bannerbanner
Азбука спасения. Том 32
Азбука спасения. Том 32

Полная версия

Азбука спасения. Том 32

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 7

Дух Святый, дающий людям мудрость, и ведение, и благочестие, и страх Божий, и веру, не хочет пребывать в нечувственных.



Для тех, коими обладают неверие и страсти, благодать Святаго Духа неприступна и незрима. Но для тех, которые показывают достойное покаяние и начинают исполнять заповеди Христовы с верою, и вместе со страхом и трепетом, она открывается и бывает зримою, и сама собой производит в них суд, несомненно, такой, какой имеет быть, или, лучше сказать, она бывает для них днем Божественного Суда. Кто всегда сияет и освящается сей благодатью, тот истинно видит себя самого, – что он такое есть и в каком жалком состоянии находится, видит тонкочастно все дела свои, которые совершал телом, и какие действовались только в душе его.

При этом он судится и воссуждается и Божественным огнем, вследствие чего, напояемый водой слез, орошается по всему телу, и мало-помалу крещается весь душою и телом. Божественным оным огнем и Духом, становится весь чистым, весь – непорочным, сыном Света и дня, и более не сыном человека смертного. Почему таковый не будет уже судим на будущем Суде, так как уже был судим прежде, ни обличаем оным Светом, потому что осветился им здесь прежде, и не внидет в оный огнь, чтобы быть жегомым вечно, потому что вошел в него здесь прежде и был судим, и думать не будет, что тогда только явился день Господень, потому что давно уже стал весь днем светлым и блещащимся от сообращения и беседы с Богом и перестал находиться в мире или с миром, но весь всецело стал вне его.

Когда призываем Духа Святаго, говорим: Душе Святый, несказанно от Отца исходящий и на нас верных чрез Сына нисходящий, Дух жизни и ведения, Дух святости и совершенства, Дух благий, премудрый, человеколюбивый, утешительный, преславный, питающий вместе и напояющий, милующий, просвещающий, укрепляющий, Божественный Дух терпения. Дух – податель радости, веселия, целомудрия, мудрости, ведения, кротости, незлобия, беспопечения о мирских вещах, созерцания благ небесных, Дух – отгнатель лености, нерадения, рассеянности и лукавства, Дух – показатель Божественных тайн, обручение Небесного Царствия, источник пророчества, кратер учения, дверь покаяния, истребитель грехов. Дух любви, мира, веры, воздержания.

Имеющий в себе свет Всесвятаго Духа, не в силах бывая стерпеть зрение Его, падает на землю ниц, взывает и вопиет в ужасе и страхе великом, как увидевший и испытавший нечто такое, что выше естества, выше слова и разума. И бывает он подобен человеку, у которого от чего-нибудь возгорелись внутренности огнем, от которого жегомый и жжения пламени не могши терпеть, становится он весь измученным и совсем не имеющим силы быть в себе. Но, будучи непрестанно орошаем слезами и ими прохлаждаем, еще сильнее воспламеняется он огнем желания Божественного, а от этого слезы еще обильнее у него текут, и он, будучи омываем излиянием их, еще блистательнее сияет. Когда же, весь разжегшись, станет он как свет, тогда исполняется на нем сказанное (Богословом): «Бог с богами соединяем и ими познаваем» (так Бог соединяется с обоживаемыми от Него и Его познающими), – и притом в такой, может быть, степени исполняется сие на нем, в какой соединился он уже с Сочетавшимися с ним и в какой оказался познавшим Его.

Когда же Божественный луч коснется и сердца, тогда и его осветит, и ум очистит, и на высоту поднимет, и, возведя на небо, соединит с Божественным светом.

Если… желаешь получить Божественного Духа, совершенно веруй в Бога, отрекись также от себя самого, без колебания возьми крест на плечи и умри, чадо, произволением, чтобы сделаться тебе причастником жизни бессмертной. Да не обольстят тебя обманщики своими лживыми речами о том, что (не отныне еще, а только) по смерти умирающие получают жизнь, дабы, поверив, ты не вознерадел и не лишился причастия жизни.

