bannerbanner
История России. Краткий курс
История России. Краткий курс

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 10

2. Внешняя политика русского государства в 40–50-е гг. XVI в

Проведенные «Избранной радой» преобразования укрепили силу и мощь страны, позволили приступить к активному решению внешнеполитических задач. Главным направлением во внешней политике стало укрепление границ и расширение территории государства. Непростые отношения у России сложились с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами.

В Казани в 40-е гг. происходила борьба между сторонниками и противниками сближения с Москвой. Первоначально у власти находился прорусски настроенный Шах-Али. Но в 1546 г. он был свергнут с престола, а ему на смену пришли противники России. Восточным рубежам страны угрожала серьезная опасность. Иван IV решил оградить государство от возможных набегов. Однако две первые попытки (1547–1548 и 1549–1550 гг.) закончились неудачей, и лишь третий поход привел к взятию Казани в 1552 г. Окончательно сопротивление местных феодалов было подавлено в 1557 г. Значение одержанной победы было огромно, и уже в 1552 г. в состав России добровольно вошла Западная Башкирия, а в 1557 г. и Восточная ее часть.

Вслед за Казанью настала очередь Астраханского ханства. В 1554 г. астраханский хан Дервиш-Али признал себя вассалом Москвы. А в 1556 г., когда он попытался избавиться от зависимости, Астрахань была завоевана русскими войсками. Присоединение к России Казанского, Астраханского ханств и Башкирии стало важным шагом в продвижении на Восток. Выход к Каспию заставил признать зависимость от русского государства и Ногайскую Орду. Большое значение имело и то, что все течение Волги, важнейшей торговой магистрали, оказалось в руках России.

Успехи внешнеполитического курса «Избранной рады» вызвали недовольство Турции. На русские земли участились набеги крымских татар, направляемые Стамбулом. Для отражения походов кочевников на южных рубежах страны было начато строительство Засечной черты, состоявшей из лесных завалов, сторожевых постов и крепостей.

Успехи на Востоке убедили Ивана IV в силе русского войска и он принял решение выйти к побережью Балтийского моря. Это позволило бы резко активизировать русскую торговлю со странами Западной Европы. В 1558 г. Россия вступила в Ливонскую войну, которая продлилась 25 лет.

3. Опричнина Ивана Грозного

Успехи внутренней и внешней политики, проводимой «Избранной радой», казалось бы должны были убедить Ивана IV в правильности государственного курса. Однако в 1560 г. произошло отстранение от власти ближайших советников царя. Был арестован и умер в тюрьме А. Адашев, попал в опалу и был сослан в Соловецкий монастырь протопоп Сильвестр. В 1563 г. умер имевший большое влияние на царя митрополит Макарий. Опасаясь за свою жизнь, бежал во враждебную Литву А. Курбский.

Причины падения «Избранной рады» разнообразны. В первую очередь к ним относятся противоречия между царем и его советниками по вопросу о форме государственной власти и роли государя. «Избранная рада» видела идеальное правление в сильной власти, основанной на сословном представительстве, в активном участии в государственных делах Земского собора. Иван Грозный, напротив, стремился править один, «казнить и миловать» по своему усмотрению.

Другая причина отстранения от власти советников царя коренилась в разном понимании направленности внешней политики. Члены «Избранной рады» считали преждевременной борьбу за выход к Балтике. Они хотели направить усилия на освоение восточных и южных земель.

Не последнюю роль сыграли и психологические особенности характера царя – властолюбие и подозрительность. Он не смог простить советникам их поведения во время своей болезни в 1553 г. Вернувшись из казанского похода, Иван IV серьезно занемог. Опасаясь за судьбу престола, он составил завещание в пользу своего малолетнего сына Дмитрия и потребовал принести ему присягу. Но протопоп Сильвестр и отец А. Адашева (Ф. Л. Адашев) постарались ее избежать. Они опасались, что такое правление вновь приведет к борьбе бояр за власть и к ослаблению государства. Более приемлемой кандидатурой им представлялся двоюродный брат Ивана Грозного В. А. Старицкий.

