Полная версия
Методика интегральной йоги. Дневник практики Йоги. Выпуск 2-й. Часть 1-я
Методика интегральной йоги
Дневник практики Йоги. Выпуск 2-й. Часть 1-я
Анатолий Новый
Редактор Наталья Архипова
© Анатолий Новый, 2023
ISBN 978-5-0060-2094-8 (2—1)
ISBN 978-5-0060-2095-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Шри Ауробиндо почерпнул основные идеи Интегральной Йоги в методическом смысле в «Бхагавад Гите».
«Это – Карма-йога, описанная в Гите, развитая мною для интегральной духовной жизни. Она основана не на умствованиях и рассуждении, а на опыте».
Шри Ауробиндо. Письма о Йоге, кн.1., ч.3, с.168, М., «Амрита-Русь», 2004 г.
Я открыл методику для себя прежде всего как законы Ямы и Ниямы, являющиеся фундаментом и началом всякой Йоги. Затем открыл эти же законы в Евангелии Христа. Самое интересное было то, что законы Гармонии первоначально я получил как духовную самореализацию, когда во мне эти законы стали жить и действовать с удивительной точностью, напором внутреннего блаженства и красоты. А теперь удалось перевести это переживание для работы на низшие планы и сформулировать их как общие вселенские принципы, общие для всякой духовной практики: для Бхакти индусов, для последователей Христа, для тантристов и для даосизма, для разновидностей Аштанга-йоги. Но если в старом подходе к Йоге считалось, что эти принципы годятся лишь для жизни в Ашраме, где непосредственно практикуются какие-то дисциплины, то моя реализация показала, что законы Гармонии должны стать основой всякой полноценной жизни. Ведь Христос учил тому, как надо жить, а не тому, как уходить в монастырь. Вот в этом пункте и начинается подлинная Карма-Йога как практика Новой жизни. Эта практика не является тайной, здесь нет секретных техник, она предназначена для всех людей. Ещё Христос сказал, что распространится его учение по всей Вселенной. С другой стороны секретов здесь великое множество, но связаны они только с тонкостями самой практики, и разгадывать эти секреты надлежит каждому самостоятельно.
Можно обнаружить, что многие приёмы и рекомендации имеют сходство с теми, что используются в психологической науке. Сходство есть, но и разница велика. Целью психологии является стабилизация человеческой психики, раскрытие способностей и достижение успехов в социуме. Все эти моменты в Карма-Йоге временно могут быть использованы, если помогут человеку в его интегральном, эволюционном развитии. А это прежде всего духовное развитие, то есть раскрытие человеком в себе Духа Святого. Задача глобальная, на нынешнем этапе развития человечества она требует не только индивидуальных усилий в изменении себя, но и в изменении окружающей жизни, в формировании Новых общественных отношений. Это не просто мечта, благое пожелание или новая политика или религия, – это веление времени, твёрдая, неизбежная и неотвратимая поступь эволюции.
Ещё одним новым и важнейшим моментом методики является то, что методика чисто практическая, а не теоретическая. Здесь невозможно читать теоретические лекции о том, как надо поступать, что делать и к чему это должно привести. Надо непосредственно практиковать, учиться и вместе с Учителем разбираться, куда привели вас ваши шаги, с какими трудностями вы столкнулись, что делать дальше. Вся серьёзность в том, что здесь не работают психотренинги, нет тренировочных курсов. Всё по-настоящему, все шаги непосредственно в самой жизни. Именно в этом главный секрет и самая большая трудность Карма-Йоги. Нет такой школы, которая могла бы подготовить к Новой жизни. Сама жизнь является такой школой. Поэтому я излагаю методику не как теорию, а как непосредственную практику занимающихся. Все выводы, рекомендации, идеи обусловлены моим собственным опытом и непосредственным жизненным опытом группы практикующих. Разумеется, что на начальной стадии я в основном излагаю свой собственный опыт, но опять же не как теорию, не как информацию к сведению, а вместе с даваемой энергией для практики, для размышлений, для внутренней работы. Даже тот опыт, который я излагаю, носит не абстрактный и общий характер, а обусловлен состоянием каждого из занимающихся. Для других людей я стал бы говорить иначе. Каждому своё. Даже сейчас я пишу методику на основе конспективного материала, но с учётом запросов читателей, то есть творчески и чувствительно.
