Полная версия
История России. Краткий курс
Другим примером пересмотра традиционных взглядов являются ереси. В них отрицались господствовавшие церковные догматы. Особую известность на Руси получила ересь «стригольников.» Происхождение ее названия точно не установлено. По некоторым предположениям в нем закреплен характер занятий (стрижка овец). По другим сведениям понятие «стригольник» было связано с обрядом пострижения участников секты. Впервые они появились в Новгороде в середине XIV в. Стригольники осуждали мздоимство церковников, отрицали необходимость церкви в общении человека с богом, отвергали внешнюю обрядовую сторону религии и сосредоточивали внимание на внутреннем, духовном мире людей. По их убеждению религиозное мировоззрение должно было основываться на разуме человека, а не на вере в необъяснимые чудеса и таинства. В результате борьбы православной церкви некоторые стригольники были казнены, а сама ересь проклята.
Развитие рационалистического мировоззрения сказалось и на эволюции литературных форм. По-прежнему в основе произведений лежали конкретные исторические факты, а персонажи, как правило, были реальными людьми. Но постепенно им на смену стали приходить вымышленные герои.
К первой категории работ относятся повести об Александре Невском, псковском князе Довмонте, «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» и др. Эмоционально-возвышенным пафосом проникнута посвященная Куликовской битве «Задонщина» Софония-рязанца. Не меньшее распространение получило «Сказание о Мамаевом побоище». Продолжали традиционное направление и жития святых. Во второй половине XIII – середине XV вв. были составлены жизнеописания московского митрополита Петра, Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Близки к ним по содержанию были и «похвальные слова» в честь Дмитрия Донского, тверских князей Михаила Александровича и Бориса Александровича.
Но с первой половины XV в. начинает распространяться и жанр сюжетной повести. В «Повести о Петре и Февронии», «Повести о Петре, царевиче ордынском», «Повести о Меркурии Смоленском» и др. действуют уже вымышленные персонажи и происходят вымышленные события. Появление таких произведений стало новым шагом в развитии русской литературы.
Эволюция архитектуры, как и всей культуры второй половины XIII— первой половины XV вв., была трудной. Особенно сложными для русских зодчих стали годы сразу после монгольского нашествия. В это время каменное строительство сохранилось в местах, где не особенно сильно ощущалось иго Золотой Орды. Такими землями были в первую очередь Новгород и Псков. Но даже в Новгороде к концу XIII в. было выстроено всего 3 церкви, да и те деревянные. Лишь в 1292 г. близ города была построена церковь Николы на Липне, положившая начало возобновлению каменного строительства. Этот небольшой квадратный храм стал символом восстановления традиций и передачи приемов и навыков, характерных для мастеров новгородской школы.
Архитектурные сооружения новгородцев отличались умелым использованием местного строительного материала, мощной кладкой стен. Это придавало храмам впечатление силы. Подлинный расцвет архитектуры Новгорода приходится на вторую половину XIV в. К этому времени экономическое положение города значительно укрепилось, появилась возможность строить здания большого размера, более нарядные и богато украшенные. Характерными памятниками этого этапа являются церкви Спаса на Ильине-улице (1374), Федора Стратилата на ручье (1360–1361), Петра и Павла в Кожевниках (1406–1407) и др. Но постепенно в новгородской архитектуре стали повторяться используемые приемы, что препятствовало дальнейшему творческому поиску.
Близки к архитектурному стилю Новгорода сооружения Пскова. Но положение приграничного города наложило на них свой отпечаток. Церкви производят впечатление крепостных сооружений. Наиболее известными произведениями псковских мастеров стали храмы Троицы (1365–1367), Василия на Горке (1413) и др. Небольшие кубического вида постройки просты и лаконичны. Характерно для Пскова и строительство каменных звонниц, украшение церквей темно-зелеными поливными изразцами, которые изготавливались только в этом городе.
Становление московской архитектурной школы приходится на вторую четверть XIV в., когда были построены два небольших каменных храма в Кремле. Возводя церкви, зодчие испытывали влияние владимиро-суздальских мастеров. Одновременно с этим брались на вооружение и приемы новгородцев: ранние сооружения в Москве также скромно орнаментированы. Но, воспринимая лучшее, москвичи вносили и свой вклад в формирование общерусского стиля. Здесь впервые стали использовать в строительстве высокий цоколь, одним из основных декоративных элементов стал кокошник. Среди памятников московского зодчества выделяются собор Успения на Городке в Звенигороде (1399–1400), Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422), Спасский собор Спас-Андроникова монастыря (1425–1427). Наиболее сильное впечатление производит архитектура Спасского собора, которая по праву считается вершиной строительного мастерства этого времени. Среди фортификационных сооружений нельзя не упомянуть о первом на Руси каменном Кремле, выстроенном всего за два года (1365–1367).
