bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 7

Традиционно в индийской культуре все хранилище кармической памяти человека называется санчитой. Можно сказать, что санчита представляет собой карму человека в полном объеме. Из этого хранилища выделена некая порция, которая должна быть отработана в текущей жизни; она называется прарабдхой. Прарабдха отличается большей срочностью и компульсивностью, чем вся остальная карма.

Таким образом природа позволяет вам выполнить исключительно сложную задачу посредством простых, постепенных шагов. Когда вы рождаетесь, прарабдха создает ориентиры, а санчита – бессознательные склонности к разным явлениям. Количество кармы, которую вы исчерпываете каждый день, и ваша степень осознанности определяет, освобождаетесь ли вы от прарабдхи и санчиты или преумножаете их, а также то, как и сколько вы будете жить.

Даже если вы живете в неосознанности, прарабдха прорабатывается сама собой. Немного страданий здесь, немного везения там, немного боли здесь, немного удовольствия там – так вы исчерпываете прарабдху. Достаточно лишь научиться не создавать новую карму – больше ничего не требуется. Затем формируется следующая порция прарабдхи, и ее вы тоже исчерпываете. Так продолжается из жизни в жизнь. Сама по себе прарабдха не диктует внешнюю ситуацию, но она, конечно, создает многие внешние возможности. Так происходит потому, что ваши внутренние склонности всегда находят отражение во внешних ситуациях. В Индии, когда люди видят страдающего человека, они говорят: «Айо, прарабдха!»[7] Это распространенное выражение, потому что страдание, как правило, зарождается внутри. В большинстве случаев оно вызвано прежде всего не содержанием памяти, а тем, как человек со своей памятью взаимодействует. Таким образом, необходимо скорректировать не столько содержимое, сколько контекст жизни. Для этого и нужен духовный процесс.

Люди приходят в мир с разным кармическим багажом. Находясь в животе матери, один младенец постоянно сучит ручками и ножками, другой сидит спокойно. Дело не в том, что у них разные родители. Дети одной и той же матери проявляют разную степень активности, так что родители здесь ни при чем. Понаблюдайте – и заметите, что у многих флегматичных родителей сверхактивные дети. Это также не объясняется восприятием и психологическими особенностями ребенка (они развиваются после). Дело в том, что каждое существо рождается с энергией определенного уровня, предназначенной для некоего вида активности.

Эта энергия подразделяется на несколько аспектов. Скажем, по велению вашей кармической структуры вы пришли в этот мир с тысячью единиц энергии. Из них двести пятьдесят должны быть израсходованы на физическую активность: сто на непроизвольную, а сто пятьдесят – на сознательную активность вовне. Триста единиц предназначены для ментальной активности, двести – для эмоциональной и так далее. Распределение зависит от вашего «программного обеспечения». Вот почему люди вкладывают в ту или иную активность разное количество энергии. Особенно это заметно у детей, которые еще не попали под чье-либо влияние. Разное распределение энергии также очевидно у взрослых, но в данном случае может быть следствием неких влияний.

То, как выделенные вам порции энергии реализуются внутри вас, имеет огромное значение для вашей жизни и смерти. В современном мире энергия, отведенная на физическую активность, чаще всего остается невостребованной. Причиной тому – современные технологии. Живи вы на Земле двести лет назад, уровень вашей ежедневной физической активности был бы выше нынешнего раз в двадцать, иначе вы не смогли бы выполнять свои повседневные обязанности. В племенной общине, расположенной по соседству с Центром йоги «Иша», у людей нет проблем с бессонницей. Они так выматываются за день, что им достаточно положить голову на подушку – и они засыпают мертвым сном.