НОВЫЙ КУРС
30.03.2003
Занятие 1. Законы Ниямы
Сначала несколько замечаний о работе. Для чего вы работаете? Обычно никто не задумывается об этом. Считается очевидным, что надо зарабатывать деньги, а иначе не прожить. Верно, общество ставит вас в такие условия, что вынуждает выполнять рабочую повинность, быть полезным для общества, а иначе вы окажетесь вне общества. Что ж, из этого и будем исходить. Серьёзные сложности возникают тогда, когда работа неприятна, а работать надо. Как тут быть? Конечно, лучше, когда удаётся найти удовлетворительную работу, но как это сделать? Вот тут стоп. И вернёмся к первому вопросу: для чего вы работаете? Если вы по-прежнему работаете ради денег, то вас ждут постоянные сложности, всё больше запутывающие вас. Мы же исходим из внутренней правды. Зарабатывать деньги – это не наша правда, это общественное условие. Но разве ваша правда противоречит этому условию? Вовсе нет. Надо иметь в виду, что вы трудитесь не из безысходности, не только и не столько ради денег, сколько для развития, вы устанавливаете отношения со Вселенной. Вселенная предлагает вам трудиться для вашего же развития. Разве вы можете отказать Божественной Вселенной?! Ясно, что не можете и не хотите. Вот теперь можно выяснить, что значит работать для развития. Во-первых, на работе необходимо включить вашу практику законов Гармонии. Далее, трудиться надо осознанно. Для этого чётко выясните ваши права и функциональные обязанности на работе, чтобы работать независимо, самостоятельно. Ваш начальник не командует и не управляет вами, он просто задаёт вам условия работы, которые вам надлежит принять. Ведь жизнь вам тоже задаёт различные условия: Родину, родителей, общественные законы, погодные условия. Эти условия вас ограничивают. На самом деле это не так. Не условия ограничивают, а ограниченность сознания в данных условиях. По мере развития, роста сознания вы становитесь свободными в тех же условиях. Только условия начинают изменяться и способствуют вашей свободе. Итак, вам предстоит выяснить, зачем вы работаете, что вы хотите реализовать на работе, какие качества выработать, как вы помогаете Вселенной и своему развитию? Размышляйте и наблюдайте, общайтесь со Вселенной, чтобы выяснить это. Когда вы это выясните, то работа обретёт осознаваемый позитивный смысл, вы станете работать свободнее и с интересом. Я, например, попросил Вселенную направить меня работать туда, где я смог бы ей помогать. Так я попал в котельную. Котельная была в довольно запущенном виде, а среди работников было распространено пьянство. Когда в каком-то месте становится больше сознания, то это место преобразуется к лучшему. Высокое сознание привлекает постепенно лучшие энергии. За время моей работы в котельной проведены ремонтные работы, обновлено оборудование, стало чище. Значительно улучшилась дисциплина среди рабочих, пьянство пресекается. К тому же на работе и в свободные от работы дни я пишу книги и провожу занятия по Интегральной Йоге.
Деньги. Их все желают получать или зарабатывать и как можно больше. Но мало кто ставит целью осмысление и осознание того, что же такое «деньги»? Ну ясно, что это не красивые бумажки. Йога занимается энергией. Так что же это за энергия такая «деньги»? Исходя из осознания можно будет знать, как относиться к деньгам, какую функцию они выполняют или должны выполнять, сколько денег нужно вам и на что? Вот на эти вопросы надо дать такие ответы, которые есть у вас на данный момент. И продолжайте размышлять, исследовать.
