bannerbanner
Карьера в IT. Как найти работу, прокачать навыки и стать крутым разработчиком
Карьера в IT. Как найти работу, прокачать навыки и стать крутым разработчиком

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6

Алгоритмы – это общие способы решения различных задач информатики / программирования. Например, существует несколько видов алгоритмов, которые обычно используются для программной сортировки списков элементов. Каждый из этих алгоритмов сортировки обладает собственными характеристиками, которые касаются скорости, требований к размеру оперативной памяти и поддерживаемого типа сортируемых данных. В информатике существует множество алгоритмов подобного рода, а кроме того, вы должны уметь создавать вариации этих алгоритмов для решения тех сложных проблем, с которыми можете столкнуться в работе над реальными задачами.

Зачастую грамотное применение алгоритмов позволяет одному разработчику решить за час проблему, на решение которой другой разработчик потратит несколько дней. Если вы никогда не сталкивались с алгоритмами и совершенно не разбираетесь в их сути, то, работая над какой-либо задачей, можете даже не подозревать, что на свете давным-давно существует простое и элегантное решение этой проблемы. По-моему, все сказанное является весомым аргументом в пользу того, что навык работы с алгоритмами стоит потраченного на его освоение времени.

Структуры данных относятся к той же категории, что и алгоритмы, и их изучение тоже важно. Все разработчики ПО должны знать следующие типы структур данных:

• массивы или векторы;

• связанные списки;

• стеки;

• очереди;

• деревья;

• хеши;

• наборы.

Понимая принципы работы структур данных и алгоритмов, вы сможете легко и элегантно решить массу сложных задач, которые обязательно возникнут в вашей работе.

Когда я только начинал программировать, то плохо разбирался в структурах данных и алгоритмах, поскольку был самоучкой. Я не осознавал их ценность, пока не начал соревноваться в решении задачек на сайте TopCoder, где знание этих вещей дает серьезное конкурентное преимущество. Разобравшись с принципами работы этих технологий, я вдруг понял, что те проблемы, над которыми я ломал голову, будучи начинающим разработчиком, перестали вызывать у меня какие-либо сложности. На самом деле, я считаю, что алгоритмы и структуры данных являются одной из самых увлекательных областей разработки ПО. Это и вправду очень полезно – в работе над сложной проблемой использовать все эти вещи, чтобы решение было чистым, элегантным и быстро работающим. Лучшим ресурсом для изучения этой темы (на момент написания книги) я считаю книгу Гейл Лакманн Макдауэлл «Карьера программиста»[7]. Данная книга содержит практически всю необходимую информацию об алгоритмах и структурах данных.

Разумеется, изучение этой темы – задачка непростая, однако она стоит потраченных на нее усилий. Это один из тех навыков, которые выгодно «оттенят» вас на фоне коллег. Возможно, вы удивитесь, но БОЛЬШИНСТВО разработчиков ПО очень плохо подготовлены в этой области. Если вашей мечтой является устройство на работу в такую крупную компанию, как Microsoft или Google, без знаний алгоритмов и структур данных вас туда не примут.

Платформы разработки и связанные технологии

Чтобы стать хорошим специалистом, необходим опыт использования хотя бы одной платформы разработки и связанных с ней технологий и фреймворков. Вам, наверное, интересно, что такое «платформа разработки». В большинстве случаев за этим термином стоит операционная система (ОС), но он также применим и к другим абстракциям, действующим аналогично операционным системам. К примеру, вы можете быть разработчиком для macOS или Windows и специализироваться на ОС, но точно так же вы можете быть веб-разработчиком, ориентированным на конкретную веб-платформу.

Честно сказать, я не горю желанием сводить эту тему к обсуждению, что же именно представляет собой платформа разработки. У разных людей есть разные мнения на этот счет, но в контексте этой главы я считаю платформу конкретной средой, в которой создается ПО и которая имеет свои экосистему и особенности.

Как и в случае с выбором языков программирования, значение здесь имеет не конкретная платформа разработки, а сам факт ее выбора. Компании обычно нанимают разработчиков под конкретную платформу или технологию. Если у вас есть опыт в разработке ПО для iOS, то вам будет проще найти работу именно iOS-разработчиком.

Сказанное означает, что вы должны быть знакомы как с самой платформой, так и с тем, какие инструменты разработки, шаблоны и фреймворки обычно используют разработчики при написании программ для этой платформы. Может показаться, что язык программирования определяет платформу разработки, но в большинстве случае это не так. Давайте посмотрим, например, на такой язык программирования, как C#. Зная C#, вы можете писать программы для Windows, macOS, iOS, Android, Linux и даже для встроенных систем каких-либо устройств. И вот вам мой совет: выбирайте не только язык программирования, но и платформу разработки.

