bannerbanner
Школа красноречия. Учебно-практический курс речевика-имиджмейкера
Школа красноречия. Учебно-практический курс речевика-имиджмейкера

Полная версия

Школа красноречия. Учебно-практический курс речевика-имиджмейкера

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

ШКОЛА КРАСНОРЕЧИЯ

И. А. МАЛЬХАНОВАУчебно-практический курс речевика-имиджмейкера
ebooks@prospekt.org

Информация о книге

УДК 82

ББК 81.7

М21

Мальханова И. А. – доцент МГИМО МИД РФ.

Вся наша жизнь связана с общением.

Человек, умеющий красиво, понятно и доходчиво излагать свои мысли всегда востребован.

Именно книга «Школа красноречия» поможет вам взглянуть на себя со стороны и избавиться от ваших личных недостатков речи.

Школа красноречия полезна буквально каждому, кто думает о своем имидже и деловых (и не только деловых!) успехах.

Впрочем, если ваша речь идеальна, как у Цицерона, то эта книга не для вас.

УДК 82

ББК 81.7

© Мальханова И. А., 2015

© Колотилова Е. А., обложка, 2015

© ООО «Проспект», 2015

ПРЕДИСЛОВИЕ

КОМУ И ДЛЯ ЧЕГО ПОЛЕЗНА ЭТА КНИГА?

В сказках всех народов мира фигурируют герои, которые «понимают язык зверей и птиц». В современном мире сотни миллионов людей изучают иностранные языки, причем теперь нередко встречаются и такие, которые знают по 5–7 языков и больше. Тем более обидно, когда люди не могут договориться на своем родном языке. Самое обидное, что нередко это происходит из-за каких-то пустяков: только из-за плохой дикции, неверно взятого тона, неумения коротко и ясно выразить свою мысль, неумения выслушать собеседника или выбрать подходящий момент для беседы. Бессознательную неприязнь собеседника часто вызывают такие вещи, о которых мы и не подозреваем: нудный стиль изложения, едва слышный монотонный голос, вызывающий стиль одежды, бегающий взгляд или даже… слишком сильный запах духов. В таком случае все ваши самые верные слова и неоспоримые доводы скорее всего просто пройдут мимо ушей собеседника.

В этой книге говорится о том, как можно улучшить свою дикцию и артикуляцию, какую информацию несут голос и тон говорящего, как они воспринимаются собеседником и когда, где и какой голос и тон наиболее уместны. Книга учит так моделировать свой голос, тон, речь, чтобы не вызвать невольной антипатии собеседника, чтобы говорить ясно, доходчиво, убедительно. Здесь также идет речь о культуре речи в широком смысле: о мимике и жестах, стиле одежды и т. д.

Помимо небольшой теоретической части, книга содержит десятки самых разнообразных практических тестов и домашних заданий, выполнение которых предполагает анализ, самоконтроль и работу с магнитофоном. Понятно, что по предложенной методике лучше всего заниматься с имиджмейкером-речевиком, однако при некотором навыке можно работать и самостоятельно.

Обычно люди переоценивают свои речевые способности. Происходит это, во-первых, потому, что они просто не задумываются о том, как они говорят и какое впечатление производят на собеседника. Почти все говорят как придется. И, во-вторых, потому, что они не видят себя со стороны. На самом же деле идеальное владение речью встречается так же редко, как и идеальная женская красота. «Школа красноречия» как раз и поможет вам взглянуть на себя со стороны и избавиться именно от ваших личных недостатков речи. Вот почему курс «Школа красноречия» может быть полезен буквально каждому, кто думает о своем имидже и деловых (и не только деловых!) успехах. Впрочем, если ваша речь идеальна, как у Цицерона, то эта книга не для вас.

И. А. Мальханова

ЧАСТЬ 1.

ДЛЯ ВСЕХ, КТО ПОКА НЕ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ЦИЦЕРОНОМ

ВВОДНЫЙ КУРС: ШКОЛА КРАСНОРЕЧИЯ

Занятие 1.

