bannerbanner
Победить свое прошлое. Исповедь – начало новой жизни
Победить свое прошлое. Исповедь – начало новой жизни

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

Подобными разговорами можно подвести исповедника к тому, чтобы он с полным сознанием произносимых слов отрекся от сатаны, которому сочетался через обращение к оккультистам. В случае покаяния самих оккультистов, формулу отречения от своих занятий они также должны произносить с полным осознанием ее смысла. Человек должен назвать по имени то, от чего именно он отрекается. Вот выдержка из чина: «Отрекаюсь от сатаны и всех дел его, и всех аггел[32] его, и всей гордыни его, и всего служения ему посредством занятий… (Здесь кающийся называет конкретный вид занятий оккультизмом, которым он занимался)».

Здесь под формулой подразумевается несколько слов, сила которых состоит в том, что они предельно конкретно отражают суть совершенных деяний. Формулировку отречения лучше заранее написать на листочке, чтобы ничего не забыть во время троекратного повторения отречения. Если исповедник затрудняется самостоятельно подобрать точные слова, то ему может помочь священник.

О помощи Таинств и о «оккультной болезни», которая проявляется у тех, кто обращался за помощью к экстрасенсам, а также у тех, кто сам занимался экстрасенсорикой или другими видами оккультизма, см. главу «О Таинстве Елеосвящения, в котором прощаются забытые грехи, и испрашивается благодать, «исцеляющая душевные и телесные болезни»» (Часть 1).

Бывает, у некоторых людей возникает вопрос: Следует ли человеку проходить чин отречения, если он занимался оккультизмом совсем «чуть-чуть»? Или, если, по его собственным словам, он «просто» гадал? Одна женщина, например, рассказывала, что, когда находилась в плохом настроении, гадала на картах Таро. Ей было интересно, что ждет ее в туманных далях будущего.

В такой ситуации следует разбирать каждый случай особо. При ближайшем рассмотрении многое оказывается не таким-то и простым. К тому же, необходимо учесть следующее. На дело, которое человеку кажется простым, демоны смотрят далеко не просто.

Вот эпизод, почерпнутый из жития преподобного Дионисия Олипмпийского. Один монах из Веррии познакомился как-то с гадательной книгой. И, поддавшись любопытству, он стал вникать в «тайны сатанинского гадания». Доверие, которое он оказал оккультному знанию, даром для него не прошло. В следующую ночь ему явился эфиоп исполинского роста. «Ты меня призывал, и вот я, – сказал монаху эфиоп. Что тебе угодно – все исполню, только поклонись мне». Когда монах ответил, что он поклоняется лишь Господу Богу, эфиоп спросил: «Для чего же ты призывал меня, позволяя себе чтение гадательных моих тайн?» «С этим словом сатана дал сильную пощечину иноку и исчез». Тот проснулся от боли. Его щека стала чернеть и распухать. Через некоторое время щека распухла настолько, что не стало видно глаз.

Эта история закончилась благополучно. Монаха исцелил тот самый преподобный Дионисий Олимпийский, из жития которого и взят сей эпизод[33].

Но не все истории, начавшиеся с прикосновения к оккультному миру, заканчиваются так благополучно. Однажды, ожидая женихов, которые долго не ехали, девушки собрались погадать у зеркала. «Будут, будут, – закричала одна из них, – едут, уже подъезжают!» На дворе раздались шум, свист, гиганье. Одна девушка побежала встречать женихов, а вторая чего-то испугалась. Она почувствовала запах мертвечины. Ей стало казаться, что из глаз ее любимого сыпались какие-то искры. Она убежала и спряталась в курятник. В доме же началась суматоха. Шум плясок и дикого хохота слышался еще долго. Часа через два, или более того, гости уехали. А на рассвете вся деревня собралась к дому. То, что люди увидели, было ужасно. «В доме все было перевернуто, переломано, перепачкано. Девицу, которая гуляла с гостями, нашли в подполье: до половины втиснута в квасную бочку, мертвая, обезображенная. А другая вышла из курятника и, трясясь от страха, рассказала, что видела и слышала ночью»[34].

