Полная версия
Школа красноречия. Учебно-практический курс речевика-имиджмейкера
Анекдот. Встретились двое бывших одноклассников, которые не виделись много лет. Один другого спрашивает: «Ну как ты живешь?»
Тот отвечает: «Ужасно! Без конца встречи, приемы… И везде едят, едят, пьют, пьют. Просто никаких сил нету. И мне приходится. Я уже эту черную икру видеть не могу. А ты как?»
«А я три дня не ел…»
«Напрасно, напрасно! Надо себя все-таки заставить!»
О чем этот анекдот? Скорее всего, о том, как два взрослых человека уже научились говорить, но еще не научились говорить так, чтобы понимать друг друга. Я очень надеюсь, что наш практический курс техники речи поможет вам научиться говорить так, чтобы ваш собеседник всегда понимал вас правильно.
Задание 1. Прочтите анекдот вслух как можно выразительнее, записывая свое чтение на пленку.
А теперь вернемся к теме предыдущего занятия. Как уже было сказано раньше, голос и тон несут в себе определенную информацию, причем информация эта очень разнообразна. Сейчас проверим домашние задания и сравним их с моими списками.
Отрицательные характеристики тона и голоса:
А теперь перечислим все положительные характеристики голоса и тона:
Как видим, если положительных определений к тону и голосу у нас всего около тридцати, то отрицательных в три раза больше, более девяноста! Похоже на то, что люди чаще говорят неприятным, чем приятным голосом и тоном.
А теперь проверим домашние задания на информативность голоса и тона.
1) О возрасте говорящего свидетельствуют следующие определения:
старческий, детский, шамкающий, ломающийся, звонкий, сварливый.
2) О душевном состоянии, эмоциях говорящего:
безжизненный, злой, дрожащий, плаксивый, спокойный, рассерженный, удивленный, запальчивый, злобный, шипящий, ласковый, недовольный, истеричный, ледяной, потухший, сердитый, радостный, повеселевший, равнодушный, робкий, расстроенный, трепетный, язвительный, холодный, грустный, упавший, рассерженный, бесстрастный, издевательский, срывающийся, сварливый, сухой, испуганный, веселый, унылый, усталый, изумленный, лукавый, ворчливый, капризный, интимный, сдавленный.
3) О здоровье (как физическом, так и душевном) говорящего свидетельствуют следующие определения:
безжизненный, усталый, шамкающий, бесцветный, заплетающийся, хриплый, охрипший, гнусавый, натужный, слабый, сифилитический, гундосый, затухающий, живой, надтреснутый, осипший, простуженный, старческий, сварливый, истеричный, сорванный, охрипший, пропитой, прокуренный, бодрый.
4) Об отношении к собеседнику:
5) О самооценке:
самоуверенный, фамильярный, заискивающий, надменный, начальственный, строгий, уверенный, заносчивый, поучающий, менторский, робкий, язвительный, холодный, издевательский, испуганный, наглый, нахальный, льстивый.
6) О положении говорящего в той или иной иерархической системе:
самоуверенный, начальственный, суровый, строгий, менторский, робкий, дрожащий, заискивающий, льстивый.
7) Об акустических характеристиках голоса:
Как видим, голос и тон человека чрезвычайно информативны, причем больше всего определений характеризуют отношение говорящего к собеседнику и акустические особенности голоса. Это и понятно: ведь обычно мы хотим чего-то добиться от собеседника и реже всего просто проинформировать о чем-то. А если даже и просто информируем, то при этом чаще всего имеем какую-то подспудную цель. Нередко наши тон и голос дают иногда даже слишком много информации для собеседника, причем и такой, которую нам хотелось бы «закрыть», или же такую, которая вредит делу и мешает получить нужный результат от беседы. Специалист умело «считывает» эту информацию, неспециалист тоже «считывает» достаточно много, но уже просто интуитивно. Работа над тоном и голосом позволяет более эффективно не пропускать ненужную информацию и чаще добиваться нужного результата разговора с собеседником или по крайней мере не вызывать негативных эмоций с его стороны, что обычно приводит и к негативному результату разговора.
