bannerbanner
Азбука спасения. Том 35
Азбука спасения. Том 35

Полная версия

Азбука спасения. Том 35

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 8

Азбука спасения

Том 35

Автор-составитель Никодим Благовестник


ISBN 978-5-0059-0059-3 (т. 35)

ISBN 978-5-0055-9992-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ЗАПОВЕДИ И РАЗУМ

Правый разум возрастает и умножается от умного делания и от хранения заповедей Господних, как и в раю Адаму было заповедано – делать и хранить, а так как он не делал разумом, то не сохранил и заповеди. Святитель Димитрий Ростовский


Преподобный Исаак Сирин

Умственный Свет есть разум, озаренный Божественным знанием…


Бог есть поистине Отец словесных существ, которых родил Он Своим попечением, чтобы стали они наследниками Славы Его во время грядущее, дабы явить им богатство Его для их наслаждения нескончаемого. Пользоваться чувственной речью сначала от самого Создателя научились словесные естества, и первый раз была она использована для славословия, принесенного Создателю тварями, как написано у Иова. Так же и мы люди от Создателя чувственного получили пользование звуками чувственной речи, и передается она нам от отцов к детям. Человек получает озарение в соответствии с тем, каков его образ жизни по отношению к Богу, и по мере того как влечется он к знанию, он все более приближается к свободе души, а по мере приближения к свободе ума, он переходит от знания к более высокому знанию.

Свет не умственный, тот, что принадлежит стихиям, в новом веке сияет новый Свет и нет там нужды в пользовании чем-либо чувственным или относящимся к стихиям. Умственный Свет есть разум, озаренный Божественным знанием, которое без меры излилось в естественный мир, в Духовном мире – Духовный Свет. Как та тьма не подобна этой, так и тот Свет не подобен этому свету. После грехопадения Бог явил Себя людям как Судья, а в последующих откровениях как Господин, как в случае с Ноем, Авраамом и теми, кто после него, которых Бог называл: раб Мой Авраам и раб Мой Моисей. От пришествия Христова и далее начались откровения, которые являли чин отцовства, что Он поистине Отец и не хочет действовать по отношению к нам как Господин или Судья.

Свет созерцания происходит с постоянным безмолвием и отсутствием внешних впечатлений, ибо когда ум пуст он постоянно пребывает в ожидании, пока созерцание не воссияет в нем. Когда наступает время борений и помрачения, даже если мы рассеиваемся, будем проводить больше времени в молитве и коленопреклонении до земли. Если же это не постоянное борение или помрачение уныния, а обычная рассеянность, происходящее от натиска помыслов, тогда чтение более важно, чем продолжительное время в молитве. Впрочем, смешаем то и другое, примем лекарство от Писания, а затем приступим к молитве.

Безмолвие состоит не в том, чтобы не знать страсти, но в том, чтобы не принимать страсти благодаря опьянению ума через славу души. Пусть следующая молитва не прекращается в сердце твоем ночью и днем: «Господи, спаси меня от помрачения душевного», ибо в этом заключена всякая молитва, происходящая от знания. Помраченная душа – есть второй ад, а просветленный разум друг Серафимов.

Господь Христос есть и Первородный и Единородный. Одно и другое не сосуществует в едином естестве, ибо первородный предполагает многих братьев, тогда как Единородный не предполагает какого-либо иного бытия, рожденного перед Ним, или после Него. Два эти имени подтверждаются в Боге и человеке объединенных в одно Лицо, причем свойство обоих естеств не смешиваются благодаря этому соединению. Слова: судьбы Твои – великая бездна имеют тот же самый смысл что и облако под ногами Его. Умственное облако есть ум пораженный изумлением перед духовным прозрением. Это изумление внезапно ниспадает в душу его и недвижно удерживает ум в том состоянии, когда все видимые вещи сокрыты от него в незнании и нечувствии цели размышлении о них, и разум остается покойным подобно облаку, которое обволакивает объекты и препятствует какому-либо телесному видению… (Беседа 3)


Святитель Димитрий Ростовский

Правый разум возрастает и умножается от умного делания и от хранения заповедей


Первейшая Адаму заповедь в раю была – делать и хранить, то есть делать разумом, чтобы хорошо разуметь, и хранить заповедь, чтобы не нарушить ее. Но так как он не делал разумом, то и заповедания не сохранил, ибо от неделания умного, прежде всего, в Адаме возникло неверие – неверие Богу, сказавшему и заповедавшему, потом от неверия родилось преслушание и преступление, от преступления же явилось отпадение от Господней благодати и отчуждение от Божественной любви Его.