Чтобы проблемы ворвались в жизнь человека, их долго звать не нужно. Достаточно будет и того, что человек «чуть-чуть» помашет им рукой. Здесь можно применить такую аналогию. Человек приходит домой и видит холодильник опустошенным, а вещи разбросанными. Приходит в следующий раз и видит ту же картину. Он решает сообщить соответствующим органам, что в его квартиру незаконно проникает какой-то злоумышленник и бесчинствует. В отделении полиции человек пишет заявление и дает показания. Следователь показывает ему фотографию некоего типа и спрашивает: «Был ли у Вас контакт с подозреваемым?» «Да, – отвечает человек. Я обедал как-то в кафе, а он подсел ко мне за столик». «Во время встречи Вы оставляли вещи без присмотра?» – спрашивает следователь. «Да, – отвечает человек. Я вышел на несколько минут и оставил пиджак на стуле. В кармане пиджака лежали ключи от квартиры. Неужели проблемы начались именно после этого случая? Ведь лишь на несколько минут я вышел».

Какая разница, на сколько минут оставил вещи без присмотра этот человек. Главное, что злоумышленник успел сделать слепки ключей. Его бесчинства прекратятся лишь после того, как на двери дома будут поставлены новые замки.

Возможно, кому-то придется думать и над следующей ситуацией. Исповедь во всех грехах, соделанных «с семилетнего возраста»[35], входит в состав «чина отречения от занятия оккультизмом». Но если у человека в жизни уже была генеральная исповедь, нужно ли ему готовиться к ней еще раз, чтобы отречься от оккультных занятий и сатаны?

Здесь следует смотреть на степень воцерковления человека. Если он давно и осознанно ходит в церковь, если генеральная исповедь у него уже была, то вспоминать повторно прошлую жизнь не нужно. Отречение от сатаны совершается сразу. Если же человек начал ходить в церковь только недавно и генеральную исповедь он еще не проходил, то, конечно, стоит порекомендовать к ней подготовиться.

Вопрос: следует ли готовиться к генеральной исповеди тому, кто «кодировался» от алкогольной и наркотической зависимостей? Ведь кодирование, как объясняет нарколог Данилин А. Г., является «осколком, техническим приемом пресловутого "зомбирования"»[36] (суть кодирования этим же автором совместно с Данилиной И. описана в книге «Как спасти детей от наркотиков» в главе, которая так и называется – «Кодирование»).

Ответ: Если «кодировку» проводил колдун или экстрасенс, если во время «кодировки» использовался оккультный антураж (светящиеся шары и пр.), то да. Следует. Если же «кодирование» проводилось в обычной больнице или клинике, то исповедь проходит обычным порядком. Во время нее человеку следует покаяться в том, что он хотел внутреннюю свою проблему решить внешними средствами.

Ведь «пьянство, – как говорил протоиерей Валерий Шевцов, – является часто следствием нерешенных внутренних проблем пьющего человека»[37]. Сказано справедливо. Кто-то же откладывает решение своих внутренних проблем и считает при этом, что все устроится, стоит только заплатить за «кодировку». Такой подход неверен. И в таком неверном строе мыслей человеку следует раскаяться.

Зачем? Затем, что наше поведение определяется тем, как мы мыслим. Наши внутренние содержания, выплескиваясь наружу, образуют слова и поступки. В основе сказанного и сделанного лежит мысль. В основе сказанного неверно и неверно сделанного часто лежит неверная мысль. «Неправильные понятия, – сообщает нам святитель Игнатий (Брянчанинов), – ведут к неправильным действиям: неправильное действие – источник вреда частного и общественного» (о исправлении неправильных понятий см. главу «Несколько слов тем, кто приходит к Православию от различных мировоззренческих систем или иных религий»).

Бывает, спрашивают, зачем проводить какие-то чины, если человек уже давно не обращался к оккультистам и давно не занимался оккультизмом сам? К тому же человек давно ходит в храм, давно исповедуется и уже не раз причащался. А если человек причастился, то соединение со Христом уже произошло. Неужели этого недостаточно?

