Полная версия
Верстка, дизайн и допечатная подготовка в полиграфическом процессе
Набор текста – создание из текста отдельных текстовых форм при обработке на компьютере, посредством фотонабора, а также металлического машинного или ручного набора.
Накат краски – процесс нанесения краски специальными накатными валиками на печатную форму.
Натиск – 1) усилие, которое оказывают на запечатываемый материал в процессе печати для его прижима к печатной форме высокой печати; 2) дефект оттиска при слишком сильном давлении при высокой печати.
Начертание шрифта – варианты написания шрифта одной гарнитуры по плотности, насыщенности, наклону.
Негатив – изображение, обратное по тонопередаче.
Обложка – бумажное верхнее покрытие издания с текстом или изображением, которое предохраняет страницы издания от механических разрушений и загрязнения, является неотъемлемым элементом внешнего оформления изделий.
Оригинал – текстовой и иллюстрационный материал, прошедший редакционно-издательскую предварительную обработку и предназначенный для воспроизведения в полиграфии. Авторский оригинал представляет собой текстовый и иллюстрационный материал, который подготовлен автором к сдаче в издательство для дальнейшей подготовки его к изданию.
Оттиск – изображение на запечатываемом материале, которое получено посредством полиграфии.
Оттиски пробные – полиграфические оттиски, взятые с иллюстрационных печатных форм, которые изготовлены на пробопечатных станках и предназначены для контроля результатов цветоделения, а также градационной передачи изображения и других параметров технологического процесса печати.
Печатная форма – поверхность предмета, который изготовлен из металла или пластмассы, бумаги или дерева, а также литографского камня и др. Печатная форма служит для образования и дальнейшего сохранения изображения в виде отдельных участков, которые воспринимают печатную краску. Печатающие элементы формы воспринимают краску и передают её на запечатываемый материал.
Плакат – красочное рекламное листовое издание большого формата.
Плашка – сплошное покрытие печатной краской поверхности запечатываемого материала.
Плоттер (режущий) – устройство для резки самоклеющихся пленок, широко использующихся в производстве рекламы.
Постер – разновидность красочного плаката большого размера, напечатанного на высококачественной бумаге.
Проспект – многостраничное сброшюрованное издание, имеющее иллюстрации.
Пункт – основная единица типографской системы мер. 1 пункт равняется 0,3759 мм (например, размер шрифта – 12 пунктов).
Репринт – повторный тираж.
Репродукция – оттиск, который выполнен полиграфическими средствами и отражает изобразительный оригинал.
Ретушь электронная – коррекция растрового изображения, проводимая посредством графических редакторов.
Слайд – цветной диапозитив малого формата.
Суперобложка – бумажная дополнительная обертка поверх переплета или обложки, закрепленная на нём только загнутыми краями.
Тетрадь – сложенный в результате фальцовки в несколько раз запечатанный или ещё чистый лист бумаги.
Тираж – суммарное количество экземпляров печатного издания одного названия.
Типометрия – типографская система мер для шрифтов и наборных материалов.
Триада печатных красок – комплект цветных печатных красок из трех цветов (пурпурная или маджента, голубая или циан, желтая), предназначенных для печати цветных изображений.
Флаер – вид рекламной продукции, небольшая рекламная листовка, дающая право на скидку.
Форзац – лист бумаги, который сфальцован в один сгиб и соединяет книжный блок непосредственно с переплетной крышкой.
Формат – размер листа полиграфического материала, размер книги, размер иллюстрации, полосы текста и других элементов печатного издания (например, А4).
Фотоформа – иллюстрационный или текстовой диапозитив или негатив обязательно на прозрачной основе, который подготовлен для дальнейшего копирования на формный материал в процессе изготовления печатной формы.
Фронтиспис – иллюстрация в книге, которая располагается на левой стороне разворота титульного листа; представляет собой портрет автора или рисунок главной идеи издания.
Цветопроба – получение контрольного цветного изображения на материальном носителе или на цветном экране устройства. Различают аналоговую или растровую, цифровую или полутоновую, и экранную цветопробы.
Цветопроба аналоговая – цветопроба, изготовленная непосредственно с цветоделенных растрированных фотоформ, которые предназначены к печати. Это эталонный оттиск при дальнейшем печати и приёмке тиража.
