bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Зейнеб Баирова

Состояние Лейля

От автора

Ну что? Я приветствую тебя, мой дорогой читатель!

Если ты сейчас держишь в руках эту книгу, значит, твоя жизнь точно изменится!

Не знаю, хочешь ли ты её менять, и я буду рада, если ты ответишь, что тебя в ней всё устраивает.

Но, как психологу мне известно, что стремление к развитию заложено внутри нас. Иначе человечество просто бы не выжило.

В этой книге ты не встретишь сложных психологических терминов и формулировок. Так уж сложилось, что я умею упрощать сложные вещи, как в жизни, так и в книге. Надеюсь, что ты это оценишь.

Я люблю людей и живу с большим интересом ко всему, что есть внутри каждого из нас. И для меня нет ничего ценнее и занятнее, чем опускаться в недра человеческого сознания и находить для него оттуда жемчуга. Некоторые из этих сокровищ настолько значимы, что я не смогла оставить их в своей записной книжке, и дала им место в этой книге. Поэтому, несмотря на лёгкость книги, глубина её всё же будет значительной. Мой главный инструмент в жизни – это диалог. Я верю, что в нём рождается глубочайшее понимание себя и окружающих. Путь к «встрече» с собой и с окружающими, рождается через беседу. Именно поэтому, работая над этой книгой, мне было важно говорить с вами. Говорить так, будто вы сейчас слышите меня, а я слышу вас.

За последние годы я разработала немало международных проектов, среди которых интенсив «Состояние Лейля» получил особый отклик. Это вдохновило меня продолжать работать над этой темой. И вот мы здесь.

Предвкушая эту встречу, оставляю вас с тем, что родилось за последние несколько лет и обернулось в этот скромный труд книгу «Состояние Лейля».

С большим уважением к Вам, за то, что выбрали эту книгу. Зейнеб Баирова. 25.01.2022 г. Симферополь/Акъмесджит.

Введение

«Он – Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера окрепла. Аллаху принадлежит воинство небес и земли. Аллах – Знающий, Мудрый» (Сура «Фетх», 4 аят).

Разве есть слова лучше, чем слова Всевышнего.

Именно с этих небесных посланий хочется начать знакомить Вас с тем, как устроен наш внутренний покой, и почему он так важен.

Наши сердца подвластны воле Создателя; безусловно, Он одаривает нас всеми благами, и только по его велению «КУН!» (Будь!), мы обретаем их, или напротив, теряем. Но причины для этого выбираем мы сами. Каждый раз, выбирая что-либо, мы создаём причины последующих событий, и воля Всевышнего определяет, быть тому, что мы выбрали, или нет.

Мы можем стремиться к благополучию, но этого будет недостаточно. Без определённых мер, действий и усилий мало что может измениться само по себе. Я думаю, многие из вас неоднократно слышали послания Корана:

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». Сура «Рад», 11 аят.

Как я понимаю «причины» в вопросе личностного развития?

Поиск причины – это обращение ко всему, что сотворено Всевышним для использования человеком ради его благополучия. Всё, чем наполнена Вселенная, создано для человека! Природные ресурсы, законы физики, химии и астрономии, знания анатомии, психологии и всевозможные науки, – в конечном итоге – это творения, данные человеку в помощь, чтобы облегчить его пребывание на Земле, с перспективами обрести счастье в обоих мирах.

Психология, как и любые другие науки, призвана служить человечеству с той же целью – обеспечить комфортное пребывание здесь, в этом мире.

И коль «внутренний покой» столь важен для нас с позиции мирского благополучия, так почему бы не дать шанс психологии помочь нам в этом, и стать той самой «причиной»?

Я не так долго живу, чтобы причислять себя к первопроходцам среди теологов и психологов в нашей стране, но мои двадцать лет опыта работы в религиозной жизни мусульман, и десять лет работы в кабинете психолога дают мне право рассуждать на тему места психологии в жизни человека. И мне известны те «надуманные конфликты», которые якобы возникают между научным знанием психологии и религии. Увы, здесь я могу лишь огорчиться и подчеркнуть надуманность этого конфликта по причине незнания вопроса сторонами конфликта. Я не буду развивать тему мнимого противостояния психологии и религии в этой книге. Эта тема, возможно, станет причиной моей следующей встречи с вами. Но это будет уже совсем другая история. Здесь лишь отмечу, что, независимо от уровня моего профессионализма и призвания психолога, моя вера – это важная часть моей идентичности. И за какой бы труд я не бралась, мои ценности будут отсвечиваться в них красной нитью.

