Полная версия
Азбука спасения. Том 46
Преподобный Ефрем Сирин
Бог – сокровище милости, требует от нас хотя малой ревности, и вскоре одаряет и обогащает тех, которые ищут Его с полным сокрушением.
Приидите, братия мои, будем ревностны в посте, в молитвах, в чистой любви, чтобы вместе с постниками и благословенными праведниками взойти нам на небо и возлечь на Вечери блаженств.
Будь горящ духом, подобно святым, чтобы водвориться с ними в Царствии Небесном.
Преподобный Максим Исповедник
Душа благоумно движется, когда ее сила вожделевательная окачествована воздержанием, раздражительная ревнует о любви, отвращаясь от ненависти, мысленная пребывает в Боге, молитвою и духовным созерцанием.
Святитель Иоанн Златоуст
Так как он <Авраам> еще в раннем возрасте ни в чем не последовал заблуждениям отца, но показал ревность к угождению Богу, то еще в земле халдейской удостоился небесного посещения.
Святитель Феофан Затворник
О хранении Духа ревности по Богу
Пока есть ревность, присуща и благодать Святаго Духа. Она – огонь. Огонь поддерживается дровами. Дрова духовные – молитва.
Есть ревность по Богу? Значит, есть жизнь Христова в вас.
Бывает охлаждение ревности вследствие излишнего напряжения душевных сил, бывает и вследствие упадка сил телесных или нездоровья.
Надобно исполнять заповеди, и исполнять все, но естественного у нас нет желания, усердия и ревности на то. В покаянии, ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию, Божией благодатью возжжен сей огнь в духе нашем, он-то и есть сила на творение заповедей, и только он один и способен подъять все это бремя. Если в исполнении заповедей основание спасения, то дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он, там тщание, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу. Где нет его, там все прекращается и падает: нет жизни духа, он хладеет, замирает. Там пусть будет и творение дел добрых они добры будут только по форме, а не по силе и духу. Это тот огнь, который пришел возжечь на землю Господь наш Иисус Христос и который возжигается Духом Святым в сердцах верующих, нисшедшим в виде огненных языков.
О сем духе ревности Господь говорит: огнь приидох воврещи (Лк.12:49). Апостол заповедует духа не угашать (1Фес.5:19) и о себе свидетельствует: со усердием гоню (Флп.3:14). И у святых отцов он именуется разно: исканием, предложением, усердием, тщанием, теплотою духа и горением и просто ревностью.
Судя по сей великой важности и великому значению ревности, первым делом христианина-подвижника должно быть хранение сей ревности и усердия, как источной силы богоугодной жизни. Хранить, следовательно, употреблять особого рода приемы и упражнения, способствующие к сему. Какие же именно? Ревность должно сохранять таким же путем, каким она родилась, а родилась она внутренним изменением сердца, под невидимым действием благодати Божией.
Внутреннее, невидимое восхождение нашего духа до ревности началось пробуждением благодатным и окончилось решительным обетом ходить неуклонно в воле Божией. В этом восхождении соблюдалась постепенность самая строгая. Человек-грешник, живущий весь вне и потому называющийся внешним, пришедшею благодатию втесняется внутрь себя и здесь, как от сна пробужденный, узревает совсем новый мир, дотоле ему безвестный. Это первый толчок, после которого, при помощи Божией, чрез разные помышления и чувства, он мало-помалу высвобождается из первого мира, переходит в другой и повергается пред Царя его и Господа, предлагая Ему клятвенный завет навсегда быть Его рабом. Итак, желающему сохранять неугасаемою ревность, должно: а) пребывать внутрь, б) зреть новый мир и в) стоять в тех чувствах и помышлениях, чрез кои он, как бы по ступеням лестницы, восшел к подножию Престола Господа.
Вот что должно быть непрестанным упражнением, подвигом и деланием христианина-подвижника!
Чтобы не быть в грехе, надо грехи очистить Покаянием, и, приступая, приступить с верою и страхом в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими непричащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. Главное – иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо и добро делая, можно себе угождать.
РОЖДЕНИЕ ЛЮБВИ
Любовь духовная выше всякой другой любви, ничто земное не рождает ее: ни привычка, ни благодеяние, ни природа, ни время – она нисходит свыше, с небес. Святитель Иоанн Златоуст
Иисус Христос (Спаситель)
Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин.3:3).
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33).
Апостол Иоанн Богослов
Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:1—21).
