Полная версия
Парейдолия
Очередной день майора пролетел весьма суетно, и времени думать о чём-то другом просто не оставалось. Несколько поездок и важных встреч быстро промотали этот день к вечеру, но когда рабочие дела схлынули, Горчаков тут же отправился в Отдел информационной безопасности.
– Юленька, здравствуй, не могу Ницмана нигде найти.
– Погодите, Анатолий Юрьевич, он на совещании. А, вот и он идёт.
Майор и старший лейтенант зашли в технический кабинет.
– Анатолий Юрьевич, – начал Ницман – я бы… ну лучше в другом месте встречаться, если что…
– Я понимаю, лейтенант, понимаю. Зачастил я, да, видать, вопросы уже задают?
– Нет ещё, но чую, начнут.
– Правильно мыслишь. Ладно, думаю, в следующий раз на нейтральной территории. Слушай, Витя, вопрос у меня к тебе. Можешь дать мне ссылки и выходы на эти форумы и ресурсы всякие, где могут быть эти обработанные изображения в достаточном количестве? И всякие их обсуждения тоже. Это я к тому, чтобы тебя лишний раз не дёргать. Пока выходные у меня, посижу дома, подумаю, поищу, сам посмотрю, что как.
– Завсегда просто. Сейчас, качну вам на флешку инструкции и ссылки разные. Конечно, это далеко от продвинутого поиска, но себя на выходные займёте, уж точно. – улыбнулся Ницман – Может сами что раскопайте, я-то, сами понимаете, не многорукий, этот…
– Шива.
– Да, точно, он. – старший лейтенант на секунду задумался, затем сел за компьютер и на какое-то время погрузился в пёстрые страницы, замелькавшие на экране, быстро бегая пальцами по клавиатуре. Затем встал и подошёл к Горчакову – Вот вам флешка, там всё написано.
– Спасибо, Витя, как обычно, большое. И вот ещё, вопрос у меня… послушай, лейтенант, я ведь знаю, ты можешь иногда… хакерствовать, сайтик какой-нибудь плохо защищенный обрушить, или контент удалить, заблокировать что-нибудь, так?..
– Нуу… теоретически, могу. – неуверенно ответил Ницман.
– Скажи, можешь ли доброе дело сделать? Вот эти «фотки предсказаний», которые мы видели, и особенно последнюю, они же разбросаны по сети на разных ресурсах, которые тебе известны – можешь их поудалять как-нибудь? И комментарии почистить?
– Наверно могу, но очень не везде и не у всех, для того чтобы масштабно делать, санкции нужны соответствующие, да и то, весьма проблемно. Одному мне-то с этим не справится.
– Да хоть что хоть что, что получится!
– Ладно, постараюсь… А зачем, если не секрет? – лейтенант сделал недоуменное лицо.
– Не секрет. А чтобы хоть чуть-чуть сдержать распространение информации о программе. По принципу, чем меньше – тем лучше. А если дело официалку получит, то там уж и всё выпилим, если надо, но это уже потом.
– Хм… – Ницман задумался, и по его виду было понятно, что он не очень рад этой просьбе.
– Что не так, сомнения?
– Анатолий Юрич, я то могу, но просто не считаю, что это эффективно, тем более для меня это не в один клик, сами понимайте.
– Ну, хоть на каких-то основных сайтах, хоть где то!.. Затейкин, ты же знаешь, с меня не заржавеет! – майор подмигнул.
– Ладно, этот вариант давайте попробуем. Хотя я очень сомневаюсь, что это может даже хоть чуть-чуть затормозить распространение информации. Где смогу, там подотру. А что касается тотального выкорчёвывания инфы с целью полного удаления, даже в случае соответствующего указа, считаю сие занятие изначально бессмысленным.
– Почему же? – удивился майор.
– А потому, Анатолий Юрьевич, что информация, раз попавшая в интернет, остаётся там навсегда и рано или поздно всплывёт, и быстро восстановит утраченное количество, а скорее всего, превысит. И всегда найдутся сотни способов обойти запрет.
– Вот ты дал! А на что ваш отдел существует, зачем все эти Роскомнадзоры, в любом же случае, контроль приносит свои плоды, разве нет? И в этом случае, должно сработать.