Цветопроба экранная – получение пробного изображения непосредственно на экране монитора издательской системы для визуальной оценки цветовых характеристик цветного изображения после его ввода, обработки или коррекции цвета.
Знакомство с этими терминами поможет вам лучше представить полиграфический процесс, этапы которого подробно описаны в следующем параграфе.
Основные этапы полиграфического процесса
Полиграфический процесс можно разделить на три основных этапа:
– допечатная подготовка;
– печатные процессы;
– послепечатные процессы.
Однако в рамках каждого этапа есть отдельные операции, выполняемые разными людьми. Рассмотрим допечатную подготовку на примере вёрстки небольшой полиграфической продукции – четырехполосного буклета. Для того чтобы сделать макет буклета, необходимо подготовить текст и фотографии. На этом этапе не нужен дизайнер, такие материалы готовит заказчик. Текст буклета и графическое оформление должно быть готово в электронном виде к выводу на любой носитель информации (компакт-диск, флешка и т.д.). Этот первый этап называют домедийной подготовкой (premedio).
На втором этапе – вёрстке (в данном случае уместнее сказать – макетировании) в главной роли выступает дизайнер-верстальщик, создающий в графическом редакторе или программе вёрстки концепцию дизайна и заверстывающий текст и фотографии в электронный файл. На этом этапе делаются пробные оттиски, цветоделение и, если есть возможность, цветопробы. Все эти меры необходимы, чтобы до печати скорректировать цвет и проверить, нет ли ошибок в цветокоррекции. Заказчик подписывает цветопробу, и печатнику передается макет буклета, который служит для него эталоном.
На третьем этапе допечатной подготовки происходит учёт потенциальных проблем при печати (обеспечение воспроизведения насыщенных цветов, профилактика растровых разрывов и т.д.), запись PS-файла, растрирование, вывод плёнок и печатных форм.
Все эти тонкие и сложные операции делает специалист – инженер допечатной подготовки (pre-press), и от его действий напрямую зависит результат – будет ли печать удачной или нет, сможет ли заказчик с гордостью распространять свой буклет потенциальным клиентам или спрячет его подальше от чужих глаз.
Немаловажен и процесс изготовления печатных форм, начинающийся с производства фотоформ – прозрачных пленок, несущих информацию, которую необходимо передать на печатном оттиске посредством соответствующей краски. Фотоформы используются также для выполнения однокрасочных печатных работ при воспроизведении черно-белых оригиналов.
Фотовывод – это процесс изготовления цветоделенных фотоформ, а также компоновки и монтажа всех элементов полосы или печатного листа, используемых для изготовления печатных форм. Именно при фотовыводе обнаруживаются ошибки, которые проявляются во время печати.
На этом этап допечатной подготовки закончен, и начинается непосредственно печать. Печатные формы попадают в руки печатнику, который тиражирует буклет. О видах и способах печати мы поговорим далее.
После печати на выходе получается печатный лист, который надо еще разрезать, сделать фальцовку, брошюровку и т.д. Это и есть процесс послепечатной подготовки, краткое знакомство с ним необходимо дизайнеру и верстальщику, хотя бы для того, чтобы рассчитать примерную стоимость буклета и внести все нужные элементы в макет (например, сделать метки бига).
По окончании послепечатных процессов буклет готов – это завершенная полиграфическая продукция, которая попадает из типографии к заказчику и оттуда в мир рекламы – выполнять свое прямое предназначение: рекламировать товары, услуги и т.д.
Способы печати полиграфической продукции
Из истории печати
Первую печатную пресс-машину создал немецкий ученый Иоганн Гутенберг (Johann Gutenberg) в 1440 г., потом она была усовершенствована двумя немецкими учеными, которые создали машину подвижного типа и с подачей чернил. Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. Развитие печатающей пресс-машины стало революционным шагом для всего человечества.
В России первым печатником был Иван Федоров. В 1553 г. Иоанн IV приказал построить в Москве особый дом для типографии, но сама типография была открыта только в 1563 г., именно тогда в ней и начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец.
Первой печатной книгой, на которой указано имя Ивана Федорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 г. Это первая точно датированная русская книга.
