Полная версия
Кампанелла. Последний маг эпохи Ренессанса
Неожиданно Томмазо узнал, что Телезий, вернувшись на родину, живет в Козенце. Чем он занимается? Что пишет? Его интересовало все, что касалось Телезия. Но разузнал он немного. Телезий странствовал по Италии, учился, учил других, сидел в тюрьме, писал книги. В Неаполе он основал академию, которая имела несчастье привлечь к себе внимание инквизиции. Академию разогнали, учеников бросили в темницу. Телезий бежал. Теперь, по слухам, он был очень плох – сказывались годы преследований.
Кампанелла задумал отправиться в Козенцу. Он должен от всего сердца поблагодарить учителя за его книгу. Разве не сам Телезий высказал уверенность, что другие, более молодые ученые доведут до конца начатое им дело и заложат прочные основы науки, которая сделает людей хозяевами природы?
Томмазо спросил разрешения поехать в Козенцу. Ему ответили отказом. Но Кампанелла был упрям. Он обязан повидать человека, который больше всех других имеет право называться его учителем!
Он знал к чему может привести непослушание и готов был на все. Угрозы его не остановили.
В августе 1588 года он пустился в путь и быстро прошел расстояние от Никастро до Козенцы. Но все равно он прибыл слишком поздно…
Глава вторая
Крепость, разрушенная до основания
Телезий был при смерти. Врач никого к нему не пускал. Два месяца Томмазо безуспешно пытался увидеть учителя, пока однажды в октябре Козенцу не облетел слух, что Бернардино Телезий скончался. В церкви Кампанелла долго стоял у гроба. Он благоговейно поднял покров, который закрывал лицо Телезия, и смотрел на его замечательный череп. Сколько светлых мыслей было в этой голове!
Когда утихло первое горе, Кампанелла написал в честь Телезия стихи. Он гордился подвигом великого козентинца:
Твоего колчана стрелыТьму софистов разогнали…Возвращаться в Никастро не хотелось. Здесь больше интересных людей и легче достать необходимые книги.
Осенью в Козенце объявился некий еврей по имени Авраам. Ни один человек толком не знал, кто он и откуда, но вскоре о нем заговорил весь город. Прибывший оказался великим знатоком оккультных наук, магии и астрологии. Он объездил полсвета, бегло изъяснялся на многих языках, был остроумен и приятен в обхождении. А самое главное – он обладал редким даром читать судьбы, мог рассказать человеку его прошлое, настоящее и будущее. Сперва к нему относились с недоверием, но когда его предсказаниям суждено было исполниться, он стал очень популярен. Именитые люди приглашали к себе Авраама и добивались его благосклонности пышными обедами и подарками. Кто знает, может быть, человек, которому открыта книга судеб, властен влиять на таинственные силы и оберегать своих доброжелателей от злого рока?
О нем отзывались противоречиво: одни уверяли, что он водится с нечистой силой, другие восхваляли его ученость и объясняли его успехи глубоким знанием астрологии.
Однажды он пришел в монастырь, молодой человек лет тридцати, высокий ростом, несколько полноватый, с маленькой бородкой на бледном лице и яркими синими глазами. Он уже слышал об исключительных способностях Кампанеллы и захотел познакомиться с ним. Авраам был страстным приверженцем Телезия и на редкость начитанным человеком. Они быстро подружились. Кампанелла жадно расспрашивал Авраама о том, как разбираться в предсказаниях звезд. Авраам охотно согласился научить его составлять гороскопы[10].
Томмазо не скрывал от Авраама своих идей. Да, он много занимается медициной и философией, но особенно волнуют его мысли о наилучшем устройстве человеческого общества. Он все больше и больше проникается уверенностью, что собственность – источник всех зол и пороков.
Авраам расспросил Томмазо о дне его рождения и углубился в какие-то расчеты. Когда он их закончил, его охватило волнение: у Кампанеллы было целых семь благоприятствующих планет. Авраам пророчил Кампанелле необыкновенную судьбу и великое будущее.