АРТИКУЛЯЦИЯ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ

Каждый нормальный человек говорит не для себя, а для того, чтобы быть услышанным и понятым другим человеком. Коммуникация (общение, беседа, разговор) – это конечный этап целого процесса, схема которого может быть представлена так: информация – интерпретация – коммуникация. Хотя и существует афоризм «человек два года учится говорить, а потом еще шестьдесят лет учится держать язык за зубами», но на самом деле это не совсем так. Ведь идеальной речью владеют редкие единицы, поэтому учиться говорить и работать над своей речью можно практически всю жизнь. Однако данный курс, предназначенный в первую очередь для деловых людей, у которых слишком мало времени, чтобы учиться всю жизнь, – интенсив, который хотя и содержит 15 занятий, но фактически предполагает лишь 12, максимум 13 еженедельных практических занятий в течение трех месяцев с речевиком-имиджмейкером (и интенсивную работу дома), так как 13-е и 14-е занятия просто информативные, а 15-е – контрольно-проверочное, факультативное, которое (с преподавателем или самостоятельно) проводить совсем не обязательно.

В книге, в последующих уроках, ведется практическая работа со слушателями по двум аспектам: интерпретации и коммуникации. Интерпретация означает правильную работу с материалом (информацией): ее отбор, сжатие, перегруппировку («правило цепи»), отбор, добавление, авторский комментарий, выводы, оформление («правило рамки» и др.), ориентирование на психологические особенности слушателей и т. д. Это и есть сама риторика, т. е., говоря по-русски, наука красноречия. Этот материал входит во вторую часть книги (занятия с 6-го по 15-е).

Занятия же с 1-го по 5-е посвящены собственно технике речи (без которой никакое красноречие существовать просто не может), т. е. работе над артикуляцией, дикцией и моделированием голоса, что для многих людей тоже представляет определенные трудности. В настоящее время резко возросло значение устной речи и умения говорить для целого ряда профессий, как традиционных, так и совершенно новых – от дипломатов и риелторов до продавцов, учителей и т. д. Умение правильно, убедительно, корректно и ясно говорить способствует успешному решению производственных задач, продвижению по службе, улаживанию конфликтов в семье или коллективе. Владение техникой речи также намного облегчает и изучение иностранных языков, которые так нужны многим миллионам школьников, студентов и специалистов самого разного профиля.

Речь человека, как ничто другое, характеризует его с точки зрения культуры, образования, обаяния и многого другого, вплоть до положения в той или иной иерархической системе, душевного состояния, здоровья, настроения и т. д. Тем не менее почти все мы говорим как придется, думая лишь о своих эмоциях и редко задумываясь о том, как наша речь воспринимается собеседниками и к какому эффекту она может привести. А ведь, разговаривая с кем-то, мы стремимся именно к тому, чтобы не только проинформировать собеседника о чем-то, а чаще всего к тому, чтобы убедить его в своей правоте, отговорить от необдуманного шага, наконец, вызвать к себе симпатию или сочувствие. И как же редко мы достигаем желаемого! Очень часто наша речь дает результат прямо противоположный ожидаемому. В то же время наши речи были бы гораздо более убедительны и результативны, владей мы сознательно правильной техникой речи, самыми элементарными ее навыками.

Любая устная речь прежде всего зависит от артикуляции, т. е. от работы губ и всего речевого аппарата при произнесении слов или, например, при пении. Что влияет на артикуляцию? Это прежде всего форма губ и их активность.

Если оставить в стороне случаи патологии (врожденные уродства губ или их паралич, например, при инсульте, перекошенный рот, тик, последствия травм, уродливые торчащие зубы, не позволяющие полностью закрыть рот и сомкнуть губы и т. д.), то губы условно и приблизительно можно по их форме разделить на тонкие (рот как ниточка), нормальные и толстые (губошлепые). Если даже человек еще ничего не успел сказать, то собеседник сразу же непроизвольно оценивает его внешность, в том числе и губы, поскольку наибольшее внимание привлекает именно лицо.