О семье. Как воспитывать детей школьного возраста? В духе самостоятельности и независимости, правды. Существует вреднейшая традиция неправильно строить отношения с детьми. Детям запрещается проявлять самостоятельность в школе, отстаивать свои взгляды и вообще иметь их, отстаивать собственное достоинство, зато позволяется капризничать, своевольничать и прекословить родителям дома. А должно быть наоборот. Понятно, что люди слабы и не умеют воспитывать ни себя, ни детей. Но мы говорим не о них, а о вас и о ваших детях. Научите их следовать правде, будьте для них старшим другом, покровителем и учителем жизни. Пусть они сами отвечают за свои поступки, пусть сами устанавливают правильные отношения с преподавателями. Самостоятельность вырабатывается практически и только. Ваша задача помогать им в этом прежде всего своей практикой. Изменять установившиеся отношения всегда значительно труднее, чем начинать сначала, поэтому не нужно стремиться получить быстрый результат, такой настрой только мешает делу. Стремление получить быстрый результат появляется из идеи найти механизм, некое магическое правило, позволяющее получать желаемое, волшебство для исполнения желаний. Вот именно за таким волшебством люди в основном идут в йогу, занимаются магическими фокусами. Так вот всегда надо иметь в виду, что в йоге ваша задача – действовать, работать, искать, совершать усилия по совершению внутренней работы и внешней деятельности. Позвольте плодам созревать самостоятельно. Вы же не подстёгиваете помидоры и огурцы, вы создаёте условия для их лучшего роста и созревания.
Законы Ниямы
Перейдём к законам Ниямы. Это активные законы, имеющие динамический характер на практике. Если раздел Ямы устанавливает основу, те законы, которые нельзя нарушать, чтобы не создавать плохую Карму, то Законы Ниямы имеют развивающий характер, они предписывают то, что надо делать, чтобы создавать благоприятную Карму развития и активно, ускоренно двигаться к духовному самораскрытию. Таким образом законы Ниямы утверждают, что на пути развития человеку необходимо иметь неиссякаемое устремление к новой жизни, постоянные усилия, жажду знания, развитие любви к Богу.
Первый закон – Шаоча = очищение. Это тотальное очищение всех тел, причём очищение одного тела влечёт за собой очищение других тел.
Ментальное тело надо очищать от вредящих мыслей, виталическое тело – очищать от лишних и нечистых желаний, праническое (эфирное) тело – очищать от грязных энергий, физическое тело надо очищать от болезней и нечистот, и даже окружающую среду нужно очищать как среду обитания. Ведь природная среда находится в катастрофическом положении и продолжает варварски уничтожаться. Люди ведут войну против природы, уничтожая её и создавая искусственные условия существования.
■. Как очищать ментальное тело? Важно не иметь негативных мыслей, негативного настроя. Надо обнаруживать такие мысли и освобождаться от них, для этого надо их отпустить с благодарностью (рис.1). Да, с благодарностью за то, что они сделали своё дело, помогли вам в развитии, чтобы вы сделали выбор к лучшему, чтобы научились различать нужные и ненужные вам мысли. Вы поняли свои мысли, поняли, что они больше не нужны вам. Не нужны – это значит, что вы больше не укоряете и не ругаете себя, не наказываете и не злитесь на себя, и другим желаете того же. Вот почему вам больше не нужны негативные мысли, вам их некуда использовать, ни для себя, ни для других.
Рис. 1.
Освобождаясь от негативных, ненужных мыслей, важно привлечь новые, позитивные, нужные вам мысли. Освободившееся место не должно пустовать, иначе в силу старой привычки старые мысли вернутся вновь. Привлекайте новые мысли с помощью аффирмаций: «Я люблю себя», «Я красивый», «Я сильный». Формируйте сами нужные вам аффирмации. Кроме того, важно не только привлекать нужные мысли, но и владеть ими, успокаивать их и останавливать посредством правильной концентрации и посредством практики мантры. Мантра очищает ум, успокаивает его и останавливает мысли. Какую мантру следует избрать? Это зависит от того, какое Божество вам ближе, кому вы можете отдать все свои помыслы, перед кем готовы исповедаться в ваших молитвах: перед Кришной, Шивой, Бабаджи или Христом, перед Шри Ауробиндо и Матерью. Мантра должна содержать имя вашего Божества. Всё это Один Бог в разных лицах. Читайте мантру постоянно, подберите чётки и читайте круг за кругом, круг за кругом, прислушивайтесь к себе, скоро Мантра сама зазвучит в вас. Наконец, не следует забывать, что правда всегда очищает от ложных мыслей и идей.