Встречи Томмазо с Авраамом вызвали недовольство настоятеля. В его глазах Авраам был вдвойне подозрителен: во-первых, он был евреем, а во-вторых, занимался вещами, которые граничили с колдовством. Общаться монаху с таким человеком было весьма рискованно. А Кампанелла не только ходил по городу с Авраамом, посещал книжную лавку, но даже осмеливался приводить Авраама в монастырь и подолгу с ним беседовал или, призвав других монахов, устраивал философские диспуты.
В ноябре 1588 года Кампанелла получил предписание немедленно покинуть Козенцу и направиться в монастырь Альтомонте. Дальнейшее непослушание грозило полной потерей свободы, и Кампанелла повиновался.
Он прибыл в Альтомонте в сопровождении астролога Авраама. Это сразу насторожило начальство. Приор долго увещевал фра Томмазо перестать вести себя вызывающе и дерзко. Но все уговоры ни к чему не привели. Кампанелла тяготился монастырской жизнью. Его влекло к тем, кто занимался естественными науками. Вскоре в городке не осталось ни одного сколько-нибудь образованного человека, с которым бы он не познакомился. Особенно он сблизился с врачами Джованни Бранка и Плинио Рольяно. Они приносили ему редкие книги, сочинения Гиппократа, Галена, перипатетиков. Бранка имел прекрасную библиотеку и большое собрание рукописей. Они часами вели разговоры о философии и медицине.
Кампанелла всегда был страстным спорщиком, но здесь, в кружке друзей, ему не приходилось с жаром отстаивать мысль о первенствующем значении опыта. В этом пункте с ним соглашались все. Здесь Телезий был общим кумиром. Бранка бережно хранил его сочинения. Кампанелла продолжал внимательно изучать произведения великого козентинца.
Однажды после рождества друзья принесли Кампанелле только что появившуюся в Альтомонте книгу Джакопо Антонио Марты «Крепость Аристотеля против принципов Бернардино Телезия».
Чем больше Томмазо читал книгу Марты, тем сильнее росло в нем чувство возмущения. Посредственный неаполитанский правовед взялся изничтожить всю систему взглядов одного из величайших философов Италии! Марта писал, что он работал над своей книгой целых семь лет. Кампанелла негодовал: такой человек, как Марта, может и семьдесят лет просидеть над рукописью, но никогда не опровергнет Телезия.
Марта не хотел видеть, какими гигантскими шагами двигались вперед естественные науки, и упрямо цеплялся за схоластические формулы изуродованного комментаторами Аристотеля.
Книга, даже если не говорить о ее бросающейся в глаза тенденциозности, была написана из рук вон плохо. Марта оказался не в состоянии достаточно тщательно подобрать аргументы, обычно приводимые в защиту положений, набивших оскомину школярам. Трактат изобиловал противоречиями и ошибками. А его содержание! Марта пренебрегал законами природы и с наглой самонадеянностью противопоставлял им все те же надоевшие цитаты. Естественно, что за сочинение Марты с радостью ухватились обскуранты и мракобесы, душители всего живого, смелого, нового.
На грубый выпад против Телезия Кампанелла не может не ответить. Он не оставит камня на камне от «Крепости Аристотеля»!
Он принялся за работу с огромным подъемом. Друзья доставали нужные книги, помогали советами, обсуждали написанное. В келье часто разгорались диспуты и произносились речи, далекие от христианского благочестия. Начальству стало известно, что Кампанелла все более настойчиво защищает учение Телезия. Приор неоднократно упрекал Кампанеллу за слишком оживленное общение с мирянами, с Авраамом и врачами, имеющими репутацию людей неблагонадежных и вольномыслящих. Томмазо пропускал мимо ушей все увещания. Он был слишком поглощен работой над своей первой книгой.
А за его спиной велись разговоры, предвещавшие мало хорошего. Фра Томмазо выходит победителем из всех споров и словно одержимый везде проповедует идеи козентинского философа? В этом нет ничего удивительного – в него вселился с помощью нечистой силы дух Телезия!
Приор пожаловался начальству. Дело принимало серьезный оборот. Пришлось вмешаться друзьям. Энергичный Муцио Камполонго, чтобы защитить Томмазо, был вынужден прибегнуть к своим обширным связям. Друзья советовали Кампанелле быть более осторожным. Он нетерпеливо отмахивался. Почему, отстаивая научную истину, он должен чего-то вечно опасаться?! Тогда ему рассказали историю, которая заставила его задуматься.
