Полная версия
Модели диалога власти и общества в интернет-коммуникациях
В. И. Василенко, Л. А. Василенко, О. В. Казанцева, Е. В. Тарасова
МОДЕЛИ ДИАЛОГА ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯХ
Методическое пособие
[битая ссылка] ebooks@prospekt.org
Введение
Развитие гражданского общества, широкое применение информационно-коммуникационных технологий, а также усложнение задач, стоящих перед современными государствами, обусловили рост актуальности взаимодействия органов власти с населением посредством интернет-технологий. На сегодняшний день в Российской Федерации возникли необходимые предпосылки для повышения качества и доступности предоставляемых населению государственных услуг, повышения результативности, качества и транспарентности деятельности органов государственной власти. Однако необходимость реализации качественно новых принципов государственного управления требует еще более активного внедрения в практику деятельности федеральных органов исполнительной власти принципов открытости как основы взаимодействия общества и государства.
В Российской Федерации принципы открытости органов власти закреплены рядом нормативных актов по вопросам административной реформы, электронного правительства, информационного общества. Важнейшим шагом в этом направлении стало утверждение Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти1. Принятые ранее нормативные правовые акты затрагивали лишь один из аспектов открытости – раскрытие информации о деятельности органа власти. Концепция направлена на разработку комплексного подхода к повышению уровня открытости федеральных органов исполнительной власти. Результатом ее реализации должны стать качественное повышение уровня информационной открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, совершенствование технологий взаимодействия и обеспечения доступности для граждан и организаций социально значимой информации, образующейся в деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также вовлечение граждан, экспертного сообщества и общественных организаций в процедуры выработки и реализации решений федеральными органами исполнительной власти, развитие форм, способов и возможностей для гражданского контроля.
Федеральные органы исполнительной власти при внедрении принципов открытости совершенствуют нормативную правовую базу и правоприменительную практику, следуя презумпции открытости информации, устанавливающей, что разрешен доступ к любой, создаваемой в пределах полномочий общедоступной информации, кроме той, доступ к которой ограничен федеральными законами, поощряя активное вовлечение гражданского общества в деятельность федеральных органов исполнительной власти и улучшая способы, формы, механизмы и процедуры вовлечения граждан в открытый диалог с государственными органами.
Внедрение принципов открытости в деятельности федеральных органов исполнительной власти ставит новые задачи в области государственной кадровой политики, причем речь идет не только о соответствии государственных служащих информационно-технологическим требованиям, но и о радикальных изменениях в их психологии, развитии коммуникативной компетентности. Существенно возросла роль государственных служащих в управлении многосредовым информационным пространством2.
Для успешной реализации принципов открытости государственные служащие должны владеть такими механизмами (инструментами) открытости, как работа с референтными группами, подготовка информации о деятельности и открытых данных к опубликованию, разъяснительная работа по вопросам государственной политики, взаимодействие с общественными советами и СМИ. Более эффективной организации требует работа с обращениями граждан, общественных объединений и предпринимательского сообщества.
Многовековая традиция закрытости власти имеет глубокие социокультурные основания и предопределяет не только скрытое сопротивление органов власти попыткам сделать их деятельность прозрачной для общества, но и низкую заинтересованность граждан в получении информации. Поэтому успех внедрения стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти во многом зависит от степени включенности граждан в различные формы взаимодействия с государственными структурами.
Наряду с формами самомониторинга, являющимися обязательными для органов власти, оценка степени открытости органов власти и, в частности размещения ими сведений в формате открытых данных, осуществляется независимыми общественными и экспертно-аналитическими структурами. Общественный контроль гражданского общества является для органов власти важным инструментом обратной связи.
Таким образом, внедрение принципов открытости требует от государственных служащих власти не только владения информационно-коммуникационными технологиями, но и навыков диалогового общения с гражданами и общественными объединениями, использования технологии краудсорсинга для включения граждан в процесс разработки и реализации управленческих решений.