Дух бывает, как бы Божественною и световиднейшею купелью, найдя достойных. Он всецело объемлет их и заключает внутри.

Подобно тому, как огонь не перенимает от железа черноты, но сообщает ему все, что сам имеет, так и Божественный Дух, совершенно не приобщаясь их нечистоты, как нетленный и бессмертный, уделяет им нетление и бессмертие.

Все заповеди, которые Христос заповедал апостолам, равно заповедал Он и нам, чтоб мы соблюдали их все до одной. И мы можем их соблюсти, даже находясь в мире, но не хотим, потому что слабоваты в вере и любви ко Христу.

Плод делания заповедей… есть умиленное сокрушение, а оно приносит плоды добродетелей или, лучше сказать, творит все добродетели, как открывает все Богодухновенное Писание.

Те, которые покорствуют Богу и соблюдают неуклонно заповеди Его, те и временных благ причащаются в меру и с воздержанием, благодаря за них Бога, и от этих видимых и временных благ возводятся к оным невидимым и вечным за то, что повинулись Царю всех Богу и соблюли повеления Его. – Те же, которые поступают противно заповедям Божиим, находятся на противной Богу стороне, вместе с диаволом, поелику сделались врагами Бога.

Святитель Василий Великий

Не соблюдать заповедей Христовых – значит не любить Бога и Христа Его, а признак любви – соблюдение заповедей Христовых, в терпении страданий Христовых, даже до смерти.

Что свойственно любви к Богу? – Соблюдать заповеди Его, имея целью славу Его.

Святитель Григорий Богослов

Кто соблюдает закон, чтит частицу Божества, какую имеет в себе, во всяком деле, слове и движении ума, сколько можно более, чист от всего попираемого, и не оскверняется ничем преходящим, а напротив того, самую персть влечет с собою к небу, тот в награду за труды (подлинно, самое великое и премудрое таинство!) станет богом, и хотя богом по усыновлению, однако же, исполненным высшего света, начатки которого пожинал он в некоторой мере еще здесь.

Преподобный Марк Подвижник

Иной, исполняя по видимому заповеди, раболепствует страсти и злыми помыслами истребляет доброе дело.

Преподобный Фалассий Ливийский

Соблюдение заповедей рождает бесстрастие, бесстрастие же души блюдет ведение (знание).

Авва Иосиф

Касательно соблюдения главных заповедей…


Касательно соблюдения главных заповедей надобно твердо постановить, за них даже и смерти не должно избегать, если это необходимо будет, для них надобно непоколебимо говорить: я поклялся и постановил. Это должно быть для соблюдения любви, для которой все надобно презирать, чтобы не нарушилось спокойствие и совершенство ее. Также должно… и для чистоты целомудрия, не иначе надобно нам делать для веры, трезвости и правды, все это надобно соблюдать с неизменным постоянством, и отступать от них хоть немного было бы предосудительно.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Условие пребывания в любви Божией и в соединении с Богом заключается в соблюдении Евангельских заповедей.

Красота подобия восстанавливается Духом, как и образ при крещении. Она развивается, усовершается исполнением Евангельских заповедей.

Когда сердце заражено пристрастием, – оно не может исполнить чистой и святой воли Христовой с подобающею святостью и чистотою.

Исполнение заповедей… или, правильнее, усилия к исполнению заповедей по необходимости обличают живущий в нас грех и возбуждают жестокую внутреннюю борьбу, в которой принимают сильнейшее участие духи злобы.

Жительство по Евангельским заповедям есть единый и истинный источник духовного преуспеяния, доступный для каждого, искренне желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен недоведомым Промыслом Божиим.

Исполнение Евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются Евангельские заповеди.

