Полная версия
О русской доблести и славе
У монголо-татар сложилось такое правило. Битву они начинали с того, что перед приготовившимися к бою войсками появлялся монголо-татарский силач. Он призывал кого-нибудь из воинов вражеской стороны провести с ним бой. Выходил противник. Начиналась схватка. За ней внимательно все следили. Интересно, кому же достанется победа?!
Так было и на Куликовом поле. Едва отступил туман, выехал вперёд ханский богатырь. Звали его Челубей. Имел он кличку Железный Воин.
Челубей – красавец, и конь у него красавец. Сам богатырь, и конь под ним богатырский. И пика – всем пикам пика.
Обратившись к русским войскам, Челубей прокричал:
– Выходи, кто смелый!
Выехал вперёд русский воин. Звали его Пересвет.
Когда великий князь Дмитрий Иванович собирался в поход на монголо-татар и ездил в Троицкий монастырь просить благословения у Сергия Радонежского, великий пастырь пригласил к себе двух послушников, двух молодых людей, которые готовились стать монахами.
– Пересвет, Ослябя, – назвал их имена.
Будущие монахи были рослыми, статными.
– Отдаю тебе, княже.
Перекрестил Сергий Радонежский послушников. Поехали Пересвет и Ослябя вместе со всеми навстречу врагам.
И вот Куликово поле. И вот вызов Челубея.
Выехал вперёд Пересвет. Грозный вид у Челубея. Но такой же грозный и у Пересвета. Огромная пика у Челубея. Такая же огромная у Пересвета. Конь под Челубеем – как дуб могучий. Такой же под Пересветом громада-конь.
Разъехались богатыри в разные стороны. Развернулись. Устремились навстречу друг другу.
Несётся конь Челубея.
Несётся конь Пересвета.
Всё ближе всадники, ближе.
Изготовились пики. Сблизились кони. Удар Челубея. Удар Пересвета.
Замерли все на поле. Что там? Кто впереди? У кого победа?!
Видят люди – рухнули богатыри. Не поднялся с земли Пересвет. Не поднялся с земли Челубей. От страшных ударов погибли оба.
Установилась на миг тишина. И вслед:
– К бою! К бою!
Сошлись войска. Закричала, заклокотала, загрохотала битва…
Крик
Ударили мечи о мечи. Боевые топоры сошлись с топорами. Устремились к щитам и кольчугам пики. Запели смертельную песню стрелы.
Перемешались конные, пешие. Не велико по размерам Куликово поле. Лошадям развернуться трудно. Бойцам размахнуться трудно. Рубят, колют, давят люди друг друга. Крики, стоны идут по полю.
Два часа прошло в равном бою. Лишь на землю людские тела как снопы валились.
На первых минутах битвы погиб князь белозерский, погиб князь тарусский, ещё трое князей погибли.
От страшного удара по голове свалился и ратник Роман Узда. Он из-под Владимира, с речки Клязьмы. Лежит воин в ряду с другими. Покидает Романа жизнь. Промелькнуло в памяти детство, родители, невеста Аннушка, сестрица Сафьянушка, речка Клязьма. Закрылись глаза Романа. Приготовилась душа отлететь от тела.
И вдруг… Показалось Роману, что кто-то в небе прокричал над его головой. Задержалась вдруг в теле душа на минутку. Приоткрыл он глаза. Прямо над ним пролетала большая белая птица. «Так это же лебедь!» – понял Роман.
– Вставай! – прокричала Роману птица.
На реке Непрядве, там, где Непрядва впадает в Дон, водились белые лебеди. Видимо, один из них и оказался над полем битвы. Что его сюда привело? То ли шум нарастающей схватки. То ли просто облетал он места знакомые. А может, птичьей своей душой понял лебедь беду человечью. Прокричал он и спас своим криком Романа. Шевельнулся воин. Привстал. Вернулась к Роману жизнь.
Уцелел Роман в Куликовской битве. Вернулся к себе на Клязьму. Развёл лебедей. Нет с той поры для Романа милее звука, чем крик белоснежных птиц.
Великокняжеский стяг
У русских полков и отдельных отрядов были свои боевые знамёна. Оберегали дружинники их в бою. Если возвышается флаг над полком – значит, воины крепко держатся.
На Куликовом поле помимо полковых и отрядных знамён был флаг и общий – великокняжеский. Это флаг великого князя Дмитрия Ивановича. Древко длинное, полотнище чёрное. В центре полотнища круг. В кругу был изображён лик Спасителя.
