Полная версия
Верховный правитель. Часть 2
На этот момент прошу обратить особое внимание. Этот метод был широко использован через пятьдесят с лишним лет. Вырезали тогда гораздо больше.
Вот к чему может привести неясно выраженная цель. Или подмена целей. Или когда цели властей не совпадают с целями народа. Истинное желание крестьян было сформулировано лишь после Февральской революции в «Примерном наказе» 1‑му Всероссийскому съезду Советов крестьянских депутатов в мае 1917 года. Этот наказ был составлен на основе 242 сельских и волостных наказов. Требование крестьян выглядело так:
«Право частной собственности на землю отменяется навсегда. …Вся земля… отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней… Право пользование землёю получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать её своим трудом при помощи своей семьи или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах её обрабатывать. Землепользование должно быть уравнительным, то есть земля распределяется между трудящимися… по трудовой или потребительской норме».
Как видим, это пожелание крестьян не было выполнено и до сих пор. А тогда началось в деревне расслоение на нескольких кулаков, некоторое количество середняков и массу бедняков. Началось раскрестьянивание России. Городское население России за годы реформы увеличилось в три раза. Здесь начал накапливаться пролетариат и люмпен-пролетариат.
Таким образом, власть своей реформой выпустила огромную силу, которой впоследствии была сама сметена. Крестьянство, освобождённое от крепостного права, столкнулось с капитализмом, испугалось и возненавидело его. В 1917 году, когда Временное правительство не контролировало ситуацию в деревне, крестьяне начали захват последних помещичьих земель и делёжку частных земель «обуржуазившихся» крестьян. Вот к чему может привести действие из лучших побуждений без знания глубины вопроса.
Или, когда нормальные цели достигаются не продуманными методами, результат может быть непредсказуем. Приведу ещё один пример из истории. Все мы знаем о восстании на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический». Это был новый и самый мощный корабль Черноморского флота. И человеческий материал на корабле был качественный. Большинство матросов были грамотными. Ведь работать приходилось со сложным корабельным оборудованием.
14 июня 1905 года корабль находился на стрельбах на Тендровской косе. Накануне командир корабля Голиков послал корабль сопровождения, миноносец № 267, в Одессу за свежей провизией. Но время отправки, видимо, не рассчитал, так как в Одессу корабль прибыл уже в 21:00. Естественно, что магазины в это время были уже закрыты. С рынка тоже разъезжались последние торговцы. Нашли одну лавку. Но приказчик Воробьёв сказал, что мясо двухдневного убоя.
Закупка была поручена мичману Макарову, выборным от матросов и двум кокам. Закупщики видели на тушах каких-то червяков, чувствовали душок от мяса. Но утра ждать не стали и закупили 28 пудов такого товара. На обратном пути в темноте протаранили рыбацкую шаланду и остановились спасать людей. Всё это время в душную южную ночь мясо лежало на палубе. К «Потёмкину» подошли перед рассветом. При перегрузке принимающий офицер отметил, что есть запах. Несмотря на это часть мяса отправили на камбуз, а часть оставили на верхней палубе для проветривания.
Какое может быть «проветривание» на жаре, можете себе представить. А народ ходил на палубу, видел червей на мясе и чувствовал дух от него. Вызвали судового врача. Доктор Смирнов брезгливо посмотрел на туши и признал его свежим. А какое оно может быть свежее, если четверо суток пролежало на жаре. Матросы возмущались, а Смирнов заявлял, что мясо хорошее. Офицеры ушли обедать в кают-компанию, а матросы от борща отказались.
Представьте себе 781 матроса, которые получили в обед положенную чарку водки, выпили и не закусили. Обстановка накалилась до предела. Тогда капитан предложил доктору на глазах матросов съесть миску борща. На что Смирнов, не притрагиваясь к еде, заявил: «Отличный борщ! Команда просто зажирела!» Командир корабля капитан первого ранга Голиков расценил отказ от обеда как бунт и пытался выявить зачинщиков. Тогда матросы захватили оружие, и началась перестрелка. Был убит Голиков и ещё несколько человек. Смирнова матросы выбросили за борт и просигналили: «Запрещаем подбирать плавающие предметы».
