Полная версия
Основы социально-экономической теории развития человека. Монография
Рис. 1. Схема взаимосвязи спроса и предложения (стоимости, потребительной стоимости, полезности и инновационности)
Для того чтобы фирма могла функционировать продуктивно, необходимо учитывать специфические условия, в каждом случае свои. Специфические свойства, условия, которыми объясняется способность организации делать конкретные продукты или услуги, отражены прежде всего в спецификах множества индивидуальных членов (индивидуумов и подразделений организации). Например, авиакомпании – организации, имеющие в своем составе летчиков, учебные заведения – преподавателей и т. д. Кроме того, в организации имеются здания, оборудование и т. п., персонал, который мог бы их обслуживать. Нужна координация действий всех подразделений. Необходимо также, чтобы персонал знал свою работу, правильно интерпретировал сообщения и указания, поступающие им, и правильно реагировал на них.
Знания, хранящиеся в памяти людей, наполнены смыслом и эффективны только в определенном контексте, и для знаний, реализуемых при исполнении какой-либо роли в организации, таким контекстом является контекст данной организации. Кроме знаний индивидов, сюда входят многообразные формы внешней памяти – картотеки, методические руководства, память компьютеров, магнитные ленты, дополняющие память людей. Внешняя память в значительной степени является рутинной функцией организации.
Многообразие рутин, накапливаемых в репертуарах (совокупности умений) каждого члена организации, помогает ей функционировать в условиях изменений в окружающей среде, т. е. позволяют осуществлять ей гибкую деятельность. Память организации освежается путем упражнений, так же как и умения индивидуумов поддерживаются упражнениями.
Обычно концепции рутинного поведения и инновационной деятельности считаются противоположными друг другу. Теоретики-эволюционисты полагают, что между рутинизацией и инновацией существуют более тесные связи. И с ними можно согласиться. Известно, что И. Шумпетер связывал инновации с «осуществлением новых комбинаций», т. е. можно сделать вывод, что инновации в экономической системе – это новая комбинация существующих компонентов, материалов. Быстрые темпы НТП в ХХ в. во многом объясняются подобными комбинациями существующих концепций и имеющихся товаров.
Нововведения в организационной рутине – это по большей части новая комбинация существующих рутин. Например, установление новых схем информационных и материальных потоков между существующими субрутинами. По мнению Ричарда Р. Нельсона и Сиднея Дж. Уинтера, «в XX в. современная корпорация "рутинизировала инновацию"», что «организации располагают рутинами, обеспечивающими поддержку инновационных усилий и руководство ими» [17, с. 185].
Фундаментальная неопределенность инновационной деятельности связана с ее результатами. Кроме того, она может быть и тогда, когда только приступают к этой деятельности. В этом случае используют теорию эвристического поиска. «Эвристика – это любой принцип или метод, способствующий сокращению в среднем поиска решения». Например, дать поручение помощнику: «изучи проблему», или «оцени сильные и слабые стороны компании в отношении конкурентов», для высших административных работников – «разработай стратегию» и т. д. [17., с. 184–185].
На рис. 1 (с. 24) схематически показаны взаимосвязи, имеющие место при производстве и обмене товаров как традиционных (левая часть), так и новых или обновленных (правая часть). Между крайними точками, символизирующими традиционный труд и товар с конкурентной ценой, с одной стороны, и стратегически целенаправленный (рассчитанный на длительное применение), эвристический, творческий труд и соответствующий ему новый товар с присущий ему инновационностью (новизной) и обладающего монопольной ценой после того, как он стал пользоваться значительным спросом с другой – существуют труд и товар, обладающие разной степенью новизны.
Стратегически целенаправленному труду предшествует период обдумывания, постановки цели, изучение рынка, прежде чем начнется претворение замысла в жизнь. По мнению теоретиков-эволюционистов, «обдумывание (deliberation) правомерно считать формой экономической деятельности, ограниченной дефицитом ресурсов и текущим состоянием «технологии обдумывания» [17, с. 106], «способность обдумывать и способность претворять в жизнь составляют элементы потенциальных возможностей фирмы, точно так же как и ее контроль над частным техническим производственным процессом» [17, с. 107–108]. Это дополнительная характеристика тройственного характера труда.