В кабинете психолога я буду оставаться психологом и помогать клиенту решать проблемы на уровне его ценностей. Но думаю, что в написании книги, пусть с большим акцентом на психические процессы, где я основываюсь на научные труды психологов, я не откажу себе в возможности поделиться с вами моими духовными ценностями. Поэтому в некоторых местах этой книги вы встретитесь с текстами Священной книги мусульман – Корана. Если они обогатят ваши знания и направят на нужные мысли – это будет для меня большой радостью.

Как психотерапевт, который рос и развивался среди самых разных социальных и культурных слоёв общества, могу с уверенностью отметить, что мне знаком внутренний мир нашего человека. Рассуждая на тему того, как устроена личность, я всё больше убеждаюсь, что независимо от вероубеждения и приверженности к той или иной культуре, наши «боли» в чём-то схожи. Возможно, мы по разному относимся к тому, как эти «боли» воспринимать, и ещё важнее, как их «унимать», но принципы и пути того, как они рождаются, у всех одинаковы и подчиняются законам психики.

Боль утраты и отвержения, страхи и тревоги, стыд и вина работают по одним и тем же принципам, поражая одни и те же зоны нашего мозга, влияя на нашу психику и приводя нас в определённые состояния. И пусть за последние года я прожила более пяти тысяч часов терапии с самыми разными клиентами, работая индивидуально или в группе, независимо от того кем они были, я увидела нечто объединяющее всех их…

Кто-то из этих женщин жил торопливо, пытаясь везде всё успеть, и у них что-то даже получалось. Кто-то играл роль «хорошей» девочки, и её было так много, что это мешало порой просто сказать «нет», даже когда само согласие казалось абсурдным.

Изредка попадались мужчины, неспособные выключать телефоны в отпуску, из страха не работать, или мужчины, живущие с мыслью о внезапной невостребованности, с ночными кошмарами и депрессиями, вытекающими в игры в «танчики» или «контрстрайк».

Всех этих людей, с которыми меня свела профессия, объединяло чувство беспокойства. Может сейчас самое время начать здесь использовать психологическую терминологию, называя вещи своими именами, но, думаю, у меня ещё будет такая возможность.

Мне понадобилось несколько лет для того, чтобы убедиться, что «тревожное состояние», «невроз» – это не редкие клинические диагнозы в справочнике по психиатрии или учебнике по клинической психологии, а чума нашего времени.

Это вселенский недуг, не побоюсь этого слова, настолько стал естественным для нашего общества, что нормальное состояние уже считается отклонением от нормы. Гиперответственность и контроль, порой граничащие с патологией, общество стало называть «железным характером». Перфекционизм стали вешать как медаль за личные превосходные качества человека. Про трудоголизм и достигаторство в 21 веке можно промолчать, с оговоркой, что и там не обошлось без координаторов тревоги, которая «наследила», но осталась незамеченной. Всё это привело к тому, что благ цивилизации стало больше, но количество счастливых людей не увеличилось.

Среди которых, кстати, оказалась и я.

В июне 2021 года, я готовилась к XIX Всероссийскому съезду женских мусульманских организаций. Это историческое мероприятие, локация которого была выбрана не случайно, а это был Крым, где нужно было моё стопроцентное участие в качестве принимающей стороны и соорганизатора. Думаю, не стоит рассказывать о том уровне стресса, который был в моей жизни всегда, но в этот раз его масштаб удвоился. Произойди это со мной всего лишь пару лет назад я бы, вероятно, не спала весь месяц, качественно подготавливаясь к мероприятию. Вероятно, я бы отказалась от прогулок и встреч с близкими, отдыхать в процессе скорее было бы невозможным до момента, пока не прозвучит заключительная речь последнего спикера. Но в этот раз всё было иначе…

За время подготовки к съезду я не отменила ни одну консультацию, и даже успела слетать в небольшое путешествие. Всё было легко, я получала огромное удовольствие.