Всеоружие Божие – все Евангельские заповеди. Поправший одну из них – попрал все собрание их, весь закон.


Преподобный Нектарий Оптинский

Творите добро ближнему, постоянно напоминал старец, делайте внешнее, а когда оно будет в исправности, то и внутреннее образуется. Но, сделав добро, не гордитесь, а благодарите Господа: «Твоим благословением, Господи, совершил я это». Помните завет: …без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5).

Чтобы не потерять благодати Божией, паче старайся к приобретению памяти Божией. Нужно соблюдать слово Божие, или заповеди, как и Сам Господь сказал: Имеяй заповеди Моя и соблюдали их, той есть любяй Мя (Ин.14:21). Таким же образом достигается искреннее служение Богу всем сердцем.

Надо ближнего возлюбить, но возлюбить искренно, а не с расчетом. Любовь – это самое прекрасное, самое святое. Это такая красота! Но люди исказили ее, а она должна быть, как у Христа, когда Он за нас пострадал.

СОХРАНЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ

И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам (1Ин.3:24).

Иисус Христос (Спаситель)

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин.15:10).

Апостол Иоанн Богослов

Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев, не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?

Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши, ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам (1Ин.3:11—24).


Преподобный Никодим Святогорец

Из святого Максима


Как преслушанию свойствен грех, так и послушанию – добродетель. Преслушание ведет к нарушению заповедей и отделению от Заповедавшего, послушание – к сохранению заповедей и к неразрывному единству любви с Тем, Кто дал заповедь. И кто нарушил заповедь из преслушания, тот не только сделал грех, но и лишил себя общения любви с Заповедавшим.

Священноинок Дорофей

Вот заповеди, которые дал Господь любящим Его и хотящим достичь совершенства и спастись, и получить благодать, и царствовать с Ним вечно.

Вот первая и наибольшая заповедь Господня: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф.22:37—40), – то есть эти две заповеди включают в себя все заповеди и Закон: начало, и середина, и конец заповедям и Закону эти две заповеди.



Третья заповедь Господня: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин.15:12). Если любите Меня… пребудьте в любви Моей (Ин.14:15; 15:9). По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35). Сия есть заповедь Моя, пусть любящий Меня, любит и брата своего. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде Вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир (Ин.15:18,19).

Четвертая заповедь Господня: …кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф.20:26).

Пятая заповедь: Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф.20:27). И кто меньший из вас, тот больший в Царстве Небесном.

Шестая заповедь: Алкал Я, и вы дали Мне есть (Мф.25:35).

Седьмая заповедь: Жаждал, и вы напоили Меня (Мф.25:35).

Восьмая заповедь: Был странником, и вы приняли Меня (Мф.25:35).

Девятая заповедь: Был наг, и вы одели Меня (Мф.25:36).

Десятая заповедь: Был болен, и вы посетили Меня (Мф.25:36).

Одиннадцатая заповедь: В темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф.25:36).

Двенадцатая заповедь: Будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд (Лк.6:36).

Тринадцатая заповедь: Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф.5:19). Я посреди вас как служащий (Лк.22:27). Также и апостол Павел много раз говорит об этих заповедях: Братия, носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6:2). И еще говорит: Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других (Флп.2:4). И еще говорит: В почтительности друг друга предупреждайте (Рим.12:10).

И еще говорит: Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян.20:34). И еще многократно говорит о том же: об общности и единении. Об этом говорят и все святые отцы, и все святые книги вопиют. И святое Евангелие Христово, которое суть заповеди Христовы, уста Христовы, и апостольские предания, и пророки, и предсказания псалмов и пророков, и предания святых отцов. И важнее эти две заповеди, чем всесожжения и жертвы. Это строго и крайне тщательно до конца соблюдали святые отцы в общежительных монастырях. В пустынях же сохранили первую заповедь. Если же представлялся удобный случай, то исполняли и вторую.