У Телезия было два любимых ученика – Берарди и Чикала. Они тоже не думали об осторожности и смело высказывали мысли, направленные против религии. Они недолго проходили на свободе. Архиепископ Козенцы приговорил их как еретиков к сожжению. В самый последний момент чудом удалось устроить осужденным побег. Марко Берарди бежал в горы и через некоторое время сделался вождем грозного отряда фуорушити, а Чикала благополучно добрался до Турции, принял мусульманство, поступил во флот и стал на море мстить испанцам и папистам.
Работа над книгой в защиту Телезия быстро продвигалась вперед. Ее главный тезис заключался в том, что природу следует объяснять, исходя не из априорных суждений старых авторитетов, а на основании ощущений, полученных в результате опыта. Из этой мысли родилось и название книги – «Философия, основанная на ощущениях».
В августе он закончил рукопись. Ему достаточно было семи месяцев, чтобы полностью опровергнуть сочинение, над которым Марта трудился целых семь лет. Кампанелла переживал радостное волнение. Весь во власти юношеского задора он закончил книгу предупреждением, что готов немедленно снова опровергнуть Марту, если тот еще раз осмелится выступить против Телезия.
«Философия, основанная на ощущениях» была горячо принята друзьями. У них не вызывало сомнений, что работу следует как можно быстрей напечатать. К сожалению, этого нельзя было сделать в Альтомонте. Кампанелла не колебался ни одной минуты: не для того он так упорно трудился все эти месяцы, чтобы трактат оставался в рукописи. Его долг перед учителем опубликовать эту книгу.
Он собрался ехать в Неаполь. Друзья напомнили ему, что новый акт непослушания может повести к тяжелым последствиям. Кампанелла вспылил: он и так уже по горло сыт монастырской жизнью и давно мечтает избавиться от нее. Если его не пустят, он уйдет без разрешения. Он не будет весь свой век сидеть в келье затерянного среди пустынных гор монастыря!
Приор наотрез отказался отпустить его: до тех пор, пока Кампанелла носит монашеское одеяние, он обязан свято соблюдать устав.
Монашеское одеяние? Он напялил его по глупости, когда был несовершеннолетним. Объяснение с настоятелем закончилось ссорой. Кампанелла сказал, что не останется больше в Альтомонте ни одного дня. Товарищи пытались его отговорить: если он бежит, его сочтут отступником и, поймав, посадят в тюрьму. Бежит? Кампанелла изменился в лице. Он не вор, чтобы тайно бежать. Он пойдет в Козенцу и открыто скажет, что считает себя свободным от монашеского обета.
Авраам вызвался его сопровождать. Их совместное появление в Козенце породило новую волну слухов. Фра Полистина был первым, кто донес начальству о преступных замыслах Кампанеллы. Настоятелю не пришлось долго ждать, пока донос подтвердится. Томмазо сам пришел к нему и объявил, что хочет снять с себя монашеский сан. Он мотивировал свое намерение тем, что был почти ребенком, когда принял посвящение. Разговор был очень бурным. Приор, уставши грозить Кампанелле вечными муками ада, воскликнул, что велит запереть его в тюрьму.
Неужели они воспрепятствуют ему уйти в Неаполь? Томмазо понял, что следует быть более хитрым. Он сделал вид, что согласился с приором. Но он и не думал отказываться от своих планов. Когда наступила ночь, они вместе с Авраамом ушли из Козенцы. Бегство Кампанеллы из монастыря вызвало невиданный скандал. Еврей-астролог, агент дьявола, соблазнил монаха!
Теперь все торопились свести с Кампанеллой личные счеты: и бездарные схоласты, которых он всегда побивал на диспутах, и злые завистники, терявшие сон от его блестящих успехов в науке, и лицемеры, которым так доставалось от его насмешек. Все они изощрялись в придумывании ядовитых, гнусных, злонамеренных слухов, рассчитанных на то, чтобы привлечь к нему внимание инквизиции.
Пройдет немного времени, и кое-кто из них даже станет уверять, что Кампанелла от природы был ограничен и до смешного туп. Он стал проявлять редкие способности только после того, как еврейский раввин, колдун и безбожник, провел у него в келье восемь дней и, заручившись согласием, продал его душу дьяволу.
