bannerbanner
ЧУДЕСА СУДЬБЫ ИСТОРИИ ТЕМУРА
ЧУДЕСА СУДЬБЫ ИСТОРИИ ТЕМУРА

Полная версия

ЧУДЕСА СУДЬБЫ ИСТОРИИ ТЕМУРА

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

ИЗЛОЖЕНИЕ О ДЕЛАХ И ГНУСНОСТЯХ ПРОИСШЕДШИХ [ПОСЛЕ] СРАЖЕНИЯ

С ШАХ МАНСУРОМ


Таким образом, Темур стал владыкой земель Персии и Зарубежного Ирака. Он отправил письма приближенным из родственников Шах Шужъа, а также падишахам народов, привлекая их симпатии, а после предоставления мира кочев-никам и оседлым, сам отправился в путь. Пройдя город Ше-раз, привел в порядок его дела, оставил всадников и пеших и благословенно обратился к близким и дальним. В резуль-тате, на его обращение падишахи стран ответили ему «лаб-бай» (т. е. «что прикажите?»), потому что у них не осталось ничего, кроме, как, выказав подчиненность, преклонить го-лову пред Темуром. В результате к Темуру приехали из Кермана Султан Ахмад, из Язда – Шах Яхъя. Однако зауп-рямился Султан Абу Исхак из Сиржанда. Темур, проявив внимание подчинившимся, одарил их, надел дорогие одеж-ды и не причинил вреда тем, кто заупрямил ся, он не захо-тел проявить неприязнь своим противникам. Он решил ока-зать различные почести и внимание послушникам и свалить непослушных упрямцев. Потом в Шераз и другим городам, назначил своих наместников, а сам повернулся лицом к Исфахану. [Вместе с этим], получивший наследство от сво-его отца (Шах Шужъа) Зайн аль-Обидину оказал почести. Он назначил ему и его родственникам в достаточном коли-честве содержание.



ИЗЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ПОКАЗАЛО ВРЕМЯ,

КОГДА ТЕМУР ОСТАНОВИЛСЯ В ИСФАХАНЕ


Когда Темур пришел в Исфахан, тот был самым боль-шим городом, там было много ученых и бесчисленное мно-жество великих людей. В городе, из числа ученых ислама и из знаменитых сейидов, был один человек, в науке и про-светительстве он был очень зрелым, он достиг вершины в музыке и изобретательстве. Его дела были в соответствии, знаменит предсказанием, его мужество было у всех на ус-тах, а его признаки прекрасны и они были начертаны на лбу солнца. Он верил в мусульманство и его имя тоже было Имамуддин («Религиозный предводитель»). Население Исфахана постоянно рассказывали о Темуре и постоянно напоминали, что его беда достигнет Хазара. Он говорил им: – «Пока я жив и нахожусь за вами, от хитростей Темура вам вреда не будет» – Если меня настигнет смерть и я умру, то будете в волнении от его жестокостей.»

Как раз накануне прибытия Темура в Исфахан, умер этот шейх и лучезарный Исфахан был накрыт тьмою. У исфахан-цев увеличилась тяжесть на душе и начали падать на них один за другим несчастья. Они, впав в унынье, встали похо-же на Абу Хурайра – пусть бог будет доволен им. Хотя, ког-да говорят Абу Хурайра, [надо понимать, что]: «Если у лю-дей имеется одна грусть, у меня ежедневно две грусти, одна пропажа мешка, а вторая казнь Усмана».

Жители Исфахана вышли навстречу Темуру и за счет выплаты определенного количества богатства и ценностей составили договор.

Потом Темур послал своих людей собрать эти богатства и ценности. Эти [посланные] люди разделили эту налагае-мую дань в разные части города по массивам и кварталам. Сборщики разошлись среди исфаханцев и начали творить беззаконье и озорство. Они, проявив жителям города наси-лие, превратили их будто бы в слуги и в озорстве дошли до такой степени, что даже начали протягивать свои руки до их жён. Жители города возненавидели их, и они обратились к руководителям. Жалобщиков было очень много. Сами исфа-ганцы были высокомерными людьми и сказали: «Чем жить под гнетом и унижением, лучше умереть».