Понятно, что многие из приведенных выше определений многозначны, несут несколько единиц информации. Например, слово «начальственный» свидетельствует о самооценке говорящего, о его отношении к собеседнику, а кроме того, обладает негативным зарядом и, таким образом, заключает в себе три единицы информации. Слово «натужный» тоже несет три единицы информации: акустическую характеристику голоса, состояние здоровья говорящего и опять же негативную информацию, т. е. этот голос таков, что вряд ли понравится собеседнику.
Задание 2. Проанализируйте, какую информацию и сколько единиц информации несут в себе такие определения голоса и тона, как:
насмешливый, заискивающий, ломающийся, сонный, визгливый, строгий, истеричный, тусклый, наглый, язвительный, сифилитический, дружелюбный, детский.
Задание 3. В вышеприведенном анекдоте дайте максимально возможное количество определений тона и голоса, которым может быть произнесена каждая фраза.
Задание 4. Самую нейтральную фразу, например «продолжительность жизни крысы составляет около трех лет», произнесите поочередно следующим тоном: уверенным, злобным, вопросительным, интимным, истеричным, менторским, неуверенным (робким).
Задание 5. Произнесите ту же самую фразу тем же самым тоном, но уже в окружении минимального контекста, объясняющего и оправдывающего этот тон.
Задание 6. Подумайте и скажите, какой тон (перечислите максимальное количество) хотели бы слышать от вас ваши собеседники и какой вы хотели бы слышать от них. Уточните ситуацию, в которой наиболее уместен каждый тон.
Задание 7. Дома произнесите и запишите на пленку самую нейтральную фразу (например, из таблицы умножения) следующим тоном: живой, усталый, самоуверенный, сердитый, заигрывающий.
Задание 8. Ту же саму фразу произнесите теми же тонами (тоже с записью на пленку), но теперь уже в окружении минимального контекста, объясняющего ваш тон.
Задание 9. Прочтите нижеследующий текст и прокомментируйте его. Почему он вызывает смех? На чем построен юмор этого анекдота?
Едут в такси мать, отец и взрослая дочь. Отец сидит впереди, рядом с шофером. Вдруг шофер поворачивается к нему и говорит шепотом: «Правительственное шоссе». Отец поворачивается назад и тоже шепотом говорит матери: «Правительственное шоссе!». Мать шепчет дочери: «Правительственное шоссе!». Дочь шепчет матери в ответ: «А почему шепотом?» Мать шепчет отцу: «А почему шепотом?». Отец шепчет шоферу: «А почему шепотом?». Шофер отвечает: «А я вчера вспотел, холодного пивка выпил, вот и охрип».
И в заключение хотелось бы привести любопытный отрывок из книги Е. А. Адамова «Пропагандисту об ораторском искусстве» (М., 1983).
Иногда вся суть дела заключается в тоне, которым произносится вся фраза и даже вся речь. В этом легко убедиться, если вспомнить один старый рассказ из быта дореволюционной деревни. Старик крестьянин, живущий в деревне, получил письмо от сына, жителя города. Старик был неграмотен и попросил деревенского грамотея прочитать письмо. Тот прочитал письмо невыразительно, грубым тоном. А сын просит денег у отца. Отец услышал, каким тоном сын просит денег, возмутился. «Вишь, какой нахал, каким тоном денег просит, – сказал отец, – не пошлю!» И не послал. Но сердце отца отходчиво, прошло некоторое время, и он встретился с другим деревенским грамотеем, привел его к себе и сказал: «Прочитай-ка мне еще разок письмо сына, ты понимаешь, просит денег, да таким грубым тоном просит, ну я и не послал». Этот грамотей прочитал письмо ласковым, просительным тоном. Старик слушал и лицо его расплывалось в улыбке. «Ну вот, – сказал он, – так и надо было просить сразу! А то вначале, вишь, требовал!» И послал деньги сыну. Те же самые слова звучали теперь как деликатная просьба.