За пару дней до съезда мы ехали с мужем по городу. В машине звучала музыка, и в какой-то момент я заметила как же мне сейчас хорошо…

В жизни происходила суета, кроме всего прочего, мы с мужем проживали непростой период в профессиональной карьере, но внутри было тихо, спокойно.

Чувства «штиля» было так много, что захотелось плакать. Это было новое ощущение себя, которое тогда ещё не удавалось правильно назвать. Чтобы описать это состояние полноценно, слова «покой» не хватало.

Спустя пару часов после этого я оказалась в кафе. Когда пришло время расплатиться за ужин, оказалось что рядом со мной не оказалось, ни сумки, ни кошелька, ни даже телефона. Я благополучно оставила всё в машине у мужа.

Вечером, когда я вернулась, и мы встретились с мужем, я рассказала ему о своих приключениях. На что с большой улыбкой на лице, он сказал: «Я так рад видеть тебя такой! Сен Лейля олдынъ! (Ты стала «Лейля! (кр.тат))»

В этот миг я осознала, как сильно я изменилась…

Женщине, которая просчитывала всё на десять шагов наперед, оказаться без кошелька в городе было чем-то немыслимым. Но сейчас она с улыбкой договорилась с официанткой; не предугадывая ничего наперёд, перед вылетом в отпуск, накануне исторических событий, просто стояла посреди комнаты и хотела обнять весь мир, от осознания того, что оказывается так тоже можно жить!

«Состояние Лейля!» – вот что я чувствовала тогда, когда плакала от счастья утром, и сейчас. И всё, что я чувствую вот уже пару лет…» – услышала я ответ внутри себя.

Мы обнялись, как будто встретились впервые…

Эту минуту я обнимала двоих! Человека, который всё это время был рядом и видел моё перерождение. И свою «Лейля», которую я так долго ждала…

Тогда я и приняла решение сначала сделать интенсив, и позже, написать книгу «Состояние Лейля» и поделиться с миром тем опытом из личной практики, который проверен на себе лично.

Собственно, почему «Лейля», а не «Айше» или «Фатима» я ещё расскажу вам позже.

А пока, по порядку…


Всё ли так просто, когда речь идёт о спокойствии?

«Я – спокойный человек», – рассказывает мне как-то близкая приятельница. Не знаю, почему ей было важно этим поделиться. Возможно, она считает, что быть спокойным – это положительное качество. Но вот насчет фразы «я – спокойная» уверенности не было. Такая уж у меня профессия.

– Скажи честно, ты не переживаешь, если опаздываешь, нормально воспринимаешь, когда раздражаешь кого-нибудь, и не разваливаешься, если не успела сделать что-то на отлично?

– Да причём здесь мои чувства и переживания?! – слышу в ответ. – Какая бы сильная буря не бушевала внутри, я никогда не покажу этого снаружи. Даже сгорая со стыда или ненавидя другого, я не стану скандалить или делать нелицеприятные вещи. При любом раскладе могу держать себя в руках. Что бы ни происходило вокруг, я буду оставаться адекватной. Поэтому, да, я считаю себя спокойной.

– И это скрытое от посторонних глаз извержение вулкана ты называешь спокойствием? – намекая на нечто более глубокое, спросила я.

Мы посмотрели друг на друга. Наш диалог больше напоминал филологическую дискуссию, где оба собеседника вкладывали совершенно противоположный смысл в понятие спокойствия. Как и большинство из нас, моя приятельница придерживалась идеи, что внешнее спокойствие человека крайне важно. Ведь именно оно регулирует место в социуме, определяя качество нашей жизни в отношениях с людьми. И здесь речь идет о самообладании. Трудно не согласиться, что оно действительно играет большую роль во взаимоотношениях с людьми. Но как же быть

с тем, что внутреннее ощущения себя не менее важно, чем качество отношений с внешним миром?