Теперь важно наблюдать за тем, чем наполнен и наполняется ваш Разум, о чём вы думаете, чем, какой работой занят ваш ум, что вы смотрите по TV, что читаете. Определите то, что вам действительно необходимо, и этим наполняйте ум, не тратьте время и внимание на ментальный мусор. Дисциплинируйте свой ум, дисциплина проявляет волю. Посмотрите на всю свою предыдущую жизнь, и что вы обнаруживаете? Явный, катастрофический недостаток дисциплины. То, что вы считали дисциплиной, исходило не от вас, вы в основном подчинялись. Настоящая дисциплина возникает и устанавливается тогда, когда вы сами хотите её, сами просите её в качестве помощи и переводите её в самодисциплину для самосовершенствования. Всё начинается с самодисциплины.
■. Очищение желаний. Как мы уже выяснили, всякое очищение происходит на основе самодисциплины. Человек в основном живёт посредственной виталической жизнью, его распинают и будоражат желания, а его разума явно не хватает на удовлетворение многочисленных, противоречащих друг другу желаний. Для начала желания надо урезонить, подчинить их выбранным высоким идеалам самосовершенствования. Затем дисциплинированные желания нужно укреплять, инициировать путём увеличения витальной энергии. Этому способствует энергетическая практика. Подчиняйте желания практике законов Гармонии.
Очевидно, что самые главные желания, требующие очищения прежде всего, это желание секса, пищи и денег. Практикуйте непривязанность к результату, ибо результатов требуют неугомонные желания. Желания постоянно требуют своей пищи, удовлетворения. Истинные, чистые желания нуждаются не в удовлетворении через результаты, а в проявлении посредством деятельности, работы. Получаемые продукты деятельности не служат удовлетворению желаний, потребительству, продукты точно так же служат развитию дальнейшей деятельности.
■. Очищение физического тела. Физическое очищение наиболее предметное и наглядное. При физическом очищении происходит многоуровневое очищение: очищается само физическое тело, кожный покров, кровеносная и нервная системы, внутренние органы; очищаются энергетические каналы эфирного тела; при надлежащей собранности и концентрации при выполнении очистительных процедур очищаются желания и даже ментальное тело.
Я не буду останавливаться на приёме солнечной, воздушной и водной ваннах.
Зубы рекомендуется натирать сухими содой и солью, наносить на палец и пальцем натирать; между зубами очищение производить расщеплённой дубовой веточкой; можно применять и обычный способ зубной щёткой и пастой. Дёсны следует массировать пальцами с двух сторон. Язык очищать от налёта и слизи ложечкой, скрести от корня.
Очень важно регулярно промывать нос 1—2 раза в день тёплой, кипячёной, подсоленной водой. Налить воду в миску или в широкую чашку, сделать лёгкий выдох, чуть-чуть вдохнуть и задержать дыхание, закрыть большим пальцем правую ноздрю и погрузить нос в воду. Медленно втягивать воду левой ноздрёй, дыхательное горло перекрыть, чтобы вода туда не попала, выпустить воду через рот; аналогично – через правую ноздрю, левую зажать легко средним пальцем. Так промыть каждую ноздрю 3 раза. Чрезвычайно полезно. Очищаются энергетические каналы мозга, лёгких, дыхание становится чистым, лёгким, наполненным праной, нормализуется работа сердца.
■. Очищение кишечника. Поскольку здесь никто не владеет выполнением «Наули», то о «Басти» не говорю. Самое простое и эффективное в таком случае клизьменное очищение. Годится и обыкновенная тёплая водопроводная вода. Главное побольше воды – 1,5 литра за 1 раз, повторять 3—5 раз в ванной. Если нет ванной, тогда используйте тазик. Клизьменное очищение выполнять 1 раз в месяц. Эффект великолепен. Ведь когда чист кишечник, тогда появляется чистота в мозге, очищается кровь. Зато рекомендуется регулярно выполнять Уддияна-Бандху по утрам, пытаться выполнять Наули.