Занятие 4.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОЛОСА И ТОНА
Анекдот. Возвращается бандит-рецидивист из тюрьмы.
Видит – в песочнице девочка играет. Такая хорошенькая, вся в бантиках, туфельки лакированные, глаза голубые, реснички длинные.
Он ей говорит: «Девочка, жить хочешь?»
А она отвечает: «С тобой, что ли, козел?!»
Едут в поезде попутчики. Разговорились.
– Мальчик, как тебя зовут?
– Женечка.
– И меня Женечка!
– А откуда ты едешь?
– Из лагеря.
– И я из лагеря!
– И куда же ты едешь?
– К бабе.
– Надо же, и я к бабе!
– А к какой бабе?
– К своей.
– А я вот к чужой …
О чем говорят эти два анекдота? Опять о том же: люди вроде бы и разговаривают, но совсем о разном, каждый о своем, фактически не понимая друг друга. А ведь это так важно: не просто научиться говорить, а научиться понимать друг друга. Здесь четко проявляется феномен двойника, о котором писал А. А. Ухтомский. Он заключается в подсознательном стремлении видеть в другом человеке самого себя, свои пороки, недостатки, свое тайное уродство. Ю. Г. Золотарев в книге «Жить, не болея?..» пишет: «Очень трудно освободиться от постоянного сопровождения своим “Двойником”. И только с того момента, как преодолен будет “Двойник”, открывается свободный путь к“Собеседнику”».
Речь человека, часто вопреки его желанию, очень подробно характеризует его. Ведь он выражает в речи самого себя. Поэтому, даже не видя человека, а просто поговорив с ним по телефону, обычно можно сказать о его культурном уровне, настроении, коммуникабельности, даже о состоянии здоровья или же, например, о том, что он хотя и русский, но не является москвичом … и т. д. А ведь все это очень важно при общении, наборе персонала, обучении. Недаром директор по персоналу крупного агентства недвижимости «Миэль» (при котором есть и свой учебный центр) г-жа Марина Евгеньевна Козырицкая говорит: «Если по поручению будущих слушателей звонят мамы, мы просим, чтобы соискатель перезвонил сам: нам очень важно знать, как он умеет говорить». В этом учебном центре будущих риелторов учат, как познакомиться с клиентом, как поздороваться, как себя представить, о чем говорить с человеком, которому идешь показывать квартиру и которого видишь впервые в жизни. Понятно, конечно, что умение говорить и донести свою мысль до собеседника и как минимум не вызвать у него непроизвольной антипатии и реакции отторжения еще важнее для любого человека в повседневной жизни.
Для управления своей речью, голосом, тоном прежде всего очень важно научиться анализировать каждую интонацию и ту информацию, которую она может нести.
Задание 1. Прочтите каждый анекдот и запишите на пленку. А теперь проанализируйте каждую фразу и определите тон и голос, которым она может быть сказана. Теперь прочтите анекдоты снова (с записью на пленку), стараясь придерживаться выбранных тона и голоса. Прослушайте обе записи и сравните их.
Задание 2. Прочтите вслух последовательно различными тоном и голосом: недовольным, начальственным, капризным, ледяным, сердитым, издевательским, наглым, сварливым, надменным, монотонным, заискивающим следующее предложение:
…Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!
(Из заповедных тетрадей учителя Иванова Порфирия Корнеевича)
Задание 3. Дома и на работе, разговаривая с кем-либо, попробуйте мысленно дать определения к голосу и тону (желательно максимальное количество) каждой услышанной фразы и «считать» ту информацию, которую несет этот голос и тон.
Задание 4. То же самое проделайте и в отношении собственной речи. Попробуйте проанализировать, каким голосом и тоном вы говорите с собеседниками. Какую информацию (какую конкретно и сколько отдельно положительной и отрицательной) могут «считать» ваши собеседники с вашего голоса и тона? Нравится ли вам это и какую информацию вы хотели бы «закрыть»? Как этого достичь? Какой тон надо убрать или заменить (и на какой именно)?