Нужно помнить, что чины присоединения и отречения не являются надуманными нововведениями. Они лишь приспособлены к условиям современности, но в своей основе они являются наследием древней канонической практики. Канонические предпосылки, в связи с которыми можно говорить о правомочности чинов, подробным образом разобраны в неоднократно цитируемой книге «Актуальная практика Чинов присоединения отпавших от Церкви». В краткой аннотации к этой книге сказано, что в конце 90-х годов Священноначалием РПЦ было принято решение ввести в богослужебную практику Правило святого Мефодия Константинопольского. Это Правило предписывало повторение Таинства Миропомазания. В соответствии с этим правилом в Церковь стали приниматься люди, которые были крещены в Церкви, но со временем отпали нее. Было разработано соответствующее Чинопоследование на основе канонического Чина присоединения «приходящих от язычества».

По какой причине понадобилось сегодня снова разрабатывать Чинопоследование? По той, что многие современные люди увлечены лжеучениями, которые были сформированы относительно недавно. Например, упомянутый культ «Рейки» возник в 20 веке. Чтобы отречение от учения этого культа было осмысленным и действенным, чин отречения должен учитывать особенности именно этой секты. Распространяемые культами и сектами лжеучения 20–21 века – это старые ереси плюс что-то новое. И вот это новое должно учитываться церковной практикой присоединения людей к Церкви. То есть, практика должна быть актуальной. Потому и упомянутая книга называется «Актуальная практика чинов присоединения отпавших от Церкви».

Но в своем стремлении быть актуальным современный Чин не порывает связи с практикой древней. О том, что Чин основан на Правиле святого Мефодия Константинопольского, рассказывается в указанной книге в разделе «Введение». В разделе «Приложение» содержится глава 4 из книги протоиерея Геннадия Нефедова «Таинства и обряды православной церкви». Глава, носящая название «Богослужение присоединения к Православию» вполне раскрывает тему, обозначенную в названии. В том же разделе «Приложение» находится статья «О чинах присоединения к православию (практика Московской епархии)». Внимательное изучение этих трех источников предоставит читателю аргументы, показывающие правомочность совершения Чина Присоединения, во время которого над отпавшим от Церкви повторно совершается Таинство Миропомазания.

К аргументам каноническим можно добавить аргументы, которые представляет сама жизнь. Аргументы, предоставленные жизнью, тоже важны, как писал о том патриарх Сергий (Страгородский) в своей книге «Православное учение о спасении». Жизнь, по мнению патриарха, служит лучшим средством для определения той или другой философской системы. А также – для выяснения подлинного мировоззрения человека, «равно как и для оценки этого мировоззрения». Как бы ни стройна была система, никто одной стройностью не удовлетворится. Необходимо показать, что в действительной жизни соответствует стройным выводам системы. Ее надуманность и выявляется через соотнесения ее выводов с реальной жизнью. От соприкосновения с жизнью может разлететься в прах умозрительное построение какого-либо мыслителя. В этом случае крушение теории мыслителя происходит «именно от одной невозможности подтвердить ссылкой на опыт свои умозрения». Если же теория истинна, то ее отвлеченные положения при сопоставлении с жизнью «становятся ясными, понятными, почти осязаемыми».

Сквозь призму такого подхода к решению богословских проблем можно рассмотреть и вопрос о Чине Присоединения. Нужен ли он, если отпавший некогда от Церкви человек уже причащался?

Вот история одного бывшего биоэнерготерапевта. Женщина, занимавшаяся этим видом целительства, однажды поняла, что ей необходимо изменить свою жизнь. Они пришла в Церковь, стала исповедоваться и причащаться. Однако «хвост» прошлой жизни продолжал тянуться за ней, что выражалось хотя бы в том, что она в прямом смысле этого слова «квакала». Плюс ко всему ей никак не удавалось устроить свою жизнь. Она не понимала, что ей делать дальше. Через некоторое время после своего обращения к Церкви она по совету одного священника прошла чин Присоединения. Священник надеялся на то, что после сознательного отречения от заблуждений прошлого, разрешится то, что тяготит ее в настоящем. По его просьбе женщина составила эту краткую заметку: «На меня произвела впечатление работа, которую со мной провели перед чином(в центре св. прав. Иоанна Кронштадтского). Разбросанные пазлы стали собираться в более стройную картину того, что со мной произошло и что делать дальше. А после самого чина стало легче через несколько дней. Перестала так часто «квакать», если говорить про физиологические изменения. Появилось еще внутренне ощущение легкости, а также – ряд внутренних пониманий, которые сложно выразить в словах… У меня улучшились отношения с мамой, которые достаточно долго были сложными, и с окружающими меня людьми. Просто стало спокойнее. Это пока вкратце. Внутренние ощущения сложнее описывать…»

