bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

Проведем параллель с компьютером: физическое тело подобно «железу», а ментальное – программному обеспечению. Но ни то ни другое не заработает, пока вы не воткнете устройство в розетку. Здесь мы подходим к третьей оболочке под названием «пранамайя коша». Прана – это жизненная энергия тела, которая заряжает аннамайя кошу и маномайя кошу, управляет ими.

Все три тела – физическое, ментальное и энергетическое – имеют физическую природу. Это очевидно в случае физического тела, потому что вы его видите и чувствуете. При этом маномайя коша и пранамайя коша также принадлежат физическому измерению. Поясню: вы ясно видите лампочку, но не видите электричества. Однако и электричество, как и свет, исходящий от лампы, – явление материальное. И лампа, и электричество, и свет обладают физической природой. По аналогии, физическое тело – самое плотное, ментальное – несколько тоньше, а энергетическое – самое тонкое из трех, но все они принадлежит к физическому измерению. Только эти три измерения вы сейчас способны осознать, и все они отмечены следами кармы, или кармической памяти. Карма отпечатана в теле, уме и энергии. Именно кармическая структура «скрепляет» ваше существование.

Четвертый слой называется «вигнанамайя коша». «Гнана» означает «знание». «Вишеш гнана» или «вигнана» означает «исключительное знание» или «знание за пределами чувственного восприятия». Речь идет об эфирном теле, которое представляет собой переход от физического измерения к нефизическому. Вигнанамайя коша не относится ни к одному из этих измерений и подобна звену между ними. Сейчас вы не можете ощущать эфирное тело, потому что ваш опыт ограничивается пятью органами чувств, способными воспринимать лишь физическое измерение. Если же вы будете осознанно учиться тому, чтобы получить доступ к нефизическому измерению, ваша способность к познанию космического феномена возрастет, и это будет равнозначно квантовому скачку.

Пятая оболочка известна как анандамайя коша. «Ананда» означает «блаженство». Она никак не связана с физическим измерением жизни. Только физическое явление может находиться здесь или там. Явление, не обладающее физической природой, – не здесь и не там. Оно – всё и в то же время – ничто. Таким образом, в самой глубине лежит пустота. Когда я говорю «пустота», я имею в виду, что это не-вещь, то есть явление не материально, у него нет физической природы. Его невозможно описать и даже определить, и потому йога говорит о нем в терминах опыта. Соприкасаясь с измерением, которое лежит за пределами физического, мы испытываем блаженство, и потому анандамайя коша означает «тело блаженства». Но не думайте, что этот «пузырь» блаженства является частью вашей физической структуры. Лишь когда вы соприкасаетесь с измерением, которое невозможно определить, происходит невероятное переживание блаженства. У самого тела блаженства нет никакой формы.

Когда кто-то умирает, исчезают лишь внешние оболочки: анандамайя коша и осознанные части маномайя коши. Так что никто не умирает полностью. Оставшаяся структура сохраняется, она ищет новую утробу и снова воплощается на физическом плане. Вот почему смерть – это не растворение: вы и моргнуть не успеете, как вынырнете обратно на поверхность. Но если энергетическое, ментальное и физическое тела растворились, то тело блаженства сольется с космосом, и тогда действительно ничего не останется. Вот и вся история о жизни, смерти и растворении.

Панча-праны: пять жизненных энергий

Тем, кто хочет лучше понять процесс отделения от физического тела во время смерти, следует ознакомиться с пранамайя кошей, или энергией, которая управляет жизнью. В йоге мы называем ее «прана», она проявляется в пяти видах, которые называют «панча-вайю», или «панча-праны». Есть и другие виды, но углубляться в это будет слишком сложно, так что мы рассмотрим лишь основные пять.

