
Полная версия
Этические принципы и ценностные установки студенческих корпораций Европы и Северной Америки. Монография
«Орден Гармонистов» просуществовал не столь длительное время, как предполагалось его основателями, и уже в 90-х гг. XVIII в. он стал именовать себя «Орденом литературной гармонии». Но и он распался в 1796 г. Правда, спустя некоторое время, студенты Йенского университета вновь вспомнили о «Черных братьях» и решили возобновить столь славное и благородное общество. В этом деле им помогла ложа «Jason zum silberen Mond» («Серебряная Луна Язона») находящаяся в Эрлангене, после чего орден вновь официально был открыт. Деятельность ордена оказалась непродолжительной, и последнее упоминание о нем мы встречаем в 1804 г.
«Черные братья» в Эрлангене, как и амицисты в Йене, присвоили себе руководящую роль правления над всем студенчеством, поэтому в университете стали повторяться случаи тиранией и издевательств над студентами, вследствие чего 30 братьев покинули ложу и в 1798 г. учредили корпорацию «Corps Onoldia Erlangen», существующую и по сей день. Эта корпорация первая в истории, принадлежащая к типу «Corps», основной отличительной чертой которого являются отказ от земляческого и сословного принципов, аполитичность и арелигиозность. Другие члены ордена «Черных братьев», последовав примеру «Corps Onoldia Erlangen», создали берлинское землячество.
В городе Гейдельберг с 1799 г. образовывается ложа гармонистов «Aurora zu den sieben Rosen» («Аврора Семи Роз»), мастером которой впервые являлся не студент университета. В университетах Марбурга и Гиссена также активно развивали свою деятельность «Черные братья». Орден ненадолго прерывал свое функционирование, но уже с 1799 г. вновь возобновил свою деятельность. В университете Геттингена ложа гармонистов «Albertinezur Freundschaft» существовала с 1788 г. и до самого ее закрытия в 1804 г.
Мастера ордена гармонистов «поставили себе целью, путем мудрого и энергичного воздействия, постепенно приближать человечество к ступени совершенства, на которой человек, в силу его предназначения, собственно говоря, и должен стоять»[37]. Смысл же остальных действий, ведущих к достижению основной цели через науку и искусство, заключается в служении человеческому благу.
В ложе царила строгая иерархия, где главным был мастер, который выбирал себе помощников. Эти помощники имели должности цензора, церемониймейстера, казначея, секретаря, оратора. Все собрания происходили в специально отведенной комнате, куда входили с особым стуком (своеобразным кодом), произносили пароль, делали особые жесты приветствия и только после этого могли войти. Собрания начинались только после того, как собирались все члены правления братства, после чего читалась молитва, исполнялся гимн и только тогда официально начинался рабочий день.
Прием в членство у «Черных братьев» был схож с ритуалом амицистов, когда кандидата оставляли одного поразмыслить над принимаемым решением. У «Черных братьев» ритуал начинался аналогичным образом, после чего кандидат должен был заполнить анкету о себе. «Затем ему завязывали глаза красной повязкой, раздевали его донага, оставляя на нем одну только рубашку, и в таком виде восприемник вводил его в ложу; дорогою суровые голоса спрашивали его о цели его стремлений. В ложе кандидата встречали два маршала и отводили его в глубь комнаты. Затем мастер произносил речь о значении акта и брал с “ученика” клятву в сохранении тайны. С этой целью последний опускался на правое колено, клал пальцы для присяги на протянутую ему мастером шпагу и приносил клятву; присутствующие при этом братья вставали и обнажали головы»[38]. После этого обряда, вновь посвященному, зачитывали законы ордена, и восприемник опять отводил его в комнату для размышлений. Кандидата во второй раз вводили в ложу, наставляли, объясняли законы и обязанности члена ордена. Принося клятву верности, новый член ордена «клал левую руку на человеческий череп, а правую на раскрытую библию, а мастер и должностные лица приставляли к его груди острие своих шпаг. После присяги с него снимали повязку. Мастер поздравлял нового «сына богини союза гармонии», и после того как последний надевал в первой комнате свою одежду, он украшал его орденским венком, сопровождая этот акт душеспасительными словами, вручал ему перчатки и шляпу, опоясывал шпагой и посвящал его в тайный язык знаков ордена»[39].