Окончательно утвердили царя в необходимости смены политики реформ поражения в Ливонской войне.

Начало опричнины положил отъезд царя с семьей в декабре 1564 г. в Александровскую слободу, откуда он направил в столицу две грамоты. В первой из них он обвинял во всех невзгодах бояр и духовенство. Во второй грамоте Иван Грозный, обращаясь к купцам и посадским людям, представлял себя защитником простых людей от своеволия и притеснения родовитой знати. В Москве начались переполох и паника. Народ потребовал направить к царю делегацию с просьбой вернуться на царствование. Иван IV согласился, но потребовал предоставления себе права «казнить изменников» и учредить опричнину.

Сам термин «опричнина» был хорошо знаком людям XVI в. Так назывались земельные владения, выделяемые на содержание вдове великого князя. Но Иван Грозный вложил в это понятие новый смысл. Под опричниной он понимал разделение русского государства на две части. В первой из них – земщине – сохранялись старые порядки. А в удел к царю отходила другая часть, которая и получала название опричнины.

К царским владениям отошли Суздальский, Ростовский, часть Переяславль-Залеского и Костромского уездов. Кроме этих территорий в опричнине оказались земли, граничащие с Литвой (Можайск, Вязьма, Козельск) и Поморье. Царю давалось право в случае необходимости также забирать другие города и местности. Разделенной на две части оказалась и Москва. Кроме того «на обзаведение» Иван Грозный взял из казны астрономическую сумму в 100 тысяч рублей.

На территории опричнины существовала своя Боярская дума, приказы, которые подчинялись воле царя. Было создано опричное войско, ставшее послушным инструментом в расправах Ивана Грозного над его противниками. Волна террора, грабежей и убийств захлестнула страну. Гибли ни в чем не повинные люди. Любое выражение протеста каралось смертью. Царь не остановился даже перед смещением с престола митрополита Филиппа, а затем и убийством бывшего главы русской православной церкви. Пик опричного террора пришелся на захват и разорение зимой 1570 г. Новгорода. По разным подсчетам историков, здесь было казнено от 4 до 15 тысяч человек.

Опричнина стала формой новой власти, направленной на утверждение самодержавия царя, закрепощение народа и ликвидацию представительских начал в управлении государством.

Разгул опричнины подорвал экономический и военный потенциал страны, открыл ее границы для набегов татар. В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей захватил и сжег дотла Москву. Положение было настолько угрожающим, что ради заключения мира Иван Грозный готов был уступить Крыму г. Астрахань. Опричное войско срочно было объединено с земскими полками. Когда на следующий год был повторен набег, русские войска под командованием князя М. И. Воротынского наголову разбило захватчиков.

Эта победа дала основание некоторым историкам говорить об отмене в 1572 г. опричнины. Другие специалисты придерживаются точки зрения, что она просуществовала до самой смерти Ивана Грозного. В пользу такого суждения говорит тот факт, что репрессии не прекращались и в дальнейшем. Их новая волна пришлась на 1573–1575 гг., когда были казнены многие известные государственные и военные деятели страны, в том числе и спаситель Москвы – Воротынский.

Результаты опричнины были ужасающи: оказался разгромленным и опустел центр страны, были заброшены и пустовали многие земли. В Московском уезде возделывалось всего 16 % пашни. Люди бежали в неразоренные районы. В 1581 г. Иван Грозный вынужден был издать указ о «заповедных летах», во время которых запрещался переход в Юрьев день. Крестьяне все больше закреплялись за феодалами. Разруха, голод, беды, потеря личной свободы стали той платой, которую заплатил народ за установление самодержавной власти в России.