Сейчас в печати произошло много изменений, кроме традиционных способов печати появились цифровые технологии. Способы печати совершенствуются, а заказчики предъявляют всё больше требований к качеству полиграфической продукции, к скорости печати и разнообразным украшениям полиграфической продукции.
Печатный станок Ивана Федорова и современный печатный станок
Рассмотрим основные способы традиционной печати. Несмотря на переход к цифровым технологиям, эти способы сохраняют свою актуальность и часто используются в типографиях.
К традиционным видам печати относятся:
– офсетная печать;
– глубокая печать;
– высокая печать (её разновидности – флексография, термография);
– трафаретная печать;
– специальные виды печати (тампонография).
От чего зависит способ печати? Как правильно сделать выбор? Технология печати основана на воспроизведении цветных графических изображений и текста методом нанесения краски на определенный материал. Следовательно, на этапе приема заказа на изготовление макета нужно знать, на каком материале будет напечатана полиграфическая продукция (бумага, картон, ткань, пластмасса, металл и т.д.), с какой декорацией (например, на визитке будет термоподъём или выборочный лак). Следовательно, выбор способа печати – это задача дизайнера.
Существуют следующие способы печати:
– технология печати с появлением готового фрагмента в красках – гектография или туркинотипия;
– технология печати с появлением готового фрагмента на промежуточной форме (обычный метод печати);
– технология печати с появлением готового фрагмента на воспринимающей форме, основанная на использовании электростатического и электромагнитного переноса красочного слоя.
Начинающему дизайнеру или верстальщику бывает трудно разобраться в таком обилии информации, поэтому приведем краткое описание видов печати и рекомендации по их наилучшему применению.
Офсетная печать
Из истории
В начале ХХ в. американский печатник Айра В. Рюбель случайно открыл способ офсетной печати. В процессе печати он обнаружил, что изображение, оказавшееся на резиновом полотне печатного цилиндра по качеству превосходит оттиски на бумаге и годится для печати. На основе этого принципа Рюбель сконструировали свою первую трехцилиндровую печатную машину, положив начало офсетной печати.
Офсетная печать – способ плоской печати, который в своё время вытеснил высокую печать и сейчас лидирует в полиграфии. Технология офсетной печати основана на методе нанесения изображения на пластину, а затем посредством вспомогательного офсетного цилиндра – на необходимую форму. Оттиск готов за один поворот. При этом используют четыре главных цвета модели CMYK: черный, голубой, розовый и желтый. Этому виду печати свойственны яркость и точность воспроизводимых цветов и мелких деталей, отличная передача полутонов изображения.
Офсетная печать стала популярной именно благодаря своей экономичности, отличному качеству полиграфической продукции и кратким срокам печати. Девизом офсетной печати можно считать фразу: большой тираж за непродолжительный срок. Причём, чем больше тираж, тем меньше стоимость одного экземпляра.
Печатный станок для офсетной печати (четырехкрасочный).
Способом офсетной печати обычно печатают:
– глянцевые журналы;
– полноцветные газеты;
– рекламную продукцию;
– представительскую продукцию: буклеты, плакаты, брошюры, каталоги, календари, открытки, блокноты и т.д.
Глубокая печать
Этот способ печати появился в начале XV в. В то время использовались оттиски с гравированных медных пластин. Сегодня глубокая печать занимает около 10–15% рынка печатной продукции.
Принцип глубокой печати состоит в следующем: печатный оттиск получают с форм, на которых краска находится в углубленных печатающих элементах. Краска попадает в углубления и переносится на поверхность. От глубины печатающих элементов зависит тон краски, что позволяет создать мягкие переходы цвета и насыщенные изображения. Однако у глубокой печати есть существенный недостаток, сдерживающий её широкое распространение, – изготовление формных цилиндров для глубокой печати слишком дорого и трудоёмко, поэтому к этой технологии обращаются лишь для печати больших тиражей (более 1 миллиона экземпляров).
Глубокую печать применяют для печати журналов, газет, каталогов, буклетов, ценных бумаг (краска получается рельефной на ощупь), при изготовлении упаковочных материалов.
Высокая печать. Флексография
Высокая печать – один из самых старых способов печати. На данный момент её заменила офсетная печать, и в основном её применяют к нетребовательной по качеству продукции. Форма высокой печати имеет выпуклые печатающие элементы (в глубокой печати, наоборот, вырезанные), которые смачиваются краской и с формы попадают на запечатываемый материал.