Но на этом инициализация не заканчивалась, кандидата далее экзаменовали, давали объяснения различным жестам и иероглифам, после чего он должен был, все это запомнив, четко повторить. Далее новый брат вносил пожертвования в пользу бедных, и мастер произносил пароль для вновь посвященного. Инициализация заканчивалась словами мастера: «Посвящение завершено, думайте ежедневно об этом и любите друг друга вечно»[40].
В Германии существовало еще довольно много разнообразных орденов, среди которых мы можем встретить орден Константинистов, орден Уницистов, орден Индиссолюбилистов, орден Конкордистов, орден Конформистов и даже Шоколадистов и многие другие.
В начале XIX в. в Германии в среде студентов возникло такое явление, как буршеншафт. Буршеншафт (они существуют только в Германии, Австрии, Швейцарии, странах Бенилюкса) – это пожизненная академическая организация закрытого типа, очень консервативная, часто руководствующаяся патриотическими, а иногда и прямо националистическими ценностями. Членами буршеншафта, в подавляющем большинстве случаев, могут быть только немцы (даже если организация существует на территории другой европейской страны). В организации делается упор на идею вечной ценности немецкой культуры и сохранении национального духа. Если проследить возникновение самого термина «буршеншафт», то мы снова вернёмся в Париж XIII в., где, как уже говорилось, существовали землячества и студенческие общества, образованные на базе факультетов. Они имели свои общежития, которые так же назывались колледжами или просто бурсами (лат. Bursa – «кошелек»). Изначально в Париже бурсами назывались студенческие стипендии, потом это название перешло на учреждения, члены которых – bursati – жили под особым надзором. Собственно говоря, этими учреждениями были общежития, из которых без разрешения нельзя было выходить, проводить ночь вне здания, изменять форму платья и пр. Согласно уставу данного периода, бурши не имели права носить при себе оружия и денег, играть в азартные игры и водить знакомство с женщинами легкого поведения. Отступление от одного из правил наказывалось либо денежным штрафом, либо заключением в карцер, в худшем случае изгнанием из корпорации. Колледжи и бурсы создавались по большей части меценатами и носили имена их учредителей. Когда в начале XIX в. в Германии был создан буршеншафт, то данное название, восходящее к средневековым традициям, свидетельствовало о желании создать широкое студенческое движение, которое будет играть значительную роль в общественно-политической жизни немецких государств.
Буршеншафт, с одной стороны, многое наследовал от нравов немецких образовательных учреждений, но, с другой стороны, выступил в качестве реформаторского движения. Традиционно немецкие студенты жили в общежитиях-бурсах, где жизнь была весьма бедной, а правила весьма строги. Все это делалось для укрощения буйных нравов распущенной молодежи, а студенческий закон в свою очередь постановлял: тот, кто не жил в бурсе, не был буршем, следовательно, не имел права числиться в рядах студенчества и пользоваться ее привилегиями. Среди студентов числились люди довольно пожилого возраста, которые не могли выносить столь строгие меры, вследствие чего начинались разногласия и беспорядки, приводящие к неисполнению закона и дебоширству. «Жилище праздности и пороков» – так называли бурсы в народе. И это не было неправдой, так как студенты большую свою часть времени проводили в трактирах и на улицах; соответственно на лекциях их редко можно было увидеть. Нападение на дома граждан, воровство, уличные драки, дикие крики не только на улице, но и в аудиториях, – было нормальным явлением для того времени. Когда же в академической среде проходили какие-либо праздники, разгул студентов доходил до невероятных размеров, во время которых начинались преследования со стороны властей и граждан.