Русская живопись второй половины XIII – середины XV вв. характеризуется дальнейшим развитием лучших традиций художественной культуры и становлением единых принципов, присущих русскому изобразительному искусству. Наибольшее влияние на их формирование оказало творчество великих живописцев Феофана Грека и Андрея Рублева (около 1360–1430).
Ф. Грек приехал на Русь из Константинополя и принес с собой навыки и приемы византийского искусства. Соединив их с элементами, присущими русской живописи, он сумел создать неповторимые произведения и стать крупнейшим мастером. Творчество Грека проникнуто философскими размышлениями, ему свойственно эмоциональность и глубокое проникновение в духовный мир человека. Свою деятельность Грек начал в Новгороде, где им были расписаны несколько храмов, в том числе церковь Спаса на Ильине-улице. В дальнейшем он перебрался в Москву, где в полной мере раскрылся его талант. Работа над фресками церкви Рождества Богородицы, Архангельского и Благовещенских соборов, создание икон навеки закрепили за ним славу великого творца.
В немалой степени творчеством Грека было подготовлено и появление гениального русского живописца А. Рублева. Его кисти принадлежат росписи Успенских храмов во Владимире и Звенигороде, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Спассо-Андроникова монастыря. В отличие от бурной и темпераментной живописи Грека для Рублева характерна мягкость и лиричность, ясность и точность сюжетных линий, чистота красок, простота и лаконизм. Великим воплощением духовных поисков художника стала «Троица». В этой иконе нашли выражение идея мира и человеколюбия, готовность на самопожертвование и духовный подвиг.
2. Москва и становление русской национальной культуры во второй половине XV – начале XVI вв
Образование единого русского государство требовало создания государственной идеологии, теоретического обоснования величия власти. Эти темы стали главными в «Сказании о князьях Владимирских». В нем утверждалось, что московские государи ведут свою родословную от римского императора Августа и по знатности происхождения ни в чем не уступают европейским правителям. Одновременно с этим произведением появилась и тесно с ним связанная версия о Москве как «третьем Риме». Она была сформулирована игуменом Псковского Елеазарова монастыря Филофеем. Согласно его взглядам, существовало три центра христианства: древний Рим, павший в результате отступления от истинного учения, Византия, которая потеряла право быть таким центром после заключения унии с католической церковью, и Москва, оставшаяся единственной хранительницей православия. А четвертому Риму не бывать! Эта теория не только подчеркивала мировое значение русского государства, но и особую роль православной церкви в жизни страны.
В конце XV— начале XVI вв. этот вопрос стал одним из самых главных в общественно-политических дискуссиях. Его обсуждение началось в церковной среде и было связано с все более увеличивающимися земельными владениями и богатством монастырей. Часть церковнослужителей выступила с проповедью аскетизма и нравственного самосовершенствования монахов. Выразителем их взглядов стал Нил Сорский. В его проповедях содержались требования добывать средства к жизни своими руками, отрешиться от всего мирского, избавиться от человеческих пороков. Нил Сорский выступал за бедную церковь. Он и его последователи стали называться «нестяжателями». Но их взгляды не разделялись другой частью церковнослужителей. Они резко отрицательно отнеслись к призывам отказаться от земного богатства. Эта группа получила название «иосифляне» по имени Иосифа Санина, игумена Волоцкого монастыря.
В начале великокняжеская власть в лице Ивана III поддержала взгляды «нестяжателей», поскольку была заинтересована в новых земельных владениях, пригодных для раздачи феодалам. Но в дальнейшем вынуждена была отказаться от этой поддержки в обмен на помощь церкви в деле укрепления государства.
Но, несмотря на все расхождения во взглядах между «нестяжателями» и «иосифлянами», они вместе выступали против появлявшихся в это время ересей. К их числу относилась ересь жидовствующих. В ней было много от идей стригольников. Не случайно, что и появилась она в Новгороде. Жидовствующие отрицали христианский догмат о троичности бога, подходили к объяснению многих вопросов человеческой жизни с рационалистических позиций, отказывались признавать священными иконы, мощи, не следовали церковным обрядам.