Возвышался стяг над Большим полком. Глянешь из Сторожевого, из Передового полка, посмотришь из полка Правой, Левой руки – вот он, главный на поле флаг.
Видел великокняжеский стяг из своей ставки на Красном холме и хан Мамай. Раздражало хана русское знамя. Приказал он своим солдатам прорваться к стягу и уничтожить флаг. Бросились ханские воины исполнять приказ. С большим трудом, но пробились. Завязалась здесь ярая схватка.
– Не подпускай их! Ломи! Круши! – кричал воин из Большого полка, московский гончар Ерёмка.
И всё же дотянулись люди Мамая до флага. Изрубили монголо-татары древко. Рухнуло главное русское знамя.
Хан Мамай видел успех своих воинов. Доволен Мамай. Даже улыбка суровые губы тронула.
Продолжается битва.
Отвёл хан Мамай взгляд на минутку от этого места. А когда вновь посмотрел – не поверил своим глазам. Над тем же местом, там, впереди, над Большим полком, вновь колыхалось знамя. Вот чёрное полотнище. Вот круг на полотнище. Вот изображение русского Бога.
Решил хан, что ему померещилось. Протёр он глаза. Нет, на прежнем месте лик Спасителя.
Оказалось, отбили русские флаг. Вновь он отовсюду виден. И со стороны Передового полка, и со стороны Сторожевого, и от полков Левой, Правой руки, и из всех других мест. Видят русские: флаг развевается в небе. С новой силой бросились в битву.
«Что же медлишь, Засадный полк?!»
День перешёл за полдень. Полдня уже длится битва.
Потеснили монголо-татары наш левый фланг. Дрогнул полк Левой руки. Вот-вот прорвутся монголо-татары, выйдут в тыл Большому полку.
Помнят русские, что в резерве – конный Засадный полк.
– Что же медлишь, Засадный полк?!
Всё сильнее удар врагов.
– Иди на помощь, Засадный полк!
Возглавлял полк воевода Дмитрий Боброк. Перед сражением на Куликовом поле князь Дмитрий Иванович наставлял Боброка:
– Стой до конца. Не торопись. Жди для боя момента главного.
Дмитрий Боброк – воевода опытный. Он и сам понимает: выйдешь до срока – никому не поможешь. Тебя съедят. Чуть запоздаешь – и вовсе плохо. Ложка дорога к обеду.
– Не торопись, – вновь повторил князь Дмитрий Иванович.
– Слушаюсь, – ответил воевода Дмитрий Боброк.
Всё тяжелее дела на Куликовом поле. Жмут с новой силой монголо-татары. Миг, ещё миг – и победу схватят.
– Что же ты медлишь, Засадный полк?!
Не устоял, побежал полк Левой руки.
– Что же ты медлишь, Засадный полк?!
Заколебался, качнулся Большой полк.
– Ну где ты, где ты, Засадный полк?!
И вот.
– Готовься! – наконец прокричал Боброк. Выждал, когда монголо-татары оказались к конным спиной: – Отцы и братья! Сыны и други! Бог нас хранит. Вперёд!
Сорвался с места Засадный полк. Выскочили всадники из дубравы.
Неслись Иваны. Неслись Степаны. Земля гудела. Земля дрожала. Неслись Николы. Неслись Егоры. Сама отвага вперёд летела.
Ударил Засадный полк в спину монголо-татарам. Понимают те: прибыли свежие русские силы.
Увидели помощь и отступившие было русские. Остановились, повернулись, сами набросились на врагов.
Рубились Иваны. Рубились Степаны, Николаи, Егоры, Федоты, Провы… Земля гудела. Земля дрожала.
Всё изменилось на Куликовом поле. Не удержались, побежали монголо-татары.
Победа! Победа! – кричало небо.
«Где ты, княже?!»
Победа! Победа! А где же великий князь?!
– Тут был!
– Рядом сражались!
– Вместе стояли!
Не откликается князь.
– Княже!
– Князь!
– Дмитрий Иванович!
Не отвечает князь.
Великий князь Дмитрий Иванович всю битву провёл, сражаясь в Большом полку. Отсюда и шли от него команды. Тут он и бился, как простой воин. Он на коне. Рубит мечом. Но и монголо-татары рубят.
Рухнул под князем конь.
Подвели нового.
Рубит великий князь. Но и монголо-татары рубят.