Сами бурсы по своей сути предназначались для учащихся, их еще называли regentiae, contubernia, а для совершенно бедных студентов они назывались Coderien. В своем большинстве бурсы носили название какого-либо святого или назывались именем своего учредителя, но было и так, что у бурс подобно гостиницам были названия. Одни из бурс были государственными институтами, их финансировали власти, в другие просто вкладывались деньги предпринимателями-магистрами с целью извлечения определенной выгоды. В разных бурсах были различные взносы, которые уплачивались понедельно, из собственных средств, что давало право выбора того или иного жилища на территории кампуса. В Coderien плата за содержание не взималась вовсе. Одной из самых лучших бурс считалась Rosenburse («Розовая бурса»), находящаяся в Вене. В нее принимались только те студенты, которые преуспели в занятиях и уже могли посещать лекции с пользой для себя. Студенты бурсы там не только жили и столовались, но и учились, т. е. слушали лекции, вели диспуты и т. д. От них ожидалось, что по окончании трех лет бакалавриата они еще два года будут получать магистерскую степень, после чего некоторые из них даже могут приобрести степень доктора теологии. В течение этого времени студентам предписывалось выполнение определенных обязательств, одним из которых было преподавание в течение двух последующих лет обучения. Место в бурсе закреплялось за учащимися вплоть до получения докторской степени, после чего выпускник не имел больше права оставаться в данном заведении.
Студенты, проживающие в бурсе, должны были вставать в пять часов утра, совершать молитвы в определенное время, обедать, заниматься, посещать лекции, несколько раз в год давать отчет своему провизору о посещении лекций. Статут Rosenburse считался образцово-показательным в Вене среди всех бурс, как существовавших в данное время, так и более поздних, число которых доходило до 129. «Большею частью это были частные бурсы, устраивавшиеся или предпринимателями – магистром или бакалавром, которые заключали контракт с домовладельцем и испрашивали разрешение от декана факультета артистов и от ректора, или артелями самих школяров, нанимавшими дом и получавшими от декана начальника в лице так называемого “конвентора”[41]. В обязанности ректора и факультета входили не только надзор за бурсами, но и установление цены за проживание, решение споров о книгах и мебели сменяющихся каждый год школяров.
По принципам бурсы стали возникать немецкие корпорации во всех германских университетах. Бурсы до XVI в. – заведения, строго контролировавшиеся католической церковью. Бурсантам в университетах запрещено было говорить на немецком языке, только на латыни, в отношениях студентов была строгая иерархия, со временем переросшая в дедовщину. Но с началом эпохи Реформации немецкое национальное сознание кардинально меняется. Образование приобретает более светский характер, и бурсацкие корпорации постепенно исчезают. На первом плане стали появляться первоначально Nationes («нации»), а далее Landsmannschaften («землячества»), основополагающим принципом которых являлась принадлежность к определенной местности, земле, городу. Landsmannschaften в свою очередь имели существенное отличие от Nationes, в первую очередь, тем, что в них не имела значения принадлежность к определенному сословию, а статус определялся авторитетом товарищей и корпорантским стажем.
Новый тип немецких студенческих корпораций – «буршеншафт» («Burschenschaft») – возник в период освободительных войн между Пруссией и Францией в начале XIX в. Он представлял общественную организацию, борющуюся против узости старых взглядов и всех видов обособленностей, противопоставляющую себя разнообразным закрытым студенческим союзам и национальным землячествам. Буршеншафт поставил своей целью поднять студенчество на более высокий нравственный уровень и вытянуть его из одичания и грубости, в котором оно погрязло с XVII в. Но его главной миссией стало возрождение национальной молодежи, для чего требовалось преодолеть политическую раздробленность – главную причину всех несчастий немецкого народа. Буршеншафт полностью отдался идеологии возрождения, единения и свободы Германии: «Упорное отстаивание своего изолированного существования мелкими государствами, антинациональная политика Меттерниха, за которой тащилась на буксире Пруссия, ненависть к реакции, полицейский террор, – все это временами толкало burschenschaften на пути, первоначально ей совершенно чуждые. Подавляемая и преследуемая, она местами принимала форму тайных политических организаций»[42]. Политизирование германского студенчества, возрождение патриотизма корпораций началось с захвата немецких земель Наполеоном. Равнодушие к национальной идее, элитарность орденов, ритуалы и попойки ушли в прошлое, и главенствующей идеей стала борьба за освобождение немецкого народа от французского гнета и объединение Германии.