Панча-праны управляют разными видами активности и разными процессами в вашем теле. Первая – самат-прана, или самана-вайю, – отвечает за поддержание температуры тела. Активизируя самана-вайю, вы можете настроить свои энергии таким образом, чтобы все меньше и меньше зависеть от воздействия окружающей среды. Если вы бывали в некоторых частях Гималаев, особенно в Гомукхе или Таповане, то, вероятно, встречали садху, которые живут там в жутком холоде, но при этом почти не носят одежды. Они ходят босиком около ледника, при минусовой температуре. Им это не доставляет дискомфорта потому, что, освоив определенные крийи и мантры, можно активировать самана-вайю и создать вокруг себя кавачу (защитный энергетический кокон), и тогда внешние воздействия станут вам нипочем. Это касается не только холода, жара тоже перестанет досаждать вам. Представьте, что у вас внутри есть встроенный климат-контроль, и теперь ни жара, ни холод вам не страшны.

Создание жара в теле – одно из проявлений самана-вайю, но она также целебна сама по себе. Присутствие человека с высокой самана-вайю исцеляет других. Самана-вайю также ответственна за пищеварение. Если она высока, то, что бы вы ни съели, ваш организм усвоит пишу и избавится от остатков за полтора часа. Йоги стремятся к тому, чтобы живот всегда был пуст: тогда и тело, и ум функционируют наилучшим образом. Это не означает, что вы голодаете. Это означает, что вы сжигаете еду как можно быстрее.

Самана-вайю также связана с Солнцем, основным источником энергии и тепла. Солнце – «обогреватель» планеты и тела. Самана-вайю важна, потому что жизнь существа, включая ее продолжительность, связана с солнечными циклами. Благодаря Солнцу планета Земля также стала источником тепла – или «маленьким Солнцем». Установив глубокую связь с Землей, вы обретете вечную молодость в смысле энергии и жизненной силы. Таким образом йог освобождается от влияния солнечных циклов[14], то есть становится независимым от Солнца, физического источника жизни в Солнечной системе. Наблюдать за жизнью и смертью такого йога интересно, потому что, не обладая никакими исключительными качествами, он способен справиться со смертью так же легко, как с одним вдохом.

Следующий аспект праны называется «прана-вайю», он отвечает за ваше дыхание и мысли. Если вы пристально понаблюдаете, то увидите, что вместе с мыслями меняется и ваше дыхание. Подумайте об океане – и ваше дыхание будет одним, о горах – другим, о тигре – третьим. Мысли и дыхание сильно связаны друг с другом потому, что ими управляет одна и та же энергия, прана-вайю, земная по своей природе. Земля – единственная планета в Солнечной системе, на которой есть воздушная атмосфера и, следовательно, возможность дышать. Таким образом, Земля – единственная планета, где существует интеллект, или мыслительный процесс.

Следующий аспект праны называется «удана-вайю». «Удана» означает «летать». Когда вы встаете на весы, стрелка может показывать 70–80 килограммов, но вы не ощущаете своей тяжести, потому что удана-вайю дает вам ощущение легкости. Есть йогические практики, нацеленные на ее активацию. В Китае были школы, где люди специализировались на удана-вайю, и те, кто осваивал это искусство, могли немного взлетать. Возможно, вы видели нечто подобное в фильмах, там это немного преувеличено; однако тело действительно становится легче, когда вы развиваете соответствующие качества.

Для мастера боевых искусств легкость движений чрезвычайно важна. Было много случаев, когда танцоры балета, футболисты и мастера боевых искусств подпрыгивали так высоко, что это невозможно объяснить законами физики. Они побеждали гравитацию просто потому, что развили в теле легкость. Как я уже упоминал, те, кто полностью освоил удана-вайю, способны взлетать, но – что еще важнее – работая с этой энергией, вы все меньше ощущаете гравитацию. Стрелка весов показывает ту же цифру, но вам кажется, что тело становится все легче и легче. Вам не приходится носить его как груз, оно как будто парит в воздухе. Таков еще один способ сделать вас менее зависимыми от тела.