4. Итоги Ливонской войны и покорение Сибири

Начатая Иваном Грозным война за выход к Балтийскому морю была неудачной для страны. На ее начальном этапе в 1558–1560 гг. Россия захватила значительную часть земель Ливонского ордена. Но необдуманное заключение шестимесячного перемирия позволило противнику вступить в переговоры с Речью Посполитой, Швецией, Данией и договориться о переходе его владений к этим государствам. Россия оказалась один на один с коалицией сильных государств. Война приобрела неблагоприятный характер. А с приходом в 1575 г. к власти в Речи Посполитой умелого полководца и дальновидного государственного деятеля Стефана Батория положение оказалось просто катастрофическим. Польско-литовские войска захватили западные русские земли, осадили Псков. И хотя город-крепость взять не удалось, русское правительство вынуждено было в 1582 г. подписать в Яме-Запольском перемирие с Речью Посполитой. А в 1583 г. – заключить в Плюссе мир со Швецией. По этим соглашениям Россия теряла завоеванные ранее земли, выход к Балтийскому морю. 25-летняя война закончилась поражением.

Более успешной была внешняя политика страны на Востоке. В 50-е гг. XVI в. признал свою зависимость от России сибирский хан Едигер. Правда, вскоре он был свергнут с престола Кучумом, настроенным антирусски, но влияние Москвы за Уралом постоянно росло.

В 1582 г. именитые купцы Строгановы наняли казаков под предводительством атамана Ермака Тимофеевича для защиты своих владений и завоевания новых земель. В результате предпринятого похода войско Кучума было разгромлено и захвачена его столица, город Кашлык (Искер). Хотя в 1585 г. сам предводитель погиб в бою с татарами, но восстановить своего могущества сибирскому ханству не удалось. Племена ханты и манси обязались платить дань русскому царю и признали его власть. А быстрое строительство новых городов (Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Березов и др.) позволило закрепиться на новых землях и приступить к их освоению переселенцами из западных районов страны. В 1598 г. Кучум был окончательно разгромлен и погиб. Сибирь стала составной частью русского государства.

Тема: Культура и искусство XVI в

Вопросы:

1. Материальная культура и архитектура

2. Духовная культура

Развитие культуры и искусства в XVI в. проходило в сложных и противоречивых условиях. Наряду с укреплением русского государства, усилением его международного влияния, наложивших отпечаток на материальное и духовное творчество, сказывались и негативные последствия опричнины. Далеко не случаен тот факт, что наибольшие успехи были достигнуты именно в первой половине столетия, в годы относительной стабильности и покоя.

1. Материальная культура и архитектура

Происходивший весьма медленно прогресс техники все же сказывался на уровне развития ремесел. В XVI в. заметно выросла обработка металлов, улучшилась технология производства изделий, появились новые виды продукции. Одновременно с этим совершенствовались способы извлечения природных материалов. Например, русские мастера научились делать глубокие буровые скважины (свыше 100 м.) для добычи соли. Были разработаны новые приемы выплавки железа из руды.

В связи с увеличением дальнобойности и убойной силы огнестрельного оружия щит постепенно терял свою роль, и все большее значение приобретали индивидуальные средства защиты: брони, панцири, кольчуги. В их изготовлении русские оружейники добились большого искусства.

Сильный толчок в своем развитии получило и литейное дело, особенно связанное с военными нуждами. Созданный еще в 80-е гг. XV в. московский Пушечный двор обеспечивал русское войско этим видом огнестрельного оружия. Наиболее известным произведением литейщиков стала знаменитая «Царь-пушка», изготовленная Андреем Чоховым. Ее общий вес достигает 40 т., а диаметр канала ствола – 89 см. «Царь-пушка» предназначалась для обороны Москвы и должна была располагаться на стенах Китай-города. Крупным достижением стало и изготовление мастером Петром в начале XVI в. колокола весом в 350 пудов.

Активное развитие получило также каменное строительство. В городах воздвигались не только культовые сооружения, но и палаты бояр, именитых купцов. Правда, в целом градостроительство по-прежнему оставалось деревянным.