Рухнул под князем второй конь.
Подводят нового.
Бьётся великий князь.
Рухнул под князем третий конь.
Подвели четвёртого. Но и этот под ордынскими взмахами рухнул.
Перешёл князь на пеший бой. Рубит мечом направо, рубит мечом налево. Но и монголо-татары рубят.
Обступили монголо-татары князя. Вот три человека на одного. Вот пять человек на одного. Вот семь человек на одного.
По высокому шлему, по латам, которыми прикрыта грудь князя, по кольчуге идут удары. Удар. Снова удар. И ещё удар. И опять удар. Покидают силы великого князя. Глаза застелил туман…
Закончилась битва. Победили русские. Ходят по бранному полю воины. Ищут князя:
– Князь!
– Княже!
– Дмитрий Иванович!
Не отзывается князь.
Может, лежит без сознания. Может, убит. Может, другими телами привален.
– Князь!
– Княже!
– Дмитрий Иванович!
И вдруг:
– Нашли! Нашли!
И верно, был разыскан великий князь. И правда, был он без памяти. И верно, другими телами придавлен.
Вынесли великого князя на открытое место. Дали воды. Открыл он глаза.
– Княже, победа! Победа, княже!
Разгромили русские монголо-татар в великой битве на Дону, на Куликовом поле. Получил за эту победу великий московский князь Дмитрий Иванович прозвище Дмитрий Донской.
Гусиный брод
Подходя к Куликову полю, монголо-татары переходили речку Красивая Меча. Разведывали удобную переправу. Разыскали Гусиный брод.
Докладывают Мамаю:
– Разыскали Гусиный брод.
Гусиный брод – значит, самое мелкое место на реке. Даже птице вода по пояс.
Понравился Мамаю Гусиный брод. Момент – и войска переправились на противоположный берег.
И вот разбит Мамай на Куликовом поле. Бежали с позором монголо-татары. Бросились русские за ними в погоню. Уходят монголо-татары степными дорогами, хлещут плётками лошадей.
Бежал поспешно и хан Мамай. То и дело переходил из седла в седло.
– Быстрей! Быстрей! – торопил приближённых.
Вот и речка Красивая Меча. Вот и знакомый счастливый Гусиный брод. Спасла монголо-татар переправа. Перемахнули, как на крыльях, Гусиный брод. Перелетел через Красивую Мечу, словно стрела из лука, и сам хан Мамай.
Спасся Мамай от погони, позора и плена.
– Уберёг нас Гусиный брод, – шепчут ему приближённые.
Спасся тогда Мамай. И всё же печально закончилась жизнь Мамая. Не простили ему в Золотой Орде поражения на Куликовом поле. Изгнали. Бежал хан Мамай ещё дальше, на полуостров Крым.
Но и здесь не нашёл он покоя. Убили в Крыму Мамая.
Не пришла к Мамаю в Крыму удача. Не попался хану Гусиный брод.
Рассказы о Смутном времени
События, о которых ты сейчас прочитаешь, происходили в начале XVII века – почти четыреста лет тому назад. Тогда наступили трудные для нашей Родины времена. В отечественную историю они вошли под названием Смутного времени.
Смутное время – недоброе время. О Смутном времени на Руси начинается наш рассказ.
Три дочери, пять сыновей
У царя Ивана Васильевича Грозного было семь жён. Было восемь детей: пять сыновей, три дочери. Мальчиков звали: Дмитрий, Иван, Фёдор, Василий, ещё один Дмитрий. Не благоволила судьба к детям Ивана Грозного. Все три дочери и сын Василий скончались в младенчестве. Трагически, не достигнув года, погиб и первенец царя Ивана – царевич Дмитрий. Второй по рождению сын царя Ивана, названный по имени Грозного также Иваном и ставший наследником престола, скончался после тяжёлых побоев, которые нанёс ему посохом во время ссоры отец. Самый младший из сыновей царя Ивана – назвали его в память о первенце Дмитрием – родился незадолго до смерти Ивана Грозного. Не пожалела судьба и царевича Дмитрия – накололся он на ножик, играя в тычку.
В 1584 году после смерти Ивана Грозного на русский престол был посажен единственный из оставшихся в живых сыновей Грозного – Фёдор. Царь Фёдор Иванович был от рождения хилым. Воли слабой. Ума небольшого. Государственными делами занимался мало. Больше молился. Ездил по монастырям. Нередко сам поднимался на звонницы и бил в колокола.