Неразработанность механизмов информационного взаимодействия тормозит развитие самоорганизационных процессов, становление гражданского общества3. Поэтому необходимо разработать соответствующие технологии и механизмы информационного взаимодействия как внутри структур государства, так и с внешними по отношению к ней структурами, основанными:
– на максимальной информационной открытости;
– демократических принципах управления, построения системы государственного управления на принципах взаимодействия саморегулируемых и стандартизованных систем;
– максимально возможном удовлетворении интересов и нужд рядовых граждан как основы деятельности аппаратов государственной службы4.
Авторы выражают признательность всем участникам комплексного социсследования «Инновационные модели диалога “власть – общество” в интернет-коммуникациях», включающего исследование моделей диалога «власть – общество»: на официальных сайтах исполнительных, законодательных и судебных органов власти – 355 сайтов; в блогах руководителей высшего уровня (федерального, субъектов Федерации) – 101 блог; в социальных сетях – 122 аккаунта; методом фокус-групп экспертов; методом полуструктурированного интервью экспертов (руководителей органов власти и экспертов из числа граждан, участвующих в диалогах «власть – общество») – 96 респондентов; методом анализа документов институтов посредничества – 150 документов; методом кейс-стади (диалог неинституцианализированных посреднических структур и протестных групп – 38 случаев. Материалы исследования опубликованы на сайте socinco.ru.
1. Диалог власти и общества в интернет-коммуникациях: методика и результаты исследования
1.1. Теоретико-методологические основы комплексного социологического исследования диалога власти и общества в интернет-коммуникациях
Современные развитые государства вступили в стадию информационного общества, осознания и принятия принципиально новой парадигмы общественного развития. Формирующиеся представления об открытости мира и общества предполагают новый подход к анализу всей системы социальных отношений и управления ими. Сегодня пришло понимание того, что управлять в изменившемся мире на основе старых подходов невозможно.
Российский сегмент сети Интернет развивается уже более 20 лет. Интернет изменил социальную коммуникацию, которая сегодня представляет собой значимую общественную площадку, на основе которой взаимодействуют социальные акторы как в интерактивном, так и в офлайновом режиме.
Статистика ВЦИОМ показывает, что интернет – второй по популярности источник получения информации о событиях в стране после телевидения. Так, из Сети предпочитают узнавать новости 23 % опрошенных, по телевидению – 60 %, при том, что 50 % людей в возрасте от 18 до 24 лет предпочитают Интернет остальным СМИ5. Больше половины (53 %) россиян в возрасте до 24 лет признались, что проводят слишком времени в интернете, а 44 % сказали, что подолгу засиживаются в социальных сетях6. Доля активной аудитории – это выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки – сейчас составляет 45 % – 52,2 млн человек (рис. 1).
Всплеск развития интернет-коммуникаций, появление принципиально новых технологий, рост коммуникативных возможностей приводит к тому, что в настоящий момент интернет-коммуникации недостаточно изучены, а вследствие этого они недостаточно используются как средство осуществления эффективной коммуникации в системе государственного управления. Таким образом, изучение социальных медиа в целом и социальных сетей в частности становится важнейшей задачей. Их роль в развитии социума недооценивается.
В контексте развития современных социальных процессов инновационные форматы социальной коммуникации, выступая способом трансляции новой культуры взаимодействий, становятся фундаментом демократизации отношений государства и гражданского общества.
Рис. 1. Динамика проникновения интернета
Одно из направлений такого развития социальных процессов – создание условий для реального перехода от патерналистского характера властных отношений к реальному плюрализму, открытости, транспаретности, поддерживаемым легитимным политическим дискурсом и уходом от одностороннего клиентализма со стороны власти. Поиск новых форм организации общества, технологий согласования интересов или целей, нахождения компромиссов – это значимый ресурс развития страны.
Этому способствует, во-первых, изменение мировоззренческих оснований взаимодействия государства и общества. Появились термины «междисциплинарность», «трасдисциплинарность», «полидисциплинарность», «кроссдисциплинарность». В современном научном представлении получило распространение утверждение, что нет одной правильной абсолютной истины, их может быть несколько. Стали признаваться альтернативные идеи, концепции и соответствующие им практические решения. Такой подход стал возможным в процессе демократизации общества.