Ученик А. Маршалла А. Пигу разрабатывает проблему распределения национального дивиденда (национального дохода) [18]. Под национальным дивидендом он понимает поток товаров и услуг, производимых в обществе в течение года. Пигу пришел к выводу, что более равномерное распределение дохода между членами общества будет способствовать росту благосостояния и развитию производства. К доходу применим принцип убывающей полезности. Поэтому выигрыш бедных слоев от перераспределения будет превосходить уменьшение суммы удовлетворения богатых. Он обосновывает прогрессивную систему налогообложения. Однако не всякое перераспределение средств от богатых к бедным приведет к увеличению национального дохода. Значительную отдачу может принести перераспределение средств в форме обучения, развития образования, организация ухода за больными и т. д.
По мнению Пигу, использование показателя валового национального продукта для измерения роста благосостояния населения недостаточно, необходимы показатели синтезирующего характера, включающие более широкий круг жизненных благ и параметров: обеспеченность жильем, систему медицинского обслуживания, политическую стабильность и т. д. Позже такие попытки измерения благосостояния, качества жизни осуществлялись не только отдельными учеными, но и соответствующими подразделениями ООН, Европейского Союза и отдельными государствами.
Марксистское направление экономической мысли также исходит из единства экономического и социального в процессе общественного воспроизводства, хотя и отдает пальму первенства в этом единстве экономическим отношениям, особенно в объяснении хода исторического развития. Тем не менее представители этого направления считают, что ни в реальной действительности, ни в процессе развития общественных отношений, ни в сознательной деятельности общества не существует ничего «чистого» социального или экономического. Всегда между ними имеется видимая или невидимая на поверхности явления взаимосвязь. При этом степень насыщенности социальным и форма его проявления в экономическом прогрессивно изменяется по мере роста экономического потенциала.
«На определенном этапе исторического развития, – пишет А. И. Анчишкин, – когда достигнут высокий технический уровень производства и соответствующий ему уровень производительности труда, возникают материальные предпосылки прямого подчинения всего хода и результатов научно-технического прогресса требованиям гармонического развития человека, удовлетворение его растущих потребностей. Реализация этих предпосылок становится возможной на основе социалистического обобществления производства, одним из главных элементов которого является соединение науки с трудом. Это центральное звено переориентации научно-технического прогресса непосредственно на человека, на интересы труда, превращение их в высшую цель общественного производства» [19, с. 251].
Сегодня в развитых странах наука достигла значительных высот. Однако ее результатами в большей степени пользуется узкий слой наиболее богатой части населения, владельцев капитала. Это происходит потому, что научные результаты больше материализуются в средствах производства, большая часть которых находится в собственности капиталистов. Да и воспроизводство научных знаний обходится капиталу гораздо дешевле, чем приносимая им экономия.
Научный труд является производительным трудом. Это показал еще Маркс, считая что «уже сам корпоративный характер процесса труда неизбежно расширяет понятие производительного труда и его носителя, производительного рабочего. Теперь для того, чтобы трудиться производительно… достаточно быть органом совокупного рабочего, выполняя одну из его подфункций» [20, с. 517]. Наука – явление социальное. И в этом смысле относится к социальной сфере. Но отрасли и виды деятельности социальной сферы включены в разделение и кооперацию труда в масштабе национальной экономики. Поэтому и труд работников этой сферы является производительным. Тем более с позиции теории экономического развития человека, согласно которой люди являются главным богатством общества, труд в образовании, здравоохранении, культуре также является производительным. В советский период политическая экономия социализма относила занятых в указанных отраслях к непроизводительному труду, да и всю эту сферу считала непроизводительной. Такое понимание сегодня необходимо преодолеть в экономической науке. Работники социальной сферы вносят значительный вклад в создание валового национального продукта, в развитие человека.
Термин социальная сфера появился в начале 1990-х гг. Он фактически пришел на смену термину непроизводственная сфера, используемого в советский период в общественных науках и практике. Отрасли непроизводственной сферы входили в народно-хозяйственный комплекс. Однако его финансирование и функционирование осуществлялись за счет перераспределения национального дохода, создаваемого в производственной сфере, поскольку в экономической науке того периода (политической экономии социализма) считалось и доказывалось, что производительный труд имеет место только в отраслях материального производства и соответственно ВВП и национальный доход создаются только в производственной сфере.