Одним из основателей нового движения был поэт-романтик Генрих фон Клейст. В 1810 г. благодаря его участию был принят устав Подлинного братства буршей («Urburschenschaft»), главной целью которого была борьба за единую Германию. Многие корпоранты в 1813–1815 гг. пошли в партизаны и войска антинаполеоновской коалиции. Сама же идеология корпорации была достаточно противоречивой. Бурши боролись против абсолютизма во власти, требовали равенства и демократии, но в то же время пропагандировали идею превосходства германской нации. Часть корпорантов, входившая в тайное общество «Черное дерево», боролась за отечество насильственными методами. И все-таки буршеншафту принадлежит немалая заслуга: он превратил в жизнь идею единого национального государства. Еще одной его немаловажной заслугой является искоренение бесстыдства, грубости и наглости в студенческой среде путем переориентации деятельности молодёжи сначала на защиту, а затем и на служение своему отечеству.
Полностью исчезнув, бурса оставила после себя название Bursant, Bursch, но вместе с тем она передала многие обычаи и ритуалы немецкому буршеншафту. Некоторые обычаи можно даже назвать дикими. Например, при вступлении в корпорацию новичок должен пройти испытания, которые смахивали на издевательства старших буршей над готовившимися стать корпорантами фуксами. Сама церемония вступления в корпорацию называлась «Grunschnabel» («молокосос»).
Испытательный срок длился от одного до четырех семестров, в течение которого фукс принадлежал какому-либо буршу и выполнял все его прихоти и пожелания: чистил обувь, готовил обед, бегал по поручениям из одного конца города в другой. Бурш, в свою очередь, учил фукса жизни, давал полезные советы и рекомендации, посвящал его в таинства ритуалов, т. е. готовил бурша к жизни в корпорации. Чтобы все было по чину, за новичками наблюдал старший над фуксами – Abbasbeanorum, позже Fuchsmajor. Бурши всегда защищали фуксов из своей корпорации, если тех обижали чужие корпоранты. Итогом испытательного срока была знатная попойка, во время которой фуксу подпаливали бороду, после чего он становился полноправным членом корпорации. В продолжение посвящения на стол ставилась бочка с пивом и две кружки. По знаку председателя фукс должен произнести короткий спич, после чего поочередно выпить две кружки с пивом. Следом шли вопросы кандидату в бурши, и он снова должен выпивать очередную кружку пива. Порой количество вопросов доходило до двадцати. Если испытуемый достаточно хорошо ответил на вопросы, его ставили под кран бочки и выливали оставшееся содержимое на голову. Все собравшиеся на посвящение пели: «Фукс да будет буршем, фукс да будет буршем…» Еще у корпорантов был довольно интересный способ разрешения конфликтов – пивная дуэль. Как правило, эти споры разрешались таким способом во время пирушек. На столе стояла бочка с пивом, и если корпоранты начинали спорить, председатель затягивал пивную молитву, во время которой противники должны были опорожнить кружки до дна. Победителем становился тот, кто первым выпивал кружку. Как правило, на этом конфликт и заканчивался.
Внутри союза Burschenschaft существовало семь степеней посвящения: фуксы – студенты, обучающиеся до 2-го семестра; брандеры – студенты, полностью прошедшие два семестра; молодые бурши – прошедшие обучение до конца третьего семестра; старые бурши – отучившиеся четыре семестра; молодые господа – отучившиеся пять семестров включительно; старые господа – проучившиеся шесть семестров и господа, обросшие мхом, – студенты, проучившиеся в университете более 3 лет.
В XVII–XVIII в. в корпорации стали приходить дворяне. Они принесли с собой дух рыцарской чести. К 1763 г., еще до первого слета корпорантов в Йене во всех корпорациях довольно широко практиковались дуэли. Изрезанное шрамами лицо стало неотъемлемым признаком настоящего бурша. Во многих корпорациях ношение оружия было обязательным атрибутом. Существовали два типа дуэлей: на рапирах, чтобы заработать шрам, на шпагах и пистолетах. Шрам через всю щеку считался особенно почетным. Женщины охотнее выходили замуж за студентов с таким «украшением». А в Пруссии владелец такого шрама имел больше шансов для продвижения по службе, нежели студент с дипломом отличника.
Веселые пирушки и дуэли не были единственным развлечением корпорантов. В XVIII в. к студентам проникает дух Просвещения. Корпоранты на пирах-коммершах обсуждают вопросы и пути достижения полной гармонии, идеи свободы и равенства. Все чаще звучат революционные мотивы и тема объединения Германии. В итоге у буршеншафта появляется общий девиз для всего студенчества: честь – свобода – отечество. Создается comment (устав), которому неукоснительно следуют все корпоранты, объединённые в буршеншафты. Основные принципы Немецкой студенческой корпорации отражены в ее конституции:
«1) Немецкая студенческая корпорация – это общность немецких студенческих корпораций, которые произошли из основанного в Йене студенческого движения 1815 года и признают свою ответственность за нее.