На индийских дорогах можно часто увидеть рабочих, едущих в переполненном кузове грузовика. Они загрузили туда камни, кирпичи или что-то еще и, доехав до цели, будут все это разгружать. Такие люди легко засыпают мгновенно даже на камнях и под палящим солнцем: уровень их физической активности так высок, что они использовали всю выделенную на эту сферу энергию. Если вы познакомите этих рабочих с медитацией, им будет легко медитировать. В свою очередь, образованные люди нередко испытывают трудности со сном и медитацией. Они не могут усидеть на месте, потому что не расходуют свою физическую энергию. Сейчас вы видите огромный всплеск таких активностей, как трекинг, езда на велосипеде, бег и так далее. Это не только ради фитнеса. Люди понимают: включаясь в физическую активность, они лучше спят, думают и действуют. Их энтузиазм и энергия повышаются, что отражается и на работе, и на личной жизни. В какой-то степени они сумели перестать беспокоиться о своем теле.

Когда вы ступаете на духовный путь, мы хотим, чтобы вы быстро, за десять лет, израсходовали энергию, отведенную на физическую активность. После этого ваше тело сможет спокойно сидеть на месте, у него не будет физической потребности двигаться. Большинство людей не способны медитировать, если перед этим не вымотались физически. В Центре йоги «Иша» мы подходим к распределению работы с большим вниманием. Кто-то работает по четыре часа в день, кто-то по шесть, кто-то по десять, кто-то по четырнадцать, а есть и такие, кто работает по 18–20 часов. Идея в том, чтобы израсходовать их физическую энергию.

Если вы постоянно находитесь на духовном пути, если вы – брахмачарий, то мы хотим, чтобы вы израсходовали не только прарабдха-карму, но и все кармическое хранилище (санчита-карму). Цель духовного пути – поставить жизнь на быструю перемотку вперед. Мы не хотим, чтобы вы потратили десять жизней на опустошение кармического хранилища, и потому стремимся открыть в вас и другие измерения памяти. Высокая дисциплина всегда присутствовала в йогической практике: она помогает вам справиться с событиями, которые иначе бы вас уничтожили. Если вскрыть то, к чему вы не готовы, вы захлебнетесь в карме.

Если вы решили посвятить свою жизнь духовному пути, мы даем вам садхану, позволяющую принять вызов. Теперь вы не уклоняетесь от трудностей, вы приветствуете их. Люди стремятся избегать неприятностей, потому что не могут справиться с ними. Только когда мы знаем, что вы хорошо справляетесь с прарабдхой, мы вскрываем все хранилище полностью. По этой же причине, если человек на духовном пути не справляется с ситуацией как следует, он страдает больше других: все остальные имеют дело только с выделенной им порцией кармы, а он – со всем хранилищем.

Многие резиденты Центра йоги «Иша» прошли три фазы. Вначале они некоторое время работали до изнеможения. Потом они не могли ничего делать и думали, что заболели. Они обращались к разным врачам, хотя я говорил им: «Не ходите к врачам, просто отдохните. Кое-что произойдет». Через некоторое время на них снова накатывала волна активности, потому что мы открыли в их кармическом хранилище памяти новую «комнату». То, что им предстояло проработать в следующей жизни, они прорабатывают сейчас. Я рассказываю об этом процессе упрощенно, но в нем задействовано намного больше аспектов. Цель в том, чтобы разобраться со всей кармой в данной жизни.

По той же причине многие духовные системы Востока изучались совместно с грамматикой и математикой. Йоги стремятся развивать тело и ум, чтобы в случае необходимости нового рождения получить большую порцию прарабдхи. Их цель – проработать как можно больше кармы за одну жизнь. Не откладывая, они хотят поставить карму на быструю перемотку, расширить свои физические и умственные способности. Даже если за эту жизнь им не удалось опустошить кармическое хранилище, они уйдут, обладая высокими физическими и умственными возможностями и потому в следующий раз вернутся с более продвинутым «программным обеспечением» и получат бо́льшую порцию прарабдхи. Люди, идущие по духовному пути, изучали грамматику, музыку, астрономию и математику потому, что хотели использовать свой ум в полной мере.