■. Очищение и лечение лёгких мы выполняем во время занятий по энергетической практике. Кроме того, по утрам выполнять внутреннюю улыбку на лёгкие, а перед сном выполнять целительный звук «с-с-с».
■. Очищение желудка. Натощак утром пить 2—3 литра тёплой, подсоленной воды залпом, затем пальцами вызвать рвоту. Выполнять 1—2 раза в месяц.
Эффективно очищение бинтом. Взять бинт длиной 1,5 метра, на конце завязать толстый узел, чтобы не проглотить весь бинт. Смочить бинт в тёплой подсоленной воде и медленно заглатывать, совершая жевательные и глотательные движения. Выдержать до 3-х минут, не больше, и медленно вытягивать бинт руками. Выходит много слизи, в результате высвобождается много энергии, очищается и освежается дыхание. Бинт простирать или прокипятить.
По утрам сразу после пробуждения нажимать пальцами на пупок 108 раз, почувствовать пульсацию. Так разжигается пищеварительный огонь.
■. По утрам прополаскивать глаза тёплой водой.
■. Очищение ушей. Вставить мизинцы в уши и выполнять вращательные движения в одну, затем в другую сторону. Серные выделения очищать спичкой с ватой на кончике.
* * *
Из размышлений.
Т.П. «Шаоча – очищение, один из важнейших законов Гармонии. Чистота должна быть во всём: в теле, в духе, в жилище, в мыслях и речи, поэтому Шаоча – процесс непрерывный. Очищая себя, мы принимаем духовные энергии.
Грязь – болезни, поэтому очищение тела, органов человека необходимо, хотя делать это надо разумно. Вот, к примеру: кишечник достаточно очищать раз в месяц, а, если больше, то происходит потеря энергии.
Очищение от старых вещей также надо делать постоянно. Прежде, я иногда перебирала вещи, складывала их снова: «А вдруг пригодятся?!» Иногда что-то понадобится, но, в основном, скапливалось и лежало ненужным мёртвым грузом. Сейчас же уже 3 раза перебирала вещи и освободилась от многих, испытав от этого только удовлетворение. Но это ещё далеко не всё. Я уже уверена в том, что от всего ненужного буду освобождаться постоянно.
Чистота в доме – это было для меня проблемно. Я то и дело находила причины, чтобы оттянуть уборку. Сейчас-то я понимаю, что это были лишь аргументы [отговорки]. Это не значило, что я не люблю чистоту, но вот было. Сейчас всё изменилось, и я рада очень этому.
Способов очищения существует много, н-р: вода, асаны, пранаямы, питание.
Очищение речи происходит в результате контроля за речью. Очищение мыслей происходит с помощью мантр (мыслеформ). Я сейчас нередко пользуюсь мантрой «Ом Нама Шивай». Применяю, когда муж начинает ругаться, чтобы уйти от конфликта. Можно ли? С этой привязкой никак не могу пока порвать, хоть и понимаю, что затягиваю с этим вопросом.
Освобождение от старой энергии – это означает приход новой, это жизнь, это движение вперёд. Апариграха и Шаоча связаны между собой, т.е., чем меньше накопилось, тем легче процесс очищения».
Комментарий. Здесь очень много неточностей. Пожилой человек, так и не получивший достаточно широкого и полного образования, впервые знакомится с йогой. Т.П. так и не удалось освободиться от фатальной привязки к мужу, она не выдержала напряжения растущей энергии и прекратила посещать занятия.
05.04.2003
Занятие 2. Шаоча
■. Обсуждение работы с «Собеседником».