– Ооой, не надо, Анатолий Юрьевич… – Ницман поморщившись отмахнулся, всем своим видом демонстрируя насмешливую иронию. – Ну, в конце концов, если будет приказ, будем делать, думать об эффективности не моя задача. Пошаманю, что смогу. Ладно, надо идти работать, счастливых выходных!
* * * * *
Проснувшись, Горчаков первым делом завершил все мелкие домашние и накопившиеся дела, предвкушая одинокий и расслабленный вечер. Утренний отзвон всем, кому обещал, главный секрет спокойствия вечером, и как уже давно понял майор, особенно своей бывшей жене, которая имела обыкновения звонить именно тогда, когда Анатолий находился на самом пике расслабления или наоборот, трудового аврала, которые после её звонка превращались в отравленное болото. Этот момент Горчаков уже предвидел, и заранее решив с женой некоторые насущные вопросы касательно школьных дел дочери и затянувшегося бракоразводного процесса благополучно повесил трубку.
Вечер окутал квартиру майора тишиной. На низеньком столике перед его диваном стоял ноутбук, на мониторе которого пестрили разноцветные картинки. Горчаков крутил колёсико мыши.
Картинки сменяли друг-друга, становясь то пестрее, то проще, то изобилуя деталями, то выглядя полностью односложными. С десяток вкладок были открыты в браузере, и Анатолий неспешно переходил с одной на другую. Картинки, фотографии, зарисовки… Взгляд Горчакова впивался в них всё сильнее, словно пытаясь разглядеть то, чего он не замечал раньше. По мере расслабления Горчаков всё глубже и глубже погружался в увиденное, созерцая их без мыслей и выводов, просто плавая между ними, словно по мозаичному морю, расплескавшемуся мегабайтами по бескрайнему цифровому миру.
Вот простая фотография леса. А вот обработанная программой NewVision. Обработка не сильно бросалась в глаза и была видна лишь слегка, словно синтетическая текстурная вуаль, покрывающая поверхность изображения. А вот очередное фото того же участка леса, тоже обработанное. Но на этот раз вуаль превращается из фона в фигуру, выделяясь, становясь явной, более структурированной, и сквозь неё начинают проглядывать… силуэты. Силуэты, то ли людей, то ли животных, еле различимые глазу. Горчаков посмотрел на дату создания фотографий – разница между ними была в два дня. Один и тот же участок был снят с одного и того же ракурса, но в разное время. Анатолий уже читал о подобном явлении в комментариях форумов и соцсетей, но из-за отсутствия понимания опасался делать выводы. По крайней мере, если допустить мысль, что эти фотографии создавались не случайными людьми с неслучайным результатом, то и феномена никакого не было, так как все резонансные фотопредсказания, суть искусная имитация.
С каждой минутой спокойного просмотра майор расслаблялся всё сильнее и сильнее – тишина, покой и мягкий диван оставляли его один на один с замысловатыми узорами обработанных изображений. Фотографии, привлекавшие его внимание, надолго задерживались перед глазами, заполняя собой все ощущения, и несмотря на полусонное состояние, мозг Горчакова продолжал работать, пытаясь сортировать полученную информацию по правильным внутренним полочкам. Разглядывая две обработанные фотографии разных участков леса, он заметил кое-что, чего не замечал раньше: несмотря на то, что два изображения значительно различались, и на первый взгляд не были похожи друг на друга, всё же между ними выявлялась явная связь. Связь, которую было сложно обнаружить взгляду не подготовленному, но при детальном сравнении двух картинок она становилась очевидной: более сложные конструкции второй фотографии состояли из структурных элементов первой. Это словно лего, текстурные кирпичики, переформировывая которые можно складывать различные образы. На первой фотографии присутствовала тонкая сетчатая структура, с характерным геометрическим рисунком, словно многоугольники вплелись друг-в-друга, образуя в своём хаосе некое подобие симметрии и порядка. Иногда, некоторые места этой сетки, своими сочленениями очень отдалённо напоминали какие-то знакомые фигуры. На второй же обработанной фотографии, дело обстояло несколько по-другому: фигуры и странные предметы были теперь явно заметны, но они образовывались… всё из этой же сетки, содержа в своей основе всё те же структурные элементы, только многократно усиленные, теперь уже расцвеченные и более контрастные.