Традиционная высокая печать практически нигде не применяется, хотя раньше её использовали для печати книг, газет и т.д. Однако один из недавно возникших методов высокой печати – флексография – получил широкое развитие в печати упаковки – полиэтилен, ПВХ. По качеству такой способ печати приближается к офсетному, и его рост популярности прогнозируется в дальнейшем.
Машина высокой печати.
Флексография
В процессе печати применяются жидкие краски и гибкая (эластичная) печатная форма – клише, что позволяет наносить изображение на неровные поверхности, особенно упаковочные материалы. Отсюда и название (латинское flexus означает «гибкий»), которое характеризует флексографию как способ печати, использующий гибкие полимерные формы.
Достоинства флексографии:
1) большой выбор типов носителей для печати. Флексография является единственным способом печати, которым могут запечатываться очень тонкая, гибкая и жёсткая фольга, почти все виды бумаги, картон, упаковочные материалы с шероховатой поверхностью и ткани;
2) возможность печати на очень толстых материалах;
3) применение водных красок;
4) экономичность в довольно широком диапазоне тиражей.
Применение
Флексография обеспечивает высококачественную печать на пленке, ткани, а также при изготовлении этикеточной и упаковочной продукции:
– самоклеющихся этикеток;
– гибкой упаковки;
– картонных коробок, ярлыков, «сухих» этикеток;
– листовой продукции.
Термография
Есть еще один вид печати, который можно отнести к высокой. Речь идет о термографии (термоподъёме). Такой способ печати в сочетании с офсетным позволяет сделать рекламную продукцию с объёемным выпуклым изображением. Обычно при помощи термоподъёма изготавливают престижные визитные карточки (вип-визитки), открытки, приглашения, обложки и другую продукцию, защищенную таким образом от подделки.
Термографию традиционно применяют при изготовлении бланков, а также любой продукции, где требуется нанесение рельефных надписей.
В термографии используются специальные эффекты:
Металлизированный эффект – при печати применяется порошок с металлизированными пигментами (золото или серебро), который придает оттиску металлизированный блеск.
Перламутровый эффект – рельефное изображение цвета заказанной краски, но с перламутровым отливом выбранного цвета (красный, синий, зеленый).
Светящийся эффект – прозрачный порошок со светящимся эффектом, нанесенный на краску, он светится в темноте.
Термоподъём с блёстками – глиттеры (мелкие блёстки) смешиваются с порошком и наносятся на прозрачную или цветную краску, в результате чего получается выпуклое изображение с искрящимся изображением.
Флуоресцентный эффект достигается применением непрозрачного порошка с яркими флюор-цветами (ярко-белый, салатовый, оранжевый, пурпурный, ярко-синий).
Трафаретная печать
Трафаретная печать представляет собой метод печати при помощи печатной формы (трафарета), через которую краска проникает на печатный материал.
Это способ печати с форм, печатающие элементы которых пропускают через себя краску, а пробельные её задерживают. Таким образом, краска наносится с одной стороны формы, а на материал попадает с другой. Получаются сочные и рельефные краски, которые могут наноситься практически на любой материал. Трафаретную печать иногда называют шелкографией.
Карусельная установка для трафаретной печати.
Данный способ печати охватывает самые различные области применения: от ручных работ до высокотехнологичных промышленных решений; от самых малых форматов до самых крупных плакатов размером 3×6 м. Простые трафареты обычно вырезают вручную, сложные приходится изготавливать с фотошаблонов. В основном они применяются для небольших тиражей в том случае, когда нет другой возможности запечатать материал. Особенность шелкографии состоит в том, что стоимость печати не зависит от тиража, как, например, в офсетной печати, где работает правило – чем больше тираж, тем меньше цена.
Применение
Печать соответствующими красками может наноситься практически на любые материалы: бумагу, пластик, ПВХ, стекло, керамику, металл, ткань, кожу и т.д. При этом используются краски, различающиеся по типу связующего: водные, сольвентные (на основе растворителей), ультрафиолетового отверждения, пластизоли (требующие температурной фиксации).