Даже святители, занимаясь писательским трудом, исполняли заповедь любви, потому что в философии и в составлении церковных песнопений они обнаружили немалое трудолюбие.

Те же любовь и милосердие направляют нас от первой заповеди ко второй, к нуждам братии. Поскольку все пути Господни – любовь и милость, и милосердие, и истина, и справедливость. А это и есть любовь и милосердие, и смиренномудрие. Ими собираются воедино апостольские собрания и соединяются в общении, и проповедь их утверждается. На них же были основаны иноческие общежительные монастыри святых отцов, почему все святые отцы и являют собой образец смирения для своей паствы, молясь Богу и духовно заботясь о спасении пасомых, и занимаясь рукоделием, кому это по силам. А братья трудятся друг для друга Бога ради и живут в послушании, считая себя грешниками.

Далее четырнадцатая заповедь Господня: Не убивай (Исх.20:13).

Пятнадцатая заповедь: Не кради (Исх.20:15).

Шестнадцатая заповедь: Не прелюбодействуй (Исх.20:14).

Семнадцатая заповедь: Не лжесвидельствуй (Исх.20:16).

Восемнадцатая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою (Исх.20:12).

Девятнадцатая заповедь: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф.22:39).

Двадцатая заповедь: любите не только ближнего своего, но, как сказано, Любите и врагов ваших (Мф.5:44).

Двадцать первая заповедь: Благословляйте проклинающих вас (Мф.5:44).

Двадцать вторая заповедь: Благотворите ненавидящим вас (Мф.5:44).

Двадцать третья заповедь: Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф.5:44,45).

Двадцать четвертая заповедь: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф.10:28).

Двадцать пятая заповедь: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф.5:39).

Двадцать шестая заповедь: И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф.5:40).

Двадцать седьмая заповедь: И будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф.10:22, Лк.21:17).

Двадцать восьмая заповедь: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф.10:23).

Двадцать девятая заповедь: Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф.5:41).

Тридцатая заповедь: Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф.5:42).

Тридцать первая заповедь: Не собирайте себе сокровищ на земле (Мф.6:19).

Тридцать вторая заповедь: Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:31,33).

Тридцать третья заповедь: Не можете служить Богу и маммоне (Мф.6:24).

Тридцать четвертая заповедь: Просите, и дано будет вам (Мф.7:7).

Тридцать пятая заповедь: Ищите, и найдете (Мф.7:7).

Тридцать шестая заповедь: Стучите, и отворят вам (Мф.7:7).

Тридцать седьмая заповедь: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф.26:41).

Тридцать восьмая заповедь: Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф.18:3).

Тридцать девятая заповедь: Ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды (Лк.9:3).

Сороковая заповедь: Кто не отрешится от всего что имеет, не может быть Моим учеником (Лк.14:33).

Сорок первая заповедь: Кто пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.15:5).

Сорок вторая заповедь: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:56).

Сорок третья заповедь: Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф.19:29).

Сорок четвертая заповедь: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8:34).

Сорок пятая заповедь: Не судите, да не судимы будете (Мф.7:1).

Сорок шестая заповедь: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими (Лк.21:34).

Сорок седьмая заповедь: Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете (Лк.6:25).

Сорок восьмая заповедь: Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете (Лк.6:25).

Сорок девятая заповедь: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, – говорит Господь, – тот сбережет ее (Мк.8:35).

Пятидесятая заповедь: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21:19).

Пятьдесят первая заповедь: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их (Мф.7:13,14). И употребляющие усилия восхищают его (Мф.11:12).

Пятьдесят вторая заповедь: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное (Деян.14:22).

Пятьдесят третья заповедь: Претерпевший же до конца спасется (Мф.10:22). Если б не было страдания и преодоления, то не давались бы венцы мужественным и сильным, и терпеливым. И если ради слов Христовых и ради заповедей Его умрем, то и оживем, по слову Его.