«Как же я раньше этого не замечал?..» – подумалось Горчакову.
С ещё большим рвением он начал изучать структуру последствий обработки программы, внимательно изучая все попадающиеся на глаза картины, увеличивая их и умозрительно сравнивая между собой. Через несколько минут копания в хаосе вкладок Горчаков сохранил себе ещё несколько фотографий показавшиеся ему интересными, но уже с другими пейзажами – на сей раз, это были стены комнат и индустриальные городские панорамы. Увеличив экранной лупой части двух разных пейзажей, Анатолий обнаружил всё ту же мозаичную структуру, хотя по внутренней геометрии она несколько отличалась от виденной в обработках леса. Аналитический ум майора не мог устоять против соблазна обобщения, находясь даже в расслабленном состоянии – количество информации перешло в качество, и мозг Горчакова автоматически стал выявлять различия и закономерности, подвергая классификации всё, что ускользало от внимания раньше.
«…Мозаики… Да, именно, это они. Но что же они напоминают? Что то знакомое, что я уже видел… ладно, пусть так. Но что в них общего? Смотри внимательнее смотри… так, и на этой картинке, и на той… Формы элементов? Нет, разные. Повторяемость участков? Хм… вроде нет. Ага! Неповторяемость – вот что повторяется. Несмотря на кажущуюся симметрию, все эти текстуры состоят из неповторяющихся структурных элементов, которые спаяны между собой замысловатым узором».
Такая «несимметричная симметрия» Горчакову показалась явно знакомой, а значит, что-то подобное он уже наблюдал. Google в помощь: майор быстро набрал в поиске «узоры, мозаика, асимметрия» и буквально скоро, в картинках обнаружил, что искал. Арабское мозаичное искусство! От открывшихся в браузере картинок запестрели глаза, мозаики и узоры самых разных форм и расцветок бросились из монитора разноцветным потоком. Анатолий быстро исключил вязь и симметрию из рассматриваемых, и сосредоточил своё внимание на узорах, в которых структурные элементы не повторялись зеркально.
«Ага, вот пожалуй, похоже на то…»
Анатолий внимательно глядел на несколько открытых изображений. Что-то напоминающее так называемый Гирихов узел… и даже чуть посложнее. Взгляд Горчаков упал на картинки внизу, и он почти сразу нашёл, что искал – вот оно, похоже на узоры внутреннего убранства в некоторых храмах Индии и Ирана, или украшение свода у входа в султанскую ложу в турецкой мечети, 1424 года.
Внимательно рассмотрев увеличенные изображения древнего религиозного искусства, Горчаков ещё пристальнее погрузился в исследование узоров и поиск новой информации. Его взгляд снова застыл на одной из картин, на сей раз, эта конструкция называлась мозаика Пенроуза. «Чертовски напоминает…» – подумал майор и прочитал: «Мозаика Пенроуза представляет собой узор, собранный из многоугольных плиток двух определённых форм (немного различающихся ромбов). Ими можно замостить бесконечную плоскость без пробелов… Однако, если присмотреться, можно узреть, что в узоре Пенроуза нет таких повторяющихся структур – он апериодичен. Но дело отнюдь не в оптическом обмане, а в том, что мозаика не хаотична: она обладает вращательной симметрией пятого порядка.»
«Ага, всё понятно, вращательная симметрия пятого порядка» – насмешливо подумал Горчаков и стал читать дальше.
Квазикристаллы – влетело в голову Горчакову замысловатое, не знакомое прежде слово. Так вот что такое в своей основе эта мозаика Пенроуза и подобные арабские орнаменты! Кристаллы без периодической симметрии, новое состояние вещества. По всей видимости, выходило, что в древних орнаментах подобные узоры были запечатлены задолго до того, как были открыты в наши дни в виде математических структур. По сути, арабские орнаменты, мозаика Пенроуза и квазикристаллы базируются на одних и тех же математических принципах.
«Здорово. Просто замечательно! Интригующе, чёрт возьми…» – подумалось Горчакову – «Только всё это ни о чём не говорит и сути дела не проясняет.»
Майор откинулся на спинку дивана и закрыл глаза.