Удана-вайю также отвечает за вашу контактность: если она высока, то вам легко общаться с людьми. Удана-вайю ассоциируется с Луной. Циклы Луны связаны с женским телом. Вы родились лишь потому, что тело вашей матери синхронизировалось с циклом Луны. Луна – управитель женского измерения жизни на планете, того фундамента, на котором строится жизнь. Также Луна играет решающую роль в момент смерти тела. После того как удана-вайю покидает тело, пропадает сама платформа, на которой выстраивается жизнь. С этого момента начинается активный поиск новой утробы.

Следующий аспект праны называется «апана-вайю». Апана-вайю отвечает за выделительную систему в организме и за функционирование органов чувств. Ваше сенсорное восприятие может быть достаточно острым только при условии, что ваша выделительная система работает хорошо. Вот почему йога уделяет так много внимания очищению.

Говоря о выделительной системе, я имею в виду не только пищеварение, но и клеточный уровень. Каждую секунду наши клетки выталкивают наружу нечистоты. Очищение будет эффективным только при условии, что ваш живот пуст. Когда в животе есть еда и происходит процесс пищеварения, выделительная система работает медленнее. Если выделение не происходит должным образом, тело загрязняется, вместе с этим наступает состояние вялости. Эта инерция сначала проявляется в теле и постепенно переходит в ум. Так что апана-вайю играет важную роль в очищении организма.

Следующий аспект называется «вьяна-вайю». Вьяна-вайю – это то, что связывает миллиарды клеток в один организм. Были случаи, когда тела некоторых йогов оставались нетронутыми разложением даже через несколько месяцев после смерти, хотя никаких средств для их сохранения не применялось. Такое особенно часто встречается у тибетских монахов. Дело в том, что, умирая, они оставляют в теле некоторое количество вьяна-вайю.

Возможно, вы слышали о «переселении» – о том, как человек выходит из своего тела и входит в другое. Тот, кто освоил мастерство управления вьяной, может покинуть тело по собственной воле. Выход из тела – не цель йоги, а всего лишь один из ее аспектов. При активизации вьяна-вайю привязанность к телу постепенно снижается, вы перестаете отождествляться с ним. Вам открывается новый уровень свободы: теперь осознание «я – это не мое тело» становится для вас естественным, и вам не нужно никаких усилий, чтобы поддерживать его. Приведу аналогию: если вы ходите в обтягивающей одежде, то через некоторое время вам начинает казаться, что эта одежда – ваша кожа. Но если вы носите просторную одежду, вам проще осознавать различие между одеждой и телом.

Вьяна-вайю также управляет вашей способностью двигаться, вашей мобильностью. Когда она высока, вам хочется ходить пешком, даже если вы не фанат долгих прогулок. Вьяна-вайю также усиливает интуицию и чрезвычайно важна для духовного развития.

Есть много аспектов праны, или вайю. Я рассказал лишь об их основных воздействиях на физическое тело. Базовое знание о пранах необходимо для понимания процесса смерти, потому что в момент смерти каждая из этих пран растворяется по-своему и оказывает особое влияние на умирающего. Процесс смерти, или процесс отсоединения от тела, выходит далеко за пределы момента остановки дыхания.

Стадии смерти

Формулировки играют ключевую роль в развитии современной науки: чтобы изучать предмет, вам необходимо его определить. Однако при возникновении вопроса о том, как описать смерть, современная наука сама себя загоняет в угол. Лучшее определение, которым она располагает, это «отсутствие жизни», но определения жизни у нее тоже нет. Между тем определить понятие «смерть» необходимо по ряду причин – социальных, медицинских и законодательных.

Раньше говорили: «Человек умирает тогда, когда перестает дышать». Но потом некоторые люди, объявленные мертвыми по этому признаку, возвращались к жизни, чем создавали большой переполох. Тогда было сказано, что смерть наступает после остановки пульса, то есть сердца. Но и после этого некоторые возвращались к жизни. Сегодня есть разные термины – клиническая смерть, смерть мозга, соматическая смерть, сердечно-легочная недостаточность, полная смерть мозга, смерть высших функций мозга и так далее – и все они придуманы для того, чтобы замаскировать неспособность науки дать точное определение смерти. Суть проблемы заключается в том, что ученые смотрят на проявления процесса смерти, а не на ее причину – отделение панча пран от физического тела.