2) Ее основная установка находит выражение в исторически обоснованном девизе: Честь – свобода – отечество.
3) Ее цвета: черный – красный – золотой.
4) Принцип чести требует от каждого бурша более громкого, прямого и истинного отношения в мышлении, речи и действии. Быть внимательным к чести человека и защищать, его безусловный долг.
5) Принцип свободы требует от каждого бурша, чтобы он имел внутреннюю свободу духа. Бурш должен быть свободен от предубеждений, независим и самостоятелен в мышлении, а также быть откровенным и энергичным в выражении собственного мнения. На этой основе он должен бороться везде в любое время за личную, за политическую и за академическую свободу.
6) Личная свобода видит студенческую корпорацию в праве отдельного развития свободного обучения, а также свободу действия, соблюдения свободы вероисповедания и свободы совести.
7) Политическая свобода в студенческой корпорации выражается в равноправии всех граждан, а также в праве отдельного человека и каждой части народа на его законную родину, на самоопределение в его государственной принадлежности.
8) При академической свободе студенческая корпорация упорядочивает свободу исследования и обучения, а также внутреннюю свободу института и студенчества. Студенческая корпорация считает своим долгом дать свободу своим членам на благо всего студенчества, как в общей студенческой работе, так и в самоуправлении.
9) Студенческая корпорация признает свою ответственность за немецкое отечество как духовно-культурную родину немецкого народа. Под народом она понимает общность, которая связана той же самой исторической судьбой, той же самой культурой, родственными обычаями и языком. Долг студенческих корпораций – это длительно относящаяся к правовому государству деятельность для свободного развития немецкой народности в тесной связи всех частей немецкого народа, независимо от государственных границ Европы в общности свободных народов.
10) Каждый бурш требует энергичного использования для демократического и социального правопорядка.
11) В познании своей политической ответственности студенческая корпорация своих членов пытается воспитать в критически объективном политическом мышлении и действии. Она ставит это долгом для занятий государственно-политическими и общественными проблемами окружающей среды.
12) Работа студенческой корпорации совершается по демократическим принципам.
13) Студенческая корпорация требует от своих членов основательного общего и специального образования. Равноправно наряду с умственными занятиями стоит физическая нагрузка.
14) Студенческая корпорация представляет принцип жизненного союза. Это наполняется пожизненной принадлежностью к студенческой корпорации, основываясь на дружбе, взаимном воспитании и образовании личности. Старые и молодые бурши образуют единое живое в постоянном соединении с принципами.
15) Как признание федерально-братской общности и этих принципов буршеншафт имеет цвета. Студенческая корпорация заботится об обычаях в повседневной жизни. Студенческие корпорации обязаны способствовать burschenschaftliche богатству мыслей по-новому входящим членам»[43].
Анализируя текст устава немецкого буршеншафта, мы приходим к выводу, что главными принципами в немецкой студенческой корпорации является свобода, в трех ее видах: личная, политическая и академическая. Каждая из этих свобод строго разграничена, и каждой дано свое четкое определение. Принцип свободы в тексте из 15 пунктов упоминается 17 раз. Также в конституции довольно часто фигурируют понятия чести и долга, которые считаются неотъемлемыми составляющими свободы и личностного развития корпорантов. Основные принципы корпораций, как правило, складываются в девиз. В данном случае девиз звучит как «честь – свобода – отечество».
В 1815 г. была основана корпорация Teutonia Halle. Цветами данной корпорации были черный, красный и желтый – нынешний флаг Германии, а в то время – цвета мундиров отряда Йенских корпорантов, воевавших с Наполеоном. Эти корпоранты также преследовали цель – объединение Германии и главным противником в своем деле считали Вену. В 1819 г. член корпорации Teutonia Halle убил писателя Августа фон Коцебу, австрийца, состоящего на русской службе. После этого корпорацию запретили, а ее членов стали преследовать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.