У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца* и научившийся, приходит ко Мне. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин.6:45—47).
*слышавший от Отца – любви, пребывающей в сердце человека (Ник. Благовестник)
Преподобный Исаак Сирин
Любовь есть плод молитвы, и от созерцания своего возводит ум к ненасытному ее вожделению.
Преподобный Максим Исповедник
Любовь рождается от бесстрастия, бесстрастие от упования на Бога, упование от терпения и великодушие, сии последние от воздержания во всем, воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа.
Авва Исайя
От неведения лукавства других в человеке рождается любовь. От незнания злобы человеческой рождается любовь.
Преподобный Нил Синайский
Любовь порождается смиренномудрием и благоговением.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия – и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.
Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1:5).
Святитель Феофан Затворник
Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу… Вот это и должно быть предметом искания.
РОСА ЛЮБВИ
Любовь, объявшая душу любящего и угождающего Богу, погашает всякий пламень и производит чудесную росу… Святитель Иоанн Златоуст
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар… (Еф.2:8).
Святитель Иоанн Златоуст
Как в пещи Вавилонской, при столь сильном пламени, для трех блаженных отроков была роса, так и любовь, объявшая душу любящего и угождающего Богу, погашает всякий пламень (страстей) и производит чудесную росу.
Преподобный Ефрем Сирин
Окропи росою благодати Твоей
Изцели мя, Господи, и изцелею (Иер.17:14). Единый, премудрый и милосердый Врач, умоляю благостыню Твою, исцели язвы души моей и просвети очи ума моего, чтобы уразуметь мне всегдашнее Твое о мне домостроительство! И поелику сердце мое и ум мой объюродели (обезумели), то да исправит их благодать Твоя, эта истинная соль. Что скажу Тебе, Предведец, испытующий сердца и утробы? Ты один знаешь, что как земля безводная жаждет Тебя душа моя, и вожделевает Тебя сердце мое. А благодать Твоя всегда насыщала того, кто любит Тебя. Поэтому, как всегда внимал Ты мне, так и ныне не презри моления моего.
Ибо вот ум мой, как пленник, ищет Тебя, единого истинного Спасителя. Потому пошли благодать Твою вскоре прийти на помощь ко мне, и она насытит глад мой, утолит жажду мою. Ибо ненасытимо вожделеваю тебя, Владыка. И кто может насытиться Тобою, если истинно любит Тебя и жаждет света истины Твоей? Исполни прошения мои, Податель света, и даруй мне по молитве моей, источи в сердце мое единую каплю благодати Твоей: да возгорится в сердце моем пламень любви Твоей, как огонь в лесу, и как терния и волчцы да пояст (пожрет) лукавые помыслы.
Подай же мне богато и без меры, как Бог человеку, даруй, как Царь царствующих, умножь, как добрый отец. Если я, как порочный, отверг и отвергаю дары Твои, Ты, как наполнивший водоносы благословением Твоим, утоли жажду мою благодатью Твоею и, как напитавший пять тысяч, напитай меня, гладного благодатью Твоею, Владыка. Даруй, Человеколюбец, просимое рабом Твоим, умоляющим Тебя.
Ибо вот, и воздух светлеет, и птицы изменяют голоса свои от славы великой Премудрости Твоей. Вот и земля облекается вся в ризу разнообразных цветов, сотканную без рук человеческих, веселится и празднует двоякий праздник – праздник ради первородного сына своего Адама, потому что призван он к жизни, и праздник ради Владыки своего. Вот и море наполняется благодатью Твоей и обогащает плавающих по нему. Благодать Твоя даровала мне дерзновение возглаголать пред Тобой, и желание, какое имею в себе, понуждает меня идти к Тебе.
Змий, орудие человекоубийцы искони, приступая в это время, отверзает уста свои, кольми же паче вожделевающий Тебя раб Твой отверзет уста свои на славу и похвалу благодати Твоей. Ты, приявший и похваливший две лепты оной вдовицы, приими моление раба Твоего, умножь молитву мою, и даруй просимое мною, да соделаюсь храмом благодати Твоей, да вселится она во мне, и сама да научит меня, как благоугождать ей, сама, ударяя в гусли мои, да взыграет песни умиления, исполненные веселья, сама да свяжет ум мой как бы уздою, чтобы мне не согрешить пред Тобою, заблудившись, и не быть изринутым из оного света.