Томмазо и Авраам малолюдными горными дорогами неуклонно шли по направлению к Неаполю. Но еще быстрее бежала молва.
Слухи сделали свое дело. Инквизиция заинтересовалась Кампанеллой.
Глава третья
Впервые в инквизиции
Был воскресный день, когда они пришли в Неаполь. Кампанелла впервые увидел такой большой город, и его радовало все: и высокие дома, и оживленные улицы, и множество книжных лавок, Около францисканского монастыря св. Марии он заметил толпу спешивших в церковь людей. Что они намерены там делать после окончания служб? Желающие приглашались принять участие в философском диспуте. Кампанелла затянул Авраама в церковь: они только послушают, о чем будут спорить монахи. Диспут был очень бурным. В конце концов оратор францисканец одолел своего противника. Все те же аргументы, с которыми Кампанелле приходилось так часто бороться. Разве среди присутствующих нет ни одного человека, способного дать должный отпор спесивому невежеству?! Авраам не успел удержать Томмазо, когда тот вскочил с места и ринулся на кафедру. Он разбил в пух и прах ложные доводы. Слушатели неистово приветствовали Кампанеллу. Братья-проповедники, узнав в нем по одежде доминиканца, радостно выражали свое одобрение. Когда диспут кончился, они окружили его тесным кольцом и хотели увести к себе в монастырь. Ему стоило большого труда избавиться от неожиданных почитателей. Авраам не находил слов от возмущения. Неужели он никогда не научится держать себя в руках и не ввязываться в каждый спор?! Если он будет на любом перекрестке разглагольствовать о своих идеях, его быстро заставят замолчать! Томмазо пытался оправдываться. Что же, так и проходить мимо, когда разные неучи затемняют людям рассудок?
Они остановились на постоялом дворе. Авраам отправился выяснять, кто из издателей согласится напечатать «Философию, основанную на ощущениях», а Кампанелла стал разыскивать Дионисия Понцио. Он нашел его в монастыре св. Екатерины и рассказал ему, что произошло в Калабрии. Дионисий горячо одобрил его поступок – у него самого не хватало смелости бежать из монастыря. Он жаловался на неприятности и проклинал начальство. Особенно допекал всех один из преподавателей – Марко Марчианизе. Его издевательствам не было конца. Тогда Дионисий от имени студентов-монахов написал жалобу папе, но она, как и следовало ожидать, ни к чему хорошему не привела. Жизнь стала совсем невыносимой. Тем более радует его встреча с Томмазо!
Несчастье свалилось неожиданно. Когда Кампанелла вернулся на постоялый двор, Авраама там не оказалось. Он напрасно ждал. Несколько дней спустя он узнал, что Авраама арестовали прямо на улице. Одни утверждали, что его схватили служители инквизиции, другие говорили, что его увели в тюрьму стражники вице-короля. По городу усиленно распространялись слухи, будто Авраам арестован как турецкий шпион.
Все попытки Кампанеллы разузнать что-нибудь определенное потерпели неудачу. Томмазо остался один в большом и незнакомом городе. Что делать? На что жить? Он не собирался идти ни в один из монастырей Неаполя – не для этого он бежал из Калабрии. Вот если бы ему повезло и он нашел издателя для своей книги, то, пока ее печатали, он работал бы корректором и получал соответствующее вознаграждение.
Он вспомнил, что его друзья в Альтомонте много говорили о семье дель Туфо, о Марио и его племяннике Джованни Джеронимо. Дионисий тоже отзывался о них с похвалой. По рассказам, они были страстными поклонниками Телезия. Последнее обстоятельство решило все. Кампанелла задумал обратиться к дель Туфо и показать им свою книгу.
Его приняли с большим радушием. Оказалось, что они давно слышали о нем. Много лет назад ему, тогда еще совсем мальчику, было ведено сочинить приветственную речь по случаю приезда в Сан-Джорджо нового сеньора – Джиакомо Милане. Томмазо написал прекрасные итальянские стихи. Они всем очень понравились. Донна Изабелла, жена Милане, послала эти стихи своим родственникам, дель Туфо, в Неаполь. И позже она неоднократно упоминала в письмах имя Кампанеллы. Он смело защищал Телезия, которого так ценили в доме дель Туфо, и уже только поэтому он мог рассчитывать на гостеприимство и помощь.