Задание 5. Прочтите (с записью на пленку) как можно выразительнее следующий текст:
«Мог бы ты мне одолжить твоего осла на сегодня?» – спросил у Насреддина один крестьянин. «Я рад бы помочь тебе, друг мой. Мое сердце жаждет помощи правоверному человеку. Но все дело в том, что я уже одолжил его другому человеку». Крестьянин растрогался и стал благодарить благородного человека за добрые слова. Но в этот момент его голос заглушил крик осла из стойла. Изумленный крестьянин спросил: «Как?! Я только что слышал крик твоего осла». Ходжа разгневался: « Я же сказал тебе, что осла здесь нет. Кому ты веришь: мне, благородному, или крику глупого осла?!»
Задание 6. Прослушайте запись и проанализируйте ее вместе с преподавателем. Как вы думаете, везде ли вы правильно подобрали тон и голос? Какую фразу и в чем следует скорректировать? Если чтение действительно нуждалось в коррекции, то снова прочтите текст (с записью на пленку) с учетом всех ваших ошибок. Прослушайте обе записи и сравните их.
Есть 50 способов сказать да, 500 способов сказать нет и только один способ написать эти слова.
(Бернард Шоу)
Задание 7. Потренируйтесь дома и в классе, сколькими способами вы можете сказать да и нет? Запишите максимальное количество интонаций, а затем проверьте их на собеседнике, родственнике или друге. Совпадают ли ваши представления о вашем тоне с тем, что услышал ваш собеседник?
* * *
Очень многим людям доставляет неприятности слишком тихий голос. Что может быть более жалким, чем аспирант, долдонящий что-то совершенно неслышное уже во втором ряду! Или ученый, выглядящий из зала как немая марионетка, размахивающая руками и шевелящая губами! И учтите, что далеко не все места оборудованы микрофонами, далеко не все микрофоны исправны и к тому же иногда крайне необходимо бывает произнести незапланированную речь или хотя бы сказать что-то важное громко и внятно в совершенно неожиданном месте.
Для развития силы голоса могу порекомендовать такие упражнения.
1. Найдите большую аудиторию (или открытое пространство на природе) и станьте на сцене (у доски, дерева) лицом к слушателям. Для этого упражнения вам понадобится всего один слушатель, причем не обязательно каждый раз один и тот же. Разместите слушателя в первом ряду. Прочтите ему короткое стихотворение (рассказ, притчу), следя за громкостью своего голоса. Постепенно размещайте слушателя все дальше от вас, следя за тем, чтобы ему по-прежнему было хорошо вас слышно. С каждым днем постепенно усиливайте свой голос так, чтобы вашему партнеру не приходилось напрягать слух. В идеале после ряда тренировок ваш слушатель должен хорошо вас слышать в самом дальнем ряду зала.
2. Голосовые связки, от которых зависит сила голоса, можно регулярно тренировать пением. В идеале, если вы запишетесь в хор и будете петь там. Однако, скорее всего, это для вас малореально. Поэтому можно ограничиться пением дома гласных звуков, очень постепенно, изо дня в день (без принуждения и перенапряжения связок!) усиливая громкость звука.
3. Очень хорошим упражнением является также и домашнее караоке. Для этого нужно, слушая радио или телевизор, стараться в полный голос подпевать всем песням и мелодиям, которые вы слышите. Не беда, если вы не знаете слов, простое «ааа» или «ляляля» тоже хорошо помогут развить ваши связки. Главное – тренироваться постоянно, с удовольствием, но, конечно, не срывая связок. Кстати, пение помогает при ряде болезней, ведь недаром теперь появилось такое новое направление в медицине, как биорезонансная терапия!
4. Объем легких также определяет силу звука. Для его увеличения можно порекомендовать плавание, гимнастику и другие виды спорта. Если это не для вас, то займитесь хотя бы надуванием детских резиновых игрушек (мячей, спасательных кругов, плавательных плотиков и т. д.). Этим, кстати, регулярно занимаются многие дикторы и телеведущие.