Услыши, Господи, услыши моление мое, и даруй, чтобы я, блуждавший и нечистый, соделавшись чистым, я, безумный, умудрившись, я, бесполезный, став полезным в стаде избранных Твоих подвижников и всех святых, благоугодивших Тебе, был призван в Царство Твое. Веселящиеся в раю сами ходатайствуют за меня и взывают к Тебе, единому Человеколюбцу. И Ты внемли молению их и спаси меня по ходатайству их. А я чрез них воздам Тебе славу за то, что услышал Ты молитвы их, и ущедрил меня, и не презрел моления моего. Ты, Господи, сказал через пророка Твоего: разшири уста твоя, и исполню я (Пс.80:11).
Итак, вот отверсты и сердце, и уста раба Твоего, исполни их благодатью Твоей, чтобы непрестанно благословлять мне Тебя, Христе Боже Спаситель наш. Окропи сердце мое, благий Человеколюбец, росою благодати Твоей. Ибо, как земля засеянная не может сама собой напитать произрастаний своих, без посещения Твоей благостыни, так сердце мое не в силах изречь благоугодное Тебе по благодати Твоей, если не принесешь плода правды. Вот, лето питает земные плоды, и деревья венчаются разнообразными цветами. И роса благодати Твоей да напоит мой ум, и украсит его цветами смирения, сокрушения, любви и терпения. И что сказать мне? Вот, молитва моя немощна, а беззакония мои велики и сильны. Грехи подавляют меня, и немощи мои тревожат меня, Ты же богат и благ, милосерд и щедр. Ты, отверзший очи слепому, отверзи очи ума моего, да непрестанно созерцаю красоту Твою. Ты, отверзший уста носящему ярем, отверзи уста мои на похвалу Тебе и на славу благодати Твоей.
Ты, положивший предел морю Словом повеления Твоего, положи предел и сердцу моему благодатью Твоей, чтобы не совращалось оно ни на десно, ни на лево (Втор.5:32) от красоты Твоей. Ты, давший воду в пустыне народу непокорному и пререкающему, дай мне сокрушение и глазам моим слезы, чтобы плакать мне день и ночь во все продолжение жизни моей со смиренномудрием, с любовью и с чистым сердцем. Да приближится моление мое пред Тя, Господи (Пс.118:169), и даруй мне святого семени, да принесу Тебе полные рукояти сокрушения. Аминь.
Святитель Иоанн Дамаскин
О чудо, высшее всех чудес! Жена соделалась высшей Серафимов. Да умолкнет премудрый Соломон, да не говорит, что нет ничего нового под солнцем! О Богоблагодатная Дева, храм Богосвятый, храм, украшенный не златом и камнями бездушными, но вместо злата сияющий Духом, вместо драгоценных камней имеющий многоценную Маргариту – Христа, перл Божества! Умоли Его коснуться устам нашим, дабы, очистившись, они воспели Его с Отцем и Святым Духом: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, едино Божество в трех Лицах! Свят Бог и Отец, благоволивший в Тебе и из Тебя совершиться таинству прежде век предопределенному. Свят крепкий Сын Божий и Бог Единородный, произведший Тебя ныне от бесплодной матери, дабы Самому, Единородному от Отца, родиться так же Единородным из Тебя – Девы Матери! Свят бессмертный, Всесвятый Дух, росой Божественной сохранивший Тебя невредимой от огня Божественного, так, как Моисеева купина прообразовала.
СВОБОДА ЛЮБВИ
Святая любовь – чиста, свободна, вся в Боге. Она действие Святаго Духа, действующего в сердце, по мере его очищения. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Иисус Христос (Спаситель)
Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики и познаете истину, и истина сделает вас свободными… Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:31,36).
Апостол Павел
Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира, но, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал.4:1—7).
Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти, а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве, а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам.
Ибо написано: возвеселись неплодная, нерождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал.4:21—31).
Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе, а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. О, если бы удалены были возмущающие вас! (Гал.5:1—12).
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал.5:13—26).
И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире (Еф.2:1—12).
Святой Антоний Великий
О свободе
Свободен тот, кто не рабствует сластям (чувственным удовольствиям), но господствует над телом посредством рассуждения и целомудрия, и с полной благодарностью довольствуется тем, что подает ему Бог, хотя бы, то было очень умеренно. Когда боголюбивый ум и душа войдут в согласие между собой, тогда тело смирно и нехотя, ибо тогда душа, действием ума, погашает всякое плотское движение.