В новом тысячелетии российские экономисты стали уделять пристальное внимание функционированию национальной экономики. В частности, В. И. Кушлин обращает внимание на то, что «экономика – важная и сложная область жизни человеческого общества, поэтому ее изучение не может быть обеспечено какой-то одной экономической дисциплиной» [21, с. 17], и дает следующую трактовку национальной экономики: «Переходя в плоскость сугубо экономических научных категорий, национальную экономику можно определить как органическое взаимодействие производительных сил страны и общественных производственных отношений, что выражает соответственно содержание и форму национальной экономики». Он также подчеркивает, что «ключевое значение имеет представление национальной экономики в качестве целостной социально-экономической системы», которая «является результатом взаимодействия трех крупных факторов: природно-климатической среды, производственно-экономического базиса, социально-культурной среды» [21, с. 19].
В нашем исследовании больше внимания будет уделено анализу третьего блока проблем, но в тесной взаимосвязи с остальными. Другими словами, мы рассматриваем социальную сферу как подсистему национальной экономики, а социально-экономическую теорию развития человека как ветвь экономической науки, изучающей взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе воспроизводства человеческого потенциала, прежде всего в такой форме его проявления, как человеческий капитал.
1.3. Социальная сфера как подсистема национальной экономики
Социальная сфера – это та область жизнедеятельности людей, в которой формируется личность, профессионально пригодная и в других сферах: экономической, политической, культурной и др. Основные области жизнедеятельности людей – это их труд, быт, культура, условия социальной активности (социализации), а также причины их поведения. Социальная сфера – это область интеллектуально-духовной и информационной деятельности, направленной непосредственно на человека, на формирование и расширение его основных возможностей (способностей и качеств), необходимых для жизнедеятельности личности, общества. Здесь принцип социальной справедливости довлеет над принципом экономической эффективности, но и здесь эти два принципа должны находиться в оптимальном соотношении. Поэтому деятельность в социальной сфере нельзя рассматривать только с узко социальной точки зрения, но и необходимо анализировать ее с позиции экономической, организационной, политической, культурной, и эти сферы участвуют в формировании и реализации личности. Равно как и деятельность в производственной (материально-вещественной) сфере нужно рассматривать не только с экономической, но и социальной, и др. точек зрения.
Важной закономерностью развития человеческого общества четко проявившейся в XX в., является возрастание расходов из ВВП, особенно из государственного бюджета на развитие отраслей социально-культурного комплекса – образования, науки, здравоохранения и культуры. В 1950—1970-х гг. в развитых странах это вылилось в становлении социальных государств, теоретической основой которых стала концепция государства всеобщего благоденствия, ставящая главной целью развития общества – обеспечение достойной человеческой жизни. Социальное государство гарантировало право на достойную жизнь. Граждане получили широкий доступ к образованию, здравоохранению, культуре.
Однако энергетический, структурный кризис конца 1970-х – начала 1980-х гг. привел в ряде стран к спаду производства, росту безработицы, сокращению налоговых поступлений в бюджет и, как следствие, сужению возможностей финансирования социально-культурных отраслей, критику со стороны либералов за расточительную социальную политику, призывы к сокращению социальных программ.
Сторонники социального государства парировали нападки либералов, отмечая, что рентабельность, максимизация прибыли, успех на мировых рынках не могут быть положены в основу общественного устройства, что нельзя игнорировать условия жизни и перспективы людей, удовлетворении ими таких важнейших потребностей, как потребность в труде, образовании, жилье, сохранении здоровья, безопасности. Но необходимо социальное государство сделать прозрачнее, устранить бюрократические барьеры, вскрыть имеющиеся резервы в области рационализации социальных расходов из государственного бюджета, привлечь население к долевому участию в социальном обеспечении.
Важная роль принадлежит социально-защитной функции государства.