Какое впечатление производит форма губ на собеседника? Надо сказать, что разные губы вызывают разные чувства (хотя и на уровне подсознания). Понятно, что наиболее привлекательны нормальные губы, в то время как тонкие или поджатые губы, например, народная молва приписывает злым людям, а толстые губы, наоборот, считаются признаком доброты и добродушия. Бывают губы сексуальные, чувственные, сердечком и т. д. Конечно, такие определения в основном относятся к женщинам, которые, кстати, имеют возможность в какой-то мере влиять на форму губ с помощью косметики, хотя иногда безвкусная косметика только уродует нормальные от природы губы. Понятно, что форма губ является врожденным качеством, и мы практически влиять на нее или не можем, или если и можем, то очень мало.

Другое дело – собственно сама артикуляция, т. е. активность наших губ. Она бывает:

• вялая (слабая, недостаточная);

• нормальная (активная);

• гиперактивная (сверхактивная).

Ну и как особый случай – полное отсутствие артикуляции (мертвые губы), что наблюдается при чревовещании. Конечно, это встречается крайне редко, поэтому мы его не расcматриваем, но такое все же существует.

При анализе особенностей артикуляции следует обращать внимание отдельно на верхнюю и нижнюю губы. Понятно, что нижняя губа, как и сама нижняя челюсть, от природы более подвижна.

Какое впечатление на собеседника (хотя это и происходит, как уже было сказано выше, на уровне подсознания) производит артикуляция говорящего? Разумеется, наиболее если и не приятна, то хотя бы нейтральна нормальная артикуляция, в то время как слабая, когда человек говорит (цедит) сквозь зубы, воспринимается как надменность, высокомерие, симптом начальника. Гиперактивная артикуляция бывает у детей, особенно плачущих или капризничающих, истеричных людей, в рекламе, а также у дикторов и артистов, которые специально тренировали свои губы и проходили курс сценического мастерства. Людям обычных профессий гиперактивная артикуляция практически не нужна. При тренировке своих губ надо стремиться к их нормальной активности и как можно более одинаковой активности как верхней, так и нижней губы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Вместе с преподавателем в течение 10–15 минут посмотреть по телевизору лица дикторов, актеров, обычных людей. Проанализировать и прокомментировать их артикуляцию, обращая внимание как на общее впечатление, так и на каждую губу отдельно.

Задание 2. В течение недели наблюдать артикуляцию собеседников, прохожих, пассажиров в транспорте и т. д. Отметить недостатки артикуляции говорящих и проанализировать, какое впечатление она на вас производит.

Задание 3. Расскажите (с записью на пленку) вашу автобиографию. Как вы думаете, какая у вас артикуляция? Сравните ваши представления с мнением преподавателя.

Задание 4. Поработайте дома (перед зеркалом и без него) над устранением тех недостатков артикуляции, о которых вам сказал преподаватель.

Слабую артикуляцию можно усилить механической тренировкой губ и голосового аппарата. Для этого очень хорошо использовать скороговорки. Например, такие самые известные всем с детских времен, как:

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Сшит колпак, да не по-колпаковски – надо его переколпаковать, перевыколпаковать.

На дворе трава, на траве дрова.

Шел грек через реку, видит грек – в реке рак, сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап!

Задание 5. Поработайте теперь над своей артикуляцией и дикцией с помощью указанных выше скороговорок. Для этого каждый день тренируйтесь с ними один-два раза, не более пяти минут за один раз. Работайте над каждой скороговоркой отдельно и, когда получите неплохой результат, переходите к следующей. Для начала каждую скороговорку прочтите в вашем естественном темпе и засеките время. Прочтите в том же темпе десять раз. Не спешите, не убыстряйте темп и не волнуйтесь. Читайте естественно и непринужденно. Если, предположим, на чтение ушло 5 секунд, то в последующие разы ускорьте чтение хотя бы на полсекунды. В последующие дни – еще на полсекунды. Понятно, что длинную скороговорку можно за один раз сокращать на две-три секунды.