Собирался к колокольне тогда народ:
– Глянь, глянь! Государь за звонаря!
Ударяет царь Фёдор в колокола. Упивается медным звоном.
Любил царь Фёдор и другие забавы. Особенно медвежьи бои. В круг, обнесённый стеной, выгоняли медведя. Входил охотник с рогатиной. Начиналась кровавая схватка. Следит царь Фёдор, кто кого одолеет: человек – медведя или медведь разорвёт человека.
– Ату! Ату! – выкрикивает царь Фёдор.
Не оставил после себя царь Фёдор наследника. Скончался бездетным.
Похоронили царя Фёдора. Проплакали прощальное любимые колокола.
У царя Ивана Грозного было семь жён, было восемь детей. Никого не осталось – ни детей, ни внуков. Некому вступать на престол русский.
Борис Годунов
– Годунова! Бориса Годунова! – кричала толпа.
Стоял боярин Борис Фёдорович Годунов, смотрел на собравшийся народ, вслушивался в крики.
– Го-ду-но-ва! Го-ду-но-ва! На царство – Годунова!
Покачал отрицательно головой Годунов, отошёл в сторону.
Отказался. Не желает.
Царь Фёдор Иванович был женат на Ирине Годуновой, сестре боярина Бориса Годунова. Вошёл при царе Фёдоре Борис Годунов в силу. Стал у царя ближайшим советчиком и помощником, соправителем, а затем, при живом царе, и правителем государства.
И вот, когда умер бездетный царь Фёдор Иванович и надо было решать, кому же вступать на престол русский, то многие стали называть имя боярина Бориса Годунова.
Не одного его предлагали. Называли князей Шуйских, называли бояр Романовых, князей Мстиславских. Многие о царской короне тогда мечтали. Спорили, кто из них по давности рода самый достойный.
– Мы самые достойные. Нам занимать престол, – говорили Шуйские.
– Нет, мы! – утверждали Романовы.
– Нет, мы! – кричали Мстиславские.
И верно. Все они из родов именитых, старинных, прославленных.
Куда же тягаться с такими Борису Годунову! Худосочен по сравнению с ними род Годуновых. Всего ничего как в боярах ходит. Многие лишь при царе Иване Грозном услышали, что есть на земле Годуновы. Приблизил в своё время Грозный Бориса Годунова. Из незаметных заметным сделал.
Не знатен родом Борис Годунов. Зато голову имеет ясную, светлую. Как вести дела государственные – разбирается. Немало сторонников у Годунова. Есть они и среди бояр. Есть и среди дворян. Главные церковники отдают ему предпочтение. Да и простой народ: из каждых троих два за Годунова.
Просят Годунова вступить на престол:
– Смилуйся, батюшка!
Не даёт согласия Годунов.
Но вот наступил день.
– Верой и правдой служить будете? – спросил Борис Годунов.
– Будем! – гудела толпа.
Дал наконец Годунов согласие.
Прокричали люди здравицу новому царю.
Несчастливое царство
Многое задумано Годуновым. Край непочатый забот государственных. Продолжает он дело Ивана Грозного. Ширится Русь к востоку и к югу. Возникают на самом юге русских земель новые города. В том числе и город, получивший имя Бориса Годунова, – город Царёв-Борисов.
Хорошеет, застраивается новыми зданиями столица государства – Москва. Сооружаются новые соборы и церкви, новые дворцы. Построена новая каменная стена, которая опоясала главные жилые части города – Белый город. Тянется она на несколько километров. Двадцать семь сторожевых башен насчитывает стена.
Расширилось при Борисе Годунове и печатное дело. Не только в Москве, но и в других городах появляются типографии. Одна из самых больших – в Казани.
Заботился Борис Годунов и об образовании. Покатили молодые русские люди «набираться уму и знаний» в далёкие дали: в Англию и во Францию, в немецкие земли и княжества.
Много и другого доброго было сделано на Руси. Но вот в стране начались суровые времена.
Лето 1601 года выдалось холодное и сырое. Двенадцать недель не прекращались дожди. Хлеба на полях не созрели. В стране начался голод.
Юшка и Анна – крестьянские дети.
– Есть хочется, – хнычет Анна.
– Терпи, терпи. Жди нового урожая, – настаивает Юшка.
Ждут они нового урожая. Мечтают о хлебе, о сытой жизни.
– Хлеба будет – сколько желаешь! – уверяет Юшка.