Полежав десять минут и успев погрузиться в лёгкий полусон, Анатолий снова прильнул к монитору. Мысли стали ленивыми и почти остановили свой поток, обрывки аналитических данных теперь носились в пустом пространстве созерцания, а сотни фотографий и узоров теперь сливались в сплошную реку мыслеобразов, в которой Анатолий чувствовал себя устало, но весьма приятно. Думать уже не хотелось, хотелось тупо кликать на картинки в браузере и созерцать, созерцать и ещё раз созерцать. Галерея фотографий стала превращаться в движущиеся фигуры с закрытыми глазами, словно ожили сцены из злополучных пророческих картин, затем эти фото сменялись узорами, потом какими-то затейливыми пейзажами. Горчаков ещё не спал, но под закрытыми веками видел цветные обрывки снов, состоящие из мешанины только что увиденных изображений, рабочих коридоров Лубянки, бессознательных неясных образов и… лошадей. Лошади появлялись из поля искрящихся, мерцающих точек и из них же и состояли. Лошади бежали галопом и рысцой, словно в мультфильмах с малой частотой кадров, потом снова превращались в поле зернистых точек и снова растворялись в нём, как бы распадаясь на составляющие их элементы. Горчаков даже стал различать знакомые очертания ипподрома и привкус юности под языком, именно там, где лимон вызывает ощущение кислоты, а также аромат дёгтя или смолы откуда-то из детства, казавшийся таким приятным и родным. Лошади плавно неслись за закрытыми веками Анатолия, переливаясь одна в другую, и теперь словно он сам сидит на одной из них и сам управляет… А вокруг только поле, и всё небо из мелких синеватых пульсирующих точек, из которых всё проявляется, и в которых всё исчезает.
Потом всё пропало. Майор крепко спал.
Первая половина следующего дня прошла в таком же формате – небольшие мелкие дела, плюс поездки в магазины. Звонки старых друзей и знакомых сводились в основном к предложениям о встрече в увеселительных заведениях, но были сразу отклонены Горчаковым, сославшись на занятость и плохое самочувствие. Самочувствие у Анатолия и вправду было неважное, и желание встречаться с кем-либо ради бессмысленного трёпа языком не было абсолютно никакого, а имелось желание прямо противоположенное – быть одному и как можно дольше. Вечер наступил быстро и после беглого просмотра телепрограмм майор снова погрузился в мир замысловатых картин от программы NewVision, которые множились в сети, как грибы после дождя. Во вкладках браузера замелькали всё те же изображения, которые Анатолий уже созерцал вчера. Пролистав несколько страниц, он понял, что всё это уже видел и решил поискать в других местах. Открылись новые ссылки на форумы и группы в соцсетях, которые дал ему Ницман. Майор стал неспешно просматривать их в надежде уловить что-либо новое. Как ни странно, «что-либо новое» бросилось в глаза довольно быстро – на одном из форумов он нашёл разбор пользователями нескольких «пророческих» фотообработок.
Вот, например, женщина запечатлела своего ребёнка на фоне парка, и после прогона через NewVision в руках чада обнаружился пятнообразный артефакт «белый котёнок». Через несколько месяцев, та же дама откликнулась и оповестила общественность о том, что им подарили и вправду милейшего котика, правда, не совсем белого, скорее, сероватого. Ещё одна фотообработка повествовала о том, что в городской старой стене в Ярославле был обнаружен клад, по крайней мере, программа выдала нечто выглядящее кладоподобно. Под стеной вскоре и правда нашли спрятанный ящик, правда, совсем не в том месте, где была сделана фотография, да и клада как такового не было, а всего лишь документы на имущество, несколько ключей и печатей, возрастом примерно конца 19 века. Последняя обработка была весьма прелюбопытная: на ней пользователь запечатлел себя в зеркале, сняв, как и полагается, 11 кадров своего же изображения, пользуясь штативом и приличным фотоаппаратом. Получилось само по себе забавно: поскольку он чуть-чуть двигался, и конечно не мог выглядеть каждый кадр абсолютно одинаково, при сложении кадров он превратился в некий полуразмытый образ, похожий на улыбающуюся медузу. Но вот самого фотоаппарата отражающегося в зеркале… видно не было, вернее, на его месте было что-то невнятное, словно затянутое плёнкой, выглядящее, словно дефект фотографии. И зеркала самого тоже не было – вернее, оно почти утонуло в артефактах обработки, и в их узорах явно прослеживалась поверхность старой, деревянной, резной двери – и именно на этой старой двери, по утверждению самого автора, о чём он якобы не знал, как оказалось и висело это зеркало.