Если бы Адам разумел Благодетеля и порассудил о заповедании, то не неверовал бы заповеданию, а если бы веровал, то не преслушал бы, не вкусил бы от заповеданного древа, не был бы изгнан из рая, не подпал бы смерти и тлению, и Бог не творил бы стольких о нас чудес до тех пор, пока не привел нас в разум и познание всех вещей.

Как Адам отпал от Бога и благодати Его не по какой-либо другой причине, а по неразумию, так и мы не иным чем можем присоединиться к Нему, а только разумом и познанием всех вещей. Ибо кто истинно познал себя, тот познал Бога, а кто познал Бога, тот познал себя – тот соединился с Богом и, почив от всех дел и трудов своих, вошел во святилище Божие и всегда приносит умную службу Богу.

Но никто не может познать Бога до тех пор, пока прежде не познает себя, не познает же и себя как должно, если не придет прежде в познание твари и в рассмотрение всех вещей, видимых и разумеваемых в мире. А когда придет в познание тварей, тогда может прийти и в познание себя и Бога. И таким образом придет в совершенное соединение любовью с Богом.

Итак, если кто истинно хочет познать Господа, познать себя и с Ним соединиться любовью, тот должен прежде познать всю тварь видимую и разумеваемую, чтобы иметь рассмотрение всех вещей и всей твари: от кого и для чего все сие – так, чтобы ни одна вещь не была от него утаена и не производила недоумения, потом познать себя и все о себе таинство, затем познать Бога и все Его неизреченные благодеяния. Так человек приходит в совершенное познание всего. Ибо подобает прежде уразуметь все дольнее (земное), потом – горнее (небесное): не от высшего должны мы нисходить к низшему, но от низшего восходить к высшему. Поэтому Бог положил пред очами нашими всю тварь и все устроение мира как бы некое училище, или зерцало, чтобы, поучаясь, восходили мы от дольнего к горнему. Но если мы не познаем дольнего, то, как можем уразуметь горнее?


От разума и познания рождается вера…


От разума и познания рождается вера, от веры – хранение заповедей Божиих, от хранения заповедей Божиих – упование на Бога, от упования же на Бога – Божественная любовь, которая, умножаясь постепенно, приводит в постепенное соединение с Богом и – исполнение закона и пророков.

Насколько процветает разум, настолько возрастает вера, насколько возрастает вера, настолько умножаются добродетели – настолько усиливается и упование на Бога, и сколько кто уповает, столько и любит Бога, а сколько кто любит Бога, столько и соединяется с ним, наслаждаясь Его Божественною славою.

От неразумия рождается неверие, от неверия – преслушание, от преслушания же – всякий грех и преступление. Как может кто-либо веровать, ничего не разумевая? Неверующий же и ничего неразумевающий как может сохранять заповеди Господни? Несохраняющий же заповедей Господних как может иметь упование на Бога и любовь к Нему? Никак.

Итак, прежде всего, подобает учиться не только внешнему труду, но и умному деланию: разуму и познанию. Научившийся разуму и познанию всех вещей удобно всему верит – сохраняет все заповеди Господни, уповает на Бога, любит Его всем сердцем своим и – соединяется с Ним воедино: весь бывает в Боге и Бог в нем пребывает. Таковый прежде воскресения приемлет воскресение души и прежде конца жизни наследует жизнь вечную, потому что у него – жизнью разума и познания – пожерта бывает смерть бессловесия: се бо, сказано, есть живот вечный, да познаем Господа, а не разумевать о Нем – смерть.

Мы сказали, что первейшая причина и начало Адамова падения было неразумие, причиною же доброго начинания и делания бывает разум, но разум, говорю, истинный и правый, ибо разум истинный приятен, а неправый отвергается. Но правый разум возрастает и умножается от умного делания и от хранения заповедей Господних, как и в раю Адаму было заповедано – делать и хранить, а так как он не делал разумом, то не сохранил и заповеди.

И бесы считаются разумными и премудрыми, но в истине не пребывают и не хотят пребывать в ней, посему и отвергнуты. Как милость без истины неприятна, так неприятна и премудрость неправедная, но та и другая должны быть уравнены, как говорит пророк: Милость и суд воспою Тебе, Господи, пою и разумею в пути непорочне (Пс.100). Так и разум подобает иметь и беспорочно прославлять наравне с правдою.