– Пирогов напечём, – улыбается Анна.
Ошиблись Анна и Юшка. Не наступили сытые времена.
Новое лето выдалось с сильными холодами. В неурочный час выпал снег. Ударили морозы. Погибли на полях всходы.
Третьим летом – опять на полях недород…
Несчастливым оказалось Борисово царство. Страшным был голод. Страшные времена.
А тут ко всему зловещие слухи поползли по Руси. Вспоминают в народе Углич. Вспоминают гибель царевича Дмитрия.
– Не напоролся он вовсе на ножик.
– Не была смерть случайной.
– Борисом Годуновым были посланы в Углич люди.
– По приказу Годунова был убит царевич.
– Чтоб не мешал взобраться Годунову на царский трон.
Всё упорней, упорней слухи. Поначалу – лишь шепотком, лишь из уха в ухо. А чем дальше, тем всё слышнее.
Тянется недобрая молва за Годуновым.
Монах Чудова монастыря
Прошло десять лет со дня смерти царевича Дмитрия.
На территории Московского Кремля почти рядом с царскими хоромами возвышался Чудов монастырь.
Мирно и мерно идёт жизнь монашеская. Ранний подъём. Ранний отход ко сну. Молитвы. Поклоны Богу.
Всё здесь спокойно, как море в безветренный час. Как застывшее облако в небе.
И вдруг:
– Бежал! Бежал!
– Кто бежал?
– Гришка!
– Какой Гришка?
– Отрепьев!
Григорий Отрепьев был монахом Чудова монастыря. Как и другие, рано вставал, рано ложился спать. Как и другие, молился Богу.
И вдруг бежал Отрепьев из монастыря.
Стояла ночь. Скользнула по каменным стенам тень. Растворился Гришка в ночном просторе.
Разное о Гришке Отрепьеве тогда в Чудовом монастыре говорили: и скрытен, и спесив, и упрям. И вообще не ясно – верит ли Гришка в Бога.
Вспоминали монахи:
– Об убиенном царевиче Дмитрии всё расспрашивал.
– И сколько бы сейчас было тому годов.
– Ох, не к добру, не к добру, – узнав о побеге Григория Отрепьева, шептались монахи Чудова монастыря.
Так потом и случилось.
Объявился
В те далёкие годы два соседних с Русью государства – Литва и Польша – объединились в одно. Получило оно название Речь Посполитая.
Речь Посполитая. Город Самбор. Ползут по Самбору слухи:
– Русский царевич в Самборе объявился, Дмитрий. Он сын русского царя Ивана Грозного. Не погиб царевич в Угличе, великим чудом спасся. И отныне он в Самборе.
Живёт царевич Дмитрий у знатного на всю Речь Посполитую человека. Это сандомирский воевода, сенатор, львовский и самборский староста Юрий Мнишек.
Во всей Польше, во всей Речи Посполитой с трудом найдёшь второго такого человека, как Юрий Мнишек. Говорят о Мнишеке: «Своего не упустит, чужое прихватит, за семью замками совесть сенатор прячет».
Нашёптывает Мнишек королю Речи Посполитой Сигизмунду III:
– Будет Речи Посполитой от царевича Дмитрия великая польза.
Усомнился в Дмитрии король Сигизмунд:
– Доподлинно ли он царевич?
– Царевич, царевич! – уверяет Мнишек. – Знающие люди его признали.
– Царевич я, царевич! – твердит и сам Григорий Отрепьев. – Чудом я спасся. Царевич я. Царевич Дмитрий!
Великие планы
У Юрия Мнишека великие планы. Решил он сделать Гришку Отрепьева русским царём.
Мечтает об этом Юрий Мнишек. Мечтает об этом и Гришка Отрепьев.
На всё согласен Гришка.
– Если станешь московским царём, отдашь Речи Посполитой часть русских земель? – спрашивает Юрий Мнишек. И называет половину Чернигово-Северской земли, половину земли Смоленской.
– Согласен, – отвечает Гришка Отрепьев.
– А отдашь ли мне, Юрию Мнишеку, часть русских земель? – спрашивает в другой раз Юрий Мнишек и называет вторую половину Чернигово-Северской земли, вторую половину Смоленской земли.
– Согласен, – отвечает Гришка Отрепьев.
Не только на словах даёт обещание Гришка. Специальные бумаги о том подписал.