Наружное спокойствие, т.е. самообладание, определяет климат внешнего мира, играя то позитивную, то негативную роль в отношениях между людьми. Внутренний покой же определяет гораздо большее. Это ось, вокруг которой будет выстраиваться наше восприятие мира.

Большинство людей ограничивают понятие спокойствия внешними атрибутами. Спокойствие понимается как отсутствие суеты. Причем суеты внешней. Человеку и вправду важно позаботиться о собственном комфорте и беречь себя от раздражающих факторов и триггеров. Но всё же внутренний покой – это нечто гораздо большее и глубокое, чем домик в горах или хижина на безлюдном острове. Спокойствие заключается не в мягком свете свечей романтического вечера и не в кружке горячего кофе по утрам. Спокойствие находят не в уединении и одиночестве, или, наоборот, в шумной компании. Его не найти у пылающего камина, завернувшись в тёплый плед в обнимку с книгой.

Люди привыкли искать спокойствие на виду, в видимых, осязаемых вещах, но оно намного глубже. Оно внутри. И если оно там потеряно, то не помогут ни безмятежный шум океана, ни тишина гор, ни лунные ночи. Роскошные туфли и новое платье принесут радость лишь на какое-то время, но и они будут только фоном, где внутреннее беспокойство будет жить в красивой упаковке.

Мы можем отвлекать себя как угодно. Путешествовать, менять место жительства и работу, уходить от «злых людей», менять имидж. Вероятно, это даже сработает на некоторое время. Но по-настоящему свободными мы становимся тогда, когда обретаем внутренний покой.

Спокойствие может быть тихим и громким, со слезами и без… Чтобы найти его, нужно быть честным с собой. По-настоящему искать ответа на вопросы «Кто я? И чего я хочу?» Не предавать эти ответы и дать им право хотя бы попробовать жить.

Спокойствие проживается по-разному, поэтому у каждого человека свой путь обрести его. Говорят: «Первый шаг открывает дорогу в миллионы километров». Сделав его сейчас, наш путь начнётся уже сегодня.

Я очень надеюсь, что эта книга поможет сделать те самые шаги навстречу к своему покою.


Является ли внутреннее благополучие целью в жизни каждого из нас?

Нужно ли стремиться к нему? Или стоит принять, что мир

– это испытания, а стремление к внутреннему покою и к мирскому благополучию не что иное, как иллюзия или, куда ещё хуже, заблуждение?

С точки зрения психологии всё понятно. Малейшие колебания во внутреннем мире личности важны, и чем больше контакта между внутренним и внешним, тем больше шансов договориться, а значит быть счастливым.

А если я вам скажу, что состояние внутреннего покоя – это ещё и цель нашей религии? Не самая основная цель, но фундаментальная, через которую рождается все остальное, гарантирующее нам благополучие?

В своём понимании счастья, Ислам отличается тем, что говорит нам о том, что человек не приходит в этот мир для страдания. Страдания могут быть, но это не более чем испытания, и уж тем более не единственный способ сближения с Богом.

Счастье важно. И оно невозможно для верующего без необходимого взаимодействия с душой.

Вам наверняка известно, как тоскует душа? Она зарывает во тьму всё светлое, что у неё есть, порой причисляя нас к неудачникам, порой искушая тем, что мы не имеем, но мечтаем заполучить!

Иногда она завидует другим, иногда испытывает злость и раздражение, и всё не успокаиваясь, толкает нас в бездну саморазрушения. Мы живём и страдаем, не осознавая причину тяжких тревог внутри нас, пытаясь подкармливать нашу душу чем угодно! Но она не насыщается… С каждым разом, преподнося ей очередную порцию пищи в виде удовольствий, мы порой лишь разыгрываем её аппетит. Утехи со временем поглощают человека настолько, что не найти нигде покоя: ни в кругу любимых людей, ни в большом красивом замке, ни на любимой тропе к мечтам… И человек чувствует, как Бог покидает его…

А ещё есть светлая сторона души, что тянется к благоухающему пространству доброты и умиротворения. Та душа, что давала клятву Аллаху, когда он спросил её после сотворения: «Не Я ли ваш Господь», и она отвечала: «Да, поистине Ты наш Творец». Сура «Араф», 7/172 аят.