Фреймворк или стек

В дополнение к изучению определенного языка программирования и платформы я настоятельно рекомендую изучить соответствующий фреймворк или, что еще лучше, полный стек разработки. Возможно, вы сейчас не поняли ничего из того, что я сказал. Что такое фреймворк? Что такое стек? Что за набор непонятных слов?

Фреймворк – это набор библиотек, которые используются для создания кода на некоторой платформе разработки или на нескольких платформах. Как правило, фреймворк упрощает решение задач, стоящих перед программистом. Вернемся к примеру с C#. Большинство разработчиков на C# используют для создания приложений фреймворк. NET Framework. Этот фреймворк состоит из множества библиотек и классов, которые позволяют C#-разработчику работать на более высоком уровне абстракции, благодаря чему программисту не приходится «изобретать велосипед» всякий раз, когда потребуется что-то написать.

К примеру,NET Framework содержит код для работы с изображениями. Написать с нуля такой код очень сложно, поэтому данный фреймворк значительно упрощает жизнь разработчикам C#, которые пишут код, манипулирующий изображениями.

Чем фреймворк отличается от стека? Стек – это набор технологий, обычно включающий в себя фреймворки. Стек используется для создания приложения целиком, а не какой-то его конкретной части. Например, есть такой стек под названием MEAN. Данная аббревиатура расшифровывается как MongoDB, Express.js, AngularJS и Node.js. MongoDB – это технология баз данных. Express.js – платформа Node.js для создания веб-приложений. AngularJS – JavaScript-фреймворк для создания пользовательских интерфейсов веб-приложений. Наконец, Node.js – среда выполнения для разработки веб-приложений на JavaScript.

Разбираться во всех этих технологиях необязательно (если вы, конечно, не MEAN-разработчик). Главное здесь – понимать, что с помощью этих технологий и фреймворков можно создавать веб-приложения целиком – от начала и до конца. Стеки сильно упрощают создание приложений, поскольку образуют собой некую единую парадигму, которой может воспользоваться любой разработчик. В частности, приложениями, созданными на одном стеке, делиться будет проще, потому что вы всегда будете знать, что никакой компонент не будет конфликтовать с каким-либо другим.

В качестве еще одного аргумента в пользу стеков скажу, что знание стека означает наличие у вас полного набора навыков для создания приложения целиком. Многие компании, у которых есть приложение, созданное с использованием определенного стека, будут искать разработчиков, которые умеют работать с этим стеком, благодаря чему они смогут очень быстро включиться в работу, не тратя время на изучение используемой в этой компании технологии.

Понимание принципов работы баз данных

Несмотря на то что за последние годы ландшафт баз данных претерпел существенные изменения, мне кажется, что вряд ли эта технология исчезнет в ближайшее время. А раз так, то, наверное, стоит немного понимать, как она работает, не так ли?

На момент создания книги наиболее распространенными были два вида технологий баз данных: реляционные и документные. Я придерживаюсь мнения, что разработчик ПО должен быть как минимум знаком с реляционными и немного понимать принципы работы документных. При разработке ПО базы данных часто используются для хранения данных создаваемого приложения.

Некоторые команды имеют в своем составе отдельного специалиста в этой области – разработчика баз данных или администратора баз данных (DBA). Однако данный факт не означает, что вы не должны хотя бы немного разбираться в основных принципах работы баз данных.

Под термином «основные принципы работы» я подразумеваю следующее:

• как работают базы данных;

• как выполнять базовые запросы для получения данных;

• как добавлять, обновлять и удалять данные;

• как объединять наборы данных;

Кроме того, вам, наверное, будет интересно узнать, как извлекать и добавлять данные с помощью кода на выбранной вами платформе и/или фреймворке. Зачастую от разработчика ожидается умение писать код, взаимодействующий с БД.

Управление версиями

Управление версиями – одна из важнейших частей процесса разработки ПО. Раньше (до того, как системы управления версиями вошли в повседневный обиход программистов) разработчики попросту создавали общую сетевую папку со всеми файлами проекта или обменивались накопителями с разными версиями ПО на них.

Стыдно признаться, что я и сам занимался подобными вещами. Но я был молод и глуп, а у вас сейчас есть шанс не наступить на те же грабли. Сегодня ожидается, что практически каждый профессиональный разработчик знает, как использовать систему управления версиями для загрузки и скачивания кода из репозитория, а также слияния изменений из нескольких источников. Управление версиями на самом базовом уровне позволяет вам вести историю изменений различных файлов в общем проекте создаваемого ПО. Это также позволяет нескольким разработчикам одновременно работать над одним и тем же кодом, не мешая друг другу.