Во-вторых, источником нового знания стали признаваться не только официальные государственный научные организации, но и представители негосударственных структур науки и образования. Как утверждается в ряде исследований, в процессе становления гражданского общества сформировалась негосударственная сеть исследовательских и научно-образовательных центров, которые стали «непосредственно обслуживать интересы общества»7, минуя государственные структуры. В обществе стали признаваться не только научные способы познания социальной реальности, но другие, например, религиозный способ познания или применение практического исторического опыта поколений.
В-третьих, растет уровень образованности и информированности многих представителей гражданского общества на фоне политической ангажированности традиционных научных школ, отдельных ученых. Стремительное развитие интернет-коммуникаций и расширение источников знания, информации, недоступных ранее широкой общественности, создают возможности для включенности коллективного интеллекта и формирования инновационных моделей диалога. О.Н. Яницкий приводит утверждение А. Ирвина, что «знание не производится где-то там “наверху”, а потом спускается “вниз”. Оно конструируется, созидается, формируется в ходе диалога ученых, властей и населения»8. Это утверждение в какой-то мере продолжает идеи М.С. Кагана о диалогическом общении как естественной форме межсубъектной взаимосвязи, порождающей новые знания и отношения, а также Ричарда Рорти в части необходимости условий открытости диалога и взаимного восприятия участников взаимодействия как «творцов новых идей и форм». Модели такого формирования социального порядка создают новые возможности для развития страны, социума, государства.
Проблемность исследовательской ситуации состоит в противоречии между расширением интернет-коммуникаций в приращении коллективного интеллекта и возможностей его использования органами власти и гражданского общества в развитии социальной системы. Историко-философские основания исследования диалога
Диалог имеет значимые философские основания, отражающие многофакторность и противоречивость социальной реальности. Впервые проблема диалога получила свое развитие в период античной демократии по запросу общества в виде межличностных контактов равноправных партнеров, заинтересованных в нахождении истины, с одной стороны, а также одного из способов «эффективного управления умами и чувствами людей посредством использования языка и логики», специфического «коммуникативного плана деятельности разума».
В древней Греции рассматривается нравственная составляющая культуры диалога, возникает жанровая дифференциация видов общения. Нормы, правила, принципы, культура диалога, сформулированные во времена античной демократии, значимы и для формирования современной культуры демократии, культуры общения. Феномен «сократического диалога» как специфической формы интеллектуального общения самостоятельно мыслящих людей представлен в трудах Платона. Сократ рассматривает диалог как способ рождения истины, что невозможно без непосредственного контакта его участников, без соприсутствия двух людей при совместном поиске истины, в котором каждый из собеседников выступает как равный. При этом не предполагается равенства социальных статусов участников. Диалог «равных участников» возможен и между начальником и подчиненным, учителем и учеником, правителем и гражданином. Особенностью античного образования выступает не столько обучающий диалог, в котором нет учителя, передающего определенную сумму знаний, и нет ученика, который уносит в своей голове набор сведений, как в «пустом сосуде». Искусство диалога имело целью мотивировать собеседника на самопознание, на обнаружение скрытого до этого знания. Здесь мы видим истоки современного философского понимания открытости, сформулированного В.С. Егоровым как открытость к освоению скрытого знания. Наиболее нашему мнению, является рассмотрение понятия «открытое общество» с позиций самоорганизации9. Открытость выражается синергией материального и идеального начал природы10. В этом смысле общество, как и природные системы, предстает перед нами как производное открытого самоорганизующегося Мира. Открытость характеризуется не только свободой перемещения через границы и свободой обращения информации. Более важной является исходная самодостаточность, т. е. наличие на исходном уровне источника активности и самоорганизации, способность общества к постоянному движению, развитию, преодолению господства материальных ценностей и превращению в господствующие духовно-познавательные ценности11. Корысть и финансовые успехи любой ценой, признание главной ценностью погоню за деньгами, рыночные отношения в моральной и духовной сферах в переходном обществе могут стать причиной социальных взрывов и привести в конечном счете к тоталитарному режиму. Отсутствие духовных ценностей ведет к нестабильности, всеобщему хаосу, к краху самого общества. Согласно утверждениям Дж. Сороса, универсальные идеи, доведенные до логического конца, становятся опасны для открытого общества, которое требует определенного общего согласия в том, что в общественном сознании считается положительным, правильным, какие поступки мы объясняем как хорошие, а какие считаем плохими. В то же время общество должно быть готово корректировать основные принципы в свете приобретенного нового опыта. Ценности не могут быть абсолютными и совершенными, требуется периодическое критическое их переосмысление.