Дальнейшую историю вы знаете. В Одессе начались беспорядки. Спешно стянутые войска открыли огонь по толпе. Командование флота 17 июня попыталось перехватить корабль, но матросы на эскадре стрелять отказались. За событиями следил уже весь мир. Экипаж сдался Румынии. Корабль вернули России, а матросов нет.
Зачастую властьимущие преследуют свои цели, совершенно не совпадающие с целями подчинённых. И это может привести к конфликтам. У подчинённых накапливается недовольство, которое при определённых условиях может привести к взрыву. Таких примеров в истории много.
Всем вам известен расстрел Ленских рабочих. Тогда английская компания Lena Goldfields занималась разработкой золотых месторождений в двух тысячах километров от Иркутска. На этих приисках добывалось от 25 до 30 % всего золота царской России. Акционерам выплачивались дивиденды в размере 56 %. По тем временам это были колоссальные деньги.
Добывали это золото девять тысяч рабочих со всей России шахтным методом в холодной воде. Жили они в переполненных бараках в антисанитарных условиях. Зарплату же им платили ниже, чем в больших городах. Отовариться можно было только в лавках, принадлежащих компании. Такие условия не могли не вызывать недовольство рабочих.
Поводом для забастовки послужила гнилая конина. Так как на первоначальное возмущение рабочих руководство компании никак не отреагировало, то шесть тысяч рабочих начали забастовку. 4 марта был создан забастовочный комитет, выдвинувший простые требования рабочих. Они заключались в следующем:
сократить рабочий день с 11 часов до 8, повысить зарплату на 30 %, отменить штрафы, улучшить снабжение.
Это выступление правительство расценило как разжигание социальной ненависти и поручило жандармскому ротмистру Трещенкову усмирить забастовщиков. Из ближайших городов были стянуты войска. Кончилось тем, что по безоружной колонне начали стрелять. Более 250 человек были убиты и около 270 ранены. Случай этот вызвал возмущение по всей России. Рабочие ответили забастовками и демонстрациями.
Когда существует явное противоречие целей власти и народа, даже неосторожно сказанное слово может привести к взрыву. В своё время во Франции брошенная фраза «Если нет хлеба, пусть едят пирожные» привела к Французской революции. Уже в советское время в 1962 году фраза директора Новочеркасского завода Курочкина «Не хватает на пирожки с мясом – жрите с ливером» привела к демонстрациям, вводу войск и расстрелу людей.
Примечательно, что когда после Ленских событий в Государственной Думе выступал министр внутренних дел Макаров, он заявил по поводу расстрела: «Так было и так будет!» И ведь он оказался прав. История повторилась через 50 лет уже при другой власти. Так что хоть и хотели весь мир разрушить, но построенный ими «новый мир» был очень похож на старый. То же всесилие государства и его приоритет перед человеком, фактическое пренебрежение интересами граждан.
Многие философы, в том числе и Николай Бердяев, замечали преемственность большевизма по отношению к истории России. А в некоторых вопросах советская власть была хуже царской, так как уничтожала и изгоняла зажиточных крестьян, старую интеллигенцию, религию.
И сейчас наблюдается схожесть современной России и СССР. Опять приоритет государства перед человеком, бюрократический характер государства, всесилие и безответственность чиновников. Беспредел последних, кстати, сейчас ещё больший, чем был в СССР. Нет никакой защиты частной собственности. Сохраняется и зависимость судебной системы от исполнительной власти. К этому прибавьте теперь нынешнее невежество, необразованность, грубость и некомпетентность. Естественно, что народ не доволен нынешним положением.
И самая большая опасность для страны заключается в том, что народ знает, чего он не хочет, но не знает, чего хочет. Самые крутые повороты могут происходить именно в такой ситуации.
В российской истории не раз были такие моменты. Вообще у России очень тяжёлое наследие. Началось всё с татарского ига. Эти столетия очень изменили людей, страна отстала в развитии. В Европе за это время сложились уже новые производственные отношения. У нас же довольно поздно было отменено крепостное право. И последующие полтора века не сделали людей по-настоящему свободными.