Я не буду вдаваться в подробности, лишь подчеркну, что вы должны уметь пользоваться хотя бы одной системой управления версиями. А лучше всего будет, если вы разберетесь в принципах работы большинства основных концепций управления версиями. Я очень сомневаюсь, что в мире существуют профессиональные группы разработчиков, не использующие системы управления версиями.

Сборка и развертывание

Сегодня большинство проектов по разработке ПО используют ту или иную систему сборки[8]. Конечно, существуют команды, которые до сих пор занимаются задачами тестирования и развертывания программы вручную, но это скорее исключение. Давайте сначала разберемся, что такое «система сборки». Позвольте задать вопрос.

Представьте, что вы написали код и даже поместили его в систему управления версиями. Как понять, что он вообще работает? А то вдруг у вас получилось что-то абсолютно неработающее, способное парализовать работу не только команды, но и всего отдела.

Именно здесь в игру вступает система сборки. Как минимум она скомпилирует весь ваш код и убедится, что он не содержит ошибок. Как максимум она еще может запустить модульные или пользовательские тесты, проверить качество кода и предоставить отчет о текущем состоянии кодовой базы.

Система развертывания отвечает за развертывание кода либо в производственной среде, либо в какой-либо тестовой.

Вы не обязаны быть экспертом в этих технологиях, но стоит понимать хотя бы основы их функционирования. Часто фактические обязанности по созданию и поддержке систем сборки и развертывания ложатся на плечи сотрудников из быстрорастущей области под названием DevOps («девопсы»). Однако наличие девопсов не освобождает вас от необходимости понимания основных принципов этой области знания.

Тестирование

Раньше разработчикам не нужно было заморачиваться тестированием разрабатываемого ими ПО. Программисты просто писали код, а затем отправляли его тестировщикам. Тестировщики искали баги, а программисты потом устраняли найденные ошибки. Именно так раньше выглядел процесс тестирования. Сейчас дела обстоят иначе.

Поскольку во многих проектах по разработке ПО используется так называемая методология Agile (мы обсудим ее чуть позже), сегодня разработчикам ПО и тестировщикам приходится работать в гораздо более плотном взаимодействии. Качество создаваемого кода стало обязанностью всей команды. Хотя лично я придерживаюсь мнения, что так было всегда. Отсюда следует, что вам все-таки придется хоть немного, но разбираться в тестировании. Например, вас не должны приводить в замешательство следующие слова:

• тестирование методом белого ящика;

• тестирование методом черного ящика;

• модульное тестирование;

• проверка граничных значений;

• автоматизированное тестирование;

• приемочное тестирование.

Хороший разработчик (а я надеюсь, что ваша цель – стать именно таким) всегда тестирует код перед тем, как показать его кому-то еще. Если вы хотите, чтобы к вам относились как к профессионалу, а не как к халтурщику, двух мнений по этому вопросу быть не может.

Отладка

Ах, у скольких начинающих разработчиков ПО разбились о скалы отладки их мечты стать крутыми программистами. Все хотят писать код, но никто не хочет заниматься его отладкой. Узнали, согласны?

А теперь серьезно. 90 % вашего рабочего времени в качестве разработчика будет тратиться на поиски ответов на вопрос: «Какого черта этот долбаный код не работает?» Я знаю, что это совсем не круто. Знаю, что вы хотите каждый день писать новый код. Однако реальный мир жесток, увы.

Если вы будете применять в своей работе такую методологию, как «разработка через тестирование», то, вполне возможно, сумеете сэкономить немало времени на отладке. И все же полностью избежать отладки своего или чужого кода вам не удастся.

Поэтому, вместо того чтобы следовать бессистемному подходу в том, что вам так или иначе придется делать, я предлагаю стиснуть зубы и потратить время на обучение приемам эффективной отладки. В главе, посвященной данному занятию, мы поговорим об этом более подробно, но я уже сейчас предлагаю вам слегка промочить ножки на берегу моря этой информации.

Методологии

Вы все еще не бросили читать эту книгу, несмотря на всю ту картину, что я перед вами развернул? Чудесно. Обещаю, этот раздел – последний. Честно-честно.

В то время как некоторые команды разработчиков программного обеспечения просто пишут код как Бог на душу положит, другие используют какую-нибудь методологию. Ну или, по крайней мере, делают вид, что используют.

(К слову: не ожидайте, что какая-либо команда действительно будет следовать методологии разработки ПО, которая у них используется де-юре. Я не хочу показаться циником или тыкать в кого-то пальцем. Я просто реалист и знаю, что есть масса людей, которые говорят, что используют методологии разработки ПО, например Scrum, исходя из того, что у них ежедневно проводятся собрания.)