Когда дель Туфо прочли рукопись «Философии, основанной на ощущениях», они тут же заявили, что приложат все усилия для ее быстрейшего опубликования, и предложили ему поселиться у них.
Теперь у Кампанеллы было много свободного времени, прекрасная библиотека, заботливые покровители Они тоже не смогли ничего узнать об Аврааме, котором у Томмазо постоянно болела душа.
Вся атмосфера в доме дель Туфо благоприятствовала работе. По вечерам здесь собирались профессора университета, писатели, врачи, любители философии. Они жарко спорили о новых книгах и новых идеях. Постепенно Кампанелла познакомился с рядом выдающихся ученых Неаполя. Особенно близко сошелся он с братьями делла Порта и стал часто посещать их дом. Они жили на Пьяцца делла Карита, в красивом особняке, который внутри больше походил на музей или лабораторию, чем на апартаменты знатных вельмож. Все кругом было заставлено книгами, гербариями, коллекциями минералов, старинных монет, чучелами редких животных, какими-то замысловатыми приборами, колбами, тигелями. Трудно было назвать такую отрасль науки, которой бы здесь не интересовались. Старший из братьев, Джованни Винченцо, страстный собиратель античных древностей, был великим знатоком греческой и латинской словесности, философии, математики, ботаники, алхимии, медицины и астрологии. Другой брат, Джамбаттиста, сочетал в себе любовь к изящной литературе и драматургии с увлечением естественными науками. Огромное внимание уделял он оптике, конструировал подзорную трубу, наблюдал за движением звезд и писал работы по астрологии. Инквизиция следила за ним давно, и ему лишь с трудом удалось избежать ареста.
Джамбаттиста делла Порта, как и Телезий, отстаивал мысль о необходимости основывать всю науку на конкретном опыте. Свои многочисленные исследования по различным вопросам химии, оптики и механики он объединил в сочинение, которое называлось «Естественная магия». Порта утверждал, что, познавая человека, следует начинать не с рассуждений о его духе; первым делом необходимо изучить человеческое тело, а для этого надо, рассекая трупы, основательно ознакомиться со строением внутренних органов.
Братья делла Порта оказали на Кампанеллу большое влияние. Он еще углубленнее стал заниматься естественными науками, медициной и астрологией. Здесь он впервые услышал о Джордано Бруно. Джамбаттиста делла Порта, как и многие преподаватели университета, не забыл его необыкновенно яркой личности. Бруно отличался исключительной памятью, необъятными знаниями и гениальным умом. Доминиканец, как и Кампанелла, он еще юношей вступил в конфликт с церковью и вскоре бежал из монастыря. Спасаясь от преследований инквизиции, он уехал на север Италии, а потом за границу. Его независимый характер, резкие выпады против религии и нетерпимое отношение к схоластам причиняли ему и на чужбине уйму неприятностей. Он бесстрашно критиковал систему Птолемея. В своих философских сочинениях он развивал учение Коперника и доказывал множественность миров и бесконечность вселенной. Он писал памфлеты против папства. Бруно долгие годы скитался по различным странам Европы. Он жил в Швейцарии, Франции, Англии. Теперь, по слухам, он находился в Германии и в городе Франкфурте-на-Майне, крупнейшем центре книгопечатания и книготорговли, издавал свои произведения.
Томмазо много бродил по Неаполю. Огромный город поражал их своими резкими контрастами. Недалеко от нарядных площадей, украшенных роскошными дворцами, лежали узенькие и кривые улочки, где ютилась беднота. Одни погибали, надрываясь непосильной работой, а другие, уделом которых была праздность, пропадали от безделья и порождаемых им страстей. Богачи портили и развращали множество народа, держа его у себя в кабале, под гнетом нищеты и низкопоклонства. Целые кварталы, такие, как Берго ди Санто Антонио и Фундако дель Четранголо, были заселены проститутками. Босоногие девчонки ради куска хлеба должны были торговать на улице своим телом. Монахи толпами ломились в притоны. Аристократы и епископы по уши погрязли в чудовищном разврате. Город кишел убийцами и разбойниками.