Как же хочет покоя эта душа!..

Она ищет покой в эзанах, в улыбках людей, в помощи близким, в искреннем покаянии и смирении, в поклоне пред Всевышним!

Вечная война двух наших миров вытесняет внутреннее счастье и равновесие души… Тревоги, депрессии и страхи становятся нашими попутчиками, покуда победу не одержит Свет сердца!

В этой борьбе человека с самим собой, ради счастья в обоих мирах, Аллах указывает дорогу победителя. Опасные места на ней обозначены запретами, а также обязательными предписаниями и поклонениями. Каждое из предписаний подобно чаше целебного эликсира. Но одна из заповедей таит в себе особое исцеление для души! И это, несомненно, зов Всевышнего к Себе!

И без принятия этого приглашения, отвергая потребности души, какая-то её часть, навсегда останется неудовлетворённой.

Но наряду с душой, упомянутой в Коране, нам также известна и другая сторона сущности человека, его психика. О ней мы поговорим чуть позже, а пока давайте детальней рассмотрим понятие внутреннего покоя в рамках исламского богословия.

Всевышний Аллах говорит:

«Он – Тот, кто вселяет спокойствие в сердца верующих, чтобы они могли многократно укрепить свою веру». Сура «Фетх», 48/4 аят.

«…Он знал, что в их сердцах, и низвел успокоение на них и вознаградил их близкой победой». Сура «Фетх», 48/18 аят.

Эти аяты ниспосылались в самые трудные моменты жизни Пророка. В них неоднократно упоминается слово «сакина», корнем которого является слово «سكن», означающее «безмятежность, покой». От корня «سكن» происходят и такие слова как «остановка, жилище, пристанище». Антонимами этого слова являются «тряска», «суета» и «тревога».

Заглядывая в психологические словари, мы встречаемся с аналогичным толкованием понятия «внутренний покой». Это сознательное состояние психологического или духовного спокойствия, несмотря на потенциальное присутствие стрессоров. Состояние «покоя» определяется в психологии как «гомеостаз» и означает противоположность стрессу или тревоге, и это считается состоянием, при котором наш разум работает на оптимальном уровне с положительным результатом.

Учёные богословы так же пишут: «Сакина – это нахождение сердца верующего в состоянии доверия, уверенности, спокойствия, лёгкости и ощущение себя достойным».

Это состояние «душевной трезвости» выражается через доброе отношение к себе и к миру. Это избавление от беспокойства, спешки, скорости, сердечной слепоты и волнения, в результате которого у личности рождается «пристанище» души, «дом сердца» в котором безопасно.

Тревога и сердечные переживания присущи каждому человеку. Боятся все. Боятся даже те, кто силён верой и духом, кто подобно звёздам указывают нам жизненный путь. Это нормально – чувствовать страх. Задача личности – справиться с переживаниями, настигшими её в моменты невзгод.

Помните, как переселяясь из Мекки в Медину, Пророк и его лучший друг Эбу Бекир оказались в пещере «Севр»? Из за преследования многобожниками им пришлось тайно покинуть Мекку. Вслед за ними отправился отряд вооруженных преследователей. Избежав погони, они скрылись в пещере, которая была настолько неглубокой, что их можно было увидеть на расстоянии протянутой руки. Казалось, расправа была совсем близка…

Эбу Бекир рассказывает: «Когда мы были в пещере с Посланником Аллаха, то ноги многобожников были у нас на макушке, и я сказал ему: «О, Посланник Аллаха, если кто-то потянет тебя за ноги, они увидят нас!».

Когда он выразил свою озабоченность, и страх, Пророк (салляллаху алейхи ве селлем) ответил: «О, Эбу Бекир, почему ты беспокоишься о двух людях, третий с которыми – Аллах?»

Этот случай описывается в Коране, в 40 аяте суры «Тевбе»:

«Если вы не окажете ему (Мухаммеду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Эбу Бекиру): «Не печалься, ибо Аллах – с нами!» Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый».

Тот, Кто создал страх, Тот непременно создаст и успокоение. Спокойствие в сердца людей ниспосылается Всевышним. Но будет ли сердце спокойным и безмятежным, зависит от нас. Каждая личность выбирает, во что она будет верить, и что будет предпринимать, дабы обрести этот покой.