Помимо памяти и энергии, есть и третье измерение – время. Оно определяет продолжительность жизни и смерти человека, а также их характер. И жизнь, и смерть происходят в рамках времени. Время всегда уходит. Его невозможно замедлить или ускорить. Вы можете сохранять свою энергию, разбрасываться ею, развивать ее, можете сделать ее феноменально мощной или вялой, но время движется само по себе. У него есть собственный разум. Характер течения времени зависит от особенностей кармической информации и энергии, выделенной человеку. Значит ли это, что мы никак не можем повлиять на время? Можем, но оно – самое неуловимое измерение из трех. Память и энергия поддаются и управлению, и проявлению намного легче. Вырабатывать энергию и использовать ее по своему усмотрению, не позволяя склонностям диктовать вам мысли, эмоции и действия, значительно проще, чем повелевать временем. Даже Адийоги[8] это удавалось только тогда, когда он находился в особом состоянии. Это проявление Адийоги мы называем Калабхайравой[9].

Тот, кто получает власть над информацией и теми склонностями, которые ею сформированы, получает власть над качеством своей жизни. Такой человек сам способен решать, быть ему в приятном состоянии или в неприятном. Тот, кто получает власть над энергиями, способен выбирать, как ему действовать и жить. У таких людей есть полная власть над жизнью, но не над смертью. Тот, кто способен управлять временем, определяет природу не только своей жизни, но и смерти. Он сам решает, жить ему или умирать. Вот как три измерения, формирующие вашу жизнь, связаны со смертью.

«Мыльный пузырь» жизни и смерти

Люди воспринимают жизнь и смерть как противоположности. Вы либо живы, либо мертвы; либо ходите и болтаете, либо умерли и вас тут нет. Это крайне поверхностное, упрощенное и неверное понимание.

Люди всегда полагали, что живым может быть только то, в чем течет кровь, иначе это неживое. Теперь это не так. Постепенно, вместе с развитием науки, меняется и наше восприятие. Теперь мы знаем, что живы не только растения и животные, но также камни, земля, воздух, вода, космос. Современная наука говорит, что у воды есть память и разум. Однажды наука продвинется настолько, что обнаружит: все в космосе – живое. Вопрос в том, достаточно ли вы живы для того, чтобы воспринять это?

Для меня даже камень полон жизни. Он наделен энергией, и я вижу, как в нем со временем накапливается память. Камень обладает памятью. На этом основано как освящение Дхьяналинги[10], так и существование каждого божества в Индии. Если мы добавим необходимое количество жизненной силы к энергии и памяти камня, то у него появится и собственный разум. При сочетании энергии, памяти и разума в камне может даже зародиться намерение. При наличии намерения и энергии, позволяющей его осуществить, камень способен на действие. Таков механизм жизни.

Сейчас мы представляем смерть так. Когда нам говорят, что кто-то умер, мы думаем, что он просто перешел из подвижного состояния в инертное. Мы определяем жизнь как активность, намерение и способность к действию. Когда активность человека падает ниже определенного уровня, мы называем его мертвым, потому что с точки зрения нашего восприятия для него уже невозможно то, чего мы ожидаем от человеческого существа. Что касается тела, то оно может сгнить, превратиться в червей, стать удобрением для манго или кокоса. В растениях есть жизнь, но все же мы не считаем их живыми существами, ведь их самовыражение не похоже на человеческое.

Уровень активности может колебаться на шкале от нуля до бесконечности (в действительности нуля не существует, в том-то и дело!). Скажем, Ши-ва (тот, кого нет) – ноль. При этом то, что мы почитаем как божественное, соответствует высочайшему уровню активности. Даже люди обладают разным уровнем энергии. Скажем, кто-то болен болезнью Альцгеймера. Он ничего не помнит, но это не значит, что у него нет памяти. Память есть, но энергия памяти отсутствует, она перешла в пассивное состояние. Если исчезнет память, ваше тело тут же умрет, поскольку тело поддерживается только памятью.

Если мужчина съест манго, то манго станет мужчиной. Если женщина съест манго, манго станет женщиной. Если то же манго съест корова, оно попадет в корову и станет ею. Это проявление разума манго? Нет. Структура вашей памяти настолько сильна, что, какой бы продукт вы ни употребили, память превратит его в вас, а не в кого-то другого. Вот почему, когда вы едите желтый манго и часть его становится вашей кожей, ваше лицо сохраняет свой цвет и не желтеет.

