Полная версия
Рациональность. Что это, почему нам ее не хватает и чем она важна
Рациональность – это немодно. Если о ком-то говорят, что он зубрила, ботаник, гик или нёрд (все это – сленговые выражения для тех, кто ставит во главу угла разум), обычно хотят подчеркнуть, что ему категорически не хватает стиля. Десятилетиями голливудские сценаристы и авторы популярных песен уравнивали радость и свободу с бегством от разума. «Мужчине нужно немного безумия, а иначе он никогда не разорвет оковы и не станет свободным», – говорит грек Зорба. «Хватит мыслить здраво», – советуют Talking Heads[68]; «Давайте сходить с ума», – заклинает «артист, ранее известный как Принс»[69]. Модные академические течения вроде постмодернизма и критической теории (не путайте с критическим мышлением) утверждают, что разум, истина и объективность – это социальные конструкты, призванные оправдать привилегии господствующих групп. Эти течения претендуют на утонченность, как бы намекая, что западная философия и наука провинциальны, старомодны и наивно не осведомлены о многообразии путей познания, присущих разным временам и разным культурам. В самом деле, недалеко от моего дома в центре Бостона можно увидеть великолепную лазорево-золотую мозаику с призывом «Следуй разуму» – и это герб на здании Великой масонской ложи, сообщества мужчин в фесках и фартуках, представляющего собой практически прямой антоним слову «модный».
Моя собственная позиция относительно рациональности такова: «Я – за». Хотя я не могу утверждать, что размышлять – это клево, зашибись, круто, чётенько и огонь, и, строго говоря, не могу даже обосновать или аргументировать идею разума, я собираюсь отстаивать призыв, запечатленный на той самой мозаике: мы должны следовать разуму.
Доводы в пользу разума
Начнем с начала: что такое рациональность? Значение этого слова, как и значение большинства слов разговорной речи, точно определить невозможно, и словари просто водят нас по кругу: большинство определяют «рациональный» (rational) как «обладающий разумом (reason)», но само слово reason восходит к латинскому корню ration-, который часто переводится как «рассуждение».
Определение, довольно близкое к смыслу, в котором это слово употребляется в обыденной речи, звучит как «способность использовать знание для достижения целей». Знание же обычно определяется как «обоснованное истинное убеждение»[70]. Мы не назовем человека рациональным, если он действует исходя из заведомо ложных убеждений, например ищет ключи там, где, как ему известно, их быть не может. Или если его убеждения невозможно обосновать – скажем, если он обзавелся ими под воздействием наркотиков или голосов в голове, а не вывел их из другого верного убеждения или в ходе наблюдений за действительностью.
Кроме того, убеждения должны быть подчинены достижению цели. Никого не назовешь истинно рациональным просто за то, что он правильно мыслит – вычисляет, скажем, знаки числа π или выводит логические следствия из утверждений («Либо 1+1=2, либо луна сделана из сыра», «Если 1 + 1=3, то свиньи умеют летать»). Рациональный агент должен стремиться к цели: либо проверить истинность заслуживающей внимания идеи (это называется теоретическим мышлением – «Что истинно?»), либо добиться заслуживающего внимания результата в реальном мире (это называется практическим мышлением – «Что делать?»). Даже заурядная рациональность, заключающаяся в том, чтобы видеть, а не галлюцинировать, подчинена всегда актуальной цели, встроенной в нашу зрительную систему – познанию окружающей действительности.
Более того, рациональный агент должен достигать этой цели не каким угодно случайно сработавшим способом, но применяя сообразные с обстоятельствами знания. Вот как Уильям Джеймс отличает рациональную сущность от нерациональной, которая на первый взгляд делает все то же самое:
Ромео стремится к Джульетте, как железные опилки к магниту; в отсутствие преград он тоже двинется к ней по прямой. Но Ромео и Джульетта, даже если возвести между ними стену, не упрутся в нее, как дураки, лбами с противоположных сторон, как это происходит со стружкой и магнитом, если поместить между ними лист бумаги. Чтобы прикоснуться к губам Джульетты, Ромео быстро найдет обходной путь: перелезет через стену или придумает что-нибудь еще. Путь опилок предопределен; достигнут ли они цели, зависит от случая. В истории любви предопределен финал; путь может меняться бесконечно[71]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Пер. М. Л. Лозинского. (Здесь и далее – прим. пер.)