Главное – не быстрое ускорение темпа, а чтение без единой ошибки. Сравните свои первоначальные результаты с полученными в конце недели. Не прекращайте тренировку со скороговорками и в последующие дни и недели занятий.

Задание 6. Принесите в класс запись чтения всех данных скороговорок в быстром темпе и без единого сбоя. Второе условие намного важнее первого. Не гонитесь за скоростью в ущерб безупречному звучанию!

Нередко происходят досадные сбои и оговорки, когда мы называем собеседника по имени. Это производит неприятное впечатление и может непроизвольно вызвать неприязнь собеседника к вам. А ведь встречаются очень труднопроизносимые имена с отчествами, состоящие из 8–9 слогов.

Задание 7. Так же, как и со скороговорками, потренируйтесь в безупречном и естественном произношении следующих имен с отчествами:

Александр Вячеславович;

Лариса Джумабековна;

Виктор Леонидович;

Андрей Георгиевич;

Георгий Владимирович;

Аэлита Олеговна;

Венера Габдельмазитовна;

Тамара Валентиновна;

Борис Евгеньевич;

Евгений Валентинович;

Константин Владимирович;

Светлана Владимировна;

Генриетта Севастьяновна;

Александра Робертовна;

Георгий Ричардович;

Маргарита Станиславовна;

Энгелина Зиновьевна;

Элеонора Вениаминовна;

Альберт Абуязетович.

Добейтесь безупречного (не надо слишком быстрого) чтения всего этого списка и продемонстрируйте его вашему речевику-имиджмейкеру на занятиях. Засеките время безупречного чтения списка и постепенно, раз за разом, старайтесь его сокращать. Сравните первоначальные результаты с окончательными.

Интересный факт. С 1995 г. по 6 октября 1999 г. Хавьер Солана исполнял обязанности секретаря НАТО. Он славился тем, что навсегда запоминал имя и фамилию любого человека, с которым когда-либо встречался. Непревзойденный мастер компромиссов был до этого министром иностранных дел Испании. Думаю, что для каждого слушателя он может быть примером при тренировке памяти.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Если вы находитесь в приемной начальника с какой-нибудь просьбой (челобитной, заявлением), то, пока сидите в очереди, глядя на табличку на двери, выучите наизусть его имя-отчество. Мысленно потренируйтесь в безупречном произношении. Войдя в кабинет, при изложении вашего дела, прощаясь, несколько раз назовите собеседника по имени-отчеству (разумеется, не запинаясь при этом). Это всегда производит хорошее впечатление. Если же не очень надеетесь на вашу память, то запишите имя-отчество на клочке бумажки и во время беседы незаметно подглядывайте туда. Лучше сделать себе шпаргалку, чем переврать имя собеседника!

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИИ

1. С максимальным напряжением губ несколько раз произнесите алфавит. При произнесении гласных старайтесь добиться максимальной мимики губ. Согласные старайтесь произносить как взрывные.

2. Громко и четко читайте слоги, причем, когда это возможно, читайте согласные как взрывные с максимальным напряжением губ. Гласные тоже читайте с максимальной мимикой губ.



3. Возьмите любой текст и громко читайте вслух, сначала пофразно, затем поабзацно. Читайте с максимальным напряжением губ и максимальной артикуляцией. Повторяйте чтение каждый день, пока не добьетесь четкой дикции и артикуляции.

4. Научитесь четко и быстро читать:

• силы безопасности задержали покушавшегося;

• прекращена торговля скоропортящимися продуктами;

• принята резолюция, осуждающая продолжающуюся дискриминацию.

Занятие 2.