Степень открытости общества, таким образом, напрямую становится связанной с развитием человека и с готовностью общества постоянно пересматривать систему ценностей, систему правил, по которым живет общество, в связи с изменившимся миром и нашими представлениями о нем, появившимися в результате познания. Это является еще одним подтверждением, что информация представляет собой главный фактор самоорганизации систем любой природы. Она определяет развитие эволюционных процессов, а также структуру и устойчивость возникающих при этом природных, социальных и искусственно создаваемых человеком систем12.
Для темы исследования важна установка Платона, который сравнивал «живую беседу с истоком мудрости, а плохого собеседника с немыми книгами, которые не умеют «отвечать на вопросы», «не в состоянии ни ответить, ни спросить».
Аристотель привнес в теорию диалога логический принцип непротиворечивости положений диалога на основе формальной логики и опыта мыследеятельности того времени. Диалектическая логика спора в живом общении, согласно Аристотелю, предполагает приемы защиты своей позиции, процедуры критики различных позиций и опровержения позиций своих оппонентов, что определяет вероятностный характер полученного знания (Аристотель, «Топика»).
Новое направление развития диалогового взаимодействия – диспут – появилось в период Средневековья. В его основе уже нет порождения нового знания, в чем европейская католическая иерархия не была заинтересована, здесь акцент делается на понимание, интерпретацию «готового знания», например, текстов церковных авторитетов, что актуально для того периода. С диспутами связана разработка аргументации различными философскими школами. Так постепенно зарождалась наука понимания смысла текстов − герменевтика. Диспут стал универсальным коммуникативным механизмом в науке и образовании.
Недостатком данного направления развития диалогового взаимодействия стало то, что в содержании появилась схоластика, не несущая смысловой нагрузки. Это стало причиной острой критики схоластики вообще и диспутов в частности со стороны зарождающейся точной науки в эпоху Возрождения. Становится востребованной уединенность процесса познания, базирующегося на «истинной философии», дружеском диалогическом общении единомышленников, когда личность имеет право говорить и мыслить по-своему, свободно искать выражения, в которых воплотилась бы атмосфера равенства и взаимного уважения.
С эпохой Ренессанса возрождается диалог. Диалогичная форма изложения научных позиций становится модной, она проявляется даже в общении друзей. Особенностью данного периода является незавершенность формулирования позиции, отстаивание позиции бесконечного поиска, духа исканий и самостоятельности открытий, неприятие любых утверждений о том, что «все уже сказано». О.Н. Яницкий приводит слова Галилео Галилея: «Многие хвастают тем, что могут привести большое число авторитетов в подтверждение своего мнения; я же хотел бы, чтобы мои мнения были новыми и составленными мною самостоятельно»13.
Так постепенно формируются гуманистические традиции открытой полемики разных научных школ, а кризис науки связывается с отказом от открытой дискуссии, дабы «отвергнуть мнение многих невежд, которые полагают, что ученым может быть лишь тот, кто скрывается в уединении и покое» (Л. Бруни, цит. по А.П. Огурцову). Противоречивость этого периода выразилась в негативной оценке расхождений между научными позициями как пережитка исторического периода схоластики. По И. Канту, научная дискуссия необходима для изучения предмета с разных сторон, однако споры должны прекращаться по мере достижения «истинного» знания, «чистого разума», иначе спорным оказывается лишь тон полемики, а не ее сущность.
В XVIII–XIX вв. актуализируется проблема интеграции научных знаний и их объективности. Возникает форма конкурентного сотрудничества ученых, живая дискуссия становится коммуникативным механизмом, чтобы получить критические замечания на представленные идеи. Критика рассматривается позитивистами важнейшим элементом прогресса, эффективной профилактикой ошибок ради достижения истины. Прагматический метод привнес в культуру дискуссии установку на согласование нового опыта с системой старого знания во имя достижения поставленных целей.