«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» Сура «Рад», 13/28 аят.

Создатель подсказывает нам, что поклонение и поминание Всевышнего даёт ощущение безопасности. Через связь с Аллахом укрепляется надежда на поддержку и покровительство, защиту и опору на Него. Так возникает душевный покой, нисходит спокойствие и умиротворение.

Доверие – это основа искренних отношений со Всевышним. Умение человека опираться на своего Создателя не всегда является вопросом исключительно веры и богобоязненности. Иногда опция «полагаться и доверять» базисно соотносится с психикой. И порой головой мы понимаем, что доверять как бы нужно, но сердцем это сделать гораздо сложнее. И здесь трудно разграничить психологический фактор от исключительно духовной составляющей. Они шагают рядом, и одно без другого не всегда работает. Если духовный аспект мы развиваем через знания, поклонения и укрепление связи со Всевышним, то психологический аспект возможно корректировать через законы работы мозга и механизмы психических процессов.

И прежде чем я начну беседовать на эту безграничную тему, предвкушая общение с вами, мои дорогие читатели, я обращаюсь к молитве Пророка Мусы (алейхи’с-селям), которую он читал в состоянии тревоги перед походом к Фараону с миссией рассказать ему о важном:

«Рабби’шрах ли садри. Ве ессир ли эмри. Вехлю-ль укъдатам милm лисани. Ефкъаху къавли».

«Господи! Раскрой мою грудь! Облегчи мою задачу! И сделай меня красноречивым, чтобы они могли понять мою речь» (Сура «Та-ха», 20/25-28 аяты. Эти аяты, можно читать как молитву, в состоянии тревоги).

Ближе к «Лейля»…

У моей бабушки была двоюродная сестра, которая жила в 100 км от нашего села. Все называли её «Гъамсыз». Долгое время я думала, что так её и зовут, и когда нужно было к ней обратиться, мы так и говорили: «Гъамсыз бита (бабушка (кр.тат.))». Вопросов к происхождению имени было много. Гъамсыз в переводе с крымскотатарского означает «беззаботная, беспечная», но мы продолжали верить, что это её настоящее имя.

Гъамсыз бита не была положительным примером для нас. По крайней мере, так говорила моя бабушка. Гъамсыз была известна своей лёгкостью, благодаря которой заслужила это прозвище. По словам родственников, она могла два дня подряд кормить семью одной и той же едой, не ломая голову над тем, что приготовить завтра. Даже в сложные 60-е, если не хотела готовить, она могла сходить на местный базар с мужем под ручку, и отведать там узбекской самсы. При этом совсем не переживая за деньги.

Гъамсыз бита не убивала себя домашней работой. Ведь несколько раз в году, спокойно оставив хозяйство, она гостила у своих сестёр по нескольку недель. Подушки в её спальне не были накрыты кружевными накрахмаленными, как это было у других. Вся посуда в доме Гъамсыз бита была разношёрстной, ни одного целого комплекта. Из-за этого многие считали её неряшливой, хотя я не замечала в её доме никаких признаков нечистоплотности.

Её отношение к мужу также стало объектом для насмешек. Даже гостить к сёстрам она ездила с ним. Называла его при всех – «Муратым (кр.тат.) мой Мурат».

«Гъамсызнынъ юкъусы кельсе, бара джата!» – «Если Гъамсыз хочет спать, она идет и спит!» – вспоминали с осуждением родные.

И самым большим её «преступлением» было то, что она не заморачивалась перед гостями, не готовила горы еды к их приезду, а могла подать на стол то, что есть в кастрюле. А если Гъамсыз бита болела или плохо себя чувствовала, то так и говорила: «Не приходите»!

Гъамсыз бита была счастлива в браке, несмотря на то, что многим её выбор был не понятен. Моя легкомысленная бабушка прожила долгую жизнь, и только после её смерти я узнала, что звали её совсем по-другому…

Интересно, как бы назвали эту женщину сейчас? И так ли она неуместна в 21 веке?

На страницу:
1 из 3