Жители Русского государства и Речи Посполитой исповедовали разные веры. На Руси – вера православная, в Речи Посполитой – католическая. Требует Юрий Мнишек, чтобы Григорий Отрепьев отказался от русской и принял католическую веру.
Согласен Гришка. Клянётся, кроме того, католические храмы – костёлы – в Москве построить. Обещает пешком отправиться в далёкий польский город Ченстохов, чтобы поклониться католическим святыням.
Была у Мнишека дочь Марина. Понравилась, приглянулась Марина Григорию Отрепьеву.
– Хочешь – в жёны? – спрашивает Мнишек.
– Хочу, – отвечает Гришка.
Даёт согласие Мнишек на этот брак. Но и тут ставит свои условия. Самозванец должен будет уплатить Мнишеку миллион польских злотых из московской казны, а Марина Мнишек – получить на правах удельного княжества Новгородскую и Псковскую земли. Сама же свадьба должна состояться в Москве, и лишь тогда, когда Гришка Отрепьев станет московским царём.
– Стану московским царём! – заявляет Гришка Отрепьев.
– Стану московской царицей! – заявляет Марина Мнишек.
Великие планы у Юрия Мнишека. Великие планы у Марины Мнишек. Великие планы у Гришки Отрепьева.
«Мать» и «сын»
Осуществились планы Гришки Отрепьева. В русской истории его назвали Лжедмитрием I. Стал Гришка Отрепьев московским царём. Стала Марина Мнишек московской царицей. Помогли им поляки. Помогли многие из недовольных Борисом Годуновым русские.
Мать царевича Дмитрия – Мария Нагая – была шестой женой царя Ивана Грозного. После гибели Дмитрия её отправили в далёкий монастырь. Она получила новое имя – Марфа.
Многие годы прошли с той поры. Многое стёрлось в памяти. Постарела бывшая царица Мария Нагая.
Далеко на севере монастырь. На Белом озере. И вот однажды примчался в монастырь гонец. Это был посланец от Лжедмитрия.
Давно самозванец вынашивал смелую мысль: вот было бы хорошо, если бы царица Мария Нагая признала в нём своего сына. «Признает? Не признает? Признает? Не признает?» – мучился самозванец.
Повидался посланец с монахиней Марфой. Всё о царевиче Дмитрии ей рассказывал: и как он от смерти спасся, и как нашлись добрые люди, которые его воспитали. И как объявился царевич в Речи Посполитой. Обещал посыльный Марии Нагой золотые горы и кисельные берега.
Выслушала бывшая царица посланца. Долго о чём-то думала. Поверила, не поверила в чудесную историю своего воскресшего сына – трудно сказать. Однако к концу разговора кивнула утвердительно головой.
Быстро мчал от Белоозера к Москве резной возок. Резво бежали кони.
Встреча «сына» и «матери» была назначена в подмосковном селе Тайнинском. Толпы народа собрались у места встречи.
Встретились «мать» и «сын». Крепко обнялись. Расцеловались. Мария Нагая обливалась слезами. Плакал и самозванец.
– Признала! Признала! – неслись из толпы голоса.
После недолгого разговора с «сыном» Марию Нагую пересадили в богатую карету. Лошади тронулись. Путь – в Москву.
Рядом с каретой, пешком, с непокрытой головой шёл Лжедмитрий.
– Государь! Государь! Долгие годы тебе, государь! – кричали люди.
Чудеса
– Чудеса!
– Чудеса!
– Исцеление!
Недолго продержался Гришка Отрепьев на московском престоле. Всего один год. Ещё меньше была Марина Мнишек русской царицей. Всего неделю. Сбросили московские бояре самозванца с русского престола. Убили.
Русским царём был избран боярин Василий Шуйский. Однако не внесло это спокойствия в жизнь русского государства. Среди москвичей оказалось много людей, которые по-прежнему верили в Лжедмитрия как в настоящего царя. В Москве начались волнения. Люди требовали от бояр ответа, почему те убили царя Дмитрия.
Неслись голоса:
– Не хотим Шуйского!
Василий Шуйский был человеком хитрым, умелым на выдумку. Вот и в те тяжёлые для него дни вспомнил он о похороненном в Угличе царевиче Дмитрии. Приказал привезти его прах в Москву.
Вновь вспомнили про мать царевича Дмитрия – царицу Марию Нагую. Привезли к гробу. Она должна была подтвердить, что это как раз и есть настоящий царевич. Потрясённая женщина не смогла произнести ни слова.