Пятьдесят четвертая заповедь. Сказал Христос Бог: Кто пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.15:5) – и если ради Христа терпим всякие страдания и неудобства, то и царствовать с Ним будем.

Пятьдесят пятая заповедь. Сказал Господь Бог: Где Я, там и слуга Мой будет (Ин.12:26).

Пятьдесят шестая заповедь. И еще сказал Господь: Верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:25).

Пятьдесят седьмая заповедь. И сказал: Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк.10:19).

Пятьдесят восьмая заповедь: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк.16:17,18).

Пятьдесят девятая заповедь: Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь… если и горе сей скажете: поднимись … – будет (Мф.21:21).

Шестидесятая заповедь: Небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут (Мф.24:35; Мк.13:31; Лк.21:33).

Итак, соблюдая заповеди Господни, достигнем совершенства, и спасемся, и обретем благодать. А кто не соблюдает заповеди Господни, тот портит и уничтожает свои великие труды, лишается и совершенства, и спасения, и благодати. Не может достичь совершенства и спастись, и получить благодать не исполняющий заповеди Господни и не создавший внутри себя места для благодати. Безрассуден трудящийся вне заповедей Господних, потому что не угодны дела человеческие вне заповедей Господних.

Кроме того, святые отцы строго и тщательно хранили все то, что и нам следует сохранять, насколько это возможно: 1) веру без сомнений, 2) твердую надежду и непоколебимое упование, 3) нелицемерную любовь, 4) разумно и рассудительно соблюдаемый повседневный пост, кроме суббот, воскресений и праздников в честь Господа, 5) строгое воздержание, 6) разумное бодрствование ночью каждому по мере его возраста, совести и сил, 7) постоянную молитву, 8) непрестанное моление, 9) безответное молчание, 10) нестяжание и крайнюю нищету, 11) смирение и кротость, 12) смиренномудрие, 13) душевную и телесную чистоту, 14) правду во всем, 15) безгневие, 16) незлобие, 17) долготерпение, 18) рассудительность и справедливость, 19) внимательное чтение священных книг, 20) все остальные добродетели.

Усердно соблюдавшие все заповеди Господни и святые добродетели пришли в меру полного возраста Христова (Еф.4:13) и спаслись, и получили благодать, и сотворили бесчисленное множество чудес, и были страшны для бесов. Так и мы, сохраняя Господни заповеди и добродетели святых отцов, достигнем совершенства и спасемся, и обретем благодать и Царство Небесное, и бесконечную радость, и получим покой со святыми ангелами и со всеми святыми во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же подобает всякая слава, честь, и держава, и поклонение со Отцем и со Святым Духом, и прежде бывшие, и ныне и присно и во веки веков.

Святитель Димитрий Ростовский

Научившийся разуму и познанию всех вещей, сохраняет все заповеди Господни


Многие полагают многие и различные причины Адамова падения: одни – неверие, другие – непослушание, третьи – гордость и славолюбие, иные же – иные различные причины. Мы же ни одной из них не признаем первейшею, кроме неразумия и нерассмотрения всех вещей.

Первейшая Адаму заповедь в раю была – делать и хранить, то есть делать разумом, чтобы хорошо разуметь, и хранить заповедь, чтобы не нарушить ее. Но так как он не делал разумом, то и заповедания не сохранил, ибо от неделания умного прежде всего в Адаме возникло неверие – неверие Богу, сказавшему и заповедавшему, потом от неверия родилось преслушание и преступление, от преступления же явилось отпадение от Господней благодати и отчуждение от Божественной любви Его.



Если бы Адам разумел Благодетеля и порассудил о заповедании, то не неверовал бы заповеданию, а если бы веровал, то не преслушал бы, не вкусил бы от заповеданного древа, не был бы изгнан из рая, не подпал бы смерти и тлению, и Бог не творил бы стольких о нас чудес до тех пор, пока не привел нас в разум и познание всех вещей.

На страницу:
3 из 7