Влияние еретических идей ощущалось и в Москве, где существовал кружок Федора Курицына. Его члены уделяли большое внимание осуждению земельных владений церкви и критике церковных иерархов. За свои взгляды еретики были осуждены в 1504 г. на церковном соборе и некоторые из них – сожжены.
Вторая половина XV— начало XVI вв. стали временем оформления общерусского архитектурного стиля. Его формирование происходило под влиянием итальянского зодчества. Превращение Москвы в центр единого русского государства требовало создания монументальных произведений, подчеркивающих ее первенство на Руси и ставящих город в один ряд с другими столицами Европы. Для этой цели Иван III пригласил из Италии наиболее известных и талантливых мастеров. Среди них особенно выделялся Аристотель Фиорованти. Им был воздвигнут главный храм страны – Успенский собор (1475–1479). При его создании Фиорованти сумел соединить новации европейской архитектуры с традициями русского зодчества. В результате этого легкость постройки сочеталась с мощью и простотой. Итальянский архитектор поделился с русскими мастерами секретами выделки кирпича, научил готовить хороший строительный раствор, возводить кирпичную кладку, использовать новые технические приспособления.
Наряду с Успенским собором итальянцем Алевизом Новым был воздвигнут Архангельский собор (1506–1508), усыпальница русских великих князей и царей. Колокольня Ивана Великого была построена в 1505–1508 гг. Бон Фрязиным. Предназначенное для торжественных приемов здание Грановитой палаты (1487–1491) было создано Марко Руффо и Антонио Солари.
Вместе с итальянскими мастерами в Москве трудились и русские зодчие. Псковичи построили Благовещенский собор (1484–1489), ставший домовым храмом великих государей. Он выполнен в традиционных русских мотивах. Внутри особое внимание привлекают иконы, написанные еще А. Рублевым и Ф. Греком, а также уникальный яшмовый пол. Кроме Благовещенского собора русские архитекторы создали церковь Ризположения (1484–1486).
Ансамбль Соборной площади в московском Кремле – один из самых красивых и гармоничных в мире. Он стал запечатленным в камне гимном силе и могуществу русского государства.
Наследие Ф. Грека и А. Рублева было воспринято и продолжено в творчестве Дионисия (около 1440 (или 1450) – после 1519). Его кисти принадлежат росписи Успенского собора в Москве, фрески церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре. Но в работах Дионисия уже в большей степени проявилось влияние официальной идеологии. А стремление к внешней красоте и декоративности усиливало стилизацию изображений. Этим Дионисий отличался от глубоких философских поисков предшественников.
Тема: Государственный строй и внутренняя политика России в конце XV – первой трети XVI вв
Вопросы:
1. Государственный строй
2. Внутренняя политика России в первой трети XVI в.
1. Государственный строй
К концу XV в. определились основные принципы государственного устройства России. Власть великого князя все более приобретала самодержавные черты. Объединение русских земель, борьба против Ордынского ига придали процессу складывания государственной системы явно выраженный характер жесткого подчинения. Он проявлялся во всем, начиная с вопросов наследования престола, складывания органов центральной власти до управления на местах и правил несения службы.
Иван III был первым государем, который начал именовать себя царем. Им же был установлен новый порядок передачи власти. Поводом для этого стали события, связанные со смертью его старшего сына – Ивана Молодого. Иван III был женат дважды. Первый раз на дочери тверского князя, а во второй – на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Второй брак должен был скрепить династическое родство с Византией и укрепить международное положение России. Этим же целям служило и установление нового государственного герба – двуглавого орла.
Наследником престола считался сын от первого брака, который уже выполнял важные государственные поручения. Но в 1490 г. он скончался. Первоначально Иван III склонялся к передаче престола своему внуку – Дмитрию Ивановичу и даже «венчал» его на царствование в 1498 г. Однако в дальнейшем под влиянием противников такого решения он подверг внука опале и назвал своим наследником сына от второго брака – Василия Ивановича. Тем самым передача власти должна была происходить по воле государя и полностью зависела от него.
Во второй половине XV в. завершилось превращение совета близких к великому князю бояр в верховный орган при царе. Им стала Боярская дума. Право на вхождение в ее состав имели лишь представители крупнейших княжеских и боярских родов. Все важные вопросы государственного управления решались царем вместе с Думой. В ней существовало два чина – боярин и окольничий. Их общее число в конце века было невелико: до 12 бояр и не более 8 окольничих. В случае необходимости собирались заседания Боярской думы с иерархами церкви и наиболее видными представителями дворянства. Но это случалось крайне редко и только при рассмотрении вопросов, от решения которых зависела судьба государства – царское завещание, объявление войны или заключение мира и т. п. В дальнейшем из таких совещательных собраний образовались Земские соборы.