Руководители исфаханцев сказали им: «Как начнется ве-чер, я буду бить в барабан, но без покрытия одежды. Если вы услышите звуки барабана, считайте, что мои слова осу-ществились. Тогда каждый из вас хватайте своих гостей, на-ходящихся у вас дома и поступайте с ними в соответствии с вашими толстыми и худыми умами. В результате чего, исфаганцы объединились для отдающего эхо мысли и чер-ного счастья обратного дела. Их высокостепенный нуждаю-щий взгляд оказался узким и не сумели полностью понять, что это опасное дело не останется без последствия и при-несет катастрофу. Когда небо, оставшись без лучезарной одежды, став голым и явным, обменяло белую мышь на белую соболь и, когда прошла часть ночи, руководитель своими ударами в барабан, навлек на сборщиков подати беду. Исфаганцы убили их. А их было около шести тысяч человек. С рассвета на их дереве восстания появились от-рубленные ветви, эти вырубы, после изобилия, принесли им урожай недостатков, а также им стала ясна смерть и все они потерпели разрушения от этой смерти. Когда рассвет под-нял обнаженную шпагу, день содрал [со своего лица] зана-вес, то это несчастное дело дошло до Темура. Черт дунул ему в ноздри и тут же он двинулся [с места]. Он обнажил меч злобы, приготовив лук и стрелы, как озлобленная соба-ка, лев или тигр напра вился на Исфаган. Он дошел до го-рода и приговорил его к разрушению и приказал пролить кровь в городе, растоптать честь женщин, отобрать у них жизнь, разграбить имущество и состояние, разрушить зда-ния, сжечь зерно сжечь также сельское хозяйство, выбро-сить детей, изранить тела, предать забвению их честь и раз-рушать обязательство. Он повелел собрать ковер милости и разослать ковер мести, и, не взирая на старость стариков, ни молодость малышей, на знания ученых, на хорошие призна-ки знатных, на ум и благородство, на благородное проис-хождение, на бедность бедняков, на близость близких, на веру мусульман, на покровительство мусульман покровите-лей, на беспомощность женщин, на злость злостных, на слабоумие умалишенных, вообще без жалости и беспощад-но уничтожить всех находящихся в городе. Горожане поня-ли, что им не осталось ничего другого, как сражаться, а просьбы о пощаде не были бы приняты. Они узнали, что от верной смерти их не спасут их состояние и богатство, сы-новья и в это время не было необходимости возмущаться и просить пощады. Они разместились на крепости упорства и обмотали себя щитом размышления. Они божьим щитом подчинения восприняли приход стрелы кончины через судь-бу и бедовую и безропотно приходящему удару [склоняли голову] и передавали свои дела богу. Темур отпустил вож-жи меча на площади их гортани до тех пор, пока волки и гиены не наполнили свои животы и [хищные] птицы не нае-лись и для них (исфаганцев) [город] превратили в могилу.

Грады катастрофы продолжали рвать деревья жизни ис-фаганцев, когда насчитали число убитых, их количество оказалось в шесть раз больше, чем число (100 тысяч) при-верженцев Юнус ибн Матта. Тогда ктото один из сообража-ющих, попросив у эмиров пощады, сказал: «Сохрани остав-шихся и попроси их, и пусть они будут раийями (подчинен-ными). Тот эмир сказал бедному просителю: «У одного под-ножья высот соберите младенцев, возможно Темур их уви-дит и немного помягчает сердце». Они (исфаганцы) взялись исполнить это приказанное дело. Они положили на дороге, где должен был пройти Темур группу младенцев. Потом тот эмир вместе с Темуром направились в ту сторону и, про-ходя мимо, он сказал Темуру: «Махдум, посмотри взором милостиво на людей милостивых!». Темур спросил: «Кто те лежащие несчастные?». Эмир сказал: [Эти] «безвинные де-ти. Они [такие] люди, которые остались без божьей милос-ти, смерть растоптала иx родителей и гнев нашего мавлана эмира пала на их величайших и хозяев. Они своей младен-ческой невинностью просят у тебя милости и великодушья от несчастий, они просят тебя от имени падших, беспомощ-ных сирот, бедноты и разрушений, просят тебя смилости-виться над несчастными, а также просят пожалеть остав-шихся в живых».