Да и нынешние отношения мало похожи на настоящий капитализм. Поэтому люди у нас не понимают настоящей свободы, не видели реальной демократии. Не привыкли к настоящей ответственности, так как раньше за них всё решало государство. Даже к религии у нас относятся не так, как на Западе. Если там к Богу относятся как к всемирному разуму, то наши верующие считают нас пылью, от которой ничего не зависит.
Отсюда и сохраняется у нас рабское мышление. А рабский бунт страшен. Раб не привык ценить свою жизнь, не ценит он и чужую. Как объяснить, что в 1918 году верующие люди священников топили в кипятке, выкалывали глаза, отрубали руки-ноги, сжигали?
Для сравнения возьмём Италию. Недавно эта страна праздновала 150‑летие своего объединения. Как это объединение происходило, почерпнём из небольшой газетной заметки:
«В 1860 году морской офицер королевства Сардинии и Пьемонта Джузеппе Гарибальди, приговорённый австрийским судом к повешению, вернулся из эмиграции в Северной Африке, США и Перу, повёл за собой добровольное войско в красных рубахах, заставил австрийцев, французов и папскую власть подчиниться воле народа, возвёл в Риме на престол короля Савойской династии Виктора Эммануила и положил конец разделу страны на 14 государств. Для себя он никаких званий и должностей не требовал, жил писательским трудом и вошёл в историю своей родины как Объединитель».
Так сказать, почувствуйте разницу. Народ знал, чего хочет, добился этого без большой крови. И Освободитель не претендовал на власть. Он сделал своё дело и пошёл писать книги. К тому же заметьте, что там народ стремился к объединению государства, а мы боимся, как бы автономные республики не разбежались.
Потому что само советское государство строилось на другой основе. Большевики просто с помощью иностранных денег захватили власть и затеяли братоубийственную гражданскую войну. И война эта произошла потому, что цели большевистской власти не совпадали с целями основной массы народа. Выиграли эту войну большевики только потому, что применяли самые жестокие меры, уничтожили миллионы людей. Так банда отморозков за счёт жестокости может держать в страхе определённый район, если власть не применяет должных мер. А тут большевики и есть сама власть, во главе которой находилось такое негуманное создание, как Ленин.
Он не последовал примеру Гарибальди и не ушёл писать книги. Наоборот. Книги он писал до того, как захватил власть. А потом больше подписывал жестокие постановления. Он создал кровавую ВЧК, положил начало архипелагу ГУЛАГ. Потому и построено было варварское государство, развалившее устои цивилизованного порядка.
И соратники «вождя мирового пролетариата» были ему под стать. Один Троцкий чего стоит. Его средневековая жестокость во многом помогла большевикам удержаться у власти. Разъезжая по фронтам на своём бронепоезде, он наводил ужас на красноармейцев уже своим появлением. По его приказу казнили каждого десятого бойца в отступавших без приказа частях.
Он привлёк в Красную армию иностранных наёмников, отличавшихся особой жестокостью. По его указанию брали в заложники семьи военспецов, призванных в Красную армию. А придуманные им заградотряды позади идущих в атаку бойцов использовал потом Сталин в Великую Отечественную войну.
Делалось всё это с одобрения Ленина. Троцкому был выдан такой документ:
«Всё сделанное товарищем Троцким мною безоговорочно поддерживается, и все его распоряжения должны беспрекословно исполняться, как если бы они были лично мои.
Предсовнаркома Ульянов (Ленин)».
От жестокости и крови люди дичают, теряют человеческий облик. Так было во время бунтов Разина, Болотникова, Пугачёва. Было это и в двадцатом веке. Во время гражданской войны люди вели себя так, как не ведут даже звери. Жестокость переходила все дозволенные рамки. Из-за погромов и разбойничьих нападений отрядов Красной армии приходилось даже иногда издавать приказы о расстреле командиров и бойцов. Но трудно усмирить горящих ненавистью и жаждой крови взбунтовавшихся рабов.