«Вот ведь!..» – подумал Горчаков – «Можно сделать вывод, что "предсказания" бывают не только негативными или угрожающими, но и позитивными или даже нейтральными, с довольно забавными деталями.»
Анатолий продолжил просмотр форумов и страниц с отзывами. Беглый взгляд на комментарии не выявлял полезной информации, тем более большинство новомодных интернет-терминов ему были совершенно непонятны. Были разговоры о функционале программы, о возможностях применения в дизайне и болтовня о мистической чепухе, что-то в стиле «её запустили аннунаки-жидорептилойды-фсб», и всё в таком духе.
«Ах если бы, если бы…» – грустно подумал Анатолий.
Майор встал, налил себе чай и вернулся к монитору. В голове его крутились неясные мысли, которые настойчиво желали всё увиденное классифицировать и привести информацию хоть к какому-то стройному виду. А пока что, получалось всё то же самое: большинство обработок не несут в себе никакой информативности и не содержат ничего, что могло бы привлечь внимание. «Пророческие» результаты работы программы всё же весьма редки, но в масштабах многократных копирований и быстрого распространения внутри интернета выходят на первый план, становясь заметными и популярными. Как понял Анатолий, в основном они бывают двух типов: первые «предсказывают будущее», другие же, «показывают сокрытое», или прошлое. По всей вероятности, «показанное» не базируется на рейтинге актуальности для большинства людей, а проявляет себя весьма случайно – никогда не знаешь, увидишь ли на фоне городского парка милого котёнка или истерзанных жертв маньяка. А также, до сих пор остаётся открытым вопрос: почему и по какой причине результаты обработки одного и того же пространства абсолютно не предсказуемы и могут столь разительно отличаться?
Майор сформулировал для себя эти вопросы почти спонтанно, так как они не требовали какого-либо сильного напряжения ума, и в общем то, Горчаков не особо стремился зарыться с головой в загадку, без ясных перспектив и понимания своего места в распутывании этого странного клубка. В этот момент майору пришлось признаться себе, что он не желал понапрасну напрягать свой мозг без особых на то санкций от вышестоящих, но по крайней мере он не врал сам себе – Шерлок Холмс из него никудышный, зато функционер превосходный. Хотя… если Уманец потребует, то хоть чёрта, хоть Холмса всегда можно будет достать из кармана и посадить в свою ленивую голову.
Анатолий снова погрузился в неспешное созерцание и поиск, позволяя мыслям течь плавно, а выводам, если таковые вообще приходили, формироваться спонтанно и без усилий.
Снова десятки фотографий замелькали на экране. Внимание его и на этот раз было привлечено текстурной мозаикой, прародительницей всех явных образов, которая, словно паутинка вплеталась в изображения. Разглядывая и сопоставляя различные обработанные фотографии, Горчаков заметил, что не все артефакты содержат в своей основе эту несимметричную мозаику. На многих изображениях эта квазикристаллическая структура проявляет аморфные черты, начинает ветвиться и изгибаться, теряя всякое сходство со сложным, но математически изящным орнаментом. Такие картины майор видел и до этого, но они проносились мимо его внимания, и представлялись чем-то мутным и невнятным. Теперь же, он видел, что несмотря на кажущуюся сумбурность, артефакты обработки этих изображений явно обладали своей странной структурой, напоминавшей струящуюся блеклую патоку, которая извивалась, завихрялась в спирали, перемешивалась, выглядя одновременно словно капилляры и бензиновые пятна на асфальте. Просмотрев с десяток таких картин Горчаков заметил, что основными крупными артефактами, «выраставшими» из этой аморфной текстуры были не человеко– или звероподобные фигуры и сцены, а псевдосимволы и псевдоцифры, странные переплетения каких-либо знаков и геометрических фигур. У Горчакова внутри щёлкнуло – кажется, где-то уже видел! Он быстро достал флешку и воткнул в ноутбук. На мониторе появилась старая знакомая картина, первая, с которой началось его знакомство с программой NewVision – мраморная плитка Роснефти с неясными цифро-буквенными символами. Майор кликнул экранную лупу и увеличил изображение, взглянув на хорошо знакомую фотографию ещё раз. Да, сомнений не было – таже аморфная текущая текстура. И на ней не лица, на ней знаки.