Бог ничего так не любит и не требует, как истину и правый разум, посему весь наш подвиг, все труды и все заботы должны быть направлены к тому, чтобы стяжать правый разум, содержать истину и пребывать в ней до самой смерти: буди Ми верен до смерти, и дам ти венец жизни, говорит Господь (Апок.2:10). Все же развратно мудрствующие и говорящие против истины, хотя и велемудрствуют и много делают козней, вместо истины проповедуют ложь. Но ложь никогда не может быть правдою, приятною Господу.

Еретики и все зломудрствующие также кажутся мудрыми и разумными, но они не пребывают и не хотят пребывать в истине, ибо помрачились в разуме и ослепли от своей лжи. Потому мудрость их отвергнута и попрана: мудрость с ложью и философия с неправдою не могут быть приняты. Например: как могут быть приняты Богом любомудры западные, мудрствующие противное Церкви, содержащие истину в неправде? Никак.

Разум, уклоняющийся от истины, неправ и Богу неприятен. Находящийся в таком разуме впадает в злолукавые действия, подпадает под власть отца лжи – беса и уклоняется в разные ереси. А кто ищет истинного и правого разума, тот взыскует Господа и обретает Его, ибо никто нигде не может обрести Его, как только в истинном и правом разуме.

Как неправильно стреляющие никогда не попадают в цель, так и неправильно мудрствующие далеко отстоят от разума Божия. Многие желают приблизиться к нему, многие борются, многие имеют о сем тщание, однако не все равно и прямо достигают цели, потому, целя далеко, остаются в неизвестности.

Правый и истинный разум, соединяясь с разумом Божиим, зачинает плод духа. Рожденное от плоти, плоть есть, рожденное же от духа, дух есть, говорит Господь (Ин.3:6). Как плоть, сочетавшись с плотью, рождает плоть, так правый и истинный разум, соединяясь в познании всех вещей с разумом Божиим, зачинает плод духа и, пребывая всегда в известных подвигах, чрез несколько времени рождает дух. Страха ради Твоего, говорит пророк (Ис. 26), во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения, – Господни благодати и Божественныя любве Его. Неимеющий же правого разума никогда сего не получит.

Разум, не просвещенный разумом Божиим, остается бесплодным. Но для желающего иметь правый разум требуется непрестанное умное делание, ибо непросвещающий ума разумом и незаботящийся о сем, хотя бы и имел естественный и обученный внешним любомудрием разум, не получает от этого никакой пользы. Как золото, находящееся в земле, не обделанное и не пережженное, малоценно или как дерево, не очищаемое, не прививаемое, не пересаживаемое, приносит мало плода, да и то несладкого, так и разум, не просвещенный разумом Божиим, или остается бесплодным, или приносит плоды горькие, ничего не стоящие. Насколько кто будет заботиться о возделании своего разума, настолько и плодов от него получит и увидит широту его.



Умное делание, которым мы имеем приблизиться и совершенно присоединиться к Господу, есть следующее: прежде всего, познать всю тварь видимую и разумеваемую – от кого и для чего сотворена она, куда она ведется и направляется? – увериться в этом истинно. Потом познать себя и все о себе таинство со всеми его благодеяниями. В том и состоит правый и истинный разум, чтобы все это познать подробно, так, чтобы ни одна вещь не была от него утаена и не оставляла никакого недоумения, – познать и углубить это в себе долгим временем так, чтобы разум с этим познанием сросся и в одно соединился. Недостигший сего и дерзающий о себе высоко думать и богословствовать, хотя бы и всю мудрость мира сего усвоил себе, неразумен, по всему слеп и не избежит сетей злокозненного.

Желающий удобнее прийти в познание твари, в познание себя и в познание Господа пусть читает как можно чаще книжицу, называемую седьмодневник, в котором о сем начертано пространнее. Но все сие не может быть без труда, великого подвига, всегдашнего умного делания в продолжение многого времени. Как пшеничное зерно, будучи брошено в землю, не тотчас же взращивает колос или закваска, будучи положена в три сата муки, не тотчас же вскисает, по евангельской притче, так и познание твари, себя и Бога не тотчас же дается человеку. Принявши закваску от слова Божия, жена (душа) полагает ее в три меры муки, то есть в три главные силы души (ум, чувство и воля), долго согревает в себе, как бы заквашивает душу свою словом Божиим, до тех пор, пока она вся закиснет в познании и просвещении разума своего, и в познании всего о себе таинства.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Исполнением животворящих заповедей Евангельских поддерживается соединение христианина со Христом. Иначе не может член Христов пребывать в единении со Христом, как действуя из Его воли, из Его разума. И воля, и разум Христовы изображены в Евангельских заповедях.

