bannerbanner
НЕучебник: как писать, чтобы нравилось
НЕучебник: как писать, чтобы нравилось

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3
Без «будущего измерения» – намеков и зацепок, которые укажут на возможные варианты развязки – читатель не сможет понять, чего, собственно, ждать от книги.

В завершении хотелось бы привести слова Карен Визнер:

Трехмерное литературное произведение обладает длиной (протяженность сюжета), шириной (композиция) и глубиной (богатые образы персонажей, сюжетные линии, детали; многослойные, хорошо проработанные сцены). Именно трехмерный характер текста позволяет читателю словно шагнуть сквозь страницу книги в вымышленный мир, где герои и события понемногу обретают собственную реальность. За счет трехмерности повествование обретает динамику, глубину, фактуру, богатую палитру смысловых оттенков. Страница книги словно превращается в волшебное стекло, за которым читателя ждет новая, неизведанная вселенная.

Упражнение 4.



Предлагаю вам сделать упражнение на построение схемы "будущего" я. В отличие от предыстории, будущее измерение персонажа (личность, окружение, конфликты и т. п.) не всегда напрямую зависит от тех событий, что должны произойти в книге. Необязательно показывать, что произойдет с каждым из персонажей через десятки лет. Но нужно наперед просчитать, что может случиться дальше и к чему выведет сюжет, если следовать логике развития характеров. Одно условие – будущее будет постоянно меняться по мере развития сюжета, но не менять героя на 180. Если можно изменить внешность и локацию безболезненно, то нутро героя резко изменить не получится.



Основные вопросы:

1.Чего ваш герой хочет от жизни?

2.Что нужно, чтобы этого достичь?

3.Что изменится, если он достигнет цели?

4.Что случится, если герой не получит желаемого?

5.Что стоит на кону?


(Пример: мы поженились и в скором времени в нашей семье намечается заметное прибавление. А после того, как мы подарили Адаму на открытие его личной галереи оранжерею на берегу моря…)


Обрати внимание, что «Завтрашнее я» довольно трудно найти в самом тексте в чистом виде. Обычно это или в эпилоге или подразумевается в каких-то репликах как самого персонажа, так и его окружения.


3. АВТОРСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ: КАК, ЧТО И ЗАЧЕМ?



Без правильной трактовки и исторической справки, не важно о реально существовавшем событии или значимом вымышленном событии в художественном тексте, – понимание произведения было бы затруднительно. Но что, если вместо нескольких десятков или сотен трактовок в нашем распоряжении будет аутентичная авторская расшифровка или по-другому – путеводитель. В этой статье я расскажу вам что такое литературный путеводитель, чем он может помочь, что в него может входить, также разберём примеры из литературы по авторской схеме.


Литературный путеводитель – это моё филологическое новшество, которое не нашло своего аналога за прошедшее с его создания время.

Благодаря путеводителю возможно понять что заложил автор то или иное название страны, города или имени персонажа. Путеводитель, название которого буквально делится на слова «путь» и «вести», сможет провести читателя по всем важным аспектам произведения без утраты их основной значимости при чтении. В путеводителе я раскрываю не только авторскую концептосферу, но и в подтекстовой форме можно найти отражение современного лингвокогнитивного контекста.


Лингвокогнитивный контекст – это языковая и мыслительная сфера, окружающая и современная автору

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА ЧТО ЭТО?

Если коротко – это процесс написания текста и его результат. Но есть нюансы.

Авторская концептосфера, в рамках романа или любого художественного текста, представляет собой базу мышления и информацию, которые передаются языком или какой-либо его единицей (словом, словосочетанием, предложением).

А вот если обратимся к филологии, то найдём такое сравнение В. Красных. Он сравнивает концептосферу с «когнитивным пространством», но отграничивает сферу общего когнитивного пространства от авторского – «индивидуальное когнитивное пространство – определенным образом структурированная совокупность знаний и представлений, которыми обладает любая языковая личность, каждый говорящий, и коллективное когнитивное пространство – определенным образом структурированная совокупность знаний и представлений, которыми необходимо обладают все личности, входящие в тот или иной социум». Такое виденье авторской концептосферы мне более близко, потому что каждое литературное произведение является когнитивной деятельностью автора.


А ЕСТЬ ПРИМЕР?

Яркий пример когнитивной деятельности или авторской концептосферы – творчество Дж. Р. Р. Толкина. Он создал совершенно новую и лингвистически интересную группу конлангов для повести «Хоббит, или Туда и обратно». Дж. Р. Р. Толкин не просто придумывал набор слов, связанных грамматикой, – он начинал с условий возникновения языка, его истории, с народа, который будет на нем говорить, и потом смотрел, как развивался язык под влиянием разных факторов. Эта группа конлангов была также расшифрована для понимания контекста повести, который бы, несомненно, был бы затруднён без справочной информации автора.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3