Более того. С биологической точки зрения необходимо определенное количество энергии памяти, чтобы соединять ваши органы, клетки и атомы с нашим намерением жить. Сейчас в вашем теле есть триллионы клеток, которые функционируют так, как вы хотите, потому что их объединяет это сильное намерение. Утратив его, вы не сможете заставлять атомы и клетки функционировать, и мы скажем, что вы умерли. Начнется распад тела. Организм проходит через процесс распада, а затем становится частью организма Земли, Вселенной, космоса. С возрастом организм теряет намерение жить. Вначале исчезает стремление действовать, затем слабеет осознанная память, а вместе с ней уходят энергии.

Воздух, камень, дерево, животное, птица – такие же живые, как и человек. Просто им свойственны другие уровни намерения, разума и, прежде всего, другие измерения памяти[11]. Вот и всё. Ваш объем осознанной памяти определяет вашу способность к намерению. Амеба и человек отличаются лишь сложностью механизма. У каждого существа есть намерение, но оно часто неосознанно. Осознавать намерение способен лишь человек, и в этом – его особенность. Предположим, сейчас мое неосознанное намерение – поесть, а осознанное – продолжать писать эту книгу о том, о чем ни одно другое существо даже не думает. Для многих существ неосознанное намерение является единственным. Возможно, собаки и некоторые другие животные способны на некое осознанное намерение, но в основном намерения животных не осознаны. Человек при желании способен развить сильное осознанное намерение, основываясь на накоплениях памяти разных уровней. Это возможно потому, что память – прочный фундамент для жизни.

Если вам нужна аналогия, то вот она: то, что вы сейчас считаете жизнью, подобно мыльному пузырю. Камень, растение, человек – все это разнообразные «мыльные пузыри». Оболочка «мыльного пузыря» – это сложная совокупность воспоминаний, которые относятся к разным видам памяти. В этом смысле девять аватаров[12], о которых говорит традиция Индии, в действительности представляют разные уровни памяти: эволюционную, генетическую, кармическую, неосознанную, подсознательную и осознанную.

«Пузыри»[13], принявшие форму камня или человека, отличаются друг от друга лишь тем, что в первом преобладает физическое измерение: оболочка камня плотна, а воздуха внутри меньше. Камень существует не благодаря сознанию, а благодаря механической прочности, которая свойственна пассивной памяти. Вы можете разбить камень молотком и уничтожить его. Но если вы разобьете молотком «пузырь» в виде человека, то уничтожите только тело. Сеть кармической памяти, которая содержится в теле, всегда найдет способ создать для себя другой «пузырь», другую физическую форму. Такова ее природа. Как я уже упоминал, йогический духовный процесс призван истончить этот «пузырь» до такой степени, чтобы, когда он однажды взорвется, не осталось бы совершенно ничего. Так вы переходите из ограничений бытия в свободу не-бытия, или нирвану.

Возможно, сказанное разочарует многих людей, потому что оно означает: нет никаких самостоятельных форм жизни. Все истории про душу, «сущность» и другие прелести придуманы с целью утешения. Попробуйте сказать людям, что внутри них – пустота. Они перепугаются: а как же личность? Нет никакой личности. Есть лишь сеть воспоминаний, создающая иллюзию «особенной личности». Вот почему при потере памяти или ее вытеснении – как, например, в случае болезни Альцгеймера – личность умирает первой, но люди сохраняют некоторые особенности. Как у скорпиона есть черты, отличающие его от кузнечика, так и у потерявших память людей есть особенности, но нет личности. Когда осознанная, неосознанная и подсознательная память вытесняется или исчезает, на сцену выходит генетическая память. Если генетическая память исчезает, ее сменяет эволюционная память. И даже в этом случае жизнь сохраняется, потому что она еще не до конца растворилась.

Если вы, словно вырвав шнур из розетки, удалите всю память сразу, то она полностью разрушится и «пузырь» не сможет удерживать воздух. Под «воздухом» здесь подразумевается жизненная энергия, или сознание. Сознание – это не субстанция, а качество. Природа космоса. Вы просто надули «пузырь», в котором заключена частичка сознания. С помощью осознанной жизни или садханы мы пытаемся вобрать в себя как можно больше воздуха и стать настолько большим «пузырем», чтобы оболочка истончилась. Вы не хотите быть маленьким «пузыриком»: растворение возможно только при условии, что вы будете достаточно большими.