В 1990-е гг. российские предприниматели считали не нужными для бизнеса социальные объекты, их задача получать прибыль и платить налоги государству, а оно должно было содержать социальную сферу. В какой-то степени такое понимание предпринимателями и новым руководством страны роли бизнеса в экономике и дало толчок к противопоставлению этих неразрывно связанных сфер. В начале нового тысячелетия крупный бизнес понял важность социальной сферы и для корпораций, стал вновь обзаводиться социальными объектами и проводить активную корпоративную социальную политику. Социальная сфера стала активно участвовать в подготовке кадров для всех отраслей национальной экономики, в восстановлении здоровья всех членов общества и т. д.
Таким образом, социальная сфера – это область интеллектуально-духовной, информационной, социально-трудовой и социально-защитной деятельности, направленной непосредственно на человека, на формирование, развитие и реализацию возможностей, основных способностей и качеств, необходимых для жизнедеятельности личности и общества, а в конечном итоге для сохранения жизни на Земле. Она неразрывно связана с производственной сферой, черпает из нее недостающие ей ресурсы и отдает взамен свои ресурсы, необходимые для производственной деятельности.
Какие отрасли и виды деятельности могут быть отнесены к социальной сфере? Для ответа на этот вопрос необходимо определить критерий, на основе которого можно относить те или иные отрасли к социальной сфере. Таким критерием может стать деятельность, непосредственно направленная на развитие человека, на удовлетворение его потребностей. Среди видов этой деятельности большую роль играют те, продукты которых выступают в форме общественного блага, имеющие значительные внешние эффекты (положительные или отрицательные). Кроме того, в деятельности людей, занятых в этой сфере и во взаимосвязи ее с производственной, большую роль играет принцип социальной справедливости.
На основании этого критерия (деятельности, непосредственно направленной на развитие человека) к социальной сфере экономики целесообразно отнести следующие отрасли и виды деятельности: образование и фундаментальную науку, здравоохранение, физическую культуру и спорт, туризм, культуру и искусство, жилищное и коммунальное хозяйство, социальное и пенсионное обеспечение, а также социально-трудовые отношения, демографию и экологическую экономику. К инфраструктуре социальной сферы, т. е. к отраслям и видам деятельности, обеспечивающим общие условия функционирования социальной сферы, можно отнести розничную торговлю, пассажирский транспорт, связь, обслуживающую население, гостиницы (общежития), рестораны (столовые), коммунальное обслуживание, ремонт личных автомобилей и мотоциклов, финансовое обслуживание населения, органы управления деятельностью в социальной сфере.
Инфраструктуру социальной сферы не следует смешивать с понятием «социальная инфраструктура» – термином, употребляемым при анализе макроэкономики, прежде всего его главного показателя – валового внутреннего продукта, когда в содержание этого термина нередко включают всю социальную сферу. Сегодня подход к социальной сфере как только к инфраструктуре не может удовлетворить науку в свете построения инновационной экономики, общества, основанного на знаниях. В новом обществе не производство валового внутреннего продукта должно быть главной целью, а развитие человека, улучшение качества его жизни, создание условий для самореализации каждой личности. Главным фактором такого общественного воспроизводства выступает развитие человеческого потенциала, прежде всего производство новых знаний, теоретико-методологической основой которого выступает социально-экономическая теория развития человека. И целевые установки развития всей социально-экономической системы, а в перспективе и всего общества будут в большей степени исходить из необходимости развития социальной сферы экономики, а экономические возможности производственной сферы станут ограничителями нереального целеполагания, завышенных потребностей социальной сферы (если таковые будут иметь место), экономически обеспечивать реализацию поставленных задач, важных для развития общества целей, и эффективного расходования выделяемых на их достижение средств. Такой общей целью, как отмечал еще Вернадский, должно стать в глобальном масштабе сохранение и развитие жизни, а применительно к современному положению в России – сохранение и развитие населения, повышение качества жизни. Итак, социальная сфера является составной частью национальной экономики. Национальная экономика включает в себя наряду с социальной производственную, институциональную (административно-правовую и организационно-экономическую), социально-экологическую сферы. Ядром ее выступают социально-экономические (отношения собственности), социально-трудовые (СТО) и социально-экологические отношения, или общественно-производственные отношения (рис. 2, с. 33).