Еще одна женщина, прошедшая чин Присоединения, в годы юности занималась колдовством и тяжко за это заплатила. Злые духи мучили ее. Ее преследовали тягостные искушения демонического характера. Конечно, после того, как она, придя в Церковь, стала причащаться и исповедоваться, ей стало значительно легче. Но от демонических посягательств она не избавилась вполне. По совету священника она прошла чин Присоединения и на его вопрос о произошедших изменениях ответила следующее: «Искушения остались, но перестали быть мучительными. По своей интенсивности они стали напоминать голоса, которые слышишь с улицы, сидя дома». После Чина изменился и ее внешний вид. Депрессивно-подавленное выражение лица исчезло. На лик ее легла какая-то легкость и светлость.

Эти два примера вполне согласуются с тем опытом, который был озвучен в книге «Актуальная практика чинов присоединения отпавших от Церкви». В практике центра св. прав. Иоанна Кронштадтского бывало и такое, что за помощью обращался человек «в состоянии тупиковой деградации, не поддающейся реабилитации» (наркотики, пьянство). И бывало так, что из истории, рассказанной этим человеком, выявлялись показания для проведения Чина Присоединения. К примеру, выяснялось, что десятилетие назад этот человек серьезно прошел какие-то сектантские «инициации». В этом случае работники центра использовали возможность для проведения Чина не только потому, что считали эти проблемы «причиной его теперешнего состояния». Они надеялись, что «Таинство Миропомазания совершит то, что люди уже не могут сделать, преобразив эту болящую душу. И часто так и бывает».

Повторение Таинства Миропомазания – дело исключительно ответственное и серьезное. Как уже было сказано, оно совершается не над всеми людьми, имевшими соприкосновение с оккультным миром. Оно, скорее всего, не будет совершаться над человеком, который, прельстившись похотью, пытался навести любовные чары на понравившуюся ему женщину. Наводить такие чары – это, конечно же, плохо, но все же это – недостаточный повод для повторения Таинства. Здесь, вероятно, при условии искреннего раскаяния можно ограничиться чином отречения от занятий оккультизмом.

Повторение же Таинства совершается тогда, когда человек, по выражению отца Даниила (Сысоева), имел дело с глубинами сатанинскими. Эта же мысль высказана и в книге «Актуальная практика Чинов присоединения отпавших от Церкви»: «вопрос о Чине присоединения ставится только тогда, когда человек серьезно погрузился в оккультную практику, в прямое общение с "глубинами сатанинскими" (Апок.2:24)».

С этой точки зрения можно посмотреть и на приведенный выше пример. Человек, накладывавший любовные чары, до конца не сознавал, чьей именно силой он совершал чародейство. Не продумывать до конца свои поступки – характерная черта многих людей нашего времени. Многие люди с какой-то беспечной наивностью думают, что магические ритуалы действуют сами по себе. Нет, не сами по себе. А дьявольской силой. И, есть люди, которые пользуются этой силой, понимая ее источник. Они обращаются к сатане с полным осознанием того, к кому именно они обращаются.

Один из главных критериев, позволяющих начать разговор о Чине присоединения, состоит в ответе на вопрос: давал ли человек «право на себя»? Кому? Соответствующим духовным силам – демоническим.