Темур даже не ответил [на это сказанное] и даже не уко-рил. Потом он повернул вожжи коней в сторону младенцев и не дал вида, что увидел их или обратил на них внимания. И войска находящиеся с ним прошли от начала до конца, давя их копытами лошадей, смешались они (младенцы) с пылью. Потом Темур, собрав состояние и богатство, связал груз и, взяв добычу, возвратился в Самарканд.

В процессе этих дел и событий было много бед и несчас- тий, вестей и рассказов, войска и обмундирований, осво-бождений и назначений (на должности правителей), серьёз- но сказанных шуток и шуточно сказанных серьезных слов, строительство и разрушений, заграждений и отверженний, возведение ненужных и разрушений нужных вещей, по-здравлений и соболезнований, отход в сторону [от прямой дороги] и хождение по магистральной дороги, дискуссий с учеными и диспута с племенами, возвеличивание низких и опускание вниз уважаемых, приведений в порядок законов и правил, приближение дальних и отдаление близких и отправлений указов каждому близкому и дальнему эмиру, а также было много других неучтенных и неисчислимых дел, которые не дошли до канцелярии и не попали в тетради [для регистраций].






ЗАВОЕВАНИЕ ТЕМУРОМ МОНГОЛИИ И ЖАТО И

ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ИМ ДЕЛАХ

В ЭТИХ МЕСТАХ


После возвращения в Самарканд, Темур отправил своего внука Мухаммад Султана (от сына Джахангира) вместе с эмиром Сайфуддином в самые далекие окраины владения, где резали его слова. Это [место] находилось за Сейхуном, прямо на востоке, который соприкасался с Монголией, Жато и Китаем и находился в месячной дороге от Мавераннахра. В результате они (Мухаммед Султан и эмир Сайфуд-дин) выровняли низину и холмы, а потом построили там ряд крепостей. Самым дальним городом тех мест считался Аш-пара (Чалдевар) и для прекращения грабежей построили там одну крепость.

Он (Темур) женился еще на одной царевне из шахской дочери. Первая Катта Малика (Старшая Царевна), а вторая же называлась Кичик Малика (Младшая Царевна).

Падишах монголов ответил, подчинившись его требованиям и посвятив свою жизнь, дал согласие просьбе Темура. Природа Монголии и Китая тряслись перед Темуром, пото-му что до них дошли сведения о походах, насилиях и бес-пощадности проводящих Темуром в различных уголках му-сульманского мира. Проводником этого сообщения был брат вышеупомянутого Сайфуддина Аллахдад, который ос-тановился в доме ибн Машкура и был (человеком) свободно взявшим богатство Дамаска. Темур приказал построить на другом берегу один город, смотрящий в сторону Сайхуна и, соорудив мост из лодок и кораблей (плотов), соединил с городом. Назвал он этот город Шахрухия: этот (город) был сооружен на широкой местности. Причиной наименования сына Шахрухом и города тем же названием было то, что он дал указ построить этот город на том берегу. Темур по сво-ему обыкновению был занят игрой в шахматы. В это время сопровождавшая его одна из любимых (жен) была в пред-родовом положении. Темур сделал ход («Королевой» про-тив «Шаха» соперника, который попал в трудное положе-ние. В то время, когда соперник находился в тяжелом сос-тоянии вдруг прибыли два гонца с двумя хорошими извес-тиями: один сообщал о рождении сына, а другой, о заверше-нии сооружения города. Темур назвал обоих (новорожден-ного и города) этим именем (Шахрух) и они были отмече-ны этим знаком.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6