И многие десятилетия большевики воспитывали народ в духе ненависти. То к буржуям, кулакам, вообще зажиточным людям, то к космополитам, церковникам всех мастей и прочим «прихвостням мирового империализма».
– Да и теперь все выступления таких деятелей, как Кургинян, Проханов, Шевченко, Дугин, Жириновский, всегда полны ненависти, всегда они кого-то обвиняют. В их речах вы не услышите ничего созидательного. И вся эта информация обрушивается на людей, недовольных нынешним своим положением и положением страны. Вы представляете, какая это может быть взрывоопасная смесь?
– Такая смесь и ввергла страну в 1917 году в пучину несчастий, которую мы расхлёбываем до сих пор. Эта волна ненависти уничтожила царскую семью, хотя после добровольного отречения от престола Николая Второго никакой опасности для общества он не представлял. А уж семья его тем более. Ничего этого нельзя забывать. Не дав правильную оценку прошлому, не построишь нормального будущего страны.
У нас не дана ещё официальная оценка всем этим событиям. Как не дана она и второй гражданской войне, именовавшейся сталинскими чистками. До сих пор находится много защитников сталинского режима, выдвигавших даже его на конкурс «Имя России».
Поэтому, Серёжа, чтобы ответить на вопрос «Что делать?», надо вначале определиться в том, какую Россию мы хотим иметь в результате. И делать это надо уже теперь, пока злость и ненависть не взорвали страну. Пока она направляется на гастарбайтеров, иноверцев, внешних врагов. Но если упадут мировые цены на нефть, в России может произойти катастрофа.
Потому что не может такая большая страна, как наша, жить только от продажи углеводородов, как Арабские Эмираты. Но и там люди живут лучше. Мы же ничем больше торговать не можем, ничего не производим. А вот при Александре III в России был мощный индустриальный подъём. В 1890‑х годах она первенствовала по темпам роста крупных заводов.
– Но если у нас такое может произойти, – ужаснулся Сергей, – то куда тогда власть смотрит?
– А власть об этом не очень беспокоится. У них огромные суммы в зарубежных банках. Семьи они тоже стараются держать за рубежом. Так что, если жареным запахнет, мы их здесь не увидим. Они не будут, как Каддафи, сражаться до последнего. Когда в 1919 году Добровольческая армия взяла Курск и Орёл, большевистские начальники уже готовили заграничные паспорта и жгли партбилеты.
И теперь если всеобщий бунт произойдёт, неизвестно, кто окажется во главе этого бунта, под какими знамёнами он будет свершаться. Со временем новые вожди, захватив власть, потихоньку расправятся со своими бунтарями, которые, идя на баррикады, замышляли создать некую другую Россию.
Так в своё время Сталин расправился с ленинской гвардией, стремившейся к мировой революции. А то ведь дошло до того, что была создана комиссия Наркомпроса по латинизации русского алфавита. Инициаторы этой кампании считали, что «интернационалист может отстаивать только латинский алфавит, так как он станет основным для всех народов при грядущей победе мировой революции». И удивляться тут нечему. Это ведь были верные ленинцы, а Ленин утверждал, что «о национальной культуре могут говорить только клерикалы или буржуа. Трудящиеся массы могут говорить только об интернациональной (международной) культуре всемирного рабочего движения».
Когда Сталин завёл речь о построении социализма, приверженцы Ленина с его курсом на мировую революцию выпустили листовку:
«Товарищи! Великое дело Октябрьской революции предано! Сталинская клика совершила фашистский переворот».
После убийства Кирова Сталин сразу разогнал общество старых большевиков и политкаторжан. Началась основательная чистка старой большевистской гвардии. В результате сталинской чистки западная революционная идея сменилась обычной державной идеей. Вернулись ко многим историческим ценностям. Чего это стоило советскому народу, вы знаете.
И до сих пор в стране нет официального осуждения того периода нашей истории. А в США в 1993 году Конгрессом был учреждён некоммерческий Фонд создания памятника жертвам коммунизма. В 2007 году этот памятник был открыт в Вашингтоне. На церемонии его открытия президент Буш сказал:
«До сих пор в нашей стране не было памятника жертвам империалистического коммунизма – идеологии, унёсшей жизни около ста миллионов невинных мужчин, женщин и детей. Мы не можем позволить зверствам Ленина, Сталина, Мао и Кастро померкнуть на страницах истории».