Заповеди Десятисловия сохраняли в человеке способность к принятию заповедей Евангелия. Заповеди Евангелия возводят в непорочность, превысшую той, в которой мы сотворены: они зиждут христианина в храм Божий.

Каждая заповедь Божия есть священная тайна: открывается она исполнением ее и по мере исполнения ее.

Навык к исполнению Евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойством души. Тогда Божественная благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение.

Условие пребывания в любви Божией и в соединении с Богом заключается в соблюдении Евангельских заповедей.

Хочешь ли стяжать смирение? – Исполняй Евангельские заповеди: вместе с ними… <усвоишь> святое смирение, т. е. свойство Господа нашего Иисуса Христа.



В заповедях – не одно делание: в них сокровен и при посредстве их является духовный разум.

Исполнение заповедей Спасителя – единственный признак любви к Богу, принимаемый Спасителем.

Что заповеди Божии? Это – воля Божия, объявленная Богом человекам для руководства в действиях, зависящих от произвола их.

Красота подобия восстанавливается Духом, как и образ при крещении. Она развивается, усовершается исполнением Евангельских заповедей.

Желающий быть чистым исполнителем заповедей Христовых должен крайне храниться от пристрастий.

Когда сердце заражено пристрастием, – оно не может исполнить чистой и святой воли Христовой с подобающею святостью и чистотою.

Исполнение заповедей… или, правильнее, усилия к исполнению заповедей по необходимости обличают живущий в нас грех и возбуждают жестокую внутреннюю борьбу, в которой принимают сильнейшее участие духи злобы.

Жительство по Евангельским заповедям есть единый и истинный источник духовного преуспеяния, доступный для каждого, искренне желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен недоведомым Промыслом Божиим.

Исполнение Евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются Евангельские заповеди.

ЗАПОВЕДИ И СМЕРТЬ

«Воспоминание о смерти – дар Божий», – сказали отцы, – он дается исполнителю заповедей Христовых, чтоб усовершить его в святом подвиге покаяния и спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Апостол Павел

Заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти


Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти, но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве. Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер, и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна, и добра (Рим.7:7—12).

Преподобный Исаак Сирин

Оставь малое, чтобы обрести великое. Презирай излишнее и малоценное, чтобы обрести многоценное. Будь мертв в жизни своей, чтобы жить по смерти. Предай себя на то, чтобы умирать в подвигах, а не жить в нерадении. Ибо не те только мученики, которые прияли смерть за веру во Христа, но и те, которые умирают за соблюдение заповедей Христовых.

Преподобный Ефрем Сирин

На кончину умершего во время землетрясения


– Христос – Воскреситель со славой явится с высоты, оживотворит мертвых, воздвигнет сущих во гробах. Чада перстного Адама все вкупе восстанут и воздадут хвалу Воскресителю мертвых.

«Да не печалятся сердца ваши, смертые! Приидет день Господень, возвеселит и пробудит нас, почивших. Хранители подвигнутся пред Господом, и Ангелы возвеселятся в день воскресения. Да не скорбит душа ваша, искупленные Крестом и призванные в Царство; Приидет день Господень, издаст глас в шеоле, и мертвые восстанут и воздадут хвалу».

– Воздадим славу и поклонимся Иисусу, Божию Слову, Который по любви Своей пришел и спас нас Крестом Своим, и паки приидет и воскресит чад Адамовых в великий день, когда воссияет величие Его. Кто избавит нас от этого страстного тела, пленника смерти, раба греха? Благодарение Творцу, Который по любви Своей даровал нам победу и искупил род наш смертью Возлюбленного Своего!

«Не скорбите, смертные, об нетлении своем. Царь Христос воссияет с высоты и всесильным манием Своим воскресит мертвых во гробах и облечет их славой во Царстве».