ДИКЦИЯ. КОРРЕКЦИЯ ДИКЦИИ

ДИКЦИЯ, или произношение, определяется многими факторами. Прежде всего это артикуляция, которую мы уже рассмотрели на предыдущем занятии, и поэтому больше не будем к ней возвращаться. Кроме того, дикция определяется особенностями голоса. Голос и тон, которыми произносится та или иная фраза, очень важны и по-разному, в зависимости от тона, воспринимаются собеседником. Недаром говорят: «Не так важно, что говорят, но всегда важно, как говорят».

Определения, которые существуют для характеристики тона и голоса говорящего, очень многочисленны. Как вы думаете, сколько их может быть в русском языке? Вряд ли вы угадаете, если специально не работали над этим вопросом. Оказывается, их намного больше сотни, что свидетельствует о том внимании (как произвольном, так и непроизвольном), с которым собеседник слушает говорящего. И, разумеется, тон и голос оказывают очень большое влияние, сильно действуют на слушающего, и поэтому работа над ними очень важна для того, кто хочет сознательно овладеть техникой речи.

Задание 1. Попробуйте, прежде чем читать этот текст дальше, дать как можно больше определений к тону и голосу и запишите их на бумаге, а затем сравните с теми характеристиками голоса и тона, которые даны далее в тексте урока. Потом вам станет ясно, для чего это было нужно.

А сейчас я вам перечислю эти характеристики, и мы сравним их с вашим списком.

Голос. Тон:









Задание 2. После того как вы представили себе, как много существует характеристик голоса и тона, попробуйте письменно перечислить, о чем свидетельствует, какую информацию несет в себе тот или иной тип тона, голоса, и записать это на бумаге.

А теперь сравним это с моими записями. Голос и тон говорящего свидетельствуют:

1) о возрасте говорящего; 2) его душевном состоянии; 3) состоянии его здоровья; 4) об отношении к собеседнику; 5) о самооценке; 6) положении говорящего в той или иной иерархической системе; 7) об акустических (технических) особенностях (характеристиках) голоса.

Задание 3. Дома по каждому их семи вышеперечисленных пунктов составьте максимально полный список определений тона и голоса.

Далее нам надо подумать, может быть, о самом важном, если мы работаем над техникой речи. Мы должны представить себе, как воспринимается собеседником тот или иной тон и тип голоса. Для начала подумайте, в какие группы (или типы) по эмоциональному воздействию на собеседника можно объединить все вышеперечисленные определения тона и голоса. А теперь сравним ваш список с тем, что вам могу предложить я. По типу эмоционального воздействия на слушателя тон или голос могут быть:

• положительным;

• нейтральным;

• отрицательным.

Конечно, в какой-то степени это зависит и от ситуации (басовитый голос у женщины воспринимается отрицательно, у мужчины – вполне положительно, сонный голос ребенка умиляет, а у студента на экзамене вызывает возмущение преподавателя и т. д.), но в целом все же такое деление вполне логично и соответствует действительности.

После того как вы дали характеристику эмоционального воздействия тона и голоса говорящего на слушателя, ответьте, пожалуйста, на такой, казалось бы, простой вопрос: каково соотношение между положительными, нейтральными и отрицательными характеристиками тона и голоса?

Представьте себе, гораздо более половины всех определений к тону и голосу несут в себе отрицательную характеристику! О чем это свидетельствует? По-видимому, о том, что говорящий нередко выплескивает на собеседника слишком много отрицательных эмоций, которые он, не владея техникой речи, не умеет погасить, нейтрализовать. Кроме того, это говорит и о том, что собеседник чаще подмечает у партнера плохое (ведь оно его задевает!), чем хорошее, и это тоже надо учитывать, подходя сознательно к процессу речи.