Пока не померк этот исторический период и в России. Григорий Явлинский в 2011 году в ходе предвыборной программы выдвинул идею о принятии «на государственно-правовом уровне решения о восстановлении российской государственности, разрушенной переворотом 1917 года и разгоном Учредительного собрания 6 января 1918 года, как точки правового отсчёта».
Вот тебе, Серёжа, один из вариантов ответа на вопрос «Что делать?». Явлинский предложил созыв нового Учредительного собрания, которое и должно решить основные вопросы государственного строительства. С одной стороны, вопрос вроде бы логичный. Поскольку естественный ход истории был прерван большевистским переворотом, то и вернуться к той исходной точке, то есть к Учредительному собранию.
Но тут стоит учитывать фактор времени. Тогда страна была другой, и люди были другие, с другим уровнем мышления. А если проводить Учредительное собрание теперь, то я не уверен, что многие люди, воспитанные в советское время, не проголосуют за государственное устройство советского типа.
– Да и при нынешней практике фальсификации выборов делегатами на это Учредительное собрание, может быть, попадут в основном члены партии «Единая Россия». В результате получим ещё одну Государственную Думу нынешнего образца.
– Вот именно. За Учредительное собрание могли бы голосовать потомки тех людей, у которых до переворота была частная собственность и сохранились соответствующие документы на неё. Эти люди могли бы рассчитывать на принятие новой властью закона о реституции и получение обратно своего родового имущества. Ведь принят же был такой закон в европейских странах, и людям вернули то, что было отнято нацистами или большевиками.
– У нас бы из этого не знаю, что бы получилось. Во-первых, сама собственность могла за столько времени уже не сохраниться. Во-вторых, вряд ли кто-то сохранил соответствующие документы при сталинском режиме.
– Такие документы могли сохраниться у эмигрантов. Ведь из России тогда уехали десятки тысяч не самых бедных людей.
– И всё-таки для России вопрос принятия закона о реституции бесперспективен. Так что наследники вряд ли получат имущество, принадлежавшее их покойным родственникам.
– А вот православной церкви кое-что возвращают. Восстанавливаются многие старые церкви. При этом, правда, бывают и неприятные моменты. В Челябинске церковь потребовала вернуть здание, в котором до советской власти была часовня. И никого не смутило, что там уже был оборудован органный зал. А специалисты признали, что демонтировать орган нельзя. Это всё равно, что его выбросить.
Или вот игуменья Крестовоздвиженского монастыря отсудила землю, на которой стоит здание реабилитационного центра. Так что теперь, разрушить реабилитационный центр? Гуманно ли это со стороны церкви?
– Что там игуменья, когда сам патриарх Кирилл, по-моему, тоже забыл о гуманности. На всю страну прогремела история с его квартирой в «доме на набережной». Этажом ниже проживала с четырьмя детьми дочь бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко Ксения. В этой квартире производился ремонт. Вот из-за этого ремонта Юрию Шевченко был предъявлен иск. Якобы во время ремонта квартира патриарха покрылась толстым слоем строительной пыли, что привело к порче имущества. Вот за эту порчу и был выставлен иск в 26 млн. рублей. Решением суда сумма снижена до 20 миллионов.
И тут напрашиваются некоторые вопросы. Иск подавал не сам патриарх, а проживающая в этой квартире Лидия Леонова. Но она там только прописана. Она не собственница, у неё нет юридических прав на недвижимость. Тем не менее в судах двух инстанций её иск принимали и рассматривали. Во-вторых, сколько ж это должно быть пыли, чтобы причинить такой ущерб?
И квартиру Юрия Шевченко БТИ оценило в 15 млн. рублей при её рыночной стоимости не менее 50 млн. И цель иска именно в том, чтобы захватить квартиру так как на оплату ущерба истцы не согласны. Чем вам не рейдерский захват? И никакой гуманности к верующему, служителю церкви, онкологическому больному, находящемуся в больнице.