5. Для самопроверки попробуйте считать вслух. Перед тем как вы начали делать упражнение 4, зафиксируйте, до какого числа вы досчитаете не переводя дыхания. Если вы регулярно делаете упражнение 4, то постепенно запас воздуха в легких будет увеличиваться, и ваш счет до того, как вам придется набирать в легкие воздух, также будет все более увеличиваться.
Занятие 5.
РАБОТА С РЕЧЕВЫМ ТЕКСТОМ
Текст А
В одном царстве жил один мудрец. Был он очень беден, вечно голодал, не имел крыши над головой и питался тем, что ему подадут сердобольные люди. Однажды встретил его царь и сказал: «Ну какой же ты мудрец, если всю жизнь ходишь голодный и холодный!» На это мудрец ему ответил: «Ну а какой же ты царь, если в твоем государстве мудрецы ходят голодные и холодные?!»
Задание 1. Прочтите вышеприведенный текст как можно выразительнее. Поработайте над ним в классе и дома, стремясь устранить те недостатки артикуляции и дикции, о которых вам говорил преподаватель на предыдущих занятиях. Добейтесь дома наилучшего звучания текста, запишите его на пленку и принесите на следующее занятие.
Текст Б
– Папа, она сказала, что не выйдет за меня замуж, если у меня не будет «мерседеса» и двухэтажного особняка.
– Ты можешь, конечно, продать свой «роллс-ройс» и купить три «мерседеса», но неужели мы должны ломать три верхних этажа нашей виллы из-за какой-то вертихвостки!
Задание 2. Прочтите анекдот как можно выразительней. Проанализируйте вместе с преподавателем-речевиком недостатки вашей артикуляции, дикции, голоса и тона. Несколько раз снова прочтите анекдот, стараясь устранить эти недостатки.
Текст В
Справочное бюро ВМ. Вопросы по тел.: 259-33-33 с 9 до 12 ч.
Предоставляет ли сейчас Россия кому-нибудь политическое убежище?
Ответ: В советские времена у нас довольно много жило политэмигрантов из разных стран мира. За последние шесть лет наша страна никому не предоставила политическое убежище. В Указе Президента «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», подписанном 21 июня 1997 г., таким правом могут воспользоваться лишь люди, известные как у себя в стране, так и в мире, которые занимаются политикой и подвергаются необоснованным преследованиям. К тому же их убеждения не должны противоречить нормам демократии и международного права.
Текст Г
Новогодние торжества во Вьетнаме
Праздник Нового года – Тэт Нгуен Дан (Праздник первой утренней зари), или Тэт Ка (Самый главный праздник), – для каждого вьетнамца всегда был и остается самым большим праздником года. Уже в самом названии как бы подчеркивается его важность, первостепенность в системе календарных праздников годичного цикла. Как утверждают сами вьетнамцы, в Европе нет ни одного аналогичного по значению праздника, который занимал бы такое же место в жизни каждой семьи и всего общества в целом.
Являясь самым древним, самым веселым, самым щедрым на краски праздником, Тэт насыщен глубоким философским смыслом.
«Тэт первого месяца проводят дома» – так говорят во Вьетнаме, и поэтому праздник Нового года прежде всего семейный праздник. Согласно обычаю, где бы ни был человек, какого бы он ни был ранга и какой профессии, он мечтает провести Новый год в кругу своей семьи, встретиться с родными и близкими, преклонить колени перед алтарем предков, посетить общинный дом, обновить могилы, поставить перед домом новогодний шест, почистить и подправить колодец, пожить эти несколько дней на своей земле, в своей деревне, на своей родине.
В новогодние дни городские жители устремляются в родную деревню, чтобы их дети познакомились со своими родственниками, ибо вьетнамская пословица гласит: «Пьешь воду – помни об источнике».
В душе каждого вьетнамца воспоминания о Тэте – это воспоминания о самом прекрасном, самом счастливом времени его жизни, потому что это воспоминания о детстве».
(Из книги «Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии». Москва, «Наука». 1993).
