам; так, как именно он может спастись. Потому что спастись – это сохранить свою личность. И способы у всех свои. И личность у всех своя.

Главное – не действовать сгоряча. И не делать то, что нас разрушит. Не отравить свою жизнь. Понять свою меру терпения.

Не все могут жить отравленной жизнью. Иногда какой-то этап лучше пропустить. Пропустить тягостную серию, если не можешь ее вынести. Это все очень личное, индивидуальное…

А прощать надо. Слаб человек, всякое может случиться. Но не всегда возможно продолжать близкие отношения. Не все могут… Особенно – сильные.

Ценные советы

Я тут на днях кормила собак в деревне.

Это не бездомные собаки; они как бы домашние. Но бегают и просят, деревня же. У магазина побираются. И совершенно не жалко им купить колбасовидный такой холодец или ливерный паштет. Сытно, жирно, вкусно. Много!

Одна собака вроде овчарки. Но не овчарка. Другая – вроде таксы, на коротких ножках. Но не такса. Я вышла из магазина и дала им еду.

Подошел мужчина немолодой. И стал наблюдать, как собаки едят. И давать советы.

Надо было купить не холодец. А хлеб. Вот тогда и ясно стало бы, голодные собаки или притворяются.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2

Другие книги автора