Много лет назад был такой случай. Меня пригласили в исследовательский институт, чтобы измерить мои гамма-волны. Как выяснилось, это паттерны нейронных колебаний мозга, показывающих ментальную активность. В то время я не знал, что такое гамма-волны и есть ли они у меня вообще. Обычно я не подвергаю себя подобным унижениям, но в тот раз пообещал поучаствовать в эксперименте.

Ко мне присоединили четырнадцать электродов и попросили меня начать медитировать. Я сказал, что не умею медитировать. Это немного обескуражило ученых: «Но вы же учите людей медитации». – «Да, учу. Но я их учу потому, что они не умеют сидеть неподвижно». На самом деле, не существует никакой медитации. Есть только неподвижность – разные уровни неподвижности. Поскольку людей очень трудно научить неподвижности, в качестве посредника используется термин «медитация». Итак, я ответил: «Если хотите, я посижу неподвижно. Абсолютно неподвижно, на всех уровнях». Они согласились, и мы начали эксперимент.

Примерно через пятнадцать минут они принялись стучать по моим коленям чем-то металлическим. Потом перешли на лодыжки, потом на локти – на то самое место, которое особенно чувствительно. Я подумал: «Наверное, это часть эксперимента», – и промолчал. Но они стучали все настойчивее и больнее. Я медленно открыл глаза и спросил: «Я делаю что-то не то?» Ученые смотрели на меня странно. Я спросил: «Почему вы так на меня смотрите?» Они сказали: «Линии на наших мониторах совершенно ровные. Машины говорят, что вы мертвы». – «Какой прекрасный диагноз!» Потом возникла новая версия: «Либо вы мертвы, либо мертв ваш мозг». Я сказал, что согласен на первую версию: «Я не против быть мертвым, но не говорите, что мой мозг мертв. Это оскорбление». Вот что происходит, когда вы предоставляете машинам определять смерть. Остановка дыхания, сердца или исчезновение волн мозга на мониторе не означают смерть. Смерть наступает только тогда, когда панча-праны полностью покидают физическое тело.

После остановки дыхания и наступления того, что мы называем смертью, еще некоторое время продолжается отделение пран от тела. Праны выходят из тела поочередно, в определенном порядке, который легко проследить. Например, подтверждено: если вы не похороните покойного в ближайшие два-три дня, то заметите, что у него выросли волосы (особенно если это мужчина, который часто брился) и ногти. Вот почему в тех странах, где принято не беспокоить тело больше трех дней, покойным обрезают ногти и бреют бороду. Рост волос и ногтей происходит не потому, что кожа высохла или сморщилась (это мало влияет на ситуацию), а потому, что волосы и ногти – особые части тела. При наличии всех остальных пран в них отсутствует прана-вайю, и потому волосы и ногти нечувствительны даже у живых. Сразу после смерти прана-вайю выходит из тела, но на ногти и волосы это не слишком влияет. Они будут понемногу расти, пока и остальные праны не оставят тело.

Только благодаря тому, что процесс растворения пран происходит постепенно, существует некое временное «окно», когда возможно «оживить мертвого» посредством внешних вмешательств. Это также дает возможность сопровождать умерших в их посмертном путешествии и запустить такой процесс, как трансмиграция. Мы подробнее рассмотрим эти темы в четвертой главе.

В общих чертах процесс выхода пран из тела выглядит так:

Самана-вайю

Когда останавливается дыхание, начинается медленный процесс выхода пяти пран из тела. Из всех этих пран только самана-вайю отвечает за сохранение температуры тела. Первое, что происходит после смерти, – тело холодеет. Учитывая разницу между температурой внешней атмосферы и тела, самана-вайю выходит быстрее прана-вайю. С момента остановки дыхания самана-вайю полностью оставляет тело в течение 21–24 минут


Прана-вайю

Когда останавливается дыхание, прана-вайю также начинает выходить из тела. Вместе с этим дыхательный и мыслительный процессы замедляются. Прана-вайю полностью оставляет тело в течение 48–90 минут после остановки дыхания, точное время зависит от характера смерти. Если смерть наступила естественным образом, от старости, то процесс выхода прана-вайю должен завершиться в течение 64 минут. Но если речь идет о молодом, энергичном теле, то он может продлиться до 90 минут. До этого времени как дыхательный, так и мыслительный процесс продолжаются, даже если последний отличается от обычного и теряет четкость. По этой причине тело не следует кремировать хотя бы полтора часа.