Забыли нынешние священники про обет нестяжательства. Сам патриарх им подаёт пример, как можно делать деньги из пыли, в буквальном смысле слова. И при этом в своей проповеди призвал прислушаться к словам Евангелия и самоограничением обрести избыток жизни. Служители церкви у нас окунулись в обычную мирскую жизнь со всеми её дрязгами.
Михаил Прохоров правильно предложил урегулировать отношения религии и государства. Для чего разработать концепцию религиозного кодекса. Это была бы прочная основа для полноценного сотрудничества государства со всеми российскими конфессиями. А то вот уже некоторые призывают создать свою православную партию, то есть идти в политику. Церковь ведь о духовном должна заботиться. А как тут в грязной политической борьбе о спасении душ думать? И как тогда народ должен верить церковникам-политикам?
– А церковники всегда были политиками, хоть и без партии. Все их жития написаны в нужном политическом ключе, в зависимости от обстановки. И почти все канонизации проводились в целях какой-либо политической группировки. Иногда доходит до абсурда. Например, историки пишут, что когда Василий I дал князю Юрию Святославичу «в кормление» город Торжок, тот влюбился в Ульяну, жену своего приближённого Семёна Вяземского. Страсть была так велика, что Юрий убил Семёна и хотел овладеть Ульяной силой. Но Ульяна схватила нож и попыталась зарезать насильника. Разъярённый Юрий выхватил меч и изрубил Ульяну на куски, а слугам приказал выбросить останки в реку. А со временем этот убийца был канонизирован. Сейчас даже идут разговоры о канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. Вообще, некоторые действия церковников тянут нас назад, в варварство.
Российское православие вообще как-то отличается от настоящего христианства. Вся его история – это история потерь и расколов. Наша церковь всё время противостоит чему-то или кому-то. А греческая церковь считает своим долгом не принуждение и закабаление человека, а искреннюю и бескорыстную помощь ему. Правильно подметил сатирик Задорнов, что наша церковь подменила понятие «сын божий» на «раб божий». Заменено только одно слово, а как поменялся смысл!
Хочу обратить ваше внимание на такую статистику. В 1988 году, когда РПЦ торжественно отмечала 1000‑летие крещения Руси, в ней насчитывался 21 монастырь, 6893 прихода, две духовные академии и три духовных семинарии. А через 20 лет монастырей уже стало 478, почти 30 тыс. приходов и больше 11 тыс. воскресных школ. Таким образом, число верующих растёт, а мораль падает.
Увеличивается количество разводов, абортов, сирот, пьяниц. Россия занимает первое место в мире по: абсолютной величине убыли населения; числу разводов и детей, рождённых вне брака; числу детей, брошенных родителями; количеству самоубийств среди детей и подростков; количеству абортов и материнской смертности; объёму потребления героина (21 % от мирового производства); объёму продаж крепкого алкоголя; числу курящих детей.
Так что православие – это не то направление, которое может спасти Россию. После распада Союза, когда вдруг образовалась идеологическая пустота, власти, правда, обратили внимание на церковь. И смешно выглядели вчерашние партработники, воинствующие атеисты, стоящие на молебне в храме со свечками в руках. В массе народной даже раздавались лозунги «Несть спасения вне православной церкви!».
И как ни призывал патриарх к единомыслию, не поднялся народ все как один на защиту власти. На митинги разные пошли. И когда в школе появился курс «Основы православной культуры», то выбрали его для своих детей не больше трети родителей. Подавляющее большинство родителей выбрало детям светские предметы.
Да и как могло быть иначе. За время советской власти выросло несколько поколений людей в обстановке воинствующего атеизма. Если бабушка тайком несла ребёнка в церковь крестить, то родители потом получали взбучку в парткоме. Десятилетиями народу внушали, что бога нет, а потом говорят, что он всё-таки есть. Кто теперь в это поверит? Тем более что с доказательной базой у церкви всегда была напряжёнка. Всё держалось на вере. А веру эту разрушили.