Поэтому очень важно, чтобы вы были знакомы хотя бы с некоторыми из основных идей, лежащих в основе наиболее распространенных методологий разработки ПО. На сегодня таковыми являются «Водопад» и Agile.

Большинство команд утверждает, что использует Agile (читается как «Аджайл»). Надо сказать, что саму по себе концепцию Agile можно трактовать довольно широко, однако существуют некоторые выработанные на практике приемы использования этой методологии и даже, осмелюсь сказать, ритуалы, о которых следует знать, если вы хотите, так сказать, вписаться в команду «гибких» разработчиков.

Чуть позже мы еще вернемся к этому вопросу. А пока…

Ошеломлены? Спокойствие, только спокойствие

Понимаю, что вы увидели весьма внушительный список того, что нужно знать, чтобы стать разработчиком. А ведь мы только начали. Я более чем уверен, что из всего вышенаписанного вы поняли далеко не все, да и вообще пока слабо представляете, с чего следует начинать изучение всех этих штук.

Не переживайте, все так и должно быть. Вам не нужно знать все это прямо сейчас (если, конечно, вы уже не работаете программистом). Ну а если вы и правда являетесь действующим разработчиком и при этом понятия не имеете обо всем вышесказанном, то фу такими быть! Я, конечно, шучу, но не знать такое и правда стыдно.

В любом случае, я собираюсь охватить большинство из этих тем более подробно в части «Что нужно знать о разработке ПО». Поэтому можете пока расслабиться.

Далее мы поговорим о том, как получать технические навыки в целом. Поэтому, когда вы дойдете до главы, посвященной этим самым навыкам, этот материал не застанет вас врасплох.

Вопрос Джону!

Слушай, да в этой книге просто гора ссылок! А еще ты рекламируешь кучу своих и чужих продуктов. Что за фигня, чувак?

О, я даже рад, что вы об этом спросили. Давайте сначала поговорим о ссылках. Да, в этой книге их полным-полно, но вы не обязаны переходить по каждой из них. Открывайте лишь те, что интересны лично вам. Эти ссылки ведут на дополнительную информацию по той или иной теме. Я указываю их только потому, чтобы вы могли сильнее погрузиться в заинтересовавшую вас тему.

Честно говоря, большинство ссылок ведут на мои посты в блоге или видео на сайте YouTube, где я обычно раскрываю какую-либо тему гораздо шире. Ну или просто потому, что я посчитал их чертовски интересными.

(Кстати, если вы откроете ссылку https://simpleprogrammer.com/products/careerguide/links/, то попадете на страницу со списком ВСЕХ ссылок в книге, сгруппированных по главам.)

А что касается ссылок на другие мои проекты… Да, вы правы, это действительно реклама. Вы имеете полное право назвать меня меркантильным, но я предпочитаю называть это иначе – «быть умным».

Книги стоят не так уж и дорого. Так что написание собственной книги вряд ли можно считать рецептом обогащения. Скажу больше, если вы пишете книгу, у вас обязательно должна быть еще какая-нибудь мотивация для этого занятия, кроме заработка денег. Одной из причин, по которой я написал эту книгу, является продвижение других моих продуктов, которые, по моему мнению, могут принести вам пользу.

Я не считаю, что ссылок слишком много. И уж тем более я не принуждаю вас покупать хоть что-то по этим ссылкам. В этой книге больше 600 страниц и, по-моему, она ценна уже сама по себе.

Глава 4. Как развить технические навыки

Теперь, когда вы ознакомились со всем этим длинным списком необходимых технических навыков, вам, наверное, интересно, как вообще следует их развивать и сколько времени это займет. Но пусть вас не беспокоит вопрос времени. На всем протяжении карьеры разработчика вы будете постоянно заниматься совершенствованием своих навыков. Воспринимайте этот перечень как увлекательное путешествие, а не как конечную точку.

Вам всегда будет куда расти, если захотите. Надо сказать, что лично я потратил немало времени в попытках развить свои технические навыки, идя не в том направлении.

Однако, создав в течение трех лет более пятидесяти узкоспециализированных учебных курсов для программистов, я научился молниеносно развивать технические навыки, попутно обучая им других людей.

Раньше я думал, что лучший способ освоить то или иное техническое умение – это взять большой справочник и прочитать его от корки до корки. О, я прочел просто невообразимое количество книг, в каждой из которых было минимум 800 страниц. Надо сказать, это занятие не принесло мне хоть сколько-нибудь значимой пользы. Разве что мои руки, возможно, подкачались от их веса. Я не хочу, чтобы вы допускали те же ошибки, которые в свое время сделал я. Наоборот, я хочу показать вам гораздо более эффективный способ освоения новых умений.