Беспокойный XVI век оказал влияние и на характер строительства в России. В это время был создан целый ряд крепостей, отвечавших всем требованиям оборонных сооружений. К их числу относились Московский, Тульский, Псковский, Серпуховской, Смоленский кремли. Наиболее мощным и величественным среди них был Московский Кремль. Он был построен из хорошо обожженного красного кирпича. Благодаря искусству итальянских архитекторов А. Фиорованти, А. Фрязина, М. Руффо, П. Солари и др., был создан неприступный оборонительный бастион. Длина его стен достигала свыше 2,5 км. По периметру Кремля располагалось 18 башен. Для обороны посада была выстроена новая крепость, получившая название Китай-города. В 1535–1538 гг. итальянский архитектор Петрок Малый возвел ее каменные стены. В 80-х – начале 90-х гг. русский зодчий Федор Конь построил из белого камня новую линию укреплений Москвы – Белый город. Одновременно с этим по приказу Б. Годунова была воздвигнута в 1591 г. на земляном валу деревянная стена – Скородом. К концу века вокруг столицы существовало несколько оборонительных сооружений, защищавших ее от захвата неприятеля.

Искусно был выстроен Ф. Конем Смоленский Кремль, который назывался современниками «ожерельем земли русской».

Но XVI в. стал не только временем интенсивного развития крепостной архитектуры. В первой половине столетия происходило заметное изживание местных особенностей, завершалось формирование общерусской школы зодчества. После многовекового господства крестово-купольной системы в строительстве храмов в России стали воздвигаться каменные шатровые церкви без внутренних столпов. Устремленные к небу, стройные и нарядные, они создавались во многом по образу и подобию деревянных соборов, но не были механическим их копированием. К числу шедевров шатрового стиля относятся церковь Вознесения в селе Коломенском (1532) и храм Иоанна Предтечи в селе Дьяково (середина XVI в.) под Москвой.

Новая страница в истории русской архитектуры была открыта изумительным по красоте и нарядности Покровским собором «на рву» (1555–1561), более известным как собор Василия Блаженного. Построить храм приказал Ивана Грозный в честь одержанной победы над Казанским ханством. Его создателями стали русские мастера Барма и Постник Яковлев. Этот уникальный памятник архитектуры настолько неординарен, что мало походит на традиционное культовое сооружение, и его часто сравнивают с букетом цветов или яркими плодами русской природы.

2. Духовная культура

События бурного XVI в. отразились в устном народном творчестве. Значительное число песен было посвящено личности Ивана IV. Его образ в фольклоре также противоречив, как был противоречив и сам грозный царь. Он предстает то мудрым, справедливым борцом против боярского притеснения и самовластья, то жестоким и немилосердным тираном. Наряду с этой темой в народных сказаниях звучат мотивы прославления героизма и мужества русских воинов в борьбе с иноземными врагами. Именно в это время перерабатываются былины Киевской Руси. В них Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, наделенные качествами людей XVI в., вступают на защиту русских земель. Появились народные произведения, прославляющие реальных личностей, например, Ермака Тимофеевича, и реальные события (взятие Казани, оборона Пскова).

Укрепление центральной власти потребовало создания сильного аппарата управления. В связи с этим стала ощущаться нехватка грамотных и образованных людей. Для обучения стали активно использоваться специальные грамматики и арифметики, которые приходили на смену псалтырю и евангелию. Но рукописные книги были дороги, и на их написание уходило много времени. В стране назрела необходимость организации книгопечатания. По мнению отечественных ученых, первые книги были изданы еще в 1553 г. Но только через десять лет была построена специальная типография, где И. Федоров и П. Мстиславец выпустили «Апостол», а затем «Часословец». В дальнейшем их дело было продолжено Невежей Тимофеевым и Никифором Тарасиевым. В общей сложности во второй половине XVI в. было опубликовано около 20 наименований книг.