– Если смерть воцарилась и погубила естество наше, потому что Адам согрешил и преступил заповедь, то не тем ли паче оправдаемся и спасемся страданиями Христа, победившего смерть и оправдавшего естество наше? Надежду и утешение даровал Господь наш скончавшимся, ибо Сам Он восстал из гроба, победил смерть, обетовал нам воскресение и жизнь, ущедрил великими благами Адама и всех чад его.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Чтоб помнить смерть, надо вести жизнь сообразно заповедям Христовым


Удел всех человеков на земле, удел неизбежный ни для кого – смерть. Мы страшимся ее, как лютейшего врага, мы горько оплакиваем похищаемых ею, а проводим жизнь так, как бы смерти вовсе не было, как бы мы были вечны на земле.

Гроб мой! Отчего я забываю тебя? Ты ждешь меня, ждешь, – и я наверно буду твоим жителем: отчего ж я тебя забываю и веду себя так, как бы гроб был жребием только других человеков, отнюдь не моим? Грех отнял и отнимает у меня познание и ощущения всякой истины: он похищает у меня, изглаждает из моей мысли воспоминание о смерти, об этом событии, столько для меня важном, осязательно-верном. Чтоб помнить смерть, надо вести жизнь сообразно заповедям Христовым. Заповеди Христовы очищают ум и сердце, умерщвляют их для мира, оживляют для Христа: ум, отрешенный от земных пристрастий, начинает часто обращать взоры к таинственному переходу своему в вечность – к смерти, очищенное сердце начинает предчувствовать ее.



Отрешенные от мира ум и сердце стремятся в вечность. Возлюбив Христа, они неутолимо жаждут предстать Ему, хотя и трепещут смертного часа, созерцая величие Божие и свои ничтожество, и греховность. Смерть представляется для них вместе и подвигом страшным, и вожделенным избавлением из земного плена. Если мы не способны желать смерти по хладности нашей к Христу и по любви к тлению, то, по крайней мере, будем употреблять воспоминание о смерти, как горькое врачевство против нашей греховности: потому что смертная память – так святые отцы называют это воспоминание – усвоившись душе, рассекает дружбу ее с грехом, со всеми наслаждениями греховными.

«Только тот, кто сроднился с мыслью о конце своем, – сказал некоторый преподобный отец, – может положить конец грехам своим» (Св. Исаак Сирский. Слово 21). Поминай последняя твоя, говорит Писание, и во веки не согрешиши (Сир.7:39). Вставай с одра твоего, как воскресающий из мертвых, ложись на одр твой, как бы в гроб: сон есть изображение смерти, а темнота ночи – предвестница темноты могильной, после которой воссияет радостный для рабов Христовых и страшный для врагов Его свет воскресения.

«Воспоминание о смерти – дар Божий» (Лествица, Слово 6), – сказали отцы, – он дается исполнителю заповедей Христовых, чтоб усовершить его в святом подвиге покаяния и спасения. Благодатная память смерти предшествуется собственным старанием воспоминать о смерти. Принуждай себя воспоминать часто смерть, уверяй себя в несомненной истине, что ты непременно, неизвестно когда, умрешь – и начнет приходить само собою, являться уму твоему воспоминание о смерти, воспоминание глубокое и сильное: оно будет поражать смертоносными ударами все твои греховные начинания. Чужд этого духовного дара грехолюбец: он и на самых гробницах не престает предаваться греховным угождениям плоти, нисколько не помня о смерти, предстоящей ему лицом к лицу. Напротив того, служитель Христов и в великолепных чертогах вспомнит ждущий его гроб, прольет о душе своей спасительнейшие слезы. Аминь.

ЗАПОВЕДИ И СМИРЕНИЕ

Навык к исполнению Евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойством души. Тогда Божественная благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Апостол Иоанн Богослов

Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем, и в вас: потому что тьма проходит, и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1Ин.2:7—9).

Апостол Лука

Кто из вас, имея раба, пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»? Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:7—10).

Святитель Иоанн Златоуст

Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия. Потому-то Христос и начинает заповеди со смирения, желая с корнем исторгнуть гордость из души слушателей.

Преподобный авва Дорофей

Совершенное смирение рождается от исполнения заповедей


Некто из старцев сказал: «Прежде всего нужно нам смирение». Почему он не сказал о другой какой добродетели? Старец показывает нам сим, что ни страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия. Смиренномудрием же сокрушаются и все стрелы врага и противника. Все святые шествовали сим путем его и трудом. Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя, – взывает Давид и еще: Смирихся, и спасе мя Господь (Пс.24:18; 114:5).

На страницу:
1 из 8