Как научиться быстро учиться?

Перед тем как мы перейдем к изучению технических навыков, давайте немного отвлечемся и поговорим о том, какие бывают способы быстрого обучения чему-либо и о самообучении в целом. В следующей главе этого раздела мы рассмотрим тему самообучения более подробно, а пока я хочу остановиться на основах и поговорить о методологии, которую использую для быстрого изучения чего-либо.

Я уже говорил, что потратил немало часов своей жизни на изучение и преподавание различных технологий. Бывало даже так, что я за несколько недель полностью изучал какой-то язык программирования, после чего делал поворот на 180 градусов и шел его преподавать. В процессе я разработал довольно надежную систему освоения любого необходимого навыка, причем это было не столько сознательное усилие, сколько естественное следствие моих действий. Я пытался учиться так быстро, что мне приходилось придумывать эффективные способы добиваться этого и, естественно, развивать модели обучения, которые помогали мне все быстрее и быстрее осваивать новые умения.

В этой части книги я сделаю лишь краткий обзор основ быстрого обучения, а если вас интересуют подробности, то в главе «Мой десятишаговый процесс» (а также в некоторых других главах) моей книги «Путь программиста. Человек эпохи IT» вас ожидает целый курс, посвященный этой теме.

Основы

Суть моей идеи довольно проста. Прежде всего вы должны получить представление о том, что вы изучаете, а также оценить масштаб темы. Соберите достаточно информации об интересующем вас объекте, чтобы понять общую картину. Далее вам нужно сузить вопрос до такой области, которую вы легко сможете освоить за адекватный период.

Далее вам необходимо определиться с целью. Здесь я имею в виду, что вы должны понимать, зачем вы учите что-либо, а затем определиться с метриками, по которым будет понятно, выучили вы тему или нет. Многие люди хотят чему-то научиться, но совершенно не понимают, как проверить, что они действительно научились этому.

Найдя отправную точку, приступайте к сбору ресурсов для обучения. Я рекомендую не просто открыть какую-то одну книгу и методично ее штудировать, а собрать несколько источников: другие издания, блоги, подкасты, журналы, видеокурсы и учебные пособия, мнения экспертов и так далее.

После того как у вас наберется несколько подобных ресурсов, создайте с их помощью личный учебный план. Я вижу его как некую систематическую последовательность шагов, которые должны привести вас к определенной заданной цели. Например, вы можете использовать оглавление одной из выбранных вами для чтения книг, чтобы понять, в каком порядке лучше всего изучать вопрос и какие вещи являются наиболее важными. Как только вы определите порядок, в соответствии с которым будете учиться, можете смело считать, что половина работы уже сделана.

Далее приступайте к погружению в тему. Сверяясь с планом, изучите в каждом модуле достаточное количество информации, чтобы запустить процесс обучения, а потом попробуйте «сыграть» самостоятельно. После чего отдельно поработайте с вопросами, которые были непонятны в процессе «игры». Так вы сможете обучаться на практике.

Главное на данном этапе – не поглощать сразу слишком много информации. Играя соло, будьте естественно любопытны, чтобы стимулировать обучение. Затем вернитесь к тексту и прочитайте его или воспользуйтесь материалом по интересующей вас теме, держа в голове вопросы и опираясь на полученный вами опыт, который поможет вам понять, какие вещи действительно важны.

Одной из самых больших проблем, с которой люди сталкиваются в процессе изучения объемной темы, является непонимание того, что важно, а что – нет. «Покрутив» материал и сформировав собственные вопросы, вы поймете, как решить эту проблему. После этого материал будет усваиваться куда легче, поскольку вам уже будет понятно, на что нужно обращать внимание прежде всего.

На следующем этапе попробуйте научить кого-то тому, чему вы научились сами.

Пока не особо важно, кем будет ваш ученик и в каком формате будет проходить обучение. Вы можете «обучать» хоть свою собаку или белочек в парке, суть сейчас не в этом. Здесь важно то, что в процессе рассказа вам приходится упорядочивать свои мысли таким образом, чтобы их можно было внятно выразить.

Именно на этом этапе изучение переходит в понимание.

В общем, все вышесказанное и есть та самая формула быстрого обучения. Если вы хотите увидеть более обстоятельный пример в компании с учебным пособием и видеороликами, его можно найти на моем сайте. А теперь давайте перейдем к более подробному рассмотрению процесса изучения и развития технических навыков.

На страницу:
3 из 6