Посредством садханы вы надуваете огромный «пузырь». Вам нужно надуть его настолько, чтобы он больше никогда и нигде не проявился как прежняя форма памяти. По сути, увеличение «пузыря» означает истончение его оболочки. Делая садхану, вы растягиваете его изнутри, и однажды он лопнет. Вы делаете «пузырь» таким большим, что память становится все тоньше и тоньше, и, когда «пузырь» лопнет, она исчезнет полностью. Предположим, кто-то – благодаря жизненному опыту, знанию, мудрости или чему-то еще – надул такой большой «пузырь», который нельзя не заметить. Выйдя из утробы матери, эта форма жизни проявит определенные качества просто потому, что представляет собой большой «пузырь». Все обратят на нее внимание. Вокруг могут летать сотни других «пузырей», но все будут смотреть на этот. Такое существо мы называем высокоразвитым. Неважно, станет оно духовным учителем или просто будет расхаживать по улице. Где бы оно ни появилось, люди не смогут его проигнорировать, потому что его отличает особый уровень активности и намерения.

Используем эту же аналогию, отвечая на вопрос: «Что происходит, когда кто-то умирает?» По большей части ваше физическое «я» представляет собой накопление генетической и эволюционной памяти (другие измерения памяти задействованы в меньшей степени). В основном за эту память отвечает энергетическое тело. Когда приходит смерть, вся накопленная, поверхностная память – генетическая, эволюционная и другая – исчезает, но глубокий слой кармической памяти остается нетронутым и потому ощущается как вечный. Его люди и имеют в виду, говоря, что душа вечна. Душа не вечна, но, с вашей точки зрения, то, что выходит за пределы тела, вечно. В этом смысле долгосрочная память, ведущая вас через смерть, определяющая природу вашей будущей жизни и опыта, – вечна.

Когда вы умрете, то из восьми типов памяти, которыми вы сейчас обладаете, отпадут семь. Уйдет эволюционная память, ответственная за ваше проявление в человеческом обличии. Уйдет генетическая память, определяющая цвет вашей кожи, форму носа и так далее. Осознанная, неосознанная и подсознательная память тоже растворятся. Таким образом, когда вы лишитесь тела, у вас остается лишь одна основа: кармическая память. Запомните: в процессе смерти, или отделения от тела и продолжения жизни, остается лишь одна память, кармическая. Внутри этой категории есть то, что называется санчитой, и то, что называется прарабдхой. Но, по сути, остается карма.

Один способ заставить этот «пузырь» лопнуть – вобрать в себя как можно больше жизни. Даже если вы не предпринимали ничего особенного для демонтажа кармы, ее стены истончатся просто потому, что жизнь станет больше. Другой способ – износить кармическую оболочку. Очень немногие люди знают, как при нетронутой кармической субстанции однажды открыть дверь и выйти. Остальным приходится изнашивать карму. Вот почему на духовном пути людям обычно «прописывают» колоссальный объем активности: если вы не можете раздуть «пузырь» изнутри, его следует износить снаружи. В любом случае ваша задача – максимально истончить его оболочку. Для этого рекомендуется медитировать в священных местах, таких как Дхьяналинга, а также посещать ятры. Кармическое тело подвержено влияниям, и все, что происходит с вами, – результат накопления этих влияний. Так что вы можете растворить кармическое тело с помощью полезных влияний, пребывая в правильных местах, в правильной атмосфере, общаясь с правильными людьми.

Духовный путь структурируется так, чтобы человек постоянно действовал, но делал это не ради себя. Когда вы действуете ради себя, карма увеличивается, кармическая оболочка накапливает субстанцию, уплотняется. У вас усиливается чувство привязанности и отторжения: «это я делать буду, а это не буду»; «с этим человеком я готов поговорить, а с тем нет»; «этого я люблю, а того ненавижу» и так далее. Такое отношение естественно, когда человек действует ради себя.