Значит, есть связь, между формой фоновых узоров после обработки, и смысловым наполнением образами: в случае с «мозаикой», это живые существа и сцены, в случае «аморфных вихрей» – это символы.
«Замечательно!» – подумал про себя Анатолий. – «Пусть яснее не становится, но информация точно лишней не будет».
Но было ещё несколько фотообработок, найденные на просторах сети, которые не вписывались ни в первую, не во вторую категорию. Текстура на этих снимках напоминала пену, или скорее, зернистую структуру старых плёночных фотографий. Сетка слабо заметных «пузырьков» покрывала всё пространство изображений, иногда концентрируясь в линиях и местах переходов между предметами, иногда становясь более разряженной, но в целом выглядела равномерно. Структура и характер этих пузырьков-точек была такова, что при долгом взгляде невозможно было понять – они очень мелкие или же очень крупные? И у этих редких изображений была одна особенность – на них совсем не было других артефактов. Ничего, что напоминало бы фигуры, сцены или символы. Сплошное зернистое покрывало.
Анатолий выбрал одну из таких наиболее примечательных фотографий: это был очень простой пейзаж, ровный кусочек поля и неба, очень похожий на заставку Windows XP, которую он на своём старом ноутбуке не менял уже лет десять. Изображение выглядело наиболее ячеистым, и эта структура хорошо просматривалась на данной фотографии ввиду простоты пейзажа и отсутствия посторонних предметов. Майор развернул её на весь экран и начал пристально всматриваться. Тот факт, что подобные последствия обработки программой редкость, в отличие от первых двух, заинтересовал его ещё сильнее, чем выяснение особенностей и связей первых двух типов текстур. Горчаков открыл ветки форумов, с которых были скачены данные изображения и стал читать комментарии пользователей. Через полчаса беглого ознакомления выяснилось, что «мёртвозернистые пикчи», как их называли, действительно редкость и что они никогда не содержат «предметных иллюзий». Тем не менее, несколько пользователей утверждали, что « именно эти картины являются наиболее ценными, так как остальные раскрывают тайны внешнего мира, а Мёртвозернистые, при правильном взгляде на них, откроют тебе тайны собственной души.» Но Анатолия совсем не интересовали мистические интерпретации, а только поиск хоть какой-то классификации и возможных зацепок с целью выяснения зависимости проявления того или иного типа узоров от условий съёмки.
«Почему они разные..? Чёрт подери, ну должно же это что-то означать? Должна же быть связь между условиями создания фотографии и проявлением той или иной текстуры? Или нет?..» Пока Горчаков размышлял над подобными вопросами, взгляд его машинально впился в изображение полей и неба на мониторе и уставился в точку. Мысли начали замирать и расплываться, отражаясь друг от друга, превращаясь мешанину из слов и ощущений. Вечер и квартирная тишина, как и вчера, делали свой дело, нагоняя сон на уставший мозг майора. Горчаков ещё пытался всматриваться в изображение и о чём-то размышлять, но чем дольше он глядел, тем больше терялся в их ячеистой пелене, которая словно вьюга укутывала всю поверхность фотографии. Вскоре, взгляд Анатолия потерял границы экрана, и фотография заполнила всё видимое пространство растёкшись во все стороны, поглощая стены и потолок. Слипающиеся веки быстро стирали грань между изображением вовне и водоворотом стихийных образов внутри – всё превратилось в сплошное месиво неясных видений, которые застряли где-то между сном и бодрствованием. Точки-ячейки теперь расплылись по всему объёму внутреннего взора, и вот уже кружили за закрытыми веками волнообразной метелью. Из этой метели, сотканной из световых волн-зёрен, возникали туманные образы и так же быстро исчезали. Какие-то существа, смутные мерцающие пятна, искристые вибрации – всё это расплылось словно на абсолютно чёрном экране закрытых век. Сознание майора уже почти ушло в мир полноценного глубокого сна, готовясь потерять из виду даже неясные зрительные грёзы, как вдруг резкая встряска и грохот вытолкнули Анатолия в реальность. Он лежал скрючившись на полу.