Задание 3. Прочтите поочередно тексты В и Г, стараясь избежать недостатков своей речи. Как вы думаете, одинакова ли интонация обоих текстов? Какая интонация преобладает в каждом из них? Подумайте, каким голосом и тоном надо прочитать каждое предложение (над этим заданием можно работать поабзацно, если текст слишком длинный).
Задание 4. Подумайте над моделированием громкости при чтении текста. Какие слова или фразы надо выделить более громким голосом и почему? Продемонстрируйте ваши утверждения на примере вышеприведенных текстов или отдельных абзацев. Выясните, что думает по этому же вопросу ваш преподаватель-речевик.
Задание 5. Подумайте над тем, где в текстах необходимы паузы. Почему вы так думаете? Прочтите любой текст или часть текста с оптимальной дикцией, каждое предложение наиболее обоснованным тоном, с соблюдением необходимых пауз и моделированием громкости. Запишите ваше чтение на пленку и проанализируйте его вместе с преподавателем. Добейтесь дома оптимального звучания этого же текста, запишите его на пленку и принесите на следующее занятие.
Текст Д
Буддийская притча
Шли два странствующих монаха по дороге. Подошли к реке, которую им надо было преодолеть, и видят: сидит на берегу девушка, плачет. Спрашивают ее, в чем дело, а она говорит, что никак не может перебраться на тот берег по срочному делу. Плавать она не умеет, парома здесь нет, а река глубокая и течение очень сильное. Тогда старший монах посадил ее себе на плечи и перенес на другую сторону. Поблагодарила его девушка и ушла.
Идут монахи, идут, а младший все думает. Наконец, уже к вечеру, он не выдержал и спрашивает старшего: «Как же так, ведь нам нельзя даже смотреть на женщин, а ты ее нес на спине?» На что старший ему ответил: «Я эту девушку снял со спины, когда мы перешли реку, а ты все еще несешь ее до сих пор».
Задание 6. Поработайте дома над текстом Д. Сначала подумайте, как наилучшим образом и наиболее правильно прочесть каждую фразу. Потом вспомните, на что надо обратить внимание именно вам с точки зрения артикуляции, дикции и т. д., а затем прочтите текст в окончательном варианте с записью на пленку. Прослушайте и проанализируйте запись. Если видите явные недостатки, не стирая прежней записи, запишите текст снова и принесите его на следующее занятие.
ОСНОВНОЙ КУРС: ШКОЛА КРАСНОРЕЧИЯ
Занятие 6.
УСТНАЯ РЕЧЬ. ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВОСПРИЯТИЕ СОБЕСЕДНИКОМ
Притча. Строил Петр Великий город на Неве. Вот как-то однажды решил он тайно пойти в город и посмотреть, как работают, о чем говорят люди. Переоделся в простое платье и вышел на дорогу. Видит, подводы едут. Спрашивает он первого возницу: «Что ты тут делаешь, добрый человек?» Тот отвечает: «Да вот, камни вожу». Спрашивает второго, а тот говорит: «Да вот, семью кормлю». Третий говорит: «А я Исаакиевский собор строю». Четвертый отвечает: «Я город строю». А пятый сказал: «Я прорубаю окно в Европу». И тогда Петр Первый первого оставил возницею, второго назначил десятником, третьего – помощником архитектора, четвертого – помощником городского головы, а пятого – своим советником.
Анекдот. Учительница в классе объясняет детям алфавит и на каждую букву рисует на доске картинку. Дошла до буквы «М» и нарисовала морковку. Спрашивает: «Дети, что тут нарисовано?». А Иванов кричит: «Х.., Мариванна!» Учительница вспыхнула, выскочила из класса, прибежала в учительскую, слова сказать не может, только плачет. Тогда рассерженный завуч побежал в класс и начал ругать ребят: «Бессовестные! Учительница у вас такая хорошая, только что с отличием институт кончила, так за вас переживает! Мы все изо всех сил стараемся, чтобы вас воспитать культурными, интеллигентными, учим-учим, воспитываем-воспитываем, а вы…» Оглянулся назад на доску и закричал: «Да вы к тому же еще и х… на доске нарисовали!»