Несколько слов тем, кто приходит к Православию от различных мировоззренческих систем или иных религий

О том, что значит – «дать право на себя» довольно подробно объясняется в «пояснительной записке», раскрывающей основные механизмы порабощения оккультными восточными системами. Пояснительная записка предваряет «Вопросы к отречению от сект, оккультных и философско-религиозных систем восточной ориентации (индуизма, буддизма, вишнуизма, кришнаизма, йоги, джайнизма, ламаизма, даосизма, дзен и др., а так же теософии, учения Рерихов и фрагментов учения Нью-Эйдж, сект «Рейки», «Универсальная энергия» и подобных)»[38] Сам «вопросник» (см. приложение) составлен совместно игуменом Анатолием (Берестовым) – руководителем Душепопечительского православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского и монахом Иоанном (Адливанкиным) – ведущим специалистом по проблемам сект и оккультизма этого Центра. Ими в соавторстве написана и книга «Актуальная практика чинов присоединения отпавших от Церкви» (начатая работа над «приложениями-вопросниками продолжается).

Итак, в пояснительной записке рассказывается о том, что некоторые духовные культы современности требуют от человека снятия «естественного интеллектуально-критического барьера» и предоставления «права на личность». Со снятием барьера и получением такого права оккультные силы получают доступ к человеческой душе. Открывается возможность для ее захвата. И эту возможность человек предоставляет, когда начинает проявлять интерес к демоническим силам. И по мере роста интереса «растет и власть демонов над личностью». Развитие интереса может привести человека к тому, что он даст свое личное согласие на акт манипуляции со своей душой. И как ответ на личное согласие происходит захват души. Личное согласие человека в практическом оккультизме наиболее часто получается двумя путями. Либо человеку предлагают восстановить духовное, психическое или физическое здоровье, – и он соглашается. Либо ему обещают содействие в развитии уникальных способностей, – и он соглашается. И в том, и в другом случае он дает «право на себя». Ему, например, могут предложить подключиться к «энергиям». Человек говорит: «да, хочу» и его подключают. «Интеллектуально-критический барьер» снимается, и жизнь человека принципиально меняется. Он дает «право на себя» и становится проводником сатанинской энергии – как это, к примеру, всегда происходит в уже упомянутых сектах Рейки японца Микао Усуи, «Универсальная энергия» вьетнамца Данга, и в иных подобных им сектах. За получением «права» следует собственно «подключение—инициация». В иных культах человеку могут предложить «подключение» к космосу или какому-либо гуру – в практическом оккультизме таких вариантов необозримое множество.

За «подключением» обычно следует недолгий творческий всплеск. А за этим недолгим творческим всплеском – деградация и всегда «развивающийся кошмар во внутренней и внешней жизни». В связи с этим кошмаром многие люди, прошедшие инициацию в различных культах, и приходят к Церкви. «Просто им больше некуда идти, иные пути ведут в психиатрическую клинику или прямо в ад».

Прекращение развитие процесса, начавшегося вследствие предоставления человеком «права на себя» – это есть главная цель церковного Чина. И важно не только то, что человек, обращающийся к Церкви, раскаивается в своем согласии на оккультное влияние. Важно и осознание, почему «факт инициации имел место». Человеку следует задуматься над тем, «что в искаженной морали и жизненных устоях этому предшествовало». Если не вернуться к прошлому и не переосмыслить его, то и в настоящей жизни человека может преследовать духовное состояние, предшествовавшее инициации. Но от осознания судьбоносности полученной инициации демоны всячески пытаются отвести некогда инициированного в том или ином культе человека. Они просто пытаются «замаскировать» в сознании тот момент, когда человек отдал им право на свою душу и вечную жизнь.

С обозначенным «правом на себя» в основном связаны разнообразные страдания от различных мыслей навязчивого характера и разрушительных образов, агрессивно вторгающихся в сознание человека, имеющего оккультный опыт, о котором идет речь. Но такого рода ощущения часто могут протекать при убежденности человека, что виновником этой агрессии является какой-то маг или экстрасенс. На эту тему см. главу «О людях, которым кажется, что какой-то маг или экстрасенс влагает в их сознание различные образы, мысли, программы и желания» (Часть 2).