В конце столетия сформировались и такие государственные учреждения как Дворец и Казна. Дворец возглавлял дворецкий, и первоначально в его функции входило управление княжескими землями. Но постепенно задачи этого ведомства расширялись. Во Дворце рассматривались земельные споры, осуществлялось судопроизводство. Здесь же принимались решения по вновь присоединенным территориям. Для этой цели были созданы местные дворцы (Тверской, Новгородский и др.).
Казна занималась не только финансовыми, но и внешнеполитическими вопросами. В ней хранился государственный архив и государственная печать. Именно из Казны с усложнением системы государственного управления стали выделяться новые органы центральной власти – избы (приказы). Их появление было вызвано необходимостью рассмотрения конкретных проблем, решить которые уже не могли старые учреждения. В приказах главную роль играли дьяки. На рубеже XV–XVI вв. происходило формирование слоя российской бюрократии, основное занятие которой состояло в служении царской власти.
По сравнению с центральными органами управление на местах во многом велось по старинке. Страна делилась на уезды, волости и станы. Наиболее крупным из этих территориальных подразделений был уезд. Обычно он создавался в границах присоединенного к Москве княжества и возглавлялся наместником. В свою очередь уезд делился на волости и станы, где управлял волостель. Местные правители концентрировали в своих руках гражданскую, судебную и военную власть. В своей деятельности наместники и волостели полностью подчинялись государю и содержались за счет местного населения. Такая система получила название кормлений. Она была весьма несовершенной и вела к многочисленным злоупотреблениям. Право на получение кормлений имели князья, бояре и наиболее отличившиеся дворяне. Обычно оно назначалось в виде поощрения за прежние боевые заслуги и расценивалось как компенсация за верную службу.
Важную роль в политическом устройстве России играл и институт местничества. В соответствии с ним все боярские фамилии были распределены по степени их родовитости. Знатность рода дополнялась давностью и преданностью служения потомкам Ивана Калиты. Положение человека, занимаемое им место в государственной иерархии зависели не столько от его способностей, сколько от принадлежности к определенному семейному клану. Царская власть была отчасти заинтересована в сохранении такого порядка и даже его поощряла. Но с усилением государства неудобства местничества становились все более очевидными, и требовалась его реорганизация.
2. Внутренняя политика России в первой трети XVI в
Василий III (1505–1533) был не менее деспотичным правителем, чем его отец. Он продолжал тот же политический курс, направленный на усиление царской власти, и не внес в него каких-либо существенных изменений. В годы его правления были пресечены попытки новгород-северских и стародубских князей отделить свои владения от Москвы. Существенно ограничил Василий III и права своих братьев, получивших от Ивана III земельные владения. Стремясь к сохранению власти за своими наследниками, он, долгое время не имевший детей, даже запретил им жениться. И только после вступления государя во второй брак в 1526 г. его братья получили на это разрешение.
Вторая супруга Василия III – Елена Глинская была племянницей выходца из Литвы Михаила Глинского. Ради женитьбы на ней русский царь пошел на невиданный для православного человека шаг – развод с женой. Бездетная Соломония Сабурова была насильственно пострижена в монахини.
В браке с Е. Глинской у Василия III родилось два сына – Иван и Юрий. В 1533 г. царь скоропостижно скончался. Накануне своей смерти он объявил правительницей супругу и создал из наиболее доверенных лиц регентский совет. Но властолюбивая Глинская быстро отстранила его от власти и стала править самостоятельно. Однако поддержка правительницы не была широкой, и ей постоянно приходилось защищать себя и сына. Так в 1537 г. был подавлен мятеж младшего брата Василия III – Андрея Старицкого. Его мятеж был подавлен. Но положение правительницы не упрочилось. А в 1538 г. она неожиданно умерла.
Власть в стране перешла в руки соперничавших между собой боярских группировок Шуйских и Бельских. Поочередно сменяя друг друга, они правили до 1543 г. А после гибели в этом году А. М. Шуйского, убитого по приказу тринадцатилетнего царя, главную роль в государственных делах пытались играть Глинские.