Для выпуска 4-го номера «Собеседника» работавшая группа предоставила мне набор материалов. Тут обнаружился парадокс: материалы есть, они даже набраны, но что с ними делать – совершенно непонятно, настолько они разрозненные и хаотичные. Энергетически очень тяжёлые материалы. Таковы плоды работы группы. Что произошло? Обнаружился разлад, соперничество и борьба в работе между Р.М. и С.А., что просто недопустимо, всякую игру низших энергий необходимо тут же отсечь. Нет ни цельности, ни единого замысла «Собеседника». В таком ключе никогда и ничего создать невозможно. Вот в непосредственной практической работе выяснилось, что мешает созидать. Мешают низшие энергии, создающие непонятную возню и дрязги. Мешает отсутствие единства и замысла. В итоге сплошной хаос, отягощённый дрязгами. Как правильно построить работу? Для единого замысла необходимо, чтобы кто-то взял на себя ответственность за выпуск номера. Он и будет ответственным редактором номера. По закону Гармонии такой человек обязательно найдётся, это тот, кто больше всех горит самовыражением, кому есть что сказать посредством выпускаемого номера. Главный редактор берёт всё в свои руки, формирует единый замысел, свой-! замысел. Другие проявляют инициативу и предлагают свою помощь. При выполнении работы нужен совершенно особый подход – медитативный. Необходимо чувствовать атмосферу собеседника и таким образом чувствовать поступающие материалы, знать их место, последовательность. В работе следует избегать специализации. Специализация развивается для продажи и делает из человека хорошо отточенную деталь общественной машины, которой управляет сила технологического разума. Нашей целью является не технологическая заточка человека, а эволюционное, духовное, интегральное развитие, поэтому нам нужна не специализация, а универсализация и одухотворение жизни. Нам необходимо посредством универсализации раскрыть все способности человека, открыть его божественное видение и чувствование. Единственная необходимая для всех специализация – Божественность. Это самая обширная, самая универсальная специализация. Необходима глубокая вера, чтобы ею заниматься. Пока же люди предпочитают узкую, ограниченную технологическую специализацию.
Далее обратим внимание на принцип постепенности, пошаговости. При старом подходе вы всё время спешите, хочется сделать всё сразу, а если не получается, то возникает другая крайность, хочется всё бросить от разочарования и бессилия. Такой подход исходит из старого получательского практицизма: «к утру чтоб было». Нам же нужен новый подход. Материальный практицизм нас интересует лишь постольку, поскольку он навязан существованию обществом. Сознание растёт постепенно, самостоятельно. Нам необходимо совершать работу, предпринимать усилия не для того, чтобы вытащить сознание на свет, или расширить его как резину, а для того, чтобы создать благоприятные условия для роста сознания. Мы не знаем, когда и как оно вырастает, мы знаем одно, что когда нет надлежащих условий, оно расти не будет: как в притче Христовой семя на каменистой почве не прорастёт. Постоянная работа необходима для преобразования почвы, для преобразования энергии. Почва – это наше тело, наша умственная и витальная природа, наша жизнь. Они должны быть преобразованы. Даже из физики известно, что преобразование энергии совершается посредством совершения работы. Поэтому в работе с «Собеседником» не стремитесь к излишней компьютеризации. Сначала спросите себя: зачем вам компьютерная работа? Тем более и компьютера нет под рукой. Другое дело, когда в нём есть явная необходимость. Но какая необходимость в нём сейчас? Сначала надо сделать макет. Тут много ручной работы. Некоторые материалы лучше написать вручную, посмотрите на первые номера «Собеседника». У меня нет компьютера и я много написал вручную (или от руки). В ручной работе много преимуществ. При этом открываются тонкие энергоканалы физического тела и физического сознания, развивается ваша материя. При ручной и рукописной работе энергия материалов гораздо плотнее, живее и носит индивидуальный характер исполнителя или автора. Поэтому не свои материалы лучше набирать на компьютере, чтобы не вносить много своего в восприятие материала, а свои статьи лучше записать пером, практикуясь в каллиграфии. Надо иметь в виду, что компьютер обезличивает, стандартизирует и умерщвляет. Вредная привычка всё делать на компьютере – особенно рисовать – формирует в уме впечатление, что компьютер вне всяких сомнений совершеннее человека. Так происходит потому, что интеллект не обладает языком любви, он не умеет любить жизнь, человека. Интеллект интересуется умственными идеальностями, сложными технологиями, составленными из простых элементов. Вот почему не следует так много работы выполнять на компьютере. Мы им пользуемся в значительной степени по той причине, что интеллектуальное человечество просто не обратит внимания на наши рукописные работы, для него это непривычно и неудобно, требует труда. Вторая причина – мы не владеем другой множительной техникой и нуждаемся в ней.