Движущими силами изменений (роста и развития или регресса) в национальной экономике выступают потребности и интересы людей, социальных групп и общества в целом, экономические противоречия, предпринимательская деятельность, конкуренция, воздействия внешних сил и другие факторы. Экономическая наука пытается объяснить экономические взаимодействия и процессы, нарисовать экономическую картину жизнедеятельности общества, выдвигая гипотезы, парадигмы, теории и концепции. Более подробно данная проблема будет рассмотрена в гл. 6 и 7.
Рис. 2. Национальная экономика и ее движущие силы
2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ЯДРО СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ – СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Социально-культурный комплекс – это совокупность отраслей социальной сферы, базирующейся на преимущественно государственной собственности, преимущественно бюджетном финансировании, преимущественно государственном программно-целевом управлении, направленном на формирование и развитие человека, человеческого потенциала для всего общества, в том числе трудового потенциала для национального хозяйства. К этим отраслям относятся культура, наука (фундаментальная наука, отраслевые науки (медицинская, образования, искусства и др.), образование, здравоохранение. Первичным звеном являются бюджетное и автономное учреждения. Формируя человеческий капитал для национального хозяйства, социально-культурный комплекс в то же время выступает крупным заказчиком оборудования, приборов, инструментов, зданий и сооружений, создаваемых промышленностью и строительством.
2.1. Культура – хранилище и транслятор социального опыта
Понятие «культура» имеет многогранное значение. Довольно емкое определение этому понятию дано В.С. Степиным: «Культура (от лат. сикша – «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание») – исторически развивающаяся надбиологическая сфера человеческой жизнедеятельности (труд, поведение, общение), благодаря которой обеспечивается воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура хранит и транслирует исторически накапливаемый социальный опыт. Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества» [22, с. 525].
Понятие «культура» развивалось исторически. Вначале оно обозначало возделывание человеком земли. В XVIII в. культура рассматривается как важнейший аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности, отличающей человеческое бытие от животного существования. В ХХ в. стали различать понятие «культура» и понятие «общество». И хотя культура не тождественна обществу, но она пронизывает все без исключения его сферы и характеризует качественное состояние социума. «С точки зрения теории систем сложные исторически развивающиеся органические целостности должны внутри себя содержать особые информационные структуры, обеспечивающие управление системой, ее саморегуляцию. Эти структуры представлены кодами, в соответствии с которыми воспроизводится организация системы как целого и особенности ее основных реакций на внешнюю среду. В биологических организмах эту роль выполняют генетические коды ДНК, РНК. В обществе как целостном социальном организме аналогом генетического кода выступает культура» [22, с. 525–526].
«Таким образом, наряду с биологическим, генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система – социокод, посредством которого передается от человек к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта. Условием хранения и трансляции этого опыта является его фиксация в особой знаковой форме. Культура с этой точки зрения предстает как сложно организованный и развивающийся набор семиотических систем» [22, с. 526].
Примерами знаковых систем могут выступать: взаимодействия (учитель-ученик, индивид – социальная группа и т. д.); символика человеческого тела (позы, жесты, мимика и т. д.); естественный язык (как самый важный из них), позволяющий описывать человеческий опыт и порождать новый опыт в процессе коммуникации, более того, задавать определенный образ мира; язык искусства (живописи, музыки, танца, архитектуры, кино и т. д.); язык науки, а также различные наборы сигналов и символов, регулирующие поступки и действия людей. Все эти семиотические системы обеспечивают воспроизводство и развитие общества. В качестве знаков также могут функционировать предметы «второй природы», созданной человеком (материальная культура в противовес духовной), которые также закрепляют накопленный социальный опыт в предметном мире.
2.2. Наука – генератор новых знаний
Исключительно важную роль в социально-культурном комплексе, как и во всей национальной экономике, играет наука. Наука – это особый вид познавательной деятельности, вырабатывающей объективные знания о мире, дающей представление человеку об общей картине мира и закономерностях его развития. Научная деятельность – это способ, механизм познания.
Современная наука – это сложная динамическая система, включающая в себя организационные структуры, обеспечивающие ее регулирование. Наука – это еще и социальный институт, обеспечивающий правовые условия функционирования научно-исследовательских структур, вырабатывающих и систематизирующих объективные знания о действительности, знаний, выступающих в качестве главной производительной силы общества, прежде всего как средство повышения производительности труда.