Способом шелкографии печатают деколи (переводные картинки) с последующем обжигом, нестандартные приглашения на пластике и открытки, наносят стираемый слой для лотерейных билетов и карточек оплаты, изготавливают бумажные, пластиковые и полиэтиленовые пакеты. Чаще всего шелкография применяется для печати на сувенирной продукции (кружки, майки, кепки, ручки, брелоки), а также элитной полиграфической продукции.
Нанесение изображения на трафаретную печатную форму.
К сожалению, у шелкографии есть и свои минусы:
– высокая цена;
– сложный многоступенчатый процесс производства, зависящий от мастерства печатника;
– большие затраты времени при ручной шелкографии и большом тираже;
– меньшая скорость и производительность по сравнению с офсетом.
Специальные виды печати (тампонография)
Тампонография (тампопечать) – способ печати, основанный на переносе изображения с плоской формы, предварительно насыщенной краской, на специальный выпуклый эластичный промежуточный элемент («тампон» или «роллер»), которым производится оттиск на изделие. Ограничения тампопечати – небольшой размер наносимого изображения и невозможность печати на сильно искривлённых поверхностях.
Из истории
Тампопечать возникла в Швейцарии. Здесь с помощью данного метода наносили изображение на циферблаты всем нам хорошо известных швейцарских часов. Тогда еще эта процедура происходила посредством тампона из желатина, с помощью которого переносили изображение.
В ХХ в. была разработана и запущена первая электрическая машина для тампопечати. В середине 1960-х гг. была создана первая машина тампонной печати с электрическим приводом. Вскоре появились тампоны из вулканизированного холодным способом силикона, они повлекли за собой всплеск популярности и востребованности тампонной печати, наблюдающийся и по сей день. В настоящее время применяются тампоны из полиэфируретанов и силиконовых каучуков.
Применение
Тампопечать позволяет наносить изображение на ручки, значки, зажигалки, пепельницы, теннисные мячи, брелоки, бутылочные пробки, крышки банок, одноразовую посуду, парфюмерную упаковку, компакт-диски, кружки и другие сувенирные изделия, имеющие разнообразные формы. Это быстрый и экономичный способ печати. Большинство твердых поверхностей подвластны тампопечати – пластик, стекло, металл, дерево.
Станок для тампонографии.
Итак, мы рассмотрели наиболее популярные способы печати. Их выбор зависит от материала, на который будет наноситься печать, замысла дизайнера, а также дополнительного декорирования продукции.
Иногда нужно учитывать фактор стоимости и времени, и ещё до создания концепции дизайна оговорить эти особенности с заказчиком, который рассчитывает на определенную сумму печати и срок.
Но печать не является окончательным этапом в производстве полиграфической и рекламной продукции. Практически все печатные продукты подвергаются послепечатной обработке, особенности которой тоже надо учитывать дизайнеру и верстальщику при создании макета. О видах постпечатной (послепечатной) обработки речь пойдет в следующем параграфе.
Послепечатные процессы (
finishing
)
Для того чтобы отпечатанный тираж стал полностью готовым, проводится ряд операций, называемых послепечатными процессами.
К ним относятся:
– резка;
– биговка;
– фальцовка;
– брошюровка;
– высечка;
– лакирование;
– тиснение;
– каширование.
Рассмотрим подробнее эти процессы.
Резка – это процесс формирования конечного размера печатного листа. Резка используется при выполнении практически любого полиграфического заказа. Отпечатанные листы обрезают в стопе со всех четырёх сторон для того, чтобы убрать незапечатываемую площадь (белые поля по краю) листа и, получив две взаимно перпендикулярные "верные" стороны, придать листам точные форму и размеры.
Биговка – процесс, при котором происходит продавливание листа по месту будущего фальца (складывания) на обложках и фальцуемых открытках с помощью прямоугольных дисковых ножей или прямоугольных пластин на биговальной машине. Благодаря этой операции стороны легко и ровно отгибаются. Биговка применяется при изготовлении открыток, папок, буклетов, брошюр, и т.д.
Фальцовка (от нем. falzen – складывать, сгибать) – операция сгибания, складывания листа с отпечатанным на нём текстом в тетрадь. Из нескольких тетрадей формируются брошюры, журналы, книги и другие полиграфические издания.