Если вы положите тело человека, у которого остановилось дыхание, на землю, то есть вероятность, что он оживет без серьезных внешних вмешательств. Когда остальные факторы этому благоприятствуют, земля и другие элементы могут восполнить энергию, необходимую для возвращения жизни. Вот почему в древние времена умирающих клали на землю за пределами дома, надеясь на улучшение. Но если вы положите человека на койку или на бетонный пол, шансы на оживление крайне малы


Удана-вайю

Через 6–12 часов после остановки дыхания из тела выходит удана-вайю, и сразу вслед за этим исчезает энергия в теле. Вес тела не увеличивается, но вы чувствуете, что оно потяжелело. Причина в том, что удана-вайю ушла. Вот почему это не одно и то же – нести живого человека или мертвого


Апана-вайю

В период между 8 и 11 часами после остановки дыхания из тела выходит апана-вайю. Когда апана-вайю начинает отступать, ощущения тела исчезают. Даже если чье-то дыхание остановилось и его объявили мертвым, он, возможно, еще не утратил способности ощущать. Были случаи, когда люди впадали в ужас при перемещении умершего: тело может судорожно дернуться, потому что в нем еще присутствует сенсорная активность


Вьяна-вайю

Вьяна-вайю, которая выполняет защитную функцию, выходит медленнее других. Ей требуется от 11 до 14 дней в случае естественной смерти, вызванной упадком жизненных сил. Если же смерть наступила в результате несчастного случая, когда жизненные силы били ключом, то – если только тело не было разбито полностью – эхо жизни может длиться в нем от 48 часов до 90 дней.

В течение этого периода вы можете кое-что сделать, чтобы помочь умершему. Это и есть та самая возможность, которой пытаются воспользоваться в индийской культуре, проводя посмертные ритуалы

Итак, как вы определите смерть, располагая всей этой информацией? По сути то, что мы называем смертью, является некой стадией в процессе отделения от тела. В данном контексте разумно не диагностировать смерть, а объявлять человека мертвым. Вы объявляете кого-то мертвым тогда, когда он или она перестают реагировать на ваши стимулы и вы не можете добиться от них ответа.

Обычный человек может счесть другого мертвым, если тот не отвечает на его звонки или на другие призывы. Но профессиональные врачи с этим не согласятся: у них есть более изощренное понимание жизни, а также более чувствительные инструменты и возбудители. Они знают, что посредством некоторых вмешательств можно возобновить жизнь, вернуть человека обратно в тело. Но если процесс отделения от тела перешел в определенную стадию, то человек не отреагирует и на медицинское вмешательство. Тогда врачи тоже объявят его мертвым, но и это еще не считается духовной смертью в йогической традиции.

Тот, кто хорошо подкован в области йоги и тантры, обладает наилучшим пониманием жизни. У него есть наиболее искусные инструменты и техники для получения доступа к жизни и, возможно, восстановления ее. Так что он не объявляет человека духовно мертвым. Однако, если процесс отделения от тела перешел определенную черту, то даже он не сможет вернуть жизнь в тело. Если существо полностью ушло, его никто не сможет вернуть. Все, что можно сделать, – это сопроводить его в дальнейшем путешествии[15].

Так что ответ на вопрос «Когда человек считается мертвым?» зависит от того, для чего вам необходима констатация этого факта, а также от вашей способности взаимодействовать с жизнью во время разных стадий отделения от тела. Чем выше эта способность, тем больше у вас пространства для маневра.