2
Russell 1950/2009.
3
Пер. Н. А. Иванцова.
4
Spinoza 1677/2000, Ethics, III, preface.
5
Данные о прогрессе человечества: Pinker 2018.
6
Народность сан из Калахари: Lee & Daly 1999. К народности сан, ранее известной как бушмены, относятся племена Ю/хоан (ранее! Кунг), Туу, Гана, /Гви и Кхой, названия которых в разных источниках пишутся по-разному.
7
Охотники-собиратели: Marlowe 2010.
8
Либенберг работает с племенами! Ксо, /Гви, Хомани и Ю/хоан (ранее! Кунг) народности сан. Приведенные примеры Либенберг зафиксировал в ходе общения с племенем! Ксо, а его теория, что научное мышление сформировалось в ходе выслеживания добычи, представлена в работах The Origin of Science (2013/2021), The Art of Tracking (1990) и Liebenberg, //Ao, et al. 2021. Дополнительные примеры: Liebenberg 2020. Другие свидетельства рациональности охотников-собирателей см. Chagnon 1997; Kingdon 1993; Marlowe 2010.
9
Видео охоты настойчивостью, озвученное Дэвидом Аттенборо, можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/826HMLoiE_o.
10
Liebenberg 2013/2021, p. 57.
11
Личный разговор с Луисом Либенбергом, 11 августа 2020 г.
12
Liebenberg 2013/2021, p. 104.
13
Liebenberg 2020 и личный разговор с ним 27 мая 2020 г.
14
Moore 2005. См. также Pew Forum on Religion and Public Life 2009 и примечание 8 к главе 10.
15
Vosoughi, Roy, & Aral 2018.
16
Альфред Нейман – вымышленный персонаж, символ американского юмористического журнала MAD и олицетворение глупости.
17
Pinker 2010; Tooby & DeVore 1987.
18
Амос Тверски (1937–1996) и Даниэль Канеман (род. 1934) стояли у истоков изучения когнитивных иллюзий и искажений; см. Tversky & Kahneman 1974, Kahneman, Slovic, & Tversky 1982, Hastie & Dawes 2010, а также бестселлер Канемана «Думай медленно, решай быстро» (Thinking, Fast and Slow, 2011). Их биографиям и сотрудничеству посвящена книга Майкла Льюиса The Undoing Project (2016) и речь Канемана, которую он произнес при вручении ему Нобелевской премии в 2002 г.
19
Frederick 2005.
20
Психологи Филип Маймин и Эллен Лангер показали, что, если просто попросить людей внимательней относиться к наглядному материалу, число допущенных логических ошибок снижается в случае 19 из 22 классических задач, описанных в работах по когнитивной психологии.
21
Frederick 2005.
22
Frederick 2005, p. 28. На самом деле вопрос был поставлен так: «Банан и багет вместе стоят 37 центов. Банан на 13 центов дороже багета. Сколько стоит багет?»
23
Wagenaar & Sagaria 1975; Wagenaar & Timmers 1979.
24
Goda, Levy, et al. 2015; Stango & Zinman 2009.
25
Имен не привожу, чтобы не смущать двух моих друзей.
26
Число смертей в США (скользящее среднее за семь дней): Roser, Ritchie, et al. 2020, дата обращения 23 августа 2020 г. Смертельные угрозы в США: Ritchie 2018, дата обращения 23 августа 2020 г.; данные за 2017 г.
27
Wason 1966; см. также Cosmides 1989; Fiddick, Cosmides, & Tooby 2000; Mercier & Sperber 2011; Nickerson 1996; Sperber, Cara, & Girotto 1995.
28
van Benthem 2008, p. 77.
29
Поскольку, рассуждая логически, выбор Р может с такой же легкостью опровергнуть правило, как и выбор не-Q, объяснение через предвзятость подтверждения немного тоньше: участники прибегают к рассуждению, чтобы подтвердить свой первоначальный интуитивный выбор, каким бы он ни был; см. Nickerson 1998 и Mercier & Sperber 2011.
30
Здесь и далее – пер. И. И. Маханькова.
31
Цит. по Grayling 2007, p. 102.
32
Novum Organum, Bacon 1620/2017.