Развитие русского государства требовало использования различных научных знаний: математики, географии, медицины и др. Так для земледелия были крайне важны оценки качества почвы, для торговли – арифметические вычисления и сообщения о торговых путях, для лечения людей – сведения о человеческом теле и симптомах болезней. Рациональное понимание мира все настойчивее соперничало с религиозным мировоззрением. Но и церковь стремилась не терять своего влияния на умы людей. По инициативе митрополита Макария был создан свод житий святых «Великие Четьи-Минеи», ставший своего рода религиозной энциклопедией. В это произведение были также включены разные поучения и церковные книги.

Но в самой церкви в XVI в. не прекращалась начавшаяся полемика между нестяжателями и иосифлянами. Продолжателем дела Нила Сорского стал Вассиан Патрикеев. Он выступал не только против накопления церковных богатств, но и высказывался в защиту земельной собственности светских феодалов. Эти идеи поддерживались талантливым переводчиком и публицистом Максимом Греком, прибывшим в Россию для исправления церковных книг. В своих работах он обличал богатство церкви, пьянство и роскошь монахов. Во главе иосифлян в начале XVI в. стоял митрополит Даниил. Его также беспокоил моральный облик служителей церкви. Но призывы нестяжателей к церковной бедности вызывали его гнев и несогласие. Митрополиту Даниилу удалось добиться осуждения на церковном соборе в 1531 г. Патрикеева и Грека. Они оба были отправлены в ссылку, где Вассиан умер, а Максим был освобожден лишь после воцарения Ивана IV.

Как и прежде, существовали в XVI в. ереси. В них воплощались наиболее радикальные взгляды современников. Так дворянин Матвей Башкин отвергал иконопочитание, критически относился к «священному писанию», не соглашался с идеей о превосходстве церковной власти над светской. За свои взгляды он был проклят и сослан в Волоколамский монастырь. Еще большее недовольство вызвало учение Феодосия Косого. Он не признавал троичности бога, не находил в Христе божественного начала, а считал его простым человеком, сомневался в бессмертии души. Обвиняя священников в лицемерии, Феодосий Косой проповедовал равенство людей, осуждал войны и насилие. Ему грозила неминуемая смерть, и лишь бегство из страны спасло его от расправы.

Споры внутри церкви и еретические проповеди заставляли наиболее дальновидных церковнослужителей искать компромисс. Это было необходимо как для укрепления пошатнувшегося авторитета православия, так и для поддержки царской власти. Выразителем таких настроений стал духовник Ивана Грозного протопоп Сильвестр. В своих посланиях к царю он призывал его стать мудрым государственным правителем, но при этом подчеркивал, что царская власть должна постоянно находиться под влиянием церкви. Не были чужды Сильвестру и элементы нестяжательской идеологии. Так, он высказывался в пользу ограничения монастырского землевладения. Ему приписывают также составление свода моральных норм и правил ведения хозяйства – «Домострой». В этом произведении были зафиксированы практические советы, давались наставления и рекомендации супругам по рачительному отношению к имуществу, покупке товаров, приготовлению пищи, воспитанию детей и т. п. Тем самым церковь по-прежнему оставляла за собой право вмешательства в семейную жизнь верующих, контроль повседневного поведения мирян.

Но вместе с этим все большее значение в жизни государства приобретала общественно-политическая мысль. Ее роль проявилась, например, в обосновании необходимости реформ в середине века. В то время как «Избранная рада» работала над проведением целого ряда преобразований, Ивану Грозному была подана челобитная. Ее автор Иван Пересветов, используя иносказательность, выступал против засилья в государстве аристократии. Он заявил о себе как сторонник централизованной дворянской монархии во главе с мудрым и сильным царем. Тем самым он стал выразителем интересов набиравшего силу сословия, которое стремилось оттеснить от власти родовитую знать, связывало свое благополучие и влияние с личностью государя. Кроме того, Пересветов нарисовал картину реформирования всей системы службы: от наделения дворян землей до создания регулярного войска.