Рассматривая развитие научных воззрений на диалог с точки зрения коммуникационной составляющей, следует отметить введение термина «экзистенциальная коммуникация» немецким ученым К. Ясперсом, под которым он понимал «внутреннюю свободную связь людей, проявляющую их самоценность и неповторимость». Человек выступает здесь как самостоятельный актор в открытой коммуникации равноправных партнеров.
Продолжение идеи «гносеологического равноправия» позиций субъектов социального взаимодействия мы находим в концепции подготовки человека к саморегуляции поведения, «рефлективной морали» Джона Дьюи. По мнению ученого, в условиях демократии у человека, обладающего свободой инициативы и действия, должно быть развито самостоятельное «рефлексивное мышление», что позволяет развивать свой опыт. В контексте исследования диалога власти и общества особенно значимо, что «для индивида и общества важным является не столько достигнутый результат, сколько постоянно расширяющийся и становящийся более человечным прогресс опыта, в котором все принимают участие и в который каждый вносит свой вклад»14.
Исследования диалогической коммуникации, коммуникативной структуры диалога, обретают новое звучание в работе «Я и Ты» (1923) Мартина Бубера, которая в какой-то мере созвучна основам теории коммуникативного действия и коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса и представления о диалоге не столько как способе общения, но как способе раскрытия личности в диалоге (М.М. Бахтин). М. Бубер рассматривает коммуникацию как итерацию. В процессе коммуникации возникают отношения между индивидуальностями. Для темы исследования важно рассмотрение диалога как духовной связи между участниками, а не как последовательность монологов между ними.
В период становления демократического общества становится особенно важным изучение процессов коммуникации в контексте понимания специфики диалога культур. Базисом для диалога может выступить приверженность духовным и моральным ценностям, которые развивает Совет Европы. В их основе общее достояние народов и подлинный источник принципов свободы личности, политической свободы и верховенства права – все то, что лежит в основе демократии и прогрессивного развития. Реализовать эти принципы возможно только путем диалога, заключением соглашений по защите и развитию прав человека и основных свобод в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях. Но ведению диалога надо учить, эти навыки надо воспитывать, формируя общую осознанную ответственность за построение общества многообразия культур, где «все различны и все равны» и способны жить вместе в равном достоинстве. Механизмом обеспечения соблюдения обязательств, взятых на себя правительствами, стала Европейская конвенция о защите прав человека 1950 г. Совет Европы для реализации демократического управления культурным многообразием считает необходимым сформировать демократическую гражданственность и культуру «субъектности» управления, освоить диалоговую культуру и навыки межкультурного диалога15. Соответствующая образовательная деятельность была начата решением Первого саммита глав государств и правительств стран – участниц Совета Европы. Была разработана модель управления культурным многообразием, нацеленным в будущее. Данная деятельность основана на взаимопонимании, способности защищать и развивать права человека16.
С 2007 г. стало понятно, что в межкультурный диалог необходимо вовлекать не только органы власти, но институты гражданского общества. Одним из главных стало развитие диалога как культуры общения, формирующей причастность к процессам принятия решений, умение объективно обсуждать проблемы, слушать аргументацию обеих сторон, разрешать мирным способом проблемы и возникающие конфликты и предотвращение нового цикла их развития.
В данных процессах становятся очень важными коммуникационные связи, т. е. каналы распространения информации, в которых функционируют определенные культурные формы. Именно в процессе коммуникации происходит освоение культурного опыта, отбор определенных образцов, ценностей, норм, порождаются новые символические единицы, происходит формирование культурных порядков, важных с точки зрения организации жизнедеятельности людей, систематизации и распределения знаний в процессе познания окружающего мира.
Диалог здесь выступает как способ коммуникации, пронизывающий общество, содержащий моральные ориентиры, несущий универсальные ценности, объединяя отдельных людей, их групп и правительственных институтов, имеющих разные историческую память и исторические корни, культуры, религии и языки. Для решения этой трудной задачи важно эффективно использовать каналы коммуникации обеспечения возможностей открытого, транспарентного обмена знаниями. Таким образом, коммуникация является основой поддержания культуры организации.
Идеи управления, порожденные инновационной культурой, возникают сегодня как осознание необходимости обновления самого процесса управления.
Совет Европы принял пять принципов межкультурного диалога:
1) демократическое управление культурным многообразием;