Если человек не осознает состояния, в котором находился до контакта с оккультным миром, то после прихода в Церковь его будут настигать проблемы. Человеку следует осознать, почему именно он решился на связь с демонической иерархией. Что его побудило? Жажда власти? Желание видеть себя «сверхчеловеком»? Что-то иное? Если человек и покается в своей связи с оккультным миром, но наличие в себе желания казаться кем-то великим не отфиксирует, то это желание прорвется в жизнь и в новой для человека атмосфере. Он будет стремиться к тем же целям, только будет стараться достигать их иными средствами. А, может произойти и так, что все вернется на круги своя. Человек вновь ринется в омут, из которого, казалось бы, только недавно выбрался.

Наряду с осознанием состояния, предшествовавшего контакту с оккультным миром, необходимо очищение сознания от всех элементов оккультного мировоззрения. Внимательно изучающий «Вопросы к отречению от сект, оккультных и философско-религиозных систем восточной ориентации» может ясно увидеть разницу между оккультным взглядом на мир и христианским мировоззрением. В результате видения этой разницы ему открывается возможность осознанно отречься от пагубных оккультных мечтаний и твердо встать на христианскую почву. Но в Церкви сугубо имманентный (внутренний) процесс осознания обычно завершается конкретным внешним актом. Игумен Анатолий и монах Иоанн предложили в данном материале дополнительный вариант, который так же основывается на древней церковной практике, – «письменное отречение». На исповеди, во время Чина человек собственноручной подписью, поставленной в конце вопросника, свидетельствует, что отрекается от всех заблуждений, в нем перечисленных. И это «свидетельствование» перед священником будет являться выражением его волеизъявления перед Богом и Церковью. Такой вариант решения проблемы является выходом там, где священнику затруднительно на исповеди задавать исповеднику вопросы (их несколько десятков) отречения.

Как известно уже из опыта некоторых священников, предложенная форма покаяния-отречения очень продуктивно действует: священник дает вопросник исповеднику в напечатанном виде для самостоятельного изучения. А исповедник в течение некоторого времени (нескольких дней) со вниманием изучает вопросы отречения и ответы на них. Такого внимательного погружения во время непосредственного совершения Чина тяжело добиться. Поэтому на момент самого Чина можно оставить акт собственноручной подписи. А внимательное изучение вопросника можно предоставить исповеднику в качестве домашнего задания. И без всякого дополнительного Чина, просто в Таинстве Исповеди вполне возможно реализовать такой подход.

И надо сказать, что люди к этому заданию подходят очень ответственно. Здесь можно упомянуть об одном юноше. Он, как и многие современные люди, утратившие духовные ориентиры, соприкоснулся с различными психофизическими практиками и культами восточной ориентации. В характере этого юноши было нечто «хулиганское». Хотя его обращение к Церкви было искренним, ему было тяжело по временам настроить себя на молитву и чтение духовной литературы. Вопросник же он изучил основательно, что было видно по состоянию листов, которые он принес на исповедь. Они были мяты-перемяты, и рядом с некоторыми вопросами стояли пометки.

Подобно этому юноше, и другие люди, обращающиеся к Церкви, встречают с пониманием предложение пересмотреть свое мировоззрение. Возможно, они догадываются, что искаженное мировоззрение передает свою искаженность и во внешнюю жизнь. Подобно отражению поврежденного генетического кода в неправильном развитии тела. На этот счет уже приводилась мысль святителя Игнатия (Брянчанинова): «Неправильные понятия ведут к неправильным действиям: неправильное действие – источник вреда частного и общественного».

Чтобы уничтожить источник вреда, человеку необходимо пересмотреть мировоззрение, сформированное в период его увлечения оккультизмом. После пересмотра мировоззрения из него необходимо «вынуть детали» оккультного характера и вставить вместо них «детали» христианские. Затем человеку необходимо с полным осознанием произносимых слов отречься от оккультной практики, которой занимался.

Если мировоззрение не будет пересмотрено, то оно будет продолжать притягивать на себя влияние демонических сил. Помимо этого человек будет испытывать чувство тревожности. Христианское мировоззрение, воспринятое им, вступит в противоречие с остатками оккультного мировоззрения, осевшего в архивах памяти. И человек даже не будет понимать, в связи с чем он испытывает внутреннее беспокойство.

На страницу:
5 из 6