33
Popper 1983. Задача Уэйсона и проверка гипотезы научными методами: Nickerson 1996.
34
Специфика задачи выбора: Nickerson 1996; Sperber, Cara, & Girotto 1995.
35
Cheng & Holyoak 1985; Cosmides 1989; Fiddick, Cosmides, & Tooby 2000; Stanovich & West 1998. Другой подход: Sperber, Cara, & Girotto 1995.
36
Экологическая рациональность: Gigerenzer 1998; Tooby & Cosmides 1993; см. Pinker 1997/2009, pp. 302–6.
37
Эту задачу впервые сформулировал автор книг по популярной математике Мартин Гарднер (1959), который назвал ее «задачей трех узников»; в честь Монти Холла ее окрестил статистик Стивен Селвин (1975).
38
Granberg & Brown 1995; Saenen, Heyvaert, et al. 2018.
39
Crockett 2015; Granberg & Brown 1995; Tierney 1991; vos Savant 1990.
40
Crockett 2015.
41
Vazsonyi 1999. Мое число Эрдёша – 3, благодаря публикации Michel, Shen, Aiden, Veres, Gray, The Google Books Team, Pickett, Hoiberg, Clancy, Norvig, Orwant, Pinker, Nowak, & Lieberman-Aiden 2011. Ученый-информатик Питер Норвиг выступил соавтором доклада другого ученого информатика (и соавтора Эрдёша), Марии Клаве.
42
С другой стороны, нормативный анализ дилеммы Монти Холла вызвал бурю комментариев и споров; см. https://en.wikipedia.org/wiki/Monty_Hall_problem.
43
Попробуйте: Math Warehouse, Monty Hall Simulation Online, https://www.mathwarehouse.com/monty-hall-simulation-online/.
44
Например, «Вечернее шоу с Дэвидом Леттерманом»: https://www.youtube.com/watch?v=EsGc3jC9yas.
45
Vazsonyi 1999.
46
Предложено в Granberg & Brown 1995.
47
Правила беседы: Grice 1975; Pinker 2007, chap. 8.
48
История и концепция вероятности: Gigerenzer, Swijtink, et al. 1989.
49
vos Savant 1990.
50
Спасибо Джулиану де Фрейтасу за проведение и анализ исследования. Его дизайн похож на дизайн исследования, неформальный итог которого подведен в Tversky & Kahneman 1983, pp. 307–8. Предположения были выбраны из большого списка, предварительно протестированного в пилотном исследовании. Различия были обнаружены при сравнении оценок, данных участниками для конъюнкции или для одной ее части до того, как они увидели вторую (то есть при сопоставлении между участниками). Когда же мы сравнивали оценки, сделанные одним и тем же участником, ошибка конъюнкции проявлялась только в вопросах о России и Венесуэле. Тем не менее 86 % участников совершили как минимум одну ошибку конъюнкции, и в каждом случае большинство испытуемых приписывали конъюнкции вероятность выше или равную вероятности одной из ее частей.
51
Donaldson, Doubleday, et al. 2011; Tetlock & Gardner 2015.
52
Kaplan 1994.
53
Снижение числа войн, уровня преступности, доли бедных и распространенности болезней: Pinker 2011; Pinker 2018.
54
Tversky & Kahneman 1983.
55
Gould 1988.
56
Цит. по Tversky & Kahneman 1983, p. 308.
57
Tversky & Kahneman 1983, p. 313.
58
Цит. по Hertwig & Gigerenzer 1999.
59
Hertwig & Gigerenzer 1999.
60
Hertwig & Gigerenzer 1999; Tversky & Kahneman 1983.
61
Kahneman & Tversky 1996.
62
Mellers, Hertwig, & Kahneman 2001.
63
Purves & Lotto 2003.
64
Промахи искусственного интеллекта: Marcus & Davis 2019.
65
Pinker 1997/2009, chaps. 1, 4.
66
Pinker 2015.
67
Federal Aviation Administration 2016, chap. 17.
68
Альбом Stop Making Sense (1984).
69
Песня Let's Go Crazy (1984).
70
Обоснованное истинное убеждение и контрпримеры, демонстрирующие, что оно необходимо, но не достаточно для познания: Gettier 1963; Ichikawa & Steup 2018.
71
James 1890/1950.