Чакры. Ворота к выходу

Праническая система человеческого тела состоит из разных энергетических каналов, а также точек их пересечения, известных как чакры. Всего есть 114 чакр, 112 из них находятся в теле и еще две – снаружи. Чакры, расположенные в теле, подразделяются на семь основных категорий, в каждой из них шестнадцать чакр. Уровень активности чакр в огромной степени определяет качество жизни человека. Соответственно, характер движения энергии через чакры во время смерти также определяет ее качество. Каждая смерть характеризуется не только тем, каким образом праны оставляют тело, но и тем, через какую чакру (или чакры) они выходят.

Даже если вы внутренне свободны и достаточно внутренне развиты, для выхода из тела в осознанном состоянии вам понадобятся знания и навык. Вам нужно исследовать, как жизнь и тело соединились и что необходимо сделать для их разъединения. Если вы этого не знаете, у вас ничего не выйдет. У людей, идущих по пути йоги, эти знания есть, и потому они могут сесть где угодно и оставить тело. Для них это все равно что снять одежду и пойти дальше. Ситуация смерти зависит от мастерства и свободы человека, а также от того, какую чакру он использовал для в качестве ворот. Во избежание усложнений мы поговорим в основном о семи чакрах[16], расположенных в теле. У каждой из них есть название и особенности.

Примитивные люди, а также те, кто умирает в страхе (что происходит с большинством людей), выходят из тела через муладхару, расположенную в промежности. Вот почему смерть часто сопровождается выделением мочи и экскрементов. Вопреки распространенному мнению, это происходит не по причине недержания, а потому, что прана оставила тело через муладхару. Это плохой способ умереть. Если мы не способны оставить тело по собственной воле, то нам следует по крайней мере принять смерть и позволить ей произойти, а не сопротивляться ей в страхе и ужасе. Выход через муладхару считается самым примитивным. Однако изредка бывает, что человек, выбравший такой способ осознанно, возвращается в мир с мощными оккультными способностями.

У того, кто выходит через свадхиштхану, расположенную внутри гениталий и над ними, есть шанс переродиться с исключительными творческими способностями.



Выходящий через манипуру, расположенную чуть ниже пупка, в следующей жизни может стать гениальным организатором, великим бизнесменом или управляющим.

Выходящий через анахату, расположенную в центре груди, будет чрезвычайно одарен в музыке или живописи, он станет чутким поэтом или преданным, вдохновит многих. Анахата также отвечает за способность получать доступ ко всем другим измерениям, так что такой человек потенциально обладает универсальными знаниями.

Выход через вишуддхи – чакру, расположенную в ямочке у основания горла, очень редок. Но если это происходит, то такой человек будет чрезвычайно остро воспринимать как этот мир, так и тот, что за его пределами, вовлекаться во все сферы жизни с полным бесстрастием и бесстрашием. В нем преобладает феноменальная ясность. Несмотря на то что агна – чакра, расположенная между бровями, – находится уровнем выше, люди чаще выходят через нее, чем через вишуддхи.

Полностью осознанный человек покидает тело через сахасрару – чакру, расположенную на макушке головы. Это лучший способ уйти. Иногда прана выходит из тела бесследно, а иногда оставляет физический след в момент смерти. Как вы, возможно, знаете, при рождении человека часть черепа на макушке головы еще не сформирована. Это место называется «брахмарандхра». Иногда после смерти человека там образуется отверстие. Если кто-то выходит через сахасрару, это значит, что он был полностью осознан.

Если вы хотите в момент смерти пребывать в полной осознанности, то вам необходимо жить в осознанности. Иначе у вас нет никаких шансов. Пребывающий в осознанности способен уйти так, как ему будет угодно. Путь остальных предопределен: поскольку их жизнь была ограниченна, смерть тоже будет ограниченна. Если же в момент смерти человек полностью осознан, ему не придется перерождаться, не придется воплощаться в новом теле. Он свободен.

Глава 3

Качество смерти

Нет в мире двух людей, проживших жизнь одинаково.

На страницу:
4 из 7