Какие выводы можно сделать из сказанного? Необходимо научиться моделировать свой тон и голос, если вы хотите, чтобы собеседник воспринял смысл вашей речи, а не только ее отрицательный эмоциональный заряд, неприятный тон, чтобы он не отвлекался на вашу хрипоту или другие голосовые признаки нездоровья, плохого настроения, усталости, раздражения и т. д. Этим мы и займемся вплотную на следующем занятии.

А пока хотелось бы сказать еще немного о недостатках дикции. К ним относится такая речь, когда человек шепелявит, картавит, шамкает, гундосит, грассирует, пришепетывает и т. д. Большая часть этих недостатков не устраняется во время занятий с речевиком-имиджмейкером, а требует работы с другими специалистами – стоматологом, логопедом, отоларингологом. Кстати говоря, если эти недостатки выражены слабо, а мы давно уже общаемся с человеком, то мы их просто не замечаем. Так, одна очень известная женщина-диктор на телевидении слегка шепелявит, плохо произнося звук «с», однако зрители (не специалисты) абсолютно не замечают этого. Как вы думаете, кто это?

Задание 4. Послушайте по телевизору наших известных женщин-дикторов и найдите ту, которая обладает наихудшей дикцией.

Что касается грассирования, то, как известно, этим отличался Ленин. Однако надо сказать, что при прослушивании записей его выступлений этот недостаток мало бросается в глаза, и, скорее всего, большинство слушателей его просто не замечало. В связи с этим существует один старый анекдот такого содержания.

Когда за Лениным охотилась охранка, как-то было дано указание прочесать район, где предположительно мог находиться Ленин. Сыщик увидел подозрительного человека, по описанию похожего на Ленина, и, боясь ошибиться, решил удостовериться, Ленин это или нет. А он знал, что Ленин не курит и не выговаривает звук «р». Он подошел и попросил спички, чтобы прикурить. Он, конечно, ожидал, что Ленин скажет: «Не курю», и все станет ясно. А Ленин взял да и ответил: «Спичек нету!». Так сыщик и ушел ни с чем.

Задание 5. Составьте дома максимально полный список отрицательных, положительных и нейтральных характеристик тона и голоса.

Задание 6. Дома выполните письменно начисто все задания 1–3 и принесите их на следующее занятие.

Задание 7. Прослушайте вместе с преподавателем запись вашей автобиографии. Как вы думаете, какие у вас имеются недостатки дикции? Выслушайте мнение преподавателя об этом и дома снова запишите автобиографию, максимально учитывая замечания преподавателя. Принесите запись на следующее занятие.

Задание 8. Прочтите как можно выразительнее вышеприведенный анекдот и проанализируйте, каким голосом и тоном лучше всего произносить каждую фразу. Несколько раз снова вслух прочтите текст, стараясь учесть замечания по артикуляции и дикции, которые вам сделал преподаватель. Запишите на пленку наиболее удачный вариант чтения.

Понятно, что дикция включает и громкость звука, паузы и т. д., но об этом будет сказано далее на других занятиях.

Самым распространенным недостатком дикции, над устранением которого надо работать именно с преподавателем-речевиком, является произнесение лишних звуков, кряхтение, покашливание, особенно во время пауз, когда говорящий обдумывает, что сказать дальше. Причем, как это ни парадоксально, человек, обладающий этим недостатком, как правило, совершенно его не замечает. Кстати, от него очень трудно избавиться, потому что это происходит бессознательно.

Задание 9. Как вы думаете, есть ли у вас этот недостаток? Выслушайте мнение преподавателя на этот счет. Прослушайте записи ваших текстов и, если у вас есть этот недостаток, добейтесь такого чтения (с записью на пленку) любого среднего по объему текста (примерно на полстранички) по вашему выбору, чтобы у вас не было ни одного лишнего звука. Следите и в дальнейшем за этим аспектом дикции.

Занятие 3.

ГОЛОС И ТОН. ИХ ИНФОРМАТИВНОСТЬ И ВОСПРИЯТИЕ СОБЕСЕДНИКОМ

На страницу:
1 из 3