В XVI в. происходило и дальнейшее идеологическое обоснование царской власти в России. По указанию и при участии Ивана Грозного была составлена «Царственная книга». В этой большой и богато украшенной иллюстрациями рукописи большое внимание уделялось боярским заговорам, препятствовавшим благоденствию государства, и всячески прославлялось укрепление самодержавия.

Однако усиление царской власти встречало далеко не однозначную реакцию в среде родовитой знати. Бежавший в Литву Андрей Курбский, направил Ивану Грозному ряд посланий, в которых развивал мысль о том, что государь должен править вместе с мудрыми советниками. Он решительно выступал против самовластия царя, обличал его грехи и преступления. В ответных письмах Иван Грозный доказывал божественность происхождения царской власти, которая могла быть, по его мнению, только неограниченной. Полемика между этими двумя неординарными личностями стала выдающимся литературным произведением эпохи. В переписке тесно переплетены публицистичность и яркость стиля, темперамент и логика доказательств. Оба автора ожесточенно отстаивали свои взгляды, не желая идти ни на какие компромиссы. Литературная война становилась продолжением войны за форму государственной власти в стране.

Живопись XVI в. подвергалась постоянному контролю со стороны церкви, что приводило к закреплению канонов письма. Мелочная регламентация ограничивала творческую фантазию мастеров. В Новгороде, Пскове и других городах еще сохранялись старые традиции, но и там усиливались господствующие приемы живописи. Поэтому наиболее значимые произведения создавались в рамках новых художественных направлений. К их числу относилась так называемая «строгановская школа», которая главное внимание обращала на живописную технику. Для нее наиболее характерно мастерство внешнего исполнения: изображение утонченной красоты фигур, красочная роспись одежд и т. п. Искусство «строгановской школы» во многом было реакцией на утверждение официальной церковной живописи. При взгляде на такие иконы у верующего в первую очередь возникало ощущение красоты, а не религиозные чувства. Наряду со «строгановской школой» получила распространение и «годуновская школа», стремившаяся вернуться к монументальным формам, характерным для конца XV в.

И все же, несмотря на сковывающий контроль церкви, в иконописи использовались бытовые сюжеты, что придавало произведению живой характер. Иногда изображались реальные исторические личности. Например, на одной из икон был запечатлен Иван Грозный. Так незаметно и медленно накапливались элементы будущей эволюции от иконы к портрету.

Широкое распространение в XVI в. получила книжная миниатюра. Изящные и тонкие иллюстрации украшали рукописные книги, создаваемые по заказу богатых и состоятельных людей. В их числе были царь, бояре и именитые купцы. Крупнейшим произведением этого вида прикладного искусства стал так называемый «Лицевой летописный свод» (60–70-е гг. XVI в.). 10 тысяч листов этого монументального труда содержат около 16 тысяч миниатюр.

Тема: Россия на рубеже XVI–XVII вв

Вопросы:

1. Правление царя Федора Ивановича

2. Внутренняя и внешняя политика царя Бориса Годунова

1. Правление царя Федора Ивановича

В 1581 г. Иван Грозный в порыве ярости и гнева убил своего старшего сына и наследника Ивана. О содеянном он горько жалел и каялся, осознавая, что лишил государство сильного правителя. Сохранившиеся документы характеризуют погибшего царевича как решительного и беспощадного человека, во многом напоминавшего своего отца. Его полной противоположностью был второй сын царя Федор. Он не обладал ни острым умом, ни глубокими познаниями, был слаб здоровьем. Терпимость, религиозность, любовь к церковным службам отличали его характер и поведение. Чувствуя неспособность Федора к правлению, царь незадолго до своей смерти в 1584 г. составил боярский совет, в который вошли наиболее доверенные люди: Б. Бельский, И. П. Шуйский, Н. Р. Юрьев, И. Ф. Мстиславский. На этот орган Иван IV, по-видимому, возлагал функции управления государством в случае неспособности нового царя выполнять свои обязанности.

На страницу:
6 из 10