Весь духовный процесс в Индии построен таким образом, чтобы кармическая оболочка не накапливала субстанцию. В то же время вы продолжаете увеличивать объем жизни, которую собираете. Неважно, сколько у вас мозгов и знаний. Важность вашей жизни всегда определяется объемом жизни, заключенной в вас. Ваша задача – увеличить объем истинной субстанции жизни настолько, чтобы потребность в оболочке, или упаковке, отпала. Став ненужной, оболочка сама собой растворится, и тогда та вездесущая субстанция, которая была в ней заключена и которая вам не принадлежит, сольется с вами. Вы станете ее частью.

При плотной оболочке вы подобны мячу для гольфа: в вас есть лишь немного жизни, все остальное – карма. Стоит вас немного подтолкнуть, и вы начинаете скакать из стороны в сторону. Но если вы большой «пузырь» и вас подтолкнули, то вы не будете биться о стены, лишь немного соскользнете в сторону. Так происходит и с людьми. Стоит лишь тронуть за плечо человека, полностью подчиненного своей кармической структуре, – и он начнет метаться. Тот, кто уже достиг определенного развития, не станет метаться, даже если на него налетит автобус. Он лишь соскользнет в сторону.

Не всем, кто включился в духовный процесс, или садхану, предстоит взрыв просветления. Путь многих – износить свое кармическое тело. Если ваш «пузырь» уже не может вмещать генетическую и эволюционную память, то вы не перейдете в новое тело. Воплощение больше невозможно, история закончена. Возможно, какая-то часть памяти еще осталась, но «пузырь» больше не возникнет.

Взорвав «пузырь» кармы, вы можете насовсем выскочить из цикла перерождений. Тогда мы назовем это не смертью, а необратимым финалом жизни. До большого пузыря достаточно лишь дотронуться, и он лопнет сам собой, не оставив следа. Это не потребует усилий. В случае маленького «пузыря» придется потрудиться: он не взорвется, а просто прилипнет к вашей руке. Многие духовные направления действуют так: с каждой жизнью они раздувают «пузырь» жизни все больше и больше, чтобы однажды он лопнул сам собой. Но даже если пузырь маленький, с плотными стенками, но при этом люди, обладая необходимой мудростью и намерением, включаются в мощный духовный процесс, у них есть шанс освободиться в текущей жизни. Им необязательно перерождаться снова и снова, чтобы увеличить «пузырь».

БОЯСЬ СМЕРТИ,

ВЫ ИЗБЕЖИТЕ

ТОЛЬКО ЖИЗНИ,

НО ИЗБЕЖАТЬ

СМЕРТИ ВАМ

НЕ УДАСТСЯ

Понимая жизнь и смерть

Для понимания происходящего во время смерти необходимо кое-что знать об устройстве человека. В йоге мы рассматриваем весь организм как тело. Тело – это совокупность пяти оболочек, или так называемых кош: аннамайя коши, маномайя коши, пранамайя коши, вигнанамайя коши, анандамайя коши. У каждой коши есть своя цель и свои сферы воздействия.

Внешняя оболочка человека – это физическое тело, или аннамайя коша. «Анна» означает «пища», и потому мы называем это тело «пищевым». Когда вы родились, вы весили всего 3–4 килограмма, а теперь благодаря усвоенной вами пище весите примерно в двадцать раз больше. То, что вы называете телом, всего лишь накопленная гора еды. Отсюда и происхождение названия.

Следующая оболочка – маномайя коша. «Мана» означает «ум». Маномайя коша – это ментальное тело. Оно включает в себя мысли, эмоции, все ментальные процессы – как осознанные, так и неосознанные. Современные доктора всё больше говорят о психосоматической природе многих болезней. Это означает, что происходящее в уме отражается на теле. Каждое колебание на уровне ума вызывает химическую реакцию в теле. В свою очередь, каждая химическая реакция в теле создает колебание на уровне ума. Когда вы говорите «ум», люди обычно полагают, что он ограничен определенным местом, и ошибаются. Существует целая анатомия ума. В каждой клетке тела есть память и ум. Итак, ум – это полноценное тело, которое мы называем ментальным, маномайя кошей.

На страницу:
3 из 7