Свободными почитай не тех, кои свободны по состоянию, но тех, кои свободны по жизни и нравам. Не должно, например, называть истинно свободными знатных и богатых, когда они злы и невоздержны, потому что такие суть рабы чувственных страстей. Свободу и блаженство души составляют настоящая чистота и презрение привременного.
Дело человека хороших качеств не продавать свободу свою ради приобретения богатства, хотя бы достающееся ему было очень значительно. Ибо сну подобны житейские блага, и богатство имеет только призрачный блеск, неверный и маловременный.
Бог, будучи благ и независтен (щедродателен), дал человеку свободу в отношении к добру и злу, одарив его разумом, чтоб созерцая мир и что в мире, познавал он Сотворившего всяческое для человека. Но человек неправедный может желать и не разуметь сего, может, к своему несчастию, не веровать и мыслить противно истине. Такую имеет человек свободу в отношении к добру и злу!
Преподобный Исаак Сирин
Свобода есть власть над помыслом, которая – от Бога
Тот, кто в вере и молитве предал себя Богу, не будет более мучим попечением о себе самом. Вверить себя Богу означает для человека, что он с этого момента не будет поглощен печалью о чем-либо или страхом перед чем-либо и не будет, опять же, мучим мыслью, подобно тому, кто думает, что никто не заботится о нем. Но когда от этой уверенности отпадает человек в сознании своем, отсюда впадает он в множество мысленных искушений, как сказал блаженный Толкователь в книге толкований на Матфея-Евангелиста: «Вся забота сатаны заключается в том, чтобы убедить человека, что Бог не заботится о нем».
Ибо он знает, что до тех пор, пока мы ясно осознаем эту заботу, и пока сознание это укоренено в нас, в полном покое пребывает душа наша, приобретаем мы также любовь к Нему и попечение о том, что угодно Ему. Именно этот помысел сатана стремится похитить у нас. Ибо без веры не может приблизиться человек к свободе помыслов.
Свобода есть власть над помыслом, которая – от Бога, она не позволяет страху перед чем бы то ни было приблизиться к сердцу, или какому-либо беспокойному движению, которое помрачает его, благодаря той великой уверенности, которую вера дает верующей совести. Молясь с верой, не следует спрашивать у Бога: «Что Ты дашь мне?» Ибо уверена свободнорожденная душа в том, что Бог не нуждается в этом. Но чего-то большего просит она у Него в молитве, а именно: «Сохрани для меня в сердце моем это великое сокровище веры, чтобы оно не было похищено у меня, и чтобы я не впал в бури помыслов». Впрочем, даже в такой просьбе не нуждается Бог.
Пока не разрушит человек веру сердца своего, то есть точное знание о Божественном Промысле, не впадет он в помрачение разума, от которого происходят беспокойство и печаль, но наполнена душа его на всякий миг светом и радостью, и ликует душа его непрестанно. И словно на небе живет человек в озарении помыслов своих, которые вера сердца его дает ему; и с того времени удостаивается он также откровения прозрений. Когда же усомнится человек в Промысле Божием о нем, тогда тотчас же впадает он во множество беспокойств. Ибо даже грешниками не пренебрегает Бог, тем более теми, кто заботится о должном, кто стремится приблизиться к познанию Его и любви к Нему. Тот, кто обрел помысел сей внутри себя, в мире и наслаждении пребывает постоянно.
Не связывай свободы своей тем, что служит к наслаждению, чтоб не сделаться тебе рабом рабов. Ибо в веке несовершенном нет совершенной свободы.
Святой Макарий Великий
После грехопадения осталась в человеке свобода, какую Бог дал ему вначале. Как совершенный не привязан к добру какой-либо необходимостью, так не привязан и ко злу погрязший в грехе и делающий себя сосудом дьявола. Ты свободен, и если хочешь погибнуть, то природа твоя удобоизменяема. Кто хочет, тот и покорствует Богу и идет путем правды, и владеет пожеланиями, потому что ум сей есть противоборник и твердым помыслом может победит порочные стремления и гнусные пожелания.
Напрасно, однако ж, думают собственной своей свободой устранить от себя поводы ко греху. Свобода, возможная для человека, простирается на то, чтобы противиться доводу, а не на то, чтобы при сей возможности непременно иметь и власть над страстями. Ибо сказано: аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий и трудится зиждущий (Пс.126:1).