Впечатления от жизни в Неаполе еще больше укрепили в Кампанелле убеждение, что великое неустройство, царящее в мире, имеет своей причиной частную собственность. Будущее государство, построенное на разумных началах, навсегда покончит с ней!
Он, как и прежде, набрасывался на сочинения, трактующие о различных формах государства. Англичанин Томас Мор, казненный Генрихом VIII, своей работой «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопии» произвел на Кампанеллу большое впечатление. Его радовало, что замечательный английский мыслитель резко осуждал собственность: «…Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел».
В усиленных занятиях науками и работе над философскими сочинениями незаметно пролетел год. Зимой Кампанелла тяжело заболел. Острая форма ишиаса на несколько месяцев приковала его к постели. Он ни за что не хотел поддаваться недугу и продолжал писать трактат «О смысле вещей», который задумал давно, сразу же после диспута во францисканском монастыре.
Томмазо все еще не вставал, когда из типографии Орацио Сальвиано принесли ему оттиски первых листов «Философии, основанной на ощущениях». Он с увлечением принялся за корректуру, но довести ее до конца не смог. Непрерывно повторяющиеся приступы малярии отняли у него последние силы. Летом Кампанелле удалось побороть мучительную лихорадку. Врачи заявили, что только горячие источники Поццуоли и Аньяно избавят его от ишиаса. Снова пришел на помощь дель Туфо, он дал необходимые средства и послал Кампанеллу лечиться.
Когда Томмазо вернулся в Неаполь, печатание «Философии, основанной на ощущениях» было уже закончено и книга вышла в свет. Правда, Орацио Сальвиано «из-за отсутствия автора» проглядел много опечаток, но это не особенно печалило Кампанеллу. Главное, что теперь все ложные аргументы Марты, направленные против Телезия, были публично опровергнуты!
Книга Кампанеллы сразу привлекла к себе всеобщее внимание. Большинство студентов университета восприняли ее с ликованием. Они давно уже отказывались слушать лекции по философии, читаемые схоластами-богословами, и требовали, чтобы философию преподавали люди, хорошо знакомые с естественными науками и медициной. Церковники, поддерживаемые вице-королем, делали все возможное, чтобы отстранить врачей от чтения курса философии. В университете шла ожесточенная борьба.
Для всех почитателей Телезия появление книги Кампанеллы было настоящим праздником. Тем с большей ненавистью встретили ее церковные круги. Вскоре после выхода книги из печати типографию Орацио Сальвиано посетил человек, присланный Святой службой. Он очень интересовался оставшимися экземплярами и не скрыл досады, когда узнал что весь тираж распродан. Визит этот был плохим предзнаменованием и не на шутку обеспокоил друзей Кампанеллы. А Томмазо, стараясь наверстать время, упущенное из-за болезни, был так поглощен занятиями, что не придал ему никакого значения.
Ему не хватало обширной библиотеки дель Туфо, и он часто ходил в монастырь Сан-Доминико Маджоре, славившийся лучшим в Неаполе собранием книг и рукописей.
Кампанелла не знал в занятиях никакой меры. Жадность к книгам делала его очень нетерпеливым. Он нередко приходил в библиотеку еще до ее открытия и вынужден был ждать установленного часа.
Вот и сегодня он явился раньше времени. В маленьком вестибюле толпятся люди. Время тянется медленно. У входа на стене укреплена каменная плита с выбитым на ней латинским текстом. Томмазо от нечего делать читает надпись. Пий V запрещает кому бы то ни было брать и выносить книги без разрешения папы или по крайней мере генерала доминиканского ордена. Всем, кто дерзко осмелится нарушить этот приказ, папа грозит немедленным отлучением от церкви. Кампанелла возмущен. Он не может сдержаться. Громко, с явной насмешкой в голосе он восклицает:
– Как это так отлучают? Съедают, что ли?!
Кругом много людей. Одни делают вид, что не расслышали его слов, другие торопятся выйти. Никто не смеется. Все знают, что за такие речи инквизиция вправе потянуть к ответу не только острослова, но и его слушателей.
Вечером, вернувшись домой, Кампанелла рассказывает о происшедшем. Марио приходит в ужас. Сколько раз его предупреждали, чтобы он держал язык за зубами, если не хочет закончить жизнь в темнице или на костре!