Боярское правление не принесло стране ничего хорошего. Родовитая знать больше заботилась о своем положении, чем об управлении государством. Черные и дворцовые земли раздавались сторонникам боярской группировки, находившейся у власти. И только беспокойство о собственной безопасности заставило бояр пойти на проведение в 1539–1541 гг. губной реформы. «Губой» в России называли административный округ, создаваемый в уезде. Там были организованы карательные органы для борьбы с «разбоями» и поддержания порядка на местах. Во главе них должны были стоять «губные старосты», выбранные из местных дворян. В их функции входила обязанность выискивать и казнить «лихих людей». Губная реформа была первым шагом в реорганизации местного управления на сословно-представительных началах.
Тема: Правление Ивана Грозного
Вопросы:
1. Реформы «Избранной рады»
2. Внешняя политика русского государства в 40–50-е гг. XVI в.
3. Опричнина Ивана Грозного
4. Итоги Ливонской войны и покорение Сибири
1. Реформы «Избранной рады»
Русский царь Иван IV, более известный в отечественной истории как Иван Грозный, был первым сыном Василия III. От рождения он был наделен умом и сильной волей, получил прекрасное образование, обладал литературным талантом, сочинял церковную музыку. Но рано лишившись родителей и воспитываясь в обстановке дворцовых интриг, боярской борьбы за власть, вырос подозрительным, жестоким и мстительным человеком.
В 1547 г. Иван IV венчался на царствование, став первым русским государем, официально принявшим титул царя. Этот шаг был поддержан главой русской православной церкви митрополитом Макарием, видевшем в этом укрепление верховной власти в стране.
Традиционно правление Ивана IV делится историками на два периода: время «Избранной рады» (40 – конец 50-х гг. XVI в.) и эпоха опричнины.
Сам термин «Избранная рада» обозначает круг близких к молодому царю людей, выступавших в роли его советников и инициаторов проведения в России целого ряда реформ. К их числу принадлежали дворянин А. Адашев, протопоп Сильвестр, митрополит Макарий. По некоторым сведениям входил в состав «Избранной рады» и князь А. Курбский.
Деятельность советников Ивана Грозного была направлена на укрепление русского государства путем привлечения к управлению разных слоев населения. Цели консолидации землевладельцев-феодалов, умиротворения посадского населения и свободных крестьян послужил первый Земский собор (1549 г.). На нем были представлены аристократия, служилые люди, духовенство. На Земский собор были возложены функции совещательного органа, и со времени его созыва ведется отсчет десятилетия реформ в России.
Свою главную социальную опору «Избранная рада» видела в дворянах. В их интересах был принят в 1550 г. И новый общерусский «Судебник», по которому подтверждалось право перехода в Юрьев день, но увеличивалась в два раза плата за пожилое. Наряду с этим устанавливалась более централизованная система суда, усиливалась роль приказов, ограничивалась власть наместников. Податные привилегии крупных светских и духовных феодалов сокращались.
Укреплению центральной власти служило возрастание роли приказов и ограничение власти наместников и волостелей: была отменена система кормлений. Ей на смену в 1556 г. пришел общегосударственный налог на содержание служилых людей. Важным шагом на пути ограничения местничества стало составление «Государева родословца», куда были включены наиболее известные аристократические фамилии. Но он только регламентировал взаимоотношения между самыми знатными родами. Окончательно местничество было отменено лишь в 1682 г.
Наряду с упорядочиванием государственного управления и суда «Избранная рада» провела реформы и в других областях жизни страны. В 1550 г. были образованы отряды пищальников, которые получали за свою службу жалование, оружие и обмундирование. В дальнейшем эти отряды были преобразованы в стрелецкое войско. Претерпела реформирование и дворянская конница. В 1556 г. было принято «Уложение о службе», по которому определялось количество вооруженных воинов, обязанных явиться «конно, людно и оружно» по приказу царя с определенного количества поместной земли. Военные преобразования способствовали укреплению боеспособности русского войска, что сказалось на активных внешнеполитических действиях России.
В годы реформ произошла стабилизация денежной системы страны. В обращении окончательно закрепились основные монеты (московские рубль и копейка). Для упрощения торговых операций были введены единые для всей страны меры сыпучих тел и единицы налогового обложения.
Не последнюю роль в духовной жизни России сыграл и проведенный в 1551 г. по инициативе митрополита Макария церковный Стоглавый собор (принятые решения составили сто глав). По его постановлению были унифицированы церковные обряды, создан единый пантеон русских святых. Под контроль царя были поставлены церковные земли, введен церковный суд, серьезное внимание было уделено борьбе с пороками в среде священнослужителей.